Административный штраф за несвоевременную сдачу декларации. Калькулятор штрафа за непред­ставление налоговой декларации (расчета по взносам)

Цель составления и сдачи отчетности в органы налоговой службы – предоставление информации о товарах, работах, услугах, оказанных организацией, а также о сумме налога, который необходимо оплатить в бюджет. Корректность, полнота и своевременность предоставляемой информации находится под строгим контролем государственных органов. За неверную информацию, указанную в декларации, и несвоевременную ее подачу организация может быть привлечена к ответственности согласно законодательству РФ. О видах такой ответственности и возможных штрафах за несдачу налоговой декларации по НДС мы и поговорим в нашей статье.

Порядок подачи декларации по НДС

Кто и когда обязан подавать декларацию

Организациями, которые по законодательству обязаны предоставлять декларацию по НДС в органы налоговой службу, являются непосредственно предприятия-плательщики данного налога, а также компании, которые выступают в роли налоговых агентов. Специфика деятельности подобных организаций заключается в том, что они выставляют и получают документы от своего имени, но в то же время ведут свою деятельность в интересах другой организации. К таким компаниям, как правило, относятся посредники в различных видах деятельности, застройщики, экспедиторы и т.п.

С помощью таблицы рассмотрим, какие данные и в какие срок подают плательщики и агенты в декларации по НДС.

Предприятие, подающая декларацию Предприятие- плательщик НДС Предприятие- неплательщик НДС Срок предоставления отчетности
Продавец (реализатор) товаров, исполнитель услуг, работ, подрядчик Предусмотрена обязательная подача декларации. В декларации указывают данные о суммах проведенных операций. Предусмотрена обязательная подача декларации только в случае, если были выставлены счета-фактуры. Указывают данные о суммах согласно счетов-фактур (так называемый “выделенный НДС”).
Налоговый агент Предусмотрена обязательная подача декларации. В декларации указывают данные:
  • о суммах проведенных операций;
  • “выделенного НДС” от посреднической деятельности.
Подается ежеквартально. Последний срок – 25-е число месяца, следующего за истекшим кварталом.
Комиссионер, не выступающий налоговым агентом Предусмотрена обязательная подача декларации. В декларации указывают данные:
  • о суммах проведенных операций;
  • “выделенного НДС” от посреднической деятельности.
Не предусмотрена обязательная подача декларации. Вместо нее в контролирующие органы предоставляют данные “выделенного НДС” в рамках посреднической деятельности в виде электронного журнала счетов-фактур.
  • декларация предоставляется ежеквартально. Последний срок сдачи – 25-е число месяца, следующего за истекшим кварталом;
  • журнал предоставляется ежемесячно. Последний срок сдачи журнала – 20-е число месяца, следующего за истекшим месяцем

Как рассчитать срок сдачи

При предоставлении отчетности следует учитывать наличие выходных и праздничных дней. Для примера представим, что день сдачи 25.07.2016 припадает на воскресенье. В таком случае последним днем сдачи документа будет 26.07.2016.

Куда подается декларация

Все предприятия обязаны подавать налоговую декларацию по месту собственной регистрации. Имеется ввиду, что отчетность предоставляется в районные органы налоговой службы согласно юридическому адресу предприятия. Это обусловлено тем, что оплата налога осуществляется в фонд федерального, а не местного бюджета.

Нарушение порядка и сроков предоставления декларации. Расчет штрафа

При несоблюдении процедуры и сроков подачи отчетности, указанных выше, в том числе и полное непредоставление отчетности, предприятие понесет налоговую ответственность в виде штрафа, а также административную и даже уголовную ответственность.

Штраф за несдачу декларации по НДС: ответственность перед налоговой службой

Просрочила организация срок подачи отчетности на один или несколько дней, или не подала декларацию вообще – в каждом из перечисленных случаев контролирующий орган вправе применить нарушителю штрафные санкции.

Сумма штрафа определяется количеством дней просрочки и рассчитывается исходя из суммы неоплаченного налога. Сумма штрафа зафиксирована на показателе 5%. Данные процент применяется к каждому месяцу просрочки, при этом был ли этот месяц полный или нет, значения не имеет.

Рассмотрим пример:

Следует отметить, что установлены ограничения относительно максимальной и минимальной величины штрафа к взысканию: он может быть не более 30% от суммы неоплаченного налога, но не меньше 1000 руб.

Ответственность должностных лиц

Данный вид ответственности подразумевает предупреждение первых должностных лиц предприятия (директора, главного бухгалтера) о зафиксированном нарушении. Вынесенное предупреждение не обязует организацию к выплате штрафов в случае, если получено впервые. При возникновении последующей просрочки (или при непредоставлении декларации) на первых лиц предприятия накладывается административный штраф (сумма от 300 руб. до 500 руб.).

Блокировка операций на банковских счетах

Законодательство предусматривает, что контролирующий орган вправе заблокировать банковский операции организации, которая просрочила сдачу декларации на 10 дней и более. Стоит ли прибегать к таким методам воздействия или нет решает исключительно начальник органа налоговой службы. Это же лицо принимает решение о разблокировке счета по факту предоставления отчетности организацией.

Уголовная ответственность

В отдельных случаях непредоставление декларации НДС подлежит уголовной ответственности:

  1. В документы внесена заведомо ложная информация.
  2. Деяние совершено группой лиц по предварительному сговору.
  3. Непредоставлена декларация, вследствие чего не уплачен налог в особо крупных размерах.

Штраф при подаче ложной информации может колебаться в размере от 100.000 руб. до 300.000 руб. Если декларация была не сдана с целью неоплаты крупной и особо суммы налога, то сумма штрафа увеличивается до 500.000 руб.

В каждом из вышеперечисленных случаев существует возможность наказания для виновных должностных лиц в виде ареста и даже лишения свободы. В отдельных случаях и при полном погашении суммы убытка арест на усмотрение суда может не налагаться.

Отдельно отметим, что в случае признания судом необходимым осуждения, то виновные лица, помимо лишения свободы, также несут наказание в виде запрета на право занимать определенные должности и вести деятельность в установленный законом срок.

Несмотря на то, что каждый бухгалтер максимально пытается избежать нарушения в сфере бухгалтерского и налогового законодательства, никто не застрахован от ошибок, в том числе и в разрезе несвоевременной подачи отчетности. И далее о том, какие штрафы могут быть применены к субъектам хозяйственной деятельности со стороны контролирующих органов и как их корректно отражать в учете.

Налоговые штрафы

Для начала определим, что от того, какая отчетность была несвоевременно подана в компетентные органы, зависит характер такого нарушения. Налоговые штрафы – это разновидность налоговых санкций, которые применяются в соответствии со ст. 114 Налогового Кодекса РФ к налогоплательщикам за допущенные в этой сфере правонарушения. Такого рода штрафы уплачиваются предприятием исключительно на основании решения ИФНС, а сами затраты на оплату такого нарушения в бухгалтерском учете относятся на расходы отчетного периода.

Размер штрафов представлен в таблице 1.

Таблица 1 – Расчет размера штрафных санкций за несвоевременную сдачу отчетности

Ситуация Что говорит НК
Налог по декларации уплачен в установленный срок, а сама декларация подана с нарушением сроков Размер штрафа составляет в этом случаи за любой вид налога 1000 рублей. Это минимальный размер. Уплачивается за каждый месяц
Налог уплачен частично или не в полном объеме, декларация подана не в срок Размер штрафных санкций рассчитывается на основании разницы между той суммой, которая была уплачена, и которую необходимо было уплатить. Процент уплачивается за каждый полный или не полный месяц просрочки. Процент составляет 5%.

Но штраф не может превышать 30% от общей суммы налога.

Главное понимать, что размер штрафа, несмотря на то, что относиться на расходы, не уменьшает размер налогооблагаемой базы. Сама корреспонденция счетов проходит с использованием счетов 99, 68 и 69.

Пример цикла проводок, которые предприятие должно осуществить в результате уплаты штрафа за несвоевременную подачу декларации по налогу на прибыль:

  1. Начисление штрафа по НДС: Д-т 99, К-т 68;
  2. Начисленный штраф уплачен: Д-т 68, К-т 51;

Важно: сумма пени, которая начислена по налогам, не может быть отнесена к налоговым санкциям в соответствии с Налоговым Кодексом, поэтому для отражения проводок по пени используют не 99, а 91 счет.

Форма 6-НДФЛ

Юридическое и физическое лицо могут оштрафовать за несвоевременную подачу отчета по форме 6-НДФЛ, где отражены все начисления работника в разрезе подоходного налога. И минимальная сумма штрафа в соответствие с Налоговым Кодексом составляет 1000 рублей за каждый месяц. И даже если отчетность, например, просрочена на 5 месяцев и 2 дня, то уплатить штраф придётся за 6 месяцев.

Но такой штраф взимают помесячно в случае неподачи отчетности. Возникает следующий вопрос: а если отчетность подана, но не верно, и ее необходимо уточнить? В таком случае сумма штрафа составит не 1000, а 500 рублей за каждый месяц неправильно поданной формы.

Несвоевременная подача отчетности в ПФР

У многих бухгалтеров возникает насущный вопрос: а что будет, если несвоевременно подать отчетность не в налоговые органы, а в Пенсионный фонд, в который необходимо сдавать отчетность по начисленным взносам и удержаниям? И здесь есть главная особенность: с начала 2017 года вся отчетность, в том числе и по социальным взносам сдается исключительно в ФНС . Таким образом, юридические лица не должны подавать такие документы в орган ПФ уже начиная с 1 квартала 2017 года.

Относительно сроков сдачи, то если до 2017 года были установлены разные сроки подачи отчетности по социальным взносам в зависимости от формы подачи (бумажный или электронный вариант ), то сейчас нет принципиальной разницы как субъект будет сдавать необходимые документы. Новая методика расчета и сдачи обязывает налогоплательщиков сдавать любой вид отчетности до 30 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Единые сроки подачи отчетности по страховым взносам представлена в таблице 2.

Таблица 2 – Сроки подачи отчетности по страховым взносам по 2017 году

Фискальная же служба имеет полномочия взыскать штраф за несвоевременную подачу таких документов. Размер штрафа составит 5 % от суммы взносов, которые должны быть уплачены по данной отчетности. Штраф в размере 5% начисляется за каждый месяц просрочки, в том числе и неполный месяц.

Следует также обратить внимание: в 2017 году сумма штрафа за несвоевременную сдачу отчетности в 2017 году не может превышать 30% от суммы, которую предприятие должно уплатить в бюджет. Но также сумма санкций не может быть меньше 1000 рублей.

Вопрос: что делать, когда в бюджет средства были уплачены, а декларация была не подана. В таком случае штраф начисляется на размер долга, то есть разницы между тем, что необходимо было уплатить, и тем, что уплачено. Если такая разница составляет 0, то тогда предприятие должно уплатить установленный минимум – 1000 рублей.

Пример: Предприятие подало через интернет отчетность по страховым взносам за 2 кв. 2017 года 25.08. 2017. В соответствие с поданной декларации размер социальных взносов за три месяца составил 500 тыс. рублей. Какая сумма штрафа будет возложена на предприятие?

Расчет: По установленным срокам, за 2-й квартал предприятие должно было подать отчетность по социальным взносам до 31 июля 2017 года. Следовательно, просрочка составляет не полный месяц, за который и будет начислена пеня. Размер штрафа составит: 5% *500000=25000рублей.

Возникает другой вопрос: Если предприятие уплатило всего лишь минимальный платеж – 1000 рублей, то как его распределять между всеми видами страховых взносов? Здесь ФНС рекомендует руководствоваться размером самих взносов, в частности:

  • 22% на общеобязательное пенсионное страхование;
  • 5,1% – на медицинское;
  • 2,9% – на обязательное соц. страхование на случай временной нетрудоспособности.

Вне зависимости от распределения, на счетах учета проводка по уплате штрафа за несвоевременную подачу социальных взносов отражается следующим образом:

Д-т 99, К-т 69;

  1. Начисленный штраф уплачен

Д-т 69, К-т 51

СЗВ-М: куда сдавать в 2017 и кому платить штрафы?

Вопрос бухгалтера: с 2017 года вся отчетность подается в ФНС, туда же подавать и форму СЗВ-М?

Ответ: Нет, такая форма персонифицированного учета сотрудников за каждый месяц и в 2017 году подается исключительно в органы Пенсионного фонда.

Да, на органы Пенсионного фонда по-прежнему возложены обязанности по контролю за персонализацией данных сотрудников предприятия. В данный орган необходимо:

  1. Каждый месяц подавать отчетность по форме СЗВ-М о количестве сотрудников, работающих на предприятии. Важно: отчет в 2017 году можно сдавать до 15 числа следующего месяца, а не до 10, как это было в предыдущие месяцы;
  2. Раз в год подавать годовую отчетность о страховом стаже каждого работника. Такой отчет подается до 1 марта, следующего за отчетным периодом года.

Размер штрафа составляет 500 рублей за каждого сотрудника, за которого не было подана отчетность.

Пример: ООО «Инвест» подало в ПФ форму СЗВ-М за сентябрь 20 октября. На предприятии работает 30 человек.

Расчет: Штраф будет начислен, поскольку отчетность должна быть подана 15 октября. Размер штрафа 500*30=15000 рублей.

Проводка будет аналогичной проводке, которая отражает уплату штрафа по социальным взносам:

  1. Начислен штраф за несвоевременную подачу отчетности за социальные взносы:

Д-т 99, К-т 69;

  1. Начисленный штраф уплачен

Д-т 69, К-т 51

Важно: теперь форма СЗВ-М подается ежемесячно до 15 числа месяца, следующего за отчетным месяцем. Подается по-прежнему в ПФ, а не в ФНС. Отчет в ФНС в отличии от отчета по социальным взносам принят не будет.

Статистическая отчетность: штраф

Важно: не нужно самостоятельно спешить платить штраф, лучше дождаться уведомления, которого в большинстве случаев и не будет.

Если же предприятие оштрафуют, то размер составит от 20 до 70 тыс. рублей. Но могут применить санкции и к самому должностному лицу, который допустил такое нарушение. Размер штрафа для него от 10 до 20 тыс.

Оплату такого штрафа можно провести такой проводкой как: Д-т 99; К-т 76.

Таким образом, главное понимать, что при начислении и оплате штрафа любого рода со стороны контролирующих органов, уплаченные средства должны относиться на расходы предприятия. По дебету же могут быть варианты корреспондирующего счета.

Компания не ведет предпринимательскую деятельность, движения денежных средств по счетам нет. Если я в установленный срок не сдала единую (упрощенную) декларацию, какие последствия это может повлечь?

Когда сдается единая (упрощенная) декларация

Согласно п. 2 ст. 80 НК РФ единая (упрощенная) налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства физического лица не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшими кварталом, полугодием, девятью месяцами, календарным годом.

Сдать ее можно только при выполнении следующих условий:

У организации (предпринимателя) отсутствуют объекты налогообложения по налогам, в отношении которых она (он) признается налогоплательщиком;

В отчетном периоде не было никаких операций, в результате которых происходит движение денежных средств на счетах в банках (в кассе организации).

Если хотя бы одно из этих условий не выполняется, представлять единую (упрощенную) декларацию нельзя, и отчитываться надо путем подачи деклараций по конкретным налогам.

Налоговые органы не отслеживают наличие у налогоплательщика объектов налогообложения в текущем отчетном периоде, а также движение денежных средств на его счетах (в кассе). Поэтому они не знают, должна ли компания, которая не ведет деятельность, отчитаться за текущий отчетный период единой (упрощенной) декларацией или обязана представить декларации по конкретным налогам. В связи с этим возможны следующие ситуации:

1) компания по истечении установленных сроков не представила ни «нулевые» декларации, ни единую (упрощенную) декларацию;

2) компания сдала единую (упрощенную) декларацию, но с нарушением срока.

Декларации не сданы

В письме от 26.11.2007 № 03-02-07/2-190 Минфин России указал, что в случае, когда налогоплательщик свою обязанность по подаче налоговой декларации в отношении конкретного налога не исполнил и не представил единую (упрощенную) налоговую декларацию, налоговый орган вправе потребовать от него сдачи в установленном порядке налоговой декларации по конкретному налогу. И в этом случае непредставление такой декларации является основанием для привлечения его к ответственности по ст. 119 НК РФ.

Напомним, что ст. 119 НК РФ предусматривается штраф в размере 5% не уплаченной в установленный срок на основании декларации суммы налога за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб. Пленум ВАС РФ в п. 18 постановления от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснил, что отсутствие у налогоплательщика недоимки по задекларированному налогу либо суммы налога к уплате по соответствующей декларации не освобождает его от ответственности. В этом случае установленный ст. 119 НК РФ штраф подлежит взысканию в минимальном размере - 1000 руб.

Таким образом, если компания после истечения сроков для подачи деклараций по конкретным налогам за соответствующий период не сдала ни единую (упрощенную) декларацию, ни «нулевые» декларации, налоговики могут оштрафовать ее за непредставление «нулевых» деклараций в размере 1000 руб. за каждую.

Обратите внимание, если декларации не представлены в налоговый орган в течение десяти дней после истечения сроков для подачи деклараций по конкретным налогам, налоговики вправе приостановить операции по счетам организации. Это предусмотрено подп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ. При этом такая мера может применяться и в случаях отсутствия у налогоплательщика по итогам конкретного налогового периода суммы налога к уплате (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27.06.2012 по делу № А45-16695/2011).

Упрощенная декларация сдана с опозданием

Теперь разберемся с последствиями, которые наступают, когда единая (упрощенная) декларация все-таки была сдана, но с нарушением установленного срока.

По мнению Минфина России (письмо от 03.07.2008 № 03-02-07/2-118), за несдачу в срок единой (упрощенной) декларации оштрафовать можно только по п. 1 ст. 126 НК РФ. Этой нормой предусмотрена ответственность за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, в виде штрафа 200 руб. за каждый несданный документ. Свой вывод финансисты обосновали следующим образом. Единая (упрощенная) налоговая декларация по своей сути отличается от налоговой декларации, представляющей собой письменное заявление налогоплательщика по конкретному налогу о соответствующем объекте налогообложения, налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты этого налога. Статья 119 НК РФ устанавливает ответственность за непредставление налоговой декларации по конкретному налогу в виде штрафа, кратного сумме этого налога, подлежащего уплате (доплате) на основе этой декларации. Поэтому ее положения не применимы к ситуации, когда в срок не сдана единая (упрощенная) декларация.

Суды позицию финансистов не поддерживают. Так, ФАС Восточно-Сибирского округа в постановлении от 28.04.2012 по делу № А69-1871/2011 рассмотрел ситуацию, когда налоговики оштрафовали организацию по п. 1 ст. 126 НК РФ за несвоевременную сдачу единой (упрощенной) декларации. Суд посчитал применение данной нормы необоснованным. По его мнению, единая (упрощенная) налоговая декларация представляет собой налоговую декларацию упрощенной формы для налогоплательщиков, указанных в п. 2 ст. 80 НК РФ. Налоговым кодексом предусмотрена специальная норма об ответственности за непредставление налоговой декларации - ст. 119 НК РФ. Поэтому за несдачу в срок единой (упрощенной) декларации должна применяться именно она, а не ст. 126 НК РФ.

АС Волго-Вятского округа в рекомендациях Научно-консультативного совета «Вопросы применения налогового законодательства» (утверждены решением Президиума АС Волго-Вятского округа, протокол от 17.06.2015 № 3) отвечая на вопрос о том, по какой статье НК РФ подлежит квалификации правонарушение, выразившееся в непредставлении в установленный срок единой (упрощенной) налоговой декларации, дал четкий ответ - данное правонарушение наказуемо по п. 1 ст. 119 НК РФ штрафом в размере 1000 руб. Аналогичный вывод содержится в постановлениях АС Московского округа от 26.01.2015 № Ф05-16047/2014 по делу № А40-26633/2014, ФАС Восточно-Сибирского округа от 12.05.2012 по делу № А69-1872/2011.

Обратите внимание: если единая (упрощенная) декларация представлена уже после окончания сроков сдачи деклараций по конкретным налогам, но до вынесения налоговым органом решения о привлечении к ответственности за несдачу «нулевых» деклараций, штраф также составит 1000 руб. Анализ арбитражной практики показывает, что в такой ситуации налоговики будут штрафовать именно за непредставление в срок единой (упрощенной) декларации, а не за несдачу «нулевых» деклараций (постановления ФАС Северо-Западного округа от 30.04.2014 № Ф07-2761/2014 по делу № А56-63059/2013, от 06.09.2010 по делу № А05-19520/2009).

Особенности сдачи декларации по НДС

Основной целью сдачи отчетности по НДС в налоговые органы является передача сведений о проданных и купленных товарах (работах, услугах) за определенный промежуток времени.

В действующих законодательных документах закреплен налоговый период, за который предоставляется отчетность по НДС, — квартал. Срок подачи декларации по налогу на добавленную стоимость установлен на 25-е число месяца, следующего за отчетным кварталом. Если эта дата приходится на выходной или праздничный день, срок переносится на следующий рабочий день.

Штраф за декларацию по НДС за непредоставление или несвоевременную сдачу налагается при нарушении этих сроков.

Обязанность по сдаче отчетности по НДС имеют все предприятия, организации и ИП, которые являются налоговыми агентами и работают с налогом на добавленную стоимость.

С 2015 года налогоплательщики РФ обязаны сдавать декларации в налоговую службу в электронном формате. Для выполнения этой обязанности все декларанты должны приобрести электронную цифровую подпись с данными о плательщике. Также должно быть установлено специализированное программное обеспечение. Если налогоплательщик допустил ошибки в поданной декларации или нарушил условия ее предоставления, единый портал уведомляет декларанта об обнаруженных проблемах.

Если организация не работает с налогом на добавленную стоимость, но оказывает какие-либо услуги, она должна выставлять счета-фактуры.

Штраф при несвоевременной подаче декларации по НДС

Если организация не подала документ в указанные сроки, она привлекается к административной ответственности в размере 5% от суммы налога, который был не выплачен в срок. Штраф за несвоевременную сдачу декларации по НДС налагается за каждый просроченный месяц. Выплата не может составлять более 30% от суммы просроченного налога или менее 1000 руб., но она может быть снижена при наличии смягчающих обстоятельств. Эти положения закреплены в п. 1 ст. 119 НК РФ.

Не знаете свои права?

Штраф за несданную нулевую декларацию НДС будет минимальным и составит 1 000 руб. за каждый полный и/или неполный месяц просрочки.

Лицо, ответственное за сдачу декларации по НДС, получает предупреждение или должно уплатить штраф 300-500 руб., а если просрочка составит более 10 рабочих дней, санкции могут быть применены в отношении расчетного счета налогоплательщика и осуществления безналичных денежных переводов. Даже если просрочка равна одному дню, налоговая служба засчитывает этот период как один полный месяц.

Подача уточненной декларации как вариант снижения суммы штрафа

Избежать штрафа за декларацию по НДС за непредоставление или несвоевременную сдачу можно, применив следующую схему (в соответствии с пп. 2-4 ст. 81 НК РФ):

  1. Подать уточненную декларацию до истечения срока сдачи основного варианта. В этом случае исходная декларация будет засчитана поданной в день сдачи уточненного документа.
  2. Сдать уточненную декларацию после того, как истечет срок подачи основного варианта, но до истечения периода перечисления НДС в бюджет. При этом налоговая служба еще не уведомила налогоплательщика о недочетах в изначальном документе и о выездной проверке предприятия.
  3. Погасить начисленные недоимки и пени до сдачи уточненной декларации, которая была предоставлена после срока, но до уплаты налога. Выездная проверка при этом ошибок не обнаружила.

Штраф за уточненную декларацию по НДС может быть наложен, если сумма налога в изначальном отчете не совпадает с уточненным (20% от разницы), а также при ее сдаче после уплаты налогов в бюджет.

Есть ли возможность снизить сумму штрафа

Законодательством РФ предусмотрена возможность уменьшения размера штрафа за декларацию по НДС за ее непредоставление или несвоевременную сдачу. Налогоплательщик должен подать в ИФНС пояснительную записку с детальным разъяснением оснований для задержки документа. Бумага заполняется в свободной форме.

Изучив текст записки, специалисты налоговой службы делают вывод о важности причин, указанных в ней. Если причины признаны достаточно вескими, то штраф может быть снижен или отменен. То есть несвоевременная сдача не всегда грозит наложением на налогоплательщика штрафных санкций. Но для подтверждения информации, указанной в пояснительной записке, к ней нужно приложить сопутствующие документы, которые докажут важность оснований для просрочки.

Если декларация не подана при нулевом НДС

Иногда на предприятиях складывается ситуация, когда в налоговой отчетности по НДС сумма налога равна нулю. Должна ли компания уплачивать штраф за нулевую декларацию по НДС, если ее не сдать? Однозначно ответить на этот вопрос не получится. Минфин считает, что за просроченную или несданную декларацию следует уплатить минимальную сумму в размере 1000 руб. Некоторые чиновники настаивают на этом же подходе. Другие же считают, что если никакая сумма в бюджет не уплачивается, то, соответственно, и штрафные санкции применять не нужно.

Но все-таки лучше сдавать всю требуемую отчетность в налоговые органы в срок. Нужно помнить, что кроме наложения санкций налоговая служба вправе заблокировать доступ должника к его расчетным счетам.

Смягчающие обстоятельства

Если плательщик налога имеет какие-либо смягчающие обстоятельства для объяснения причин задержки документа, это может помочь снизить сумму взыскания. В п. 1 ст. 112 НК РФ прописаны основания для более лояльного отношения ФНС к налогоплательщику:

  • правонарушение совершено в связи с тяжелыми семейными или личными обстоятельствами;
  • нарушение произошло под угрожающим воздействием или по принуждению, а также по материальной или служебной подневольности;
  • физлицо, привлекаемое к штрафу за нарушение закона, находится в тяжелом материальном положении;
  • прочие обстоятельства, признанные судом или ФНС смягчающими.

В ходе судебного заседания рассматриваются все обстоятельства, которые налоговая служба уже проанализировала для досудебного обжалования. Неплательщику в суде нужно заявить обо всех смягчающих обстоятельствах, независимо от того, учла их ФНС при наложении штрафных санкций или нет. В судебном порядке сумма взыскания может быть снижена повторно.

***

Непредоставление или несвоевременная сдача декларации по НДС налоговым законодательством признается правонарушением и влечет за собой наложение на виновника штрафных санкций. Размер штрафа составляет 5% от суммы просроченного долга по налогам за каждый просроченный месяц, но не может быть менее 1000 руб. Законом предусмотрена возможность снижения суммы штрафа или его отмены в связи с наличием смягчающих обстоятельств. Если нарушитель в течение 10 дней после срока не подал декларацию, налоговые органы имеют право заблокировать его расчетный счет до исправления ситуации.

Наступают сроки сдачи большинства налоговых деклараций. За просрочку их представления штрафы грозят не только компаниям, но и их должностным лицам. Мы комментируем основания и порядок привлечения к ответственности за несвоевременную подачу деклараций. В каких случаях считается неправомерным наложение штрафа на компании; как снизить размер санкций; обязана ли фирма представлять декларацию, если сумма к уплате равна нулю; могут ли привлечь к ответственности за сдачу декларации по старой форме?

так, налоговую декларацию обязан представлять каждый налогоплательщик и по каждому подлежащему уплате налогу (подп. 4 п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 80 НК РФ). Также применительно к конкретному налогу представляется расчет авансового платежа. Размер санкции за несвоевременную сдачу декларации различен в зависимости от количества дней просрочки (ст. 119 НК РФ).

Основания применения ответственности

Ответственность по ст. 119 НК РФ неприменима к отчетным периодам

Применение санкций по ст. 119 НК РФ возможно только по итогам налогового, а не отчетного периода. Законодатель четко разграничивает два документа — налоговую декларацию и расчет по авансовым платежам. Иными словами, за непредставление в установленные сроки расчетов авансовых платежей ответственность по ст. 119 НК РФ применена быть не может (п. 15 ). Налоговые органы за непредставление в срок авансовых расчетов могут привлечь к ответственности лишь по п. 1 ст. 126 НК РФ.

Кроме того, привлечь к ответственности по ст. 119 НК РФ налоговые органы вправе только налогоплательщика, но не налогового агента (п. 13 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 98 ). Не подлежат представлению в налоговые органы декларации (расчеты) по тем налогам, по которым компания освобождена от обязанности по их уплате в связи с применением того или иного спецрежима (п. 2 ст. 80 НК РФ).

Ответственность по ст. 119 НК РФ не распространяется на случаи несвоевременной сдачи деклараций по сборам и взносам. Однако за непредставление расчетной ведомости в органы ФСС организация может быть привлечена к ответственности в виде штрафа в размере от 1000 до 5000 руб. по ст. 20 Федерального закона от 08.02.2003 N 25-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации". Налоговая ответственность неприменима и к взносам на обязательное пенсионное страхование, поскольку они не соответствуют понятию налога (п. 8 информационного письма Президиума ВАС РФ от 14.03.2006 N 106; постановления ФАС ДВО от 11.05.2006 N Ф03-А37/06-2/1072; ФАС ЗСО от 24.05.2006 N Ф04-2365/2006(22215-А70-25) ).

Не применяются ст. 119 и 126 НК РФ к нарушениям, связанным с исчислением сборов и взносов

За подобное правонарушение не могут привлечь и по п. 1 ст. 126 НК РФ. Дело в том, что она предусматривает ответственность за непредставление сведений, прямо предусмотренных НК РФ. Обязанность же по представлению расчетов по обязательному пенсионному страхованию следует из норм Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Более того, органы Пенсионного фонда не вправе привлекать к ответственности за непредставление в срок деклараций (расчетов) по ст. 27 Федерального закона N 167-ФЗ.

Отсутствие у налогоплательщика по итогам налогового периода суммы налога к уплате само по себе не освобождает его от обязанности подачи декларации (п. 7 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71; см. также решение ВАС РФ от 03.02.2004 N 16125/03 ).

Отсутствие суммы к уплате налога не освобождает от обязанности подачи декларации

Такая позиция ВАС РФ нашла отражение в решениях федеральных окружных судов. Привлечение налогоплательщика к ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ в виде штрафа в 100 руб. обоснованно, даже если у налогоплательщика не было обязанности по уплате налогов по этим декларациям (постановления ФАС УО от 02.07.2001 N Ф09-1395/01АК; ФАС ЗСО от 05.11.2001 N Ф04/3414-990/А46-2001; ФАС ДВО от 30.06.2005 N Ф03-А73/05-2/1800 ).

Если компания не признается плательщиком какого-либо налога (например, у нее нет в собственности транспортных средств, земельных участков), то на нее не возложена обязанность по сдаче деклараций, а значит, не может быть применена ответственность по ст. 119 НК РФ. Отметим, что налоговые органы соглашаются с такой позицией (письмо Управления ФНС по г. Москве от 14.03.2008 N 03-05-05-02/13).

Еще один важный момент, о котором необходимо помнить при подаче деклараций: сама по себе уплата суммы исчисленного налога в установленный срок автоматически не освободит вас от ответственности за несвоевременное представление декларации (п. 13 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71 ).

Что грозит за нарушение формы и порядка подачи декларации?

Поскольку действия представителя налогоплательщика, подавшего декларацию в инспекцию, расцениваются как действия самого налогоплательщика, то факт нарушения срока подачи декларации представителем не снимает ответственности с организации (п. 7 информационного письма Президиума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 ).

По общему правилу налоговый орган не вправе отказать в принятии декларации (расчета). Однако есть одна оговорка: если она представлена по установленной форме или формату (п. 4 ст. 80 НК РФ).

Для организаций, среднесписочная численность которых превышает 100 человек, существует обязанность сдавать декларации (расчеты) в электронном виде (п. 3 ст. 80 НК РФ). Возникает вопрос: может ли привлекаться к ответственности такая организация, если она представила декларацию на бумажном носителе?

Организация представила декларацию на бумажном носителе вместо электронного. Каковы последствия?

Минфин РФ в письме от 24.12.2007 N 03-01-13/9-269 очень осторожно подошел к разъяснению этого вопроса. С одной стороны, он указал, что представление налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) в ненадлежащем виде и (или) неустановленным способом является неисполнением налогоплательщиком обязанности. Но с другой — привлечение к ответственности налогоплательщика, представляющего декларацию (расчет) с нарушением ст. 80 НК РФ, должно производиться с учетом правоприменительной практики и поэтапного характера введения обязательности представления электронных деклараций.

Арбитражная практика по данному вопросу складывается в пользу налогоплательщиков. Санкция по ст. 119 НК РФ может применяться только за несдачу декларации в срок, а за нарушение порядка (формы) ее представления ответственность неприменима (постановление ФАС ЗСО от 28.09.2006 N Ф04-6577/2006(27077-А45-29) ). Так, налогоплательщик подал декларации по транспортному налогу в электронном виде на магнитных носителях с подтверждением на бумаге. Инспекция отказала ему в приеме декларации, сославшись на нарушение порядка представления и необходимость подачи ее в электронном виде по телекоммуникационным каналам. Однако суд признал неправомерным привлечение компании к ответственности по ст. 119 НК РФ, поскольку данной статьей не предусмотрена ответственность за сдачу декларации по неустановленной форме (постановление ФАС ВСО от 16.10.2007 N А58-2710/07-Ф02-7689/07 ). ВАС РФ эту позицию поддержал (определение ВАС РФ от 14.02.2008 N 1475/08 ).

Если у Вас устаревшая форма бланка налоговой декларации

Не секрет, что бухгалтеру иногда бывает сложно отследить все изменения форм деклараций. Но подача декларации по старой форме не образует состава налогового правонарушения по ст. 119 НК РФ. Представление декларации на бланке старого образца не влияет на правильность исчисления подлежащего уплате налога. Именно такой вывод сделан в определениях ВАС РФ от 24.04.2008 N 5284/08, от 18.01.2008 N 227/08, от 09.10.2007 N 11937/07, от 18.10.2007 N 12554/07, от 31.10.2007 N 13878/07 .

Но арбитражный суд Поволжского округа вынес недавно постановление, в котором указал, что налоговый орган вправе отказать в принятии декларации, составленной налогоплательщиком на старом бланке. Так как в абз. 2 п. 4 ст. 80 НК РФ указано, что инспектор не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), только если она представлена налогоплательщиком по установленной форме. В дальнейшем если налогоплательщик не подаст ее в исправленном виде, фискальные органы могут привлечь его к ответственности за просрочку (постановление ФАС ПО от 06.05.2008 N А12-15036/07 ).

Между тем, несмотря на положительную судебную практику в этом вопросе, учитывая новые формулировки ст. 80 НК РФ, советуем отслеживать изменения в налоговом законодательстве и представлять декларации по действующим формам .

Не применяйте факсимиле при оформлении деклараций

В недавнем определении ВАС РФ от 02.06.2008 N 6600/08 был сделан вывод, что воспроизведение подписи руководителя на декларации при помощи факсимиле не подтверждает сведения, указанные в ней. Значит, такая декларация не соответствует налоговому законодательству. Организациям необходимо обращать внимание на оформление подписи в декларации, чтобы избежать ситуации ее отклонения в инспекции.

Правила исчисления штрафа за несвоевременную подачу декларации

Нередко организации задают вопрос: что является базой для исчисления штрафа? Вправе ли инспекция привлечь к ответственности за просрочку сдачи декларации, если сумма налога к уплате по ней равна нулю?

В ст. 119 НК РФ четко определены правила исчисления размера штрафа — от суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе несвоевременно поданной декларации.

Из какой суммы исходят налоговые органы при определении суммы штрафа?

Но анализ судебной практики показывает, что все же налогоплательщику надо готовиться к тому, что инспекторы могут рассчитать размер штрафа иначе, а именно — со всей суммы налога за год (письмо Минфина РФ от 16.08.2006 N 03-02-07/1-224).

К счастью, сложилась единообразная практика, в том числе ВАС РФ, которая такой подход не поддерживает. Размер штрафа должен определяться исходя из суммы налога, подлежа-щей уплате либо доплате, на основе поданной с нарушением срока налоговой декларации (постановления ФАС ВВО от 04.06.2007 N А29-7619/2006а; ФАС ВСО от 11.01.2008 N А74-1746/07-Ф02-9642/07; ФАС МО от 24.05.2007 N КА-А40/4236-07 ).

Когда сумма штрафа будет равна нулю?

Каков же будет штраф за представление декларации, по которой сумма налога равна нулю? За непредставление декларации в течение более чем 180 дней штраф составит ноль руб-лей, поскольку п. 2 ст. 119 НК РФ не содержит условия о минимальном размере штрафа. Такого подхода придерживается ВАС РФ (постановление Президиума ВАС РФ от 10.10.2006 N 6161/06 ). Это не оспаривается и налоговыми органами (письмо МНС России от 04.07.2001 N 14-3-04/1279-Т890). Если просрочка подачи декларации составит менее полугода, то налоговый орган, скорее всего, наложит штраф в размере 100 руб., поскольку из п. 1 ст. 119 НК РФ следует, что штраф в любом случае не может быть менее этой суммы.

Но эту позицию можно попытаться оспорить! В частности, сошлитесь на постановление ФАС ВСО от 24.04.2008 N А19-2170/08-51-Ф02-1843/08 , в котором суд указал, что поскольку сумма налога составляет ноль рублей, то сумма штрафа за непредставление декларации в установленный срок также составляет ноль рублей. Иными словами, суд не признал 100 руб. в качестве обязательного минимального размера штрафа по п. 1 ст. 119 НК РФ.

На наш взгляд, такой подход может быть обоснован тем, что если для более тяжкого правонарушения (п. 2 ст. 119 НК РФ) минимальный размер штрафа не установлен, то невозможно и установление минимального штрафа в 100 руб. для менее тяжкого правонарушения (п. 1 ст. 119 НК РФ).

Не забудьте указать на обстоятельства, смягчающие ответственность!

В случае выявления хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства по п. 1 ст. 112 НК РФ размер санкции подлежит уменьшению. Причем не менее чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК РФ (п. 3 ст. 114 НК РФ). Однако в зависимости от количества таких обстоятельств суд вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза (п. 19 постановления Пленума ВАС РФ и Пленума ВС РФ от 11.06.1999 N 41/9 ).

Что относится к смягчающим обстоятельствам?

Перечень смягчающих обстоятельств открыт. Как налоговый орган, так и суд могут признать таковыми и иные обстоятельства (подп. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ). Рекомендуем еще на стадии производства о налоговом правонарушении указать на те или иные оправдывающие налогоплательщика факты. В обязанности руководителя (его заместителя) налогового органа входит выявление всех обстоятельств, в том числе смягчающих или отягчающих ответственность (подп. 4 п. 5 ст. 100 и подп. 4 п. 7 ст. 101.4 НК РФ).

Суд учтет Ваши смягчающие ответственность обстоятельства, если налоговый орган этого не сделал

Суды обращают внимание на данный факт. И если руководитель инспекции имел возможность при вынесении решения учесть смягчающие обстоятельства, но не сделал этого, они признают решение инспекции в этой части недействительным. Так, в постановлении ФАС ДВО от 18.01.2008 N Ф03-А59/07-2/6075 налоговый орган не согласился с принятым судебным актом. Инспекторы сослались на то, что снижение санкций по причине установления судом смягчающих вину обстоятельств не является основанием для признания обжалуемого решения недействительным. Однако суд не принял во внимание этот довод инспекции и признал недействительным спорное решение в части начисленного штрафа. К аналогичным выводам пришел суд в постановлении ФАС ЗСО от 22.05.2007 N Ф04-3123/2007(34389-А75-31) : "Налоговый орган при рассмотрении дела о налоговом правонарушении должен устанавливать и учитывать смягчающие ответственность налогоплательщика обстоятельства".

И даже если инспекторы учтут определенные обстоятельства, это не мешает суду принять во внимание иные обстоятельства и еще более снизить штраф (постановление ФАС СЗО от 05.09.2007 N А42-8861/2006 ). Встречаются и такие экзотические варианты, как, например, в постановлении ФАС ЗСО от 14.09.2006 N Ф04-5987/2006(26424-А70-7) . В этом деле суд не счел смягчающим обстоятельством наличие у предпринимателя несовершеннолетних детей в отсутствие доказательств расходов на их содержание. Но при этом он снизил штраф в два раза, так как налогоплательщик признал факт неуплаты налогов и совершение налоговых правонарушений, добровольно уплатил большую часть задолженности по налогам, пене и санкциям и к тому же является физическим лицом.

Обобщив арбитражную практику, мы можем выделить следующие обстоятельства, чаще всего признаваемые судами в качестве смягчающих ответственность :

  1. самостоятельное обнаружение налогоплательщиком и устранение нарушений налогового законодательства (постановление ФАС ЗСО от 22.05.2007 N Ф04-3123/2007(34389-А75-31) ). Дело в том, что непринятие во внимание этих обстоятельств при решении вопроса о штрафе может породить в налогоплательщике надежду, что ошибки налоговым органом не будут обнаружены (п. 17 информационного письма ВАС РФ от 17.03.2003 N 71 );
  2. совершение правонарушения впервые и отсутствие вредных последствий для бюджета (определения ВАС РФ от 10.04.2008 N 2752/08 и от 19.03.2008 N 3088/08; постановления ФАС СКО от 13.08.2007 N Ф08-4669/2007-1824А; ФАС ВВО от 30.06.2005 N А43-1504/2005-34-71; ФАС ЗСО от 23.01.2008 N Ф04-362/2008(906-А67-26) . Приведем два ярких примера: сославшись на это основание в постановлении ФАС ВВО от 22.01.2008 N А82-5165/2007-99 , суд снизил размер штрафа с 162 298 руб. до 3000 руб, а в постановлении ФАС ДВО от 07.11.2007 N Ф03-А73/07-2/4872 — с 335 196,25 руб. до 1000 руб.

    Является ли совершение правонарушения впервые смягчающим обстоятельством - решит суд

    Между тем не всегда совершение правонарушения впервые признается судами как смягчающее обстоятельство. Так, в постановлении ФАС СЗО от 30.06.2007 N А21-4829/2006 суд указал на неправомерность ссылки на такое обстоятельство, как совершение правонарушения впервые. Он пояснил, что "совершение правонарушения впервые не может быть признано обстоятельством, смягчающим ответственность, поскольку оно является обстоятельством, не отягчающим ее" (определением ВАС РФ от 21.11.2007 N 15375/07 в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ по заявлению налогоплательщика отказано);

  3. незначительный характер правонарушения, а именно небольшой период просрочки представления налоговой декларации (постановления ФАС ВСО от 08.04.2008 А10-3436/07-Ф02-1188/08, от 21.02.2008 N А33-13458/07-Ф02-356/08, от 19.02.2008 N А33-12418/07-Ф02-383/08; ФАС МО от 14.04.2008 N КА-А41/802-08 ). Так, в постановлении ФАС ВСО от 11.01.2008 N А74-1746/07-Ф02-9642/07 суд снизил размер штрафа с 91 464,45 руб. до 11 433 руб., руководствуясь незна-чительным (4 дня) нарушением срока подачи декларации по земельному налогу, вызванным неполадками в компьютерной системе организации;
  4. тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения. Но может ли это обстоятельство распространяться на юридическое лицо? Полагаем, что да! Ведь перечень смягчающих обстоятельств в НК РФ не является исчерпывающим. Арбитражная практика также признает тяжелое финансовое положение организации смягчающим вину обстоятельством (п. 19 постановления Пленума ВАС РФ и ВС РФ от 11.06.1999 N 41/9; постановления ФАС ВСО от 21.02.2008 А33-13458/07-Ф02-356/08, ФАС СКО от 09.10.2007 N Ф08-6608/2007-2456А; ФАС СЗО от 13.11.2006 N А05-4018/2005-29, от 14.01.2008 N А56-1698/2007; ФАС ВВО от 22.01.2007 N А43-38466/2005-34-1275 ). Однако такое положение необходимо доказывать со ссылками на бухгалтерские документы;
  5. Может ли штраф быть больше суммы налоговых платежей?

  6. несоразмерность величины штрафа совершенному налоговому правонарушению. Так, при вынесении постановления ФАС ЗСО от 23.01.2008 N Ф04-362/2008(906-А67-26) суд сослался на п. 19 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 11.06.1999 N 41/9 , которым предусмотрено, что п. 3 ст. 114 НК РФ установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции. Суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза.
    В письме, направленном заявителем (ответчиком) в налоговый орган, он просил при принятии налоговым органом решения учесть в качестве смягчающего обстоятельства, помимо прочих, несоразмерность штрафа допущенному нарушению (сумма налога, подлежащая уплате по декларации, составляет 1 601 090 рублей, а размер штрафа — 2 721 853 руб.). Арбитражный суд исходя из принципов соразмерности и справедливости уменьшил подлежащую взысканию с общества сумму штрафа.
    Аналогичное решение содержится и в другом постановлении ФАС СЗО от 22.04.2008 N Ф04-2542/2008(3973-А81-31) . Налогоплательщик может ссылаться на правовую позицию Конституционного Суда РФ. В постановлении КС РФ от 15.07.1999 N 11-П указано, что в случаях, когда подлежащие принудительному взысканию суммы в совокупности многократно превышают размеры налоговых обязательств, это не только приводит к лишению предпринимателей дохода (прибыли), но и ставит под угрозу их дальнейшую деятельность, вплоть до ее прекращения;
  7. Сошлитесь на неопределенность налогового законодательства

  8. заблуждение относительно режима налогообложения осуществляемой предпринимателем деятельности. Это, как правило, вызвано неопределенностью действующего в спорный период законодательства о налогах и сборах и отсутствием официальных разъяснений компетентных органов (постановления ФАС ЗСО от 13.03.2008 N Ф04-1691/2008(1961-А75-29) и от 18.01.2007 N А52-2613/2006/2 );
  9. социальная значимость налогоплательщика (постановления ФАС ЗСО от 23.01.2008 N Ф04-362/2008(906-А67-26); ФАС МО от 14.04.2008 N КА-А41/802-08; ФАС ВВО от 28.01.2002 N А29-7560/01А; ФАС ВСО от 08.05.2007 N А19-10870/06-Ф02-2519/07; ФАС СКО от 19.11.2007 N Ф08-7587/07-2838А );
  10. добросовестность налогоплательщика, что выражается в своевременной и полной уплате налогов в бюджет (определение ВАС РФ от 10.04.2008 N 2752/08; постановление ФАС ВВО от 22.01.2007 N А43-38466/2005-34-1275 );
  11. возраст предпринимателя и наличие у него на иждивении несовершеннолетних детей (постановления ФАС ЗСО от 22.05.2007 N Ф04-3123/2007(34389-А75-31); ФАС ПО от 27.11.2007 N А65-3005/2007-СА2-8 ); состояние здоровья предпринимателя и его близких, например болезнь ребенка, инвалидность матери (постановления ФАС ЗСО от 25.08.2005 N Ф04-4498/2005(13053-А27-19); ФАС ВСО от 13.02.2007 N А19-16402/06-44-Ф02-220/07, от 19.03.2007 N А33-12072/06-Ф02-1271/07; ФАС ВВО от 15.03.2006 N А79-1673/2005 );
  12. Больничный главбуха послужит оправданием вашей просрочки

  13. болезнь главного бухгалтера организации (постановления ФАС ВСО от 10.07.2003 N А33-17991/02-С3с-Ф02-2039/03-С1; ФАС ЗСО от 02.12.2002 N Ф04/4353-1705/А45-2002; ФАС СЗО от 17.07.2001 N А26-5260/00-02-03/407 ) или его неквалифицированность (постановления ФАС ВСО от 24.07.2007 N А19-913/07-41-Ф02-4575/07; ФАС ЗСО от 13.03.2007 N Ф04-1166/2007(32271-А45-3) ;
  14. изъятие документов уполномоченным государствен-ным органом (постановление ФАС СЗО от 30.05.2000 N А56-31511/99 );
  15. ошибочное направление декларации в другую инспекцию, в том числе через оператора электронной связи (постановления ФАС ВСО от 16.10.2007 N А19-4293/07-44-Ф02-7638/07; ФАС ЗСО от 01.02.2007 N Ф04-45/2007(30821-А81-32) ).

Когда налогоплательщик одновременно имеет отягчающие и смягчающие вину обстоятельства

Заметим также, что наличие отягчающих вину обстоятельств не препятствует суду учесть одновременно и смяг-чающие обстоятельства. Ведь предельный размер уменьшения налоговой санкции не установлен (постановления ФАС ВСО от 08.05.2007 N А19-10870/06-Ф02-2519/07; ФАС ВВО от 16.04.2007 N А38-3216-17/288-2006; ФАС СКО от 16.04.2008 N Ф08-1888/2008-680А ). НК РФ не ставит возможность уменьшения размера штрафа при наличии хотя бы одного смягчающего обстоятельства в зависимость от наличия отягчающих вину обстоятельств.

Наконец, не следует забывать и об административной ответственности должностного лица организации за несвоевременную подачу декларации (ст. 15.5 КоАП РФ). За это же правонарушение при просрочке в течение 10 дней налоговый орган может прибегнуть к еще одному действенному способу — приостановлению операций организации по счетам в банках (п. 3 ст. 76 НК РФ). Но проследите за тем, чтобы такое решение было отменено не позднее одного операционного дня, следующего за днем представления вами налоговой декларации .

*1) Обращаем внимание, что приказом Минфина от 05.05.2008 N 54н утверждена новая декларация по налогу на прибыль, поэтому декларацию за первое полугодие 2008 г. необходимо подавать уже по новой форме.

*2) Подробнее на эту тему см.: Мясников О.А. Блокировка счета: законные способы выхода из кризиса // Арбитражное правосудие в России. 2008. N 7. С. 45.


Журнал "Арбитражное правосудие в России" N 7/2008, И.Б. ШТУКМАСТЕР, юрист компании "Пепеляев, Гольцблат и партнеры"