Командно-административная система управления. История и современность

КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему: Командно-административная система: ее определение, черты и модели

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………..

1 СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ КОМАНДНО-АДМИНИСТРАТИВНОЙ СИСТЕМЫ ……………………………….

1.1 Понятие и определение командно-административной системы..

1.2 Достоинства и недостатки командно-административной системы ………………………………………………………………….

1.3 Принципы командно-административной системы ……………….

2 ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И МОДЕЛИ КОМАНДНО-АДМИНИСТРАТИВНОЙ СИСТЕМЫ

2.1 Основные черты командно-административной системы

2.2. Модели командно-административной системы

3 ОБЪЕКТИВНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ ПЕРЕХОДА К СОВРЕМЕННЫМ ЭКОНОМИЧЕСКИМ СИСТЕМАМ И ПУТИ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ……………………………………………..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………

ВВЕДЕНИЕ

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики.

Возникает дилемма - с одной стороны, неконтролируемые рыночные процессы разрушительны для экономики и общества, поэтому рыночная экономика более чем любая иная, нуждается в государственном регулировании, с другой - неизбежность регулирования рыночной экономики постоянно рождает соблазн директивного решения многих экономических проблем. Однако чаще всего результат такого «административного» решения оборачивается лишь видимостью преодоления кризисных экономических ситуаций.

Следовательно, задача состоит в том, чтобы найти оптимальную меру и наиболее эффективные формы государственного регулирования экономики, которые, не разрушая её рыночную природу, в то же время обеспечили максимальную эффективность.

В начале ХХ в. экономическая роль государства стала настолько значимой, что первая половина прошлого столетия вошла в историю как эпоха «государственно-монополистического капитализма» (ГМК). Её практика подтолкнула к идее «государственного социализма» - попытке использовать экономическую мощь государства для ускоренного социалистического преобразования общества. Развитие этой идеи привело к возникновению «административно-командной экономики».

Цель курсовой работы заключается в изучении сущности командно-административная система, рассмотрении основных черт и противоречия командно-административной системы. На основании сформулированной цели были поставлены следующие задачи:

Рассмотреть понятие командно-административной системы и основные принципы ее функционирования;

Проанализировать ее достоинства и недостатки;

Изучить основополагающие принципы командно-административной системы;

Изучить модели командно-административной системы.

1 СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ КОМАНДНО-АДМИНИСТРАТИВНОЙ СИСТЕМЫ

      Понятие и определение командно-административной системы

Экономическая наука, как отмечалось, изучает экономические отношения людей в обществе.

Экономические отношения в обществе - сложное понятие. С одной стороны, они показывают отношения людей к природе, взаимодействие человека с природой. Это отношения по поводу рационального использования данных природных ресурсов. Их можно определить как технико-экономические отношения. С другой стороны, экономические отношения - это отношения между самими людьми, которые определяются собственностью на факторы производства (производственные отношения). Это - социально-экономические отношения.

Технико-экономические и социально-экономические отношения образуют единство двух сторон экономики, что заложено в самой сути производства как процесса одновременного взаимодействия человека с природой и друг с другом. Это единство закреплено организационно-экономическими отношениями, т. е. как система организации и управления всей экономикой и отдельными ее частями. Следовательно, единство и взаимодействие технико-экономических и социально-экономических отношений образует экономическую.

Совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем имущественных отношений и организационных форм, представляет собой экономическую систему этого общества. Поняв суть системы, можно понять многие закономерности хозяйственной жизни общества.

На развитие и функционирование экономической системы влияют природно-климатические (местоположение на планете, обеспеченность водой, степень плодородия земель), социокультурные (духовно-сознательная жизнедеятельность человека) и производственно-экономические факторы. Определяющими факторами в характеристике состояния экономической системы являются производственно-экономические факторы (средства труда, предметы труда, технология производства, состояние человека-работника, формы организации труда и производства, характер и формы собственности, уровень эффективности и т. д.). Основными элементами экономической системы являются социально-экономические отношения, базирующиеся на сложившихся в каждой экономической системе формах собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности; организационные формы хозяйственной деятельности; хозяйственный механизм, т.е. способ регулирования экономической деятельности на макроэкономическом уровне; конкретные экономические связи между хозяйственными субъектами.

В последние полтора-два столетия в мире действовали различные типы экономических систем: две рыночные системы, в которых доминирует рыночное хозяйство - рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм) и современная рыночная экономика (современный капитализм) и две нерыночные системы - традиционная и административно-командная. В рамках той или иной экономической системы существуют многообразные модели экономического развития отдельных стран и регионов.

Рассмотрим характерные черты основных типов экономических систем.

Современная рыночная экономика (современный капитализм). По сравнению со всеми предшествующими рыночная система оказалась наиболее гибкой: она способна перестраиваться, приспосабливаться к изменяющимся внутренним и внешним условиям.

Во второй половине нынешнего столетия, когда широко развернулась научно-техническая революция и стала особенно быстро развиваться производственная и социальная инфраструктура, государство стало намного активнее воздействовать на развитие национальной экономики. В связи с этим изменился хозяйственный механизм, организационные формы хозяйственной деятельности и экономические связи между хозяйствующими субъектами.

В развитой рыночной экономике существенные изменения претерпевает хозяйственный механизм. Плановые методы хозяйствования получают дальнейшее развитие в рамках отдельных фирм в виде маркетинговой системы управления. В то же время на макроуровне развитие плановых методов связано с государственным регулированием экономики.

Планомерность выступает как средство активного приспособления к требованиям рынка. В результате и ключевые задачи экономического развития получают новое решение. Так, вопрос об объеме и структуре производимой продукции решается на основе маркетинговых исследований в рамках фирм, а также анализа приоритетных направлений НТП, прогноза развития общественных потребностей на макроуровне. Прогноз рынка позволяет заблаговременно сокращать выпуск устаревающих товаров и переходить к качественно новым моделям и видам продукции. Маркетинговая система управления производством создает возможность еще до начала производства приводить индивидуальные затраты компаний, выпускающих основную массу товаров данного вида, в соответствие с общественно необходимыми затратами.

Государственные отраслевые и общенациональные программы (планы) также оказывают существенное влияние на объем и структуру производимых товаров и услуг, обеспечивая их большее соответствие изменяющимся общественным потребностям.

Задача использования ресурсов решается в рамках крупных компаний на основе стратегического планирования с учетом наиболее перспективных отраслей. В то же время перераспределение ресурсов на развитие новейших отраслей происходит за счет бюджетных ассигнований, государственных общенациональных и межгосударственных программ, проведения НИОКР в приоритетных направлениях НТР.

Наконец, задача распределения созданного валового национального продукта решается не только на основе традиционно сложившихся форм, но и дополняется выделением все больших ресурсов как крупными компаниями, так и государством для вложений в развитие "человеческого фактора": финансирование систем образования, в том числе переподготовки работников различной квалификации, совершенствование медицинского обслуживания населения, социальные нужды.

На социальное обеспечение, реализацию многочисленных программ "борьбы с бедностью" в настоящее время направляется не менее 30-40% всех государственных бюджетных ассигнований в развитых странах с рыночной экономикой.

В то же время крупные фирмы заботятся о своих сотрудниках, стремясь активизировать работу персонала, повысить производительность труда, сократить потери рабочего времени и тем самым укрепить конкурентоспособность фирмы.

Традиционная система. В экономически слаборазвитых странах существует традиционная экономическая система. Этот тип экономической системы базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладности экономики.

Многоукладность экономики означает существование при данной экономической системе различных форм хозяйствования. Сохраняются в ряде стран натурально-общинные формы, основанные на общинном коллективном ведении хозяйства и натуральных формах распределения созданного продукта. Огромное значение имеет мелкотоварное производство. Оно основано на частной собственности на производственные ресурсы и личном труде их владельца. В странах с традиционной системой мелкое товарное производство представлено многочисленными крестьянскими и ремесленными хозяйствами, которые доминируют в экономике.

В условиях относительно слабо развитого национального предпринимательства огромную роль в экономике рассматриваемых стран часто играет иностранный капитал.

В жизни общества преобладают освященные веками традиции и обычаи, религиозные и культурные ценности, кастовое и сословное деление, сдерживая социально-экономический прогресс.

Решение ключевых экономических задач имеет специфические особенности в рамках различных укладов. Для традиционной системы характерна такая особенность - активная роль государства. Перераспределяя через бюджет значительную часть национального дохода, государство направляет средства на развитие инфраструктуры и оказание социальной поддержки беднейшим слоям населения.

Административно-командная система (централизованно-плановая, коммунистическая). Эта система господствовала ранее в СССР, странах Восточной Европы и ряде азиатских государств. В последние годы многие отечественные и зарубежные экономисты в своих работах попытались дать ее обобщенную характеристику .-административной системы . Основополагающей чертой командно -административной системы является...

  • Экономика России в переходный период от командно -административной системы к рыночной цели и зад

    Реферат >> Экономика

    Экономике Административно -командная экономическая система ранее в СССР. Характерными чертами административно -командной системы являются... системы . Переходные процессы к рыночной модели хозяйствования среди стран с плановой системой выявили определенные ...

  • Кризис командно -административной системы и закономерности перехода

    Курсовая работа >> Экономическая теория

    ... система в наиболее полном виде воплотила сущностные черты социализма как особой экономической модели ... в недрах командно -административной системы на этапе ее разложения, вытесняя... производство. При определении действительных приоритетов промышленной...

  • Экономический строй в условиях перехода от командно -административной системы хозяйствования к рыночным отношениям

    Реферат >> Экономика

    Перехода от командно -административной системы хозяйствования к рыночным... Украине социально-экономической модели , оказались неурегулированными... характерными чертами которого являются... ей и находящийся вне закона. В соответствии с современными определениями ...

  • понятие, появившееся на волне процессов демократизации советского и российского общества в 90-е годы. Использовалось (и используется) для обозначения такой политико-государственной организации, в которой политическая и социально-экономическая жизнь, управление общественными и государственными делами, пределы личной свободы человека подчинены жестким рамкам и диктату сверху. Они облекаются не столько в форму закона, сколько в систему командных правил и обыкновений, неукоснительное и даже бездумное следование которым является безусловным. А.-к. с. означает чрезмерную централизацию в управлении страной, создание иерархической вертикали, в которой нижестоящие звенья подчинены вышестоящим и последние не только отдают соответствующие указания, но и могут нейтрализовать любой неугодный шаг нижестоящих органов, лишая их тем самым всякой самостоятельности. А.-к. с. обеспечивала примат марксистско-ленинской идеологии, господствующее положение одной политической партии, исключала политический плюрализм. свободу мнений. В конце концов А-к. с. привела к кризису общества и власти, застою, на преодоление которых направлены процессы демократизации и конституционно-политические реформы в стране. (С. А.)

    Тема 1. Экономические системы.

    Традиционная экономическая система

    Традиционная экономика - это экономическая система, в которой основные экономические проблемы общества - что, как и для кого производить - решаются, главным образом, на основе традиционных патриархальных, родоплеменных, полуфеодальных иерархических связей между людьми. В основе своей традиционная экономика представляет собой совокупность натуральных хозяйств, в которых основная масса продукции производится для собственного потребления, а не для продажи. В качестве важнейших хозяйственных единиц традиционной экономики выступают мелкие семейные хозяйства в рамках сельской общины и более крупные хозяйства родоплеменной аристократии. Внутри традиционной экономики существуют естественное и зачатки общественного разделения труда, примитивная традиционная технология обработки земли, выращивания скота, ремесел.

    Объемы и структура потребностей и производства в традиционной экономике определяются традициями, привычками, верованиями, семейными отношениями, иерархическими отношениями внутри рода и общины и мало меняются с течением времени. Эти передающиеся из поколения в поколение традиции определяют и мотивацию труда производителей, и механизм распределения продуктов труда. Наряду с уравнительным распределением с учетом пола и возраста, действуют элементы неравного распределения в зависимости от места, занимаемого в социальной иерархии, и в зависимости от результатов труда.

    Самый важный ресурс традиционной экономики - люди . Техника в таком обществе была развита слабо, использовались технологии, связанные с большими затратами труда. В такой экономической системе люди делились на сословия, социальные ранги, касты, которые существовали в древних и средне вековых обществах. Профессию по своему желанию никто выбрать не мог, люди обязаны были наследовать занятие отца, принадлежавшего к тому или иному сословию.

    Таким образом, распределение трудовых ресурсов происходило автоматически, повторялось из поколения в поколение. То же и с технологией. Молодые все делают так же, как делали поколения предков - каждый молодой ремесленник копировал приемы работы своих учителей, не внося в работу усовершенствований. Каждая деталь производимой продукции была стандартизирована и закреплена определенными правилами, которые запрещали те или иные усовершенствования.

    Обычаи изменяются очень медленно, поэтому процесс производства и перечень производимой продукции в традиционной экономике изменялись медленно . Вместе с тем многовековые традиции позволили ремесленникам прошлого достичь высокого уровня мастерства. И в тех странах, где и сегодня сильны традиции (например, в Индии), этот уровень сохраняется до сегодняшнего дня. При этом способы производства остаются такими же, как и сотни лет назад. Продукты и услуги, производимые в таких обществах, как правило, не изменяются в течение десятков и сотен лет . Вопросы распределения и обмена продуктами производства решаются так же, следуя обычаю. Например, все лучшее отдается вождю или собственнику земли, а оставшееся распределяется между членами общества.


    В социально-экономической структуре традиционной экономики можно выделить такие виды собственности как:

    · коллективную (общинную) собственность на средства производства,

    · частную семейную собственность,

    · полуфеодальную собственность родоплеменной аристократии.

    В современном мире традиционная экономика играет существенную роль лишь в развивающихся странах Тропической Африки, Южной и Юго-Восточной Азии. Существование традиционной экономики рядом с быстро развивающейся рыночной экономикой ведет к ее перерождению и трансформации в рыночную экономику.

    Административно-командная экономика

    Административно-командная (плановая) экономика - хозяйство, в котором господствует государственная форма собственности и основные, а также менее значимые экономические решения принимаются на высшем уровне управления и административно, в виде команд, обязательных для выполнения, доводятся до каждой экономической единицы. Централизованная бюрократическая система управления использует в основном нерыночные рычаги выполнения директивных заданий и решений.

    Цель существования плановой системы экономики заключается в следующем: э кономика любого государства, как и сам государственный аппарат, созданы с целью удовлетворения потребностей, которое лежит в основе любой экономической системы хозяйствования, но, в тоже время, каждая такая система предлагает свои специфические механизмы осуществления этого принципа, а так же имеет свою направленность - цель или целевую функцию. Что касается плановой системы экономики, она провозглашает такую целевую функцию: экономика и производство, в частности, ориентированы на удовлетворение общественных и личных потребностей. Производство в интересах повышения благосостояния и развития всего сообщества трудящихся и каждого его члена является основным провозглашаемым мотивом установления плановой системы ведения хозяйствования.

    Особенности административно-командной экономики заключаются в следующих положения:

    · Достаточно велика роль государства в экономике планового типа : государство - это аппарат управления и координации общественно-политической и экономической жизни общества. В интерпретации плановой экономики, государство приобретает ещё одну важнейшую функцию - оно становится экономическим центром и прямым управляющим звеном всей экономической системы . Это выражается в охране социалистической (государственной) формы собственности, строжайших координации производства и контроле за потреблением.Государство, представляющее сообщество трудящихся, становится субъектом общественной собственности, что и обеспечивает контроль и главенствующую роль государства во всех сферах деятельности и на всех её этапах. Хотя при этом государство и не отвечает по обязательствам других субъектов собственности, равно как и они не отвечают по обязательствам государства.

    · Главная особенность командной экономике заключается в её планомерности , как основного инструмента государства в управлении экономикой. Планомерность - это согласованность, скоординированность экономических процессов, направленная на формирование пропорций общественного производства в связи с его целями. Фактически она выражалась в постановке планов, обязательных для выполнения, и не всегда отражающих реальные возможности и потребности. Она была одной из главных характерных особенностей командной экономической системы.

    · Характерной особенностью административно-командной экономики на практике являлся экстенсивный способ расширения производства, что не обеспечивало качественной стороны экономического роста. Теоретически, провозглашалось так называемое «новое качество экономического роста», которое включало постоянное обновление производственных мощностей, повышение качества продукции и структурную перестройку экономики.

    · В отличие от рыночной экономики, в плановой наиболее важной составляющей экономики государства считалась не сфера услуг, а производственная сфера деятельности.

    Исходя из роли государства в сферах производства и потребления, а так же учитывая основную цель всей экономической системы, можно представить распределение в обществе следующим образом: совокупность всех произведенных товаров (общественный продукт) аккумулировался государством, оно в свою очередь, устанавливало доли различных сфер деятельности, отраслей, предприятий, социальных групп, трудовых коллективов, семей и их членов в потреблении, и только после этого товары поступали в продажу. Таким образом, обеспечивался сравнительно однородный уровень потребления среди всех членов общества, при сравнительно однородном уровне доходов каждого. Так удовлетворяются потребности как производителей, так и потребителей.

    Для плановой экономической системы наиболее характерна государственная (общественная) форма собственности, являющаяся важнейшей опорой государственной власти. Идея общенародного характера государственной собственности состояла в том, что каждый трудящийся должен был быть так же и собственником средств производства, то есть, хозяином своего рабочего места. Для этого предполагалось включать каждого трудящегося посредством трудового коллектива в процесс управления производством. На практике, трудящийся не имел полного права собственности: владеть, пользоваться, распоряжаться, - он мог только пользоваться государственными средствами производства, при чём только в рамках, установленных планом, или желанием его перевыполнить.

    Экономическая система ведения хозяйства, избираемая обществом, имеет своей целью эффективное удовлетворение его потребностей. Наиболее важным критерием эффективности плановой экономикипровозглашена полнота удовлетворения общественных и личных потребностей при наиболее рациональном использовании общественных ресурсов . При этом конечным результатом развития производства должен стать сам человек, потому эффективность в плановой экономике рассматривается именно в социально- экономическом аспекте. В общем виде экономическая эффективность представляет собой отношение конечного результата производства к затратам факторов производства.

    Оплата труда в плановой экономике рассматривается как основная форма проявления закона распределения по труду, наряду с этим, она остаётся главным и единственным источником формирования доходов населения. Плановая экономика декларирует прямую зависимость величины заработной платы от сложности прилагаемого труда, в чём и заключается принцип дифференциации заработной платы. При этом уровень такой дифференциации остаётся в целом достаточно низким.

    Спрос и предложение в условиях плановой экономики : важнейшим рычагом влияния и на спрос и на предложение являются цены. При этом государство обладает монополией на установление цен на все виды продукции. в зависимости от разных обстоятельств, устанавливаемая государственная цена может отличаться от реальной цены на продукции, что может негативно сказаться на её производителях.

    Преимущества плановой экономики:

    1. Несмотря на то, что органы управления хозяйственной деятельностью руководствуются преимущественно задачей удовлетворения минимальных потребностей, такие потребности удовлетворяются абсолютно для всех. Это исключает проблему бедности, особенно характерную для рыночной экономики, а так же проблемы дотационных не прибыльных регионов государства . Это считается основным преимуществом этой экономической системы, и именно оно в своё время привело к установлению её как главенствующей на просторах Восточной и Центральной Европы, Азии и в некоторых регионах Африки и Центральной Америки.

    2. Так же необходимо отметить, что сравнительная схожесть уровней доходов всего населения полностью исключает возможности классового расслоения общества и превозвышения более богатых слоёв населения над бедными. Это объясняется ещё и наличием у государства с административно-командной экономической системой функции распределения. Она заключается в распределении и перераспределении совокупного продукта, произведенного в государстве с целью наиболее полного удовлетворения потребностей общества и человека.

    3. Существование централизованного планирования формально значительно облегчало работу производственной сферы экономики: производителю нет необходимости думать, что, как и для кого производить, ответы на эти вопросы даёт директива из соответствующего управляющего органа власти.

    4. Провозглашение общественной собственности даёт теоретическую возможность и создаёт реальное впечатление для каждого члена общества в сопричастности к управлению ресурсами и средствами производства, на которые она распространяется. Это играет важную роль в мотивации персонала, что не всегда легко удаётся при использовании рыночных механизмов.

    5. Все товары продаются и покупаются по ценам, установленным специальными государственными органами. Это не даёт возможности рынку диктовать свои условия в образовании цены на товар, что, в свою очередь, обеспечивает некоторую стабильность цен на значительно больший период, чем это возможно при рыночной экономике.

    Плановая экономика теоретически направлена на удовлетворение общественных и личных потребностей. В этом положении можно выделить два основных аспекта. Первый состоит в предании большего значения общественным потребностям и не носит абсолютно положительный характер. Второй же состоит в том, что социалистическая система хозяйствования предполагает другой подход к классификации потребностей отличный от пирамиды потребностей Маслоу, активно используемой в рыночной экономической системе.

    Рыночная экономика

    Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок. Самое упрощенное определение рынка - это место, где люди в качестве продавцов и покупателей находят друг друга.

    Она гарантирует прежде всего свободу потребителя, что выражается в свободе потребительского выбора на рынке товаров и услуг. Свобода предпринимательства выражается в том, что каждый член общества, самостоятельно распределяет свои ресурсы в соответствии со своими интересами и при желании может самостоятельно организовать процесс производства товаров и услуг. Индивид сам определяет, что, как и для кого производить, где, как, кому, сколько и по какой цене реализовывать произведенную продукцию, каким образом и на что тратить полученную выручку. Свобода выбора становится основой конкуренции.

    Рыночной экономике присущи следующие черты:

    · частная собственность – она составляет основу рыночной экономики. Разнообразные виды форм частной собственности позволяют обеспечить экономическую самостоятельность и независимости хозяйствующих субъектов. Она является гарантией соблюдения заключенных контрактов и невмешательства третьих лиц. Экономическая свобода - фундамент и составная часть свобод гражданского общества.

    · свободное предпринимательство - экономическая свобода даёт производителю возможность выбора видов и форм деятельности, а для потребителя возможность покупать любой товар. Рыночную экономику отличает суверенитет потребителя - потребитель решает, что должно производиться.

    · ценообразование, основанное на механизме спроса и предложения - тем самым рынок осуществляет саморегулирующую функцию. Обеспечивает рационально эффективный способ производства. Цены в рыночной системе никем не устанавливаются, а являются результатом взаимодействия спроса и предложения.

    · Конкуренция порождаемая свободой предпринимательства и свободой выбора заставляет производителей производить именно те товары, которые необходимы покупателям, и производить их наиболее эффективным способом.

    · ограниченная роль государства - государство лишь следит за экономической ответственность субъектов рыночных отношений - заставляет предприятия отвечать по обязательствам принадлежащим им имуществом.

    К преимуществам рынка относят:

    · Эффективное распределение ресурсов - рынок направляет ресурсы на производство необходимых обществу товаров. Основной экономический аргумент в пользу рыночной экономики состоит в том, что она способствует эффективному распределению ресурсов. Согласно этому тезису, конкурентная рыночная система направляет ресурсы в производство тех товаров и услуг, в которых общество больше всего нуждается. Она диктует применение наиболее эффективных методов комбинирования ресурсов для производства и способствует разработке и внедрению новых эффективных технологий производства. «Невидимая рука» рынка, таким образом, управляет производством наибольшего количества необходимых товаров из имеющихся ресурсов. Это, следовательно, предполагает максимальную рыночную эффективность.

    · Свобода выбора и действий потребителей и предпринимателей. Рыночная система четко выявляет значение свободы предпринимательства и выбора. Потребители свободны покупать то, что они предпочитают; предприятия - производить и продавать то, что они считают целесообразным; поставщики ресурсов могут по собственному выбору находить место приложения имеющимся у них материальным и людским ресурсам. Однако, потребительские решения о спросе, обуславливающие прибыльность одних продуктов и убыточность других, ограничивают свободный выбор фирм при решении вопроса о том, что производить. Предприятия должны согласовать свой выбор продукта для производства с выбором потребителей.

    · Способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества товаров и услуг, тенденция к снижению цен. Чтобы поддерживать высокую прибыльность и конкурентоспособность своей продукции фирмы стремятся расширять ассортимент, повышать качество своих товаров. Наряду с привлечением внимания к обновленным моделям товаров, у производителей есть еще несколько весьма действенных рычагов в привлечении голосов потребителей. Прежде всего, это повышение качества и снижение цены товара. Вполне естественно, что из ряда аналогичных товаров, предлагаемых конкурирующими фирмами, потребитель стремится выбрать наиболее качественный и доступный в цене вариант. Тенденция к снижению цен основывается на постоянном стремлении производителей эффективней использовать имеющиеся ресурсы. По мере совершенствования технологии, снижения издержек производства появляется возможность снижения цены на товар.

    · Гибкость, высокая адаптивность к изменяющимся условиям. Способность рыночной системы сигнализировать об изменениях в такой базисной сфере, как потребительские вкусы, и вызвать надлежащую реакцию со стороны предприятий и поставщиков ресурсов называется направляющей или ориентирующей функцией цен. Воздействуя на цены продуктов и на прибыли, изменения в потребительских вкусах диктуют расширение одних отраслей и сокращение других. Эти корректировки реализуются через ресурсный рынок, поскольку расширяющиеся отрасли предъявляют больший спрос на ресурсы, а сокращающиеся отрасли снижают на них спрос. Возникающие в результате этого изменения ресурсных цен переориентируют ресурсы из сокращающихся в расширяющиеся отрасли.

    · Инициирование и оптимальное использование результатов научно-технического прогресса. Конкурентная рыночная система содержит стимулы для технического прогресса. Применение передовых технологий, обеспечивает инновационную фирму временным преимуществом перед ее конкурентами. Снижение издержек производства означает для пионерной фирмы получение экономической прибыли. Более того, конкурентная рыночная система определенно создает обстановку, способствующую быстрому распространению новой технологии. Конкуренты должны следовать примеру самой прогрессивной фирмы, в противном случае их сразу захлестнет волна убытков, угрожая банкротством.

    К недостаткам рынка относят:

    · Угасание конкуренции . Критическое утверждение состоит в том, что устройство рыночной экономики допускает и даже в определенной мере стимулирует угасание главного контрольного механизма - конкуренции. Существует два основных источника ослабления конкуренции как контрольного механизма: 1) Хотя с общественной точки зрения конкуренция желательна, она больше всего досаждает индивидуальному производителю своей безжалостной действенностью. Свободной, индивидуалистической среде в рыночной экономике присуще то, что предприниматели в погоне за прибылью и в стремлении улучшить свои экономические позиции пытаются освободиться от ограничительных пут конкуренции. Слияние фирм, тайные сговоры компаний, беспощадная конкуренция - все это способствует ослаблению конкуренции и уклонению от ее регулирующего воздействия. 2) Технический прогресс, который рыночная система поощряет, способствует упадку конкуренции. Новейшая технология, как правило, требует: а) использования очень больших количеств реального капитала; б) крупных рынков; в) комплексного, централизованного и строго интегрированного рынка и г) богатых и надежных источников сырья. Такого рода технология означает необходимость в существовании фирм-производителей, являющихся крупномасштабными не только в абсолютных величинах, но также и по отношению к размерам рынка. Иными словами, достижение максимальной эффективности производства на основе применения новейшей технологии часто требует существования малого числа относительно крупных фирм, а не большого числа относительно мелких.

    · Неравномерное распределение дохода . В данном случае отмечается, что рынок ориентирован не на производство социально-необходимых товаров, а на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги. Рыночная система позволяет наиболее способным, или ловким, предпринимателям накапливать огромное количество материальных ресурсов, причем право наследования с течением времени усиливает этот процесс накопления. Указанный процесс, помимо количественных и качественных различий в людских ресурсах, поставляемых домохозяйствами, порождает в рыночной экономике чрезвычайно неравное распределение денежных доходов. Рыночная система выделяет ресурсы на производство предметов роскоши для богатых за счет ресурсов на производство предметов первой необходимости для бедных.

    · Расточительное и неэффективное производство, нестабильность развития. Во-первых, рыночная система может не суметь учесть все выгоды и издержки, связанные с потреблением определенных товаров и услуг. Дело в том, что некоторые выгоды и издержки представляются по отношению к рынку внешними в том смысле, что они приходятся на долю других экономических агентов, не являющимися непосредственно покупателями и продавцами. Поэтому рыночная система не способна обеспечить такое распределение ресурсов, какое наилучшим образом удовлетворяет потребности общества. Во-вторых, нарушение рыночного механизма обусловлено тем, что рыночная система учитывает лишь индивидуальные потребности. Рыночная система, как утверждают, не способна учитывать такие общественные или коллективные потребности. Таким образом, рыночная система представляет собой несовершенный механизм обеспечения полной занятости и стабильного уровня цен.

    · Нестабильность: инфляция и безработица. Экономический рост отличается неравномерностью, прерывается периодами экономической нестабильности, периоды быстрого роста экономики иногда омрачает инфляция, то есть повышение уровня цен, есть периоды, когда рост уступает место спаду и депрессии, то есть низкому уровню занятости и производства.

    · Отрицательное влияние монополий. Как уже указывалось выше, развитию рыночной экономики свойственна концентрация производства и капитала, объективно возникающая вследствие стремления предпринимателя к усилению позиций предприятия относительно конкурентов. Таким путем могут складываться очень крупные предприятия, отличительной особенностью которых является закрепление за ними исключительного права производства и продажи определенного вида товара или услуги. Это исключительное положение позволяет данным монополиям диктовать рынку любую цену и получать, соответственно, высокую прибыль. С другой стороны, за счет жесткой привязки к определенному предприятию, монополия может диктовать низкие цены поставщикам ресурсов.

    · Не обеспечивает фундаментальных исследований в науке. При всем стремлении предпринимателей повысить эффективность существующих технологий, обеспечить наиболее экономное использование ресурсов, они не могут позволить себе отвлекать ресурсы на проведение фундаментальных исследований в науке. Отдаленная и неопределенная перспектива получения экономической выгоды от этих исследований приводит к распределению ресурсов в пользу более быстрой и верной возможности получения прибыли в других отраслях.

    Как было уже отмечено выше, перечисленные отрицательные и положительные стороны рыночной экономики основываются на противоречии «безграничность потребностей - редкость ресурсов». Свойственное для любого типа экономической организации общества, это противоречие решается в условиях рыночной экономики путем рыночного распределения редких ресурсов между теми отраслями, которые производят продукцию востребованную потребителями, в ущерб тем отраслям, которые производят продукцию не пользующуюся спросом. В последнее время можно отметить некоторые тенденции исправления указанных недостатков рыночной экономики. Среди них выделяются функция государственного регулирования экономики и структурные изменения форм предпринимательской деятельности.

    Административно-командная система экономики – это концепция управления, в которой основная роль отводится распределительно-командным методам, а власть принадлежит центральным органам правления.

    Характерным является централизм хозяйственной деятельности, а также идеологический метод правления, господствующая партийно-государственная бюрократия и полное отсутствие демократии.

    Основные моменты

    Виды экономики:

    • административно-командная;
    • традиционная;
    • рыночная;
    • смешанная.

    Каждому развитому государству присущ определенный вид. Административно-командная экономика называется еще и чистой или плановой. Ее суть заключается в том, что управление происходит исключительно с помощью политических решений.

    Центральные или органы местного самоуправления принимают все решения об использовании ресурсов самостоятельно. Именно они определяют, какого качества и в каком количестве нужно заказывать сырье для предприятий, какие цены ставить на ту или иную продукцию. При этом учитываются как экономико-технические факторы, так и социально-политические.

    Характерные черты

    Административно-командная экономика характеризуется:

    • государственной собственностью на большинство экономических ресурсов;
    • монополизацией и бюрократизмом;
    • централизованным, директивным, экономическим планированием как основой хозяйственного механизма;
    • иерархией;
    • несбалансированностью спроса и предложения, показатели которой увеличиваются с каждым годом;
    • расцветом теневой экономики, черного рынка;
    • чрезмерным ростом цен, эмиссией денег;
    • развалом общенационального рынка;
    • разгулом центробежных сил;
    • заменой товарно-денежных отношений на бартерный обмен;
    • отсутствием у потребителей права выбора товарной единицы;
    • деформацией экономических интересов (например, приоритетом торговцев становится не "продать", а "припрятать").

    Преимущества

    Главным плюсом этой системы является возможность исключить явную безработицу (во всяком случае, с теоретической точки зрения). Для этого разработано специальное управление ресурсами, при нем все получают работу. Благодаря этому режиму возможен тотальный контроль над расходами и желаемое распределение доходов.

    Недостатки

    Основные недостатки такой модели хозяйствования:

    • административно-командная экономика не способна обеспечить эффективную хозяйственную деятельность;
    • производственные монополии не внедряют новые технологии и технические новинки;
    • полностью отсутствуют необходимые материальные и человеческие резервы, которые могут понадобиться в случае нарушения баланса народного хозяйства;
    • для системы характерен низкий уровень удовлетворения потребностей;
    • риск появления скрытой безработицы;
    • дефицит ресурсов;
    • недостаточное количество предметов потребления;
    • «уравниловка».

    Концепция Попова

    Впервые термин «административно-командная экономика» был использован Гавриилом Харитоновичем Поповым. Он противопоставляет ее рыночной, делая акцент на том, что первая является пирамидой, в которой приказы идут сверху, а вторая ориентирована на среднее звено. Согласно его теории, это уровень директоров заводов, над которыми практически отсутствует приказное управление.

    Поповым делается акцент на том, что данная система настолько централизована, что не способна в сжатые сроки ответить на целый ряд вызовов. Он убежден, что функции экономики имеют большой диапазон, но при этом их слабые места весьма открыты.

    В целом экономист критикует данную теорию, говоря о том, что переход к рыночной системе – благо для человечества, потому что она больше соответствует реальным потребностям общества.

    Исследователи считают публикацию статьи Попова весьма значительным вкладом не только в развитие экономики, но в исторические события СССР. Именно в ней впервые во времена перестройки была провозглашена мысль о восстановлении частной собственности.

    Особенности

    Административно-командная и рыночная экономика – это два разных режима, которые по-разному действуют на развитие государства и жизнь социума. Для первой основной чертой является директивное планирование. Это значит, что все организации и предприятия должны действовать в соответствии с плановыми заданиями правительственного аппарата. Центральным органам управления принадлежит вся полнота власти.

    Исследователи подчеркивают, что административно-командная экономика опирается на тоталитарный или авторитарный режим. Она противоречит демократическим принципам управления и не принимает конкуренцию, свободный рынок или предпринимательство.

    Плановая экономика

    Управление экономикой исключительно посредствам принятия центральных решений – трудная задача.

    Плановая экономика сталкивается с трудностями во время внедрения новых технологий или новинок техники. Все потому, что предприятия не имеют возможности проводить какие-либо эксперименты из-за того, что у них нет прав на это. Плановая экономика подразумевает неограниченную власть в органах управления.

    Различные потребители самостоятельно решают, какие товары им покупать, а вот предприятия не имеют права голоса. Они вынуждены производить согласно государственному плану, использовать определенные технологии, закупать сырье, материалы и выполнять специальные задания.

    Централизованно-плановая экономика – это концепция, которая основывается на общественной собственности, директивном руководстве и контроле над всеми сферами жизни социума.

    Условия экономики таковы, что свободный рынок потребительских товаров сочетается с жестким регулированием предприятий. Это является причиной порождения проблем. Это привело к тому, что страны с плановой экономикой постепенно переходят к рыночной системе, для того чтобы позволить спросу управлять производством.

    Господство государства

    Административно-командная система встречается во многих странах. Основы экономики заключаются в том, что государство покровительствует крупнейшим предприятиям. Главная отличительная черта – владение всеми ресурсами: землей, недрами, полезными ископаемыми, учреждениями, народным хозяйством и, конечно, финансами. Основы экономики рынка полагаются на спрос, в этом же случае центральные органы власти решают, сколько и кому продукции выпускать.

    В таких условиях неминуемо рождается монополия и бюрократия, а это, в свою очередь, значительно снижает стимул к развитию. Из позитивных моментов у административно-командной системы остается свободное медицинское обслуживание, доступ к образованию и хорошее развитие социальной сферы.

    Механизм данной системы отличается рядом особенностей. Во-первых, управляет всеми предприятиями государственный аппарат, а точнее, его высшие эшелоны, это сводит на ноль самостоятельность любых хозяйственных субъектов. Во-вторых, исключаются все рыночные связи, отсутствует и классическая связь спроса с предложением, выпуск продукции контролируется центральными органами.

    И наконец, в-третьих, государственным аппаратом производится любое руководство при помощи административно-командных методов, а это снижает материальный интерес к результатам труда.

    Административно-командная модель экономики в мире

    Каждой стране присущи разные виды экономики. Где-то ярко выражены одни, а где-то несколько синтезируют друг с другом и создают один – совершенно новый.

    Бывшие социальные страны, в том числе и экономика России, относились к административно-командной системе. На сегодняшней день ею пользуется КНДР и Куба.

    В этих странах происходит равномерное распределение потребительских благ, а в таких сферах, как образование или система здравоохранения, действуют элементы уравниловки (перед силой закона все равны).

    Еще одна характерная черта – это узкий слой правящей государственной номенклатуры, у которого имеются привилегии в доступе к потребительским благам, например к жилью, санаториям, дефицитным продуктам и др.

    Центральная власть выступает и в роли собственника такого важного ресурса, как знание. За счет этого уровень общего, профессионального и технического образования в странах с административно-командной экономической системой достаточно высок. Сюда же можно отнести и всю рабочую силу.

    Экономика России

    Ядро административно-командной экономики – это СССР. Система сложилась в начале 30-х годов двадцатого века. Этому явлению предшествовали два события: Октябрьская революция, годы военного коммунизма (1917-1920 гг.) и период под названием "новая экономическая политика" (1921-1928 гг.).

    Функции экономики того времени сводились не только к государственному контролю за всеми сферами жизнедеятельности общества, но и к созданию производственных кооперативов. В сельском хозяйстве благодаря этому режиму образовывались колхозы.

    В Российской Федерации в последние годы осуществилось немало реформ, которые напрямую связаны с разгосударствлением, переходом к рыночным отношениям, приватизацией имущества, демонополизацией. Это привело к возникновению современной системы экономики. Однако полностью перейти на новый режим сразу не удается ни одному государству. Потому в России действует синтез из элементов административно-командной системы и рыночной экономики со свободной конкуренцией.

    Хозяйственной жизни присущ главным образом переходной характер. Он может затянуться на десятилетия. Окончательный вариант складывается из многих факторов. Так, современная модель рыночной экономики России зависит от:

    • соотношения политических сил в государстве;
    • характера проводимых реформ;
    • масштаба и эффективности поддержки преобразований международными сообществами;
    • исторических традиций.

    Тема 4. Типология экономических систем и тип российской экономики

    Можно выделить четыре основных типа хозяйственных систем:

    · традиционная экономика (присуща так называемым "развивающимся" странам - Афганистан, Бангладеш, Пакистан),;

    · командно-административная экономика (в настоящее время – Северная Корея, Куба, Вьетнам)

    · рыночная экономика (в чистом виде не имеет реальных примеров);

    · смешанная экономика (Китай, Швеция, Россия, Япония, Великобритания, США, Германия, Франция и т. д).

    Типы экономических систем различаются по следующим основным параметрам:

    · Преобладающая форма собственности: частная или государственная;

    · Роль государства в экономике

    · Главенство интересов общества или определенного социаль­ного слоя,

    · Степень экономической свободы выбора субъектов экономики;

    · Основа принятия решений «КАК, ЧТО и ДЛЯ КОГО?» производить

    · Главный мотив экономической деятельности

    Традиционная многоукладная экономика.

    Она называется традиционной потому, что главные проблемы экономики – «КАК, ЧТО и ДЛЯ КОГО?» производить решается на основе традиций и обычаев. На них же основывается и распределение ресурсов и материальных благ

    Преобладающей формой собственности является коллективная (земля и капитал – основные факторы производства - принадлежат общине, племени или находятся в общем пользовании). Такая экономика может быть основана на государственной собственности (например, экономики древнего Китая, Египта).

    Главным мотивом к производству является удовлетворение общественных потребностей.

    В производстве доминируют экстенсивные трудоемкие технологии, используются простейшие орудия труда. Темпы роста экономики низки или отсутствуют совсем. Экономика многоукладная. Сегодня включает такие основные сегменты, как:

    · натурально-общинное производство (оно занимает ведущие позиции),

    · мелкотоварное производство крестьянских и ремес­ленных домохозяйств,

    · производство на основе иностранного капитала.

    Экономика вторична, встроена в систему социальных отношений, является их стороной. Т.е экономические цели поведения субъектов вторичны по отношению к социальным целям (статус, уважение и т.д).

    Отсюда важность социальных связей и институтов в организации экономической деятельности. Сохраняется главенство интересов родоплеменных общин или кланов.

    Роль государства в такой экономике огромна. Без него невозможно обеспечение единой стратегии развития страны как единого целого. Ремес­ленники, крестьяне, вожди племен не имеют для этого ресурсов, ино­странный капитал - интереса. Их цели разноплановы и трудно сводимы к какой-либо общей основе.

    В царской России традиционная экономическая система была преобладающей вплоть до середины 19 века. Для нее были характерны:

    · труд крепостных крестьян и рабочих, которые тоже были крепостными,

    · общинное земледелие,

    · натуральное хозяйство и промысловая деятельность крестьян

    · наличие ремесленного и мелкотоварного производства.

    Традиционная система играла существенную роль до начала 20 века. Только в конце 19 века стали получать распространение элементы рыночной системы, во многом под влиянием Столыпинских реформ.

    Сегодня традиционная экономика присутствует в РФ фрагментарно (народы севера, частично личное подсобное хозяйство, производство продуктов нац. творчества и т.п.). Около 45% сельского и лесного х-ва, 10% рыболовства и рыбоводства, 7% строительства, 15% торговли, ремонта транспортных средств и бытовой техники, 27% гостиниц и ресторанов – продукция домашних хозяйств, производство которой во многом носит традиционный характер.

    Командно-административная система

    Данная система достаточно эффективна на исторически коротких отрезках времени при решении задач ускоренного догоняющего экономического развития и необходи­мости концентрации крайне ограниченных ресурсов на приоритетных направлениях.

    Специфика такой системы:

    · экономика базируется на господстве общественной (государственной) собственности на практически все экономические ресурсы (обычно кроме трудового фактора).

    · использование ресурсов контролируется государством посредством административных механизмов.

    · «КАК, ЧТО и ДЛЯ КОГО?» производить решает государство. Выбор принимает форму централизованно планирования и базируется на приоритете общественных интересов, которые формулирует властная группа

    · план регламентирует основные параметры производства и связи и является законом

    · выполнение плана является главным мотивом поведения. Экономия же ресурсов и рост их отдачи как основополагающий мотив экономического поведения отходит на второй план

    По мере роста объема и динамично изменяющейся структуры производства эффективность системы снижается. Ошибки централизованного планирования становятся все более существенными. Возникают хронические проблемы, в числе которых:

    · проблема дефицита всех видов ресурсов и большинства производимых благ

    · проблема диспропорциональности экономики

    · проблема экономической власти товаропроизводителя, а не потребителя, что подавляет заинтересованность в инновациях, в росте эффективности и в производстве качественных продуктов.

    · проблема отвлечения ресурсов ввиду того, что предприятия вынуждены создавать сверхнормативные за­пасы ресурсов для исправления ошибок при планировании распределения ресурсов и на случай нарушения условий запланированных их поставок.

    В России командно-административная система доминировала в ХХ веке почти 70 лет. На последних этапах ее существования произошло полное размывание института общественной собственности. Центральный управленческий аппарат перестал даже приблизительно правильно определять общественные интересы, подменив их на ведомственные.

    Управляющий аппарат на более низких уровнях стал считать общественную собственность ничьей, бесхозной и постарался создать механизм личного присвоения результатов ее применения.

    Рыночная экономика

    Она предполагает:

    · преобладание частной собственности;

    · главенство личных интересов (отождествляемых с максимизацией личной полезности) как мотива поведения;

    · личная экономическая свобода выбора;

    · конкуренция как основной механизм координации (определения цен на блага и факторы производства) и поддержания пропорций.

    Наиболее эффективно механизм рыночного саморегулирования про­является на микроуровне экономики. Здесь ры­ночные приоритеты и индивидуальный стимул товаропроизводителя практически совпадают.

    Достаточно эффективное рыночное регулирование экономических процессов на макроуровне возможно лишь при определенных условиях:

    · наличия развитой конку­ренции между товаропроизводителями;

    · невысоких темпах роста и сохранении значительной инерционности сложившегося соотноше­ния спроса и предложения;

    · несложной отраслевой структуры экономики;

    В этих условиях уровень цен и их колебание служат надежным индикатором об­щественных потребностей и обеспечивают саморегуляцию системы.

    По мере роста экономики, усложнения ее структуры и связей, роста неопределенности эти условия становятся все менее реальными. В результате эффективность механиз­ма рыночного саморегулирования постепенно снижается. Именно поэтому рыночная экономика свободной конкуренции, сложившаяся к концу 18-го века, в конце 19-го века сходит со сцены. Развитие свободного рынка приводит к его качественной деформации. Обусловленные этим развитием процессы концентрации производства и капитала ведут к постепенному ограничению конкуренции и возникновению рыночной власти. На этой почве происходит перерастание экономики свободной конкуренции в развитую рыночную экономику.

    В конце 19 начале 20 веков это породило следующую ситуацию:

    · ведущие секторы экономики оказались монополизированными крупными товаропроизводителями.

    · в экономике сформировались монопольный и конкурентный сектор

    · значительная часть производственных процессов переросла рамки клас­сической частой собственности.

    Возникло противоречие между новым состоянием экономики и рыночным механизмом саморегулирования, присущим экономике свободной конкуренции. Развитие этого противоречия привело к кризису и депрессии 1929 – 1933 годов и сделало очевидной необходимость вмешательства госу­дарства на макроуровне экономики в процессы ее регулирования.

    Эта необходимость также обусловливалась и тем, что экономика совершенной конкуренции продемонстрировала неспособность решать важнейшие социаль­но-экономические проблемы общества:

    · обеспечение социальных га­рантий населению;

    · обеспечение социального равенства и социальной стабильности;

    · определение перспективных направлений технического развития и структурной политики;

    · охрана и защита окружающей среды и др.

    Смешанная экономика

    Представленные выше типы экономических систем сегодня не встречаются в чистом виде. Характеристики реальных экономик развитых стран расположены где-то между рыночным и командно-административным типами систем. Экономики развивающихся стран часто включают также отдельные элементы традиционного типа.

    Если национальная экономическая система основывается на комбинации рыночных и административно-командных основ, то она относится к смешанному типу.

    Формирование экономик смешанного типа связано активным вмешательством го­сударства в процесс регу­лирования национальной экономики, которое позволило восстановить работоспособность рыночного механизма.

    Смешанная экономика представляет сочетание:

    · частного и государственного секторов экономики. При этом сосу­ществование различные форм собственности имеет место в условиях преобладания частной соб­ственности

    · рынка и государственного регулирования, Четко разграничиваются сферы действия механизма рыночного регулирования и механизма государственного регулирования макроэко­номических процессов.

    · капиталистических тенденций и социализации жизни. Общественные интересы, прежде всего социальные их аспекты, становятся элементами целевой функции смешанной экономики, и частный бизнес вовлекается в решение этих задач.

    Роль государства в смешанной экономике состоит в поддержании устойчивого экономического роста как базы повышения благосостояния и достижения полной занятости. Решение этой задачи требует от государства действий по следующим направлениям:

    1. Создание благоприятных условий свободного функционирования рыночного механизма. Это включает:

    · поддержку конкуренции,

    · выработку «правил игры» и контроль их соблюдения

    · организацию денежного обращения, обеспечение его устойчивости

    · выработку экономической политики как основы долгосрочных ожиданий хозяйствующих субъектов.

    2. Поддержку предприятий, принадлежащих государству.

    3. Инвестирование в сферы производства общественных благ (образование, науку, культуру и т.д.)

    4. Перераспределение ресурсов и доходов, необходимое для стимулирования экономики, предотвращения безработицы и кризисов, решения социальных задач

    5. Поддержание внешнеэкономического равновесия.

    Универсальной модели смешанной экономики не существует. В мире реализуется несколько ее вариантов. Наиболее известны американская, шведская, немецкая и японская модели.

    Американская модель смешанной экономики.

    Она отражает либеральный подход и реализует преимущественно рыночный механизм саморегулирования экономики. Имеет место незначительное прямое вмешательство государства в процесс производства товаров и услуг. Это предполагает низкую долю государственной собственности. Вмешательство государства нацелено в основном на макроэкономическое регулирование денежно-кредитными и налогово-бюджетными средствами. На микроуровне оно связано с недопущением монополизма, стимулированием передовых технологий, всемерное поощрение предпринимательской активности.

    Модель основана на массовой ориентации на достижение личного успеха. Она не ориентирована на достижение социального равенства. Однако построена так, что обогащение наиболее активной части населения сопровождается созданием приемлемого уровня жизни малообеспеченным группам.

    Главные достоинства этой модели состоят в большой гибкости экономического механизма за счет быстрой реакцией на меняющуюся конъюнктуру; в высокой степени предпринимательской активности и ограниченных возможностях особо заинтересованных групп влиять на значимые для экономики политические решения.

    После Второй мировой войны в Германии и Швеции получила распространение идея социально-ориентированной рыночной экономики. Основополагающим ее принципом является единство рынка и государства, предполагающее активное воздействие государства на функционирование национального рыночного хозяйства, заметный удельный вес государственной собствен­ности в валовом национальном продукте и сильную систему социального обеспечения;

    Германская модель смешанной экономики

    Соответствует концепции социальной рыночной экономики, предполагающей активное вмешательство государ­ства в экономику. Задача государства состоит в поддержании баланса между рыночной эффективностью и социальной справедливостью. Государ­ство призвано создавать условия для реализа­ции индивидуальной инициативы, обеспечивающие равенство прав и стартовых возможностей. Эти условия включают систему права и систему мер по поддержанию конкурентной среды.

    Для германской модели характерны такие направления вмешательства государства в экономику,как:

    Поддержание макроэкономической стабильности с помощью антициклического регулирования.

    Проведение структурной политики.

    Актив­ная государственная защита и поощрение конкуренции.

    Стимулирование государством научно-технических, технологических и организационных инноваций, а также активное финансировании науки и исследований

    Государство также активно (прямо или косвенно) включается в решение социальных проблем. В этом плане для германской модели характерны:

    Обеспечение социального равенства путем энергичной социальной политики государства и его прямого участия в предоставлении социальных благ

    Совместное определение уровня заработной платы и условий труда организациями работодателей и наемных работников.

    Для германской экономики присущи определенные институционоальные особенности. В частности – это особенности механизма принятия решений на микроуровне, обусловленные структурой прав собственности в сфере бизнеса. В этом плане можно отметить значительную роль банков в экономике в качестве крупных акционеров компаний, активно участвующих в принятии бизнес решений. Кроме того, характер систем управления компаний таков, что все участники бизнес-процесса (акционеры, управляющие, наемные работники, арендаторы, поставщики и потребители) оказывают прямое влияние на принятие решений через такие органы, как наблюдательный и производственные советы.

    Шведская модель смешанной экономики

    Шведская модель так же, как и германская, предполагает активное участие государства в экономике. Однако она отличается от германской более сильной социальной политикой сокращения имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Это обусловлено тем, что основными целями модели являются полная занятость и выравнивание доходов. Для Швеции, при незначительной доле государственной собственности на основные фонды, характерна крайне высокая доля государственных расходов в ВВП (более 50% ВВП), более ½ которых направляется на социальные нужды.

    Активная политика государства нацелена, прежде всего, на обеспечение высокого растущего уровня жизни населения. Однако оно не принимает широкого прямого участия в решении этой задачи. Производство ВВП в определяющей мере обеспечивается частными предприятиями, действующими на конкурентной рыночной основе. При этом государство не вмешивается в производственную деятельность предприятия.

    Вмешательство государства направлено, в основном на:

    · минимизацию социальных издержек рыночной экономики посредством политики перераспределения доходов и создания централизованных механизмов заключения коллективных договоров о заработной плате с участием организаций профсоюзов и предпринимателей

    · формирование инфраструктуры

    · организацию НИОКР.

    Японская модель.

    Японская модель легла в основу формирования восточно-азиатской модели, используемой рядом стран этого региона. С помощью этой модели всем этим странам удалось обеспечить ускоренный переход из состояния слаборазвитых в группу новых индустриальных государств.

    Специфичной чертой модели является тесное сотрудничество между частным бизнесом и правительством в решение общих экономических проблем.

    Для бизнеса в японской модели характерна опора на традиционные устои своеобразного коллективизма, философии групповых целей и устремлений. Это определило появ­ление специфической формы организации бизнеса – «кэйрэцу» – горизонтальных объедине­ний компаний, охватывающих разные сферы экономики. Отношениям в них присущи атмосфера доверия и отношения сотрудничества.

    Это создает достоверные ожидания и существенно снижает уровень неопределенности ведения бизнеса.

    Для государства в японской модели характерны:

    · Стабильность аппарата чиновников, обеспечивающая преемственность экономической политики независимо от смены правительств.

    · Ясность и стабильность макроэкономической политики как условия формирования ожиданий (особенно инвесторов)

    · Высокая степень участия государства в определении путей развития экономики. Оно доведено до уровня применения государственного индикативного планирования. Предполагающего формирование системы планов (план экономического и социального развития, план развития и использования земель, рационального размещения производительных сил, отраслевые планы, целевые общегосударственные программы, региональные планы).

    · Развитая институциональная функция в форме разработки многочисленных правил для бизнеса, учитывающих позиции отраслевых ассоциаций бизнесменов.

    · Активное экономическое регулирование, опирающееся на использование налоговых и кредитно-финансовых механизмов

    Деятельность государства направлена на формирование конкурентоспособной экспортоориентированной экономики (ввиду узости внутреннего рынка). Это проявляется в прямой поддержке развития экспортных отраслей (специальные налоговые льготы, финансирование по ставкам ниже рыночных, дешевые кредиты для развития производства сырья и комплектующих, жестком регулировании финансовых рынков в целях направления ограниченных кредитных ресурсов в целевые отрасли и капиталоемкие производства). Правительство совместно с бизнесом непосредственно участвует в организации и финансировании НИОКР.

    Обратной стороной направлености активности государства на формирование конкурентоспособной экспортоориентированной экономики, является мягкость отношения к вопросам монополизации. Она проявляется в мягкости антимонопольного законодательства, в поощрении развития крупного конкурентоспособного бизнеса, в поддержке роста специализации и кооперации компаний (что делает японские корпорации в крупных игроков на глобальном рынке). С целью снижения негативных последствий развития монополистических тенденций официальна организация картелей как механизма защиты интересов мелких и средних компаний и обеспечения необходимого уровня. Имеет место поощрение перекрестного владения компаниями акциями друг друга для их защиты от давления крупных игроков рынков капитала.