Статьей 226 налогового кодекса российской федерации. Налоговый и бухгалтерский учет

Ст. 226 НК РФ содержит информацию о том, кто в РФ может считаться налоговым агентом. В материале пойдет речь о перечисленных в данной статье обязанностях, об особенностях исчисления и перечисления налога данной категорией плательщиков.

Статья 226 НК РФ: когда компания или ИП становится налоговым агентом?

Нормам данной статьи должны следовать все лица, находящиеся под российской юрисдикцией и перечисленные в тексте документа, а именно:

  • юрлица;
  • нотариусы, занимающиеся своей деятельностью в частном порядке;
  • обособленные подразделения зарубежных организаций.

Более подробная формулировка сути налоговых агентов приводится в другой части НК РФ - в статье 24-й.

Ни организация, ни ИП изначально не имеют признаков налогового агента. Однако они им становятся после выплаты определенного дохода гражданину. Исключение составляют доходы, полученные гражданином в соответствии со ст. 214.3, 214.4, 214.5, 214.6, 226.1, 227 и 228 НК РФ, где указаны, например, некоторые операции с ценными бумагами и прочее. Здесь действуют другие порядки исчисления и уплаты налога.

П. 1 ст. 226 НК РФ: можно ли избежать обязанности платить налог за физлицо?

В случае если гражданин получает доход от организации, именно ей придется вносить в бюджет НДФЛ. Данный тезис находит обоснование в письме Минфина от 28.12.12 № 03-04-05/10-1452 и в других более ранних разъяснениях министерских специалистов. Это утверждение действительно и в тех обстоятельствах, когда налоговый агент рассчитывается с физическим лицом в рамках заключенного соглашения гражданско-правового характера.

Существенные разногласия возникают лишь по поводу авансов, выдаваемых при заключении договоров гражданско-правового характера. Минфин в письме от 26.05.14 № 03-04-06/24982 безапелляционно утверждает, что даже при невыполненных в полном объеме работах в рамках гражданско-правовых соглашений подоходный налог следует удержать из выплачиваемых сумм и перевести его в бюджет. Мнение министерства нашло поддержку и отражение в вердиктах некоторых (немногочисленных) судов, что видно, например, из постановления ФАС Северо-Западного округа от 14.10.13 по делу № А56-72251/2012.

Впрочем, имеются и решения судов с прямо противоположными результатами рассмотрения. Так, в постановлении ФАС Уральского округа от 14.11.11 № Ф09-7355/11 по делу № А71-12013/10 и вердиктах некоторых иных судов определено, что авансовые выплаты следует считать налогооблагаемым объектом лишь тогда, когда все обязательства по соглашению выполнены и работы завершены.

Кто платит НДФЛ при получении дохода не от налогового агента?

В деловой практике нередки ситуации, при которых доход поступает от юрлиц, не способных стать налоговыми агентами. Например, гражданин получает вознаграждение от зарубежной организации, с которой у него заключен контракт и которая не обзавелась на территории РФ обособленным подразделением. Такая компания не обязана удерживать подоходный налог и переводить его в российский бюджет. В приведенных обстоятельствах эта обязанность лежит на самом получателе дохода (п. 2 ст. 228 НК РФ).

По схожей схеме следует действовать, если доход поступает физическому лицу от иного физлица или от посредника. Относительно последней категории участников сделок Минфин специально разъяснил свою позицию в письме от 02.08.13 № 03-04-06/31086. В документе специалисты министерства отмечают, что посредник априори не может быть источником выплат и, значит, не должен выполнять агентские функции по данному виду налога.

П. 5 ст. 226 НК РФ: как быть, если доход выдан в натуральной форме?

Данная статья помогает определиться с тем, кто должен вносить в казну НДФЛ, если доход выдан физлицу в натуральном виде. То есть деньги (наличные или безналичные) в расчетах не фигурировали, а выдавался товар или иные материальные ценности. В таких обстоятельствах организация лишена возможности удержать налог из дохода физлица и направить его в казну. Кроме того, она не вправе перечислять НДФЛ в бюджет из своих средств юрлица. Выход остается один: физическое лицо, получившее оплату в натуральном виде, должно исчислить размер налога самостоятельно и перечислить в казну РФ соответствующую сумму.

Тем не менее организации придется выполнить свою долю обязанностей в этой сфере. Ей, согласно п. 5 ст. 226 НК РФ, предписано уведомить налоговую службу о том, что она не смогла удержать НДФЛ у такого-то лица. Причина бездействия не указывается, так как изначально подразумевается, что она является уважительной.

В чем заключаются нюансы ст. 226 НК РФ в 2015–2016 годах?

Налоговое законодательство постоянно в своей основе, но в мелочах в него регулярно вносятся коррективы. Приведем их краткий обзор.

Во-первых, с 1 января 2016 года законодательство установило новый интервал, в течение которого компании должны направить информацию о невозможности удержания НФДЛ у налогоплательщика в ИФНС. Ранее каждый налоговый агент, лишенный возможности удержания налога, должен был отослать сообщение в течение одного месяца по окончании того налогового периода, когда была произведена выплата натурального дохода. Теперь срок увеличился до двух месяцев. Иначе говоря, уведомить налоговиков надо до 1 марта следующего года.

Во-вторых, изменился крайний срок, в который надо уложиться при перечислении в бюджет НДФЛ. Теперь, согласно коррективам 6-го пункта обсуждаемой статьи НК РФ, данный налог надо обязательно внести не позже того дня, который следует за днем получения физлицом денежных средств.

Также утверждены сроки перечисления НДФЛ с таких выплат, как больничные и отпускные. Если раньше по этому поводу возникало очень много споров, то теперь в НК РФ определены временные промежутки, в которые надо уложиться налоговому агенту, чтобы не опоздать с удержанием и внесением в бюджет подоходного налога. Эту процедуру надо провести до последнего дня того месяца, когда произведены выплаты.

В-третьих, еще с начала 2015 года действует положение, согласно которому налоговые агенты, выплачивающие доход иностранцам, работающим на территории РФ, должны вычесть из суммы подоходного налога те средства, которые были ранее внесены теми же иностранцами в качестве фиксированного аванса. Данные авансовые платежи представляют собой своего рода залог за право трудиться в России.

1. Российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Налог с доходов адвокатов исчисляется, удерживается и уплачивается коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро и юридическими консультациями.

Указанные в абзаце первом настоящего пункта лица именуются в настоящей главе налоговыми агентами.

2. Исчисление сумм и уплата налога в соответствии с настоящей статьей производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, с зачетом ранее удержанных сумм налога (за исключением доходов, в отношении которых исчисление сумм налога производится в соответствии со статьей 214.7 настоящего Кодекса), а в случаях и порядке, предусмотренных статьей 227.1 настоящего Кодекса, также с учетом уменьшения на суммы фиксированных авансовых платежей, уплаченных налогоплательщиком.

Особенности исчисления и (или) уплаты налога по отдельным видам доходов устанавливаются статьями 214.3, 214.4, 214.5, 214.6, 214.7, 226.1, 227 и .

3. Исчисление сумм налога производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, определяемую в соответствии со статьей 223 настоящего Кодекса, нарастающим итогом с начала налогового периода применительно ко всем доходам (за исключением доходов от долевого участия в организации, а также доходов, в отношении которых исчисление сумм налога производится в соответствии со статьей 214.7 настоящего Кодекса), в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.

Сумма налога применительно к доходам, в отношении которых применяются иные налоговые ставки, а также к доходам от долевого участия в организации исчисляется налоговым агентом отдельно по каждой сумме указанного дохода, начисленного налогоплательщику.

Исчисление суммы налога производится без учета доходов, полученных налогоплательщиком от других налоговых агентов, и удержанных другими налоговыми агентами сумм налога.

4. Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом.

При выплате налогоплательщику дохода в натуральной форме или получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды удержание исчисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых доходов, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику в денежной форме. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50 процентов суммы выплачиваемого дохода в денежной форме.

Положения настоящего пункта не распространяются на налоговых агентов, являющихся кредитными организациями, в отношении удержания и уплаты сумм налога с доходов, полученных клиентами указанных кредитных организаций (за исключением клиентов, являющихся сотрудниками указанных кредитных организаций) в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 212 настоящего Кодекса.

5. При невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.

Форма сообщения о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога, а также порядок его представления в налоговый орган утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Налоговые агенты — российские организации, имеющие обособленные подразделения, организации, отнесенные к категории крупнейших налогоплательщиков, индивидуальные предприниматели, которые состоят в налоговом органе на учете по месту осуществления деятельности в связи с применением системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и (или) патентной системы налогообложения, сообщают о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному пунктом 2 статьи 230 настоящего Кодекса.

6. Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода.

При выплате налогоплательщику доходов в виде пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком) и в виде оплаты отпусков налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее последнего числа месяца, в котором производились такие выплаты.

7. Совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается в бюджет по месту учета (месту жительства) налогового агента в налоговом органе, если иной порядок не установлен настоящим пунктом.

Налоговые агенты — российские организации, указанные в пункте 1 настоящей статьи, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения организации, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этого обособленного подразделения, а также исходя из сумм доходов, начисляемых и выплачиваемых по договорам гражданско-правового характера, заключаемым с физическими лицами обособленным подразделением (уполномоченными лицами обособленного подразделения) от имени такой организации.

Налоговые агенты — индивидуальные предприниматели, которые состоят в налоговом органе на учете по месту осуществления деятельности в связи с применением системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и (или) патентной системы налогообложения, с доходов наемных работников обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет по месту своего учета в связи с осуществлением такой деятельности.

7.1. Налоговыми агентами для целей настоящей главы признаются также российские организации, которые производят перечисление сумм денежного довольствия, денежного содержания, заработной платы, иного вознаграждения (иных выплат) военнослужащим и лицам гражданского персонала (федеральным государственным гражданским служащим и работникам) Вооруженных Сил Российской Федерации.

Совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом с указанных сумм, перечисляется в бюджет по месту учета налогового агента в налоговых органах.

8. Удержанная налоговым агентом из доходов физических лиц, в отношении которых он признается источником дохода, совокупная сумма налога, превышающая 100 рублей, перечисляется в бюджет в установленном настоящей статьей порядке. Если совокупная сумма удержанного налога, подлежащая уплате в бюджет, составляет менее 100 рублей, она добавляется к сумме налога, подлежащей перечислению в бюджет в следующем месяце, но не позднее декабря текущего года.

9. Уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается. При заключении договоров и иных сделок запрещается включение в них налоговых оговорок, в соответствии с которыми выплачивающие доход налоговые агенты принимают на себя обязательства нести расходы, связанные с уплатой налога за физических лиц.

Комментарий к Ст. 226 НК РФ

Статья 226 НК РФ предусматривает особенности исчисления налога налоговыми агентами, а также порядок и сроки уплаты налога налоговыми агентами.

Налоговый кодекс РФ предусматривает, что НДФЛ перечисляется в бюджет в особом порядке.

В большинстве случаев налог в бюджет перечисляют не сами налогоплательщики, а налоговые агенты.

В отношении налога на доходы физических лиц налоговыми агентами признаются (ст. 226 НК РФ):

— российские организации;

— коллегии адвокатов, адвокатские бюро и юридические консультации;

— индивидуальные предприниматели;

— постоянные представительства в России иностранных организаций;

— нотариусы, занимающиеся частной практикой, и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты.

Это означает, что каждый раз, когда организация или индивидуальный предприниматель (из перечисленных выше) выплачивают физическим лицам доход, эти организация или индивидуальный предприниматель выступают в роли налогового агента. То есть они обязаны исчислить налог, удержать его из доходов налогоплательщика — физического лица и перечислить удержанную сумму налога в бюджет.

В соответствии с п. 2 ст. 226 НК РФ исчисление сумм и уплата налога в соответствии с настоящей статьей производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент (за исключением доходов, в отношении которых исчисление сумм и уплата налога производятся в соответствии со ст. ст. 214.3, 214.4, 214.5, 214.6, 226.1, 227 и 228 настоящего Кодекса), с зачетом ранее удержанных сумм налога, а в случаях и порядке, предусмотренных ст. 227.1 настоящего Кодекса, также с учетом уменьшения на суммы фиксированных авансовых платежей, уплаченных налогоплательщиком.

Определенные сложности возникают при определении, кто является налоговым агентом при выплате авторам вознаграждений через организацию, которая управляет правами авторов на коллективной основе. В настоящее время в России несколько организаций имеют аккредитацию на осуществление данной деятельности. Все они принимают от лиц, пользующихся объектами авторских прав, денежные средства, являющиеся вознаграждением авторам этих произведений.

Министерство финансов РФ в Письме от 21 августа 2007 г. N 03-04-06-01/300 указало, что организация, использующая объекты авторского права, в отношении выплат вознаграждения авторам (правообладателям) литературных произведений является налоговым агентом и в качестве такового должна исполнять все обязанности, установленные гл. 23 НК РФ.

Из приведенного выше правила есть исключения. В п. 2 ст. 226 НК РФ записано, что источник выплаты дохода в некоторых случаях не несет функций налогового агента.

Так, самостоятельно уплачивают налог на доходы физических лиц:

— индивидуальные предприниматели — по доходам от предпринимательской деятельности;

— нотариусы и другие лица, занимающиеся частной практикой в соответствии с действующим законодательством, — по доходам, полученным от частной практики.

Кроме того, самостоятельно должны заплатить налог физические лица, получающие, в частности, следующие доходы:

— по договорам гражданско-правового характера, заключенным с другим физическим лицом, которое не является налоговым агентом (например, к таким договорам относятся договоры найма и аренды имущества у другого физического лица);

— от источников за пределами Российской Федерации;

— от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности;

— в виде выигрышей, выплачиваемых организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов).

Кроме того, обязанность самостоятельно заплатить налог возлагается на тех физических лиц, при выплате доходов которым налоговый агент не имел возможности удержать НДФЛ (например, при выдаче доходов в натуральной форме).

Указанные выше налогоплательщики, самостоятельно уплачивающие налог, обязаны по окончании года представить в налоговую инспекцию по месту своего жительства налоговую декларацию. Налоговый кодекс РФ устанавливает четкие правила исчисления, удержания и перечисления НДФЛ налоговыми агентами.

1. Налог по ставке 13% исчисляется нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, облагаемым по этой ставке.

2. Налог по ставкам 35, 30, 15 или 9% исчисляется отдельно по каждой сумме дохода, начисленной налогоплательщику.

3. Налог исчисляется без учета доходов, полученных налогоплательщиком от других налоговых агентов, и, соответственно, без учета исчисленного и удержанного с этих доходов налога.

4. Удержание исчисленного налога налоговый агент может производить только из фактически выплачиваемых налогоплательщику денежных сумм (перечисляемых на его счет или счета третьих лиц по его поручению). При этом сумма удержания не может превышать 50% суммы выплаты.

5. При невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме налога.

6. Излишне удержанные суммы налога возвращаются налоговым агентом налогоплательщику по его письменному заявлению.

7. Не удержанные (удержанные не полностью) налоговыми агентами налоги взыскиваются ими с физических лиц до полного погашения задолженности.

Сроки для перечисления налоговым агентом НДФЛ в бюджет установлены в п. 6 ст. 226 Налогового

кодекса РФ.

Навигация по записям

Ст. 226 НК РФ содержит информацию о том, кто в РФ может считаться налоговым агентом. В материале пойдет речь о перечисленных в данной статье обязанностях, об особенностях исчисления и перечисления налога данной категорией плательщиков.

Статья 226 НК РФ: когда компания или ИП становится налоговым агентом?

Нормам данной статьи должны следовать все лица, находящиеся под российской юрисдикцией и перечисленные в тексте документа, а именно:

  • юрлица;
  • нотариусы, занимающиеся своей деятельностью в частном порядке;
  • обособленные подразделения зарубежных организаций.

Более подробная формулировка сути налоговых агентов приводится в другой части НК РФ - в статье 24-й.

Ни организация, ни ИП изначально не имеют признаков налогового агента. Однако они им становятся после выплаты определенного дохода гражданину. Исключение составляют доходы, полученные гражданином в соответствии со ст. 214.3, 214.4, 214.5, 214.6, 226.1, 227 и 228 НК РФ, где указаны, например, некоторые операции с ценными бумагами и прочее. Здесь действуют другие порядки исчисления и уплаты налога.

Специфика расчета налога агентами описывается в ст. 226 НК РФ. В этой же норме определен порядок и сроки уплаты исчисленных сумм в бюджет этими субъектами. Рассмотрим статью подробнее.

Субъекты

Налоговыми агентами по ст. 226 НК РФ признаются зарегистрированные и ведущие деятельность в России:

  1. Организации.
  2. Нотариусы и адвокаты, осуществляющие частную практику.

К указанной категории также относят обособленные подразделения зарубежных компаний. Налоговых агентов от плательщиков отличают их обязанности. В их круг входит исчисление, удержание и направление налогов с доходов, которые получают их работники, в бюджет. Отчисления с прибыли адвокатов осуществляются бюро, коллегиями и юридическими консультациями .

Общий порядок (пункт 2 ст. 226 НК РФ)

Начисление налогов и их уплата осуществляются в отношении любой прибыли плательщика, источником которой выступает агент (ИП/организация). Исключение составляют поступления, расчет и отчисление которых производится в соответствии с нормами 214.3-214.6, 227-228 и ст. 226.1 НК РФ. При исчислении засчитываются ранее удержанные суммы. В определенных статьей 227.1 случаях платежи уменьшаются на величину фиксированных авансов, выплаченных субъектов.

Специфика расчета

Удержание

В пункте четвертом ст. 226 НК РФ сказано, что взимание налога с дохода плательщика производится при фактической их выплате. В случае получения субъектом прибыли в натуральном выражении или в форме материальной выгоды оно осуществляется за счет любых денежных сумм , выплачиваемых агентом. Размер взимаемого отчисления не может быть больше 50% денежного дохода . Данный пункт не распространяется на агентов, выступающих в качестве кредитных организаций, в отношении удержания и отчисления налоговых сумм с прибыли, полученной их клиентами в форме материальной выгоды. Исключением являются непосредственные сотрудники таких компаний.

Невозможность удержания (пункт 5 ст. 226 НК РФ)

В ряде случаев агент не может осуществить взимание и, соответственно, отчисление установленных налоговых сумм с дохода плательщика. В этих ситуациях субъект должен не позднее 1.03 периода, следующего за оконченным годом, в котором имели место указанные обстоятельства , направить контрольному органу и субъекту, с которого не было произведено удержание, уведомление. В нем указываются суммы прибыли и налога, не отчисленного в бюджет. Форма извещения, порядок его направления определяются исполнительным федеральным институтом власти.

Важный момент

В п. 5 ст. 226 НК РФ сказано отдельно о налоговых агентах – отечественных компаниях, имеющих обособленные подразделения, компаниях, отнесенных к крупнейшим плательщикам, а также индивидуальных предпринимателях, находящихся на учете в контрольной службе по месту ведения ими деятельности, связанной с или патентной системы обложения. Им необходимо сообщать о суммах прибыли, с которых не было произведено удержание, а также величине не отчисленных в бюджет платежей в порядке, установленном в пункте втором статьи 230.

Срок

Он определен в пункте 6 ст. 226 НК РФ. Агенты должны осуществить исчисление и удержание установленных сумм не позже дня, который следует за числом выплаты прибыли. П. 6 ст. 226 НК РФ предусматривается также, что в случае предоставления субъекту дохода в форме пособия на время нетрудоспособности (болезни), в том числе, по уходу за больными детьми, а также в виде отпускных, перечисление должно осуществляться не позже последней даты того месяца, в котором осуществлялись указанные выплаты.

В какой бюджет следует отчислять суммы?

В пункте седьмом ст. 226 НК РФ говорится, что выплаты производятся по месту проживания (учета) агента, если другой порядок не предусматривается в законе. Агенты – организации, в структуре которых образованы обособленные подразделения, должны перечислить рассчитанные и удержанные суммы как в бюджет по адресу своего нахождения, так и расположения своих филиалов. Индивидуальным предпринимателям, использующим патентную систему или ЕНВД, надлежит совершать обязательные платежи по месту учета.

Расчет для обособленных подразделений

Налог, подлежащий выплате в бюджет по адресу расположения филиала компании, устанавливается в соответствии с величиной прибыли, подлежащей обложению, начисляемой и выплачиваемой сотрудникам. Расчет производится также исходя из размера дохода, поступившего по гражданско-правовым соглашениям, которые заключались обособленным подразделением с физлицами.

Совокупная сумма

Удержанная агентом из прибыли физлиц, по отношению к которым он признается источником дохода, общая величина налога, больше чем 100 руб., направляется в бюджет в порядке, предусмотренном рассматриваемой статьей. Если совокупный размер платежа меньше 100 р., сумма добавляется к отчислению, подлежащему уплате в следующем месяце, но не позже декабря текущего периода.

Дополнительно

Закон не допускает выплату налога плательщиков за счет средств агента. При заключении договоров и совершении иных сделок запрещено включение в их условия оговорок, по которым субъекты, выплачивающие прибыль, принимают на себя затраты, касающиеся отчисления в бюджет сумм за физлиц.

Ст. 226 НК РФ: комментарии

Возникновение обязательств налогового агента связано с выплатой ими дохода физлицам. Отказаться от них субъект не вправе, если он выступает как источник дохода для плательщиков. Между тем, идет спор по вопросу, касающемуся выплат авансов работникам по условиям гражданско-правовых соглашений . По мнению ряда чиновников Минфина и некоторых судей, выплата средств за еще не предоставленные услуги либо не исполненные работы обязывает предприятие удерживать подоходный налог и отчислять его в бюджет. Однако в практике есть ряд решений, в которых определено, что аванс нельзя рассматривать как объект обложения до момента выполнения обязательств физлицом.

Натуральная форма дохода

В случаях, когда предприятие расплатилось с физлицом продукцией, а кроме этого дохода, выплат денежных средств ему произведено не было, компания не может удержать подоходный налог. В такой ситуации сотрудник сам должен осуществить расчет и выплату НДФЛ в бюджет. Вместе с этим, у предприятия возникает обязанность по п. 5 ст. 226 НК РФ направить извещение в контрольный орган об отсутствии возможности удержать налог и перечислить его в бюджет. В статье указан месячный срок для уведомления. Законом №113 этот период был увеличен. Таким образом, предприятие обязано направить уведомление в соответствии с п. 5 ст. 226 УК РФ не позднее 1.03 того года, который идет за истекшим, в котором, соответственно, не было осуществлено удержание. Это правило действует с 1 янв. 2016 г.

Изменения в статье

Кроме увеличения срока для уведомления контрольных органов и плательщика о невозможности осуществить удержание, в рассматриваемую норму были внесены и прочие поправки. В частности, они коснулись п. 6. Ст. 226 НК РФ устанавливает единую дату для перечисления налога. Она совпадает с числом, следующим за днем фактической выплаты дохода. В предыдущей редакции налог с отпускных и больничных должен был отчисляться в день их получения физлицами. В измененной статье этот срок перенесен на конец месяца, в котором эти выплаты были произведены.

Заключение

С 1 января 2015 г. пункт второй ст. 226 НК начал действовать в редакции ФЗ № 368. В связи с изменениями, внесенными в статью 227.1, касающихся необходимости осуществлять уплату фиксированного аванса гражданами иностранных государств , работающими на территории России по найму у индивидуальных предпринимателей или в организациях (если для их въезда не требуется получение визы), общая сумма НДФЛ с прибыли плательщиков, которая подлежит удержанию агентами, должна быть уменьшена на величину этих, уже совершенных выплат. Кроме уже внесенных поправок в рассматриваемую норму, обсуждается еще несколько дополнений. В этой связи эксперты рекомендуют налоговым агентам регулярно просматривать обновления в законодательстве для своевременного принятия их к сведению и исполнения предписаний. Дополнительные разъяснения по конкретным вопросам, касающимся исчисления, удержания и выплаты НДФЛ , можно подучить непосредственно в территориальном подразделении ФНС. Своевременно полученная информация предотвратит нарушения налогового законодательства.

Ст. 226 НК РФ (в новой редакции) закрепляет особенности начисления агентами НДФЛ , периоды и порядок перечисления ими обязательных платежей. В Кодексе установлено, что налог выплачивается в бюджет по специальным правилам . Обычно НДФЛ рассчитывают, удерживают и перечисляют агенты - лица, от которых плательщики получают свой доход. Рассмотрим подробнее ст. 226 НК РФ с изменениями 2016 г .

Общий порядок

Он устанавливается п. 1 ст. 226 НК РФ. Как предусмотрено положениями, обязанность определить (высчитать), удержать и перечислить в бюджетный фонд сумму НДФЛ вменяется субъектам, от которых либо в рамках отношения с которыми гражданину (плательщику) поступил доход, указанный во втором пункте рассматриваемой нормы. Эти лица считаются налоговыми агентами . К ним пункт первый ст. 226 НК РФ относит:

  1. Отечественные организации.
  2. Частнопрактикующих нотариусов и адвокатов.
  3. Индивидуальных предпринимателей.
  4. Обособленные структурные единицы зарубежных компаний в России.

Сумма, подлежащая удержанию с доходов, рассчитывается по правилам 224 статьи Кодекса с учетом специальных оговорок, предусмотренных рассматриваемой нормой. Как указано ст. 226 НК РФ, величина налога с прибыли адвокатов высчитывается, удерживается и перечисляется коллегиями, юридическими консультациями, бюро.

Специфика исчисления

В пункте втором ст. 226 НК РФ зафиксировано, что расчет НДФЛ и его уплата производятся по всем доходам плательщика, если их источником выступает агент. Исключением являются поступления, в отношении которых определение сумм и их перечисление в бюджет осуществляется по правилам статей 228, 226.1, 227, 214.3-214.6 Кодекса. В прочих случаях допускается зачет отчислений, удержанных ранее, а в случаях и по правилам ст. 227.1 - с учетом снижения на величину авансов (фиксированных), уплаченных налогоплательщиком.

Специальные правила

Расчет по суммам НДФЛ производится агентами на день фактического получения доходов. Эта дата определяется по правилам 223 статьи Кодекса. Исчисление производится нарастающим итогом от начала периода. Данное правило распространяется на все доходы, в отношении которых установлена ставка, согласно 224 норме. Исключением являются поступления от долевого участия в капиталах иных компаний. При этом засчитываются суммы НДФЛ , удержанные в предыдущие месяцы. Налог применительно к поступлениям, на которые установлены другие ставки, а также от долевого участия рассчитываются агентами по каждому доходу в отдельности. Соответствующее правило предусматривает пункт третий ст. 226 НК РФ. Необходимое исчисление нужно производить без учета поступлений плательщика, полученных от иных агентов, и удержанных ими сумм.

Особенности доходов

Как предусматривается пунктом 4 ст. 226 НК РФ, агенты обязаны удерживать рассчитанную сумму НДФЛ непосредственно из поступлений плательщика в момент их фактического получения. При этом учитывается ряд особенностей. Если доходы предоставляются в натуральной форме либо представлены в качестве материальной выгоды, удержание производится из любых вознаграждений, которые представлены в денежной форме . При этом оно не может быть больше 50% от суммы выплаченных денег. Правила п. 4 ст. 226 НК РФ не подлежат применению к агентам, выступающим как кредитные организации , при удержании и отчислении налога с поступлений, полученных клиентами (кроме тех, которые являются сотрудниками) в форме материальной выгоды, устанавливаемой в порядке 212 статьи Кодекса.

Особые случаи

При невозможности произвести удержание у плательщика в течение периода рассчитанного налога агент, по положениям пункта 5 ст. 226 НК РФ , должен не позже 1.03 года, идущего за тем, в пределах которого возникли обстоятельства, направить письменное уведомление контрольному органу. В извещении указывается сумма, с которой не был отчислен НДФЛ, и его величина. Форма извещения о невозможности произвести удержание, размерах поступлений и налога, не перечисленного в бюджет, правила предоставления сообщения устанавливаются федеральным исполнительным институтом, уполномоченным на фискальный контроль и надзор. В п. 5 ст. 226 НК РФ отдельно оговариваются действия агентов - российских предприятий , имеющих обособленные подразделения, отнесенных к типу крупнейших плательщиков, индивидуальных предпринимателей, состоящих на учете по адресу ведения деятельности и использующие ЕНВД либо патентную систему. В случае невозможности произвести надлежащее удержание, они также обязаны сообщить об этом в контрольный орган. Уведомление направляется в порядке, установленном 230 статьей (пунктом вторым) Кодекса.

Сроки

Их определяет пункт 6 ст. 226 НК РФ. Как закреплено его положениями, агентам надлежит перечислить НДФЛ до даты, следующей за днем получения плательщиком соответствующего дохода. Если лицу выплачивалось пособие по нетрудоспособности, уходу за малолетним, отпускные, исчисленный налог, как предписывает п. 6 ст. 226 НК РФ, направляют в бюджет не позже последнего числа периода, в котором были эти поступления.

Место уплаты налога

Общая сумма НДФЛ, опредленная и изъятая агентом у плательщика, по отношению к которому он считается источником дохода, направляется в бюджет по адресу учета (проживания) агента, если другие правила не предусматриваются п. 7 ст. 226 НК РФ. Отечественные предприятия, указанные в первом пункте, имеющие подразделения (обособленные) обязаны осуществлять перечисление и по месту своего нахождения, и расположения каждой структурной единицы. В последнем случае суммы НДФЛ определяют в соответствии с величиной дохода, подлежащего обложению, начисляемого и выдаваемого сотрудникам, а также вытекающей из условий гражданско-правовых договоров , заключаемых с физлицами от имени предприятия. Агенты, имеющие статус предпринимателей, состоящие на учете по адресу ведения деятельности и применяющие ЕНВД/патентную систему, обязаны перечислять с доходов наемных сотрудников суммы налога, рассчитанные и удержанные с них, по месту регистрации в качестве ИП.

Дополнительно

В качестве агентов в рамках применения рассматриваемой нормы выступают и российские организации , производящие перечисление денежного довольствия , содержания, заработка, прочего вознаграждения военнослужащим, лицам из числа гражданского персонала ВС Общая величина НДФЛ, вычисленная и удержанная с этих сумм, направляется в бюджет по адресу учета источника дохода. Если размер подлежащего к уплате налога больше ста рублей, она перечисляется в порядке, установленном 226 статьей. Если величина меньше указанной величины, ее прибавляют к сумме НДФЛ следующего месяца, но не позже последнего месяца в текущем периоде. Законодательство запрещает отчисление налога из средств агента. При оформлении договоров не допускается включение в них оговорок, предполагающих принятие источником дохода обязательства нести расходы на перечисление платежей в бюджет.

Ст. 226 НК РФ: комментарии

Обязанность рассчитывать, удерживать и направлять в бюджет НДФЛ установлена на определенной категории лиц. В качестве агентов признаются:

  1. отечественные предприятия.
  2. Адвокатские коллегии или бюро, юридические консультации.
  3. Постоянные представительства зарубежных юрлиц.
  4. Индивидуальные предприниматели.
  5. Частнопрактикующие нотариусы, адвокаты, имеющие кабинеты.

Указанные субъекты должны исполнять обязанность, установленную НК, каждый раз, когда они выплачивают физлицам доходы.

Сложности на практике

Некоторые проблемы возникают при определении лица, выступающего в качестве агента, при выплате авторского вознаграждения через организацию, управляющую на коллективной основе правами авторов. Сегодня в России работает несколько юрлиц, имеющих аккредитацию на ведение данной деятельности. Эти организации принимают от субъектов, использующих авторские права, денежные средства . Последние выступают в качестве вознаграждений. Минфин в одном из своих Писем пояснил, что юрлицо, использующее продукты интеллектуального труда, в отношении гонораров, перечисляемых правообладателям и авторам литературных произведений, выступают в статусе агентов. Соответственно, оно должно исполнять все обязанности, предусмотренные 23 главой Кодекса.

Исключения

Между тем, указанное выше правило распространяется не на всех субъектов. В пункте втором 226 статьи оговаривается, что источник доходов в ряде случаев не исполняет обязанностей агента. Самостоятельно отчислять НДФЛ должны:

  1. Лица в статусе индивидуальных предпринимателей - с поступлений от своей деятельности.
  2. Частнопрактикующие нотариусы и прочие аналогичные граждане - по доходам, извлеченным в процессе работы.

Также самостоятельно исполняют обязанности по исчислению, удержанию и направлению налога в бюджет физлица, получившие доходы:

  1. По соглашениям гражданско-правового типа, которые были оформлены с другим физлицом, не выступающим в статусе агента. К ним, например, можно отнести сделки о найме/аренде имущества.
  2. От источников, находящихся в других странах.
  3. От реализации материальных ценностей , находящихся в собственности у физлица.
  4. В форме выигрышей, выплаченных организаторами тотализаторов, лотерейных и прочих игр, основанных на риске.

Самостоятельно выплачивают НДФЛ и те граждане, с вознаграждений которых у агента не получилось произвести удержание и отчисление. Это, в частности, характерно для поступлений, полученных в неденежной форме. Все плательщики, указанные выше, должны по завершении периода передать в контрольный орган по адресу проживания декларацию.


Схема расчета, удержания и перечисления

НДФЛ по ставке 13% исчисляют нарастающим итогом от начала периода ежемесячно. Правило распространяется на все облагаемые по этому тарифу поступления. В законодательстве предусмотрены и другие ставки: 9, 30, 15, 35%. Расчет по этим тарифам осуществляется по каждой сумме поступлений, начисленной плательщику, в отдельности. При осуществлении расчетов не учитываются доходы, которые были получены от иных агентов. Соответственно, не принимаются во внимание исчисленные и удержанные с этих поступлений налоги. В расчете могут участвовать только фактически выплачиваемые денежные средства. Они могут перечисляться на счет плательщика или р/с третьих лиц (при наличии соответствующего поручения). При этом законодательство устанавливает ограничение по величине НДФЛ. Сумма налога не может быть больше половины дохода, выплаченного физлицу.

Уведомление контрольной службы

Оно является обязательным, если агент по тем или иным причинам не смог удержать и перечислить рассчитанную сумму НДФЛ в бюджет. Извещение в контрольный орган направляется, как предписывает п. 5 ст. 226 НК РФ, не позже месяца от даты завершения периода, в котором эти препятствующие обстоятельства появились. Уведомление должно быть письменным. Направляется оно по адресу учета агента. В документе должен быть указан факт невозможности удержать и перечислить , сумма дохода и налога.

Нюансы

В ряде случаев могут обнаружиться излишне перечисленные суммы НДФЛ. Законодательство допускает их возврат. Агент выплачивает суммы по заявлению плательщика. Если налог не был удержан (частично или полностью), он подлежит взысканию с физлица до погашения всей задолженности. В п. 6 ст. 226 НК РФ устанавливаются сроки, в которые агент обязан перечислить НДФЛ.

Заключение

Налоговый кодекс четко устанавливает обязанности, права и ответственность субъектов, обязанных производить расчет, удержание и перечисление налогов в бюджет. В нормативном акте жестко регламентируются сроки исполнения предписаний. Как правило, на предприятиях действует специальный отдел , ответственный за налоговый учет. Индивидуальные предприниматели обычно самостоятельно осуществляют расчеты, удержания и перечисления. Основные проблемы на практике связаны с ситуациями, когда агент по каким-то причинам не смог выполнить обязательство, установленное Кодексом. Во избежание привлечения к ответственности, он должен своевременно известить контрольный орган о сложившейся ситуации. При этом физлицо, с дохода которого не был исчислен, удержан и направлен в бюджет налог, обязан самостоятельно выполнить необходимые операции. В противном случае ему может вменяться ответственность за нарушение налоговых предписаний. Стоит сказать, что физлицам, с поступлений которых у агента не получилось перечислить НДФЛ, уведолмления о задолженности обычно не отправляются. В этой связи гражданам приходится самостоятельно контролировать ситуацию. Проблемы могут возникать и при получении субъектом дохода в неденежной форме. Как указывает НК, а также Письмо Минфина, исчисление и удержание в таких ситуациях производятся с других поступлений лица, выраженных деньгами. Однако агент должен помнить об ограничении по размеру отчисляемой в бюджет суммы.

Адвокат в киеве адвокатские конторы и бюро в киеве.

Здравствуйте, Евгений!

Статья 226. Особенности исчисления налога налоговыми агентами. Порядок и сроки уплаты налога налоговыми агентами[Налоговый кодекс РФ] [Глава 23] [Статья 226]

1. Российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Налог с доходов адвокатов исчисляется, удерживается и уплачивается коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро и юридическими консультациями.

Указанные в абзаце первом настоящего пункта лица именуются в настоящей главе налоговыми агентами.

2. Исчисление сумм и уплата налога в соответствии с настоящей статьей производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент (за исключением доходов, в отношении которых исчисление сумм и уплата налога производятся в соответствии со статьями 214.3, 214.4, 214.5, 214.6, 226.1, 227 и 228 настоящего Кодекса), с зачетом ранее удержанных сумм налога, а в случаях и порядке, предусмотренных статьей 227.1 настоящего Кодекса, также с учетом уменьшения на суммы фиксированных авансовых платежей, уплаченных налогоплательщиком.

3. Исчисление сумм налога производится налоговыми агентами нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.

Сумма налога применительно к доходам, в отношении которых применяются иные налоговые ставки, исчисляется налоговым агентом отдельно по каждой сумме указанного дохода, начисленного налогоплательщику.

Исчисление суммы налога производится без учета доходов, полученных налогоплательщиком от других налоговых агентов, и удержанных другими налоговыми агентами сумм налога.

4. Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50 процентов суммы выплаты.

Положения настоящего пункта не распространяются на налоговых агентов, являющихся кредитными организациями, в отношении удержания и уплаты сумм налога с доходов, полученных клиентами указанных кредитных организаций (за исключением клиентов, являющихся сотрудниками указанных кредитных организаций) в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 212 настоящего Кодекса.

5. При невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме налога.

Форма сообщения о невозможности удержать налог и сумме налога и порядок его представления в налоговый орган утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

6. Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.

В иных случаях налоговые агенты перечисляют суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, - для доходов, выплачиваемых в денежной форме, а также дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога, - для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды.

7. Совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается в бюджет по месту учета налогового агента в налоговом органе.

Налоговые агенты - российские организации, указанные в пункте 1 настоящей статьи, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений.

8. Удержанная налоговым агентом из доходов физических лиц, в отношении которых он признается источником дохода, совокупная сумма налога, превышающая 100 рублей, перечисляется в бюджет в установленном настоящей статьей порядке. Если совокупная сумма удержанного налога, подлежащая уплате в бюджет, составляет менее 100 рублей, она добавляется к сумме налога, подлежащей перечислению в бюджет в следующем месяце, но не позднее декабря текущего года.

9. Уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается. При заключении договоров и иных сделок запрещается включение в них налоговых оговорок, в соответствии с которыми выплачивающие доход налоговые агенты принимают на себя обязательства нести расходы, связанные с уплатой налога за физических лиц.

В соответствии с данной статье Вам начислен налог по договору

Изменения в отношении НДФЛ с 1 января 2016 года (Марова О.)

Дата размещения статьи: 03.08.2015

В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2015 N 113-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в целях повышения ответственности налоговых агентов за несоблюдение требований законодательства о налогах и сборах" (далее - Федеральный закон N 113-ФЗ) с 1 января 2016 г. вступают в силу изменения законодательства в отношении НДФЛ. О них мы расскажем в данной статье.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) удерживается и уплачивается налоговыми агентами (работодателями) с выплат и вознаграждений физическим лицам за выполнение трудовых и иных обязанностей, сделанную работу, оказанную услугу.
При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика (физического лица), которые получены им как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ (п. 1 ст. 210 НК РФ).

Исчисление и уплата налога

Исчисление налога, порядок и сроки его уплаты. Основные изменения коснулись особенностей исчисления налога налоговыми агентами, порядка и сроков его уплаты, предусмотренных ст. 226 НК РФ.
Напомним, что исчисление сумм налога и его уплата, в соответствии с настоящей статьей, производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент (п. 2 ст. 226 НК РФ).
Пунктом 3 ст. 226 НК РФ установлено, что исчисление сумм налога осуществляется налоговыми агентами нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка 13%, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной суммы налога в предыдущие месяцы текущего налогового периода. В данный пункт внесено уточнение: налог исчисляется на дату фактического получения дохода.
Внесена ясность и в п. 4 ст. 226 НК РФ, согласно которому при выплате налогоплательщику дохода в натуральной форме или получении им дохода в виде материальной выгоды удержание исчисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых доходов, выплачиваемых в денежной форме. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50% суммы выплачиваемого дохода в денежной форме.
Следующее нововведение касается ситуации, когда невозможно удержать налог. В обновленном п. 5 ст. 226 НК РФ указано, что при невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.
В настоящее время такая информация представляется не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, то есть не позднее 31 января.
Согласно действующей редакции п. 6 ст. 226 НК РФ суммы НДФЛ должны быть перечислены в бюджет не позднее дня фактического получения налоговым агентом в банке наличных денежных средств, предназначенных для выплаты дохода, или даты перечисления дохода со счетов налогового агента в банке на счета физического лица (по его поручению на счета третьих лиц). В иных случаях для доходов, в частности, в денежной форме суммы налога перечисляются в бюджет не позднее даты, следующей за днем фактического получения налогоплательщиком дохода.
С 1 января 2016 г. налоговые агенты обязаны перечислять в бюджет суммы исчисленного и удержанного НДФЛ не позднее даты, следующей за днем, когда физлицу выплачен доход. Такая норма закреплена в новой редакции п. 6 ст. 226 НК РФ.
Дата фактического получения доходов. Статья 223 НК РФ, в которой идет речь о дате фактического получения доходов, дополнена новыми положениями, согласно которым такая дата определяется как:
- день приобретения товаров (работ, услуг), приобретения ценных бумаг - при получении доходов в виде материальной выгоды. В случае если оплата приобретенных ценных бумаг производится после перехода к налогоплательщику права собственности на эти ценные бумаги, дата фактического получения дохода определяется как день совершения соответствующего платежа в оплату стоимости приобретенных ценных бумаг;
- день зачета встречных однородных требований;
- день списания в установленном порядке безнадежного долга с баланса организации;
- последний день месяца, в котором утвержден авансовый отчет после возвращения работника из командировки;
- последний день каждого месяца в течение срока, на который были предоставлены заемные (кредитные) средства, - при получении дохода в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами.
Кроме того, в п. 6 ст. 226 НК РФ с 1 января 2016 г. будут установлены специальные положения, касающиеся отпускных и пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком): удержанный с них НДФЛ необходимо будет перечислять в бюджет не позднее последнего дня месяца, в котором они выплачены.
Сейчас вопрос о том, в какой момент должен быть перечислен НДФЛ, удержанный с отпускных, является спорным. При этом и компетентные органы, и суды (в том числе Президиум ВАС) сходятся во мнении, что в данном случае налог перечисляется не позднее дня фактического получения в банке денег для выплаты дохода (даты перечисления средств на счет налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц).

Представление сведений о доходах

Ежегодно до 1 апреля налоговые агенты представляли в налоговые органы сведения о доходах физических лиц за истекший налоговый период (п. 2 ст. 230 НК РФ). Для этого предусмотрена форма 2-НДФЛ, утвержденная Приказом ФНС России от 17.11.2010 N ММВ-7-3/611@.
В соответствии с Федеральным законом N 113-ФЗ это положение претерпело существенные изменения. Так, начиная с 01.01.2016 налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета:
- документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленного, удержанного и перечисленного в бюджетную систему РФ за этот налоговый период по каждому физическому лицу, - ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, форматам и в порядке, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, если иное не предусмотрено п. 4 ст. 230 НК РФ (скорее всего, это так и останется форма 2-НДФЛ);
- расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, за I квартал, полугодие, девять месяцев - не позднее последнего дня месяца, следующего за соответствующим периодом, за год - не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, форматам и в порядке, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Форма данного документа в законодательстве еще не представлена.

Примечание. Расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, - документ, содержащий обобщенную налоговым агентом информацию в целом по всем физическим лицам, получившим доходы от налогового агента (обособленного подразделения налогового агента), о суммах, начисленных и выплаченных им доходов, предоставленных налоговых вычетах, об исчисленных и удержанных суммах налога, а также других данных, служащих основанием для исчисления налога (дополнение в п. 1 ст. 80 НК РФ).

Налоговые агенты - российские организации, имеющие обособленные подразделения, представляют документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ, и расчет сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в отношении физических лиц, получивших доходы от обособленных подразделений, в налоговый орган по месту нахождения обособленных подразделений.
Документ, содержащий сведения о доходах физических лиц за истекший налоговый период и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ, и расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, представляются налоговыми агентами в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. При численности физических лиц, получивших доходы в налоговом периоде, до 25 человек налоговые агенты могут представлять указанные сведения и расчет сумм налога на бумажных носителях.
Отметим, что в соответствии с действующими положениями ст. 230 НК РФ сведения о доходах в бумажном варианте разрешено представлять только налоговым агентам с численностью физических лиц до 10 человек.
Непредставление налоговым агентом в установленный срок расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа с налогового агента в размере 1000 руб. за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления. Соответствующие изменения внесены в ст. 126 НК РФ (п. 1.2).
О последствиях подачи налоговым агентом налоговому органу документов, содержащих недостоверные сведения, сказано в ст. 126.1 НК РФ. Такое нарушение влечет взыскание штрафа с налогового агента в размере 500 руб. за каждый представленный документ, содержащий недостоверные сведения (п. 1 ст. 126.1 НК РФ).
Вместе с этим предусмотрено освобождение от упомянутой выше ответственности в случае, если учреждением самостоятельно выявлены ошибки и представлены налоговому органу уточненные документы до момента, когда налоговый агент узнал об обнаружении налоговым органом недостоверности содержащихся в представленных им документах сведений (п. 2 ст. 126.1 НК РФ).

Кратко сформулировать суть вступающих в силу 01.01.2016 изменений можно следующим образом:
1. НДФЛ начисляется на дату фактического получения дохода налогоплательщиком.
2. При получении доходов в натуральной форме НДФЛ удерживается с доходов в денежной форме, но не более 50% таких доходов.
3. Уведомлять налоговый орган о невозможности удержать налог следует до 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
4. Удержанный НДФЛ с отпускных и больничных необходимо будет перечислять в бюджет не позднее последнего дня месяца, в котором они выплачены.
5. Кроме сведений о доходах налоговый агент (учреждение) с 01.01.2016 обязан представлять в налоговый орган расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, за I квартал, полугодие, девять месяцев.
6. За непредставление расчета сумм налога на доходы физических лиц на налогового агента налагается штраф.