В финансовую систему включаются. Финансы, финансовая система россии

Финансовая система представляет собой совокупность различных фондов, управляющих наличными и безналичными финансовыми ресурсами. Денежные средства находятся в распоряжении государства, хозяйствующих субъектов, финансовых институтов и домохозяйств. В процессе финансовой деятельности государство образует, перераспределяет и использует денежные средства. Государственные системы имеют разную структуру, но обладают общим признаком - наличием фондов финансовых ресурсов.

Сферы и звенья финансовой системы

Система финансов формируется из нескольких сфер или направлений финансовых отношений. Сферы по-своему формируют денежные средства, используют их и играют свою роль в общественной жизни.

Рассмотрим структуру финансовой системы РФ. По типу денежных отношений систему российских финансов можно поделить на следующие направления:

  • государственные финансы федерального, регионального и местного уровня
  • капитал экономических субъектов, компаний коммерческого и некоммерческого сектора, предприятий из различных секторов экономики
  • финансы банковско-кредитных организаций
  • капитал фондового рынка
  • государственные и частные фонды страхования
  • финансы домохозяйств

По типу фондов можно выделить две сферы финансов:

  • централизованные - это бюджеты, внебюджетные, кредитные и страховые фонды, увязанные с конкретной территорией (ресурсы государства или муниципалитетов)
  • децентрализованные - это финансы юридических и физических лиц, отраслевых, межотраслевых фондов (формируются из оборота некоммерческих, коммерческих организаций, производственных предприятий и домашних хозяйств)

Каждая сфера (централизованная и децентрализованная) состоит из звеньев или составных элементов. Например, общегосударственная сфера включает в себя такие звенья как: федеральный бюджет, внебюджетные фонды, госкредит, финансы унитарных предприятий.

Субъекты финансовой системы

Отношения в сфере финансов имеют распределительный характер. Распределение стоимости в первую очередь осуществляется субъектами. Поскольку субъекты выполняют главную роль в общественном производстве, они служат первым критерием для классификации отношений в сфере финансов. В связи с этим выделяют три крупные сферы: финансовые ресурсы предприятий, страховые организации и госфинансы.

Субъекты осуществляют формирование целевых фондов с учетом роли, которую они выполняют в общественном производстве: прямое участие, страховая защита или госрегулирование. Сфера деятельности напрямую влияет на состав и назначение целевых фондов. Каждая из вышеперечисленных сфер содержит звенья, которые группируются с учетом деятельности субъекта.

Сферы и звенья взаимосвязаны, в совокупности формируют единую финансовую систему. Звенья осуществляют обслуживание процессов распределения на внутрихозяйственном, внутриотраслевом, межотраслевом или межтерриториальном уровне.

Основные сферы финансовой системы

Система денежных отношений страны включает в себя две основные сферы финансов, играющие разную роль в общественной жизни. Рассмотрим особенности финансовых сфер.

Централизованная сфера

Централизованная финансовая сфера включает в себя бюджеты, внебюджетные, кредитные и страховые фонды, имеющие территориальную привязку. Публичные финансы представлены 3-х уровневой бюджетной системой. Госфинансы формируются из налоговых, таможенных и прочих взносов, доходов от размещения государственных ЦБ, от реализации ГЦБ, от реализации государственной собственности или от сдачи ее в аренду.

Основная роль отводится федеральному бюджету, обеспечивающему финансирование решений общенациональных задач. Через федеральный бюджет перераспределяется ВВП и НД страны. В состав бюджета входят целевые фонды, а внебюджетные фонды являются независимым звеном. На сегодняшний день в государстве существует три внебюджетных фондовых звена:

  • фонд соцстрахования
  • фонд ОМС
  • пенсионный фонд

Фонды имеют целевое назначение, предназначены для оказания социальных услуг населению, гарантируют конституционные права граждан.

Децентрализованные финансы

К децентрализованной сфере относят оборот некоммерческих, коммерческих организаций, производственных предприятий и домашних хозяйств населения. Финансы корпораций и организаций являются важным элементом денежной системы РФ. Это совокупность финансовых отношений между субъектами, формирующихся в процессе использования доходов.

Децентрализованные звенья выполняют две основные задачи:

  • распределительная функция - распределение стоимости общественного, национального дохода, в процессе деятельности предприятие получает выручку и возмещает израсходованные средства производства;
  • контрольная функция предполагает контроль финансового состояния компаний, отраслей и национальной экономики с помощью анализа прибыли, рентабельности.

Контрольная функция реализуется с помощью мониторинга денежных потоков, контроля над соблюдением структуры фондов, регулярных проверок по применению финансовых ресурсов. Процесс распределения осуществляется на трех основных уровнях: общегосударственном, уровне предприятий, компаний и производственных коллективов. Децентрализованные финансы служат важным инструментом управления, стимулирования и контроля экономики страны.

Государственная сфера финансовой системы РФ

Центральным элементом системы денежных отношений являются государственные финансы. Это сфера формирования, перераспределения, применения фондов государства, муниципальных субъектов, которые используют финансовые ресурсы для решения общественных функций и задач. Государство распределяет бюджетные поступления между субъектами РФ, муниципальными округами, экономическими отраслями, сферами производства, гражданами.

Упрощенно схему структуры финансовой системы РФ представляют в виде двух уровней:

  • главное звено (госфинансы, финансовые ресурсы коммерческих компаний, организаций, хозяйств населения)
  • вспомогательные звенья (ресурсы банковских, кредитных компаний, страховых организаций и участников фондового рынка)

Систему финансов РФ представляют в виде институциональной структуры, включающей в себя три различных уровня.

Федеральный уровень

Муниципальный уровень

Уровень хозяйствующих субъектов

  1. Госдума.
  2. Совет Федерации.
  3. Минфин РФ (Федеральное казначейство, ФНС, ФССН, Службы по бюджетному надзору и мониторингу).
  4. Центробанк.
  5. Счетная палата.
  6. Таможенная служба.
  7. Служба по финансам и рынкам.
  8. Правления внебюджетных фондов.
  1. Местные комиссии по бюджету и финансам.
  2. Департаменты финансов.
  3. Контрольный аппарат Минфина.
  4. Отделения казначейства.
  5. Управления Центробанка.
  6. Районные ФНС.
  7. Счетные комиссии.
  8. Городские таможни.
  1. Финансовые отделы.
  2. Дирекции по финансам.
  3. Департаменты.

Звенья финансово-кредитной системы

  1. Госбюджет - это государственный финансовый план по силе равный законодательным актам. Он утверждается Федеральным Собранием РФ, является главным планом страны по распределению финансовых ресурсов и инструментом воздействия на сферы общественной жизни. Цель госбюджета - это поддержание функционирования государства. Бюджет формируется из поступлений от субъектов экономики и других специфических платежей. К бюджетным расходам относят вложения в различные мероприятия, финансирование государственной системы.
  2. Госкредитование - это система денежных отношений, в процессе которых мобилизуются свободные средства бюджетов, населения и используются на условиях возвратности.
  3. Фонды страхования позволяют возмещать убытки, возникающие в результате форс-мажорных обстоятельств.
  4. Фондовый рынок - это уникальный вид денежных отношений, формирующихся в процессе купли-продажи ценных бумаг, финансовых инструментов и активов. Фондовый рынок позволяет перемещать капиталы отрасли с более высокой доходностью.

Таким образом, система госфинансов представляет собой широкую сеть органов и учреждений, которые осуществляют государственную деятельность в сфере финансов. Данную систему возглавляет Минфин РФ, руководящий всеми финансами в стране.

Органы управления финансовой системой

Управление финансовыми ресурсами осуществляют многочисленные органы власти.

Орган власти

Администрация Президента РФ

Подписание бюджетного плана, постановка целей, задач денежной политики, использование право вето на финансовые законодательные акты и проекты

Парламент РФ

Утверждение федерального бюджета, налоговых ставок, сборов, выплат, финансовых законодательных актов

Координирующий центр

Управление финансами

Минфин РФ

Минфин реализует финансовую политику, организует, направляет работу исполнительных органов, разрабатывает федеральный бюджетный план, законодательные акты в целях регулирования финансовых отношений и т.д.

ФНС и ФТС

Налоговые и таможенные органы контролируют достоверность расчета, полноту внесения налоговых, таможенных сборов и других платежей

ФС по финансовым рынкам

Контроль участников и субъектов фондового рынка в целях увеличения перечислений в бюджетный фонд

Банк России

Реализует денежно-кредитную и финансовую государственную политику, отвечает за исполнение бюджета, контролирует работу банков, финансово-кредитных компаний, микрофинансовых организаций

Счетная палата

Контроль надо соблюдением финансового законодательства и перемещением денежных ресурсов

Все общественные отношения, сформированные в финансовой сфере, контролируются государственными органами.

Характеристика сфер финансовой системы РФ

Исторически сложилось, что страны подразделяют на две группы по типу финансовой системы:

  • государства, где финансовая сфера основана на банках (Япония, некоторые страны ЕС)
  • страны с системой, базирующейся на фондовых рынках (США, Великобритания, Австралия, Сингапур)

Данное разделение является условным, так как оба типа систем постепенно сближаются. Классификация стран на два типа позволяет увидеть за счет, каких источников финансируется реальный экономический сектор: банковских кредитов или ценных бумаг. Для установления типа финансовой системы эксперты опираются на 4 фактора:

  • структура собственности
  • уровень защиты прав акционеров
  • готовностью граждан страны к риску
  • сила вмешательства правительства в экономическую жизнь

Считается, что чем меньше государство вмешивается в экономику, тем больше объем фондового рынка, свободнее оборот ценных бумаг. Участие государственных институтов в распределении денег ограничивает фондовый рынок.

Для оценки финансовой системы РФ можно использовать следующие характеристики:

  • повышенная ставка рефинансирования, кредитование наиболее доступно для субъектов из сфер экономики с высокой рентабельностью
  • высокая степень концентрации капиталов
  • финансовые ресурсы, представленные банковскими компаниями, используются по большей части для обслуживания кратковременных операций
  • большая доля бартерных сделок - фактор, урезающий деятельность финансовой сферы
  • отложенный спрос граждан в виде кредита с отрицательной ставкой
  • отсутствует сильная законодательная защита вложений в ценные бумаги, поэтому только 0,3% населения готово инвестировать в акции

Основной проблемой развития системы финансовых ресурсов РФ является то, что государственные структуры и крупные предприниматели не поддерживают друг друга. Без содействия государства бизнес не может оживить экономическую и финансовую систему.

В сфере укрепления кредитно-финансового сектора для государства существует ряд возможностей. Одним из основных источников финансовых ресурсов для банков, фондового рынка и экономики могут стать сбережения граждан. В связи с этим повышение уровня доходов населения является важной государственной задачей. Этому будет способствовать понижение налогов на доходы. Эксперты рекомендуют проводить снижение налогов, а не перераспределение с граждан на компании реального экономического сектора.

Повышение привлекательности депозитов, вкладов за счет повышения эффективности государственного страхования позволит привлечь доходы населения в банки. Кроме того, требуется совершенствование нормативной базы: внесение изменений в концепцию защиты инвесторов, совершенствование правил торговли на фондовом рынке.

Цели финансовой системы и ее сфер

Главной целью современной финансовой системы РФ является формирование условий, при которых будет осуществляться производство национального продукта при полной занятости и низком значении инфляции. Это и есть обеспечение макроэкономической стабильности.

Для достижения данной цели российская система финансов должна решить следующие задачи:

  • повышение эффективности обмена товаров и услуг
  • создание капитала в объеме, соответствующем экономическим потребностям экономики
  • превращение потребностей в реальные блага

Принципы функционирования финансовой системы

Базой для организации системы государственных финансов являются следующие принципы:

  • принцип единства предполагает наличие единой финансовой политики, законодательной и нормативно-правовой базы, единой методики формирования отчетности всех хозяйствующих субъектов
  • принцип сбалансированности - заключается в том, что стоимостная оценка имущества субъектов экономики имеет конкретные источники формирования
  • принцип целевой направленности - состоит в том, что субъекты экономики и коммерческой сферы финансов ориентированы на извлечение прибыли
  • принцип диверсификации источников финансирования предполагает инвестирование в различные объекты и виды имущества

Часто мы смотрим или читаем новости, где говорится о Всемирном банке или централизованных финансах. Даже если удается уловить главную суть, человек не может понять, как же работает мировая экономика и какое отношение это имеет к нему лично. Он едва справляется со своими финансами и его редко волнует финансовая система как таковая. Однако финансово грамотный человек должен знать такие вещи — для себя лично или серьезной дискуссии. Если вы научитесь разбираться в финансовой системе, то сможете отстаивать свою точку зрения и разбираться во многих экономических вопросах. Мы не только рассмотрим каждую подсистему отдельно, но и коснемся такой щекотливой темы, как коррупция.

Каждый человек наверняка часто задумывается о том, что случается с его деньгами после того, как он их потратил или зачем нужны налоги. К сожалению, дальше интереса дело не заходит и он продолжает жить как прежде. Мы постараемся частично охватить эти вопросы и рассмотреть, из чего же состоит финансовая система государства и всей планеты.

Структура финансовой системы

Финансовая система — это форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.

Если говорить проще, то финансовая система представляет собой накапливание денежных доходов и последующего его распределения. Этим может заниматься банк, государство и даже вы, потому что тоже являетесь частью финансовой системы.

Вы должны понимать, что некоторые вещи в экономике объяснить очень просто. Любая финансовая система имеет дело с доходами и расходами. Всегда помните эти два простых слова — это поможет вам понять многие сложные вещи. Так же как финансовая система имеет дело с доходами и расходами, точно так же и сами финансы можно потратить или приобрести (или же временно приобрести).

Финансовая система делится на два вида: на централизованные и децентрантрализованные финансы.

Централизованные финансы

Централизованные финансы — это фонды денежных средств, предназначенные для обеспечения деятельности государственных и муниципальных органов власти. Соответственно, они делятся на муниципальные и государственные финансы.

Муниципальные финансы составляют основу экономической состоятельности муниципальных образований. При этом каждое такое муниципальное образование имеет свой собственный бюджет, который называется местным.

Местный бюджет — это денежные средства, предназначенные для финансового обеспечения функций и задач местного самоуправления.

Давайте возьмем любой городок. Правят им органы местного самоуправления (мэрия и городской совет), которому необходимы муниципальные финансы для формирования местного бюджета. Любой город требует большого количества расходов, что становится возможным только когда есть такая же сумма доходов.

Посмотрим, какие способы дохода местного бюджета существуют:

  • Доходы от местных налогов и сборов . Мэрия принимает местные законы точно так же, как и государство, и взимает налоги.
  • Отчисления от некоторых федеральных налогов и сборов . Это значит, что государство может дополнительно помогать местному бюджету, если тот сам не справляется.
  • Отчисления от некоторых региональных налогов и сборов . Как мы видим, городскому бюджету может помогать не только государство, но и регионы.
  • Дотации . Речь идет о перечислении денег из государственного бюджета на безвоздмездной основе.
  • Доходы от муниципального имущества . Это может быть, например, сдача в аренду какого-то городского объекта.
  • Штрафы . Например, за неправильную парковку.
  • Иные поступления .

Из имеющихся доходов органы муниципальной власти формируют расходы местного бюджета.

Расходы местного бюджета могут быть такими:

  • Содержание органов местного самоуправления .
  • Озеленение и благоустройство территорий .
  • Содержание учреждений образования, культуры, физической культуры и спорта .
  • Организация общественного транспорта . Автобусы, троллейбусы и трамваи требуют больших денег на ремонт и обслуживание.
  • Организация и содержание ЖКХ .
  • Утилизация и переработка отходов .
  • Содержание дорог местного значения, а также их строительство .
  • Проведение местных выборов и референдумов .
  • Прочие расходы .

В графу «Прочие расходы» входят десятки других видов расходов местного бюджета. Иногда они могут серьезно отличаться в зависимости от требований избирателей и возможностей бюджета. Также могут быть большие различия в разных странах.

Второй вид централизованных финансов — государственные финансы.

Государственные финансы — это форма организации финансовых отношений, где участником в той или иной форме является государство. Любое государство требует необходимого количество денег на функционирование и выполнение своих функций.

У государственных финансов имеются три основные функции:

  • Контрольная .
  • Распределительная .
  • Регулирующая .

Государственные финансы формируют государственный бюджет. Государственный бюджет — это документ, в котором указаны доходы и расходы конкретного государства на определенный период времени. Как правило, на один год — с 1 января по 31 декабря. Через бюджет проходят значительные денежные потоки и он непосредственно влияет на такие экономические показатели как уровень безработицы, величину денежной массы, валютный курс, инфляцию, государственный долг, инвестиции, объемы производства и прочее.

Давайте посмотрим, какими могут быть государственные доходы и расходы.

Доходы государственного бюджета :

  • Пошлины и неналоговые сборы.
  • Налоги на доходы юридических и физических лиц.
  • Региональные и местные налоги.
  • Поступления от реального сектора (налог на прибыль).
  • Поступления косвенных налогов и акцизов.

Как видим, основной источник дохода государственного бюджета это налоги. Поэтому столь соблазнительным для государственного руководителя будет сделать упор именно на этом виде пополнения государственной казны. В странах с социальным уклоном налоги очень высокие, там идет перераспределение ресурсов от богатых к бедным. Что может привести к печальным последствиям: эмиграции богатых людей в страны с низкими налоговыми ставками.

Например, город-государство Сингапур обладает одной из самых совершенных и справедливых налоговых систем мира. Это не делает Сингапур отличным местом для туристов, потому что там достаточно высокие цены, однако это рай для инвесторов. Возможно в самое ближайшее время по размеру размещенных активов Сингапур обгонит Швейцарию — мирового лидера в этой сфере. Этот город-государство является просто мечтой для любого инвестора, к тому же многие из них могут получить статус постоянного резидента, если вложат достаточно денег в экономику. Тогда как Франция, например, идет в обратном направлении.

Расходы государственного бюджета:

  • Промышленность.
  • Сельское хозяйство.
  • Наука.
  • Оборона.
  • Государственное управление.
  • Здравоохранение.
  • Социальная политика.
  • Международная деятельность.
  • Правоохранительная деятельность.

Если в государственном бюджете соотношения доход и расходов равны, то о нем говорят, как о сбалансированном. Когда расходы превышают доходы это называется дефицитом бюджета и государство часто выпускает новые деньги, что становится причиной инфляции. Если доходы превышают расходы, речь идет о профиците бюджета. Мы касались этой темы в прошлом уроке, но теперь видим как это происходит на практике, так как понимаем какие конкретно могут быть доходы и расходы.

Впрочем, есть и другие способы пополнения государственной казны в случае серьезного дефицита. Государство может принять решение выпустить и продавать ценные бумаги (облигации и векселя). В этом случае богатый предприниматель может стать банком для такого государства и оно будет ему должно. Можно использовать средства центрального банка, но это должно стать последним делом. Некоторые страны обращаются за кредитом к другим странам или банкам. Это все помогает временно залатать дыру в бюджете и показать населению, что все под контролем.

Коррупция

Нельзя не обойти вниманием хищения финансов в сфере управления государственных финансов. Именно здесь уровень коррупции любой страны просто поражает. Почему? Потому что по сути у государственных денег нет хозяина, к тому же крайне мало людей заинтересованы в постройке государственного объекта и очень много людей хотят получить с этого большую прибыль.

Очень показательная история случилась в 19 веке после создания в США железной дороги Pacific. Это была государственная компания и она была признана банкротом несколько раз, несмотря на то, что в ее развитие государством были вложены гигантские деньги. Рабочим и управляющим платили за каждую проложенную милю, поэтому они были заинтересованы в том, чтобы строить ее виляющей, а не прямой. К тому же конструкция постоянно переделывалась, потому что она была словно нарочно построена неправильно. Рабочие были заинтересованы в увеличении длины железной дороги и долговременном строительстве, а управляющие только поддерживали первых в этом. Помимо этого деньги постоянно куда-то исчезали.

В то же самое время Джеймс Хилл на собственные деньги построил свою железную дорогу под названием Great Northern Railway. Он нашел инвесторов, вложил свои деньги и очень быстро построил невероятно эффективную железную дорогу. Чтобы получить прибыль, Хилл знал простую истину: дорога должна быть прямая и устойчивая. Когда физический объект строится на приватные деньги конкретных людей, можете быть уверены, что уровень коррупции в ней будет минимальным. Если вы услышали в новостях о чудовищном уровне коррупции, то тоже можете быть уверенным, что речь идет именно о государственных деньгах и скорее всего при правительстве много кто заинтересован в этом. Даже если предположить, что главный при строительстве на государственные деньги человек будет очень порядочным, этот объект все равно будет построен за большие деньги, чем если бы он же его строил за свои личные. Так устроена человеческая .

Децентрализованные финансы

Децентрализованные финансы — это форма организации денежных отношений, формируемых предприятиями, организациями, иными субъектами хозяйственной деятельности, а также отдельными домашними хозяйствами и гражданами. Они принадлежат коммерческим и юридическим лицам. Часть доходов с такого бизнеса уходит в государственный и местные бюджеты, с их помощью финансируются бюджетные организации, а также выплачиваются субсидии, пенсии, стипендии.

Децентрализованные финансы двигают экономику любой страны вперед, потому что подавляющее большинство подобных организаций являются коммерческими и налоговые сборы с их доходов позволяют пополнять бюджет. Если представить на секунду, что такие организации массово покинут страну, ее будут ждать очень тяжелые времена, потому что не с чего будет собирать налог. В этом случае государство переключится на свое население, поднимет налоги и все это закончится очень плохо, возможно даже дефолтом.

Также именно такие финансовые организации привлекают в страну новые инвестиции, что позволяет больше строить и производить. Кроме того они берут кредиты для своего бизнеса в банках, что позволяет функционировать банковской системе страны.

Рассмотрим виды субъектов, которые содержат в себе децентрализованные финансы. Выделим три основных — финансы домашнего хозяйства, организаций и международные.

Финансы домашнего хозяйства

Это совокупность отношений по поводу создания и использования фондов денежных средств и финансовых активов, необходимых для жизнедеятельности членов домашнего хозяйства. Под этим понимается группа лиц, чаще всего связанная родственными отношениями, совместно принимающих денежные решения и формирующих домашний бюджет. Хотя домашнее хозяйство может состоять и из одного лица, которое самостоятельно и независимо формирует свой бюджет. Так что хочется вам или нет, но вы являетесь членами домашних хозяйств.

В системе рыночных отношений домашнее хозяйство выступает в качестве:

  • Налогоплательщика, формирующего бюджет.
  • Покупателя и потребителя товаров и услуг.
  • Кредитора или заемщика.
  • Накопителя денежных фондов путем сбережения части полученного дохода (об этом мы поговорим в следующем уроке).
  • Поставщика факторов производства: труда, капитала и так далее.

У членов домашнего хозяйства возникают внутренние и внешние финансовые отношения. Внутренние возникают среди членов домашнего хозяйства. Внешние же отношения бывают:

  • с государством
  • с предприятиями и организациями
  • с работодателями
  • с коммерческими банками по поводу кредитов и депозитов
  • со страховыми компаниями
  • с другими домашними хозяйствами

Бюджет домашних хозяйств

Это баланс доходов и расходов хозяйства за определенный период времени (месяц, квартал, год).

Доходами домашних хозяйств выступают:

  • Заработная плата.
  • Пенсии, стипендии, пособия и прочие социальные выплаты.
  • Доходы от недвижимости и операций с денежными средствами на бирже и финансовом рынке.
  • Доходы от предпринимательской деятельности.

О способах формирования дохода мы поговорим в следующем уроке. Сейчас же стоит добавить, что финансово грамотный человек всегда свои доходы держит выше расходов. Хотя их имеется большое количество.

Расходами домашних хозяйств являются:

Налоги и сборы.

  • Подоходный налог.
  • Налог на землю.
  • Налог на имущество.
  • Государственная пошлина.
  • Налог с владельцев транспортных средств.
  • Курортный сбор.
  • Сбор за уборку населенных пунктов.
  • И т.п.

Коммунальные и другие ежемесячные платежи.

  • Оплата коммунальных услуг.
  • Оплата за холодную воду.
  • Оплата за горячую воду.
  • Оплата электроэнергии.
  • Оплата за вывоз мусора.
  • Оплата за отопление.
  • Оплата за радиоточку.
  • И т.п.

Текущие расходы на потребление.

  • Расходы на одежду и обувь.
  • Расходы на продукты питания и напитки.
  • Расходы на периодические нужды: услуги парикмахера, прачечной, стоматолога, другие медицинские услуги, виды личного страхования и так далее.
  • Расходы на туризм, отдых, путешествия.
  • И т.п.

Капитальные расходы на потребление непродовольственных товаров.

  • Приобретение жилья.
  • Приобретение автомобиля.
  • Приобретение мебели.
  • И т.п.

Капитальные расходы на получение прибыли в дальнейшем.

  • Расходы на образование.
  • Расходы на предпринимательскую деятельность.
  • И т.п.

Также к расходам можно отнести накопление денежного капитала или страхового резерва на черный день.

Финансовые организации

Это денежные отношения, которые связаны с формированием и распределением денежных доходов и их использованием на различные цели. Финансовая организация использует деньги от реализации продукции — продажи товаров, услуг и работ. Если у такой организации нет денежных средств, то обычно для их получения на краткосрочный период используются кредиты. Если же на долгосрочный, то могут выпускаться акции и облигации. И соотношение кредитов к выпуску акции формирует структуру капитала.

Эти организации могут принять решение об инвестициях, то есть получение дополнительного дохода. Они оценивают риски, анализируя экономические факторы.

Можно выделить три типа финансовых организаций.

Коммерческий банк

Они делятся еще на три типа:

  • Коммерческий банк . Это кредитное учреждение, которое осуществляет банковские операции для физических и юридических лиц.
  • Инвестиционный банк . Такой вид банка организует привлечение капитала на мировых финансовых рынках для крупных компаний и правительств. Также является посредником при торговле акциями и облигациями, и может оказывать консультационные услуги при покупке и продаже бизнеса.
  • Ипотечный банк . Предоставляет ипотечные кредиты, а также перепродает ипотечные ценные бумаги.

Такое деление является весьма условным, потому что некоторые банки работают во всех трех направлениях.

Небанковская кредитная организация

  • Ломбард . Такая организация дает краткосрочные кредиты под залог имущества.
  • Страховая компания . Она заключает договоры страхования и их обслуживание.
  • Негосударственный пенсионный фонд . Он аккумулирует средства пенсионных накоплений и может даже инвестировать их с согласия человека.
  • Кредитный кооператив . Специализируется на предоставлении финансовой помощи членам этой организации.

Инвестиционные институты

  • Инвестиционная компания . Члены такой организации дают ей право управлять их инвестициями. Создаются так называемые инвестиционные портфели, где собраны акции разных компаний. Это позволяет минимизировать риск в том случае, если какая-то компания обанкротится — тогда член организации потеряет только минимальную сумму денег, а в лучшем случае получит меньший доход.
  • Инвестиционный фонд . Похож на инвестиционную компанию. Различают несколько типов такого фонда, среди которых выделяются хеджевый и взаимный фонды.
  • Фондовая биржа . Обеспечивает регулярное функционирование рынка ценных бумаг. Мы поговорим отдельно о ней в пятом уроке, когда будем изучать финансовый анализ.
  • Инвестиционные дилеры и брокеры . Брокер выполняет посреднические функции на фондовой бирже — только он имеет лицензию на совершение таких сделок. Дилер же ведет дела от своего имени и им может быть инвестиционный или коммерческий банк.

Международные финансы

Это понятие, характеризующее совокупность международных финансовых ресурсов в их движении. Глобализация привела к развитию и росту международных финансов и возникновению мировых финансовых рынков.

Основными участниками мировой системы являются банки, портфельные инвесторы, транснациональные корпорации и многие другие.

Само существование международных финансов привело к тому, что большой финансовой кризис в одной отдельно взятой стране в итоге распространяется и на весь мир. Это, например, мировой кризис 2008 года. На сегодняшний день в мире переплетены международные финансовые потоки так сильно, что финансово грамотные люди обращают внимание на мировую экономику и пытаются предсказать будущее положение в своей родной стране.

Таким образом появилась международная финансовая организация . Это финансовый институт, участниками которого являются государства и негосударственные институты, поэтому они все выступают субъектами международного права. Международные финансовые организации возникли после мирового кризиса 1929-1933 гг.

МФО создается для того, чтобы страны-участники собирались для решения задач в области развития мировой экономики. Целями могут быть развитие сотрудничества, сглаживание противоречий и обеспечение целостности мировой экономики. Также такие организации анализируют тенденции в экономике, проводят операции на фондовом рынке, финансируют научные исследования и занимаются благотворительной деятельностью.

Примеры международных финансовых организаций:

  • Всемирный банк . Создан с целью организации финансовой и технической помощи развивающимся странам. Штаб-квартира находится в Вашингтоне.
  • Международный валютный фонд . Специализированное учреждение ООН, которое предоставляет кратко- и среднесрочные кредиты при дефиците платежного баланса государства. В настоящее время МВФ объединяет 188 стран, каждая из которых может попросить кредит при соблюдении определенных условий. Штаб-квартира находится в Вашингтоне.
  • Международный банк реконструкции и развития . Член группы Всемирного банка. Цели: оказание помощи в реконструкции и развитии экономики стран-членов и содействие частным иностранным инвестициям. Штаб-квартира тоже находится в Вашингтоне.
  • Европейский инвестиционный банк . Создан с целью финансирования развития отсталых европейских стран в форме долгосрочных кредитов. Штаб-квартира находится в Люксембурге.
  • Европейский центральный банк . Эта организация выпускает евро, а также управляет официальными резервами Евросистемы. Она является полностью независимой. Штаб-квартира находится в немецком городе Франкфурте-на-Майне.

В этом уроке мы охватили финансовую систему мира, двигаясь от финансов домашних хозяйств и дошли до Всемирного банка. Конечно на самом деле все намного сложнее, однако для того, чтобы понимать финансовые новости или анализировать некоторые важные моменты, оружие у вас есть. Для того, чтобы понимать любую структуру, нужно смотреть на нее с двух точек зрения — крупным и общим планом, что мы и сделали.

В следующем уроке мы с вами займемся одним из самых важных аспектов финансового благополучия — изучением источников пассивного дохода. Также поймем важность накопления, что позволит в будущем заниматься инвестированием.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Финансовая система (ФС) – совокупность субъектов экономики, ведущим из которых является государство, и связывающим их отношения по поводу образования и использования финансовых ресурсов.

Финансовая система – это совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются различные денежные фонды.

Финансовая система РФ включает в себя:

1.Государственную бюджетную систему, состоящую из федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и бюджетов местного самоуправления;

2. Внебюджетные специальные фонды;

3. Государственный и банковский кредит (все вышеозначенные институты относят к
централизованным финансам, которые используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне);

4. Фонды страхования (имущественного и личного);

5. Финансы хозяйствующих субъектов и отраслей, относящиеся к децентрализованным финансам, которые используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.
Возглавляет систему финансовых органов РФ Министерство финансов РФ, которое является исполнительным органом, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в РФ. Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов РФ в рамках отнесенных к их компетенции сфер управления. При этом существует система органов, специально созданная для управления финансами и осуществления контроля в данной сфере, - это система финансово-кредитных органов (в нее входят Министерство финансов РФ и финансовые органы субъектов РФ).

Систему кредитных учреждений возглавляет Центральный банк РФ, который является органом государственного управления и осуществляет государственное руководство в области банковской деятельности. Счетная палата РФ является органом финансового контроля за своевременным исполнением всех статей федерального бюджета.

Федеральное казначейство контролирует проведение бюджетной политики в целом. Министерство РФ по налогам и сборам входит в систему центральных органов государственного управления. Таможенная служба является источником пополнения государственной казны, и возглавляет ее Государственный таможенный комитет.

Структура финансовой системы - это совокупность её элементов и связей между ними.

Основу экономической структуры РФ составляют экономические отношения, возникающие в нём. В этих отношениях участвуют 4-е субъекта: государство; регион, находящийся на самоуправлении; хозяйствующий субъект (т.е. фирма, корпорация, предприятие и т.п.); гражданин.

Вступая в отношения между собой, эти субъекты участвуют в товарно-денежных отношениях, что приводит к созданию финансовой системы.

Финансовую систему можно рассматривать с позиции её функций или её институтов. С функциональной точки зрения, финансовая система государства – это совокупность денежных отношений функционирующих в государстве. С институциональной точки зрения, финансовая система государства – это совокупность финансовых учреждений (т.е. банки, биржи и т.п.).

§ Финансовая система РФ представляет собой 4-х блочную систему относительно самостоятельных компонентов (рис. 1).

К таким компонентам относятся:

§ государственные финансы;

§ территориальные финансы;

§ финансы хозяйствующих субъектов;

§ финансы граждан.

Где, – это двухсторонние финансовые связи и финансовые отношения, возникающие при 2-х противоположных денежных потоках.

Каждый компонент финансовой системы выполняет свои конкретные задачи и обслуживает определённую группу финансовых отношений.


Существует два принципа построения финансовой системы:

1 .принцип демократического централизма;

2.принцип фискального (бюджетного) федерализма.

В соответствии с первым признаком все блоки и звенья финансовой системы являются составными частями одного центрального бюджета государства или входят в него составными частями с сильно ограниченными правами и компетенцией (тотальное государство, командно-административная экономика). Согласно второму принципу различные блоки и звенья в финансовой системе в своих правах и компетенции не пресекаются. Правительство со своим бюджетом отвечает за общенациональные цели и приоритеты, а местные власти отвечают за ЖКХ, дорожное строительство, за бытовую сферу, частично образование, здравоохранение ит.д. Такие финансовые системы характерны для стран с рыночной экономикой и демократическим устройством государства (проблема вертикального и горизонтального межбюджетного регулирования). Состояние финансовой системы является важным индикатором состояния всей экономики страны. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА: Финансы предприятий, организаций; Страхование; Государственные финансы.


Введение

Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг. В последние годы вопросами создания надежной финансовой системы и проведения государственной финансовой политики посвящается значительное количество публикаций.

Целью исследования является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы в рыночной экономике и тенденции ее развития. Цель исследования определяет постановку следующих задач:

Раскрытие основных звеньев финансовой системы;

Рассмотрение особенностей управления общественными финансами в Российской Федерации;

Рассмотрение финансовой политики на современном этапе.


Общие понятия.

Финансовая система представляет собой совокупность различных звеньев финансовых отношений, каждое из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.

Финансовые системы некоторых государств могут отличаться по своей структуре, но они все имеют общий признак - это различные фонды финансовых ресурсов, которые отличаются по методам мобилизации и их использованию, однако, тесно связаны между собой, имеют прямое и обратное влияние на экономические и социальные процессы в государстве, а также на формирование и использование фондов финансовых ресурсов в разрезе отдельных звеньев.

Финансовая система включает следующие звенья финансовых отношений: государственный бюджет; внебюджетные фонды; государственный кредит; фонды страхования; фондовый рынок; финансы предприятий.

Сравнительная характеристика сфер и звеньев финансовых систем РФ и зарубежных стран.

Рассмотрим финансовую систему на примере России, Германии и Австралии.

Финансовая система России- совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов, и государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность. сферу.
Финансовая система РФ включает в себя:
1.Государственную бюджетную систему, состоящую из федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и бюджетов местного самоуправления;
2. Внебюджетные специальные фонды;
3. Государственный и банковский кредит (все вышеозначенные институты относят к
централизованным финансам, которые используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне);
4. Фонды страхования (имущественного и личного);
5. Финансы хозяйствующих субъектов и отраслей, относящиеся к децентрализованным финансам, которые используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.
Возглавляет систему финансовых органов РФ Министерство финансов РФ, которое является исполнительным органом, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в РФ. Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов РФ в рамках отнесенных к их компетенции сфер управления. При этом существует система органов, специально созданная для управления финансами и осуществления контроля в данной сфере, - это система финансово-кредитных органов (в нее входят Министерство финансов РФ и финансовые органы субъектов РФ).
Систему кредитных учреждений возглавляет Центральный банк РФ, который является органом государственного управления и осуществляет государственное руководство в области банковской деятельности. Счетная палата РФ является органом финансового контроля за своевременным исполнением всех статей федерального бюджета.
Федеральное казначейство контролирует проведение бюджетной политики в целом. Министерство РФ по налогам и сборам входит в систему центральных органов государственного управления. Таможенная служба является источником пополнения государственной казны, и возглавляет ее Государственный таможенный комитет.

Финансовая система Германии схожа с российской, ведь в обоих случаях речь идёт о федерациях с аналогичной бюджетной вертикалью.

В финансовой системе Германии на первом месте стоит порядок и чёткость распределения функций и обязанностей. Главный орган финансовой системы– федеральное правительство, затем идут министерство финансов и высшие финансовые дирекции. Германия разделена на финансовые округа, которые формально автономны, но являются частью одной общей финансовой системы.
Общий, или сводный, бюджет Германии включает в себя:
- государственный бюджет – это отражение доходов и расходов всей страны;
- бюджеты 16-ти федеральных земель, естественно, они не одинаковы и зависят от самобытных экономических факторов регионов;
- поместные "сметы", или бюджеты городских и сельских громад.

Основной источник бюджета являются налоги: федеральный состоит из 0,9 всех налоговых поступлений, региональные – из 0,7, а общинные – из 0,3. В госбюджет включаются доходы немецкого Центробанка и госпредприятий.
Бюджетная особенность финансовой системы Германии – постоянный выпуск внешних займов – выделение государственной помощи на закупку сырья, расширение рынков сбыта, привлечение инвестиций и т.п. Это одна из традиционных статей бюджетных расходов (с 1951-го года).
К слову, по прогнозам экспертов с 2009 по 2013 годы задолженность бюджетов всех уровней – германской федерации, федеральных земель и коммун – увеличится в общей сложности на 509 млрд евро, а суммарный госдолг Германии к 2013 году побьет исторический рекорд – 2 трлн евро. Это означает, что как минимум в течение ближайших четырех лет Германия будет нарушать критерии Маастрихтских соглашений по дефициту бюджета и размерам госзадолженности. Правда не в одиночку – согласно прогнозам Еврокомиссии, из 27 стран Европейского Союза 21 превысила в 2009 году допустимую границу бюджетных дефицитов.

Организационное построение финансовой системы Австралии, соответствующее структуре управления которая имеет три звена, следующее: финансы федерального правительства, правительств штатов и местных органов власти. В свою очередь финансовая систем каждого звена состоит из бюджета и финансов государственных предприятий, принадлежащих администрации соответствующего уровня или контролируемых ею.

В Австралии 97 % средств, мобилизуемых и перерас­пределяемых государством, проходит через бюджета федерального правительства, правительств штатов и местных административных единиц. Здесь отсутствуют распространенные во Франции, Японии и Англии многочисленные внебюджетные фонды, а финансовые ресурсы, проходящие через государственные предприятия, отно­сительно невелики.

На финансы федеральных органов власти Астралии приходится около 80 % получаемых доходов и ими покрывается (за вычетом переводов дотаций штатам и местным органам власти) более 50 % всех расходов.

2. Особенности управления общественными финансами в РФ

Под общим термином «управление» понимается сознательное воздействие с целью развития и совершенствования объекта. Государство должно совершенствовать систему отношений, призванных нормализовать финансовые ресурсы, необходимые для социально-экономического развития общества, осуществлять контроль за рациональном их использованием. На решение этой проблемы и направлено управление финансами – сложный процесс, представляющий единство управляемой (объекты) и управляющей (субъекты) систем. Управляющая система – «финансовая система» - совокупность финансовых институтов (учреждений), управляемая система – «система финансов» - совокупность денежных отношений. При этом процесс управления финансами не однозначный, он включает не только управление объектами, но и совершенствование деятельности, организации самих субъектов управления.
Финансовая политика – это совокупность методологических принципов, практических форм организации и методов использования финансов. Она позволяет соединить воедино потенциальные возможности управления, заложенные непосредственно в самих финансах (объектах управления), с конкретными методами работы, организацией органов финансовой системы (субъектов управления). Во всех государствах финансовая политика реализуется через финансовую систему, деятельность которой строится на следующих принципах:
- управление финансами с учетом специфики звеньев системы финансов;
- общность функций всех финансовых учреждений;
- общее руководство центром при активном участии всех нижестоящих органов управления.
Основными методологическими принципами проведения финансовой политики, т.е. управления финансами, являются (3):
- зависимость от конечной цели;
- макроэкономическая сбалансированность всех отраслей хозяйства;
- соответствие интересам всех членов общества;
- использование экономических законов;
- учет внутренних и внешних экономических условий на основе реальных возможностей.

Целью управления финансами является финансовая устойчивость и финансовая независимость, проявляющиеся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты, в конечном счете, в сочетании экономических интересов государства и всех членов общества.
Конкретными методами и формами управления финансами служат (5, 7):
- финансовое планирование;
- прогнозирование;
- программирование;
- финансовое регулирование;
- финансовый контроль;
- принятие финансового законодательства;
- система методов мобилизации финансовых ресурсов.

В результате действия финансовой политики осуществляется перераспределение ВВП, обеспечивающее выравнивание уровней развития субъектов Федерации, сочетание интересов всех хозяйствующих субъектов.

Общее управление системой финансов осуществляют высшие органы власти и управления (12):
- Президент Российской Федерации (администрация Президента) – регламентирует деятельность финансовой системы, подписывает бюджетный план, имеет право «вето» на финансовое законодательство, принятое Парламентом.
- Парламент Российской Федерации (Федеральное Собрание, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы) – устанавливает налоги, сборы, неналоговые платежи, утверждает федеральный бюджет, принимает финансовое законодательство (Бюджетный кодекс, Налоговый кодекс).
- Правительство Российской Федерации – рассматривает федеральный бюджет, выступает как единый центр управления финансами. Центральным органом, осуществляющим реализацию финансовой политики, является Министерство финансов Российской Федерации. Оно обеспечивает единство финансовой, кредитно-денежной и валютной политики в Российской Федерации, координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти.
- Министерство финансов Российской Федерации:
1. Осуществляет методическое руководство в сфере финансового планирования и финансирования отраслей хозяйства;
2. Организует разработку федерального бюджетного плана;
3. Принимает активное участие (совместно с Министерством экономики Российской Федерации) в разработке баланса финансовых ресурсов страны.

На Министерство финансов Российской Федерации возложены организация исполнения федерального бюджета, проведения мероприятий, обеспечивающих расходование бюджетных средств по целевому назначению. Министерству финансов Российской Федерации предоставлены широкие права:
- получать от министерств, ведомств, предприятий, учреждений материалы, необходимые для составления и исполнения бюджетного плана;
- ограничивать и приостанавливать финансирование, в случае нарушения финансовой дисциплины;
- проводить ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций (9).

Министерство по налогам и сборам Российской Федерации и Федеральная служба налоговой полиции осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетные фонды налогов, сборов и других платежей.
Министерство государственного имущества РФ организует управление государственным имуществом с целью получения доходов неналогового характера (арендная плата, доходы от продажи государственного имущества).
Федеральная комиссия по ценным бумагам контролирует деятельность участников фондового рынка, способствуя тем самым увеличению поступлений в бюджетный фонд.
Система Центрального банка Российской Федерации (ЦБ РФ) является важным органом реализации денежно-кредитной и финансовой политики. ЦБ РФ осуществляет наряду с Федеральным казначейством кассовое исполнение бюджета, контролирует деятельность других кредитных институтов.
Для контроля за выполнением финансового законодательства создан специальный контрольный орган – Счетная палата Российской Федерации, ее основным назначением является контроль за федеральными денежными средствами. Счетная палата независима от Правительства и подотчетна Федеральному Собранию. Возглавляет Счетную палату председатель, назначаемый Государственной Думой на 6 лет.
Проведение финансовой политики в субъектах федерации, их административно-территориальных и муниципальных образованиях осуществляют соответствующие финансовые учреждения.

2. Финансовое планирование и прогнозирование

В экономической литературе планирование представляют как деятельность по принятию решений, ориентированную на будущее. Можно подвести понятие «планирование» под более общее определение через «планомерность», которая означает объективную необходимость и возможность согласования деятельности хозяйствующих субъектов. А именно, планирование – это практическая реализация планомерности, т.е. осознанная деятельность по достижению сбалансированности и пропорциональности (1). Применительно к финансовому планированию – это деятельность по сбалансированности и пропорциональности финансовых ресурсов. Сбалансированность при этом означает оптимальное соотношение между финансовыми ресурсами, находящимися в распоряжении государства, и доходами, остающимися в руках хозяйствующих субъектов. Пропорциональность – рациональное соотношение между величиной дохода до уплаты налога и после уплаты по предприятиям, отраслям хозяйства, регионам, субъектам федерации. Государство через увеличение или уменьшение этого соотношения может стимулировать либо ограничивать их развитие.
Финансовое планирование представляет собой составную часть народнохозяйственного планирования, базируется на показателях плана социально-экономического развития, направлено на координацию деятельности всех органов финансовой системы. Относительная обособленность отдельных звеньев системы финансов предопределяет необходимость разработки системы финансовых планов, отражающих (4):
- особенности форм и методов образования и использования денежных фондов;
- отраслевое и территориальное перераспределение финансовых ресурсов.

Главным объектом финансового планирования являются звенья финансов (отношения), получающие в плане своего количественного выражения. Движение средств конкретного денежного фонда выражается и закрепляется в соответствующих финансовых планах, которые объединены в единую систему. Центральное место в системе финансовых планов принадлежит бюджетному плану, в котором отражается движение бюджетного фонда, формы и методы его образования и использования, структура доходов и расходов.
Движение внебюджетных фондов отражается соответственно в финансовых планах (сметах) доходов и расходов: Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Фонда обязательного медицинского страхования, Государственного фонда занятости населения РФ. В доходной части отражаются обязательные и добровольные взносы юридических и физических лиц. Размер страховых взносов установлен в процентах от фонда оплаты труда. Во внебюджетные фонды частично поступают бюджетные средства, при недостатке средств допускается заимствование средств внебюджетных фондов друг у друга. Таким образом, внебюджетные фонды тесно связаны между собой и с бюджетным фондом.
Страховой фонд необходим для возмещения потерь в масштабе всего общества, отдельных регионов, муниципальных образований и граждан. Для учета потребностей всех субъектов страховой фонд формируется и используется в плановом порядке. В доходной части плана отражаются взносы предприятий, организаций, отдельных граждан, поступления средств из других фондов (бюджетного направления), в расходной – возмещение убытков от стихийных бедствий, выплаты страховых сумм страхователям. План образования и использования страхового фонда позволяет более маневренно и эффективно использовать средства.
Важное место в обеспечении пропорциональности и сбалансированности общественного воспроизводства, регулировании денежного обращения занимает Сводный финансовый баланс государства (баланс финансовых ресурсов – БФР), а также балансы доходов и расходов каждого субъекта Федерации. Эти документы разрабатываются Министерством экономики РФ при активном участии Министерства финансов РФ и других подразделений финансовой системы. В балансе отражается формирование и использование ресурсов, планируемых в составе бюджетного фонда, внебюджетных фондов, страхового фонда, кредитного фонда, денежных фондов предприятий и организаций, денежных средств граждан. Балансовый метод позволяет выявить дефицит финансовых ресурсов в масштабе страны, субъектов федерации, местных администраций; эффективно и обоснованно перераспределить средства между всеми хозяйствующими субъектами. Сводный финансовый баланс объединяет в единую систему все финансовые планы, его показатели принимаются за основу при составлении бюджетного и кредитного планов и других финансовых планов.
Непосредственно взаимосвязанным со сводным финансовым балансом является другой синтетический баланс – баланс денежных доходов и расходов населения. В нем отражается движение денежных ресурсов населения в наличной и безналичной форме (4):
- заработная плата;
- доходы от индивидуальной трудовой деятельности;
- пенсии и пособия;
- стипендии;
- доходы от обмена товарами между группами населения;
- оплата товаров и услуг;
- налоги и добровольные взносы;
- сбережения во вкладах и займах.

Баланс определяет пропорции между доходами и расходами населения, отражает рост оплаты труда и пенсионного обеспечения, увеличение объемов товарного предложения. В связи с этим баланс денежных доходов и расходов населения имеет большое значение для планирования наличного денежного оборота, розничного товарооборота, налоговых поступлений, кредитных ресурсов. Он составляется по стране в целом и субъектам федерации Министерством экономики РФ с участием Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ и других органов финансовой системы.
Показатели финансовых планов являются исходным материалом для анализа финансового положения государства, информационно основой (базой) перспективного планирования. Система финансовых планов позволяет выявить объективные взаимосвязи и долговременные тенденции изменения структуры источников финансовых ресурсов (доходов физических и юридических лиц), а также факторы, определяющие развитие этих тенденций в будущем.
Финансовое прогнозирование – предвидение возможного финансового положения государства, обоснование показателей финансовых планов. Прогнозы могут быть среднесрочными (5-10 лет) и долгосрочными (более 10 лет). Финансовое прогнозирование предшествует стадии составления финансовых планов, вырабатывает концепцию финансовой на определенный период развития общества. Целью финансового прогнозирования является определение реально возможного объема финансовых ресурсов, источников формирования и их использования в прогнозируемом периоде. Прогнозы позволяют органам финансовой системы наметить разные варианты развития и совершенствования системы финансов, формы и методы реализации финансовой политики (2, 6).

Финансы составляют целостную, определенную систему, включающую в себя несколько взаимосвязанных звеньев (институтов). Наличие различных институтов внутри финансовой системы объясняется тем, что финансы охватывают своим воздействием многообразные потребности общества, всю экономику и социальную сферу страны. Под финансовой системой понимают:

совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов;

совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность.

Каждое государство имеет свою финансовую систему, характеризующуюся определенными признаками, а именно:

все институты финансовой системы способствуют образованию и использованию соответствующих денежных фондов;

в зависимости от задач государства элементы финансовой системы могут видоизменяться (возможно появление новых институтов или прекращение действующих);

объем каждого элемента может варьироваться в зависимости от экономической и финансовой политики государства;

взаимосвязь элементов обусловлена постоянным движением денежных средств не только внутри каждого из них, но и между ними. При этом движение денежных средств в финансовой системе не хаотичное, а строго урегулированное;

В финансовой системе должен поддерживаться определенный баланс денежных фондов, так как нехватка или переизбыток средств в каком-либо звене приводит к тому, что начинает «лихорадить» систему в целом.

Финансовую систему Российской Федерации составляют следующие фонды денежных средств и соответствующие им правовые институты:

государственные финансы;

местные финансы;

финансы хозяйствующих субъектов;

фонды страхования;

кредит (государственный и банковский).

В более широком смысле финансовую систему государства можно определить как основанную на экономико-правовых отношениях совокупность бюджетной системы, системы финансов предприятий, страховой и кредитной системы.

Финансовая система - это «кровеносная» система государства, по которой осуществляется движение денежных средств, способствуя жизнеобеспечению всего государственного организма. Каждый институт финансовой системы подразделяется на пединституты в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей. Так, в структуру государственных финансов входят бюджеты всех уровней, а также государственные внебюджетные фонды. Местные финансы включают в себя средства местного бюджета, муниципальные ценные бумаги. Институт финансов хозяйствующих субъектов объединяет как финансы коммерческих предприятий и организаций, так и финансы учреждений, некоммерческих и общественных организаций. В сфере страхования действуют такие пединституты, как личное, имущественное страхование, страхование ответственности, перестрахование, а также такой элемент, как инвестирование части страхового фонда. Институт кредитования представляет государственный кредит и отношения по поводу привлечения и размещения денежных средств кредитными организациями. При этом пединститут финансовой системы - государственный кредит - включает в себя такие элементы, как внутренние и внешние займы, образующие государственный долг. Государственный кредит применяется в первую очередь при дефиците бюджета. Банковский кредит - многосторонняя деятельность специально созданных организаций, кото-рые, привлекая средства юридических и физических лиц для создания соответствующих фондов, перераспределяют их другим хозяйствующим субъектам.

Как совокупность государственных органов финансовая система Российской Федерации представляет собой специальную груп-пу финансовых органов и кредитных организаций. Во главе финан-совых органов стоит Министерство финансов Российской Федерации, которое является федеральным органом исполнительной власти и осуществляет выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности. Систему кредитных организаций возглавляет Центральный банк Российской Федерации, осуществляющий единую государственную денежно- кредитную политику.

Таким образом, финансовая система государства - это совокупность взаимосвязанных элементов и звеньев, представляющих финансовые институты и инструменты, создающих необходимые условия для финансовых процессов и формирования финансовых ресурсов.