Закон оукена описывает соотношение между. Закон оукена и теория «полной занятости» населения

Социально-экономические последствия безработицы можно сформулировать следующим образом: происходит обесценение, недоиспользование человеческого потенциала общества, ухудшается качество жизни безработных и членов их семей, усиливается давление на размер заработной платы занятых со стороны конкурирующих на рынке труда, увеличиваются затраты общества и индивида на восстановление или изменение профессионального статуса и уровня производительного труда, формируются категории лиц с девиантным поведением, склонных к поступкам, противоречащим принятым социальным нормам и ценностям. Соотношение безработицы и темпов роста экономики исследовал американский ученый Артур Оукен. Выявленная им закономерность, получившая название закона Оукена, характеризует потенциальные потери, связанные с циклической безработицей.

Закон Оукена (закон естественного уровня безработицы) - если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на 1%, отставание фактического ВВП от потенциального составляет 2-2,5%.

В графической форме указанная закономерность представлена на рисунке 6.2.

Рисунок № 6.2. Закон Оукена

В условиях полной занятости объем производства равен , а норма безработицы . В случае если занятость будет снижаться, а безработица расти, то объем производства также уменьшится. Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что график демонстрирует убывающую зависимость объема производства от нормы безработицы.

8. Сущность, причины и виды инфляции. Измерение инфляции. Инфляция спроса и инфляция издержек.

Инфляция - это долговременный процесс снижения покупательной способности денег (повышение общего уровня цен).

Инфляция - это повышение общего уровня цен, сопровождаемое соответствующим снижением покупательной способности денег (обесцениванием денег) и ведущее к перераспределению национального дохода.

Дефляция - это снижение общего уровня цен.

Инфляция является основным дестабилизирующим фактором рыночной экономики. Чем выше ее уровень тем, она опаснее.

Инфляция оказывает сильное влияние на экономических агентов, кто-то из-за неё выигрывает, кто-то проигрывает, но большинство считают инфляцию серьезнейшей проблемой.

Если сравнивать характер инфляционных процессов в условиях металлической денежной системы и в современных условиях, когда функционирую бумажные и электронные деньги, то в период золотого стандарта инфляция возникала периодически: при резком возрастании спроса, связанном, прежде всего, с войнами. В современных условиях процесс инфляции стал постоянными и периоды снижения цен наблюдаются теперь все реже и реже.

Причины инфляции Инфляция вызывается монетарными и структурными причинами:

    монетарные : несоответствие денежного спроса и товарной массы, когда спрос на товары и услуги превышает размер товарооборота; превышение доходов над потребительскими расходами; дефицит государственного бюджета; чрезмерное инвестирование - объем инвестиций превышает возможность экономики; опережающий рост заработной платы по сравнению с ростом производства и повышением производительности труда;

    структурные причины: деформация народно-хозяйственной структуры, выражающаяся в отставании развития отраслей потребительского сектора; снижение эффективности капиталовложения и сдерживание роста потребления; несовершенство системы управления экономикой;

    внешние причины - сокращение поступлений от внешней торговли, отрицательное сальдо внешнеторгового платежного баланса.

Структурную инфляцию вызывает макроэкономическая межотраслевая несбалансированность. Среди институциональных причин инфляции можно выделить причины, связанные с денежным сектором, и причины, связанные с организационной структурой рынков. В целом данная совокупность причин выглядит следующим образом:

1. Монетарные факторы :

    неоправданная эмиссия денег для краткосрочных нужд государства;

    финансирование бюджетного дефицита (может осуществляться за счет денежной эмиссии или за счет займов в центральном банке).

На основе эмпирических наблюдений американский экономист Артур Оукен установил зависимость, существующую между динамикой ВВП и уровнем безработицы. Оказалось, что:

ежегодный прирост реального ВВП на 2,5-3% в состоянии на стабильном уровне удержать в стране уровень безработицы;

каждые дополнительные 2% прироста ВВП сопровождаются сокращением уровня безработицы на 1%;

сокращение достигнутых темпов ВВП ведет к росту безработицы.

Следует отметить, что такие зависимости полностью соответствуют известному действию мультипликатора и акселератора.

Сегодня считается, что зависимость между ВВП и уровнем безработицы достаточно корректно выражается следующей формулой:

Где: Y -- фактический объем выпуска;

Y* -- потенциальный объем ВВП;

Н -- фактический уровень безработицы;

Н* -- естественный уровень безработицы; у -- некий эмпирический коэффициент чувствительности ВВП (параметр Оукена).

Если фактический уровень безработицы окажется выше естественного на 1%, то объем выпуска (ВВП) будет ниже потенциального на величину у %. При этом установлено, что значение данного коэффициента реагирования индивидуально для каждой национальной экономики.

В целом получается, что торможение экономического развития всегда грозит не только потерей части «национального пирога», но и увеличением безработицы. Это повышает значение обеспечения устойчивого и долговременного экономического роста.

Например, для США циклическая безработица характеризуется в соответствии с законом Оукена:

В% = А% (U% - FEU%),

Где: В% - процентное изменение фактически произведенной продукции в сравнении с национальным продуктом при полной занятости;

А% - коэффициент, показывающий, во сколько раз изменится (увеличится или уменьшится) национальный продукт при изменении фактического уровня безработицы на определенную процентную величину;

U% - процентное изменение уровня фактической безработицы по сравнению с процентным изменением ее уровня полной занятости (FEU%);

Оукен вычислил, что эмпирическое значение введенного им в анализ коэффициента для постиндустриальных западных экономик колеблется в значении А = 2.5. Это означает, что превышение фактического уровня безработицы на один процент над величиной (FEU%) приводит к уменьшению валового национального продукта на 2.5% по сравнению с потенциально возможным уровнем ВНП. Величину - FEU - также называют «естественной нормой безработицы». Считается, что при естественной норме безработицы не происходит возрастания общего уровня цен, то есть инфляции.

Потери, связанные с циклическим разрывом, выше, чем отклонения от естественного уровня безработицы, по следующим причинам:

а) из-за наличия скрытой безработицы, так как не все безработные регистрируются на бирже труда;

б) работа неполный рабочий день;

в) по так называемым «вынужденным отпускам» в условиях высокого уровня безработицы и др.

Из приведенной выше формулы выводится зависимость объема выпуска продукции от уровня фактической безработицы в графической форме (рисунок 3).


Рисунок 3. Основные виды безработицы и их соотношение

В состоянии полной занятости объем производства равен Y*, а норма безработицы -- и*.

Если занятость снизится, то объем производства сократится до Y 1 , а фактический уровень безработицы составит u 1 . Следовательно, точка А лежит на кривой Оукена. Аналогично находится точка В. Таким образом, из графика видно, что объем производства -- это убывающая функция от нормы безработицы.

Сдвиг кривой Оукена происходит в двух случаях:

1) при изменении величины национального дохода при полной занятости Y* (при увеличении Y* кривая смещается вверх, при уменьшении -- вниз);

2) при изменении нормы естественной безработицы u* (при увеличении u* эта линия сдвигается вправо, при уменьшении -- влево).

Исходя из выше изложенного можно сделать вывод, что На основе проведенного в курсовой работе исследования необходимо отметить, что безработица, являясь устоявшейся социально-экономической категорией, бывает краткосрочной, долгосрочной и застойной. Причем последняя наносит обществу значительный экономический, моральный и социальный ущерб, в силу чего необходимы исследования и принятие активных мер для недопущения застойной безработицы или сокращения ее уровня.

Несмотря на объективный характер безработицы, социально-экономические потери, которые она порождает, очевидны. Во-первых, это открытое недоиспользование рабочей силы как фактора производства. Во-вторых, полная или частичная потеря квалификации, т.е. обесценивание человеческого капитала. В-третьих, подрыв психологического здоровья нации, т.е. повышается уровень смертности, число убийств и самоубийств, возрастает число больных, усложняются и семейные проблемы. В-четвертых, сокращается потребительский спрос, т.е. недополучение сектором домашних хозяйств части денежного дохода. В свою очередь государство недополучает налоги.

В этой связи одной из функций государства становится регулирование занятости, устранение негативных последствий безработицы.

Выделяют экономические и неэкономические последствия безработицы, которые проявляются как на индивидуальном, так и на общественном уровне.

Неэкономические последствия безработицы – это социальные, психологические и политические последствия потери работы.

На индивидуальном уровне они состоят в том, что невозможность найти работу в течение продолжительного периода времени порождает чувство собственной неполноценности, приводит людей к психологическим стрессам, отчаянию, нервным срывам, сердечно-сосудистым заболеваниям, потере друзей, развалу семьи и т.п. Потеря стабильного источника дохода может толкнуть человека на преступление (кражу и даже убийство), асоциальное поведение.

На уровне общества они выступают в форме:

а) роста социальной напряженности, вплоть до политических переворотов. Не случайно американский президент Франклин Делано Рузвельт, объясняя причину разработки и проведения им политики Нового курса для выхода из Великой депрессии, главной проблемой которой была огромная безработица (в США в этот период безработным был каждый четвертый), писал, что тем самым он хотел «предотвратить революцию отчаяния». Действительно, военные перевороты и революции связаны, как правило, именно с высоким уровнем социальной и экономической нестабильности;

б) роста уровня заболеваемости и смертности в стране, а также уровня преступности;

в) потерь, которое несет общество в связи с расходами на образование, профессиональную подготовку и обеспечение определенного уровня квалификации людям, которые в результате оказываются не в состоянии их применить, а, следовательно, окупить;

г) распад нравственных устоев и морали.

Экономические последствия безработицы также проявляются и на индивидуальном, и на общественном уровне.

На индивидуальном уровне они заключаются: в потере дохода или части дохода в настоящем; в возможном снижении уровня дохода в будущем в связи с потерей квалификации (что особенно плохо для людей новейших профессий) и поэтому уменьшении шансов найти высокооплачиваемую, престижную работу.

На уровне общества в целом они состоят в недопроизводстве валового внутреннего продукта, относительном отклонении (отставании) фактического ВВП от потенциального ВВП. Наличие циклической безработицы означает, что ресурсы используются не полностью. Поэтому фактический ВВП меньше, чем потенциальный (ВВП при полной занятости ресурсов).

Отклонение (разрыв) ВВП (GDP gap) рассчитывается как отношение разницы между фактическим ВВП (Y ) и потенциальным ВВП (Y *) к величине потенциального ВВП, выраженное в процентах:

Так как занятые участвуют в производстве товаров, а безработные – нет, можно предположить, что увеличение уровня безработицы должно сопровождаться снижением реального объема ВНП. Зависимость между отклонением фактического объема выпуска от потенциального (в то время ВНП) и уровнем циклической безработицы эмпирически, на основе изучения статистических данных США за ряд десятилетий, вывел в начале 1960-х гг. экономический советник президента Дж. Кеннеди, американский экономист Артур Оукен. Формула, отражающая эту зависимость, получила название закона Оукена:

где u – фактический уровень безработицы;

u*- естественный уровень безработицы;

(u – u*) – уровень циклической безработицы;

b - коэффициент Оукена (b > 1), показывающий, на сколько процентов сокращается фактический объем выпуска по сравнению с потенциальным, если уровень циклической безработицы увеличивается на 1 процентный пункт.

Таким образом, коэффициент Оукена – это коэффициент чувствительности отклонения ВВП к изменению уровня циклической безработицы. Для экономики США в те годы, по расчетам Оукена, он составлял 2,5. В других странах и в другие периоды времени он может быть численно иным. Знак «минус» перед выражением, стоящим в правой части уравнения, отражает обратную зависимость между фактическим ВВП и уровнем циклической безработицы: чем выше уровень циклической безработицы, тем меньше величина фактического ВВП по сравнению с потенциальным.

Отклонение фактического ВВП (Y t) любого года можно подсчитать также по отношению к фактическому ВВП предыдущего года (Y t -1). Формулу для такого расчета также предложил А. Оукен:

где u t – фактический уровень безработицы данного года;

u t -1 – фактический уровень безработицы предыдущего года;

3% - среднегодовой темп роста потенциального ВВП в развитых странах, обусловленный увеличением количества ресурсов (труда и капитала) и технологическим прогрессом;

2,5 – коэффициент, показывающий, на сколько процентов сокращается фактический ВВП при росте уровня безработицы на 1 процентный пункт при отсутствии экономического роста и поэтому являющийся коэффициентом чувствительности изменения ВВП к изменению ежегодного фактического уровня безработицы.

Закон Оукена экономический закон наличия обратной зависимости между
уровнем циклической безработицы и величиной ВВП страны: если уровень циклической безработицы увеличивается на 1 процентный пункт, то при отсутствии экономического роста фактический ВВП сокращается на 2,5%, и наоборот.

Также можно определить не только величину отклонения ВВП, вызванного ростом уровня безработицы, но и, наоборот, величину роста фактического уровня безработицы, вызванного спадом в экономике:

Рассмотрим понятие «естественный уровень безработицы». Пусть L означает рабочую силу, E – число работающих, U – число безработных. Тогда:

Для концентрации внимания на факторах, определяющих уровень безработицы, предположим, что размер совокупной рабочей силы неизменен. Пусть s – показатель увольнения рабочих, т.е. доля занятых, которая ежемесячно теряет работу; f - показатель трудоустройства, т.е. доля безработных, которые ежемесячно находят работу. Предположим, что оба показателя постоянны, и убедимся, что они определяют уровень безработицы.

Если рынок труда находится в устойчивом состоянии, то число нанятых на работу должно равняться числу уволенных с работы:

Заменим E на (L – U):

f * U = s * (L – U).

Разделим обе части уравнения на L:

f * U/ L = s * (1 – U/L).

Выделим U/L и получим:

Это уравнение показывает, что уровень безработицы (U/L) зависит от показателей уровней трудоустройства и увольнения. Любая экономическая политика, направленная на снижение естественного уровня безработицы, должна способствовать либо уменьшению уровня увольнения, либо увеличению уровня трудоустройства.

Безработица представляет собой серьезную макроэкономическую проблему, поэтому государство принимает меры для борьбы с ней. Для разных типов безработицы, поскольку они обусловлены разными причинами, используются разные меры.

Общей для всех типов безработицы мерой является создание служб занятости (бюро по трудоустройству).

Целью многих государственных программ является снижение естественного уровня безработицы путем уменьшения фрикционной безработицы. Специфическими мерами для борьбы с фрикционной безработицей выступают:

Усовершенствование системы сбора и предоставления информации о наличии свободных рабочих мест (не только в данном городе, но и в других городах и регионах);

Создание специальных служб для этих целей.

Для борьбы со структурной безработицей используются такие меры, как:

Создание государственных служб и учреждений по переподготовке и переквалификации;

Помощь частным службам такого типа.

Основными средствами борьбы с циклической безработицей являются:

Проведение антициклической (стабилизационной) политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, недопущение глубоких спадов производства и, следовательно, массовой безработицы;

Создание дополнительных рабочих мест в государственном секторе экономики.

Система страхования по безработице представляет собой государственную программу, которая увеличивает число фрикционных безработных. В соответствии с этой программой безработные могут частично получать заработную плату в течение определенного времени после потери работы.

Закон непреднамеренных последствий – закон, отражающий свойство государственной политики иметь, наряду с ожидаемыми, и непредвиденные последствия: пособия по безработице, могут вызвать рост безработных, довольствующихся этим пособием и т.д.

Смягчая экономические последствия потери работы, страхование по безработице одновременно увеличивает количество фрикционных безработных и поднимает естественный уровень безработицы. Безработные, получающие пособия, не так активно ищут работу и чаще отвергают непривлекательные, с их точки зрения, предложения, что снижает показатель темпа найма. Кроме того, существование системы страхования по безработице, вероятно, позволяет предпринимателям легче решаться на увольнение рабочих, тем самым, приводя к росту показателя темпа увольнения.

Тот факт, что страхование по безработице увеличивает ее естественный уровень, сам по себе не означает нежелательности этой политики. Ее положительная сторона заключается в том, что она создает у рабочих уверенность в получении определенного дохода. Более того, позволяя рабочим отказываться от непривлекательной работы, эта политика, вероятно, способствует установлению более точно соответствия между характеристиками рабочей силы и структуры рабочих мест.

Экономисты, изучающие вопросы страхования по безработице, часто предлагают пути реформирования этой системы для сокращения числа безработных. Одно из предложений состоит в требовании, чтобы фирма, увольняющая рабочего, уплачивала за него пособие по безработице в полном объеме. Такая система называется системой стопроцентной компенсации , поскольку взнос каждой фирмой на страхование по безработице точно отражает масштабы безработицы, переживаемой ее собственными рабочими. Увеличение размера компенсации может ограничить широко распространяемые временные увольнения.

Устойчивым уровень безработицы становится по двум причинам:

1) в случае страхования по безработице (т.е. выплаты пособий по безработице) увеличивается время поиска работы. Снижается стимул для поиска работы. Хотя выплата пособий может способствовать поиску именно такой работы, которая бы исключительно удовлетворяла интересы и запросы желающего устроиться на работу, или получению дополнительного образования. А это в долгосрочной перспективе будет влиять на большую стабильность общества. Здесь важна роль государства. Для того, чтобы снизить уровень безработицы, необходимо выделять средства для финансирования системы переподготовки кадров и другие меры.

2) так называемая «безработица ожидания», которая возникает в условиях устойчивой («жесткой») заработной платы.

Жесткость заработной платы означает ее неспособность к гибкому изменению, достаточному для приведения предложения труда в соответствии со спросом на него. Когда реальная зарплата находится выше уровня, соответствующего равновесию спроса и предложения, предложение на рынке труда превышает спрос на него. Фирмам приходится распределять между всеми претендентами ограниченное количество рабочих мест. Поэтому жесткость реальной зарплаты уменьшает показатель вероятности трудоустройства и повышает уровень безработицы.

Безработица как результат жесткости зарплаты и вытекающей отсюда нехватки рабочих мест называется безработицей ожидания (в ынужденной безработицей).

Источником вынужденной безработицы являются липкая или жесткая заработные платы, нарушающие механизм движения спроса и предложения на рабочую силу. Разновидностями вынужденной безработицы являются: технологическая, структурная и циклическая безработицы.

Рабочие становятся безработными потому, что при данном уровне зарплаты предложение труда превышает спрос на труд.

Люди не желают получать за свой труд более низкую плату, чем уровень устойчивой заработной платы, и предпочитают ожидание, чем работу за плату, неадекватную, по их мнению, труду, или плату ниже прожиточного уровня (нередко люди считают слишком низкую заработную плату унижающей их профессиональное и человеческое достоинство).

В этих условиях происходит «застывание» рынка труда. «Застывание» рынка труда может быть вызвано:

1. Установлением минимума заработной платы в законодательном порядке. Необходимо оговориться, что речь идет о таком минимуме заработной платы, который бы превышал прожиточный минимум.

2. Фиксацией уровня заработной платы в коллективных договорах с профсоюзами и индивидуальных трудовых договорах.

3. В ряде случаев предприятия опасаются снижать уровень заработной платы, т.к. стремятся сохранить квалифицированных рабочих, опасаются снижения производительности труда, трудовой дисциплины и объема прибыли. Также предприятия устанавливают стимулирующую зарплату.

Закон Оукена (Okun"s law) - это закон, согласно которому страна теряет от 2 до 3% фактического ВВП по отношению к потенциальному ВВП, когда фактический уровень безработицы увеличивается на 1% по сравнению с ее естественным уровнем.

Формула закона Оукена

Количественно выраженная зависимость между колебаниями уровня безработицы и колебаниями ВВП сформулирована в законе Оукена, по имени американского экономиста Артура Оукена, впервые ее обнаружившего. В соответствии с законом Оукена отклонение объема выпуска от его естественного уровня обратно пропорционально отклонению уровня безработицы от ее естественного уровня, или:

V-V * /V * =-ß(U-U n),

где V - фактический ВВП;
V* - потенциальный ВВП;
U - фактический уровень безработицы;
Un - естественный уровень безработицы;
β - эмпирический коэффициент чувствительности ВВП к динамике циклической безработицы (коэффициент Оукена).

Например, по расчетам Оукена, в американской экономике 60-х годов, параметр β составлял 3. В это же время уровень естественной безработицы был равен 4%.

Это означало, что каждый процент превышения реальной безработицы над естественным ее уровнем вел к падению реального ВВП на 3%.

В 80-е годы коэффициент Оукена в США сократился до 2, а естественный уровень безработицы вырос до 5,5%. Это означает, что если фактический уровень безработицы составит 7,5%, то в этом случае объем выпуска составит 96% к потенциальному (100% - (7,5% - 5,5 %) · 2).

Инфляция и безработица являются серьезными макроэкономическими, дестабилизирующими экономику явлениями. Проблема усугубляется тем, что меры по ограничению, например, безработицы стимулируют инфляцию и наоборот. Поэтому искусство экономической политики состоит в отыскании равновесия между этими двумя факторами макроэкономической нестабильности.

Выделяют экономические и неэкономические последствия безработицы, которые проявляются как на индивидуальном, так и на общественном уровне.

Неэкономические последствия безработицы – это социальные, психологические и политические последствия потери работы.

На индивидуальном уровне они состоят в том, что невозможность найти работу в течение продолжительного периода времени порождает чувство собственной неполноценности, приводит людей к психологическим стрессам, отчаянию, нервным срывам, сердечно-сосудистым заболеваниям, потере друзей, развалу семьи и т.п. Потеря стабильного источника дохода может толкнуть человека на преступление (кражу и даже убийство), асоциальное поведение.

На уровне общества они выступают в форме:

а) роста социальной напряженности, вплоть до политических переворотов. Не случайно американский президент Франклин Делано Рузвельт, объясняя причину разработки и проведения им политики Нового курса для выхода из Великой депрессии, главной проблемой которой была огромная безработица (в США в этот период безработным был каждый четвертый), писал, что тем самым он хотел «предотвратить революцию отчаяния». Действительно, военные перевороты и революции связаны, как правило, именно с высоким уровнем социальной и экономической нестабильности;

б) роста уровня заболеваемости и смертности в стране, а также уровня преступности;

в) потерь, которое несет общество в связи с расходами на образование, профессиональную подготовку и обеспечение определенного уровня квалификации людям, которые в результате оказываются не в состоянии их применить, а, следовательно, окупить;

г) распад нравственных устоев и морали.

Экономические последствия безработицы также проявляются и на индивидуальном, и на общественном уровне.

На индивидуальном уровне они заключаются: в потере дохода или части дохода в настоящем; в возможном снижении уровня дохода в будущем в связи с потерей квалификации (что особенно плохо для людей новейших профессий) и поэтому уменьшении шансов найти высокооплачиваемую, престижную работу.

На уровне общества в целом они состоят в недопроизводстве валового внутреннего продукта, относительном отклонении (отставании) фактического ВВП от потенциального ВВП. Наличие циклической безработицы означает, что ресурсы используются не полностью. Поэтому фактический ВВП меньше, чем потенциальный (ВВП при полной занятости ресурсов).

Отклонение (разрыв) ВВП (GDP gap) рассчитывается как отношение разницы между фактическим ВВП (Y) и потенциальным ВВП (Y*) к величине потенциального ВВП, выраженное в процентах:



Так как занятые участвуют в производстве товаров, а безработные – нет, можно предположить, что увеличение уровня безработицы должно сопровождаться снижением реального объема ВНП. Зависимость между отклонением фактического объема выпуска от потенциального (в то время ВНП) и уровнем циклической безработицы эмпирически, на основе изучения статистических данных США за ряд десятилетий, вывел в начале 1960-х гг. экономический советник президента Дж. Кеннеди, американский экономист Артур Оукен. Формула, отражающая эту зависимость, получила название закона Оукена:

где u – фактический уровень безработицы;

u*- естественный уровень безработицы;

(u – u*) – уровень циклической безработицы;

b - коэффициент Оукена (b > 1), показывающий, на сколько процентов сокращается фактический объем выпуска по сравнению с потенциальным, если уровень циклической безработицы увеличивается на 1 процентный пункт.

Таким образом, коэффициент Оукена – это коэффициент чувствительности отклонения ВВП к изменению уровня циклической безработицы. Для экономики США в те годы, по расчетам Оукена, он составлял 2,5. В других странах и в другие периоды времени он может быть численно иным. Знак «минус» перед выражением, стоящим в правой части уравнения, отражает обратную зависимость между фактическим ВВП и уровнем циклической безработицы: чем выше уровень циклической безработицы, тем меньше величина фактического ВВП по сравнению с потенциальным.

Отклонение фактического ВВП (Y t) любого года можно подсчитать также по отношению к фактическому ВВП предыдущего года (Y t-1). Формулу для такого расчета также предложил А. Оукен:

где u t – фактический уровень безработицы данного года;

u t-1 – фактический уровень безработицы предыдущего года;



3% - среднегодовой темп роста потенциального ВВП в развитых странах, обусловленный увеличением количества ресурсов (труда и капитала) и технологическим прогрессом;

2,5 – коэффициент, показывающий, на сколько процентов сокращается фактический ВВП при росте уровня безработицы на 1 процентный пункт при отсутствии экономического роста и поэтому являющийся коэффициентом чувствительности изменения ВВП к изменению ежегодного фактического уровня безработицы.

Закон Оукена – экономический закон наличия обратной зависимости между
уровнем циклической безработицы и величиной ВВП страны: если уровень циклической безработицы увеличивается на 1 процентный пункт, то при отсутствии экономического роста фактический ВВП сокращается на 2,5%, и наоборот.

Также можно определить не только величину отклонения ВВП, вызванного ростом уровня безработицы, но и, наоборот, величину роста фактического уровня безработицы, вызванного спадом в экономике:

Рассмотрим понятие «естественный уровень безработицы». Пусть L означает рабочую силу, E – число работающих, U – число безработных. Тогда:

Для концентрации внимания на факторах, определяющих уровень безработицы, предположим, что размер совокупной рабочей силы неизменен. Пусть s – показатель увольнения рабочих, т.е. доля занятых, которая ежемесячно теряет работу; f - показатель трудоустройства, т.е. доля безработных, которые ежемесячно находят работу. Предположим, что оба показателя постоянны, и убедимся, что они определяют уровень безработицы.

Если рынок труда находится в устойчивом состоянии, то число нанятых на работу должно равняться числу уволенных с работы:

Заменим E на (L – U):

f * U = s * (L – U).

Разделим обе части уравнения на L:

f * U/ L = s * (1 – U/L).

Выделим U/L и получим:

Это уравнение показывает, что уровень безработицы (U/L) зависит от показателей уровней трудоустройства и увольнения. Любая экономическая политика, направленная на снижение естественного уровня безработицы, должна способствовать либо уменьшению уровня увольнения, либо увеличению уровня трудоустройства.