Авансовый платёж за жкх. УК требует плату за коммунальные услуги авансом

Проблема

Здравствуйте,

ООО "УК "Мой Дом-1" требует оплатить авансом 6000р за поставку коммунальных услуг. Причём УК в лице директора Росляковой Елены Владимировны ссылается на пункт 4.2 Договора оказания услуг по управлению, содержанию многоквартирного дома по адресу: г. Калининград, пер. Иртышский, дом № 12, который был нами подписан.

Пункт 4.2 гласит:

С момента сдачи жилого дома в эксплуатацию и передачи жилых/нежилых помещений дольщикам, Собственник оплачивает Исполнителю затраты на обеспечение поставок коммунальных ресурсов, содержание жилого дома согласно смете, указанной в приложении № 1 к Договору. Оплата производится дольщиком Исполнителю в виде авансового платежа в размере 6000 рублей на основании счёта-квитанции, выставляемой Исполнителем. Указанная сумма принимается к зачёту Исполнителем при расчёте платы за оказанные жилищно-коммунальные услуги.Основанием и моментом для производства расчёта и выставления его к оплате является подписанный Застройщиком с дольщиком (собственником) Акт передачи ключей от помещения с указанием идентификационных данных и показаний прибора учёта.

Квитанция в прикреплённых документах, а также копия листа договора с п 4.2...

Я приобрёл квартиру у "Фонда жилищного и социального строительства Калининградской области" в ипотеку и имею свидетельство о Государственной Регистрации права, которое выдано 24.10.2012 на основании договора купли-продажи квартиры (возникновение ипотеки в силу закона) от 18.10.2012.

Я не учавствовал в долевом строительстве. Дом новый.

Насколько правомерно требование УК? Ведь я не дольщик, а в п 4.2 написано: Оплата производится дольщиком Исполнителю в виде авансового платежа в размере 6000р???

Решение

По Закону о защите прав потребителей, любое условие договора, ущемляющее права потребителей считается ничтожным. То есть сначала услуга, потом оплата. А желающих получить оплату вперед, не предоставляя услуги может быть много.

Скорее всего УК пригласит меня в суд за неуплату (так мне сказала директор, не потрудившись ничего разъяснять). Читал на другом ресурсе (не могу сейчас его найти), что если в договоре прописан авансовый платёж, то я должен его платить. Но тут вопрос в другом, в договоре с УК я на первой странике прохожу как собственник, а потом в п 4.2. там намешаны слова собственник/дольщик... какая разница между этими словами? Или это, вообще, одно и тоже??? Я не собираюсь оплачивать услуги наперёд... Но за конкретные услуги я готов заплатить за прошедшее время (вывоз мусора, дворник...) с момента Государственной Регистрации права, которое выдано 24.10.2012 (Жилищный кодекс РФ | Статья 153.). Но мне никто не присылает счёт-квитанцию " Симплекс" . А эта квитанция на 6000р - похожа на какой-то развод...

Скорее всего в суд они не подадут. Слишком рисковано. Обычно судои пугают тех, кто не умеет читать законы. Если даже подадут и пригласят на дсудебную встречу. а вы там сумеете грамотно сослаться на Жилищный кодекс и Закон "О защите прав потребителей", то дальше дело не сдвинется. Так же следует требовать у Ук документальные доказательства, что они эти услуги оказывали. А потом, причем здесь дольщик. я тоже была дольщиком. Условия договора долевого строительства заканчиваются после передачи дома собственнику. Строительство и обслуживание жилья принципиально разные вещи.

Спасибо Вам за ответ Зинаида. А Вы не могли бы написать на какую статью Жилищного кодекса и закона "О защите прав потребителей" нужно ссылаться? Я совсем не разбираюсь в данном вопросе (хоть и пытаюсь)... Образование у меня не то =). И как будет обстоять дело с уплатой оказанных услуг (контейнер с мусором действительно стоит и меняется по мере заполнения), ведь непонятно, когда я получу нормальную счёт-квитанцию... Вожможен такой вариант, что за неуплату вовремя, будет капать пеня? Заранее спасибо...

Закон о "Защите прав потребителей ст.4 - (качество работы, услуги) и ст. 16 - недействительность условий договора, ущемляющих права потребителей. Жилищный кодекс ст. 162 "Договор управления многоквартирным домом."

Могут пригодиться и другие положения этих законов по обстоятельствам. Нужно купить тексты и регулярно их читать. Для этого не нужно специального образования. Они написаны понятным языком. Но в нашей стране у нас столько прав, сколько мы знаем и молжем защитить. Поэтому законы читать обязательно. Я сама вовсе не юрист. Просто так же приходится отстаивать свои права

В новостройке чаще всего говорит о низких ценах и большей площади. Однако при получении ключей всех покупателей ждет один неприятный момент - надо оплатить за ЖКХ-услуги за 3-6 месяцев вперед, иначе в долгожданную квартиру не получится войти. С чего бы, спрашивается?

Бремя эксплуатации покупатель несет с момента подписания акта приема-передачи квартиры. Так как застройщик за квартиру не несет ответственности с момента подписания акта приема-передачи, то и требовать оплаты «вперед» тоже не может. Также застройщик не может требовать такую оплату по ЖКХ до подписания данного акта. Теоретически он может потребовать только компенсацию за документально подтвержденные расходы, если платил ЖКХ за участника с момента подписания акта приема-передачи квартиры до заключения участником договора с управляющей компанией. Но как показывает практика, это происходит редко.

Оплату за ЖКХ, как правило, требуют именно ТСЖ/управляющие компании. Это связано с тем, что у данных организаций могут возникать единовременные расходы, превышающие обычные ежемесячные платежи. Однако это является заведомо оспоримым моментом в договоре с организациями, поскольку в данном случае имеет место быть нарушение ряда положений ЖК РФ, Закона о защите прав потребителей и ГК РФ. Данные выводы подтверждаются судебной практикой.

«Застройщик не может заставить участника платить сверх того, что предусмотрено законом. Если застройщик (или УК) настаивает на этом, поинтересуйтесь основаниями и обращайтесь в надзорные органы (прокуратура, комиссия по защите прав потребителей), а потом – в суд», - советует Софья Лебедева, генеральный директор компании «МИЭЛЬ-Новостройки».

Согласно статье 153 Жилищного кодекса РФ, обязанность по оплате эксплуатационных и коммунальных расходов за жилые помещения возникает с момента регистрации права собственности. По словам Марии Литинецкой, генерального директора компании «Метриум Групп», данная норма применима лишь в случае смены собственника, то есть при купле-продаже квартиры. «Дольщики по зарегистрированным ДДУ вносят эксплуатационные и коммунальные платежи с момента подписания акта приема-передачи квартиры, если в договоре не указаны иные сроки. У членов ЖСК в обязанность по внесению оплаты за эксплуатацию и коммунальные услуги возникает с момента передачи квартиры. Оплату взимает либо сам кооператив, либо эксплуатирующая компания, нанятая им для обслуживания дома», - говорит она.

УК страхует себя

«По закону нести бремя расходов, то есть расходы по оплате ЖКХ по содержанию объекта недвижимости, собственник обязан с оформления права собственности на этот объект, - также отмечает Вера Богучарова Заместитель руководителя Юридической службы компании Est-a-Tet. - На практике, покупатель квартиры начинает нести расходы с момента, когда он получил квартиру в фактическое пользование (например, для ремонта), вполне логично, что за фактическое пользование застройщики требуют уплаты вперед на несколько месяцев, тем самым компенсируя свои расходы на «коммуналку»».

Стоит отметить, что плату за «коммуналку» сотрудники управляющих компаний просят заплатить за несколько месяцев вперед потому, что период заселения обычно занимает довольно продолжительное время, а УК нужны деньги для того, чтобы обслуживать дом. Конечно, ничего криминального в этих требованиях нет, однако никаких законных оснований на это у управляющих компаний тоже нет. Новосел может просто отказаться. Ключи он все равно получит. Хотя бывает, что и не может получить, так как УК может заявить, что ключи не получите, пока не оплатите. Однако если клиент хорошо знает законы РФ, то он может «качать права» в суде. И заметим, что таких клиентов, кто подает в суд, сейчас очень много.

«Может быть многие и подают в суд, но мне известна обширная практика, когда суды занимали позицию застройщика или управляющей компании в данном вопросе – при условии, что до получения свидетельства о праве собственности квартира фактически передана по акту покупателю, - говорит Вера Богучарова. - Так как в этом случае обслуживание дома уже началось. И пусть многие жильцы не заехали окончательно в свои квартиры, они используют жилплощадь, как минимум, делая ремонт».

«Выиграть суд удавалось в тех случаях, когда застройщик нарушал права покупателя, - отмечает Сергей Гальский, генеральный директор УК «МИГ Недвижимость». - К примеру, если изначально в договоре не было пункта о необходимости предоплаты услуг ЖКХ, но на момент подписания акта приема покупатель столкнулся с таким требованием. Еще более вопиющий случай – если коммуникации (вода, газ, электричество) еще не действуют, а платить за них уже нужно. Еще одна возможность – слишком большой срок, за который нужно внести предоплату – более 6 месяцев. Самой распространенной в Московском регионе считается предоплата за 4 месяца».

Никаких сюрпризов

Если участник приобретал квартиру по ДДУ или УДДУ необходимо указать на недопустимость данных пунктов в соответствии с законом и требовать передачи ключей без оплаты «вперед». Если застройщик не согласен – то придется писать заявление прокурору и в последующем обращаться в суд. Также следует поступать и с управляющими компаниями.

Если приобретение квартиры было по другому договору (например, предварительного ДКП), то многое зависит от его формы и положений. В данном случае застройщик может просто затянуть с выдачей ключей и подписанием соответствующих актов (до получения им свидетельства о собственности), что, как правило, клиентов не устраивает. Однако выход есть и тут – после оплаты таких платежей клиент может подать в суд и вернуть уплаченные деньги.

Также заметим, что данная обязанность - платить за ЖКХ на несколько месяцев вперед - прописана в договоре. Поэтому это не должно стать сюрпризом для покупателя. «Такой пункт в договорах появился не случайно – застройщик вынужден его прописывать, так как большинство людей уверены: пока не получено право собственности на квартиру можно пользоваться коммунальными услугами и энергоресурсами бесплатно, - говорит Сергей Гальский. - Получив ключи, большинство сразу же начинает делать , а это весьма энергозатратное занятие. В итоге внушительные счета за воду и электричество ложатся на застройщика, который в свою очередь вынужден бегать по судам и взыскивать с покупателей деньги за израсходованную энергию».

Я не собственник – я не плачу

Еще одна проблема - квартплата. Если за электричество люди чаще всего готовы платить, то квартплату (или плату за техобслуживание) – нет. «Логика здесь простая: квартплату покупатель отождествляет с налогом на недвижимое имущество, то есть считает: «Я не собственник – я не плачу»», - говорит Алексей Шмонов, генеральный директор портала о недвижимости Move.su . Однако, получив ключи и акт приема, покупатель принимает на себя ответственность за содержание квартиры: уборку территории, вывоз мусора и т.д., то есть квартплата для него – такой же актуальный платеж, как и оплата электричества и водоснабжения.

Если покупатель не намерен вести какие-либо работы в квартире и пользоваться коммунальными услугами, то самый простой для него способ не оплачивать аванс – это просто воздержаться от получения акта приема и ключей до момента, когда можно будет зарегистрировать право собственности. Третий путь: прописать в договоре установку счетчиков и обязанность оплачивать все коммунальные услуги в соответствии с их показателями – то есть за фактически использованную энергию, с момента подписания акта приема и получения ключей от квартиры.

Подача в суд на УК

«Есть четко определенный перечень услуг, которые оказывает управляющая компания. С ними необходимо ознакомиться перед заключением договора на управление», - советует Мария Литинецкая. На УК имеет смысл подавать в суд в том случае, если собственники помещений в многоквартирном доме недовольны качеством услуг, оказываемых им. В таком случае они могут нанять другую компанию. Если на собрании ТСЖ было принято подобное решение, то создается специальная группа собственников, которая берет инициативу в свои руки. Далее эта группа внимательно изучает договор с УК. Законным основанием для расторжения является истечение его срока действия, однако, договор можно расторгнуть и не дожидаясь конца срока действия, если со стороны управляющей компании имеются нарушения, например, невыполнение каких-либо работ или оказание услуг не в полном объеме или ненадлежащего качества. Затем с помощью хорошего юриста можно инициировать расторжение отношений с УК. После этого инициативная группа выбирает новую эксплуатирующую компанию, подготавливает новый договор, и на следующем собрании ТСЖ происходит процедура его подписания.

Во всем виновата невнимательность

Обвинять застройщика и управляющую компанию в шантаже нет смысла, так как их понять можно - они боятся и поэтому страхуют себя заранее. Застройщику выгодно, воспользовавшись моментом и рычагом давления на клиентов в виде предоставления доступа в их квартиры (предоставление ключей), собрать сумму коммунальных платежей за весь период до выбора управляющей компании и оформления права собственности, нежели каждый месяц вступать в конфликт с тем или иным отдельным дольщиком.

«Обычно необходимость уплаты такой суммы застройщики прописывают сразу в договорах долевого участия, которые заключаются за долгий срок до реального создания дома, в связи с чем дольщики не особо вникают в данное условие, считая его достаточно справедливым, - отмечает Евгений Зимин, директор Юридического департамента компании Blackwood. - Если договор уже подписан, то оспорить это условие затруднительно, хотя с правовой точки зрения оно достаточно спорное».

Как уже выше было сказано, большинство проблем покупателей заключается в том, что мало, кто из них читает договор, который подписывает при покупке квартиры, а потом удивляются. «Нередки случаи, когда покупатели просто не удосужились внимательно прочесть свой договор – и потом сталкиваются с «неожиданной» необходимостью оплатить что-либо, - замечает Сергей Гальский. - И речь идет не о «пунктах мелкими буквами», а о совершенно нормальных текстах договоров».

Электроснабжающая организация требует произвести авансовый платёж за электроэнергию. Но, согласно Гражданскому кодексу РФ , потребитель обязан оплачивать объём электроэнергии, который принял фактически. Вправе ли ресурсоснабжающая организация настаивать на авансе?

В сегодняшней статье мы разберёмся, какие документы регламентируют порядок оплаты электроэнергии и можно ли этот порядок изменить.

Нормативные порядок и сроки оплаты

По общему правилу, установленному ст. 544 Гражданского кодекса РФ , оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учёта энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчётов за потребленную энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Иными словами, абонент платит по факту потребления энергии в соответствии с порядком, который предусмотрен нормативным актом или договором между энергоснабжающей организацией и абонентом.

Нормативный порядок оплаты электроэнергии гарантирующему поставщику электрической энергии установлен Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 .

Порядок оплаты электроэнергии установлен диспозитивными нормами постановлений Правительства РФ N 442 и N 124 . Законодатель разрешил изменять сроки оплаты на более поздние даты по договорённости между сторонами (абз. 2 п. 81 Основных положений N 442 , п. 25 Правил N 124). Относительно изменения сроков оплаты на более ранние даты законодатель ничего не сказал. В данном случае следует исходить из императивности правил об оплате электроэнергии, выбирая исключительно между двумя моделями:

  • нормативные сроки оплаты, установленные постановлениями Правительства РФ N 442 и N 124 ;
  • или договорные сроки с указанием более поздних дат оплаты, нежели установлены постановлениями Правительства РФ N 442 и N 124 .

Если стороны не могут договориться о сроках оплаты электроэнергии, их спор должен быть передан на рассмотрение суда. При рассмотрении подобного спора суды основываются на балансе интересов сторон. Как показывает практика, суды изменяют сроки оплаты в том случае, если это необходимо для устранения неравенства и разногласий между сторонами относительно объёмов поставленной электроэнергии.

Позиция суда относительно изменения сроков оплаты

В суде рассматривался спор между ТСЖ и АО «Мариэнергосбыт» о согласовании условия договора энергоснабжения по срокам оплаты электроэнергии, поступающей в МКД. Несмотря на наличие нормативного правила о сроке оплаты электроэнергии до 15-го числа месяца, следующего за расчётным периодом, суд установил срок оплаты ТСЖ электроэнергии - до 25-го числа месяца, следующего за расчётным периодом. Основанием принятия подобного решения послужило следующее обстоятельство: поставка электроэнергии собственникам жилых и нежилых помещений на индивидуальное потребление осуществлялась по прямым договорам, с ТСЖ спорный договор был заключён лишь на объём электроэнергии, поступающий на общедомовые нужды. Как отметил суд, обязательство собственников помещений по оплате электроэнергии совпадает с датой оплаты Товариществом электроэнергии АО «Мариэнергосбыт». Для соблюдения баланса интересов сторон требуется согласовать срок оплаты - до 25 числа (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14.04.2015 по делу N А38-535/2014).

При заключении договора между УО и энергоснабжающей организацией возникли разногласия по вопросу об определении сроков исполнения обязательства по оплате электроэнергии. Суд учёл возможность изменения срока оплаты электроэнергии на более поздний - до 22-го числа месяца, следующего за расчётным периодом, основываясь на п. 5 Постановления Правительства РФ от 28.03.2012 N 253 , а также учитывая сроки оплаты гражданами коммунальных услуг и сроки перечисления банком УО полученных от них денежных средств (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 26.02.2014 по делу N А28-5906/2013).

В целях соблюдения интересов и баланса сторон, учитывая сроки оплаты коммунальных услуг гражданами и сроки перечисления банком денежных средств граждан УО, принимая во внимание количество находящихся в управлении УО жилых домов, суды посчитали возможным установить срок оплаты электроэнергии до 18-го числа месяца, следующего за расчётным (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 28.06.2016 по делу N А12-43813/2015).

Учитывая большой объём ежемесячно проверяемой информации, связанной с обслуживанием УО значительного количества МКД (185) и принимая во внимание необходимость осуществления УО деятельности по взысканию задолженности с потребителей в судебном порядке, а также учитывая иные обстоятельства, суды посчитали возможным утвердить редакцию условия договора о сроках оплаты, предложенную УО: «до 25-го числа месяца, следующего за расчётным» (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 16.06.2016 по делу N А12-38064/2015).

Выводы

1) Авансовые платежи за электроэнергию, предусмотренные в п. 82 Основных положений N 442 , не могут применяться к исполнителям коммунальной услуги, поскольку для них предусмотрены иные сроки оплаты - до 15-го числа месяца, следующего за расчётным периодом, или более поздний срок, согласованный договором или определённый судом.

2) Иные абоненты (например, собственники нежилых помещений, РСО), для которых предусмотрена авансовая схема платежей за электроэнергию в виде двух промежуточных платежей до 10-го и до 25-го числа расчётного месяца, могут её изменить в договорном порядке на более поздние сроки. Исходя из практики, подобное представляется маловероятным.

3) Электроснабжающая организация не вправе требовать предоплаты, то есть 100 % оплаты за фактически непредоставленную в пользу абонента энергию.

Ответственность за просрочку оплаты электроэнергии

В случае, когда абонент своевременно не оплачивает фактически принятую электроэнергию, переданную через присоединенную электрическую сеть, к абоненту в соответствии с п. 3 ст. 486, абз. 1 п. 4 ст. 488 ГК РФ применяются меры ответственности. На сумму, уплата которой просрочена, абонент обязан уплатить неустойку, размер которой определён п. 2 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» .

Размеры неустойки за просрочку оплаты электроэнергии


Электроснабжающая организация,
гарантирующий поставщик
Управляющие организации, теплоснабжающие организации (единые теплоснабжающие организации), организации, осуществляющие ГВС, ХВС и (или) водоотведениес 1 по 60 день - 1/300с 61 по 90 день - 1/170с 91 и дня и далее - 1/130
ТСЖ, ЖК, ЖСК и иные специализированные кооперативы;
Собственники и иные законные владельцы помещений в МКД
с 1 по 30 день - 0с 31 по 90 день - 1/300с 91 дня и далее - 1/130
Иные абоненты (организации, предприниматели)1/130 с первого дня просрочки

Ответственность за просрочку оплаты электроэнергии в виде неустойки для всех абонентов и исполнителей коммунальных услуг и/или в виде ограничения/приостановления предоставления электроэнергии за исключением УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК и отдельной категории абонентов может наступить лишь в случае просрочки оплаты переданной электроэнергии, то есть за фактически принятое, но не оплаченное получателем количество энергии за месяц при наступлении срока окончательного расчета. Для целей расчётов и применения мер ответственности юридический факт передачи электроэнергии возникает по окончании расчётного периода в момент фиксации объёма поставки (п. 54 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7). Для исполнителей коммунальной услуги (УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК) этот момент определяется 15-го числа месяца, следующего за расчётным периодом. Для иных лиц - 18-го числа месяца, следующего за расчётным периодом, если иные сроки не были предусмотрены договором.

Таким образом, у электроснабжающей организации отсутствуют правовые основания применять меры ответственности (взыскивать неустойку, отключать электроэнергию) к абонентам, которые допускают просрочку авансовых или иных платежей до окончания расчётного периода.

Судебная практика по привлечению к ответственности за просрочку оплаты

Как разъяснил Верховный Суд РФ в Определении от 06.10.2016 N 305-ЭС16-8210 , «поскольку факт поставки электроэнергии ни к 10-му, ни к 25-му числу расчётного месяца не подлежит фиксации и не был зафиксирован, обязанность компании оплатить предварительный платеж, исчисленный от ориентировочного объёма поставляемой электроэнергии за текущий месяц, не корреспондировала обязанности сбытовой компании поставить к этой дате определенное количество электроэнергии, несвоевременное осуществление первого и второго платежей не является достаточным основанием для привлечения компании к ответственности в соответствии со ст. 395 ГК РФ за просрочку оплаты поставленной электроэнергии».

Защита от незаконных требований электроснабжающей организации

Абонент, получивший требование об оплате электроэнергии в иные сроки, отличные от нормативных или договорных, действуя в порядке самозащиты (ст. 14 ГК РФ), может не производить оплату по указанному требованию, направить в адрес электроснабжающей организации претензию с указанием на незаконность действий и производить оплату в нормативные или договорные сроки.

Если электроснабжающая организация применяет к абоненту штрафные санкции или отключение в качестве меры ответственности за просрочку оплаты электроэнергии, УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК могут обратиться за защитой своих прав в антимонопольный орган. Требования электроснабжающей организации в данном случае будут квалифицированы как противоречащие антимонопольному законодательству.

Автор статьи: Киракосян Сусана Арсеновна, кандидат юридических наук, доцент, доцент филиала КубГУ г. Новороссийска, партнёр юридической фирмы «Эсток-Консалтинг», независимый эксперт при Минюсте РФ по антикоррупционной экспертизе НПА.

В комитете Госдумы, курирующем жилищную политику и ЖКХ, подготовили ряд поправок к закону об изменениях в Жилищном кодексе России и определенных законодательных документах РФ.

Подготовленные Госдумой поправки призваны улучшить платежную дисциплину в сегменте жилищно-коммунального хозяйства.

Поставщикам ресурсов будут предложены иные правила ведения бизнеса

Льготные условия будут применяться и к тем потребителям, которые вносят предоплату за пользование коммунальными услугами. С принятием подобного нововведения добросовестные плательщики будут поощрены, а сами РСО получат ряд полномочий по введению специальных льготных правил.

В Госдуме не исключают возникновения возможных затруднений при утверждении такого порядка, ведь РСО не может влиять на размер установленных тарифов на коммунальные услуги.

В некоторых регионах страны уже действует скидочная программа

Первым заместителем председателя комитета Госдумы по ЖКХ и жилищным вопросам, Еленой Николаевой, было сделано заявление относительно существующих скидочных программ.

По ее словам на территории страны уже практикуются такие поощрения, но применяются они в чаще всего по отношению к потребителям, вносящих аванс за оплату услуг. Размер этой скидки находится в пределах 10%.

По словам политика, в качестве эффективной меры, направленной на разрешение проблем с неуплатой услуг жилищно-коммунального хозяйства, правительство предлагает ввести ряд поощрений по отношению к управляющим компаниям, кооперативам, ТСЖ и гражданам, проводящим авансовые платежи за использование коммунальных услуг.


В качестве примера, Е. Николаева приводит управляющую компанию «Северо-Восточная» в Оренбурге, которая придерживается подобной программы. Уже на протяжении 2 лет клиенты организации пользуются скидками.

В рамках программы льготные условия предоставляются тем, кто добросовестно вносит авансовые платежи в течение длительного времени. Не исключено, что такой подход будет применен на государственном уровне.

Политик отмечает, что сейчас нет запретов на самостоятельное введение аналогичных программ управляющими компаниями. Основное затруднение кроется лишь в нежелании РСО предоставлять ресурсы управляющим организациям по оптовым ценам.

Введения скидочных мероприятий не выгодно РСО

Исполнительным директором Гильдии управляющих компаний в сфере ЖКХ, Верой Москвиной, было высказано одобрение относительно внедрения скидок.

Эксперт, принимая участие в предварительном обсуждении будущего нормативно-правового акта, заявила, что введение скидочной программы на внесенные авансом коммунальные платежи положительно отразится на сфере ЖКХ.

Правда, наряду с принятием таких правил, стоит обязать РСО предоставлять скидку на оптовые закупки ресурсов, а не оставлять за ними право самостоятельно вести ценовую политику.

Согласно мнению исполнительного директора, идея является хорошей, но ресурсоснабжающие компании будут всячески этому противиться.

Ведь оптовые поставки ресурсов, помимо установления на них низкой цены, обяжут поставщика не поднимать стоимость до конца сроков действия договора. Работая по противоположному принципу, компании-поставщики значительно увеличивают свои капиталы.

Именно поэтому здесь важно применять скидочную политику, как обязательную норму работы ресурсоснабжающей организации.

В ходе обсуждения предстоящих поправок, вопрос, связанный с затруднениями реализации программы скидок, был поднят председателем совета Ассоциации эксплуатационных и управляющих компаний Санкт-Петербурга, Евгением Пургиным.

По мнению докладчика, при сложившейся ситуации новые правила должны применяться ко всем клиентам управляющих компаний. Еще один выход чиновник видит в переходе на прямые платежи.

Устранить же хоть одного посредника в существующем положении нелегко, ведь они занимают в цепочке важную функцию. Одни занимаются добычей ресурсов, другие их доставкой, а третьи – самими расчетами. Как видно, здесь все взаимосвязано.

Как вам предложение нашего(ли?) господина Медведева обязать своих граждан оплачивать услуги ЖКХ не до 10-го числа следующего месяца, а до 10-го числа ТЕКУЩЕГО, то-есть авансом платить за тепло, газ и воду - кредитовать наших монополистов?
Я как услышала эту новость, так захотелось сказать много ласковых слов................
Считаю, что желание Медведева заставить нас оплачивать ещё не указанные услуги ударит по кошелькам именно законопослушных плательщиков. Мы и так зачастую оплачиваем непонятно за что и непонятно кому.
Кто не платил - тому пофиг когда не платить.

Под катом много не моего текста.

О том, зачем вводят авансовые платежи в ЖКХ и к каким социальным конфликтам в стране это может привести, Накануне.RU рассказали депутаты Госдумы .

Кто пострадает.

По итогам первого полугодия 2013 года общий объем задолженности за услуги ЖКХ оценивается в 736 млрд рублей, говорит генеральный директор инфраструктурной компании P3infra Алексей Толстик. «Сумма большая и постоянно растет, но решения проблемы пока нет», - отмечает он.

При этом предложенные для обдумывания премьер-министром новые меры вызывают спорную реакцию у участников рынка и экспертов.

«Маловероятно, что новые инициативы будут эффективны: если человек не платит, то ему в принципе нет разницы, когда не платить - постфактум или по предоплате. Очевидно, что для решения задачи необходимы другие меры, а именно более жесткое воздействие на потребителя, штрафы, пени, возможность подключения коллекторских агентств. Все это требует тщательно проработанной законодательной базы», - считает Алексей Толстик.

«Я, конечно, против предоплаты, потому что во всем мире коммунальные услуги оплачиваются по факту потребления. Эта мера направлена против населения, против добросовестных плательщиков», - говорит газете ВЗГЛЯД исполнительный директор Центра по эффективному использованию энергии (ЦЭНЭФ) Игорь Башмаков.

«Нам с 2008 года все, в том числе Медведев, говорят, что надо устанавливать приборы учета и платить по показаниям приборов учета. Теперь нам говорят, что надо заплатить до того, как потребили, когда никаких показаний приборов учета мы не видели. Такая система накажет тех людей, которые исправно платят», - объясняет эксперт.

Кроме того, предоплата приведет к большой путанице. «К примеру, в ноябре я заплатил за декабрь, а в декабре могу взять и уехать отдыхать на месяц - и весь месяц не буду потреблять воду и прочее. Потом придется все пересчитывать. Появится очень большая и лишняя работа по поводу уточнений, перерасчетов и взаиморасчетов», - отмечает Башмаков.

Кроме того, сейчас есть уже много других способов заставить население платить. «Если кто-то не оплачивает, его просто отключают. У нас в ряде случаев это сделать трудно или невозможно. Но для этого есть суды и другие механизмы для борьбы с неплательщиками, которые могут платить, но не хотят», - говорит Башмаков.

«Например, если человек не платит за коммуналку, ему в канализационный люк опускают «штуку» и блокируют выход из унитаза любой жидкости. Фактически он больше не может пользоваться унитазом. Люди сразу бегут и платят. Потому что в слове «водоканал» самое главное - это канал, воду вы можете пойти и купить. И такой способ сейчас используют УК в разных городах», - рассказывает Башмаков.

«Или в некоторых случаях отключают электроэнергию тем, кто не платит за воду», - добавляет он.

И, наконец, предоплата к увеличению собираемости платежей не приведет, говорит эксперт.

«Проблема недобора платежей на уровне 1-2% существует везде. Но надо понимать причины, почему плохо собираются платежи. Население не хочет платить или население не способно платить - это две разные ситуации. Если население не способно платить, то вы хоть из автомата стреляйте, все равно не заставите его платить за ЖКХ, потому что у него есть и другие потребности. Иногда люди считают, что не за что платить. Например, вам надо платить за уборку подъезда, но в вашем подъезде всегда свинарник, конечно, люди не хотят платить за такие услуги. У нас тарифы растут, а качество услуг - нет», - объясняет Башмаков.

Еще одна проблема - в субсидировании оплаты услуг ЖКХ. «Субсидии на оплату услуг ЖКХ во многих регионах страны сейчас выделаются только тогда, когда вы платите за коммунальные услуги больше 22% от своего располагаемого дохода. Это очень большая величина, потому что во многих странах этот уровень установлен на 15%. И мы много раз пытались убедить разные органы власти снизить этот порог. При таком высоком пороге вы не заставите платить, народ все равно будет всеми путями этого избегать», - считает Башмаков.

Проблема УК

Кроме того, проблема не только в том, что не платит население (и бюджетные организации), но и в том, что не платят управляющие компании - посредники между собственниками жилья и снабжающими монополиями.

«Доля населения в общей задолженности за ресурсы услуги ЖКХ перед поставщиками по итогам первого полугодия 2013 года составляет около 20%, а остальное - долги управляющих компаний», - указывает Толстик.

«С одной стороны, здесь может идти речь о долгах населения перед теми же управляющим компаниям, с другой стороны, о неэффективности работы самих компаний сектора ЖКХ. И необязательно говорить о мошеннических схемах, отчасти проблема кроется в крайне неэффективном менеджменте и неэффективной работе объектов инфраструктуры ЖКХ. В итоге страдает качество услуг ЖКХ, и население отказывается за них платить», - отмечает Толстик, добавляя, что стимулировать население к своевременной оплате услуг ЖКХ нужно не только кнутом - штрафами и пени, но и пряником - качеством услуг.

И все же случаи мошенничества УК нередки. Не случайно Дмитрий Медведев потребовал МВД, Генпрокуратуру и СК РФ проверить их на нарушение законодательства РФ. Особенно УК легко мошенничать в сфере жилищных услуг, когда жильцам выставляется счет за ремонт или уборку придомовых территорий, а работы не выполняются совсем или выполняются не в полном объеме.

Кто выиграет

Директор аналитического департамента United Traders Михаил Крылов выступает за введение предоплаты за ЖКХ, но только напрямую монополиям.

Он объясняет, что если ввести лишь одну предоплату за ЖКХ и оставить посредников, то задолженность перед управляющими компаниями все равно не исчезнет, но при этом посредникам между монополиями и потребителями будет все сложнее выживать, им придется перекладывать свои проблемы на плечи потребителей.

От введения предоплаты и прямых платежей выиграют в первую очередь ресурсные монополии, поставляющие газ и электроэнергию: Газпром и Россети.

«Возможное введение предоплаты за ЖКХ мог лоббировать Газпром, так как единственный вменяемый контрагент в цепи договоров энергоснабжения - это население. После введения предоплаты за ЖКХ радикально улучшится ситуация на Кавказе, где у Россетей выпадает около 20% выручки из-за хронических неплатежей», - говорит Михаил Крылов.

«При введении прямых договоров на поставку газа объем продаж у Россетей вырастет на 70 млрд рублей, а у Газпрома - на 154 млрд рублей. Это компенсирует выручку, выпавшую при заморозке тарифов, для Газпрома на 91%, а для Россетей на 65%», - посчитал Крылов.

«Для управляющих компаний реформа будет просто избавлением от того, чтобы отвечать перед энергетиками в суде. Долги, которые на них вешаются, могут достигать 150 млрд рублей. Это лишь четверть суммы, которую могут быть должны потребители самим компаниям», - отмечает Крылов. Экономика: Коммунальные услуги предлагается перевести на предоплату

Супер эффективные менеджеры продолжают отбивать свою супер эффективность за счёт народа. Сейчас идут расследования махинаций в Газпроме, там в показаниях говорят, что откат в 22% минимум с каждого контракта - была установка сверху. То есть по определению в цене газа сидит, кроме прибыли дружков Путина непосредственно с продажи, завышенных цен на поставку, доходов менеджеров Газпрома лично себе на карман, помимо миллионных бонусов, ещё и 22%.

Стоит ли удивляться, что Газпром, "наше народное достояние", который разворовывают в хвост и гриву, стал "вдруг" не рентабельным. Это ещё не считая кучи налоговых льгот. И не учитывая кредиты, которые когда то надо отдавать. Напомню, вся эта система воровства начала работать, когда Газпром возглавлял Медведев. И дальше она только "развивалась". Ну и естественно, за счёт кого это покрывать, ведь не за счёт же предприятий других дружков Путина, которые сами "успешные" и успешно же разворовали и развалили заводы, которые прихватизировали ещё при ЕБН.

Отдельной строкой, что теперь предоплату надо будет давать и за ЖКХ. Никаких предложений, реальных, а не популизма, по реформе ЖКХ не предпринимается. Наоборот, теперь отдельной строкой будет введена оплата за "капитальный ремонт". Вообще то капиталка всегда входила в стоимость услуг ЖКХ, и как минимум 20 лет при этих клоунах люди её оплачивали. Вдруг оказалось, что денег нет. Кто то удивлён?

А вообще, когда просят деньги вперёд за неоказанные услуги и за месяц до их исполнения - в 50% случаев это кидалово и никто никакие услуги оказывать не собирается. Хотят наворовать напоследок, иметь хотя бы месячный запас денег, что бы свалить? Ну это святое, на это скинемся, но что бы с гарантией свалили.