Китайские предприятия на дальнем востоке. Смог на экспорт: Китай переносит заводы в Россию

Из всего объема иностранных инвестиций, привлеченных в ДФО в последние 2,5 года, львиная доля - 85% - приходится на КНР. За 2017 год объем вложений партнеров из Поднебесной в дальневосточную экономику увеличился на треть.

Встреча глав правительств РФ и Китайской Народной Республики в Пекине. На пресс-конференции по итогам этого мероприятия Ли Кэцян отметил, что "в этот раз мы вышли на новые договоренности о сотрудничестве на Дальнем Востоке. Мы собираемся увеличивать китайские капиталовложения в развитие Дальнего Востока, мы готовы импортировать оттуда еще больше российских энергопродуктов". Фото: Сергей Куксин / РГ

Новые условия

Как считает гендиректор Фонда развития Дальнего Востока (ФРДВ) Алексей Чекунков, потенциал инвестиций КНР в Дальневосточный округ огромен - десятки миллиардов долларов. О том, что он может и должен быть реализован, говорилось в ходе официального двухдневного визита в КНР премьер-министра России Дмитрия Медведева.

Мы собираемся увеличивать китайские капиталовложения в развитие Дальнего Востока, - пообещал на встрече с главой российского правительства премьер Госсовета КНР Ли Кэцян.

Тесные связи северо-восточных провинций Китая и ДФО сложились давно, но если раньше они носили почти исключительно торговый характер, то сегодня получили совершенно новый импульс благодаря начавшим действовать на Дальнем Востоке России экономическим инструментам - ТОР и СПВ.

В частности, мы отказались на территориях опережающего развития от налога на прибыль, который зачисляется в федеральный бюджет. Там нулевая ставка действует в течение пяти лет. И мы существенным образом уменьшили часть налога, которая идет в региональные бюджеты. Поэтому, естественно, приглашаем в эти территории инвестировать, - объяснил Дмитрий Медведев.

Китайский бизнес сейчас по-новому открывает для себя Дальний Восток. Предприниматели увидели, что те условия, которые создаются Российским государством, работают и благоприятны для развития бизнеса, - считает министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Александр Галушка.

В помощь резидентам правительство России учредило Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта. Это ведомство работает с партнерами из разных стран мира, но первое зарубежное представительство было открыто именно в Китае. То есть теперь потенциальный китайский инвестор может получить консультацию прямо в Пекине, Харбине и Шанхае, для этого ему не надо приезжать в Россию.

Результаты предпринятых на высоком уровне усилий уже есть, - и немалые. Китайские партнеры охотно идут в нефтегазовую сферу, развивается сотрудничество в агропромышленной кооперации, высоких технологиях, жилищном строительстве.

О заводах и фермах

Один из самых масштабных российско-китайских проектов - строительство в Амурской области нефтеперерабатывающего завода на территории ТОР "Приамурская". Его инициатором выступает Амурская энергетическая компания (АЭК). Первую очередь комплекса планируется сдать в 2018 году. Вторая заработает в 2020-м, когда будет построен нефтепродуктопровод от села Березовка (РФ) до Хэйхэ (КНР).

Полпред президента РФ в ДФО Юрий Трутнев: Проект развития МТК "Приморье-1" и "Приморье-2" может стать стратегическим для взаимодействия России и Китая на Дальнем Востоке. Фото: minvr.ru

Основным инвестором проекта (с долей в 90%) выступает частный китайский капитал в лице компании "Мэнлань синхэ", - рассказал "Дыханию Китая" генеральный директор АЭК Александр Гордеев. - Всего в Амурскую область будет привлечено около 120 миллиардов рублей инвестиций.

С 2019-го завод сможет перерабатывать 4 млн тонн нефти и 2 млн тонн нефтегазового конденсата в год. Четыре пятых всей продукции будет следовать в Китай по трубопроводам, проложенным по дну Амура.

Немало новых проектов с участием китайского капитала реализуют и в Приморском крае. Так, инвестор свободного порта Владивосток "Производственная компания "Юбо-Сумотори" организует производство и дистрибуцию грузовиков бренда FAW. Плановый объем производства на старте проекта - до 2 тыс. автомобилей в год. Предприятие "ЭРЗО" создает в Уссурийске мощности по переработке использованных покрышек. "Приморская золоторудная компания" ведет разработку месторождения Золотой в Партизанском районе. Активную деятельность развернула корпорация "Чжундин" с инвестиционным проектом российско-китайской молочной фермы на 1800 коров. Перспективны также и планы компании "Производственный парк развития науки и техники в сельском хозяйстве и животноводстве "Таньюань", которые предполагают строительство животноводческого комплекса крупного рогатого скота в Шкотовском районе. Инвестор - консорциум частных лиц провинции Цзилинь.

В ЕАО резидент ТОР "Амуро-Хинганская" компания "Амурпром" приступила к сооружению завода по глубокой переработке сои в Ленинском районе. Высокотехнологичное предприятие будет производить масло, лецитин, изофлавины и белковые комплексы. Мощность завода - до 300 тыс. тонн соевых бобов в год. Еще один проект этой же компании - глубокая переработка древесины с производительностью более 20 тыс. кубометров леса в год. Завод будет выпускать пиломатериалы, шпон, мебельные щиты и топливные брикеты.

С привлечением инвестиций из Китая создают в Еврейской автономии и гостиничный комплекс бизнес-класса на площадке промышленного парка "Нижнеленинский". В гостинице будет 280 номеров. Кроме того, в планах у предприятия "Логистика" - строительство комплекса приемки, переработки и хранения грузов, следующих из России в КНР и обратно.

В 2017 году было принято решение о запуске в городе Амурске Хабаровского края проекта целлюлозно-бумажного комбината. Китайская сторона планирует инвестировать более 1,5 млрд долларов в строительство объекта мощностью 500 тыс. тонн хвойной целлюлозы в год. Будет создано не менее 500 рабочих мест. Инвестором станет дочерняя структура компании China Paper Corporation. Соответствующий меморандум о взаимопонимании подписали Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и China Paper. Согласно документу, территория строительства комбината будет включена в состав территории опережающего развития "Комсомольск", это позволит инвестору получить значительные налоговые льготы. Как отметил губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт, "новое производство станет очередным шагом на пути развития сотрудничества между Россией и КНР. Региональные власти окажут максимальное содействие инвесторам".

Бизнес из Поднебесной открывает и совсем новые для себя территории на Востоке России. В Якутской ТОР "Кангалассы" резиденты с участием китайского капитала вложились в выпуск керамического кирпича. На Камчатке готовы инвестировать более четырех миллиардов рублей в портово-промышленный парк. В его состав предполагается включить несколько функциональных зон: транзитный грузовой терминал, предприятия по переработке и переплавке возобновляемых ресурсов, рыбопромышленный кластер, судоремонтный и судостроительный комплексы, а также ряд других производств.

Дороги

Очень серьезные инвестиции и Россия, и Китай вкладывают сегодня в транспортную инфраструктуру.

С начала 2017 года объем транзитных грузов, который идет из КНР через юг Дальнего Востока, увеличился в четыре раза. А объем взаимной торговли вырос на 33%. Стимулировать товарооборот и грузопоток призвано создание "мостов дружбы". Один из них - железнодорожный (Нижнеленинское (ЕАО, РФ) - Тунцзян (КНР), он будет запущен в первом полугодии наступившего года. Также идет сооружение автомобильного моста Благовещенск (Амурская область, РФ) - Хэйхэ (КНР).

Недавно стало известно, что между Харбином и Владивостоком может появиться высокоскоростная железная дорога. Ее строительство, инициатива которого последовала от китайских партнеров, обсудил глава Минвостокразвития РФ Александр Галушка с генеральным директором China Railway Dongfang Group - Цай Цзэминем.

Магистраль Харбин - Владивосток - это более 380 км путей и 12 станций. Прокладка линии от Муданцзяна до Харбина уже идет. Планируется, что скорость движения по ней составит 250 км в час. Стоимость проекта - до 19 млрд долларов США.

Китайский бизнес сейчас по-новому открывает для себя Дальний Восток, - считает министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Александр Галушка. Фото: minvr.ru

Изначально задумывалась пассажирская линия. Но после оценки экономики проекта было решено ориентироваться на смешанный поток, с учетом перевозки грузов, - отметил Цай Цзэминь.

Еще одна важная тема - международные транспортные коридоры (МТК) "Приморье-1" и "Приморье-2".

Считаю актуальным взаимодействие с китайским бизнесом по строительству дороги Раздольное - Хасан - Зарубино, входящей в МТК "Приморье-2" и соединяющей северо-восточные провинции Китая с портами края. Кроме того, нам необходима окружная дорога во Владивостоке с мостами на острова Русский и Елена, что требует серьезных финансовых вложений, - перечислил исполняющий обязанности губернатора Приморского края Андрей Тарасенко.

Участвовать в данных проектах собирается China Communications Construction Company. Эта китайская национальная корпорация уже неоднократно подчеркивала свою заинтересованность работы в крае, в том числе при строительстве дорог транспортных коридоров "Приморье-1" и "Приморье-2".

Проект развития МТК "Приморье-1" и "Приморье-2" может стать стратегическим для взаимодействия России и Китая на Дальнем Востоке. Его поддерживают руководители наших стран. Проект принесет пользу нашим государствам. Это может быть ярким примером по сопряжению Евразийского экономического союза с Экономическим поясом Шелкового пути. Мы со своей стороны заинтересованы, чтобы проект состоялся, а его реализация началась в ближайшее время, - подчеркнул вице-премьер - полпред президента РФ в ДФО Юрий Трутнев.

Все больше китайских компаний становятся резидентами территорий опережающего развития и свободного порта Владивосток. Сейчас на разных стадиях реализации находятся 24 проекта с общим объемом инвестиций 3,35 млрд долларов, из них 21 проект – на территории Приморского края. За последние два года рекордсменами по количеству инвестиций в экономику Дальнего Востока среди стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) стала Китайская Народная Республика.

Всего на Дальнем Востоке резидентами ТОР и СПВ стали 29 компаний с китайскими инвестициями. Они инвестируют средства в создание перерабатывающих производств, в агропромышленный сектор и развитие аквакультуры, в строительство жилой и коммерческой недвижимости, в энергетический сектор и транспортно-логистические проекты.

Сферы интересов

Первый резидент с китайскими инвестициями запустил производство в конце прошлого года. Компания "Юбо-Сумотори" совместно с производителем большегрузной техники FAW использовали режим СПВ для создания в Артеме сборочного производства. Инвестиции, в первую очередь, составили 28 млн рублей.

Первые самосвалы приобрели приморские компании, работающие в угольной и строительной сфере. В дальнейшем производитель намерен расширить рынок сбыта на Сибирь, Урал и другие регионы страны.

Раньше подобная техника закупалась за рубежом. Режим свободного порта помог нам локализовать сборку в Приморье. В первом квартале мы выпустили более 30 машин, планы на текущий год - от 350 до 500 единиц техники, в 2019 году – 2 тысячи грузовиков. Сейчас у нас трудятся около 30 человек, на втором этапе количество рабочих мест увеличится до 52, - сообщил корреспонденту Дальневосточной объединенной редакции директор компании Константин Гуркович.

Остальные проекты находятся на разных стадиях реализации. Так, шесть резидентов СПВ выбрали сферой деятельности проектирование и строительство жилья, гостиниц и других объектов недвижимости.

Несколько масштабных проектов разворачиваются в сфере животноводства, растениеводства и аквакультуры. Так, в ТОР "Михайловский" агрохолдинг "Чжундин Дайри Фармин", который входит в пятерку крупнейших производителей молока в КНР, вложит более 300 млн долларов в создание животноводческого комплекса на 50 тысяч голов крупного рогатого скота и производство 500 тонн молока в сутки, а также создаст на площади 50 тысяч га собственную кормовую базу. Большая часть продукции пойдет на экспорт в КНР и на рынок стран АТР.

В комплексе будет создано в общей сложности более 2 тысяч рабочих мест. В соглашении с российской стороной оговорено, что только 300 из них займут китайские граждане, остальные предназначены для местных жителей. Компания уже инвестировала 18,3 млн долларов в аренду земли, строительство фермы, покупку техники и первой партии поголовья молочного стада. Создано 70 рабочих мест, 40 из них занимают местные жители.

В проект по развитию аквакультуры в Приморском крае один из резидентов вложит на первом этапе 33 млн долларов.

"Созданная нами для реализации компания "Дальневосточная марикультура "Хэ Сян"" будет заниматься производством, переработкой и продажей морепродуктов. Мы одна из первых китайских компаний, которая будет заниматься аквакультурой на Дальнем Востоке России, применяя самые передовые технологии. У нас есть собственный флот и крупные базы, что позволяет найти рынки сбыта в разных странах. Мы создадим для местных жителей около 500 рабочих мест", - сообщил президент компании "Яньтай Тунсян Фудс" Чжан Жуньфэнь.

Еще один резидент (компания "Вен Лян - Аквакультура") гарантировал в соглашении с Корпорацией развития Дальнего Востока, что инвестирует около 9,5 млрд рублей в строительство завода по выращиванию гребешка, трепанга, мидии и морской капусты (около 40 тысяч тонн в год) и создаст более тысячи новых рабочих мест.

Компания "ВЕЛЕС-Снек" наладит в ТОР "Надеждинская" выпуск продукции из рыбы и морепродуктов, сумма заявленных инвестиций - 135 млн рублей, из них доля китайского инвестора - 108 млн рублей.

Также китайские предприниматели организуют в Уссурийске инновационное предприятие по переработке старых покрышек методом пиролиза, производство OSB плит и опалубки, построят холодильный комплекс; в Надеждинском районе - фабрику по производству кожи и цех по производству подгузников; в Шкотовском районе - комплекс по производству металлоконструкций.

Активно идет работа над транспортными проектами, имеющими большой мультипликативный эффект для экономики России и Китая, особенно для приграничных регионов. Самый масштабный – развитие международных транспортных коридоров "Приморье-1" и "Приморье-2". Потенциал тяготеющих к ним транзитных грузов из провинций Хэйлунцзян и Цзилинь - около 45 млн тонн.

Справка: Меморандум о сотрудничестве в области развития этих МТК был подписан в июле 2017 года во время рабочего визита в Москву председателя КНР Си Цзиньпиня. Стороны договорились развивать инфраструктуру МТК, обеспечить "бесшовный" режим транзита, поддерживать строительство логистических парков и стимулировать развитие трансграничной электронной коммерции .

Интерес к строительству объектов инфраструктуры МТК на условиях концессии проявляют Китайская компания коммуникаций и строительства, компания "Гуанда" и Китайская корпорация по строительству дорог и мостов. Достигнуты договоренности о создании российско-китайской рабочей группы, которая займется подготовкой финансово-экономической модели по каждому объекту.

"У нас есть все условия для дальнейшего развития двусторонних отношений и углубления многопланового сотрудничества. Китай начал новую эпоху своей истории. Мы будем следовать новой концепции развития, политики открытости, создавать максимально комфортные и либеральные условия для торгового и инвестиционного сотрудничества", - подчеркнул чрезвычайный и полномочный посол КНР в России господин Ли Хуэй.

ТОР на российско-китайской границе

Также Китай и Россия договорились создать трансграничную территорию опережающего развития в районе пунктов пропуска Пограничный в Приморье и Суйфэньхэ в КНР. Такое заявление было сделано в Харбине, на церемонии открытия Годов межрегионального сотрудничества России и Китая. Проработкой проекта занимается рабочая группа, образованная в составе межправительственной российско-китайской комиссии по развитию регионов. Общие инвестиции в проект могут составить около 2 млрд долларов.

"Внутри ТОР предусмотрено свободное перемещение (без оформления виз) людей, товаров и услуг, а также режим беспошлинной торговли. Здесь также планируется построить предприятия по выпуску конкурентоспособной экспортной продукции, торговые и развлекательные объекты для привлечения туристов из Китая. Резиденты смогут без ограничений поставлять свою продукцию на рынки обеих стран", - сообщила пресс-служба ведомства.

Управлять трансграничной ТОР будет "наблюдательный совет из представителей заинтересованных ведомств России и Китая". Более детальная информация будет готова к IV Восточному экономическому форуму, который пройдет во Владивостоке с 11 по 13 сентября.

Справка: По данным Минвостокразвития, общая площадь трансграничной ТОР на сопредельных территориях вблизи пунктов пропуска Пограничный " (Приморский край) и Суйфэньхэ" (провинция Хэйлунцзян) - 413 гектаров. На российском участке под проект определено 233 га земель, на китайском - 180 га. Объем инвестиций с российской стороны - $355,8 млн, с китайской – порядка 1,6 млрд долларов.

ТОР "Остров Русский"

Китайские компании проявляют большой интерес и к созданию во Владивостоке территории опережающего развития на острове Русский. Она ориентирована на развитие высоких технологий, научные исследования, проекты цифровой экономики и проекты в области медицины и развития туризма.

На прошлогоднем Восточном экономическом форуме Фонд развития Дальнего Востока (ФРДВ) подписал соглашение о партнерстве с Центром исследований и планирования Шелкового пути в проекте создании Центра международного сотрудничества. Он станет ядром концепции развития острова Русский, одобренной правительством РФ.

Здесь будут построены конгрессно-выставочный центр и гостиницы, научно-исследовательский и лечебный центры, многофункциональный спортивно-оздоровительный комплекс, международный деловой центр, жилье, объекты туристической инфраструктуры. Именно здесь в дальнейшем планируется проводить крупные международные мероприятия, включая ВЭФ.

"Мы рассчитываем, что Центр международного сотрудничества станет пилотным проектом комплексной международной программы в сфере здравоохранения и практическим шагом реализации взаимовыгодных инициатив в рамках глобальной стратегии "Один пояс, один путь". Вокруг проекта объединились сильные партнеры из Азии, плюс ко всему уникальные конкурентные преимущества региона, ведь в пределах двух часов полета до Владивостока проживает более миллиарда человек. По прогнозам экспертов, к 2020 году турпоток в Приморье достигнет 7 млн человек", - отметил генеральный директор ФРДВ Алексей Чекунков.

Созданный для реализации проекта консорциум уже объединяет около десятка компаний (China Huaxin Group, Universal Medical Financial & Technical Advisory Services Company, Sunac China (Beijing), China Chengtong International Investment, China National Culture & Art Company и др.). Недавно к пулу международных инвесторов присоединилась China Communications Construction Corporation - один из мировых лидеров в области проектирования и строительства портов, жилой и коммерческой недвижимости, автодорог, мостов, железнодорожных магистралей, метро и аэропортов. Концерн рассматривает как возможность прямых инвестиций, в том числе в строительство международного конгрессно-выставочного центра, так и участие в проектировании, строительстве и управлении объектами.

Справка: Суммарная площадь объектов недвижимости, которые будут построены, - около 1,7 млн кв. метров, общий бюджет проекта - более 140 млрд рублей.

Материал подготовлен Дальневосточной объединенной редакцией (ДОР)

Правообладатель иллюстрации Getty Image caption Экологическая ситуация в Китае значительно ухудшилась за годы индустриализации

Китай предложил перенести часть своих заводов - в том числе химических и металлургических - на российский Дальний Восток. Министерству по развитию Дальнего Востока идея нравится, но экологи не разделяют оптимизма чиновников.

Планы перенести часть производства за рубеж появились у Китая в ноябре 2014 года. Таким образом власти собираются решить проблему загрязнения окружающей среды - быстрая индустриализация привела к катастрофическому ухудшению экологической ситуации в стране.

В свое время Запад строил предприятия легкой промышленности в Китае, "экспортируя" туда экологические проблемы, отмечал Том Миллер из исследовательской компании Gavekal Dragonomics. "Сейчас Китай в своем развитии дошел до стадии, когда он сам хочет экспортировать неэкологичное производство, создавая в бедных странах металлургические заводы и другие предприятия", - говорил Миллер.

Производственные мощности КНР будут перемещаться в первую очередь в рамках борьбы с загрязнением окружающей среды, подчеркивал Bloomberg.

"Логика отчасти та же, что у Японии и многих других стран, которые выносили грязные производства в 70-х и 80-х годах, - это не поиск более дешевых рабочих рук, это скорее экологическая история" - соглашается руководитель программы "Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе" Московского Центра Карнеги Александр Габуев.

Власти страны и официальные СМИ сообщают, что эта инициатива поможет устранить еще одну проблему - перепроизводство. Китайские производители стали, цемента и стекла располагают избыточными мощностями, которые не нужны сейчас, когда экономика больше не растет по 10% в год.

Для начала Китай намерен "разгрузить" крупнейшего производителя стали - провинцию Хэбэй, а вместе с ней и весь север страны, где загрязненность воздуха гораздо сильнее, чем на юге.

Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption Жители многих промышленных городов в Китае уже привыкли к постоянному смогу

В провинции Хэбэй расположены семь самых загрязненных городов Китая, этот регион - крупнейший источник сернистого газа в стране. Каждый год здесь производится 200 млн тонн стали - это в два раза больше, чем производят США, и четверть китайского производства.

Власти КНР намерены предоставлять преференции местным компаниям, стимулируя перемещение производства за рубеж. В планах 2014-го речь шла, в первую очередь, об Африке, Западной Азии и Юго-Восточной Азии. Тогда России в этом списке не было.

Северный сосед

КНР договорилась с Россией об "экспорте" производственных мощностей в декабре прошлого года. Точные детали договоренностей неизвестны - пока подписан лишь меморандум. Список китайских предприятий, которые могут оказаться в России, пока неизвестен, сказал Русской службе Би-би-си советник главы минвостокразвития Леонид Агафонов.

Известно лишь, что это будут предприятия в 12 отраслях, среди них: металлургия, энергетика, машиностроение, судостроение, строительство, телекоммуникации, сельское хозяйство, а также текстильная, химическая и цементная промышленности.

Китайский бизнес получит на Дальнем Востоке налоговые льготы и административные преференции, заявлял представитель министерства Рустам Макаров.

Интерес российских чиновников понятен - надо обустраивать Дальний Восток (для этого и создавалось отдельное министерство). Китай в текущих условиях - самый очевидный партнер, учитывая транспортную близость и "поворот на восток", провозглашенный Кремлем.

Правообладатель иллюстрации Getty Image caption Власти России начали громче говорить о партнерстве с азиатскими странами после ввода западных санкций

КНР особенно интересуется такими механизмами, как территории опережающего развития ( ТОР) и Свободный порт Владивосток , говорит Агафонов. Советник министра привел в качестве примера успешного привлечения инвестиций строительство нефтеперерабатывающего завода в Амурской области.

В апреле 2015 года проект Амурского НПЗ получил статус приоритетного. Инициатором проекта выступает "Амурская энергетическая компания", которая на 90% контролируется предприятием из Хэйхэ - города в приграничной провинции Хэйлунцзян. По условиям соглашений с местными властями, НПЗ будет поставлять 90% нефтепродуктов в Китай, сырье будет закупаться в России.

Александр Габуев из Центра Карнеги считает, что успешность китайских предприятий, которые будут перенесы в Россию, сомнительна, поскольку одна из причин этой инициативы - ликвидация избыточных мощностей в КНР.

"Вот тут, мне кажется, мы подходим к самому интересному. Как эти предприятия, которые будут перенесены, буду работать на конкурентном рынке? Даже если эти заводы будут построены, на чем они будут зарабатывать деньги, как они будут встраиваться в мировой рынок? И в чем конкурентное преимущество Дальнего Востока?" - перечисляет эксперт свои вопросы к проекту.

На Дальнем Востоке вы всегда упираетесь в маленький рынок, не очень развитую инфраструктуру, чудовищное российское законодательство Александр Габуев

В числе конкуретных преимуществ Дальнего Востока он указывает дешевую электроэнергию и менее жесткий экологический надзор (в Китае сейчас стали гораздо строже следить за вредными выбросами на производстве).

"Что именно мы с точки зрения зарабатывания денег в будущем выиграем, пока не очень понятно. Хотя мне кажется, что рабочие места и промышленный потенциал - это всегда хорошо. Другой вопрос, что на Дальнем Востоке вы всегда упираетесь в маленький рынок, не очень развитую инфраструктуру, чудовищное российское законодательство, его имплементацию в части экспорта и, грубо говоря, в российскую таможню, на которой все обычно и застревает", - сетует Габуев.

Также неизвестно, на каких условиях будут создаваться заводы в России, продолжает он. В частности, неясно, кто будет строить предприятия и потом работать на них: россияне или китайцы.

Среди множества неизвестных российские власти прояснили только один момент: все проекты в обязательном порядке будут соответствовать российским экологическим нормам. Это условие важнее взаимной заинтересованности, отмечал глава ведомства Александр Галушка. Он считает, что опасаться прихода "грязных" производств не стоит. У экологов на этот счет другое мнение.

"Чистая" работа?

"Китай никогда не отличался экологичными и безопасными производствами", - говорит координатор токсической программы Гринпис Россия Нина Лесихина.

В качестве примера она приводит недавнюю трагедию в Тяньцзине (город в Китае, граничит с провинцией Хэбэй), где в августе прошлого года на химических складах произошли взрывы. В результате погибли более 170 человек, было уничтожено более тысячи автомобилей, произошел выброс высокотоксичных веществ.

Правообладатель иллюстрации AFP Image caption Взрывы в Тяньцзине стали одной из крупнейших техногенных катастроф в КНР за последние годы

В Гринпис считают, что перенос части китайского производства на Дальний Восток может повлечь увеличение экологических рисков не только для региона, но и для всей страны.

"К сожалению, установленные в России экологические требования, с учетом которых планируется переводить китайские предприятия, крайне слабые и, как правило, не соблюдаемые на практике. Последнее время идет активный процесс деградации природоохранного законодательства в интересах бизнеса", - отмечает Лесихина.

Экологи отмечают, что многие опасные химические вещества, которые используются на китайских заводах, в России не подлежат нормированию и, следовательно, контролю. "А значит в случае переноса китайских производств эти вещества вместе со сточными водами и выбросами предприятий продолжат поступать, но уже в наш воздух и наши реки", - добавляет представитель Гринпис Россия.

На форумах и в соцсетях жители Дальнем Востока не только высказывают опасения, что увеличение числа заводов и фабрик навредит природе, но и боятся усиления влияния КНР в регионе. Достаточно вспомнить, какую реакцию вызвали новости о том, что Забайкальский край предложил сдать китайцам в аренду 115 тысяч га земли.

Журналисты , депутаты и общественные деятели высказывали предположения о том, что за арендой последует колонизация Сибири и последующая аннексия региона. В интернете даже начали сбор подписей с просьбой отказаться от предоставления земли в аренду Китаю.

Отношение к деятельности Китая среди жителей Москвы и Дальнего Востока - разные вещи, говорит Габуев. "Там на местах, судя по моим поездкам, не видно реальных угроз и реального уровня местного недовольства по поводу Китая", - отмечает он.

© РИА Новости

Китай начинает «завоевание» Дальнего Востока России

Русские скоро кончатся

Участие в освоении в планах развития этого региона представляет большую важность для Пекина благодаря богатым запасам сырьевых ресурсов Нам нужны капиталовложения, которые уважают российское законодательство, а не дороги или плотины в обмен на нефть, говорит представитель министерства промышленности и торговли РФ Олег Липаев

Владивосток, 31 июля. На Дальнем Востоке России расположены более 20 тысяч китайских предприятий и проживают около 70 тысяч китайских иммигрантов, вследствие чего Пекин становится ключевым игроком в этом изолированном регионе, представляющем для него большую важность благодаря богатым запасам сырьевых ресурсов.

Пересекая китайско-российскую границу через пропускной пункт Суйфенхе, расположенный на северо-востоке Китая, первое, что бросается в глаза, это то, что Россия перестала быть «старшим братом» в отношениях с Пекином, который всего лишь четверть века назад свято следовал коммунистической идеологии, навязанной советским режимом.

Расположенные на китайской стороне новенькие дороги и торговые центры, в которых видишь всевозможные товары и продукты питания, резко контрастируют с инфраструктурой прошлого века и полуразрушенными дорогами Приморского края. Они даже не в состоянии обеспечить сообщение между основными экономическими предприятиями этого региона.

В развитии Приморского края Китай является ключевым игроком. Его доля в регионально валовом внутреннем продукте достигает 20%, сообщил представитель министерства промышленности и торговли РФ в Приморском крае Олег Липаев.

«50% сельскохозяйственной продукции, в особенности фрукты и зелень, которые продаются на российском рынке, производятся в Китае. Если китайцы прекратят экспортировать свою зелень, то цена на неё, вероятно, поднимется втрое», заявил чиновник в ходе интервью.

В столице Приморского края Владивостоке, портовом городе с населением в 750 тысяч жителей и стратегически важном для России в силу его выхода к Тихому океану, китайцы контролируют большинство рынков, где местные жители покупают товары ежедневного спроса, от одежды до риса.

Четыре из главных рынков города принадлежат 37-летнему китайскому предпринимателю Лю де Шангу (Liu De Shang), который также является председателем Китайско-Российской Ассоциации предпринимателей. Бизнесом в России он занимается уже 15 лет.

На самом крупном из его рынков работают около двух тысяч китайцев, торгующих в ларьках самыми разнообразными товарами китайского производства. Весь бизнес строго контролируется гражданами Поднебесной Империи.

Они производят товар, привозят в Россию и продают здесь в розницу.

История Лю наилучшим образом отражает успех, которого предприимчивые китайцы могут добиться в этом промышленно слаборазвитом регионе России.

«Я долгие годы работал поваром в Китае, а в 1995 году решил всё бросить и стал продавать в России сапоги, производившиеся в китайской провинции Хэйлунцзян», рассказывает Лю де Шанг.

«За 58 дней я заработал своё первое состояние: 24 тысячи рублей, что равнялось 780 долларам», с улыбкой вспоминает этот человек, имеющий хорошие связи во всех слоях общества.

«Бизнес пошёл в гору, и мы открыли свой первый магазин. Впоследствии приобрели прилегающее помещение, убрали стенку и расширили дело», рассказывает Лю, ставший легендарной личностью у себя в посёлке.

А всё дело заключается в том, что более 120 родственников и знакомых участвуют в бизнесе, который распространился на другие районы России (четыре торговых центра во Владивостоке, два в Хабаровске, а также торговые помещения его брата в Москве).

Миграция китайцев, которые работают в горнодобывающей промышленности, строительстве или на рынках, особенно усилилась после 90-х годов, когда на севере страны промышленность пришла в упадок вследствие приватизации обанкротившихся государственных предприятий.

Российские власти не имеют данных о точном количестве находящихся в стране китайцев, но согласно различным оценкам, их около 70 тысяч, прибывших как легально так и нелегально, в трёх областях на северо-востоке России. Это вызывают определённую напряжённость и ксенофобские настроения, поскольку россияне видят, как китайцы обогащаются на их территории.

Трансграничная торговля, основу которой составляет обмен российского сырья на китайские товары, вызывает здесь озабоченность, как и в некоторых странах Латинской Америки.

«Проблема заключается в том, что конкурировать с Китаем невозможно. С каждым разом они поставляют всё более высокотехнологичные товары, что влечёт за собой последствия на местном уровне и определяет существование всей нашей промышленности», отметил Липаев.

Он подчеркнул, что именно по этой причине правительство РФ ввело налог на экспорт металлов, древесины и нефти.

«В китайской провинции Хэйлунцзян средний размер заработной платы составляет от 60 до 100 долларов. У нас в Приморском крае - 600. Как нам с ними конкурировать?», спрашивает Липаев, не высказывая особого оптимизма в отношении будущего.

«В ближайшем будущем торговля с Китаем будет выгодной, особенно для людей, имеющих доступ к дешёвым товарам. Но через 10-15 лет Китай наверняка будет представлять собой угрозу и создаст препятствия для создания рабочих мест на местном рынке труда», предупредил чиновник.

Тем не менее, некоторые эксперты настроены более оптимистично, поскольку считают, что китайские инвестиции, товары и иммигранты дают шанс на развитие региону, находящемуся в экономическом и демографическом упадке.

«У нас всё ещё советские мышление, заставляющее нас думать, что иностранные инвестиции в добычу полезных ископаемых представляют собой одну из форм колониализма и зависимости от заграницы», считает эксперт по российско-китайским отношениям Виктор Ларин.

«Я думаю, что восточная часть России может потерять представившуюся возможность. Китай - это не угроза, а шанс», добавил он.

Ларин приветствовал межправительственные соглашения, подписанные в 2009 году президентом России Дмитрием А.Медведевым и председателем КНР Ху Цзиньтао и направленные на дальнейшее развитие экономических отношений, в первую очередь в области добычи и использования природных ресурсов.

Тем не менее, некоторые подвергают критике действия Китая не только в Сибири, но также в Средней Азии, Африке и Латинской Америке, где китайские инвестиции в разработку месторождений полезных ископаемых не сопровождаются предварительным анализом экологических и социальных последствий.

«Для разработки полезных ископаемых Сибири мы предлагаем создавать совместные российско-китайские предприятия, действующие в соответствии с российским законодательством», подчёркивает Липаев, обучавшийся в Китае.

Нам нужны капиталовложения, которые уважают российское законодательство, а не дороги или плотины в обмен на нефть. Нам они не нужны», заявил он.

«Мы их можем построить и сами», добавил Ларин, подчеркнув тем самым разницу между своей страной и Средней Азией, Юго-Восточной Азией и Африкой, где Китай всегда выигрывает, предлагая в обмен на природные ресурсы не только финансирование, но также строительство необходимой инфраструктуры.

«Мы хотим оставаться независимой страной и ради этого будем продолжать делать всё от нас зависящее до тех пор, пока сможем», отметил он.

В понедельник, 13 марта, губернатор Приамурья Александр Козлов, другие дальневосточные губернаторы и полпред в ДФО Юрий Трутнев встретились с китайскими инвесторами, которые готовы участвовать в развитии экономики Дальнего Востока и Амурской области. Встреча прошла в Хабаровске,сообщает сайт правительства РФ . Ранее российские экологи выступили против переноса китайских предприятий на Дальний Восток. /сайт/

Китайские инвесторы традиционно заинтересованы в развитии сельского хозяйства. С этой целью они предложили взять в аренду до 100 тысяч га земли в Амурской области, на которой будут выращивать сою.

«По моему мнению, области выгодно, что земля будет использоваться, поскольку её сейчас не возделывают, она заросла кустарниками. И чтобы вернуть её в первоначальное состояние - в пашню - нужны серьёзные вложения», - объяснил зампред амурского правительства Владислав Бакуменко, вместе с амурским губернатором участвовавший во встречах.

Участники совещания также вели речь о строительстве нефтеперерабатывающего завода в Амурской области, который примерно на 30% будет поставлять бензин в дальневосточные регионы, а на 70% ― в Китай. Обсуждалось и строительство электростанции, часть энергии которой будет экспортироваться в Китай.

На встрече корпорация China Paper Corporation подтвердила готовность инвестировать более $1 млрд в строительство в Амурске (Хабаровский край) целлюлозно-бумажного комбината. Комбинат будет производить несколько видов целлюлозы для различных видов бумаги и картона. Проектная мощность его составит 500 тысяч тонн хвойной целлюлозы в год. Предполагается, что продукция предприятия будет поставляться в Китай.

По данным Минвостокразвития, до конца года в ДФО планируется запустить более 50 новых предприятий с объёмом инвестиций 60 млрд рублей. За счёт этого будет создано около 4 500 новых рабочих мест.

Эксперты ― за перенос заводов

Российские эксперты по Дальнему Востоку поддержали перенос вредных китайских предприятий на Дальний Восток. Речь идёт о переносе предприятий 12 различных отраслей. По их мнению, новые предприятия начнут платить налоги в бюджет, а их продукция пойдёт на экспорт. На китайских предприятиях будут работать россияне, что решит проблему рабочих мест. «Успешные предприятия с привлечением иностранного капитала, на мой взгляд, способны возродить малые города, решить целый ряд социальных проблем», ― цитирует eastrussia.ru слова председателя Законодательного собрания Еврейской автономной области Анатолия Тихомирова.

«Российское экологическое законодательство является одним из самых жёстких в мире. Это страховка, которая утверждена на федеральном законодательном уровне. Всё это понимают китайские партнёры», ― заявил директор департамента Минвостокразвития Рустам Макаров в ответ на претензии экологов. Китайский бизнес получит на Дальнем Востоке налоговые льготы и административные преференции, заявил он.

Против сои и заводов

По поводу загрязнения земли китайцами ранее выступал губернатор Еврейской автономной области РФ Александр Левинталь. Он отметил, что 80% земель области находится в распоряжении китайцев. Они засеивают территорию соей, которая «убивает» землю, после чего почва становится непригодной для использования. Он рекомендовал исключить эти участки из программы по раздаче дальневосточного гектара.

Китайцы при использовании земли не соблюдают никаких нормативов. По данным Россельхознадзора по Республике Хакасия, Алтайского края, Республики Алтай, арендуемые китайцами земли содержат ядохимикаты: мышьяк, нитраты, азот и фтор выше предельной нормы. Использовать такую землю далее нельзя.

Освоение китайцами российских территорий вызывает волнение у местных жителей и экологов. Высокий уровень загрязнения экологии Китая заставил его искать новые площади для производства и добычи сырьевых ресурсов за пределами страны.

«Китай никогда не отличался экологичными и безопасными производствами», ― считает координатор токсической программы «Гринпис Россия» Нина Лесихина.

«К сожалению, установленные в России экологические требования, с учётом которых планируется переводить китайские предприятия, крайне слабые и, как правило, не соблюдаемые на практике. Последнее время идёт активный процесс деградации природоохранного законодательства в интересах бизнеса», ― цитирует ВВС слова Лесихиной.

Эколог отметила, что многие химические вещества, используемые в Китае, в России не подлежат нормированию. Следовательно, они беспрепятственно будут вместе со сточными водами и выбросами поступать в реки и атмосферу России.

К тому же издание «Коммерсантъ. Власть» отмечало, что китайцы согласны инвестировать в Россию только в случае передачи им контроля над финансируемым предприятием, и это вызывает протест российского бизнеса.