Плавающая валюта. Механизм регулирования валютных курсов

В условиях бумажно-денежного обращения валютный курс формируется под влиянием множества разнообразных факторов и поэтому испытывает постоянные колебания. В силу того что участники международного оборота лишены выбора средств для погашения своих обязательств перед заграницей и могут платить только иностранной валютой, не существует пределов колебаний валютного курса. В условиях бумажно-денежного обращения валютный курс по самой своей природе носит колеблющийся характер.

Уровень валютного курса, его колебания оказывают существенное влияние на все сферы мирохозяйственных связей - внешнюю торговлю, движение капиталов, внешнюю задолженность и платежные позиции страны в целом. При понижении курса национальной валюты стимулируется экспорт товаров, так как экспортеры получают при обмене иностранной валюты на национальную больше денег и извлекают экспортную премию. Одновременно понижение курса национальной валюты приводит к удорожанию импорта, ибо за те же товары приходится платить больше национальной валюты. При повышении курса национальной валюты создаются благоприятные условия для импорта - он удешевляется, поскольку за приобретаемые товары уплачивается меньше национальной валюты, чем раньше, и подрывается экспорт товаров, так как выручка в национальной валюте сокращается. Это означает, что внешнеторговые позиции той или иной страны формируются под непосредственным воздействием валютного курса и влияние колебаний валютного курса тем сильнее, чем выше доля экспорта или импорта в ВВП соответствующих стран (чем выше открытость экономики). Валютные курсы оказывают существенное воздействие на движение капиталов. Понижение валютного курса поощряет приток зарубежных инвестиций и противодействует экспорту капитала из страны, так как иностранные инвесторы получают возможность приобретения большей стоимости при том объеме капитала в национальной валюте, чем до понижения курса, а возможности приобретения имущества за границей у национальных экспортеров соответственно уменьшаются. Повышение курса валюты действует в диаметрально противоположном направлении: стимулирует экспорт капитала из страны и ограничивает приток иностранных инвестиций.

Колебания валютных курсов оказывают влияние на сумму внешних долгов страны. Повышение курса национальной валюты автоматически снижает бремя внешней задолженности, понижение - увеличивает тяжесть внешних долгов в национальной валюте. Изменение валютных курсов воздействует и на характер производственной деятельности внутри страны. Повышение валютного курса неизбежно приводит к сокращению производства товаров на экспорт, снижение - к расширению экспорта и развитию импортозамещающих производств. Валютный фактор оказывает влияние на процесс производства в отдельных странах также через воздействие на денежную массу и обеспечение денег. Приток иностранной валюты увеличивает денежную массу в обращении и вызывает рост цен за счет выпуска под обеспечение иностранной валюты дополнительной массы национальных денежных знаков. Снижение курса валюты ведет к удорожанию импортируемых товаров, которое вызывает всеобщий рост цен в стране. Как повышение, так и понижение курса валюты может усиливать процесс инфляции.

Поскольку колебания валютных курсов оказывают столь сильное влияние на развитие национальной экономики, современное государство использует различные режимы валютного курса. Существует два основных режима валютных курсов :

  • плавающие курсы,
  • фиксированные курсы.

Плавающие валютные курсы - это курсы, формирующиеся под воздействием спроса и предложения на валютном рынке. Фиксированные курсы - курсы, официально установленные государством и искусственно поддерживаемые им посредством определенной валютной политики.

Как плавающие, так и фиксированные курсы имеют свои достоинства и недостатки. Плавающие валютные курсы включают стихийные рыночные механизмы урегулирования платежного баланса страны, воздействуют на ее экономику, способствуя созданию структуры экономики, соответствующей потребностям мирового хозяйства, стимулируют рост конкурентоспособности. Использование плавающих курсов не влечет за собой каких-либо обязательств валютных органов страны и прежде всего центрального банка, не требует наличия в их руках значительных золотовалютных резервов. Плавающие курсы позволяют государству проводить независимую экономическую политику, преследующую национальные интересы, ибо избавляют государство от поддержания валютных курсов и проведения соответствующей экономической и денежно-кредитной политики. Однако, плавающие валютные курсы делают непредсказуемыми результаты любой внешнеэкономической деятельности, а выравнивание платежного баланса через механизм валютных курсов нередко связано с падением производства и потерей позиций на мировом рынке. Опыт использования плавающих валютных курсов свидетельствует, что их уровень и динамика часто не соответствуют ППС, ибо поведение валютных рынков нередко является нерациональным, определение курсовой стоимости на них целиком зависит от игры спроса и предложения, т.е. от валютных спекуляций.

Фиксированные курсы чрезвычайно удобны для мировой торговли и финансовых операций, так как вносят в них стабильность и определенность. Но фиксированные валютные курсы лишь в исключительных случаях отражают реальную стоимость валют, они нечувствительны к изменениям экономического положения в стране и уровню инфляции, что неизбежно приводит к их завышению или занижению. Фиксированные курсы в условиях бумажно-денежного обращения требуют постоянного присутствия государства на валютном рынке и наличия в его руках достаточно больших золотовалютных резервов, они неизбежно приводят к подчинению национальной экономики потребностям поддержания равновесия платежного баланса. Выбор режима валютного курса определяется состоянием экономики, денежного обращения, платежного баланса страны, ее местом в системе мирового хозяйства и мировой торговли, зависит от размера золотовалютных резервов. Чем больше страна и меньше она связана с внешними рынками, тем больше запас прочности ее валюты, на который может рассчитывать государство при определении режима валютного курса. Небольшие страны, сильно интегрированные в мировую экономику, бессильны перед лицом внешних факторов мировой конъюнктуры. «Свободное плавание» могут позволить себе развитые страны, которые обладают стабильной, сильной экономикой, имеют низкий уровень инфляции, относительно небольшую «открытость» экономики и значительные золотовалютные резервы.

Каждая страна выбирает оптимальный для себя валютный режим, ставя во главу угла либо задачи минимизации воздействия перепадов мировой рыночной конъюнктуры на производство, защиты от инфляции, либо регулирующую роль валютных курсов, «открытость» экономики. Поэтому в чистом виде фиксированные и плавающие курсы применяются достаточно редко.

В современный условиях реально используются следующие режимы валютных курсов:

  • свободно колеблющиеся курсы без всякого официального вмешательства, которые предполагают полный отказ от ППС;
  • ограниченно плавающие (четко фиксированные) курсы, колебания которых сдерживаются государством, если оно находит эти колебания чрезмерными;
  • плавающие курсы, основанные на постоянном пересмотре паритетов в зависимости от изменения основных макроэкономических показателей или на расширении допустимых пределов колебания вокруг паритетов;
  • фиксированные курсы.

Плавающие валютные курсы приобрели в 1990-е годы всеобщий характер. Однако вопреки прогнозам их использование не привело к сколько-нибудь устойчивому выравниванию платежных балансов. Общая дефицитность платежных балансов и неравномерность в их динамике существенно возросли по сравнению с Бреттон-Вудской валютной системой. Это означает, что проблема регулирования валютных курсов остается одной из самых актуальных проблем деятельности современного государства. Независимо от того, какой режим валютного курса применяется в стране, государство не отказывается от воздействия на курс национальной валюты, ибо ее свободные колебания могут иметь самые пагубные последствия для национальной экономики и платежного баланса страны.

Развитые государства воздействуют на валютный курс через операции центрального банка (далее - ЦБ). Существует множество методов регулирования валютных курсов. Одни из них воздействуют на валютный курс косвенно, другие непосредственно определяют конъюнктуру валютного рынка, воздействуя на соотношение спроса и предложения иностранной валюты на рынке. Важнейшие из этих методов, используемые ЦБ в современных условиях: дисконтная, или учетная, политика; валютные интервенции; валютные ограничения.

Дисконтная, или учетная, политика - это изменение учетной ставки ЦБ с целью регулирования валютного курса путем воздействия на движение краткосрочных капиталов. Повышая учетную ставку, ЦБ стимулирует приток иностранного капитала из стран, где уровень учетной ставки ниже. Приток капиталов создает дополнительный спрос на национальную валюту и способствует повышению ее курса. Понижением учетной ставки ЦБ стимулирует отлив иностранных и национальных капиталов, в результате увеличивается спрос на иностранную валюту, ее курс повышается, а курс национальной валюты падает. Учетная политика - это традиционный метод регулирования валютного курса. Однако в современных условиях эффективность этого метода воздействия на валютный курс значительно снизилась.

Основным инструментом регулирования валютного курса сегодня выступают валютные интервенции ЦБ . Валютная интервенция - это прямое вмешательство ЦБ в деятельность валютного рынка с целью воздействия на курс национальной валюты путем купли-продажи иностранной валюты. Когда курс национальной валюты падает, ЦБ продает иностранную валюту, тем самым создавая дополнительный спрос на национальную валюту, и способствует повышению ее курса. В условиях, когда курс национальной валюты повышается, ЦБ скупает иностранную валюту, чем повышает ее курс и обеспечивает снижение курса национальной валюты. Фактически своей деятельностью на валютном рынке ЦБ способствует уравновешиванию спроса и предложения на иностранную валюту и таким образом ограничивает пределы колебания курса национальной валюты. Валютная интервенция являлась основным инструментом поддержания фиксированных валютных курсов в рамках Бреттон-Вудской валютной системы и продолжает широко использоваться в настоящее время, когда господствующими стали плавающие курсы, в целях сглаживания колебаний курса национальной валюты. Доминирование доллара в МВС обусловило проведение интервенций главным образом с долларом США.

Во всех случаях проведение валютной интервенции предполагает наличие в руках ЦБ значительных валютных резервов и возможно тогда, когда неуравновешенность платежного баланса незначительна и характеризуется периодической сменой пассивного сальдо платежного баланса активным. В противном случае проведение валютных интервенций грозит полным исчерпанием валютных резервов при хронически пассивном сальдо платежного баланса или расстройством денежного обращения в стране при хронически активном сальдо платежного баланса. Кроме того, валютная интервенция оказывает лишь временное влияние на валютный курс. В силу этого степень воздействия валютной интервенции на курс валюты невелика и продолжает уменьшаться по мере развития рынка евровалют, объем операций на котором столь значителен, что ЦБ не оказывают на него почти никакого влияния.

Дисконтная политика и валютная интервенция - методы воздействия на курс национальной валюты, доступные в основном развитым странам. Развивающиеся страны имеют хронически пассивные платежные балансы, не располагают сколько-нибудь значительными запасами валютных резервов, их экономика слаба, неустойчива, а потому непривлекательна для краткосрочных капиталовложений. В силу этого развивающиеся страны для поддержания курса своей валюты вынуждены прибегать к различного рода валютным ограничениям. Валютные ограничения - это совокупность мероприятий, направленных на установление прямого контроля государства за оборотом иностранной валюты с целью урегулирования платежного баланса и поддержания курса национальной валюты. Валютные ограничения могут распространяться как на все, так и на отдельные виды валютных операций, и выступать в различных формах:

  • сосредоточение валютного оборота в руках государства;
  • введение множественности валютных курсов;
  • запрет или ограничение отдельных операций;
  • валютные клиринги и т.д.

В современных условиях глобализации финансовых рынков и экономики большинство развивающихся стран отказывается от использования валютных ограничений. Для 1990-х годов характерно массовое присоединение стран - членов МВФ к ст. VIII Устава МВФ, фиксирующей отказ от применения валютных ограничений по международным операциям текущего характера. По состоянию на начало 1998 г. обязательства по ст. VIII Устава МВФ приняла 141 страна из 181 страны-члена (Россия - в июне 1996 г.). Однако большинство этих стран продолжает сохранять ограничения по операциям капитального характера.

Регулирование валютного курса является настолько важной проблемой, что многие исследователи и аналитики, следуя за М. Фридменом, в первую очередь анализируют именно режим валютного курса, т.е. механизм поддержания соотношения между обменным курсом валюты одной страны к валюте другой страны, а не сущности валютного курса как цены денег, в которой выражается покупательная способность одной валюты по сравнению с другой.

Следуя исторической логике развития мирового валютного рынка, эволюция режима валютного курса происходила одновременно с изменением роли золота на мировом валютном рынке. Трансформация золотомонетного стандарта в золотодевизный сразу после Первой мировой войны, который затем, в 1944 г., был закреплен Бреттон-вудской валютной системой, привела к полному прекращению расчетов между частными участниками внешнеэкономических связей с помощью золота. Ведущее положение в расчетах заняли национальные кредитные деньги (доллары США) со статусом международной резервной валюты. Одновременно был сохранен золотой стандарт.

В соответствии с кейнсианскими идеями, послужившими теоретической базой Бреттон-вудской системы, сторонниками усиления роли государства было признано необходимым использование золота для создания стабильной валютной системы. Это закреплено в Уставе МВФ, в соответствии с которым все страны - члены МВФ должны были выражать паритеты своих национальных валют в определенном количестве золота в качестве общего мерила стоимости (статья IV, раздел 1/а). Золото продолжало использоваться как международное платежное средство, и как резервное средство, и как эквивалент доллара.

Фиксированный режим валютного курса

По Бреттон-вудскому соглашению впервые был введен фиксированный режим валютных курсов, что допускало отклонение рыночных обменных курсов валют от официально заявленных паритетов в ту или другую сторону в очень небольших пределах (0,75-1%). Другими словами, впервые был создан механизм фиксированных валютных курсов, просуществовавший почти 30 лет и обеспечивший относительно длительную стабильность обменных курсов валют.

Как правило, страны - участницы Бреттон-вудского соглашения стремились поддерживать выбранный режим валютного курса. Но если наблюдаемое отклонение курса валюты от паритета отражало фундаментальные изменения в условиях обеспечения состояния долгосрочного равновесия экономики, то корректировалась основа обменного курса валюты, т.е. устанавливался новый паритетный обменный курс валюты.

К способам, с помощью которых правительство могло воздействовать на валютный курс в условиях фиксированного обменного курса, относились: во-первых, использование механизма валютных интервенций; во-вторых, осуществление девальвации и ревальвации своей валюты для поддержания ее паритета.

Фиксированность валютных курсов вовсе не означала их стабильность . Практически валюты всех стран были подвержены неожиданным скачкообразным изменениям в результате официальных девальваций и ревальваций.

К достоинствам системы фиксированных валютных курсов относится уменьшение риска и неопределенности, связанных с международной торговлей и финансами, что способствует расширению объемов взаимовыгодной торговли и финансовых операций.

Однако возможность поддержания фиксированного валютного курса зависит от двух взаимосвязанных условий:

  1. наличия достаточных резервов;
  2. случайного возникновения незначительных по своим размерам дефицитов или активов платежного баланса.

Большой и постоянный дефицит может свести на нет золотовалютные резервы страны. Валютная политика должна осуществляться во взаимосвязи с денежно-кредитной политикой. Поскольку инфляция способствует сокращению экспорта и росту импорта, она ведет к расходованию золотовалютных резервов и снижению курса валюты данной страны относительно валют других стран.

Плавающий валютный курс

Переход от Бреттон-вудской валютной системы, просуществовавшей с 1944-го по 1971 г., основанной формально на режиме фиксированных валютных курсов, к системе свободно колеблющихся или плавающих валютных курсов был осуществлен в середине 70-х годов. С переходом в 1976 г. к Ямайской валютной системе начался период усиления тенденций дерегулирования валютных отношений и ограничения государственного вмешательства в функционирование валютного рынка.

Переход к рыночному курсообразованию должен был обеспечить приспособление экономики отдельных стран к постоянно меняющимся условиям мирового рынка и автоматически поддерживать равновесие платежных балансов. Эта система получила название управляемых плавающих валютных курсов, поскольку государства часто вмешивались в функционирование валютных рынков для изменения международной стоимости своих валют и финансовых активов.

Достоинства и недостатки плавающих валютных курсов

Сторонники системы гибких валютных курсов считают, что она обладает несомненным достоинством: гибкие валютные курсы автоматически корректируются таким образом, что в конечном счете исчезают дефициты платежных балансов.

Однако возможно проявление ряда серьезных проблем. Во-первых, неопределенность в изменении валютного курса ведет к сокращению торговли и свертыванию внешнеэкономической деятельности.

Во-вторых, условия торговли страны могут ухудшаться при падении международной котировки ее валюты.

В-третьих, свободное колебание валютных курсов может оказывать депрессивное воздействие на отрасли, производящие товары на экспорт. С точки зрения государственного регулирования принятие гибких валютных курсов может затруднить использование налоговой и денежной политики для достижения полной занятости и стабильности цен.

Факторы, влияющие на выбор режима валютного курса

При выборе режима валютного курса принимается во внимание ряд факторов.

Макроэкономического характера - степень конвертируемости национальной валюты, уровень инфляции в стране, состояние ее платежного баланса, размеры золотовалютных резервов, масштабы миграции капиталов, темпы экономического роста, перспективы политического развития.

Конъюнктурного характера - состояние мирового валютного рынка, динамика цен на товары, являющиеся основными статьями экспорта данной страны.

Выбор режима валютного курса

Измененный в 1978 г. Устав МВФ предоставил странам-членам свободу выбора режима установления валютного курса. Возникли различные модификации систем регулирования обменных курсов.

Из 183 стран - членов МВФ (на конец 2001 г.) больше половины стран - 103 государства, на долю которых приходится 75% совокупного валового продукта, используют плавающие валютные курсы, из них валюта 55 государств находится в самостоятельном свободном плавании (США, Великобритания, Япония, Канада, Швейцария и др.). 48 стран осуществляют регулируемое плавание валют: Венгрия, Китай, Бразилия, некоторые страны СНГ (Армения, Азербайджан, Киргизия, Казахстан, Таджикистан, Молдова), Румыния и ряд других стран, к которым после августа 1998 г. присоединилась Россия. До введения евро (с 1 января 1999 г.) валюты государств-участниц Европейской валютной системы совместно "плавали" относительно других денежных единиц, а взаимные курсовые колебания ограничивались установленными пределами. Некоторые страны используют корректируемый валютный курс , т.е. автоматически изменяемый в соответствии со сменой определенного набора экономических параметров, например, при изменении уровня инфляции в данной стране и в стране - торговом партнере (Чили, Эквадор и др.).

Целый ряд стран использует управляемо плавающий валютный курс , т.е. курс, устанавливаемый и изменяемый центральным банком, а не валютным рынком. При изменении валютного курса принимается во внимание состояние макроэкономических показателей, таких, как состояние платежного баланса, объем международных резервов, темпы экономического роста. Управляемое плавание своей валюты используют как развитые страны (Норвегия, Швеция), так и развивающиеся (Алжир, Египет, Пакистан и др.) страны с переходной экономикой (Китай, Хорватия, Словения и др.).

В целом, учитывая степень вмешательства государства (в лице центрального банка) в механизм регулирования плавающего валютного курса, выделяют:

  1. "чистое плавание" - формирование валютного курса в стране без вмешательства центрального банка;
  2. "грязное плавание" - формирование валютного курса при активном участии центрального банка.

В 80 странах был установлен фиксированный режим денежных единиц. Ряд стран фиксировали свои валюты к одной из иностранных валют, например валюты 21 страны привязаны к доллару США (Аргентина, Барбадос, Либерия и др.). Зафиксирован к доллару курс восточнокарибского доллара, используемого восемью государствами Карибского бассейна: Ангилья, Антигуа и Барбуда, Доминика, Гренада, Монтсеррат, Сент-Киттс и Невис, Сент-Люсия и Сент-Винсент, Гренадины. У 14 франкоязычных африканских стран курс их валют был зафиксирован к французскому франку: Бенин, Буркино-Фасо, Камерун и др. У отдельных стран для фиксации валютного курса выбран курс валюты стран, являющихся главными торговыми партнерами, например у Бутана - индийская рупия, у Лесото и Намибии - южноафриканский ранд. Некоторые страны фиксировали свои валюты по отношению к валютной корзине, например к СДР (Ливия, Мьянма, Сейшельские Острова). 19 стран - к различным валютным корзинам, составленным по усмотрению самих стран: Бангладеш, Бурунди, Кипр, Исландия, Непал, Таиланд, Чехия и др. Как разновидность фиксированного валютного курса применяется валютное управление ( currency board ), при котором выпуск национальной валюты полностью обеспечен запасами иностранной валюты. Валютное управление в разные периоды времени с различными модификациями использовало более 70 стран мира: Аргентина, Сингапур, Эстония, Литва и др.

Страна, установившая фиксированный паритет своей валюты, может в любое время вернуться к плавающему курсу.

Гибкий режим валютного курса

Вполне допустимым считается, если фиксация устанавливается в определенных границах, т.е. возникает ограниченно гибкий курс к одной валюте. Например, Бахрейн, Катар, Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты определяют обменный курс своей национальной валюты как ограниченно гибкий по отношению к доллару США в пределах 7,25%. Разновидностью ограниченно гибкого курса является установленная временная целевая зона ( target zones), т.е. параметр , к которому необходимо стремиться. В отдельных случаях правительство может считать целесообразным временное поддержание несколько заниженного курса национальной валюты в интересах стимулирования экспорта и выравнивания диспропорций платежного баланса.

Модификацией стратегии целевой зоны является установление пределов колебания валютного курса, т.е. валютного коридора, который государство обязуется поддерживать. Такой режим валютного курса поддерживался в Чили с 1986-го по 1992 г. по отношению к доллару, в Израиле с 1986 г. - по отношению к корзине валют, состоящей из валют стран - основных торговых партнеров.

При установлении пределов колебаний курса национальной валюты учитывается возможность его поддержания. Чем шире валютный коридор, тем больше свобода маневра в макроэкономической сфере и тем реже возникает необходимость изменения его параметров. В случае, если валютный коридор имеет узкие пределы колебания курса, то необходима жесткая государственная политика для его сохранения. Иначе может достаточно часто возникать потребность пересмотра его границ, а это предполагает значительную автономию монетарных властей в области валютного регулирования. При изменении валютного коридора необязательно пересматриваются оба предела, в отдельных случаях возможна твердая фиксация, как правило, нижней границы, при изменении верхнего предела колебаний. Как это было, например, в Мексике, где нижняя граница была зафиксирована твердо, а верхняя граница ежедневно повышалась на заранее объявленную величину, позволяя мексиканскому песо постепенно удешевляться в интересах экспортеров.

Для регулирования пределов колебаний границ валютного коридора может устанавливаться определенное соотношение между валютным курсом и паритетом покупательной способности, при нарушении которого центральный банк проводит валютные интервенции для выравнивания курса. В случае сокращения валютных резервов до неприемлемых масштабов проводится изменение границ коридора. Как правило, введение валютного коридора оправдано, если в стране достигнута стабилизация основных макроэкономических показателей, но уровень инфляции продолжает оставаться высоким и это не позволяет осуществить переход либо к фиксации валютного курса, либо к свободному плавающему валютному курсу. Целью введения валютного коридора является сокращение темпов инфляции либо стабилизация реального валютного курса и выравнивание платежного баланса.

Иногда валютный коридор устанавливается по отношению к центральному паритету, который может пересматриваться через определенный период времени в связи с истощением валютных резервов или их увеличением. Поскольку центральный паритет как бы ползет, то такой механизм установления валютного курса называется ползучей фиксацией. Например, в Чили изменение центрального паритета в начале 90-х годов XX в. объявлялось ежемесячно, а процент изменения вычислялся как разность темпа инфляции в предыдущем месяце и прогнозируемой инфляции на ближайший год. Система ползучей фиксации валютного курса существовала в 80-е годы в Колумбии. Ползучая фиксация валютного курса придает валютному рынку некоторую определенность, позволяет избежать резких спекулятивных атак на валютный курс и вносит элемент дисциплины в денежное хозяйство. Однако эта политика неприемлема, если макроэкономические показатели требуют изменений валютного курса, например, в случае необходимости оказать поддержку национальным экспортерам. При режиме ограниченно гибкого валютного курса возрастает роль государства в процессе регулирования денежной политики для воздействия на валютный курс в необходимом направлении.

Режим валютного курса в странах с переходной экономикой

Для стран с переходной экономикой проблема выбора режима валютного курса должна учитывать необходимость решения внутренних задач. Это такие, например, как стабилизация финансовой системы и подъем национальной экономики в сочетании с расширением их участия во внешнеэкономических связях. Поэтому возможно изменение режима валютного курса при достижении определенных успехов. Известный американский экономист Джеффри Сакс рекомендует при осуществлении программы стабилизации и либерализации экономики принять режим фиксированного валютного курса, а после того как программа стабилизации начата, перейти к использованию системы плавающего курса.

На фоне валютных кризисов в Мексике в 1995 г., в странах Юго-Восточной Азии в 1997 г., в России в 1998 г., в Турции в 2001 г. и в Аргентине в 2002 г. призыв к возврату регулирующего механизма Бреттонвудской валютной системы находит свое практическое выражение . Это касается введения фиксированных валютных курсов в Малайзии, Индонезии как мере, способной защитить национальную экономику от возможности негативного внешнего воздействия.

В этих условиях для стран с переходной экономикой выбор режима валютного курса играет двоякую роль. С одной стороны, механизм валютного регулирования предполагает поддержание такого режима валютного курса, который будет выполнять роль "номинального якоря" для стабилизации кредитно-денежной политики. С другой стороны, он будет способствовать решению внешнеэкономических задач, таких, как поддержание конкурентоспособности отечественных товаров (чем обычно мотивируется привязка обменного курса к корзине валют основных торговых партнеров), уровня валютных резервов страны.

Ограничения в регулировании валютного курса

Вероятность кризисов в мировой финансовой системе заставляет искать способы и формы коллективного регулирования и повышения "прозрачности" мировых финансовых рынков, обеспечения открытости информации о состоянии валютного регулирования и банковского надзора.

Свобода стран в проведении курсовой политики имеет определенные ограничения, установленные МВФ. Это выражается в том, что страны - члены МВФ должны избегать такого манипулирования валютными курсами, которое противодействует долгосрочному движению капиталов, и наоборот, должны осуществлять валютную интервенцию для противодействия дезорганизующим краткосрочным колебаниям стоимости валютной единицы. Страны, осуществляющие интервенции, не должны получать несправедливые конкурентные преимущества по отношению к другим странам - членам МВФ. (Устав МВФ, приложение "С".)

Эксперт Центра научной политической мысли и идеологии Людмила Кравченко


Почти месяц тому назад Банк России перешел к плавающему курсу рубля. За этот период рубль ослаб по отношению к доллару на 8,8 единиц. Рубль продемонстрировал высокую волатильность при свободном курсе. Однако официальная позиция властей по-прежнему состоит в поддержке этого решения Центрального Банка.

В 2005 году А. Улюкаев, который тогда занимал пост заместителя председателя ЦБ РФ, говорил о переходе к плавающему курсу рубля в среднесрочной перспективе (3-5 лет). Тогда необходимость такого маневра объяснялась потребностью ослабления рубля в ситуации значительного притока экспортной выручки. Это решение принималось в принципиально иных экономических условиях: финансовая стабильность, высокие цены на нефть, устойчивость курса, благоприятный платежный баланс. С 2012 года началась подготовка к переходу к плавающему курсу, завершение которого было назначено на начало 2015 года. Новые экономические условия, в которых оказалась страна – падение цены на нефть, санкционное давление, рецессия в экономике, требуют стабилизации рубля через активную политику Центрального Банка, который напротив принимает решение о фактическом самоустранении.

Во-первых, переход к плавающему курсу недопустим при экономической нестабильности, поскольку плавающий курс лишь повышает риски неустойчивости. Даже советы «лучших мировых экспертов», на которые опирается руководство страны, в текущих реалиях российской экономики абсолютно противоположны. К примеру, Инвестбанк Morgan Stanley считает, что в условиях санкций режим свободного курса рубля выглядит невероятным, учитывая огромный корпоративный внешний долг России. Инвестбанк прогнозирует угрозы для финансовой и ценовой стабильности в России. Помощник президента России Андрей Белоусов заявлял о том, что Россия не готова к плавающему курсу рубля. Волатильность валюты также способна дестабилизировать внешнеторговые сделки, привести к убыткам в связи с невозможностью выполнения ранее заключенных контрактов, к примеру как это случилось в 1993 году. Тогда в марте из-за «обвального» падения курса рубля многие российские компании были вынуждены расторгнуть долгосрочные контракты в убыток себе.

Во-вторых, мировая практика показывает, что эффективным плавающий курс может быть только в странах с развитой промышленностью, где основная статья экспорта – это продукция производства.

В мире 34% всех стран мира установили режим плавающего валютного курса. Это 65 стран, из которых 29 придерживаются курса свободного плавания, при котором интервенции возможны только в особых случаях, 36 - плавающего курса, то есть цена валюты складывается исходя из рыночного формирования спроса и предложения на них. Из полностью перешедших к свободному плавающему курсу 17 – это страны зоны евро. В остальных 13-и государствах доля промышленности в экспорте превышает 70%. Из нефтедобывающих стран в этот список попали только Мексика, но даже в ее структуре экспорта топливо и сырье - 15,9%, промышленность – 74,9%, и Норвегия. Есть также группа стран с плавающим курсом (36 государств), в состав которой входят африканские государства, азиатские, а также два постсоветских- Армения и Молдавия. Из стратегических партнеров России плавающий курс имеют Турция, Индия и Бразилия. В сравнении со свободным плаванием для этих стран предусмотрены менее жесткие требования к валютным интервенциям Центральных Банков. Именно развитые страны располагают развитым рынком страхования валютных рисков, которые усиливаются из-за характерного для плавающего курса роста волатильности валюты.

Для стран-экспортеров нефти с моноспециализацией характерны иные валютные курсы. На рис.1 представлены страны, доходы которых зависят от нефтяного сектора (доля энергетических товаров в экспорте), и их режимы валютных курсов. За исключением Норвегии все нефтедобывающие государства придерживаются режима стабильных или фиксированных курсов.


Рис.1. Режим валютного курса крупнейших стран-экспортеров нефти и доля топливно-энергетических товаров в структуре экспорта, на дату - май 2014 (по данным МВФ, ВТО)

Несостоятельные аргументы «за»

Несмотря на явные аргументы против ЦБ осуществил переход к плавающему курсу. Обоснования этого решения не выдерживают критики.

«ЦБ не придется тратить золотовалютные резервы на игре со спекулянтами». В задачу Центрального Банка входит защита и обеспечение устойчивости рубля (ст.3 закона о Банке России). Когда валюта ежедневно отклоняется на несколько пунктов (рис.2), возникает вопрос о том, насколько ЦБ действует в соответствии с возложенными на него задачами.


Рис.2. Ежедневное колебание курса рубля, в рублях (по данным Банка России)

«И чем больше Центральный банк будет предпринимать попыток искусственно его удерживать или регулировать, тем большее количество спекулянтов будет наживаться на наших золотовалютных резервах». Спекулянты выигрывают и при плавающем курсе, когда его волатильность становится выше и на курсообразование влияет любое событие.

Если ранее ЦБ мог стабилизировать ситуацию на рынке и хоть как-то ей управлять, то теперь наиболее влиятельными игроками могут стать крупнейшие экспортеры, которые располагают валютной выручкой.

Поскольку на их долю приходится 72% поступающей в страну выручки в иностранной валюте, и список крупнейших сырьевых поставщиков не изменен, именно они получили возможности спекулировать на рубле в свою пользу.

«Имея в виду однобокость нашей экономики дальнейшее падение цен на энергоносители давит на курс и рубль продолжает дешеветь по отношению к доллару и к евро». Действительно динамика цен на нефть совпадает с динамикой курса рубля. Но, во-первых, сам факт самого признания однобокости экономики не решает проблем, а дальнейших предложений не выдвигается в силу того, что для этого нужен продолжительный срок (но разве это не задача долгосрочного стратегического планирования, которое в идеале уже осуществляется в стране 14 лет?). Во-вторых, снижение котировок на нефть не влияет столь существенно на валюты других стран-нефтеэкспортеров. На рис.3. представлены графики изменения курса валют нефтеэкспортеров (крупнейшие нефтеэкспортеры и нефтеэкспортеры на постсоветском пространстве) в % начиная с августа 2014 года, когда снижение цены на нефть стало трендом (до этого были периоды возврата к более высокому уровню цены).


Рис.3. Недельные колебания валют крупнейших стран-экспортеров нефти и газа (по данным OANDA), в % к предыдущей неделе

Курс рубля следует за ценой на нефть, но влияют на него и такие факторы, как геополитические условия, санкции и целенаправленная политика российской власти, для которой слабый рубль позволяет устранять дыры в бюджете, «увеличивать их на курсовой разнице». Однако это неперспективная политика, которая ведет к обнищанию людей, так как дорожает основная продукция, которые они потребляют (импортная). Рост цен и сокращение платежеспособности граждан ведет к падению спроса, а именно потребительский спрос долгое время выступал драйвером российской экономики. При падении спроса предложение будет сокращаться, то есть промышленное производство падать, это снизит налоговые поступления. Тогда и бюджет столкнется с трудностями пополнения доходной части не из нефтегазовой сферы, динамика темпов роста ВВП станет отрицательной. Усугубит эту негативную тенденцию еще больше плавающий курс рубля, который используется как механизм выравнивания диспропорций платежного баланса. При дальнейшем его ухудшении (а это происходит из сокращения разницы между экспортом и импортом, из-за отрицательного инвестиционного дохода в связи с высоким оттоком капитала, в том числе из-за необходимости оплачивать огромный корпоративный внешний долг) курс рубля будет падать.

Ошибочная идея о необходимости плавающего режима даже пропагандируется на уровне системы высшего образования. Так, в одном из учебников по экономической теории предлагается следующее объяснение эффективности плавающего курса рубля: «рассмотрим использование «плавающего» валютного курса в условиях постоянного дефицита платежного баланса России. Если платежный баланс страны будет регулярно сводиться с дефицитом, то вследствие уменьшения суммы долларовых поступлений на российский рынок цена национальной валюты по отношению к другим иностранным валютам будет снижаться. Это вызовет удешевление российских товаров на внешних рынках и рост российского экспорта. Увеличившийся приток иностранной валюты снизит спрос на нее, и курс рубля повысится». Схема идеально работает для государств, продающих товары, себестоимость которых складывается из издержек на внутреннем рынке. Поскольку Россия на внешний рынок продает нефть и газ (это 72% ее экспорта), цена на которые формируется на внешнем рынке, удешевления российских товаров не произойдет, также как и рост их экспорта. Напротив, та незначительная доля промышленных товаров, которые поставляются на внешний рынок, подорожают вследствие того, что при их производстве используется импортное оборудование и импортные сборочные компоненты, цена на которые вырастет с ослаблением рубля. Это в очередной раз доказывает, что плавающий валютный курс выгоден странам-производителям промышленных товаров. Для сырьевой державы он чреват рисками, поскольку стоимость валюты в таких условиях может сильно колебаться в зависимости от конъюнктуры на сырьевых рынках и притока иностранного капитала. Поэтому прежде чем приходить к плавающему валютному курсу, стране как минимум нужно было диверсифицировать свой экспорт по товарной номенклатуре, а не по странам-партнерам, как это сейчас реализуется под лозунгом диверсификации.

По заявлению либерального экономиста Е. Ясина рынок мог бы отрегулировать курс национальной валюты лучшим образом, стабилизироваться, дойдя до дна. Это и демонстрирует рубль – планомерно опускается к своему дну, в то время как в задачу Центрального Банка входит его защита и обеспечение стабильности.

Глава Банка России Э. Набиуллина утверждает, что «плавающий курс смягчает воздействие на экономику со стороны негативных внешних факторов. Сейчас ослабление рубля помогает экономике адаптироваться к изменившимся условиям, поддерживает рост экспорта, создает условия для импортозамещения». Если тезис о поддержке экспорта не вызывает сомнений, то оптимизм по поводу условий для импортозамещения не обоснован. Импортозамещение в данном случае сводится к удорожанию импортной продукции, которая окажется неконкурентоспособной с российской.

В идеальных рыночных условиях так и могло быть, но для России, которая не производит, испытывает нехватку инвестиций в обрабатывающую промышленность, это не приведет к вытеснению импортной продукции, а увеличит цены на рынке.

Центральный Банк и экономисты также указывают на то, что плавающий курс позволит лучше управлять инфляцией, однако для России, где 81,9% одежды, 90,5% обуви, 70,8% медикаментов, 40-95% видов бытовой техники, 70% автомобилей, более 30% пищевой продукции – импортные товары, плавающий курс порождает инфляцию: продавцы стараются заложить в цену продукции риски волатильности валюты, себестоимость продукции повышается при снижении курса рубля, и это ведет к отклонению от целевого уровня инфляции, к резкому росту цен. Не таргетирование инфляции может помочь российской экономике, а устранение дефицита денежной массы. При действующем уровне монетизации инфляция не будет ниже 6%.

При свободно плавающем курсе рубля ЦБ имеет возможность совершать интервенции. Но согласно стандартам МВФ Центральный Банк имеет право осуществлять интервенции не чаще чем 3 раза в полгода продолжительностью не более трех дней. В ином случае курс определяется не как свободно плавающий, а как плавающий. При таком жестком регулировании усилия по поддержанию стабильности национальной валюты будут иметь минимальный эффект.

Центральный Банк активно стал использовать другой инструмент влияния на курсы валют – процентную политику. Банк России через изменение ключевой ставки воздействует на рублевую массу. Для укрепления рубля происходит ее сокращение (изъятие), что создает риски ликвидности банковского сектора и сдерживает экономический рост в стране. Стоимость кредитов возрастает, они становятся недоступным источником инвестиций для секторов экономики.

Хотя слабый рубль – это и результат политики ЦБ, когда он еще старался поддерживать национальную валюту, плавающий курс не несет в себе положительных элементов. Его негативное влияние будет проявляться в резких курсовых скачках, а это и порождает ажиотажный спрос у населения и спекулятивные настроения на рынке. Курсовые скачки и дальнейшее ослабление рубля (а это неминуемо при плавающем курсе в текущих экономических условиях) ударит по компаниям, которые кредитовались на внешнем рынке. Не исключено, что историй, аналогичных Мечелу, в России появится множество, также и то, что помощь будет оказана в первую очередь крупнейшим нефтяным компаниям. Пострадают и компании, работающие на импортной продукции – а это вся сборочная отрасль, легкая, фармацевтическая, пищевая и другие отрасли промышленности. Падение платежеспособного спроса на их продукцию неминуемо.

Прогнозируя будущий курс, стоит отметить, что отыграть позиции рубль не сможет. Наиболее благоприятный прогноз на конец года – это 45 рублей за доллар (это по оптимистичной оценке), более вероятный – от 60 рублей и ниже.

Плавающий курс рубля – это очередной этап программы самоустранения государства из экономики страны, которая планомерно осуществляется российским руководством под лозунгом эффективности частного собственника и рыночных механизмов. Это путь легкой настройки экономики - выравнивания платежного баланса без корректировки внутреннего курса, модели экономического развития страны.

Или, другими словами, колеблющийся валютный курс - это такой режим валютного курса, когда значение валюты может колебаться в зависимости от валютного рынка.

Существуют экономисты, которые считают, что во многих случаях плавающие курсы валют лучше, чем фиксированные. Ведь плавающий регулируется автоматически, что позволяет государству уменьшить риск возникновения платежного кризиса, а также ослабляет воздействия различных экономических потрясения.

Однако стоит заметить, что в некоторых ситуациях фиксируемый курс может быть намного лучше, чем плавающий. Поэтому до сих пор ведутся споры по предпочтительности выбора курса для государства. При выборе руководители пользуются Моделью Манделла-Флеминга, где утверждается, что правительство не может одновременно поддерживать независимую денежную политику, а также свободное . Поэтому надо выбрать только два любых пункта из представленных трех.

Два варианта использования плавающего курса

  • Режим управляемого плавания. Здесь государство использует политику, которая предполагает активное вмешательство Центрального Банка в происходящие операции на валютном рынке страны.
  • Режим самостоятельного плавания. При таком режиме государство не вмешивается в работу валютного рынка.

На данный момент в 34% стран действует политика плавающего валютного курса. Не так давно в России установили плавающий

Определение:

Плавающий валютный курс — это курс, который изменяется в зависимости от стоимости одной валюты по отношению к другой.

Как это работает / Пример:

Плавающие валютные курсы означают, что относительная стоимость валюты изменяется все время. Например, один доллар США сегодня можно купить за один фунт стерлинга, но завтра его можно будет купить за 0,95 фунта. Стоимость плавающая.

Понятие плавающих валютных курсов не было подлинной действительностью, пока не было подписано Бреттон-Вудское соглашение и не был создан Международный валютный фонд (МВФ) с целью облегчить систему обмена. До этого существовал золотой стандарт, при котором ценность некоторого количества валюты, непосредственно была связана с определенным количеством золота. Такой способ оценки валюты была распространен во всем мире.

При системе плавающих валютных курсов , когда спрос на валюту падает, снижается и ее стоимость, также как и на любой другой товар или услугу. Но результат девальвации валюты состоит в том, что импортные товары кажутся более дорогими для людей, владеющих этой валютой. За то, что стоило 5 долларов, теперь просят 10 долларов. Поскольку импортные товары кажутся более дорогими, люди обычно начинают покупать больше отечественных товаров, что приводит к созданию рабочих мест и стимулированию экономики в целом.

Однако верно и обратное. Когда валюта становится более ценной, кажется, что импортные товары становятся дешевле и люди начинают покупать меньше товаров отечественного производства. Это ведет к безработице и замедлению экономики в целом.

Почему это важно:

Деятельность валютных рынков(forex) определяет обменные курсы для плавающих валют, так как эти рынки отражают спрос и предложение на определенную валюту. Это не относится к валютам с фиксированным обменным курсом, который стабилизируются центральным банком страны посредством продажи или покупки собственных валютных резервов в обмен на валюту, к которой они привязаны. Эта привязка плавающих валютных курсов создает так называемый валютный риск. Этот риск очень важен для иностранных инвесторов, так как это означает, что при изменении валютных курсов, сумма денег инвестора в итоге тоже меняется.