Реформы правительства е гайдара сопровождались. Начало гайдаровских реформ в россии

Оценки работы правительства того времени прямо противоположны и сходятся лишь в одном: Гайдар и его команда ликвидировали советскую экономику. Только одни называют это разрушением, другие — освобождением.

Журналист Егор Гайдар (завотделом экономической политики в журнале «Коммунист», начальник отдела экономики газеты «Правда») стал зампредом правительства России по экономике 6 ноября 1991 г. С 11 ноября 1991 г. он там переходил с поста на пост — министр экономики и финансов, министр финансов, первый зампред правительства. А 15 июня был назначен исполняющим обязанности председателя правительства. Гайдара отправили в отставку 14 декабря 1992 года после утверждения кандидатуры нового премьера — Виктора Черномырдина . Но на этом пребывание реформатора в структурах власти не закончилось. С 18 сентября 1993 г. он — первый зампред Совета министров, а с 22 сентября 1993 г. по 20 января 1994 г. — исполняющий обязанности министра экономики.

«Когда пришёл Гайдар, экономики уже не было, — вспоминает ректор РАНХиГС Владимир Мау (в 1991-1994 годах — советник Гайдара). — Золотовалютные резервы составляли 30 миллионов долларов. Журналисты не верили и везде писали «30 миллиардов». При этом претензии на благосостояние, созданные нефтяным бумом 70-х, были очень велики. 80% городского населения требовали отсутствия дефицита. Но при троекратном падении цен на нефть в 80-е обеспечить такое же потребление было невозможно без реформ».

«Экономика ещё функционировала, — возражает историк Евгений Спицын . — Однако хозяйственные связи ослабели, причём их разрыв был спровоцирован самими гайдаровцами. Да, Гайдар формально пришёл во власть в ноябре 1991-го, но фактически она принадлежала Ельцину и его окружению с августа. А руководили экономикой в этой команде люди круга Гайдара. Дефицит же был вызван загодя растиражированным обещанием отпустить цены».

В ноябре - декабре 1991 г. очереди были за всем: хлебом, мясом, колбасой, водкой, овощами… Вводились карточки по регионам. В конце ноября 1991 г. Гайдар изложил план действий правительства: отпустить цены и зарплату при жёсткой финансовой политике. То есть денег никому не давать.

Со 2 января цены на почти все товары (кроме хлеба, молока, спиртного, а также коммунальных услуг, транспорта и энергоносителей) были освобождены. Введён налог на добавленную стоимость в 28%. Были отменены ограничения на импорт, установлен нулевой импортный тариф. А 29 января 1992 года президент РФ Борис Ельцин подписал указ «О свободе торговли»: предприятиям и гражданам было предоставлено право вести торговую, посредническую и закупочную деятельность без разрешений.

«Этот указ привёл к постепенному насыщению рынка и росту товарных запасов в рознице, — считает экономист, член Экспертного совета при Правительстве РФ Вадим Новиков . — Нужно его вернуть. Государство же сейчас мешает покупателю и продавцу найти друг друга».

«ВВП в 90-е рухнул на 45%, производство — на 60%, инвестиции снизились более чем в 5 раз, — оценивает последствия реформ Владислав Жуковский, экономист, член президиума Столыпинского клуба . — Зато преступность выросла в 5 раз, число заболеваний — в сотни раз. Нищими в 90-е годы были около 70% россиян, а бедными — примерно 90%. Произошло уничтожение среднего класса, а возможность обогащаться была дана узкому кругу «своих». У Гайдара и его команды была задача разрушения экономики и последующей раздачи предприятий с помощью ваучерной приватизации и залоговых аукционов «нужным людям». А также — личного обогащения. Если бы Гайдару дали довести реформы до конца, то уровень жизни в России сравнялся бы не с Гондурасом, а с Зимбабве. Но всё равно в результате была построена монополистическая экономика. Мы взяли худшее из капиталистической и советской систем — получился бандитский олигархический бюрократизированный совок. Гайдара нет, но дело его живёт».

С нового, 1992 года стартовала реализация программы перехода России к рыночной экономике под руководством правительства, во главе которого стоял Борис Ельцин (совмещал эту должность с президентской до июня 1992 г.), а главное, заместителя президента по вопросам экономической политики (затем первого заместителя и исполняющего обязанности председателя правительства) Егора Гайдара . В декабре 1992 года Гайдар под огнём критики был отправлен в отставку и заменён на Виктора Черномырдина . Но основа экономической системы, созданной им в 1992 году, сохранилась до наших дней.

Экономическое и идейное обоснование реформ

Экономический кризис в СССР начался в конце 1980-х годов. Тогда же в качестве способа выхода из кризиса стали предлагаться проекты перевода советской экономики на капиталистические рельсы. Это предусматривало не только отказ от государственного плана выпуска продукции и переход к рыночному ценообразованию, но и приватизацию многих предприятий государственного сектора. Стагнация в госсекторе в начале 1990-х годов стала очевидной, хотя до сих пор нет однозначного мнения о ее причинах: были они чисто экономическими или же еще и политическими.

Возможности для частного предпринимательства появились ещё при М. С. Горбачёве. Некоторые связывают экономические трудности последних лет существования СССР как раз с тем, что государственные предприятия начали продавать свою продукцию через частный сектор, который, ничего не производя, стал получать спекулятивную прибыль. Инфляция в последние два года правления Горбачёва заметно выросла, жизненный уровень большинства населения упал. Тогда же появились первые легальные советские миллионеры. [С-BLOCK]

Реформы Гайдара в целом продолжили ту линию, которая вырисовалась еще при Горбачёве, только они отличались радикальностью и проходили в ускоренном темпе. В обществе и в политических кругах тогда шла дискуссия о том, как провести явно назревшие преобразования. Наиболее известной программой (альтернативной гайдаровской) по переходу к капитализму были знаменитые «500 дней», подготовленные коллективом экономистов под руководством академика Станислава Шаталина и Григория Явлинского и предложенные ещё руководству СССР при Горбачёве в 1990 году. Этот проект был поддержан председателем Совета Министров СССР Николаем Рыжковым и утвержден в сентябре 1990 года. Однако к его внедрению так и не приступили по политическим мотивам. Помимо того, что «500 дней» предусматривали реализацию в масштабе всего Советского Союза, у последнего руководства СССР явно отсутствовала политическая воля к претворению в жизнь непривычных планов. Ельцин с августа 1991 года взял курс на выход Российской Федерации из состава СССР, и к проекту «500 дней» больше не возвращались.

Ельцину, любившему решительные действия, явно импонировала готовность Гайдара провести масштабную экономическую модернизацию, не останавливаясь ни перед чем. До назначения в правительство Егор Гайдар заведовал экономическим блоком в ведущих изданиях КПСС - журнале «Коммунист» и газете «Правда». У него ещё в 1980-е годы сформировалось критическое отношение к экономическому учению Маркса и деятельности его советских последователей. Но его знакомство с альтернативными экономическими теориями было узким (иным оно не могло быть в советских условиях) и выборочным. В частности, впоследствии оппоненты ставили ему на вид, что он составлял свою программу по рецептам одного американского экономиста - Милтона Фридмана, известного своей монетаристской концепцией, которая к началу 1990-х годов превратилась уже в архаику. Гайдар же продолжал слепо следовать этой теории.

Ключевые реформы и их особенности

Основу преобразований составили: свободное рыночное ценообразование, приватизация госсектора, отмена государственной монополии на внешнюю торговлю и борьба с дефицитом госбюджета путём экономии на социальных расходах. Ключевым моментом стала либерализация цен на товары, объявленная 2 января 1992 года. В результате за один месяц средние розничные цены взлетели на 345%, а годовая инфляция составила 2500%. Розничный товарооборот за год упал вдвое, что наглядно показывало снижение покупательной способности большей части населения.

11 июня 1992 года Верховный Совет РФ принял государственную программу приватизации. Согласно ей, малые предприятия могли быть проданы в частные руки, а большие преобразовывались в акционерные общества открытого типа. Одновременно вводились так называемые ваучеры, которые каждый гражданин РФ мог приобрести у государства за 25 рублей, из расчёта один ваучер на одного человека. На ваучере была зафиксирована его номинальная стоимость - 10 000 рублей, т.е. та доля федерального имущества, которая приходилась на одного гражданина. Ваучеры были распропагандированы как возможность для каждого гражданина участвовать в приватизации госимущества. На самом же деле эти финансовые документы стали разновидностью акций, свободно обращающихся на фондовом рынке. Их реальная рыночная стоимость была ничтожной, и большинство граждан просто сбывали их с рук. И сразу же появились спекулянты, которые в огромных количествах стали скупать их у населения. Несколько тысяч ваучеров в одних руках представляли уже собой реальную сумму, за которую можно было купить пакет акций предприятия.

Нововведения Гайдара положили начало формированию крупного частного сектора в экономике России, созданию больших корпораций со смешанным государственно-частным капиталом, резкому социальному расслоению и образованию класса бизнес-олигархов, тесно связанных с государственными органами и госзаказами. Короче, эти реформы заложили фундамент для социально-экономического строя современной России.

Положительные и отрицательные оценки

Ректор РАНХиГС Владимир Мау считает, что в спорах о значении предложенной Гайдаром экономической модели, стороны преимущественно отталкиваются от двух недоказуемых суждений: Гайдар развалил экономику и ограбил народ или экономика была развалена ещё коммунистами до Гайдара, а он построил ее заново. Понятно, что такие дискуссии ни к чему не приведут и прекратятся лишь тогда, когда сама эта экономическая модель по какой-то причине перестанет быть реальностью.

Конкретные претензии к Гайдару касаются происходившего при нём и после него, все 1990-е годы, реального падения производства (на 45% за десятилетие), а также того, что средний класс, который объявлялся основным заинтересованным в реформах, при Гайдаре так и не возник. Наоборот, большинство тех, кто по своим доходам мог быть причислен к этому классу в позднесоветское время и составить его основу в рыночных условиях, за период гайдаровских реформ скатились до разряда пауперов. Историк Ю. П. Бокарёв полагает, что реформа Гайдара имела такие последствия потому, что не учитывала реалий современного постиндустриального общества и не ставила своей задачей переход к нему, а вдохновлялась идеями, почерпнутыми из книг экономистов старой индустриальной эпохи. Бесплатную же приватизацию квартир ставить в заслугу Гайдару нельзя, ввиду того что закон об этом был принят Верховным Советом РФ ещё в июне 1991 года.

Указ Ельцина от 29 января 1992 года о полной свободе торговли смягчил негативные социальные последствия преобразований Гайдара. Граждане, едва сводившие концы с концами, получили возможность за счет продажи части имущества прокормить себя и семью в те тяжёлые годы.

2 января 1992 года был объявлена либерализация цен. Российская экономика шагнула с места плановой экономики в карьер рыночной. Гайдаровская «шоковая терапия» пришлась по душе и желудку не всем. Россия оказалась на грани кризиса.

На краю пропасти

Демократы оправдывают применение гайдаровской «шоковой терапии» тем, что России грозил голод. Запасов мяса и рыбы в розничной торговле к концу 1991 г. оставалось на 10 дней, запасы своего зерна в январе 1992 г. составили около 3 млн тонн, при потребностях в 5 млн тонн в месяц, в 60 из 89 российских регионов запасы зерна были исчерпаны, хлеб пекли «с колёс» сразу после завоза импортного зерна. Иссякли валютные резервы страны, зерно покупалось за счёт внешних займов.

Как никто и никогда

Академик РАН А. Аганбегян говорил: «Никто никогда ни до, ни после России не переходил к рынку в подобных условиях». В книге «Смуты и институты» Гайдар признал: «Решение было одним из самых рискованных в мировой истории». Эксперимент над населением целой страны. Над живыми людьми. Многие из них его не выдержали - погибли.
По словам бывшего соратника Ельцина М. Полторанина, концепции «мягких» реформ предлагали многие российские экономисты, и они были реализуемы, но Ельцин принял концепцию МВФ и лично Джэффри Сакса, который внушил Ельцину, что постепенные реформы грозят возвратом коммунистов, а удержать власть помогут только резкие меры.

Русский народ выжил, несмотря ни на что

Г. Явлинский (с августа 1991 г. - зампред Комитета по оперативному управлению народным хозяйством СССР) считал «безальтернативность» решений Гайдара способом «политического самооправдания» за тот кошмар, который он устроил в России. А вот мнение главного научного сотрудника Института экономики РАН Р. Симоняна: «Обойтись без голода удалось не благодаря Гайдару, Чубайсу и Коху, а потому, что русский народ способен приспосабливаться». А директор Института проблем рынка РАН Н. Петраков заявляет: «Именно при Гайдаре как раз и появились голодные люди».

«Ножки Буша»

«Ножки Буша» - куриные окорочка, начинённые антибиотиками и гормональными препаратами, как биологические гранаты, стали символом «помощи» западных «партнёров». Россия превратилась в место слива «грязных» продуктов со всего мира. Взамен - проданы и сданы в долгосрочную аренду иностранцам нефтяные промыслы, рыболовная промышленность, суда и т. д. Академик РАН О. Богомолов пишет: «... как при неуклонно продолжающемся дальнейшем спаде производства, особенно в сельском хозяйстве, лёгкой и пищевой промышленности, удалось накормить страну и удержать её на плаву? Ответ - либо за счёт огромных заимствований на Западе, либо в результате проедания несметных природных и других богатств, доставшихся реформаторам в наследство от предшествующего режима. И то, и другое имело место, и именно за счет этого удалось выжить».

Организованная бандитская свобода

2 января 1992 г. были «отпущены» цены, а 29-го опубликован указ «О свободе торговли»: предприятиям и гражданам предоставлялось право вести торговую, посредническую и закупочную деятельность без специальных разрешений. Всюду возникли многочисленные стихийные рынки, некоторые из них затем метастазировали в монстров, вроде Черкизона, где хозяйничали китайцы, вьетнамцы, чеченцы и др. Никаких «механизмов рыночной конкуренции» не возникло, контроль над всеми рыночными структурами захватили организованные преступные группировки. Магазины вдруг заполнились товарами. Стало понятно, что дефицит был организован искусственно.

Прихватизация, коррупция и Геращенко

Вскоре вышел и указ о приватизации государственных предприятий, метко прозванной в народе «прихватизацией». Российские предприятия остались без оборотных средств, что привело к острейшему кризису взаимных неплатежей. Стремительно росли долги по зарплатам, возникла угроза остановки жизнеобеспечивающих производств: водоснабжения, электроэнергетики, транспорта и т. п. И тут появились богатые дяди, заранее скупившие за копейки пресловутые «ваучеры», - российские нувориши, иностранцы, нефтяные восточные князьки - и загребли всё подряд.
Коррупция достигла апогея: чиновничьи откаты и взятки, воровство казённых сумм исчислялись миллионами и миллиардами. Сам Гайдар писал: «Размах номенклатурного разворовывания в 1990-1991 гг. намного превосходил всё, что мы имели на этой ниве в 1992-1994 гг.»
В июле 1992 г. руководить Центральным банком был назначен В. Геращенко. По мнению 4-го министра экономики России Е. Ясина, «с приходом Геращенко в Центробанк первая попытка финансовой стабилизации была окончательно сорвана».

Развал науки, армии и оборонной промышленности

Президент Лиги содействия оборонным предприятиям (ОКБ Сухого, НПО «Союз», ЦАГИ, НПО «Антей») А. Шулунов заявляет: «В 1992 году был разрушен порядок финансирования и проведения оборонных НИОКР. Это привело к деградации и распаду научных коллективов, из которых уходили молодые перспективные кадры». Шулунов считает это как минимум «крупнейшей ошибкой», а то и диверсией и предательством. Генеральный директор ОАО «Корпорация Радиокомплекс» В. Фадеев: «По ВПК первый удар был нанесён в 1992 г. с приходом Гайдара».

Анализируя итоги деструктивных реформ Гайдара, академик Р. Симонян сегодня приходит к выводу: правительство Гайдара «простимулировало создание коррумпированного государства». А утверждение о том, что Гайдар «спас страну» - миф, создаваемым его друзьями.

Основными положениями этой реформы были:

а) Либерализация (отпуск) цен, свобода торговли.

Цены на большинство товаров и услуг было «отпущены на рыночную волю». С одной стороны - это была смелая мера, способствовавшая быстрой « рыночной выучке». С другой – это была очень неосторожная мера. Ведь советская экономика была жестко монополизированной. В результате рыночную ценовую свободу получили монополии, которые по определению могут назначать цены, в отличие от фирм функционирующих в конкурентной среде, и способных лишь приспосабливаться уже к имеющимся ценам. Результат не замедлили сказаться. Цены подскочили в 2000 раз в течение года. В России появился новый враг номер 1 – инфляция, прирост которой составлял около 20% в месяц.

б) Приватизация (передача государственной собственности в частные руки)

Ваучерная приватизация была названа её идеологом и реализатором, А. Б. Чубайсом «народной приватизацией». Однако народ с самого начала довольно скептически относился к идее приватизации. Уже при проведении самой операции приватизации в прессе публиковались о том, что народ правильно воспринимал идею и практику приватизации и потому она проходит без социальных эксцессов. Но думается, что большинство граждан отнеслись к операции просто равнодушно, заведомо зная, что в рыночной экономике собственником не может быть народ. В самом деле, слишком странной выглядела бы «народная частная собственность», на основе которой страна двинулась к рынку. В результате произошло то, что и должно было произойти: государственная собственность оказалась в руках тех, кто имел деньги либо сумел «конвертировать» управленческую власть в собственность. В советские времена деньги были или у крупных менеджеров, директоров предприятий или у государственных чиновников, распоряжавшихся государственными финансовыми ресурсами или, наконец, у криминальных структур, часто блокировавшихся с теми и другими.

Приватизация госсобственности охватила прежде всего предприятия розничной торговли, общественного питания и службы быта. В резуль­тате политики приватизации в руки частных предпринимателей перешли 110 000 промышленных предприятий. Тем самым государственный сек­тор потерял роль ведущего в индустриальной сфере. Однако изменение формы собственности не повысило эффективности производства. В 1990-1992 гг. ежегодное падение производства составляло 20%. К сере­дине 90-х годов тяжелая промышленность оказалась практически раз­рушенной. Так, станкостроение работало лишь вполовину своих мощ­ностей. Одним из последствий приватизационной политики явился рас­пад энергетической инфраструктуры.

В августе 1998 года произошло то, чего многие уже давно ждали: рухнула под собственной тяжестью «картонная» (на самом деле не представлявшая собой рыночную) экономика. Произошло это несмотря на заявления Б. Ельцина. Вскоре после этого был объявлен т.н. дефолт. Правительство приняло решение строить истинно рыночную экономику, процесс создания которой длится до сих пор.

Экономический кризис тяжело отразился на развитии аграрного производства. Недостаток сельхозтехники, особенно для фермерских хозяйств, организационная перестройка форм хозяйствования повлекли за собой падение уровня урожайности. Объем сельскохозяйственно­го производства в середине 90-х годов упал на 70% в сравнении с 1991-1992 гг. На 20 млн. голов уменьшилось поголовье крупного рогатого скота.

Это событие показало, что невозможно жить в «виртуальной» экономике слишком долго, рынок всегда возьмет верх.

Реформы правительства Егора Гайдара, функционировавшего с ноября 1991 года по декабрь 1992-го, создали базовые институты рыночной экономики, которые отсутствовали в России до распада СССР – свободные цены, конвертируемую валюту и частную собственность. Оглядываясь назад, можно выделить несколько основных блоков проведенных тогда преобразований.

В первую очередь, это экономическая либерализация. В Советском Союзе государство осуществляло контроль над ценообразованием, а также внешней и внутренней торговлей. В ноябре 1991 года правительство Гайдара отменило монополию государства на внешнюю торговлю: с того момента импортировать и экспортировать товары все предприятия вне зависимости от их форм собственности смогли без получения специальной регистрации. Спустя два месяца была осуществлена либерализация цен: продавцы товаров и услуг получили право устанавливать цены на таком уровне, на котором они сами считали нужным. Эта мера была дополнена президентским указом о свободной торговле, благодаря чему у граждан появилась возможность реализовывать имеющиеся у них товары с рук, не боясь при этом подвергнуться наказанию со стороны правоохранительных органов.

Второй блок преобразований был связан с внедрением института частной собственности. Здесь стоит отметить, что по факту приватизация началась еще в эпоху Перестройки. После принятия законов «О государственном предприятии» (1987), «О кооперативной деятельности» (1988) и «Об аренде» (1989) государство утратило контроль над директорами предприятий: номинально оставаясь наемными менеджерами, они сосредоточили в своих руках товарные и денежные потоки, а потому действовали в логике приватизации прибылей и национализации издержек. Ключевой задачей массовой приватизации, начавшейся в августе 1992 года, было закрепление юридических прав собственности на госимущество за теми, кто им фактически управлял. Теперь собственники (а не государство) несли полную финансовую ответственность за качество управления имеющимися в их распоряжении активами. Ровно этот же самый принцип стал действовать и в отношении владельцев предприятий сферы услуг (магазины, парикмахерские, ремонтные мастерские), которые стали передаваться в частные руки в ходе «малой» приватизации, стартовавшей в марте 1992 года.

Третий блок реформ – внедрение конвертируемой национальной валюты. В 1991 году в СССР номинально еще действовала единая для всей страны валюта, однако союзный центр утратил контроль за ее обращением: центральные банки республик бесконтрольно эмитировали безналичные рубли, за счет которых финансировались дефициты республиканских бюджетов. Эта ситуация сохранилась и после декабря 1991 года: теперь уже бывшие союзные республики продолжали эмитировать безналичные рубли, которые использовались для приобретения товаров на территории РСФСР; в условиях свободных цен это приводило к экспорту инфляции в Россию. В июне 1992 года центральные банки республик были переведены на корреспондентские счета: теперь платежи этих стран реализовывались только в том объеме средств, который находился на корреспондентском счету их центральных банков в ЦБ РФ. В июле 1992 года была окончательно ликвидирована множественность обменных курсов, характерная для социализма: с того момента курс российской национальной валюты стал официально определяться Центральным банком по итогам ежедневных торгов на ММВБ.

Четвертый блок реформ – стабилизация государственных финансов. Либерализация цен перевела подавленную инфляцию, выражавшуюся на закате советской эры в усугублении продовольственного дефицита, в открытую: в январе 1992 года в месячном выражении она составила 245,3%. Для подавления инфляции требовалось отказаться от эмиссионного финансирования дефицита бюджета. Первая попытка уйти от централизованных кредитов ЦБ РФ была предпринята в начале 1992 года: за январь-апрель Банк России не предоставил правительству ни копейки денежных средств. Однако с началом весенней посевной кампании денежная политика была смягчена; на всю же «катушку» эмиссия заработала осенью 1992 года – после того, как председателем ЦБ стал Виктор Геращенко. Это быстро отразилось на показателях инфляции: если в мае - августе ее среднемесячные темпы составляли 12,6%, то в сентябре - декабре - уже 21,4%. Полностью отказаться от финансирования бюджетного дефицита правительство смогло лишь в 1995 году, благодаря чему годовая инфляция стала последовательно снижаться: если в 1994 году она составила 214,8%, то в 1997 – 11%. Первый же бездефицитный бюджет был принят лишь в 1999 году – уже после того, как страна выучила горькие уроки дефолта.