Регистрация объектов оказывающих негативное воздействие. Форма заявки о постановке на государственный учет объектов оказывающих негативное воздействие на окружающую среду

НВОС - это один или несколько объектов с единым предназначением, технологически и физически связанные друг с другом и расположенные на одном или нескольких земельных участках. При наличии вредного действия на окружающую среду такие производства ставят на государственный учет. Для этого узнайте порядок подачи заявки и получения свидетельства, какие объекты необходимо поставить на учет, а для каких это не нужно.

Заявка о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие

Внимательно изучите образец заявки. Синим цветом выделен пример заполнения документа.

Впишите свои данные по аналогии с ним. Обратите внимание на жёлтый маркер в форме.

Чтобы открыть картинки в полном размере, нажмите на них мышкой:

Заявка о постановке объекта, стр. 1

Заявка о постановке объекта, стр. 2

Заявка о постановке объекта, стр. 3

Если вы хотите разобраться, как правильно заполнять заявку о постановке на госучет объекта, оказывающего НВОС, прочитайте эту инструкцию. Документ создается через Модуль пользователя, чтобы в будущем было возможно отослать его в Росприроднадзор.

Чтобы посмотреть картинки, нажмите на первое изображение мышкой и листайте либо с её помощью, либо указательными стрелками на клавиатуре:

Постановка на учет объектов НВОС, стр. 1 Постановка на учет объектов НВОС, стр. 2 Постановка на учет объектов НВОС, стр. 3 Постановка на учет объектов НВОС, стр. 4
Постановка на учет объектов НВОС, стр. 5 Постановка на учет объектов НВОС, стр. 6 Постановка на учет объектов НВОС, стр. 7 Постановка на учет объектов НВОС, стр. 8

Подробнее о НВОС

Хозяйствующие субъекты обязаны подать заявку о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на природу, на государственный учет.

По степени губительного влияния на окружающую природу и здоровье человека объекты подразделяют на категории от I до IV.

I класс оказывает наименьшее воздействие на природу, а IV класс опасен больше всех. Классификация утверждена постановлением Правительства №1029 от 29.09.2015 г.

Если объект не подпадает ни под одну из этих категорий, то такие производства на государственный учет не ставят.

В какой именно реестр будет внесен объект - федеральный или региональный, решает руководитель предприятия, следуя постановлению Правительства №903 от 25.08.2015 года.

Если предприятие имеет несколько характеристик по НВОС, то оно оценивается по наиболее значимому фактору.

Согласно присвоенной категории, определяются следующие критерии:

  • нормы предельно допустимой силы воздействия на окружающую природу. На предприятии должен быть составлен перечень мероприятий по охране природы и повышения эффективности экологической работы;
  • размер оплаты за НВОС;
  • хозяйствующим субъектам вменены в обязанность разработка и утверждение перечня работ по производственному контролю за экологией;
  • субъекты, выполняющие свою деятельность на объектах, которые относятся к первой категории НВОС, обязаны использовать для охраны окружающей среды самые передовые технологии.

После постановки объекта НВОС на государственный учет устанавливается график государственных проверок предприятий.

Частота посещений варьируется в зависимости от определенной для объекта категории риска:

  • умеренный риск - 1 раз в 5 лет;
  • средний уровень риска - 1 раз в 4 года;
  • значительный риск - 1 раз в 3 года;
  • высокий риск- 1 раз в 2 года;
  • чрезвычайно высокий риск - ежегодно.

Что касается предприятий государственного надзора, которые отнесены к категории незначительного риска, то здесь проверки не проводятся.

Смотрите видео: Модуль природопользователя, заявка. Часть 1

");" align="center">

Постановка на госучет объектов, оказывающих негативное воздействие

Все предприятия России, так или иначе влияющие на экологию, должны поставить их на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Сделать это необходимо во исполнение постановления «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» № 219-ФЗ» от 21.07.2014 г. Постановлением отводился двухлетний срок на выполнение.

Однако в течение этого периода возникло множество вопросов и проблем. Неясен был алгоритм подачи заявок и непонятно, нужно ли это вообще. Поэтому Правительство выпустило несколько разъяснений и дополнений.

Постановка на учет объектов НВОС не подразумевает это в отношении самих ИП или юридических лиц, а лишь эксплуатируемых ими объектов.

Сам факт существования производства, негативно влияющего на природу, обязывает природопользователя решить задачу постановки на учет объектов, оказывающих НВОС на государственный учет.

Обязанности по ведению государственного федерального перечня объектов, оказывающих НВОС, возложены на Росприроднадзор.

Такие объекты подлежат экологическому государственному контролю и подают заявки в федеральные территориальные органы Росприроднадзора.

Природопользователи, не наносящие вреда природе (офисы и магазины), подлежат региональному экологическому контролю. Заявки о постановке на учет направляют в исполнительные органы власти субъектов РФ.

Заявка о постановке на учет объектов, оказывающих НВОС на государственный учет, должна подаваться в течение полугода с момента пуска производственного объекта в эксплуатацию.

Орган, отвечающий за постановку объектов на учет, рассматривает заявки не позже 10 дней после их получения. После этого он выдает соответствующий документ-свидетельство.

Направляют заявку на постановку объекта НВОС на государственный учет объектов в электронном виде или лично. Возможна отправка документов заказным письмом по почте с описью отправляемых бумаг.

Природопользователи обязаны своевременно сообщать об изменениях в работе или названии объектов, оказывающих НВОС. Это делается для актуализации имеющихся данных.

Информация подается не позже, чем через 30 дней после государственной регистрации наступивших изменений.

Статья 8.46 КоАП устанавливает штраф в сумме 30 000-100 000 рублей за невыполнение задачи постановки на учет объектов, оказывающих НВОС на государственный учет.

По сути, наказание происходит за неподачу заявки в срок.

Смотрите видео: Модуль природопользователя, заявка. Часть 2

");" align="center">

Субъекты, не подлежащие постановке на государственный учет объектов негативного воздействия

Предприятие не оказывает неблагоприятного воздействия, если оно:

  1. Производит лишь бытовые отходы.
  2. У него нет стационарных источников выброса.
  3. Воздействует на среду, лишь образуя, накапливая и перевозя отходы.
  4. Не содержит признаков, позволяющих отнести его к одной из четырех категорий.

На учет ставятся объекты НВОС по месту нахождения, где и подаются заявки.

Строящиеся объекты на учет не ставят. Это делают лишь после введения в эксплуатацию. Внесение заведомо недостоверных данных карается штрафом.

Если же были допущены незначительные случайные ошибки, то возможно их исправление. Следует внимательно проверять документы перед отправкой.

Личный кабинет природопользователя для постановки объекта НВОС на учет

При регистрации объектов НВОС в Росприроднадзоре можно воспользоваться одним из трех вариантов:

  1. Через личный кабинет природопользователя для постановки объекта НВОС на учет.
  2. Через специальный модуль природопользователя.
  3. С помощью сторонних ресурсов.

Чтобы работать в онлайн-офисе, нужно:

  • подтвердить учетную запись в ЕСИА на сайте Госуслуг (http://esia.gosuslugi.ru );
  • получить электронную подпись в специальном Удостоверяющем центре, зарегистрированном в Минкомсвязи.

Модуль природопользователя доступен абсолютно всем в распространенном программном обеспечении, которое легко скачать с сайта Росприроднадзора http://rpn.gov.ru/otchetnost .

Использовать можно стороннее программное обеспечение, если используется открытый формат XML, который находится по адресу http://rpn.gov.ru/node/27639 . Файл называется «Компаниям, имеющим корпоративную систему учета в области экологии».

Все юридические лица индивидуальные предприниматели, ведущие хозяйственную деятельность, начиная с 1 января 2015 в течение 2 лет обязаны поставить на государственный учёт объекты в собственности, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду. Разработана специальная форма заявки о постановке на государственный учет объектов НВОС. Регламентирующий закон – п. 3 статья 11, № 219-ФЗ от 21.07.2014

Таким образом, если предприятие содержит на балансе потенциально опасные объекты, то в срок до 1 января 2017 им необходимо .

Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки о постановке на государственный учет объектов НВОС классифицируется как административное правонарушение (Административный кодекс РФ, ст. 8.46).Размер штрафа:

  • 5 000 – 20 000 рублей – для должностных лиц;
  • 30 000 – 100 000 рублей – для ПБОЮЛ и юридических лиц.

Форма заявки

Свидетельство о постановке на учет

Специалисты ЭкоПромЦентра разобрались и практически отработали процесс постановки на учет. Скажем, далось это нелегко! Но все трудности преодолены и вот теперь первые Свидетельства на постановку на учет для своих клиентов мы получили!

Упрощенный порядок заказа услуги

Для ускорения процесса обмена документами при заказе услуги ЭкоПромЦентр разработал оферту. Нужно просто ознакомиться с ней, запросить и оплатить счёт.

Категории опасности объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду

(В соответствии с пунктом 1, статья 4.2, ФЗ-7)

Порядок постановки на государственный учет

Порядок постановки на государственный учёт устанавливает “Закон об охране окружающей среды” от 21.07.2014 № 219-ФЗ.Для северо-западного региона Органом, ответственным за постановку опасных объектов на государственный учёт, является Департамент Росприроднадзора по СЗФО.23 июня 2016 были утверждены и опубликованы Правила создания и ведения государственного реестра объектов , оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Мы приводим документ полностью (источник – Государственный информационный портал):

Форма заявки о постановке на государственный учёт объектов, оказывающих негативное воздействие на ОС

Учреждена форма заявки для объектов оказавших негативное воздействие о постановке на государственный учёт законом № 554-ФЗ от 23.12.2013 (http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201).Данный документ вступает в силу сразу после утверждения порядка создания и ведения госреестра объектов оказывающих НВОС. http://regulation.gov.ru/projects#npa=20507

Время на чтение: 17 мин

Казалось бы, основная масса природопользователей встала на учет как объекты негативного воздействия на окружающую среду (ОНВОС) еще в декабре 2016 года, в начале 2017 года. Но, исходя из комментариев я понимаю, что постановка на учет объектов оказывающих негативное воздействие (объектов НВОС) - это проблема для некоторых предприятий еще актуальна.

Задать вопрос

Предприятия вставшие на учет как объекты НВОС 4 категории, а также безкатегорийные - практически ушли из-под взора надзорных органов. Проведение плановых проверок в отношении них - невозможно! В отношении данной категории предприятий возможны только внеплановые проверки.

Постановка на учет объекта НВОС

Объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду , - объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков;

Статья 1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды"

Т.е. получается что каждая отдельная промплощадка предприятия - это объект негативного воздействия на окружающую среду (ОНВОС).

Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду к объектам 1, 2, 3, 4 категорий утверждены постановлением Правительства РФ от 28.09.2018 №1029.

Присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду.

Пункт 4 статьи 4.2. Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды"

Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в форме ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, который представляет собой , создание и эксплуатация которой осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и иными нормативными правовыми актами.

Пункт 3 статьи 69 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды"

Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке
на государственный учет
юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

Пункт 1 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды"

Форма заявки о постановке на государственный учет , содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Пункт 3 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды"

Форма заявки утверждена приказом Минприроды России от 23.12.2015 № 554.

Таким образом, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, обязаны были поставить на государственный учет принадлежащие им объекты ОНВОС в срок до 01.01.2017.

Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

Пункт 2 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды"

Критерии постановки на учет объектов оказывающих негативное воздействие

Подробно по критериям постановки на учет объектов оказывающих негативное воздействие написана статья .

Постановка на учет объектов оказывающих НВОС - комментарии

Выше довольно подробно написано, кто должен вставать на учет, в какие сроки должны вставать на учет... А теперь о постановке на учет объектов оказывающих негативное воздействие (объектов НВОС) - своими словами:

  • если ваше предприятие осуществляет выброс , то оно однозначно является ОНВОС;
  • если у вашего предприятия образуются только , отсутствуют выбросы и сбросы ЗВ (загрязняющих веществ), или суммарное количество выбросов не превышает 10,0 т/год при этом отсутствуют в выбросах ЗВ 1, 2 класса опасности - смело декларируйте 4 категорию ОНВОС - самая удобная категория для предприятий (см. первый абзац этой статьи);
  • если в выбросах вашего предприятия присутствуют ЗВ 1, 2 класса опасности, то вы должны декларировать 3 категорию ОНВОС;
  • если суммарное количество выбросов превышает 10,0 тонн в год, то вы также должны декларировать 3 категорию ОНВОС.

Срок постановки на учет объекта НВОС

По поводу сроков постановки на учет, как объекта НВОС:

  • если предприятие осуществляло свою хозяйственную деятельность до 2017 года, то срок постановки на учет для них - 01.01.2017 г. По данному нарушению привлечь вас уже не смогут, поскольку истек срок давности нарушения! Это важно.
  • если вы ввели объект в эксплуатацию, то срок постановки на учет - полгода с даты ввода в эксплуатацию. Если прошло более, чем полгода с даты начала эксплуатации (ввода в эксплуатацию), то привлечение к административной ответственности по ст.8.46. КоАП РФ - законно!

Актуализация сведений об ОНВОС

Сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений:
-о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность;
-об изменении места нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;
-об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды;
-об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.

Пункт 6 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды"

Своими словами вы обязательно должны провести актуализацию сведений об объекте НВОС в случаях:

  • изменения юридического адреса,
  • изменения фактического адреса,
  • изменения ФИО, места жительства ИП, реквизитов его документов;
  • изменения хозяйствующего субъекта на указанном ОНВОС (например - в случае если площадка была передана в аренду);
  • если у вас произошло изменение технологических процессов по которым вы встали на учет как ОНВОС;
  • если произошли изменения по источникам выбросов вредных ЗВ;
  • в случае если вы подаете

В противном случае вы можете быть привлечены по ст.8.46 КоАП РФ.

Снятие с учета объекта НВОС

Если на Вашем объекте НВОС произошли изменения: объект законсервирован, объект не оказывает декларируемое в заявке о постановке на учет воздействие на окружающую среду (например: демонтирована котельная, сварочный пост... или иной источник выделения ЗВ в АВ, по которым вы встали на учет как объект НВОС), то Вам необходимо исключить указанный объект из реестра ОНВОС.

Это надо сделать в обязательном порядке, в противном случае если Ваш объект относится к 1-3 категории ОНВОС, указанный объект может попасть в реестр проведения плановых проверок.

Пунктом 33 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих НВОС, утв. постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 № 572, исключение объекта из государственного реестра в возможно в случае предоставления копии акта о консервации и ликвидации объекта (при прекращении деятельности).

Недостоверная информация в заявке на постановку на учет как объекта НВОС

При постановке на учет предприятие должно предоставить достоверную информацию в заявке об объекте оказывающем негативное воздействие на окружающую среду. В противном случае - при обнаружении это будет являться составом административного правонарушения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 69 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора.
Согласно пункту 2 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

Согласно пункту 4 статьи 69 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включает в себя, в частности, наименование, организационно-правовую
форму и адрес (место нахождения) юридического лица, осуществляющего хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, сведения о фактическом месте нахождения и категории объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.

Заявка о постановке на учет содержит в себе сведения:

а)наименование, организационно-правовая форма и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства, дата государственной регистрации индивидуального предпринимателя , осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, с указанием идентификационного номера налогоплательщика юридического лица, индивидуального предпринимателя и кода причины постановки на учет в налоговых органах юридического лица, индивидуального предпринимателя;
б) сведения о фактическом месте нахождения объекта, включая его наименование (адрес или место регистрации передвижного источника, перемещающего объект) с указанием кода по Общероссийскому классификатору территорий муниципальных образований по месту нахождения объекта и по категории объекта;
в) сведения о виде хозяйственной и (или) иной деятельности, об объеме производимой продукции (товара), о выполняемых работах, об оказываемых услугах , включая коды видов экономической деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на объекте, по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности;
г) сведения о наличии заключения государственной экологической экспертизы и (или) заключения государственной экспертизы проектной документации при их проведени и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об экологической экспертизе, законодательством о градостроительной деятельности;
д) сведения о стационарных источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух с указанием их географических координат;
е) сведения об уровне и (или) объеме или о массе выбросов загрязняющих веществ в отношении каждого стационарного источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
ж) сведения об источниках сброса загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты (мест сброса сточных вод) с указанием их географических координат;
з) сведения об уровне и (или) объеме или о массе сбросов загрязняющих веществ в отношении каждого источника сбросов загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
и) сведения об объеме или о массе размещенных отходов производства и потребления , в том числе по каждому виду и классу опасности отходов;

м) сведения о программе производственного экологического контроля ;
н) сведения о мероприятиях по снижению негативного воздействия на окружающую среду ;

п) сведения о мероприятиях по снижению негативного воздействия на окружающую среду.

Пункт 5 Постановления Правительства РФ от 23.06.2016 N 572 "Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду "

Таким образом, если вы в заявке о постановке на учет предоставили недостоверные данные по пунктам, перечисленным выше - то это состав административного правонарушения.

Если заявка с недостоверными данными была предоставлена более года назад, то срок давности по указанному нарушению истек. Это значит, что штрафа не будет, но предписание об устранении нарушений вам должно быть выдано!

Постановка на учет объектов оказывающих негативное воздействие - штраф

КоАП РФ Статья 8.46. Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений

Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.
Примечание . За административное правонарушение, предусмотренное настоящей статьей, лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несет административную ответственность как юридическое лицо.

Как видите указанная статья может применяться только за то, что заявка о постановке на учет была не предоставлена совсем или предоставлена несвоевременно, за несвоевременную актуализацию сведений в заявке или за неактуализацию.

Опять же, если правонарушение было совершено более года назад, то - в связи с истечением срока давности, привлечь к административной ответственности за указанные правонарушения вас уже не имеют права.

В случае если вы в заявке предоставили недостоверную информацию, то это уже состав статьи 8.5. КоАП РФ:

КоАП РФ Статья 8.5. Сокрытие или искажение экологической информации

Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, лицами, обязанными сообщать такую информацию,
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Для того, чтобы определить необходима ли предприятию постановка на Государственный учет объектов оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), в первую очередь следует разобраться, какие из предприятий относятся к данной категории объектов. В Законе №7-ФЗ от 10.01.02 года приводится довольно размытое определение данному понятию. Объекты НВОС здесь – это предприятия, связанные общностью деятельности и территориального расположения.

Более точное определение объектам НВОС приводится в письме с разъяснениями Росприроднадзора от 13.12.2016 года № АС-03-04-36/25233. Если опираться на его содержание, то объектами НВОС выступают предприятия, расположенные на территории Российской Федерации, чья сфера деятельности подпадает под критерии, установленные Правительством РФ в Приказе №1029 от 28.09.2015, и относящиеся по ним к объектам 1,2,3 или 4 категории опасности. При этом, предприятия могут выступать как в форме юридического лица, так индивидуальным предпринимателем.

Быстро и профессионально поставим на учет объекты НВОС. Стоимость – от 10 т.р. Сроки – от 1 дня.

Для таких предприятий постановка на госучет является обязательной. Требования об этом установлены Приказом № 572 от 23 июня 2016 года. Если же объект не соответствует критериям вышеуказанного Приказа №1029, то, соответственно, объектом НВОС он не является и на учет не ставится. Не ставятся на государственный учет и те объекты, которые находятся на стадии строительства и на настоящий момент не введены в эксплуатацию. Заявку для внесения в реестр они оформят уже после начала функционирования, но не позднее, чем в течение шести месяцев.

Конкретные примеры постановки на учет объектов НВОС.

Также постановка на учет требуется тем организациям, деятельность которых соответствует постановлению Правительства №903 от 28.08.2015 г., согласно которому они являются объектами, подлежащими государственному экологическому надзору.

Кроме того, ведение государственного реестра необходимо и для таких данных, как сведения о выбросах, сбросах и отходах, образующихся на производственных объектах.

Постановка предприятий на государственный учет производится контролирующими организациями бесплатно.

Не требуется постановка на учет и таким предприятиям, деятельность которых сопровождается только образованием, транспортировкой и накоплением отходов, при условии отсутствия прочих возможных сфер негативного влияния на окружающую среду.

Непосредственно требования к ведению госучета изложены в статье 69 Закона №7-ФЗ. Обязанности по его ведению возложены на территориальные органы Росприроднадзора и органы исполнительной власти, территориально расположенные по месту нахождения подведомственных объектов НВОС. Ведение реестра осуществляется в электронном виде, что позволяет получать информацию прочим государственным службам и структурам.

Оформление заявки для постановки предприятия.

Основанием для включения предприятия в реестр НВОС является заявка, предоставляемая предприятием в контролирующие организации. Заявку подает непосредственный собственник производственного объекта. В случае, если объект эксплуатируется на основании договора аренды, то заявителем выступает арендатор.

Оформление заявки на бумажном носителе нежелательно, так как реестр ведется в электронном виде. Предпочтительнее всего заполнять заявки в программном комплексе «Модуль природопользователя».

Приказом Минприроды РФ № 554 устанавливается требуемая форма заявки. В обязательном порядке заявка заверяется электронной подписью представителя организации. Каждой заявке присваивается индивидуальный номер.

В заявке требуется указать такие сведения, как

  • наименование организации,
  • адрес места нахождения,
  • сведения о государственной регистрации,
  • данные руководителя.

Следующим разделом заявки выступают сведения об объекте. К ним относятся:

  • дата начала функционирования предприятия,
  • сфера деятельности,
  • данные о технологии производства,
  • сведения о продукции и производственной мощности объекта НВОС,
  • данные о категории опасности объекта по отношению к окружающей среде,
  • информация об уровне государственного эконадзора.

В каких случаях нужен проект ПДВ, НДС?

При заполнении заявки потребуется информация, характеризующая предприятие, как объект воздействия на окружающую среду. К подобным сведениям относятся данные

  • о стационарных источниках выбросов,
  • о выбрасываемых загрязняющих веществах,
  • об объеме сброса,
  • а также данные по образующимся отходам и способам обращения с ними.

Следующей графой заявки выступает перечень разрешительных документов предприятия, таких как разрешения на выбросы, сбросы или размещение отходов. Также здесь освящаются данные об экологической экспертизе предприятия.

Эти сведения, как правило, находятся в соответствующих экологических проектах: ПДВ (проект по выбросам), НДС (проект по сбросам), ПНООЛР (проект по отходам).

Зачастую у организации нет проекта ПДВ. Можно ли обойтись без него?

Ответ - ДА. Однако в этом случае потребуется его часть, а именно проект инвентаризации выбросов, откуда можно будет взять информацию о характере источников, загрязняющих веществах, географических координатах и т.п.

При этом на природопользователе все равно будет лежать обязанность разработки проекта ПДВ.

То же относится и к проекту НДС.

Последним разделом заявки выступают сведения о мероприятиях и средствах, разработанных и внедренных на предприятии непосредственно с целью охраны окружающей среды и уменьшения негативного влияния производственного процесса. Это утвержденная программа производственного контроля или мониторинга предприятия, перечень природоохранных мероприятий, а также технические средства и оборудование. Все это призвано уменьшать вредное воздействие от сбросов, выбросов или размещения отходов, или направленное на их полное обезвреживание.

Заполнение заявки о постановке на учет объектов НВОС.

Требуемые сведения собираются непосредственно на предприятии силами его структур и подразделений. Ответственность за предоставленную информацию несет руководитель предприятия с объектом НВОС.

При заполнении заявки не стоит забывать, что умышленное сокрытие информации или искажение реальных данных может обернуться для предприятия значительными штрафами согласно Кодексу об административных правонарушениях (ст. 8.5 – до 80 тысяч рублей для орлица). Также предоставление некорректных сведений со стороны предприятия может послужить причиной отказа в постановке предприятия на государственный учет. Отказ может аргументироваться и неполнотой информации, представленной производственным объектом.

После получения заявки территориальными уполномоченными органами Росприроднадзора предоставленная информация проверяется. Самопостановка объекта на учет производится в течение 10 дней. Результатом постановки выступает получение предприятием электронного свидетельства о постановке его на учет объектов НВОС.

В случае, если в предоставленных предприятием сведениях для него неверно определена категория опасности, она может быть изменена. В дальнейшем категория, соответствующая направлению деятельности предприятия, вносится в реестр и в получаемое им свидетельство о постановке на госучет.

Изменение предоставленных ранее сведений и снятие предприятия с госучета.

Правила об изменениях предоставленных сведений или снятии предприятия с госучета регламентируются Законом №219- ФЗ.

В случае изменения сведений производственного объекта, ранее поставленного на учет, информацию о них требуется предоставлять в контролирующую организацию не позднее, чем через 30 дней с момента вступления изменений в силу. К таким изменениям можно отнести:

  • смену юридического лица, адреса местонахождения, формы собственности, а также изменения в технологическом процессе или в процессах и технических средствах по обеспечению снижения влияния на окружающую природную среду.
  • для индивидуальных предпринимателей изменения также затрагивают и данные документа, удостоверяющего личность.

После изменения предоставленных ранее сведений в данных реестра, предприятию выдается соответствующее удостоверение об актуализации данных объекта НВОС.

При предоставлении собственником производственного объекта документов о консервации или ликвидации производства производится снятие объекта НВОС с государственного учета. При этом собственник получает свидетельство установленного образца. Эти функции осуществляет подведомственная государственная организация, располагающаяся по месту нахождения предприятия,

Ответственность за невыполнение требований по обязательной постановке на учет объектов НВОС.

Кодексом об административных правонарушениях также предусмотрена статья, за невыполнение требований по постановке предприятий на государственный учет. Это статья 8.46, размер штрафных санкций по которой для юридического лица составляет до 100 тысяч рублей. Должностному лицу данное нарушение может обойтись в сумму до 20 тысяч.