Внутренний аудит и контроль финансово-хозяйственной деятельности организации (И. Н


Вернуться назад на

Контроль хозяйственной и финансовой деятельности, как и другие виды контроля, разделяется на две формы:

Внутренний
внешний

Внутренний контроль осуществляется силами самой строи тельной организации. Он включает текущий контроль и анализ производственно-хозяйственной деятельности за определенный период времени (год, квартал несколько лет и т.д.).
Текущий контроль подразумевает систематический учет экономических процессов в организации, анализ получаемых данных и принятие корректирующих . Он опирается на оперативный и хозяйственной деятельности. В рамках региона, отрасли, страны проводится также статистический учет, обобщающий результаты текущего учета большого числа организаций, и дающий таким образом ценную информацию об экономических потоках и тенденциях. Очевидно, что такая информация полезна для любой строительной организации, планирующей свою деятельность.

Оперативный учет - простейшая форма учета, предназначена для контроля над хозяйственными процессами и явлениями непосредственно в ходе их осуществления. Данные такого учета необязательно фиксируются в документах, они могут передаваться устно, по телефону и т.д. Важно лишь, чтобы они были достоверны и доступны руководству в любой момент.

Бухгалтерский учет - это строго формализованная система документального учета оборота хозяйственных средств. Такой учет позволяет наиболее точно регистрировать в денежной форме и контролировать все хозяйственные операции предприятия, его имущество и обязательства. Он ведется по специальным правилам, изучение которых выходит за рамки содержания данного пособия. Следует лишь отметить, что такой учет подразумевает непрерывное документирование всех операций, периодическую инвентаризацию (проверку наличия) всего имущества организация, обобщение данных и составление квартальной или годовой отчетной документации. Главный бухгалтер контролирует законность всех хозяйственных операций, и без его подписи не действителен ни один денежный документ организации.

Анализ производственно-хозяйственной деятельности организации представляет оценку ее эффективности, рациональности использования ресурсов, выявление резервов е целью последующего принятия правильных управленческих решений.

Этот вид контроля основан на изучении плановой, бухгалтерской и прочей документации, причем работы по такому изучению возглавляются самим руководителем предприятия. Это сложная работа, содержащая элементы научного анализа, поэтому для ее выполнения необходимо привлекать высококвалифицированных специалистов.

Деятельность организации анализируется примерно по тем же направлениям, которые рассматривались в плановых документах, в первую очередь в стройфинплане. Иными словами это анализ производственной программы, организационно-технического уровня, использования рабочей силы и , обеспеченности ресурсами и эффективности их использования, финансового состояния и т.д.

С помощью проведенного анализа выявляются положительные и негативные факторы и тенденции, проявившиеся в ходе деятельности предприятия за рассмотренный период. На основе этого должны уточняться стратегия и тактика дальнейшего хозяйственного поведения строительной организации.

Внешний контроль включает:

Аудит
контроль со стороны органов государственного надзора
контроль со стороны банков

Аудитом называют независимую экспертизу организации на основе проверки порядка ведения бухгалтерского учета и оценки соответствия хозяйственных и финансовых операций существующему законодательству. Аудит представляет собой аудиторов и аудиторских фирм, которые за определенную плату проводят проверки финансовой деятельности организация и выдают им свое заключение о достоверности имеющейся финансовой отчетности и законности проверяемых хозяйственных и финансовые операций.

Аудиторы, в отличие от служб государственных надзоров, не вмешиваются в деятельность проверяемых организаций, никого нe штрафуют, не привлекают к административной или ; они могут лишь дать заключение о незаконности тех или иных операций или недостоверности финансовой документации. Результаты аудита передаются только руководству организации, которая заказывали этот аудит. В то же время эти результаты имеют очень большое значение для руководителей проверяемой организации, так как последние получают возможность своевременно исправлять выявленные недостатки, и после этого не опасаться никаких проверок и санкций со стороны органов государственного надзора.

Аудиторские фирмы могут также оказывать различные консультационные услуги по хозяйственно-финансовым вопросам (ведение бухгалтерского учета, выплата налогов, анализ хозяйственной деятельности и т.д.), обучать персонал.

Аудиторская проверка может быть:

Добровольной
обязательной

В обоих случаях она проводится за счет проверяемой организации. Добровольная аудиторская проверка проводится по инициативе самой строительной организации, которая хочет иметь уверенность в правильности своих действий. Обязательная проверка проводится в особых случаях, установленных законодательством РФ. Например, такой проверке подлежат псе ОАО при наличии более 100 акционеров, организации с объемом годовой более 500 минимальных окладов и т.д.

Контроль со стороны органов государственного надзора включает проверки организаций налоговыми службами, архитектурно-строительным надзором (ГАСН), контрольно-ревизионным управлением (КРУ), казначейством РФ. Такие проверки проводятся как в плановом порядке, так и на основании сигналов о предполагаемых нарушениях. Круг вопросов, по которым делаются проверки, может быть очень широкий и в частности, может полностью совпадать с направлениями аудиторской проверки. Однако, в отличие то аудиторских организаций, упомянутые государственные органы принимают меры по каждому выявленному факту нарушения финансовой или государственной дисциплины, в том числе налагают штрафы, привлекают к уголовной ответственности.

Контроль со стороны банков в основном касается расходования бюджетных средств. Нельзя исключать ситуаций, когда заказчик и подрядчик, вступая в преступный сговор, оформляют фиктивный договор и, не производя никаких работ, получают деньги. Предотвращая подобные ситуации, банки часто проверяют наличие результатов выполненных по договору работ, если инвестором выступает государство.

План лекции

  • 2.1 Виды контроля и их классификация
  • 2.2 Приемы и способы, используемые при проведении контроля
  • 2.3 Контролирующие органы

Контрольные вопросы

Виды контроля и их классификация

В целях более глубокого изучения сущности, принципов построения, форм организации и методов осуществления контроля возникает необходимость его классификации.

При классификации контроля по видам выделяют(государственный контроль, внутренний контроль, аудиторский контроль, общественный контроль):

  • 1. Государственный контроль - осуществляют органы государственной власти и управления и административные органы. По целевой направленности государственный контроль в свою очередь подразделяется на:
    • - Общегосударственный контроль - осуществляется в масштабах всего государства органами государственной власти, центральными органами управления. Цель - обеспечение повышения эффективности производства, достижения высоких конечных результатов, более полного удовлетворения потребностей.
    • - Отраслевой контроль - способствует эффективному развитию отдельных отраслей экономики. Цель - выявление резервов повышения производительности труда, улучшения качества работы, развития НТП в отрасли.
    • - Специализированный контроль -- возложен на специализированные инспекции, которые осуществляют проверку соблюдения установленного порядка организации и ведения тех или иных хозяйственных операций, входящих в их компетенцию (ветеринарный, транспортный, иммиграционный, лицензионный).
  • 2. Внутренний контроль - выступает составной частью системы корпоративного управления и осуществляется как непосредственно руководством и другими должностными лицами хозяйствующего субъекта, так и его специальными контрольными службами или привлеченными специализированными организациями.
  • 3. Аудиторский контроль - независимый контроль за деятельностью предприятий, осуществляемый аудиторами-предпринимателями или аудиторскими фирмами. Цель -- проверка достоверности бухгалтерского баланса и финансовой отчетности, а также законности совершаемых на предприятии операций, правильности их отражения в учете.
  • 4. Общественный контроль - осуществляется неправительственными организациями и отдельными физическими лицами на основе добровольности и безвозмездности. К нему относится контроль со стороны профсоюзных и молодежных организаций. Цель -- проверка решения социальных вопросов в трудовых коллективах, в молодежной среде и по месту жительства членов данных организаций.

В зависимости от субъектов контрольной деятельности контроль подразделяется на (вневедомственный, ведомственный):

  • 1) вневедомственный - предполагает осуществление контрольных функций независимо от ведомственной подчиненности проверяемых субъектов хозяйствования;
  • 2) ведомственный - осуществляется вышестоящим органом

по принципу административной подчиненности. Компетенция органов ведомственного контроля распространяется на осуществление проверки вопросов данного ведомства и может выходить при необходимости за его пределы лишь по взаимосвязанным операциям и с согласия другого заинтересованного ведомства.

По характеру контрольных функций и сфере их применения выделяют(правовой контроль, экономический контроль, производственно-технический контроль):

  • 1. Правовой контроль - осуществляется в сфере государственного управления, обеспечивает точное и неукоснительное соблюдение законов всеми субъектами хозяйствования и должностными лицами.
  • 2. Экономический контроль - осуществляется в сфере управления экономикой и включает в себя финансовый, бухгалтерский, ревизионный и статистический контроль.
  • 3. Производственно-технический контроль - осуществляется в сфере производственного процесса и является способом оперативного регулирования хода производства.

В зависимости от времени проведения контроля различают (Предварительный контроль, текущий контроль, последующий контроль):

1. Предварительный контроль - осуществляется до начала совершения хозяйственных операций, подвергающихся контролю. Цель - предупреждение незаконности и нецелесообразности проведения хозяйственных операций.

Форма предварительного контроля играет важную роль в финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов, в связи с чем ее целесообразно использовать прежде всего во внутреннем контроле непосредственно в процессе планирования, бюджетирования и до начала осуществления бизнес-планов.

2. Текущий контроль - производится непосредственно в процессе совершения хозяйственных операций. Цель - оперативное устранение недостатков, выявление и распространение положительного опыта.

Основное преимущество текущего контроля заключается в возможности своевременно выявить резервы дальнейшего роста производства, которые в ходе осуществления предварительного и последующего контроля могут быть не вскрыты либо не вовлечены в дело.

3. Последующий контроль - осуществляется после совершения хозяйственных операций. Цель -- установление достоверности отчетных данных, а также выявление недостатков или положительного опыта.

Благодаря последующему контролю обеспечивается объективная оценка деятельности хозяйствующих субъектов и отдельных должностных лиц. Эта форма контроля является самой распространенной и применяется в работе всех органов экономического контроля.

В зависимости от источников контрольных данных выделяют(Документальный контроль, фактический контроль):

1. Документальный контроль - контроль, осуществляемый по документальным данным. Источниками таких данных являются первичные и сводные бухгалтерские документы, регистры синтетического и аналитического учета, бизнес-планы и отчеты предприятия и другие.

Специфика источников документального контроля состоит в том, что они могут быть как достоверными, так и недостоверными, полными "и неполными, что, безусловно, сказывается и на выборе технических приемов его осуществления, которые связаны главным образом с проверкой документов.

2. Фактический контроль - контроль, осуществляемый по данным осмотра проверяемых объектов в натуре, т.е. путем проведения инвентаризации фактического наличия и состояния хранения хозяйственных средств.

Достоинство фактического контроля состоит в том, что он обеспечивает безусловную достоверность контрольных данных. Вместе с тем, деление контроля на документальный и фактический носит в известной мере условный характер, так как в основе этого разграничения лежат различные источники данных.

По охвату проверяемых объектов выделяют контроль (сплошной, выборочный):

  • 1) сплошной - проверка объектов (хозяйственных операций) в сплошном порядке, который характеризуется большой трудоемкостью, в связи с чем он используется по отдельным участкам финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов;
  • 2) выборочный - ограничивается проверкой выборочного круга проверяемых объектов (хозяйственных операций) по существующим методам их отбора, на основании чего по выборочной совокупности формируются выводы по результатам проведенного контроля.

По периодичности проведения можно выделить:

  • 1) систематический (регулярный) контроль - производится, как правило, с определенной периодичностью и характерен для государственного, внутреннего и аудиторского контроля;
  • 2) разовый (эпизодический) контроль - обусловлен в основном теми или иными общественными интересами" (инициативами).

По способам осуществления различают следующие виды контроля:

  • 1. Ревизия - всесторонняя и глубокая документальная и фактическая проверка производственно-финансовой и коммерческой деятельности субъекта хозяйствования за определенный период времени.
  • 2. Экономический анализ - заключается в выявлении влияния фактов на результаты хозяйственно-финансовой деятельности предприятий (неиспользованные ресурсы, финансовое состояние и платежеспособность, оценка имущества, ликвидность и т.д.). Практическое осуществление экономического анализа как способа контроля совмещается обычно с другими способами (проверками, обследованиями, ревизиями).
  • 3. Хозяйственный спор - это способ выявления, соблюдения законности и обеспечения законных прав в хозяйственных взаимоотношениях предприятий, организаций и учреждений. Хозяйственные споры разрешаются органами Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, а также судами общей юрисдикции.
  • 4. Следствие (расследование) - представляет такой способ контроля, при котором выявляются виновность физических лиц и размер причиненного ими ущерба. Специфика этого способа контроля заключается в том, что он осуществляется только судебно-следственными органами при наличии необходимых признаков уголовно наказуемых деяний отдельных должностных лиц.
  • 5. Обследование - применяется в практике контроля при подготовке обсуждения или решения тех или иных вопросов хозяйственной деятельности путем их изучения на месте. Оно организуется, например, для проверки состояния складского хозяйства, пожарной безопасности, охраны труда и т.д.

Финансово-хозяйственная деятельность предприятия связана с формированием и расходованием денежных средств, а следовательно, затрагивает интересы государства, работников предприятия, акционеров и всех возможных контрагентов предприятия. Контроль проявляется через анализ финансовых показателей деятельности предприятия и меры воздействия различного содержания (например, анализ финансового состояния на предприятии в целях его улучшения, контроль за уплатой налогов в бюджет и применении штрафных санкций, контроль за целевым расходованием предоставленных финансовых ресурсов и т.д.).

Различают внутренний и внешний финансовый контроль. Внутренние органы финансового контроля на предприятии - это финансовый отдел или финансовая дирекция, бухгалтерия, ревизионная комиссия. К внешним органам контроля относится налоговая инспекция, аудиторская фирма, органы налоговой полиции, органы государственных внебюджетных фондов, банковские учреждения, отделения федерального казначейства, отделения по делам о несостоятельности (банкротстве). Цели, задачи и функции органов контроля регулируются соответствующими законодательными актами.

Главные задачи организации финансов предприятия - рациональное размещение средств, эффективное их использование и поиск длительных источников для финансирования.

Необходимыми условиями эффективного функционирования финансов являются:

ü Многообразие форм собственности;

ü Наличие рынков товаров, труда и капитала;

ü Самофинансирование предпринимательства;

ü Свобода предпринимательства и самостоятельность в принятии решений;

ü Рыночное (свободное) ценообразование и конкуренция;

ü Регламентация государственного вмешательства в деятельность предприятий и организаций;

ü Наличие правового обеспечения правил экономического поведения и др.

ТЕМА 2. ПОРЯДОК ОБРАЗОВАНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ предпринимательскую деятельность могут вести физические лица (граждане без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя) и юридического лица.

Юридическим лицом признается организация, прошедшая государственную регистрацию, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

Юридическими лицами могут быть коммерческие и некоммерческие организации.

Коммерческие организации в качестве основной цели своей деятельности преследуют извлечение прибыли. Коммерческие организации создаются в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Некоммерческие организации могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений). Благотворительных или иных фондов, а также в других формах предусмотренных законом.

В соответствии с законом «О предприятиях и предпринимательской деятельности в РСФСР» от 25.12.90.:

Предприятие - это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для ведения хозяйственной деятельности, которая осуществляется в целях извлечения прибыли и удовлетворения общественных потребностей.

Все многообразие предпринимательской деятельности может быть классифицировано по различным признакам :

· Виду деятельности

· Формам собственности

· Количеству собственников

· Организационно-правовым формам

· Организационно-экономическим формам

· Степени использования наемного труда и др.

По виду или назначению предпринимательскую деятельность можно подразделить на производственную, коммерческую, финансовую, консультативную и др.. Все эти виды могут функционировать раздельно или вместе.

По формам собственности имущество предприятий может быть частным, государственным, муниципальным, а также находится в собственности общественных объединений (организаций). При этом государство не может устанавливать в какой бы то ни было форме ограничения или преимущества в осуществлении прав собственности в зависимости от нахождения имущества в частной, государственной, муниципальной собственности или собственности общественных объединений (организаций).

По количеству собственников предпринимательская деятельность может быть индивидуальной и коллективной. При индивидуальном предпринимательстве собственность принадлежит одному физическому лицу. Коллективная собственность – это собственность, принадлежащая одновременно нескольким субъектам с определением долей каждого из них (долевая собственность) или без определения долей (совместная собственность). Владение, пользование и распоряжением имуществом, находящимся в коллективной собственности, осуществляется по соглашению всех собственников.

В числе организационно-правовых форм – хозяйственные товарищества и общества, кооперативы.

Согласно Гражданскому кодексу РФ ст.66 хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделением на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом.

Унитарное предприятие – государственное или муниципальное предприятие, не наделенное правом собственности на имущество, закрепленное за ним.

Производственный кооператив – это добровольное объединение на основе членства для совместной хозяйственной деятельности, основанной на личном участии членов производственного кооператива.

К основным организационно-экономическим формам предпринимательства можно отнести: концерны, ассоциации, консорциумы, синдикаты, картели, финансово- промышленные группы.

Образование новых предприятий и расширение действующих определяется следующими факторами:

· Наличие неудовлетворительного спроса на продукцию (услуги);

· Наличие ресурсов, необходимых для организации производства продукции;

· Уровень развития науки и техники в соответствующей отрасли производства.

Определяющим является спрос на продукцию.

Уже с момента принятия решения об организации предприятия возникает необходимость строгого выполнения комплекса требований законодательства о порядке создания новых предприятий.

Перечень, как и содержание учредительных документов, зависит от избранной предпринимателем организационно-правовой формы будущего предприятия.

Для государственной регистрации предприятия в местные органы власти представляется решение о создании предприятия и его устав. При этом к решению приравнивается заявление учредителя с просьбой зарегистрировать предприятие. Решение принимается на собрании учредителей и фиксируется протоколом. В протоколе № 1 собрания необходимо указать фамилию, имя, отчество каждого присутствующего на собрании учредителя. На собрании учредителей , как правило, рассматриваются три основных вопроса:

1. Об организации предприятия и его наименовании

2. О принятии устава предприятия

3. Выбор директора предприятия и председателя ревизионной комиссии.

В протоколе следует изложить предложения учредителей по обсуждаемым вопросам, а в постановляющей части отразить результаты голосования по вопросам повестки. Протокол подписывается учредителями предприятия.

Составляется и подписывается учредительный договор - он регламентирует отношения между учредителями как будущими владельцами предприятия.

Устав является важным юридическим документом, и к его составлению следует относиться предельно внимательно. При разработке устава следует исходить из требований законодательных актов, действующих на территории РФ, которыми определяются права собственности, а также права и обязанности предприятий в процессе осуществления хозяйственной деятельности. Устав регламентирует взаимоотношения между предприятием и государством.

В устав предприятия указывается:

· Полное наименование

· Юридический адрес

· Определяется ее организационно-правовая форма

· Данные об учредителях

· Порядок образования имущества, в том числе право собственности на имущество предприятия

· Формулируются основные цели деятельности

· Указывается величина уставного капитала и порядок его формирования

· Порядок распределения прибыли и покрытия убытков

· Определяются права и обязанности учредителей

· Указывается структура предприятия и порядок управления ее деятельностью.

· Приводятся положения о порядке ликвидации фирмы, о порядке внесения изменений в устав

· Об ответственности предприятия по своим имущественным обязательствам.

На титульном листе устава в верхнем углу проставляется дата его утверждения, и подписать учредителя. Если устав утвержден решением собрания учредителей, указывается его дата и номер протокола. Перед сдачей на государственную регистрацию устав должен быть прошит.

Регистрация осуществляется местными органами власти. Отказ в регистрации возможен только в случае нарушения действующих законов, а также в том случае, если учредительные документы не соответствуют требованиям, предъявленным действующим законодательством.

Государственная регистрация предприятий – услуга платная, поэтому к комплексу учредительных документов прикладывают квитанцию об уплате государственной пошлины.

При состоявшемся факте государственной регистрации предприятия заявитель (учредитель или лицо, уполномоченное учредителями) получает временное свидетельство о регистрации , которое действительно в течение 30 дней с момента выдачи. в течении этих 30 дней заявитель должен осуществить все те мероприятия, которые необходимы для получения вновь создаваемым предприятием статуса юридического лица.

Эти мероприятия включают в себя следующие действия:

· Получение кодов ОКПО, ОКОНХ в органах Госкомстата

· Постановка на учет в налоговую инспекцию по месту регистрации. Сюда сдаются копии учредительных документов и приказы о назначении директора и главного бухгалтера. В налоговой инспекции открывается дело, в котором хранятся финансовые отчеты предприятия, назначается инспектор, который будет курировать это предприятие, присваивается идентификационный номер налогоплательщика ИНН и выдается справка о постановке на учет для предоставления в банк с целью открытия расчетного счета. Карта постановки на налоговый учет.

· Получение справки в Минфине РФ о внесении регистрируемого предприятия в Государственный реестр

· Открытие текущего счета в банке и внесение на этот счет 50% уставного фонда. В банк сдаются образцы подписей руководителей предприятия и образцы оттисков печати, заверенные нотариусом. Заполняются анкеты на предприятие и на его учредителей и руководителей. Заключается договор на обслуживание, который подписывается обеими сторонами. Выдается чековая книжка.

· Получение разрешения в органах милиции на изготовление печати

· Заказ и изготовление печати

· Постановка на учет: в Пенсионном фонде, Фонде социального страховании, Фонде занятости, Фонде обязательного медицинского страхования, в автодорожном фонде, в военкомате, Экологический фонд.

· Документ подтверждающий оплату не менее 50% уставного капитала предприятия, указанного в решении о создании предприятия или в учредительном договоре.

По истечении 30 дней с момента получения временного свидетельства заявитель должен вернуть в орган, зарегистрировавший предприятие, временное свидетельство со всеми необходимыми отметками и справками и получит взамен него постоянное свидетельство о регистрации предприятия. С этого момента предприятие становится самостоятельным юридическим лицом со всеми вытекающими последствиями право- и дееспособности.

Если предприятие создается, как акционерное общество , то его учредителям предстоит также осуществить подписку на акции. При открытой подписке учредители публикуют извещение о предстоящей подписке, в котором называется предмет, цели и сроки деятельности будущего акционерного общества, состав учредителей и дату проведения учредительной конференции, намечаемый размер уставного фонда, количество и виды акций, их номинальную стоимость, сроки начала и окончания подписки на акции и другие требуемые сведения. Подписавшиеся на акции обязаны внести до дня созыва учредительной конференции не менее 30% номинальной стоимости акций. Если же все акции распределены между учредителями, то взнос должен составлять не менее 50%. Полностью же выкупить акции акционер обязан не позднее года после регистрации акционерного общества.

Затем проводится учредительная конференция. В ее задачу входит решение следующих вопросов:

· О создании акционерного общества

· Утверждение Устава АО

· О размере уставного фонда после завершения подписки на акции

· Выбор руководящих органов АО и др.

· После успешного завершения учредительной конференции осуществляется регистрация вновь созданного акционерного общества. И оно может начинать функционировать.

Практически отсутствуют какие-либо ограничения на виды деятельности и ассортимент реализуемых товаров, на процесс ценообразования и использования прибыли. Исключение составляют те виды деятельности, которые подлежат обязательному лицензированию.

Лицензирование.

Исполнительные органы власти устанавливают перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия.

Лицензии выдаются в бланковой форме. Бланки лицензий имеют степень защищенности на уровне ценных бумаг и относятся к документам строгой отчетности.

В лицензии указываются следующие обязательные реквизиты:

· Наименование органа, выдавшего лицензию;

· Наименование и юридический адрес юридического лица – получателя лицензии;

· ФИО и паспортные данные физического лица;

· Вид деятельности, осуществление которой разрешается лицензией;

· Срок действия лицензии;

· Условия осуществления лицензионной деятельности;

· Регистрационный номер лицензии и дата ее выдачи.

Для получения лицензия предприятия направляет в лицензирующие органы следующие документы:

· Заявление

· Копии учредительных документов, заверенные нотариусом

· Копию свидетельства о государственной регистрации предприятия

· Документ, подтверждающий оплату рассмотрения заявления

· Справку налогового органа о постановке на учет или свидетельство о регистрации физического лица в качестве предпринимателя со штампом налогового органа

Плата, взимаемая за рассмотрение заявления и выдачу лицензии, поступает в доход бюджета, за счет средств которого содержится орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности.

В заявлении указывается наименование и организационно-правовая форма юридического лица, адрес, номер расчетного счета и соответствующего банка, вид деятельности, запрашиваемый срок действия лицензии.

Решение о выдаче или отказе принимается в течение 30 дней. Для выдачи лицензии может потребоваться проведение дополнительной экспертизы. В этом случае срок увеличивается до 60-90 дней.

Срок действия лицензии зависит от специфики вида деятельности, но не может быть меньше трех лет. Лицензия не подлежит передаче другому предприятия. Филиалы лицензиата получают заверенные копии лицензий.

Порядок переоформления лицензии при реорганизации предприятия аналогичен получению.

Действие лицензии может быть приостановлено, а также она может быть аннулирована по решению лицензионных органов.

Выдача, регистрация, приостановление и аннулирование лицензий отражается в реестрах, которые ведут органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности.

Помимо необходимости выполнения всех юридических требований в процессе создания фирмы начинающий предприниматель должен решить и ряд организационно- экономических вопросов, связанных с обеспечением нормальных условий деятельности предприятий (помещение; необходимое оборудование; запасы сырья и материалов, необходимых для начала деятельности; энергообеспечение; обеспечение необходимыми трудовыми ресурсами, включая наемный персонал, если в нем имеется необходимость).

Созданная фирма может функционировать неопределенно долгое время, причем в случае надобности могут вносить изменения и дополнения в ее устав и другие учредительные документы.

Решение о ликвидации или реорганизации предприятия , так же, как и о его создании, принимает его владелец или арбитражный суд, если предприятие оказалось банкротом.

Причины прекращения деятельности или кардинальной перестройки работы предприятия могут быть следующими:

· Отсутствие или резкое падение спроса на выпускаемую продукцию;

· Убыточность производства;

· Экологическая опасность предприятия для окружающей среды и населения.

· Возможность использования зданий, сооружений, оборудования и других средств предприятия для организации выпуска более экономически выгодной или более необходимой потребителям продукции.

Во всех случаях при ликвидации фирмы должен соблюдаться следующий порядок первую очередь удовлетворяются все претензии наемного персонала (выплачивается заработная плата и другие виды вознаграждения, оговоренные трудовым законодательством или контрактом с нанимаемым работником), затем удовлетворяются обязательства фирмы перед государственными органами (налоговой службой, спец. Фондами) и, наконец, в последнюю очередь имущественные и денежные претензии сторонних коммерческих организаций (кредиторов).

При ликвидации предприятия в обязательном порядке создается ликвидационная комиссия , а объявление о ликвидации предприятия с указанием предельного срока предъявления к предприятию соответствующих претензий публикуется в печати.

Ликвидационная комиссия определяет источники удовлетворения и очередность погашения всех обязательств предприятия (остатки денежных средств на расчетном счете и в кассе предприятия, взыскание дебиторской задолженности и реализация принадлежащего фирме имущества – материальных и нематериальных активов). Остающиеся после ликвидации предприятия и удовлетворения всех имущественных претензий к ней средства передаются собственникам фирмы и распределяются между ними в порядке, оговоренном в уставе или ином оформленном в надлежащем порядке документе.

Для исключения предприятия из Государственного реестра ликвидационная комиссия представляет в налоговый орган следующие документы:

· Копию протокола собрания (приказа), решения суда или другого уполномоченного органа о принятии решения о ликвидации предприятия;

· Акт ликвидационной комиссии;

· Ликвидационный баланс;

· Уведомления Пенсионного и Дорожного фондов, Фонда занятости, отдела статистики о снятии с учета и отмене кодов; Медстрах, соцстрах, военкомат;

· Акт проверки налоговым инспектором финансово-хозяйственной деятельности ликвидируемого предприятия;

· Справка банка или кредитного учреждения о закрытии счета;

· Документ, подтверждающий уничтожение печати и штампов;

· Первый экземпляр карты постановки на налоговый учет и включения в Госреестр;

· Документ о сдаче документов в архив (акт приема-передачи на госхранение).

При изучении данного раздела студенты должны ознакомиться с организацией контроля финансово-хозяйственной деятельности организации.

Для этого необходимо:

1 Ознакомиться с порядком ведения и содержанием книги учета проверок не менее чем за два года, предшествующих периоду прохождения практики.

2 Ознакомиться с организацией внутрихозяйственного контроля, представив в отчете следующую информацию:

● на кого возложены функции внутрихозяйственного контроля;

● планирование работы органов внутрихозяйственного контроля;

● осуществляемые мероприятия по внутрихозяйственному контролю и их результаты.

3 Ознакомиться с организацией и проведением внутриведомственного контроля, представив в отчете следующую информацию:

● кем проводится внутриведомственный контроль;

● периодичность и форма проведения внутриведомственного контроля;

● организация и общий план проведения внутриведомственного контроля.

● последний срок проведения внутриведомственного контроля и порядок оформления результатов такой проверки.

3 Ознакомиться с организацией вневедомственного контроля, представив в отчете следующую информацию:

● наименование органов контрольной (надзорной) деятельности, осуществляющих проверку организации-объекта практики за исследуемый период;

● цели и задачи проверки (из книги учета проверок).

В процессе прохождения практики студент должен выбрать для себя тему курсовой работы по дисциплине "Контроль и аудит". По избранному объекту контроля необходимо собрать взаимоувязанные первичные документы, учетные регистры, а также бухгалтерскую и статистическую отчетность.

Примерный перечень приложений к отчету по данному разделу программы практики:

1 Копия книги учета проверок (ревизий) за исследуемый период.

2 Копии актов и справок, составленных по итогам проверок.

Информационно-методическая часть

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПРАКТИКИ

Перечень тем Продолжительность в часах
1 Краткая экономическая характеристика деятельности организации.
2 Основы организации бухгалтерского учёта.
3 Учет затрат на производство продукции (работ, услуг).
4 Учет реализации продукции, работ, услуг.
5 Учет денежных средств в кассе и на счетах в банках.
6 Учет расчетных операций.
7 Учет финансовых результатов.
8 Учет фондов, резервов, целевого финансирования.
9 Бухгалтерская отчётность.
10 Анализ основных средств.
11 Анализ трудовых ресурсов организации и оплаты труда.
12 Анализ материальных ресурсов организации.
13 Анализ затрат и себестоимости продукции (работ, услуг).
14 Экспресс-анализ финансового состояния организации.
15 Организация контроля финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Итого

Организационные вопросы прохождения практики



Объекты практики и рабочие места студентов

Учетно-аналитическая (производственная) практика способствует подготовке студентов к самостоятельной профессиональной деятельности по специальности "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" и должна проводиться в организациях, соответствующих профилю подготовки специалистов.

Основными объектами практики являются организации, для которых производится целевая подготовка специалистов (независимо от источников финансирования обучения), организации, с которыми у Белорусского государственного университета транспорта существуют договорные отношения о проведении научно-исследовательских, проектных и других работ.

Другие объекты составляют преимущественно организации, предлагаемые в порядке личной инициативы самими студентами для прохождения учетно-аналитической (производственной) практики.

Учетно-аналитическую (производственную) практику студент может проходить на следующих объектах:

● в Управлении Белорусской железной дороги, отделениях железной дороги, финансово-экономической службе (отделе) или службе (отделе) бухгалтерского учета и методологии;

● в структурных организациях отделений железной дороги и организациях дорожного подчинения;

● в организациях автомобильного, водного и авиатранспорта;

● в организациях других отраслей экономики, учреждениях и организациях бюджетной, финансовой и банковской сферы.

Выбор объекта практики студент производит самостоятельно, согласно предоставленного им договора или из перечня организаций Белорусской железной дороги, с которыми университетом заключены договора о целевой подготовке. После закрепления объектов практики за студентами кафедрой составляется приказ о направлении студентов на учетно-аналитическую практику, который утверждается первым проректором университета.



Учетно-аналитическая (производственная) практика студентов должна проходить в одном из подразделений организации, выполняющем учетные функции. Имея рабочее место в одном из таких подразделений, студенты знакомятся с деятельностью других подразделений по мере выполнения программы практики.

В период практики студент должен занимать рабочие места с таким расчетом, чтобы можно было выполнить требования всех разделов программы. Не допускается использование студента во время практики лишь на одном рабочем месте, а также на работе, не предусмотренной программой практики и не имеющей отношения к специальности студента.

Студент-практикант может быть зачислен организацией на вакантную штатную должность только по специальности. При этом для выполнения программы практики студенту должна быть предоставлена возможность ознакомиться с организацией и постановкой бухгалтерского учета деятельности организации, аналитической работы отделов, порядком проведения проверок.

Продолжительность практики

Студенты дневной и заочной формы обучения специальности "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" проходят практику в течение трех недель. Даты начала и окончания учетно-аналитической практики устанавливаются приказом по университету в соответствии с учебным планом.

Сроки прохождения практики могут быть изменены для отдельных студентов при наличии объективных причин, которые не позволяют осуществлять этот вид учебной нагрузки в установленные университетом сроки. Для этого студент подает заявление на имя декана факультета, где указывается причина с приложением подтверждающих документов и оговариваются индивидуальные сроки прохождения практики. Сроки должны быть согласованы с организацией (объектом практики).

В период прохождения практики студент выполняет следующую работу:

● осуществляет сбор и обработку практического материала;

● консультируется у руководителя практики;

● готовит материалы по результатам исследования для их согласования с руководителем практики в организации;

● оформляет отчёт по практике для представления на кафедру;

● выполняет индивидуальное задание, выданное руководителем практики.

Студент совместно с руководителем практики от организации, руководствуясь продолжительностью практики, должен составить индивидуальный календарный план по форме, приведенной в дневнике.

Последовательность выполнения программы практики устанавливается руководителем практики с учетом возможности ее выполнения в организации.

Обязанности и права студентов в период прохождения практики

К учетно-аналитической (производственной) практике студент допускается после успешной сдачи экзаменационной сессии и ликвидации всех академических задолженностей. До начала практики студент должен встретиться с руководителем практики от кафедры, согласовать с ним календарно-тематический план практики, получить индивидуальное задание и обязан присутствовать на организационном собрании, проводимым в установленный день.

Студенты при прохождении практики обязаны:

● знать до отъезда на практику, кто из преподавателей назначен кафедрой руководителем практики, место и время ее прохождения, изучить программу практики;

● приступить к практике (прибыть на место прохождения практики) и закончить ее в срок, установленный приказом по университету;

● явиться по прибытии к руководителю практики от организации, согласовать с ним индивидуальный календарно-тематический план практики, получить указания о порядке и месте ее прохождения, решить вопрос о времени и месте получения консультаций, утвердить рабочую программу и получить копию приказа о прохождении практики в данной организации.

Копия приказа о прохождении практики в данной организации должна быть представлена в течение 10 дней с начала практики;

● строго соблюдать действующие в организации правила внутреннего распорядка и подчиняться им. При нарушении правил руководитель организации может налагать на студента взыскания с последующим сообщением ректорату университета;

● выполнять программу практики в соответствии с индивидуальным календарно-тематическим планом, полностью осуществлять предусмотренные работы, стремясь приобрести как можно больше практических навыков по своей специальности;

● изучить по соответствующим разделам программы практики:

– инструктивные материалы, постановления, указания по организации и методологии бухгалтерского учета, финансовой и аналитической работы, овладеть навыками использования нормативных документов в контроле за производственно-финансовой деятельностью;

– организацию первичного учета, порядок документального оформления хозяйственных операций, составления, приемки, обработки документов, ознакомиться с регистрацией хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета, составлением отчетности, анализом ее показателей;

– степень автоматизации бухгалтерского учета;

● нести ответственность за выполненную работу и ее результаты наравне со штатными работниками;

● участвовать в рационализаторской и исследовательской работе по заданию кафедры;

● активно участвовать в жизни и производственной деятельности организации;

● ежедневно производить записи в дневник о выполнении заданий, предусмотренных календарным планом и отражать виды работ, выполненные по поручению главного бухгалтера или руководителя практики от организации;

● в сроки, согласованные с руководителем практики от университета, представить на проверку отчет по темам, предусмотренным программой практики;

● по результатам учетно-аналитической (производственной) практики составить отчет в соответствии с порядком, изложенным в программе практики, и подготовить материал для выполнения курсовой работы по дисциплине "Контроль и аудит";

● представить по окончании практики отчет и защитить его перед комиссией в установленный кафедрой "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" срок.

Студентам запрещается самовольно оставлять объекты практики в рабочее время. Разрешение на отсутствие по месту практики при наличии уважительных причин можно получить у декана факультета, его заместителя или руководителя практики.

При возвращении с практики студент обязан представить:

1 Отчет о практике со всеми необходимыми документами. Отчет должен быть подписан руководителем практики от организации, и его подпись заверена печатью.

2 Дневник практики (с отметками и подписями руководителя практики от организации). Вместе с дневником должна быть представлена оформленная путевка (с отметками о датах прибытия и убытия, заверенных подписью и печатью). В соответствующем разделе дневника руководителем от организации должна быть написана характеристика -отзыв о работе студента в период прохождении им практики.

3 Бланк письменного отчета о выполнении программы практики , подписанный студентом, непосредственным руководителем практики от организации и утвержденный руководителем (заместителем руководителя).

4 Индивидуальное задание , которое представляется вместе с отчетом о практике.

5 Справку для подтверждения выплаты суточных для студентов дневной формы обучения, проходящих практику за пределами Гомеля.

При прохождении практики студенты имеют право:

· получать необходимую информацию для выполнения программы практики и индивидуального задания;

· пользоваться библиотекой организации и с разрешения главного бухгалтера и руководителей подразделений – информационными фондами и техническими архивами организации;

· получать компетентную консультацию специалистов организации по вопросам, предусмотренным программой практики;

· с разрешения руководителя практикой от организации и руководителя подразделения пользоваться вычислительной и оргтехникой для обработки информации, связанной с выполнением задания по практике;

· пользоваться услугами подразделений непроизводственной инфраструктуры организации (столовой, буфетом, спортсооружениями и т.п.).