Срок сдачи аудиторского заключения в статистику. В каких случаях проведение аудита обязательно Кто обязан предоставлять аудиторское заключение

Некоторые организации обязаны ежегодно проводить аудит (проверку) бухгалтерской (финансовой) отчетности (ч. 2 ст. 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ).

Критерии обязательного аудита говорят о том, что аудит проводится, если организация является:

  • акционерным обществом;
  • профессиональным участником рынка ценных бумаг либо ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;
  • страховой компанией;
  • кредитной организацией.

Для всех остальных компаний (за исключением органов власти, а также государственных (муниципальных) учреждений) аудит обязателен, если, например:

  • организация предоставляет (публикует) консолидированную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (кроме государственного внебюджетного фонда);
  • объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за предшествующий отчетному год превышает 400 000 000 руб. (кроме сельхозкооперативов и их союзов, а также государственных (муниципальных) унитарных предприятий);
  • сумма активов баланса на конец предшествующего отчетному года превышает 60 000 000 руб. (кроме сельхозкооперативов и их союзов, а также государственных (муниципальных) унитарных предприятий);
  • такая обязанность закреплена другими федеральными законами (например, для эмитентов ценных бумаг обязанность проводить аудит установлена пунктом 9 статьи 22 Закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ, а для организаторов азартных игр частью 12 статьи 6 Закона от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ).

Полный перечень случаев, когда необходимо проводить обязательный аудит организации, приведен в части 1 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ. Сводная таблица , содержащая полный перечень случаев обязательного аудита бухгалтерской отчетности за 2015 год, с указанием вида аудируемой отчетности и возможных проверяющих приведена в информационном сообщении Минфина России.

Ситуация: нужно ли проводить обязательный аудит ООО за первый год деятельности? Финансовые показатели (выручка, сумма активов) превысили допустимые лимиты.

Нет, не нужно.

Дело в том, что для решения вопроса об обязательном аудите организации оценивают показатели выручки и активов не за отчетный год, а за предыдущий.

Так, для ООО аудит обязателен, если:

  • объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за год, предшествующий отчетному, превышает 400 000 000 руб.;
  • сумма активов баланса на конец года, предшествующего отчетному, превышает 60 000 000 руб.

Об этом сказано в пункте 4 части 1 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ. Полный перечень случаев, когда необходимо проводить обязательный аудит, приведен в части 1 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ.

В рассматриваемом случае компания работает только первый год. Соответственно, в предыдущем году у нее никаких финансовых показателей не было, поскольку самой организации еще не существовало. Следовательно, обязательный аудит бухгалтерской отчетности проводить не нужно.

Возможно, обязательный аудит придется проводить в следующем году – если активы или выручка превысят установленные лимиты. Но это будет зависеть еще и от того, когда именно была зарегистрирована организация.

Дело в том, что для вновь созданных организаций действуют особые правила определения отчетного периода. А именно первым отчетным годом для вновь созданной организации является период:

  • с даты государственной регистрации по 31 декабря следующего года включительно, если организация создана после 30 сентября.

Например, организация была зарегистрирована 1 июля 2013 года (т. е. до 30 сентября). Соответственно, первым отчетным годом для нее будет период с 1 июля по 31 декабря 2013 года включительно. Обязательный аудит в этом случае необходимо будет провести по итогам 2014 года в 2015 году, если финансовые показатели за 2013 год (с июля по декабрь включительно) превысят максимальные значения.

Теперь предположим, что организация была зарегистрирована 1 ноября 2013 года (т. е. после 30 сентября). Первым отчетным годом для нее будет период с 1 ноября 2013 года по 31 декабря 2014 года включительно. Соответственно, по итогам 2014 года обязательный аудит не потребуется, поскольку у организации еще не будет периода, предшествующего отчетному. А вот по итогам 2015 года (в 2016 году) аудит придется провести, если финансовые показатели с ноября 2013 года по декабрь 2014 года включительно превысят допустимые лимиты.

Внутренний контроль

Если бухгалтерская отчетность организации подлежит обязательному аудиту, она обязана организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухучета и составления бухгалтерской отчетности. Исключение из этого порядка составляет случай, когда руководитель организации принял ведение бухучета на себя.

Кто проводит обязательный аудит

Обязательный аудит могут проводить как аудиторские организации, так и индивидуальные аудиторы (ч. 2 ст. 1, ст. 3, 4 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ).

Исключение предусмотрено только для:

  • компаний, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;
  • кредитных и страховых организаций;
  • негосударственных пенсионных фондов;
  • компаний, формирующих консолидированную отчетность.

Проведение обязательного аудита у них осуществляют аудиторские организации.

Эти правила предусмотрены частью 3 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ.

При выборе аудиторской организации (индивидуального аудитора):

  • убедитесь в ее независимости (ч. 1 ст. 8 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ).

Совет: чтобы убедиться в том, что аудиторская организация является членом саморегулируемой организации, можно запросить у нее документы, свидетельствующие о членстве в одной из них. С государственным реестром саморегулируемых организаций аудиторов можно ознакомиться на официальном сайте Минфина России (ч. 7 ст. 23 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ).

Кроме того, в законодательстве предусмотрены особенности обязательного аудита в:

  • государственных и муниципальных унитарных предприятиях;
  • государственных корпорациях и компаниях;
  • организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов.

Заключение договоров на проведение аудита для них возможно только по итогам размещения заказа на оказание этих услуг на торгах в форме открытого конкурса (в порядке, предусмотренном Законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). Это правило установлено в части 4 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ.

Представление аудиторского заключения в Росстат и налоговую инспекцию

Если организация обязана проводить аудит, то она должна представить аудиторское заключение вместе с бухгалтерской отчетностью в территориальное подразделение Росстата. Сделать это нужно:

  • либо одновременно с подачей бухгалтерской отчетности;
  • либо отдельно, но не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, и не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным.

Внимание: если не сдать в Росстат аудиторское заключение (представить с опозданием), будет взыскан административный штраф.

За то, что статистическая информация в Росстат не сдана (или представлена с нарушениями, в т. ч. не вовремя), предусмотрен штраф в размере от 10 000 до 20 000 руб. для должностного лица организации (руководителя). Организацию же могут оштрафовать на сумму от 20 000 до 70 000 руб.

Повторное нарушение обойдется дороже: должностное лицо оштрафуют на сумму от 30 000 до 50 000 руб., организации грозит штраф в размере от 100 000 до 150 000 руб.

Такие санкции предусмотрены статьей 13.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Подавать аудиторское заключение в налоговую инспекцию не требуется, так как аудиторское заключение не входит в состав бухгалтерской отчетности , обязательной для представления в инспекцию. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 30 января 2013 г. № 03-02-07/1/1724 и УФНС России по г. Москве от 31 марта 2014 г. № 13-11/030545, от 20 января 2014 г. № 16-15/003855.

Опубликование аудиторского заключения

Если бухгалтерская отчетность, подлежащая обязательному аудиту, публикуется, то вместе с ней должно быть опубликовано и аудиторское заключение (ч. 10 ст. 13 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Аудит – это независимая проверка бухгалтерской отчетности организации. В статье мы расскажем, когда проводить такую ревизию и какие фирмы подпадают под аудит. Также разберемся, куда сдавать аудиторское заключение и что будет за игнорирование данной обязанности.

В законодательстве нет четких сроков, когда проводить обязательный аудит бухгалтерской отчетности. Раз отчетность годовая, логично проверять ее после окончания года и до того, как баланс и другие формы утвердят собственники компании. Происходит это на очередном ежегодном собрании участников (акционеров). Так, ООО проводят такое мероприятие в марте-апреле года, следующего за истекшим отчетным периодом. АО проводят собрание акционеров в период с марта по июнь (ст. 34 Закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ, п. 1 ст. 47 Закона от 26.12.2014 № 208-ФЗ).

При этом сдать бухотчетность в ИФНС и отделение статистики надо не позднее трех месяцев по окончании года. То есть за 2015 год следовало представить отчетность в эти ведомства до 31 марта 2016 года включительно (подп. 5. п. 1 ст. 23 НК, ст. 18 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Причем сдать отчетность можно было и не утвержденную собственниками организации. Главное – уложиться в срок.

Когда обязательно проводить аудит и кто это делает

Давайте разберемся, какие организации подпадают под обязательный аудит. В частности, проводить его должны любые акцио­нерные общества (как публичные, так и непубличные), страховые компании, негосударственные пенсионные фонды и кредитные организации.

Также аудит обязателен, если фирма публикует консолидированную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (кроме государственного внебюджетного фонда). Тоже самое касается компаний с объемом выручки за предшествующий отчетному год свыше 400 млн рублей. Обязательно проводить аудит и организациям, у которых сумма активов баланса на конец предшествующего отчетному года превышает 60 млн рублей.

Обратите внимание

ГУПы, МУПы, государственные корпорации и компании заключать договоры на проведение аудита могут только по итогам размещения заказа на оказание этих услуг на торгах в форме открытого конкурса (ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ).

Полный перечень случаев обязательного аудита в части 1 статьи 5 Закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ. Имеет смысл дополнительно заглянуть в сводную таблицу Минфина России (размещена на официальном сайте ведомства) с полным перечнем случаев обязательного аудита бухотчетности за 2015 год. Вдобавок в таблице указаны: вид аудируемой отчетности и возможные проверяющие.

А кто может проводить обязательный аудит? Это вправе делать как аудиторские организации, так и индивидуальные аудиторы (ч. 2 ст. 1, ст. 3, 4 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ).

Однако в некоторых случаях поручить обязательный аудит можно исключительно аудиторской компании. Например, это актуально для организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг. Аналогичное требование действует для банков, страховых компаний, государственных корпораций и фирм с долей госсобственности не менее 25 процентов. Так предусмотрено частью 3 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ.

При выборе аудитора убедитесь, что он является членом саморегулируемой организации аудиторов. Для этого запросите у потенциального ревизора документы о членстве в СРО. Нелишне будет и заглянуть на сайт Минфина России – информация о том, есть ли аудиторские организации и индивидуальные аудиторы в СРО, приведена в разделе «Аудиторская деятельность».

Еще один момент. Аудитор должен быть независимым по отношению к вашей компании. В частности, если аудитор восстанавливал учет, он не вправе проверять отчетность. Полный перечень запретов на проведение аудита приведен в части 1 статьи 8 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ.

Кстати, если подпадающая под обязательный аудит бухгалтерская отчетность публикуется, вместе с ней придется опубликовать и аудиторское заключение. Такое правило закреплено в части 10 статьи 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

Принципы аудита и составления заключения

Базовые принципы аудита установлены Правилами (утв. постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696). Также принципы аудита изложены в стандартах ФСАД 1/2010, 2/2010 и 3/2010, утвержденных приказом Минфина России от 20 мая 2010 г. № 46н. Эти документы являются обязательными для всех аудиторов (п. 3 ч. 1 ст. 7 Закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ). Также при проверке отчетности аудиторы руководствуются рекомендациями Минфина России.

Теперь про аудиторское заключение. Это официальный документ, в котором подробно описаны результаты проверки. Заключение предназначено для пользователей бухгалтерской отчетности (ч. 1 ст. 6 Закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ).

В заключении аудитор дает оценку достоверности показателей отчетности. В документе может быть выражено немодифицированное или модифицированное мнение о достоверности бухотчетности (п. 14 ФСАД 1/2010).

Обратите внимание

Если бухгалтерская отчетность организации подлежит обязательному аудиту, она обязана организовать и проводить внутренний контроль ведения бухучета и составления бухгалтерской отчетности (ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Если аудитор признал отчетность достоверной (то есть в балансе, отчете о финрезультатах и других формах отражено правдивое положение фирмы), он выражает немодифицированное мнение.

Модифицированное мнение аудитор выражает, если на основании получен­ных аудиторских доказательств установлено, что бухгалтерская отчетность содержит существенные искажения. Аналогичный результат будет, когда аудитор не может получить достаточные доказательства того, что бухгалтерская отчетность, рассматриваемая в целом, не содержит существенные искажения.

Более того, модифицированное мнение делится на три категории. Рассмотрим их в порядке ужесточения, если можно так выразиться.

Вариант № 1. Мнение с оговоркой

Таковым мнение будет, если получены достаточные доказательства того, что влияние искажений, рассматриваемых по отдельности или в совокупности, является существенным. Но это не затрагивает большинство значимых элементов отчетности.

Также мнение с оговоркой аудитор озвучит, если у него отсутствует возможность получить достаточные аудиторские доказательства, на которых можно основывать свое мнение. При этом аудитор может сделать вывод, что влияние необнаруженных искажений является существенным, но не затра­гивает большинство значимых элементов бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Вариант № 2. Отказ от выражения мнения

Аудитор должен отказаться выражать мнение, если у него нет возможности получить достаточные доказательства, на которых можно основывать свое мнение. При этом аудитор считает, что влияние необнаруженных искажений существенно и затрагивает большинство значимых элементов отчетности.

Вариант № 3. Отрицательное мнение

Аудитор должен выразить отрицательное мнение при получении достаточных доказательств того, что обнаруженные искажения могут существенно повлиять на состояние бухгалтерской (финансовой) отчетности и большинство значимых ее элементов.

Все это предусмотрено пунктами 1, 13, 15, 16 ФСАД 1/2010.

По результатам аудита могут быть выявлены ошибки и нарушения законодательства. До составления аудиторского заключения проверяющие должны сообщить об этом руководству организации. Причину нарушений ведения бухучета и формирования отчетности аудиторы описывают в документе, составленном в произвольной форме (например, в форме отчета). После изучения этого документа сотрудники проверяемой организации должны исправить ошибки. Если аудируемая компания отказывается устранить нарушения, аудиторы не смогут выразить в заключении немодифицированное мнение.

Куда сдавать аудиторское заключение

Фирмы, подпадающие под обязательный аудит, должны представить аудиторское заключение вместе с бухгалтерской отчетностью в территориальное подразделение Росстата. Сделать это можно двумя способами. Во-первых, сдать документ одновременно с бухгалтерской отчетности. Во-вторых, представить документ отдельно, но не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения. Конечно, эта дата может оказаться раньше 31 марта (срок сдачи бухотчетности). Поэтому законодатели прописали самый крайний срок сдачи аудиторского заключения – не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным. Таковы требования части 2 статьи 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

Обратите внимание

Организации, которые подпадают под обязательный аудит, не вправе применять упрощенные формы бухгалтерского учета и отчетности (ч. 5 ст. 16 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Будьте внимательны – если проигнорировать обязанность по сдаче в Росстат аудиторского заключения (равно как и сдать его с опозданием), будет административный штраф по статье 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях. А именно, руководителя компании как должностное лицо оштрафуют на сумму от 300 до 500 рублей, а саму организацию накажут на сумму от 3000 до 5000 рублей. Об этом предупреждает Росстат в письме от 16.02.2016 № 13-13-2/28-СМИ.

А вот в налоговую инспекцию подавать аудиторское заключение не нужно. Ведь этот документ не входит в состав бухгалтерской отчетности, обязательной для представления в инспекцию (письма Минфина России от 30.01.2013 № 03-02-07/1/1724 и УФНС России по г. Москве от 31.03.2014 № 13-11/030545).

Возможен ли добровольный аудит

Помимо обязательного бывает еще и добровольный аудит. Его проводят по решению собственников или руководства организации. Такая проверка может проходить, например, когда собственникам (руководителю) необходима информация о состоянии учета при смене главного бухгалтера или при получении банковского кредита.

Давайте разберемся, может ли один из учредителей (участников, акционеров) инициировать проведение аудиторской проверки в организации.

Важна организационно-правовой форма компании. В ООО решение о проведении аудита, выборе аудитора и определении размера оплаты его услуг принимает общее собрание участников (подп. 10 п. 2 ст. 33 Закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ). При этом отдельный участник вправе инициировать проверку, если он готов за свой счет оплатить услуги по аудиту (ч. 2 ст. 48 Закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ). При таком раскладе решение общего собрания не нужно (подп. 10 п. 2 ст. 33, п. 2 ст. 48 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ, постановление ВАС РФ от 13.05.2008 № 17869/07).

В акционерных обществах ситуация немного иная. Выбирает аудитора общее собрание акционеров, а определяет размер оплаты совет директоров или наблюдательный совет. Отдельный акционер может потребовать проведения проверки, если он владеет 10 или более процентами голосующих акций (п. 2 ст. 86, п. 3 ст. 85 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ).

Как учесть расходы на аудит

В бухучете затраты организации на проведение внешнего аудита отразите в составе расходов по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99).

По общему правилу расходы на проведение внешнего аудита признаются в том отчетном периоде, в котором были произведены (т. е. в день подписания акта об оказании услуг), независимо от факта оплаты (п. 18 ПБУ 10/99).

Исключение – малое предприятие ведет бухучет кассовым методом. В таком случае как выручку, так и все расходы (в т. ч. на аудиторские услуги) признают по мере оплаты.

Проводки такие:

ДЕБЕТ 26 (44)   КРЕДИТ 60 (76)
– отражены расходы на аудиторские услуги.

Если аудиторская организация (индивидуальный аудитор) является плательщиком НДС, входной НДС отразите проводкой:

ДЕБЕТ 19   КРЕДИТ 60 (76)
– учтен предъявленный НДС.

Если организация компенсирует своему учредителю расходы на проведение аудита, отразите эти расчеты на отдельном субсчете счета 75 (например, 75-3 «Расчеты с учредителями по прочим операциям»). В зависимости от источника финансирования этих затрат в учете сделайте следующую проводку:

ДЕБЕТ 84 (26, 44)   КРЕДИТ 75-3
– отражены расходы, связанные с выплатой учредителю компенсации расходов на оплату услуг аудитора за счет нераспределенной прибыли прошлых лет (расходов по обычным видам деятельности).

При расчете налога на прибыль расходы на аудиторские услуги включите в состав прочих расходов (подп. 17 п. 1 ст. 264 НК РФ). Это касается как обязательного, так и добровольного аудита.

Если организация применяет кассовый метод, то в состав расходов затраты на аудит включите только после их фактической оплаты (п. 3 ст. 273 НК РФ).

В налоговом учете расходы на аудит являются косвенными расходами (п. 1 ст. 318 НК РФ). Если организация применяет метод начисления, то затраты на аудиторские услуги включите в состав расходов в один из следующих дней:

  • в день, установленный для оплаты аудиторских услуг в соответствии с условиями договора;
  • в последний день отчетного (налогового) периода;
  • на дату предъявления акта об оказании услуг.

Об этом сказано в подпункте 3 пункта 7 статьи 272 Налогового кодекса РФ.

Фирмы на упрощенке с объектом «доходы минус расходы» также могут учесть расходы на аудит по общим правилам. То есть услуги должны быть оказаны и оплачены (подп 15 п. 1 ст. 346.16, п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Налоговый консультант Тамара Петрухина

Аудит отчетности по итогам года обязаны проводить не все общества с ограниченной ответственностью. В таблице мы привели полный перечень организаций, которые должны проводить аудит в 2020 году и общие критерии обязательного аудита для ООО.

Критерии, которые обязывают общества проводить аудит установлены Федеральным законом от 30.08.08 № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности". Если по результатам 2019 года хотя бы один из этих критериев выполнен, аудит для ООО в 2020 году обязателен.

Критерии обязательного аудита для ООО в 2020 году

Отдельных требований именно для аудита ООО законом не предусмотрено. Необходимо учитывать общие критерии (п. 1 ст. 5 № 307-ФЗ). Суммовые и организационно-правовые критерии обязательного аудита в 2020 году для ООО такие:

  1. Сумма выручки за год, предшествующий отчетному > 400 млн руб. ;
  2. Сумма активов по бухбалансу на конец года, предшествующий отчетному > 60 млн руб. ;
  3. Ценные бумаги ООО допущены к организованным торгам;
  4. Организация является кредитной/страховой/клиринговой, бюро кредитных историй, профучастником рынка ценных бумаг, обществом взаимного страхования, организатором торговли, НПФ, АИФ, управляющей компанией АИФ, ПИФ или НПФ (исключение - внебюджетные фонды);
  5. Организация сдает или публикует консолидированную финансовую отчетность.

Если организация в форме ООО соответствует хотя бы одному из данных критериев, необходимо проведение обязательного аудита бухгалтерской отчетности.

Налоговики станут общаться через смс-сообщения и при этом будут реже выставлять требования на уплату долга. Однако наведываться с визитом для осмотра станут чаще, если компания скопила внушительную сумму недоимки.

Важно: чиновники планируют изменить критерии проведения аудита в 2020 году (законопроект № 273179-7). Они предлагают увеличить объем выручки увеличить до 600 млн руб., сумму активов бухбаланса - до 200 млн руб. Также они хотят ввести критерий по численности работников - не более 100 человек за каждый из двух предшествовавших отчетному году последовательных лет.

При принятии решения о проведении проверки отчетности обществу надо не только учитывать требования, перечисленные выше, но и законы, регулирующие сферу деятельности. Несмотря на то что критерии обязательного аудита изложены в отдельной статье закона (мы перечислили их выше), последний подпункт п. 1 ст. 5 закона № 307-ФЗ говорит о наличии дополнительных критериев, устанавливаемых отдельными законами (см. таблицу).

Какие ООО обязаны проводить аудит в 2020 году

Кто обязан проводить аудит Закон
Государственные и муниципальные унитарные предприятия (в случаях, определяемых собственником) Ст. 26 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ
НКО (в случаях, определенных законом) Ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ, ст. 6-7 Федерального закона от 30.12.2006 № 275-ФЗ
Кредитные потребкооперативы Ст. 28, 31 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ
Организаторы азартных игр Ст. 6 Федерального закона 29.12.2006 № 244-ФЗ

Обратите также внимание, что Федеральный закон от 08.02.98 № 14-ФЗ об ООО не содержит критерии, когда нужен обязательный аудит. В нем указано, что общее собрание участников общества может принять решение о проверке, а также прописать обязанность проводить аудит в уставе. Это уже инициатива ООО.

Аудиторская проверка и изменения в ПБУ 1/2008

Минфин письмом от 19.01.18 № 07-04-09/2694 опубликовал Рекомендации аудиторам. Из раздела II документа следует, что аудиторы не будут делать замечаний, если в учетной политике компания не стала переписывать способы из-за поправок в ПБУ 1/2008.

С 6 августа 2017 года компании должны по-новому выбирать способы учета. Правила поменялись для случаев, когда в стандарте нет способов. Тогда их нужно разработать самим. При этом нужно учитывать последовательно:

  • МСФО;
  • федеральные и (или) отраслевые стандарты по аналогичным вопросам;
  • рекомендации по бухучету.

В первую очередь следует придерживаться международных правил, если в отечественных стандартах способов нет. К примеру, в ситуации с лизингом нужно брать за основу правила, которые прописаны в МСФО (приложение 1 к приказу Минфина от 11.06.16 № 111н).

По мнению ведомства, компании и раньше должны были разрабатывать свои способы с учетом международных стандартов. Поэтому обновленное ПБУ 1/2008 не добавило обязанности читать международные стандарты. Она была и раньше.

Изменения в правила составления учетной политики вступили в силу 6 августа 2017 года. При этом не прописали специальных сроков для применения новой редакции ПБУ 1/2008. В таком случае учетную политику надо скорректировать. А изменения способов учета отразить ретроспективно (п. 14, 15 ПБУ 1/2008).

В 2020 году надо по-новому вести учет расчетов по налогу на прибыль. Газета "Учет. Налоги. Право" разобралась в сути поправок в ПБУ 18/02 и предложил бухгалтерам практические рекомендации для работы.

Многие компании до сих пор применяют способы из старых инструкций отраслевых ведомств и министерств. Есть риск, что проверка по новому алгоритму покажет, что способы применять нельзя. Тогда нужно выбрать правильно и пересчитать весь год.

Минфин рекомендовал аудиторам не считать нарушением, если компания не стала менять способы учета, которые приняла до вступления в силу приказа от 28.04.17 № 69н. Те способы, которые компании разработали по правилам до корректировок в ПБУ 1/2008, отменять не нужно.

В Минфине считают редкостью ситуации, когда отечественные способы противоречат международным. Аудиторы не должны считать нарушением, что в компании действовали собственные способы, принятые раньше августа 2017 года.

Не исключено, что аудиторы решат, что вообще не нужно проверять в политике способы учета, если они не записаны в федеральных стандартах.

Публикуем очередной вопрос, который поступил к нам через форму обратной связи с одной из страниц нашего сайта.
От: Яков Николаевич
Тема: Нужно ли сдавать обязательное аудиторское заключение акционерного общества за 2014 год в Росстат и ИФНС?

Вопрос:

Узнали, что начиная с годовой отчетности за 2014 год акционерные общества, а у нас ЗАО, должны получить обязательное аудиторское заключение, а затем сдать его в статистику и в налоговую инспекцию.
Поясните пожалуйста:

Ответ:

С 06 июня 2014 года начал действовать новый «Порядок представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности» утвержденный Федеральной службой государственной статистики (Росстат), который определяет для акционерных обществ сроки сдачи годовой бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения в органы статистики.

Если годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность организации подлежит обязательному аудиту, необходимо представить один экземпляр годовой бухгалтерской отчетности и экземпляр аудиторского заключения в орган государственной статистики по месту регистрации предприятия (ч.2 ст.18 закона № 402-ФЗ).

«Порядок представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности» должны выполнять:

  • коммерческие и некоммерческие организации;
  • государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • индивидуальных предпринимателей, а также на адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, нотариусов и иных лиц, занимающихся частной практикой (далее — лица, занимающиеся частной практикой);
  • находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные структурные подразделения организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, находящиеся на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Какие организации обязаны проводить обязательный аудит?

С 01 сентября 2014 года вступает в силу норма ГК о обязательном внешнем аудите любого акционерного общества АО (публичного и непубличного), ранее также называемых ЗАО и ОАО.

При наличии в отчетности и аудиторском заключении сведений отнесенных к государственной тайне, то они тоже должны быть представлены с учетом требований Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5485-1 «О государственной тайне».

Состав комплекта годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности?

В состав сдаваемого обязательного экземпляра годовой бухгалтерской отчетности входит бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах и приложения к ним. Для некоммерческой организации годовая бухгалтерская отчетность должна состоять из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложения к ним.

В бланках отчетов обязательно указывайте номер контактного телефона и адрес электронной почты для оперативной связи с вами представителя Росстата.

Если предприятие подпадает под обязательный аудит, штрафы могут быть очень существенные. За что именно, узнаете из нашего обзора.

Какая именно ответственность за обязательный аудит

Самое интересное, что действующими правовыми нормами не предусмотрен штраф за непроведение обязательного аудита. То есть за сам факт отсутствия. Но не стоит расслабляться. Поскольку, если не проведен обязательный аудит, штраф положен за несколько иное.

В основном штраф за обязательный аудит в 2018 году связан с таким документом, как аудиторское заключение. В этом контексте санкции за уклонение от обязательного аудита предусмотрены Кодексом об административных правонарушениях РФ.

В итоге получается замкнутый круг : как такового штрафа за непрохождение обязательного аудита действующим законодательством не предусмотрено. Однако получить на руки аудиторское заключение невозможно без проведения сторонними специалистами анализа бухгалтерской отчетности.

Таким образом, нет ответственности за непрохождение обязательного аудита, а также ответственности за уклонение от проведения обязательного аудита.

Росстат: штраф за обязательный аудит в 2018 году

Если организация в силу закона должна проводить обязательный аудит своей годовой отчётности, значит, в местное подразделение Росстата по месту учета вместе с экземпляром бухгалтерской отчетности нужно сдать аудиторское заключение. Причем – успеть в установленный срок. Иначе штрафные санкции за обязательный аудит такие (ст. 19.7 КоАП РФ):

  • на фирму в целом – от 3 до 5 тыс. рублей;
  • на бухгалтера (скорее всего) – от 300 до 500 рублей.

Законом установлено 2 варианта срока, когда аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской отчетности должно поступить в Росстат (ч. 2 ст. 18 Закона <О бухучете˃ № 402-ФЗ):

  1. Вместе с годовой бухотчетностью – в общий срок.
  2. Если вердикт аудиторов еще не готов, то закон дает 10 рабочих дней с даты по их заключению, но не позже 31 декабря года, который идет за отчётным.

Раскрытие аудиторского заключения

Это касается только акционерных компаний. Для них пунктом 2 статьи 15.19 КоАП РФ предусмотрен крупный штраф. В том числе – и за нарушение правил раскрытия (обнародования) заключения по аудиту:

  • на должностных лиц – от 30 000 до 50 000 рублей (или лишение права на профессию от 1 года до 2-х лет);
  • на АО в целом – от 700 000 до 1 000 000 рублей.

Учтите, что для ПАО и ОАО действует единый срок раскрытия бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения. То есть опубликовать их для всеобщего сведения надо вместе и одновременно. Например, в 2018 году это должно было произойти до 03 апреля включительно. (п. 71.4 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утв. Банком России 30.12.2014 № 454-П).