Что такое аккумуляция денежных средств и какие функции выполняет. Виды бюджетных расходов

Главным условием возникновения финансов является формирование, распределение и применение денежных доходов, из чего складываются три функции: распределительная, контрольная и регулирующая.

Распределительная функция

Важнейшая функция, которая отвечает за обеспечение финансовыми ресурсами каждого звена системы, распределительная. Ее основная задача — распределение национального дохода в соответствии с потребностями государства и населения, когда создаются основные или первичные доходы. Они формируются после распределения выручки, полученной в результате реализации продукции и услуг. Сумма делится между фондом возмещения материальных затрат (аренда, амортизация оборудования, закупка сырья), заработной платой работников и прибылью собственника.

Таким образом, первичное распределение позволяет сформировать доходы от производства. Установленные государством косвенные налоги также участвуют в пополнении первичных доходов. Но из-за наличия непроизводственной сферы, в которую входит здравоохранение, просвещение и социальное обеспечение, национальный доход не образует достаточное количество общественных денежных фондов.

Вследствие того, что первичного дохода недостаточно для эффективного функционирования государства, происходит дальнейшее перераспределение, формирующее вторичный доход, который делится между регионами, различными сферами хозяйства и социальными группами населения. Эффективное распределение и перераспределение финансов дает возможность:

  • равномерно развивать отрасли народного хозяйства;
  • укреплять государство, экономику, обороноспособность страны;
  • повышать социальный уровень населения.

Контрольная функция

Предназначение контрольной функции заключается в осуществлении проверки за полнотой, своевременностью и корректностью всех перемещений, расходования и распределений финансов. Обязательной составляющей действия функции является экономическая целесообразность и соблюдение действующего законодательства на всех этапах.

Финансовый контроль — это практическое выражение функции, он осуществляется на всех уровнях движения финансов при любой операции. Функция предполагает как мониторинг всех процессов, так и их оперативную корректировку, что позволяет предотвратить экономические преступления. Развитые страны уделяют особое внимание финансовому контролю, используя этот инструмент для предупреждения правонарушений. Три этапа контроля позволяют:

  • охватить производство товаров и услуг;
  • следить за рациональным и бережным расходование ресурсов;
  • сократить расходы и потери;
  • предупредить расточительство.

Регулирующая функция

Функцию регулирования нередко называют стимулирующей из-за вмешательства государства в производственный процесс с целью повысить экономический рост, то есть стимулировать развитие экономики. Процесс регулирования происходит при помощи понижения налоговых ставок, полного освобождения от налогов или кредитования. Наглядным примером влияния государства может служить автомобильная промышленность, которая имеет значительные преференции в виде налоговых льгот и высокой пошлины на импортные аналоги.

Реализация регулирующей или стимулирующей функции происходит в целях исправления экономической ситуации в отстающих регионах или для преодоления кризиса. Также примером использования функции может служить направление средств в регионы, пострадавшие от стихийных бедствий, наращивание устойчивых показателей развития экономики или определение приоритетных направлений.

В экономической литературе мнения разных специалистов по поводу количества и содержания функций финансов расходятся. Некоторые экономисты отдельно выделяют четвертую функцию — стабилизационную. Ее сущность заключается в обеспечении населения равными возможностями в независимости от региона проживания. Однако стабилизация в РФ не применяется в полной мере, что приводит к ее неполноценной работе, поэтому упоминание о стабилизационной функции встречается редко.

функциях. Финансы выполняют три основные функции :

накопительную (формирование денежных фондов);

распределительную (использование денежных фондов);

контрольную.

Эти функции осуществляются финансами одновременно.

Каждая финансовая операция означает распределение общественного продукта и национального дохода и контроль за этим распределением.

С помощью накопительной функции происходит формирование денежных фондов, без которых хозяйственная деятельность субъектов невозможна. На уровне мировых финансовых отношений эта функция проявляется в процессе формирования финансовых фондов Международного валютного фонда, на уровне государственных финансов подобный процесс реализуется при формировании доходной части бюджета, на уровне финансов предприятий – при формировании их суммарной выручки.

Распределительная функция проявляется при распределении национального дохода, когда происходит создание так называемых основных, или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на две группы: первая группа — зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства; вторая группа — доходы предприятий сферы материального производства.

Сущность финансов проявляется в их функциях. Финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную .

Эти функции осуществляются финансами одновременно. Каждая финансовая операция означает распределение общественного продукта и национального дохода и контроль над этим распределением.

Однако первичные доходы еще не образуют общественных денежных фондов, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материальных и культурных потребностей населения. Необходимо дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода.

В результате перераспределения образуются вторичные , или производные доходы . К ним относятся доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги (подоходный налог с физических лиц и др.). Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.

Активно участвуя в распределении и перераспределении национального дохода, финансы способствуют трансформации пропорций, возникших при первичном распределении национального дохода, в пропорции его конечного использования. Доходы, создаваемые в ходе такого перераспределения, должны обеспечить соответствие между материальными и финансовыми ресурсами и, прежде всего, между размером денежных фондов и их структурой, с одной стороны, и объемом и структурой средств производства и предметов потребления — с другой.

Перераспределение национального дохода в Российской Федерации происходит в интересах структурной перестройки народного хозяйства, развития приоритетных отраслей экономики (сельского хозяйства, транспорта, энергетики, конверсии военного производства), в пользу наименее обеспеченных слоев населения (пенсионеров, студентов, одиноких и многодетных матерей).

Таким образом, перераспределение национального дохода происходит между производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, отраслями материального производства, отдельными регионами страны, формами собственности, классами и социальными группами населения.


Конечная цель распределения и перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта (ВВП), совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, создании рыночных структур экономики, укреплении государства. При этом роль финансов подчинена задачам повышения материальной заинтересованности работников и коллективов предприятий.

Финансы выполняют также контрольную функцию.

Будучи инструментом формирования и использования денежных доходов и фондов, они объективно отражают ход распределительного процесса. Контрольная функция проявляется в контроле над распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

В условиях перехода на рыночные отношения финансовый контроль направлен на обеспечение динамичного развития общественного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение качества работы во всех звеньях народного хозяйства. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы, нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства.

Одна из важных задач финансового контроля — проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Контрольная функция финансов проявляется также через многогранную деятельность финансовых органов. Работники финансовой системы и налоговой службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджетной системы. В условиях развития рыночных отношений направления контрольной работы, формы и методы финансового контроля существенно меняются.

Распределительная и контрольная функции финансов реализуются через финансовый механизм , представляющий собой часть хозяйственного механизма. Финансовый механизм включает совокупность организационных форм финансовых отношений в народном хозяйстве, порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансами и финансовой системой, финансовое законодательство. В условиях углубления рыночных реформ применяется качественно новый финансовый механизм. Это касается взаимоотношений предприятий и населения с бюджетной системой, внебюджетными фондами, органами имущественного и личного страхования и др.

Количественное воздействие финансового механизма выражается через объем и пропорции мобилизации субъектами хозяйствования и органами власти финансовых ресурсов и их распределение между сферами и звеньями финансовой системы государства.

Качественное воздействие финансового механизма проявляется посредством применения таких методов организации финансовых отношений, которые позволяют рассматривать их в качестве стимулов развития субъектов хозяйствования. К таким элементам финансового механизма относится снижение налоговых ставок, установление предельного размера бюджетного дефицита, порядок применения различных финансовых санкций и т.д.

Сущность финансов проявляется в их функциях. Финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Эти функции осуществляются финансами одновременно. Каждая финансовая операция означает распределение общественного продукта и национального дохода и контроль за этим распределением.1. Распределительная функция проявляется при распределении национального дохода, когда происходит создание так называемых основных, или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на две группы: 1) зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства; 2) доходы предприятий сферы материального производства.Однако первичные доходы еще не образуют общественных денежных фондов, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материальных и культурных потребностей населения. Необходимо дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода, связанное:
? с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций;? наличием наряду с производственной непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (просвещение, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение, управление);? перераспределением доходов между различными социальными группами населения.В результате перераспределения образуются вторичные, или производные доходы. К ним относятся доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги (подоходный налог с физических лиц и др.). Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.Активно участвуя в распределении и перераспределении национального дохода, финансы способствуют трансформации пропорций, возникших при первичном распределении национального дохода, в пропорции его конечного использования. Доходы, создаваемые в ходе такого перераспределения, должны обеспечить соответствие между материальными и финансовыми ресурсами и прежде всего между размером денежных фондов и их структурой, с одной стороны, и объемом и структурой средств производства и предметов потребления - с другой.Перераспределение национального дохода в Российской Федерации происходит в интересах структурной перестройки народного хозяйства, развития приоритетных отраслей экономики (сельское хозяйство, транспорт, энергетика, конверсия военного производства), в пользу наименее обеспеченных слоев населения (пенсионеры, студенты, одинокие и многодетные матери).Таким образом, перераспределение национального дохода происходит между производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, отраслями материального производства, отдельными регионами страны, формами собственности и социальными группами населения.Конечная цель распределения и перераспределения национального дохода и ВВП, совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, создании рыночных структур экономики, укреплении государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения. При этом роль финансов подчинена задачам повышения материальной заинтересованности работников и коллективов предприятий и организаций в улучшении финансово-хозяйственной деятельности, достижении наилучших результатов при наименьших затратах.2. Контрольная функция. Будучи инструментом формирования и использования денежных доходов и фондов, финансы объективно отражают ход распределительного процесса. Контрольная функция проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.В условиях перехода на рыночные отношения финансовой контроль направлен на обеспечение динамичного развития общественного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение качества работы во всех звеньях народного хозяйства. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы. Нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение.непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства.Одна из важных задач финансового контроля - проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.Контрольная функция финансов проявляется также через многогранную деятельность финансовых органов. Работники финансовой системы и налоговой службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджетной системы. В условиях развития рыночных отношений направления контрольной работы, формы и методы финансового контроля существенно меняются.3. Помимо распределительной и контрольной функции финансы выполняют также регулирующую функцию. Эта функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, государственный кредит) в процесс воспроизводства. Однако на сегодняшний день регулирующая функция в России развита слабо.4. В условиях рыночных отношений финансы должны также выполнять стабилизационную функцию. Ее содержание заключается в том, чтобы обеспечить для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях. Особое значение при этом имеет вопрос о стабильности финансового законодательства, поскольку без этого невозможно осуществление инвестиционной политики в производственную сферу со стороны частных инвесторов. Достижение стабилизации рассматривается Правительством РФ как необходимое условие для перехода рыночной экономики к социально ориентированному экономическому росту.Финансовый механизм. Функция финансов реализуются через финансовый механизм, включающий совокупность организационных форм финансовых отношений в народном хозяйстве, порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансами и финансовой системой, финансовое законодательство. В условиях углубления рыночных реформ применяется качественно новый финансовый механизм. Это касается взаимоотношений предприятий и населения с бюджетной системой, внебюджетными фондами, органами имущественного и личного страхования и др.Важный элемент финансового механизма - финансовое планирование, которое прежде всего относится к бюджетному планированию.



Финансовая политика - основополагающий элемент в системе управления финансами. Исходя из определения финансов как специфических стоимостных отношений по формированию, распределению, перераспределению и использованию валового общественного продукта государство при организации этих отношений определяет главные цели и задачи, стоящие перед обществом и соответственно перед финансовой системой.
Во все времена главная цель финансовых отношений, определяющих их необходимость среди других общественных отношений, - обеспечение непрерывности воспроизводственного процесса и прежде всего воспроизводства производительных сил, как необходимого условия жизнедеятельности, существования и развития как отдельного человека, так и общества в целом.
Воспроизводственный процесс представляет собой совокупность различных общественных потребностей, степень удовлетворения которых зависит прежде всего от финансовых возможностей, то есть от имеющихся финансовых ресурсов и от финансового потенциала государства. Поэтому второй главной и непреходящей целью финансовых отношений является такая их организация, которая была бы направлена на обеспечение роста общественного богатства. Достижение этой цели возможно лишь при эффективности конкретных форм распределения, перераспределения и использования имеющихся финансовых ресурсов и финансового потенциала государства. Обобщающим показателем эффективности финансового механизма являются темпы роста внутреннего валового продукта и национального дохода-основного источника роста благосостояния общества.

Финансовая политика - это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений. Эта деятельность направлена на обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами реализации той или иной государственной программы экономического и социального развития.

Под социальным развитием понимается не только развитие просвещения, культуры, здравоохранения и других социальных потребностей, но и социального устройства общества. Поэтому не следует привязывать финансовую политику исключительно к экономической политике.
Политика охватывает все направления деятельности государства. В зависимости от сферы общественных отношений, которая является объектом политического воздействия, говорят об экономической или социальной, культурной или технической, бюджетной или кредитной, внутренней или внешней политике.
Финансовая политика имеет самодавлеющее самостоятельное значение и в то же время является важнейшим средством реализации политики государства в любой области общественной деятельности, будь то экономика, социальная сфера, военная реформа или международные отношения.
Политика, политическое воздействие, политическое руководство сводятся к трем основным элементам:
1) определение и постановка главных целей и конкретизация перспективных и ближайших задач, которые необходимо решить для достижения поставленных целей за определенный период жизни общества;
2) разработка методов, средств и конкретных форм организации отношений, с помощью которых данные цели достигаются в кратчайшие сроки, а ближайшие и перспективные задачи решаются оптимальным образом;
3) подбор и расстановка кадров, способных решить поставленные задачи, организовать их выполнение.

Финансовый механизм

Свою финансовую политику государство реализует посредством финансового механизма, состав и структура которого определяются уровнем развития экономики, отношениями собственности, историческими и национальными Особенно ческими отдельной стран.

Финансовый механизм в широком смысле - комплекс финансовых методов и рычагов влияния на социально-экономическое развитие общества

С помощью конкретных финансовых форм и методов осуществляются распределительные и перераспределительные отношения, образуются доходы субъектов экономической деятельности и соответствующие фонды денежных средств при этом м функционирования финансового механизма основано на организационно-правовых положениях и финансовой информации,-обеспечивающих практическое использование финансов для достижения определенных целей и с авдань.

Финансовый механизм в узком смысле - совокупность конкретных финансовых методов и рычагов влияния на формирование и использование финансовых ресурсов с целью обеспечения функционирования и развития государственных структур, с субъектов хозяйствования и населения.

В состав финансового механизма входят следующие основные элементы

Финансовые методы;

Финансовые рычаги;

Финансовые инструменты;

Нормативно-правовое, информационное и организационное обеспечение

, Типы и формы государственной финансовой политики

Развитие государства связано с изменением финансовой политики. Использование того или иного типа финансовой политики определяется особенностями текущего этапа развития экономики и социальной сферы, интересами правящих партий и социальных групп и господствующими теоретическими концепциями, влияющими на экономический и политический курс государства. Все это обеспечивает сохранение и развитие существующей в данном государстве системы общественных отношений.Анализ применявшейся различными государствами финансовой политики позволяет выделить ее 4 основных типа:

1.Классическая финансовая политика До конца 20-х годов прошлого столетия основным типом финансовой политики большинства стран был классический ее вариант. Такая финансовая политика была основана на трудах классиков политэкономии А.Смита (1723 – 1790 гг.) и Д. Рикардо (1772 – 1823 гг.) и их последователей. Основное ее направление - невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого было ограничение государственных расходов и налогов, обеспечение условий для формирования и исполнения равновесного (сбалансированного) бюджета.Финансовый механизм строился исходя из этих целей финансовой политики. Государство стремилось к уменьшению расходов бюджета, сводившихся, в основном, к расходам на военные цели, выплате процентов по государственному долгу и его погашению и управлению. Система налогообложения должна была создать необходимое поступление средств для обеспечения сбалансированного бюджета государства. Причем система налогов строилась, в основном, на косвенных и имущественных налогах, которые были достаточно простыми и эффективны с точки зрения механизма их взимания. Система управления финансовой деятельностью была проста и сосредотачивалась, как правило, в одном органе управления – Министерстве финансов (казначействе).

2. Регулирующая финансовая политика Бурное развитие производительных сил поставило перед государствами еще в XIX в. вопрос об изменении подходов к финансовой политике. Особенно остро встал вопрос об этом в конце 20-х годов прошлого столетия, когда обострился весь комплекс экономических, политических и социальных проблем большинства государств. В этот период в западных странах осуществлялся переход к регулирующей финансовой политике. В ее основу вначале была положена экономическая теория английского ученого экономиста Дж. Кейнса (1883 – 1946 гг.) и его последователей. Они исходили из необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики. Финансовая политика наряду с ее традиционными задачами стала преследовать цель использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения.Основными инструментами вмешательства в экономику становятся государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос. Поэтому государственные расходы обеспечивают рост предпринимательской деятельности, увеличение национального дохода и способствуют ликвидации безработицы путем финансирования создания новых рабочих мест.
Система налогов в условиях регулирующей финансовой политики кардинально изменяется. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки. Этот налог обеспечивает изъятие у экономических субъектов доходов, используемых в виде сбережений, что позволяет обеспечить сбалансированность бюджета государства при высоком уровне расходов. Большое внимание в финансовом механизме уделяется системе государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования. Государство активно развивает применение долгосрочных и среднесрочных займов. Рынок ссудных капиталов становится вторым по значению источником доходов бюджета, а дефицит бюджета используется для регулирования экономики. В целом, кейнсианская регулирующая финансовая политика показала свою сравнительную эффективность в западных странах. Она обеспечила в 30-60-х годах стабильный экономический рост, высокий уровень занятости и эффективную систему финансирования социальных нужд в большинстве этих стран.

3. Неоконсервативная стратегия В 70-х годах XX века в основу финансовой политики была положена неоконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим направлением экономической теории. Эта разновидность финансовой политики не связана с отказом от регулирования, но ограничивает вмешательство государства в экономику и социальную область. Регулирование экономики становится многоцелевым. Кроме экономического роста и занятости, государство регулирует денежное обращение, валютный курс, социальные факторы экономики, структурную перестройку хозяйства.Финансовый механизм в этих условиях исходит из необходимости сокращения объема перераспределения национального дохода через финансовую систему, снижения бюджетного дефицита, стимулирования роста сбережений как источника производственного инвестирования. Важная роль отводится налогам. Ставится задача их сокращения и уменьшения степени прогрессивности обложения.Следует отметить, что различные разновидности регулирующей финансовой политики тесно взаимосвязаны. Поэтому одинаковые или похожие инструменты финансового механизма применяются в различных странах, использующих как кейнсианскую, так и неоконсервативную систему регулирования, что приводит к их конвергенции.

4. Планово - директивная финансовая политика Планово - директивная финансовая политика применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой. Основанная на государственной собственности на средства производства, плановая система управления позволяет осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами. Цель финансовой политики в этих условиях - обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана.Управление финансами осуществляется из единого центра - Министерства финансов, которое занимается всеми вопросами использования финансового механизма в народном хозяйстве. Других управленческих органов в области финансов не существовало.Планово - директивная финансовая политика проводилась практически во всех бывших социалистических странах. Она показала свою достаточно высокую эффективность в годы, когда требовалась максимальная концентрация финансовых ресурсов для финансирования чрезвычайных расходов государства (в годы Второй мировой войны, восстановления народного хозяйства и т.д.). В то же время использование такой финансовой политики в условиях нормального функционирования экономики привело к отрицательным последствиям: снижению эффективности производства, замедлению развития социальной сферы общества, резкому ухудшению финансового положения государства.

Функции финансов - это проявление их сущности в дей­ствии, т.е. роли, которую они выполняют в системе экономических отношений. Выделяют следующие основные функции финансов –аккумулирующую (накопительную), распределительную, контрольную и регулирующую (экономическую).

Аккумулирующая (или накопительная) функция финансов выражается через процесс образования (накопления, мобилизации) денежных средств, необходимых для функционирования любой хозяйственной системы.

На уровне мировых финансовых отношений - в процессе формирования финансовых фондов Международного валютного фонда.

На уровне государственных финансов (макроуровне) - при исполнении доходной части бюджета и создании централизованных средств государства всех уровней и внебюджетных фондов.

На уровне финансов предприятий (микроуровне) – при создании финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов и образовании обособленных фондов предприятия (уставный, оплаты труда, амортизационный и т.д.).

На уровне частных финансов – при формировании денежных средств домохозяйств

Распределительная функция финансов связана с распределением стоимости произведенного валового внутренне­го продукта, формированием у субъектов экономических от­ношений доходов и накоплений, с созданием фондов денеж­ных средств. ВВП состоит из:

■ стоимости израсходованных на производство продук­ции средств производства (орудий труда и предметов тру­да), обозначаемой в экономической теории символом С;

■ национального дохода (стоимости рабочей силы и при­бавочного продукта), соответственно обозначаемых символа­ми V и т .

После первой стадии, когда ВВП распределяется на C+V+m, наступает вторая стадия, когда национальный до­ход (V+m) делится на фонд накопления и фонд потребления. Фонд накопления состоит из двух частей, предназначенных для: расширения воспроизводства и образования резервных фондов. Фонд потребления также состоит из двух частей: фонда общественного потребления и фонда личного потреб­ления.

Распределительная функция финансов проявляется в том, что движение общественного продукта из производства в потребление протекает в стоимостной форме, опосредству­ется денежным оборотом, обеспечивающим образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Распределение национального дохода заключается в со­здании так называемых основных, или первичных, доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на за­работную плату рабочих и служащих, занятых в сфере ма­териального производства, доходы фермеров, крестьян и до­ходы организаций и предприятий сферы материального про­изводства.

Однако первичные доходы не образуют общественных денежных средств, необходимых для:

■ развития приоритетных отраслей народного хозяйства;

■ обеспечения обороноспособности страны;

■ удовлетворения общественных потребностей - разви­тия и содержания учреждений образования, культуры, здра­воохранения и других отраслей непроизводственной сферы.

Поэтому необходимо дальнейшее распределение (пере­распределение) национального дохода. В результате пере­распределения образуются вторичные, или производные, до­ходы, это доходы, получаемые в отраслях непроизводствен­ной сферы, налоги (подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль и др.). Активно участвуя в распределении и перераспределе­нии национального дохода, финансы способствуют трансфор­мации пропорций, возникших при первичном распределении национального дохода в пропорции его конечного использо­вания. В конечном итоге распределительная функция фи­нансов призвана обеспечивать формирование и использова­ние централизованных (государственных) и децентрализо­ванных фондов денежных средств.

Финансы выполняют распределительную функцию так­же в процессе формирования и распределения доходов хо­зяйствующих субъектов (организаций и предприятий). При реализации продукции (товаров, работ, услуг) образуется выручка и, соответственно, чистый доход. Одна часть дохода поступает в государственный бюджет, централизованные внебюджетные фонды, а другая остается в распоряжении субъектов хозяйствования на образование фондов потребле­ния (оплаты труда, экономического стимулирования и др.) и фондов накопления (финансирования затрат на расширение и развитие хозяйственной деятельности).

Контрольная функция финансов порождена распреде­лительной функцией и проявляется прежде всего в контро­ле за распределением валового внутреннего продукта и на­ционального дохода по денежным фондам и их целевым ис­пользованием.

Контрольная функция финансов осуществляется, во-пер­вых, через контроль с помощью финансовых рычагов и инструментов; во-вторых, через контроль, осу­ществляемый финансовыми органами. Финансы, выполняя распределительную функцию на макроуровне, количественно (через финансовые ресурсы) отражают воспроизводственный процесс, движение денеж­ной формы ВВП. Финансы показывают, как складываются количественные показатели распределения финансовых ре­сурсов, пропорции распределения ВВП и национального до­хода, исполнение государственного бюджета. Контрольная функция финансов на макроуровне позволяет обществу знать о возникших диспропорциях в экономике, отклонениях в об­разовании и использовании централизованных денежных фондов. Посредством финансов хозяйствующих субъектов осу­ществляется контроль рублем за образованием их денеж­ных доходов, соблюдением режима экономии, рациональ­ным использованием материальных, трудовых и финансо­вых ресурсов, образованием и использованием по целевому назначению фондов денежных средств, распределением прибыли на фонды накопления и фонды потребления. Кон­троль рублем осуществляется не только внутри хозяйству­ющих субъектов, но и во взаимоотношениях с деловыми парт­нерами, финансово-кредитными учреждениями, налоговыми органами.



Контроль финансовыми органами осуществляется путем проверки законности расходования денежных средств, пол­ноты уплаты налогов.

Регулирующая функция финансов тесно связана с вмешательством государства с помощью финансов в процесс воспроизводства.

На микроуровне (предприятие) эта функция стимулирует его деятельность, создавая различные фонды, которые способствуют улучшению качества производственного процесса, увеличению его объема, улучшению материального положения работающих.

На макроуровне (государство) – эта функция, используя государственные расходы, налоги, госкредит, достигают таких же результатов.

Функции финансов ре­ализуется через финансовый механизм, который является частью хозяйственного механизма.

Финансовый механизм - это совокупность способов управления финансовыми отно­шениями. Он включает финансовое законодательство, опре­деляющее порядок (правила) формирования и использова­ния централизованных и децентрализованных фондов денеж­ных средств, а также финансовое планирование, финансовый анализ и контроль.

Основные функции финансов: распределительная, контрольная и аккумулирующая.

· Распределительная функция финансов выражается через процесс использования денежных средств, накопленных ранее, для удовлетворения соответствующих нужд и потребностей хозяйствующей системы в финансовых ресурсах.

Данная функция образует денежные доходы и накопления при создании общественного продукта.

Благодаря распределительной функции осуществляются многообразные процессы перераспределения стоимости общественного продукта во всех структурных подразделениях экономики (в отраслях материального производства и непроизводственной сферы) и на разных уровнях хозяйствования. Через распределительную функцию финансов обеспечивается денежными ресурсами воспроизводство.

Вслед за первичным распределением финансов происходит перераспределение финансов, которое проводит государство для формирования своего бюджета посредством различных налогов, обязательных отчислений и сборов.Таким образом, распределительная функция необходима для воспроизводства, формирования расходной части бюджета страны, а также финансов физических лиц.

· Контрольная функция финансов выражается через финансовый контроль за количественными и качественными параметрами процессов мобилизации и использования финансовых ресурсов. Важной ролью этой функции является возможность анализировать аспекты деятельности субъекта управления.

Контрольная функция финансов проявляется в контроле над распределением стоимости продукта на различных стадиях его движения по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

Контрольная функция реализуется через механизм финансового контроля.

Применяя контрольную функцию, можно на государственном уровне оценить результативность использования денежных средств на социальную политику, инвестиционную деятельность предприятия и обоснованность семейных расходов.

· Аккумулирующая (или накопительная) функция финансов представляет собой процесс образования (накопления, мобилизации) денежных средств, необходимых для функционирования любой хозяйственной системы. Эта функция может проявляться в формировании бюджета страны, при формировании суммарной выручки на предприятии и семейного бюджета.

Финансовая политика - совокупность целенаправленных действий с использованием финансовых отношений (финансов). Финансовая политика предполагает установление целей и средств достижения поставленных целей. Финансовая политика - совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций. Содержание заключается в след звеньях :

· выработка научно-обоснованных концепций развития фи­нансов. ·

· определение основных направлений использования финан­сов на перспективу и текущий период;

· осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

Единство трех основных звеньев определяет содержание финансовой политики. Бесперспективна финансовая политика, не содержащая основных концепций развития финансов, т.е. ориентированная на удовлетворение текущих потребностей; вместе с тем нереалистична финансовая политика, ограниченная только выработкой основных концепций и направлений использования финансов без подкрепления их практическими действиями государства.

В зависимости от длительности периода и характера реша­емых задач финансовая политика подразделяется на финан­совую стратегию и финансовую тактику .

Финансовая стратегия. В целевых долговременный курс финансо­вой политики, рассчитанный на перспективу и предусматри­вающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией процессе ее разработки прогнозируются основные тенденции развития фи­нансов, формируются концепции их использования, намеча­ются принципы организации финансовых отношений. Выбор долговременных целей и составление программ в фи­нансовой политике необходимых для концентрации финансо­вых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития.

Финансовая тактика - направлена на решение задач конк­ретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, пере­группировки финансовых ресурсов. При относительной ста­бильности финансовой стратегии финансовая тактика должна отличаться гибкостью, что предопределяется подвижностью экономических условий, социальных факторов и др.

Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны . Стратегия создает благоприятные возможности для решения тактических задач. Тактика, выявляя решающие участки и узловые проблемы развития экономики и социальной сферы, позволяет в белее сжатые сроки с наи­меньшими потерями и затратами решать задачи, намечаемые финансовой стратегией.

С одной стороны, финансовая политика порождается экономическими отношениями; общество не сво­бодно в выработке и проведении политики; последняя обус­ловлена экономикой. С другой стороны, возникая и развиваясь на основе экономического базиса, финансовая по­литика обладает определенной самостоятельностью; у нее спе­цифические законы и логика развития. В силу этого она оказывает обратное влияние на экономику, состояние финан­сов. Это влияние может быть различно: в одних случаях по­средством проведения политических мероприятий создаются благоприятные условия для развития экономики, в других - оно тормозится.

Своевременное изменение финан­совой политики на основе учета особенностей текущего мо­мента, назревших потребностей экономического развития дает возможность в более короткий срок и с меньшими издерж­ками решить стоящие перед страной задачи.

Немаловажным требованием, предъявляемым к финансо­вой политике, является соблюдение комплексного подхода при ее выработке и проведении, т.е. согласование мероприятий, проводимых во всех звеньях финансовой системы, путем их ориентации на выполнение основной, ключевой задачи опре­деленного этапа развития, а также обеспечение тесной вза­имосвязи между составными частями экономической политики - финансовой, кредитной, политики в области це­нообразования, заработной платы.

Финансовая политика, являясь формой экономической политики, призвана присущими ей специфическими способа­ми и методами содействовать достижению целей и выполне­нию задач, поставленных экономической политикой. Целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация ресурсов , необходимых для удов­летворения насущных потребностей развития общества. В со­ответствии с этим финансовая политика призвана создать благоприятные условия для активизации предприниматель­ской деятельности . Большое внимание уделяется определению рациональных форм изъятия доходов предприятий в пользу государства, а также доли участия населения в формировании финансовых ресурсов. Важное значение придается повыше­нию эффективности использования финансовых ресурсов пу­тем их распределения между сферами общественного производства, а также их концентрации на главных направ­лениях экономического и социального развития. В процессе выработки финансовой политики определяются принципы по­строения финансового механизма, позволяющего наиболее ус­пешно выполнить вышеперечисленные задачи.

Финансовая политика способствует обеспечению финансовыми ресурсами целевых программ, сосредоточению средств на ключевых направлениях развития экономики, стимулирова­нию роста эффективности производства; повышению за­интересованности всех регионов в развитии хозяйства, использовании местных сырьевых ресурсов.

Финансовый механизм-представляет собой совокупность способов организации финансовых отношений применяемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического развития. Финансовый механизм включает виды, формы и методы организации финансовых отношений, способы их количественного определения.

Основные звенья финансового механизма:

  • финансовое планирование и прогнозирование;
  • финансовые показатели, нормативы и лимиты;
  • управление финансами;
  • финансовые рычаги и стимулы;
  • финансовый контроль;

Управление финансами - целенаправленное формирование процесса перераспределения финансовых ресурсов между различными субъектами финансовой системы и внутри них, деятельность по привлечению и эффективности использования финансовых ресурсов.

Объекты управления:

В качестве субъектов управления выступают специальные службы, органы, подразделения различных объектов управления, называемые финансовым аппаратом.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29