Региональное управление. Современные проблемы науки и образования Управление регионом в системе рыночных отношений

Следует сразу заметить, что данная формула не обязательно должна являться эталоном с жестко закрепленными структурными формами. Напротив, любая попытка жесткого закрепления определенных форм организации или абсолютизации каких-либо величин или составляющих формулы неминуемо приведет к новым социальным потрясениям и экономическим кризисам. Данную модель перехода к более цивилизованным формам организации общественных и производственных отношений можно порекомендовать в качестве наиболее оптимального и последовательного варианта переориентации сверхсложной социально-экономической системы.

Этакая модель, которую можно охарактеризовать как реформаторскую и переходную, обеспечила бы позитивное развитие России как в ближайшем будущем, так и в перспективе. В ней должно быть обеспечено преодоление негативных черт, складывающихся до сих пор социально-экономических отношений, устранение подчинения государственного аппарата и государственных финансов частным интересам. Необходимо преодолеть затянувшийся этап «мафиозно-бюрократического» капитализма, в который как в яму попала российская экономика, так и не став на рельсы переходной модели. Реформаторская модель, при правильном подходе, укрепляла бы наметившиеся элементы финансовой стабилизации, способствовала бы оздоровлению государственного бюджета; формировала бы ресурсные и иные предпосылки для возобновления экономического роста и предусматривала бы структурную перестройку экономики; служила бы обеспечению перелома в неблагоприятной динамике жизненного уровня населения и его имущественной дифференциации на основе оздоровления всего общественного воспроизводства в социальном, структурном, ресурсном отношении и в отношении экономической эффективности.

Модель должна быть ориентирована на постепенное формирование в полном объеме социально ориентированной рыночной экономики. Лишь в рамках такой модели можно будет реализовать требования усиления социальной направленности реформ, снижения социальных издержек, исключить возможность воспроизводства в будущем прежних системных, экономических, социальных и политических пороков. Если бы удалось реализовать переходную реформаторскую модель взвешенно и результативно, она могла бы положить начало социально-экономическому подъему России.

Литература:

1. Заславская Т. Проблема демократической переориентации экономики современной России. // Общество и экономика, 1997, №1-2 - С.51.

2. Микульский К. Социально ориентированная экономика - Выбор России. // Общество и экономика, 1997, №1-2 - С.4.

3. Кравченко А. Прикладная социология и менеджмент. - М., Издат-во МГУ, 1995.

4. Курбанов Р. Зарубежный опыт управления человеческим фактором и его применение в России. Дипломная работа. - ДГУ, Махачкала, 1999.

5. Русинов Ф., Никулин Л., Фаткин Л. Менеджмент и самоменеджмент в системе рыночных отношений. - М., Инфра-М., 1996.

6. Смольков В. Социальное рыночное хозяйство: концепции Л.Эрхарда и Г.Мюрдаля. // Социально-политический журнал, 1998, №1.

Магомедов М-С.М.

Регион в системе рыночных отношений.

В условиях динамичного развития процесса углубления общественного разделения труда и становления в экономике России рыночных отношений особое значение приобретает решение таких принципиально важных вопросов, как определение места и целей дальнейшего функционирования регионов в системе новых производственных отношений. Для этого важно четко определиться с понятием «регион».

В экономической литературе сложилось несколько подходов в его трактовке. Одни ученые рассматривают регион, как совокупность взаимообусловленных и взаимосвязанных компонентов производства, сложившуюся в пределах компактной территории. Другие предлагают считать регионами все формы территориальной организации производства, которые образуются на основе территориального разделения труда. Третьи относят к регионам только те территориальные подсистемы, которые являются относительно самостоятельными частями экономики России с законченным циклом воспроизводства. Тем самым, в основу его формирования положены базисные категории - сформировавшийся комплекс производительных сил и образовавшаяся под значительным воздействием специфических региональных условий система производственных отношений.

По нашему мнению, преимущество такого подхода к рассмотрению понятия «регион» заключается в том, что оно включает не только экономико-географические признаки территории, но и возможность организации сравнительно завершенного комплекса национальной экономики, основанного на совокупности ресурсов и возможностей. Такое определение региона отражает экономический, воспроизводственный подход к исследуемой категории, и большинство его сторонников рассматривают в качестве региона экономический район. Не отрицая правомерности такой трактовки региона, считаем, что с позиций современных условий, утверждение о том, что воспроизводственная завершенность присуща только экономическим районам, и она является постоянной характерной чертой какой-то определенной территории, требует уточнения. Ведь объемы производства, интенсивность хозяйствования, степень развития производственных, экономических и других связей, которые 15-20 лет назад были возможны в бывших союзных республиках и в экономических районах, в настоящее время уже характерны и для единиц более низкого уровня (края, области). Таким образом, утверждение о том, что только экономический район может выступать в качестве региона, не бесспорно.

Ввиду того, что пока еще в полной мере не определено то количественное значение комплексности (завершенности воспроизводственного цикла), необходимые для регионального уровня более низкие территориальные формирования (край, область) могут быть возведены в ранг региона. На этих уровнях, как правило, имеется единый орган управления, призванный наиболее эффективно и компетентно руководить национальной экономикой и обеспечивать его экономическую целостность. В их границах обычно нет территориальных барьеров, которые пока еще сильны в экономических районах, они «компактны», что облегчает управление ими. Все эти обстоятельства позволяют нам подходить к исследованию региональных аспектов развития экономики не только в рамках целого экономического района, но и на более низком уровне (области, края).

При установлении целей дальнейшего функционирования экономики регионов целесообразно, в первую очередь, исходить из учета их места в межрегиональном разделении труда и развития на этой основе межрегионального обмена с самообеспечением каждого экономического субъекта (края, области) определенными видами продовольствия и другими товарами. Такая постановка проблемы обусловливает комплексное решение территориальных задач, охватывающих различные стороны разделения труда, включая размещение производства, сложившуюся региональную специализацию, структурные сдвиги в ней и др.

Обоснование перспективных целей развития регионов базируется на следующих принципах:

Удовлетворение потребностей населения региона в определенных видах продукции;

Сочетание производства продукции для вывоза с самообеспечением;

Наиболее полное и эффективное использование производственного потенциала;

Обеспечение экономически эффективного уровня концентрации, соответствующего рыночным потребностям;

Совершенствование экономических отношений, предусматривающих создание необходимых условий для расширенного воспроизводства в регионе и

В каждом регионе переход к рыночной экономике практически происходит по одним и тем же направлениям, включающим:

Разгосударствление собственности, прежде всего, путем акционирования и приватизации предприятий;

Проведение аграрной (в том числе земельной) реформы;

Демонополизацию экономики, формирование конкурентной среды;

Формирование рыночной инфраструктуры;

Либерализацию цен;

Проведение жесткой финансовой и денежно-кредитной политики, преодоление инфляции;

Структурную перестройку экономики;

Либерализацию внешнеэкономической деятельности;

Социальную защиту населения;

Юридическое, правовое обеспечение проводимых преобразований и так далее.

Однако тактика, темпы и результаты реформирования экономики в регионах неодинаковы. Это объясняется существующими межрегиональными и внутрирегиональными различиями в уровне и в структуре производительных сил, а также особенностями природных, технологических, экономических, социальных, демографических, политических и других отношений.

Решающее значение для реформирования региональной экономики имеет ход преобразований в целом в стране, происходящие институциональные изменения. Однако и сами регионы могут оказывать значительное воздействие на ход реформ и активизировать их с максимальным учетом местных особенностей. Это подтверждает положительный опыт реформирования в Орловской, Белгородской, Калужской, Нижегородской и в других областях.

В большинстве регионов еще не завершены преобразования первого этапа перехода к рыночной экономике. Однако одновременно с продолжением начавшегося реформирования на первый план вышли задачи стабилизации производства, скорейшего выхода из кризисного состояния.

Вхождение в фазу структурного кризиса затруднило экономическое положение и платежеспособность большого числа предприятий многих отраслей, вызвало дальнейшее падение производства и рост безработицы. Выход из создавшегося трудного положения состоит, прежде всего, в мобилизации всех ресурсов и резервов для стабилизации и развития производства, а также в дальнейшем продолжении и углублении реформ путем: -формирования многоукладной экономики;

Обеспечения многообразия и равноправия форм собственности и хозяйствования; -ускорения демонополизации предприятий и формирования конкурентной среды;

Безболезненного свертывания или перепрофилирования неэффективного производства, стимулирования развития прогрессивных и социально-значимых отраслей.

Важными аспектами деятельности администрации регионов, руководителей предприятий, организаций и трудовых коллективов в современных условиях являются укрепление финансового положения, преодоление кризиса неплатежей, усиление социальной защиты населения.

Преодоление в регионе кризиса неплатежей можно осуществить путем стимулирования безналичных расчетов на основе установления прямых связей между рыночными субъектами, ввода в оборот коммерческих векселей, осуществления процедуры банкротства устойчиво убыточных предприятий, натурализации части финансовых обязательств предприятий перед своими работниками и другими предприятиями. В числе первоочередных мер по развитию рыночных отношений в регионах

Продолжение акционирования и приватизации предприятий с обеспечением при этом приоритета трудовых коллективов и большего пополнения местных бюджетов;

Ускорение демонополизации производства (в том числе ограничение рентабельности предприятий-монополистов);

Ускорение структурной перестройки, свертывание неэффективных и неперспективных производств и стимулирование развития прогрессивных и социально-значимых отраслей (машиностроения, приборостроения, электроники, информатики, сельского хозяйства, легкой и пищевой промышленности, строительства, транспорта, службы быта, образования, здравоохранения, науки, культуры и так далее);

Углубление аграрной (в том числе земельной) реформы (особенно совершенствование внутрихозяйственных отношений, развитие межхозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции, реализация мер по преодолению ценового диспаритета между сельским хозяйством и другими отраслями агропромышленного комплекса, активизация маркетинговой деятельности, решение социальных проблем села);

Развитие рыночной инфраструктуры в регионах, создание новых и укрепление существующих банков, бирж, страховых компаний, инвестиционных фондов и тому подобное;

Создание новых рыночных структур - финансово-промышленных групп, концернов, холдинговых и лизинговых компаний, информационных и маркетинговых центров и других;

Развитие и совершенствование внешнеэкономических связей;

Укрепление всесторонних связей и сотрудничества с другими регионами, формирование межобластных ассоциаций и объединений; -разработка и реализация региональных программ социальной защиты населения.

Очевидно, что успешный переход регионов к рыночным отношениям невозможен без расширения прав регионов, без увеличения им доли оставляемых налогов и сборов.

Особо важное значение будут иметь принятые в центре меры по налоговой реформе, уменьшению налогов и удешевлению кредитов для товаропроизводителей.

Стабилизации экономики региона способствует совершенствование механизма регионального управления.

Одна из причин трудностей нынешнего этапа экономического развития кроется в разбалансированности существующей вертикали системы управления народным хозяйством и несформированности структур и механизмов управления, адекватных либерализации экономики. Отношения подчиненности областной администрации федеральным органам сохранились в виде назначения глав администрации, постоянных вызовов их в Москву для отчетов и инструкций, предоставления справок и прогнозных расчетов. С другой стороны областным администрациям предоставлены большие свободы в принятии решений в рамках существующей законодательной базы. Региональные органы власти несут ответственность перед населением за дифференциацию качества жизни по различным территориям, наличие которых нельзя поставить в вину исключительно федеральным властям. Основные проблемы, порождающие данную ситуацию, следующие:

Отсутствие налаженной бюджетной системы, прежде всего в части взаимодействия центра и регионов. Различные проценты бюджетных отчислений по регионам, встречные денежные потоки, субъективизм в распределении субсидий и тому подобное делают эту систему чрезвычайно неустойчивой и неопределенной. Федеральная власть, занимаясь балансировкой бюджета, часто поступает некорректно по отношению к регионам, передавая им решение задач без какого-либо финансового подкрепления. Неотработанность бюджетной системы - фактор не только экономический, но и социально-политический. Снизить конфликтность ситуации на первом этапе можно за счет введения принципа равной доли отчислений для всех регионов и утверждения правил распределения федеральных средств. Другая проблема - это формирование расходной части региональных бюджетов в условиях их дефицитности. Эта проблема может решаться методом ранжирования приоритетов расходов и параметрического моделирования формирования и распределения бюджетных средств;

Слабое использование системы регионального управления по целям. Недостатки бюджетной системы в равной степени воздействуют на все регионы, но успехи реформ различны. Помимо объективных причин важную роль в этом играет личностный фактор. Успех губернатора в значительной степени определяется умением сформулировать долгосрочные цели, сформировать под них «команду» и совместными усилиями организовать процесс стратегического управления регионом. К сожалению, неумение формулировать цели - одно из слабых мест управленцев. Целевое управление должно быть также подкреплено системным подходом к планированию, проектированию и принятию решений;

Неэффективность системы документооборота. Она связана с тем, что в структурах управления слабо решены вопросы делегирования полномочий и ответственности. В результате практически все документы долго «гуляют по коридорам», а резолюции часто носят характер отписки. Эффективность управления могла бы также существенно возрасти в результате налаживания процесса постановки проблемных вопросов на основе частных обращений организаций и граждан;

Несовершенство процессов организационного проектирования. Недостатком большинства законодательных актов является их общий, часто декларативный характер. Чтобы реализовать их в практике управления необходимо трансформировать их в систему задач и работ. Но специалисты, умеющие разработать продуманный до мелочей оргпроект, практически отсутствуют. Поэтому распоряжения администрации часто неконкретны и нецеленаправлены. В этом состоит одна из основ произвола чиновников;

Кадровые проблемы. Штаты органов областной и местных администраций заполнены в преимущественно специалистами хотя и опытными, но по стилю своей работы относящиеся к «счетоводам» и «делопроизводителям». Глобальная перетряска кадров качества управления не повысит. Оптимальным вариантом кадровой политики представляется проведение селекции кадров и организация переподготовки отобранных специалистов. Главный акцент в процессе переподготовки должен быть сделан не на знания, а на перестройку системы мышления. Этого можно добиться, организуя переподготовку преимущественно в форме организационно-деятельностных и проблемно-деловых игр и тренингов.

Эффективное развитие регионов обеспечивает пропорциональное развитие производственной, социальной, экологической сфер Российской Федерации в целом, является залогом успешного осуществления социально-экономических реформ.

1

Становление институтов механизма согласования в региональном управлении, которые должны быть направлены на формирование рыночной системы, сбалансированности спроса и предложения, повышения качества товаров и услуг, притока новых инвестиций в регион, поддержанию и развитию производств, занятости населения, проходит в противодействующих условиях. Совокупность институтов выступает тем механизмом, который обеспечивает синтез, взаимосвязь и взаимодействие процессов организации и самоорганизации. Однако, стремление улучшать институты у регионов будет только при наличии важнейшего условия - реальной конкуренции за инвестиции и человеческий капитал. Механизмы рыночного регулирования территориальной социально-экономической деятельности являются неотъемлемой частью динамично развивающейся социально-экономической системы страны, процесс их преобразований требует определения содержания и направлений реформирования, что, в свою очередь, обуславливает значимость теоретического поиска в области совершенствования управленческих структур на локальных рынках.

Ключевые слова: институциональное развитие

институты механизма согласования

региональное управление.

1. Ахтариева Л. Г. Организационно-институциональное развитие системы управления экономикой региона: автореф. д.э.н. - Душанбе, 2006. - 22 с.

2. Агапова И. И. Институциональная экономика. - М.: Экономистъ, 2006.

3. Гаврилов А. И. «Региональная экономика и управление». - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2002. - 239 с.

4. Мельников С. Б. Институциональный механизм регионального управления // Российская академия государственной службы при Президенте России: тезисы докл. Международ. конф. (Москва, 1 - 5 ноября 2009 г.). - Москва, 2009. - С. 117-119 с.

5. Радина О. И. Инфраструктурное обеспечение институциональной устойчивости социально-экономической системы региона: межвуз. сб. науч. тр. / изд. ЮРГУЭС. - Шахты, 2006. - 140 с.

Введение

На современном этапе развития экономической системы встал вопрос поиска новых механизмов управления регионами для обеспечения высокой конкурентоспособности территории и роста качества жизни населения. Роль регионов, в которых формируется инновационная модель развития страны в качестве эффективного управления различными видами ресурсов и процессами при смещении центра управления социально-экономическими преобразованиями на уровень региона, постоянно возрастает. Развитие региона - многомерный и многоаспектный процесс, который обычно рассматривается с точки зрения совокупности различных социальных и экономических целей. В настоящее время вопросы, связанные с созданием институциональной среды и ее субъектов, приобретают приоритетное значение. Определенная институциональная структура образует базовую конструкцию общественно-экономических отношений в регионе .

Представители школ институционализма считают, что необходимость государственного управления региональным социально-экономическим развитием во многом обусловлена несовершенством рыночного механизма и его неспособностью решать современные проблемы развития как на общегосударственном уровне, так и на региональном уровне . Одной из главных проблем управления на всех уровня в условиях рыночной экономики является создание системы согласования - на муниципальном, региональном и общегосударственном. Институциональная система регионального управления социально-экономическим развитием должна соответствовать следующим критериям:

  • быть демократичной, направленной на достижение желаемых результатов;
  • обладать достаточной силой воздействия;
  • быть достаточно простой для понимания;
  • использовать систему социально-психологических мотиваций;
  • быть адаптивной;
  • стимулировать прогрессивное развитие .

Становление институтов механизма согласования в региональном управлении, которые должны быть направлены на формирование рыночной системы, сбалансированности спроса и предложения, повышения качества товаров и услуг, притока новых инвестиций в регион, поддержанию и развитию производств, занятости населения, проходит в противодействующих условиях.

Рыночная система в РФ характеризуется несформировавшимися рынками труда, капитала, земли, что ведет к целому ряду последствий:

  • невозможно заимствование механизмов управления, используемых в странах с равновесными рынками, где соотношение между спросом и предложением устанавливается преимущественно с помощью механизма саморегулирования, элементы которого носят экономический характер;
  • нестабильность рынка неизбежно вызывает инфляционные процессы и их поступательное развитие, что в свою очередь ведет к бегству капитала из инвестиционной сферы.

При разработке институтов механизма регионального управления развития рыночных отношений необходимо учитывать высокую адаптированность экономики большинства регионов России к административно-распределительным отношениям, в силу ряда объективных причин вызванным самой производственной структурой, транспортной недоступностью не только северных районов России, но и многих населенных пунктов на ее южных территориях. Для обслуживания этих районов десятилетиями создавалась государственная транспортно-торгово-снабженческая система, обеспечивающая развитие экономики и проживания людей. Институциональные основы управления на региональном и муниципальном уровнях включают правовые, экономические и организационные формы воздействия на процесс социально-экономического развития региона:

  • прямое участие в развитии инфраструктуры региона посредством прямого бюджетного финансирования, образования и использования внебюджетных средств и фондов, выпуска займов и т.д.
  • установление льгот производителям, работающим на насыщение внутреннего рынка;
  • разнообразная правовая и финансовая поддержка предпринимателей, участвующих в развитии агропромышленного комплекса и обеспечивающих наполнение рынка потребительских товаров, и прежде всего продовольственных .

Характерным условием развития рыночных отношений является самоорганизация по взаимному соглашению формально равноправных субъектов хозяйствования в регионе. Это предполагает, во-первых, наличие органов и институтов, способствующих установлению контактов между потенциальными партнерами, облегчающих выбор наиболее эффективных из них и, во-вторых, наличие общих правил, законов, нормативных актов, регулирующих отношения внутри региона. Взаимосвязь указанных процессов организации и самоорганизации, как отражение государственного регулирования, с одной стороны, и доступной субъектам свободы самоопределения, с другой, в рыночных условиях осуществляется через создание и функционирование определенной институциональной структуры. Совокупность институтов выступает тем механизмом, который обеспечивает синтез, взаимосвязь и взаимодействие процессов организации и самоорганизации. С конструктивной точки зрения институциональная организация общества представляет собой совокупность органов и институтов организационно и материально обеспечивающих основные рыночные процессы - взаимный поиск друг друга продавцами и покупателями, товародвижение, обмен товаров на деньги, а также хозяйственно-экономическую и финансовую деятельность рыночных структур. Механизмы согласования интересов хозяйствующих субъектов выступают неотъемлемым элементом институциональной организации развитого рыночного хозяйства .

В общем виде современный этап институциональных преобразований российской экономики может быть сведен к тому, что, несмотря на обилие различных инициатив и программ, развитие теоретико-методологического обеспечения становления новых организационно-экономических механизмов, пройден только начальный отрезок пути по формированию институтов гражданского общества. Основные группы населения, власть, бизнес и общественный сектор не объединены в единые программы развития, воплощающиеся в целостном стратегическом плане. Третий сектор - некоммерческие организации (в сопоставлении с секторами государства и бизнеса) и рядовые граждане не вовлечены в качестве полноправных участников и партнеров по разработке планов и программ.

Как правило, общественные организации разобщены, действуют в рамках своих интересов, часто дублируют друг друга. Свои усилия они направляют на решение частных задач, не выходя на социальные и общественно значимые проекты, не принимая во внимание стратегические ориентиры регионального развития. Общественные организации не имеют своей собственной социальной политики, не оформлены как единый ассоциированный субъект деятельности, многие представители общественных организаций не имеют ясного представления о реальных проблемах региона и действуют не столько от проблем развития территории, сколько от своих интересов, выпрашивая у местных властей особые условия и благотворительную помощь. Стратегические вопросы формирования общественного движения пока находятся в стадии созревания, существующие общественные институты пока не стали партнерами в деле стратегического управления.

Существует ряд проблем в рамках улучшения институциональной системы в управлении регионом. Власти регионов почти не имеют стимулов к самостоятельному улучшению качества работы в регионе и продолжают уповать на федеральную поддержку или искусственные институциональные преимущества в виде особых зон и прочих режимов, но улучшение институтов пока не обеспечивает ускоренного экономического роста и, тем более, увеличения административной ренты. Роль институтов как стимулов развития пока еще второстепенна , более значимыми остаются преимущества ресурсообеспеченности, выгодного географического положения и агломерационный эффект. При улучшении в них институциональной среды интеграция нескольких преимуществ дает кумулятивный эффект, а следовательно, заметно повышает конкурентоспособность. В таких регионах выше вероятность формирования коалиций разных групп интересов, которые выигрывают от модернизации институтов. Стремление улучшать институты будет только при наличии важнейшего условия - реальной конкуренции за инвестиции и человеческий капитал. Если отдельных крупных инвесторов еще можно заманить искусственными специальными преимуществами, то приток более квалифицированного и мобильного населения, развитие малого и среднего бизнеса не могут обеспечиваться без стратегических планов. Реальная конкуренция регионов может возникнуть только при децентрализации ресурсов и полномочий. Пока федеральный центр отвечает за все и покрывает провалы региональных институциональных решений, честная конкуренция вряд ли возможна. Пока у регионов нет необходимых полномочий и ресурсов для их реализации, отсутствуют и стимулы к повышению конкурентоспособности и реформированию институтов.

В этой связи возникает необходимость в разработке качественно новых подходов к функциональной направленности и организационному строению органов экономического управления регулирования для обеспечения институциональной устойчивости. Одним из таких подходов является формирование механизма согласования интересов хозяйствующих субъектов, обеспечивающего устойчивость функционирования экономического пространства в рыночных условиях. Развитие социально-экономической системы с учетом региональных особенностей крайне актуально для современной трансформационной экономики России, управленческая система которой характеризуется постоянным поиском, разработкой и совершенствованием приемов и методов воздействия на социально-экономические процессы.

Формирование системы согласования экономических интересов понимается как элемент развития институциональных основ рыночных преобразований и выступает одним из направлений повышения эффективности действия всей системы экономического управления, что свидетельствует о значимости исследования данных процессов. Осуществление эффективного функционирования сферы услуг, особенно такой специфической ее части, как бытовое обслуживание, невозможно без комплексного внедрения прогрессивных приемов и методов управления хозяйственной деятельности во всех сферах хозяйствования с учетом. В то же время в наиболее динамичных секторах экономики, к которым относится сфера услуг, совершенствование системы управления позволит достичь наибольших результатов в краткосрочной перспективе, тем самым апробировав проводимые изменения для последующего распространения на другие области хозяйственной деятельности. Наряду с этим, становление новых форм управления на региональных рынках позволит реализовать имеющийся экономический потенциал этого сектора экономики, способного стать одним из важнейших источников экономического роста.

В настоящее время развитый механизм саморегулирования рынка услуг еще не сформирован и особую остроту приобретают теоретико-методологические вопросы построения целостной системы управления институциональной устойчивостью на региональном уровне. Основой управления институциональной устойчивостью призваны стать механизмы саморегулирования рынка, развитая рыночная инфраструктура, основывающаяся на мощной системе информационно-аналитического обеспечения управленческой деятельности участников рынка, позволяющей выявлять основные тенденции его развития и осуществлять мониторинг текущих процессов и явлений. Построение подобной системы предполагает углубление и расширение изучения теоретических и методических вопросов управления институциональной устойчивостью региональных социально-экономических систем. В этой связи представляется весьма значимой задача развития теоретических основ, конкретных приемов и методов, позволяющих совершенствовать методы управления институциональной устойчивостью на региональном уровне, инфраструктурные элементы социально-экономической системы и разрабатывать соответствующие рекомендации по наиболее эффективному моделированию региональной системы управления рынком услуг. Постановка и решение данной задачи представляется своевременной и крайне актуальной научной проблемой исследования региональных социально-экономических систем.

Организационно-экономическое содержание управления институциональной устойчивостью можно рассматривать с нескольких теоретико-методологических позиций:

  • как экономическую категорию, которая обладает собственным содержанием и понятийным аппаратом;
  • в качестве комплексной функции и неотъемлемой части экономической политики государства;
  • как самостоятельный управленческий процесс и целостную систему воздействий на социально-экономические процессы и явления в сфере организации сервиса.

Управление институциональной устойчивостью - это регламентированная нормами права деятельность институтов рынка, базирующаяся на специфических принципах управленческого воздействия на проблемные ситуации в экономической системе. Как практическая деятельность управление институциональной устойчивостью представляет собой совокупность действий и операций по наблюдению за организационными и финансовыми сторонами деятельности субъектов хозяйствования и воздействие на них с применением специфических правовых, информационных, административных, финансовых и иных мер.

Методологической основой управления устойчивостью региональной инфраструктуры рынка выступает:

  • совокупность принципов, методов, приёмов по наблюдению, координации и согласованию финансово-хозяйственной деятельности предприятий, объединений, организаций, учреждений;
  • обеспечение законности хозяйственных операций со стороны экономических субъектов;
  • правильность и своевременность выполнения существующих договорных обязательств на ограниченных территориях;
  • должная постановка документооборота и продвижение прогрессивных стандартов хозяйственной деятельности.

Управление институциональной устойчивостью в системе государственного регулирования является одной из стадий управленческого цикла. Она представляет собой систему наблюдения, сопоставления, проверки и анализа проблемных явлений с целью оценки обоснованности и эффективности разрабатываемых и принятых управленческих решений, направленных на стабилизацию экономического развития, выявление степени их реализации, наличия отклонений фактических результатов от заданных параметров. Понятие управления институциональной устойчивостью регионам в узком смысле можно определить как систему наблюдения и проверки соответствия процесса функционирования системы по индикаторам, характеризующим стабильную траекторию ее развития, а также выработки субъектами хозяйственной деятельности и государственной власти определенных корректирующих действий в случае возникновения дестабилизирующих явлений.

Исходным пунктом развития теоретико-методологического обеспечения управления институциональной устойчивостью региона является определение базовых принципов ее осуществления, установление целей и задач. Принципы управления институциональной устойчивостью выступают одним из фундаментальных понятий. Они характеризуют всю систему регулирования рынка как общепризнанные правила действий в проблемных ситуациях, возникающих в результате воздействия различного рода факторов. В то же время определяют строгие требования, согласно которым формируется и функционирует подсистема управления устойчивостью.

Методологической основой принципов управления институциональной устойчивостью выступают ключевые положения организации контроля в системе управления, к которым относятся: объективность, определенность, конкретность, взаимосвязь с другими принципами, нейтральность, экономичность, непрерывность, действенность, своевременность и др. Данные принципы концентрируют и фиксируют объективные закономерности функционирования общества и государства, выражают решающие условия целенаправленного развития системы государственного регулирования, реализацию принципов свободы, демократизма, законности и др., предопределяют объективную необходимость выполнения учетно-аналитической, статистической, контрольной деятельности инфраструктурных подсистем.

Распространено мнение, что модернизация начинается сверху, так в России было всегда. Но для того, чтобы эти импульсы продвигались в пространстве, должны быть сформированы условия для инициативы снизу - от регионов, имеющих конкурентные преимущества и выигрывающих от улучшения институтов. Если эта двуединая задача не будет реализована, модернизация в России вряд ли будет успешной и устойчивой.

Рецензенты:

Мишурова Ирина Владимировна, доктор экономических наук, профессор кафедры «Антикризисного и корпоративного управления» «РГЭУ (РИНХ)» «Ростовский государственный экономический университет» г. Ростов-на-Дону.

Библиографическая ссылка

Иванова Е.В., Радина О.И. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ МЕХАНИЗМОВ СОГЛАСОВАНИЯ В УПРАВЛЕНИИ РЕГИОНАМИ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=6151 (дата обращения: 20.03.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Рынок - это вся система многообразных экономических отношений между людьми, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления, основанная на определенных принципах, главным из которых является свобода экономической деятельности.

Рынок сегодня рассматривают как тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования. Существует два типа хозяйственных связей: 1) натурально-вещественные, безвозмездные, в соответствии с объемом и структурой потребностей и 2) товарные связи, осуществляемые посредством рынка – характерно - взаимные соглашения обменивающихся сторон, эквивалентнаявозмездность, свободный выбор партнеров, наличие конкуренции. Эти связи могут быть только на основе свободной купли-продажи товаров и услуг. Прямое жесткое фондирование, использование карточек и другие ограничения (в виде выездной торговли и т.д.) свидетельствует о деформации рыночных связей. По форме они скорее приближаются к первому типу хозяйственных связей, хотя и сопровождаются формальными актами купли-продажи.

Признаки рынка и его критерии :

Наличие свободного выбора партнеров по хозяйственным связям через рыночные отношения;

Возможность экономических связей между субъектами хозяйствования, между потребителями и производителями;

Наличие экономической состязательности и конкуренции между производителями;

Установление соотношения спроса и предложения и налаживания производства с ориентацией на конъюнктуру рынка;

Налаживание хоз. связей на основе равнозначного обмена деят-ью выступающих эк. субъектов.

Управление в условиях рынка, рыночной экономикиозначает:

Все силы на ту продукцию, кот пользуется спросом и принесет большую прибыль

Повышению эффективности произв-ва, к получению оптимальных результатов с меньшими затратами;

Хозсамост-сть => свобода принятия решений тем, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности фирмы или ее подразделений;

Постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния рынка;

Выявление конечного результата деятельности фирмы или ее хозяйственно самостоятельных подразделений на рынке в процессе обмена;

Усовершенствование ИТ технологий для многовариантных расчетов при принятии обоснованных и оптимальных решений.

Государственное регулирование экономики - форма участия гос-ва в экономике - воздействии на распределение ресурсов и доходов, на уровень и темпы экономического развития и благосостояние населения страны. Различаются административные, правовые, прямые и косвенные формы и методы государственного регулирования

Прямое экрег-ние - непосредственное вмешательство государства в экономику, установление цен, объемов производства, видов производимой продукции. Безвозвратное адресное финансирование секторов, отраслей, территорий и отдельных предприятий – субвенции, субсидии, - дотации, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов различного уровня (общенационального, регионального, местного). Льготные кредиты и налоговые льготы.

Косвенные формы экрег – рег-ниеV $ массы, определение условий предоставления централизованных кредитов и ставки процента, политика в области налогов, валютного курса, таможенных пошлин.

Рыночное самоуправление - социальная стратификация субъектов рын хоз-ва на собственников, предпринимателей, менеджеров, наемных работников, составляющих трудовые коллективы, выделение самоупр-ия собственника, предприн-ля, профессионального управления менеджера и членов тр кол.

Самоуправление собственника - функции владения, пользования, распоряжения.

Собственник - лицо, имеющее право на владение, пользование, распоряжениеимуществоморг-ии.

Самоуправление предпринимателя . Предприниматель - лицо, имеющее право на осуществление самостоятельных действий в целях получения прибыли.

Предпринимательство является основным фактором формирования конкурентной среды и развития рын. эк-ки, одновременно способствуя повышению занятости населения и улучшению соц обстановки.

В условиях эк кризиса политика, ориентированная на оказание помощи и содействие развитию малого предпринимательства, дает ощутимые результаты в достижении сбалансированного эк роста.

Проф. Самоупр-ие менеджера - проявляется на нижнем орг. уровне и имеет назначения:

Составление и реализация бизнес-планов и проектов;

Пассивный надзор

Активное целевое регулирование

Противоречия и неурегулированность взаимоотношений между федеральными, региональными и муниципальными структурами управления являются следствием перехода к новой модели управления экономикой, направленной на рыночные отношения.

Можно выделить следующие условия и предпосылки формирования регионального менеджмента в современных российских условиях.

  1. Система новых отношений создается в условиях, когда планово-директивные методы управления региональным хозяйством разрушены, а рыночные находятся в процессе формирования. Следовательно, создаваемой системе региональных и муниципальных субъектов управления приходится постоянно адаптироваться к новым условиям и принципам функционирования.
  2. В новых условиях субъекты Федерации сосредоточили большую часть властных и хозяйственных функций. Регион является основным субъектом собственности, который делегирует функции собственника широкому кругу хозяйствующих субъектов. В этих условиях естественно возникает стремление к большей экономической самостоятельности региональных и муниципальных образований.
  3. Упразднение государственной отраслевой системы управсления экономикой диктует необходимость формирования новых, партнерских отношений в системах: субъект Федерации - муниципалитет; муниципалитет - основное производственное звено; субъект Федерации - основное производственное звено.
  4. В этих условиях меняются регулирующая и стимулирующая функции субъектов регионального управления, которые, с одной стороны, поощряют любое предпринимательство, стимулируя субъекты хозяйствования этой сферы деятельности, а с другой - вынуждены формировать механизм взаимодействия с предприятиями и организациями всех форм собственности на взаимовыгодных условиях юридически равных партнеров.
  5. Чтобы обеспечить заинтересованность субъектов Федерации в развитии рыночных отношений в производственной и социальной сферах, необходимо законодательно закрепить их функции, компетенцию и ресурсы в строгом соответствии с целями регионального управления и объемом решаемых задач.

6.2. Сущность и задачи регионального управления

Региональный менеджмент как один из видов специального менеджмента представляет собой совокупность принципов, методов, форм и средств воздействия на хозяйственную деятельность региона.

С точки зрения современной российской практики региональный менеджмент - это управление социально-экономическими процессами в регионе в условиях перехода его хозяйства к рыночным отношениям.

Суть перехода от планово-директивной системы управления хозяйством региона к региональному менеджменту состоит в таких изменениях, как:

  • ориентация развития региона на решение социальных проблем, на воспроизводство условий, обеспечивающих высокое качество и высокий уровень жизнедеятельности человека как наивысшей ценности общества;
  • формирование организационно-экономических условий для реализации всеми хозяйствующими субъектами региона принципов экономической свободы и хозяйственной самостоятельности;
  • ориентация инвестиционной и структурной политики региона на спрос и потребности рынка, на запросы внутри- и внерегиональных потребителей и организация производства тех видов продукции, которые пользуются спросом на межрегиональном и зарубежном рынках и могут способствовать повышению финансовой самостоятельности региона;
  • формирование и развитие регионального маркетинга как основы разработки и реализации программ текущего и стратегического развития региона;
  • переход от региональной статистики к региональному мониторингу с использованием современной информационной базы для осуществления системного анализа и контро ля социально-экономической, политической и экологической ситуации в регионе;
  • оценка конечного результата регионального менеджмента в зависимости от степени соответствия уровня экономического развития региона и уровня жизнедеятельности населения (социальные стандарты, бюджетная обеспеченность, структура доходов и расходов семей, экология, демографическая ситуация, экологическая безопасность и др.). Региональный менеджмент можно рассматривать как науку и практику управления социально-экономическими процессами региона в условиях рыночной экономики. Научные основы регионального менеджмента - это система научных знаний, которая является его теоретической базой: принципы регионального менеджмента; методы и модели регионального менеджмента; механизмы регионального менеджмента; система регионального менеджмента. Научные основы регионального менеджмента в нашей стране находятся в стадии формирования. Зарубежный опыт мало пригоден к специфике территориальной организации России с ее огромными пространствами, многообразием природно-климатических, национальных, исторических и других особенностей. Тем не менее опыт формирования регионального менеджмента в странах с рыночной экономикой может быть использован для анализа нашего собственного опыта и практики, а также для использования некоторых его элементов в формирующейся системе регионального менеджмента в России.

Региональный менеджмент функционирует в соответствии с законами развития рыночной системы хозяйствования, и его механизм должен обеспечивать гибкое регулирование социально-экономических процессов в регионе в изменяющихся рыночных условиях.

Перед региональным менеджментом как наукой управления стоит задача найти и разработать механизмы, методы и средства, которые позволят обеспечить наиболее эффективное достижение целей и задач регионального развития.

Задачи и объект регионального управления. Задачи регионального менеджмента многообразны и обусловлены особенностями переходного периода.

В процессе перехода от планово-централизованной к рыночной системе регулирования хозяйства региона разрушаются вертикальные связи, зарождаются и стабилизируются горизонтальные, внутри- и межрегиональные связи. С переводом части хо зяйства региона на рыночные отношения изменяется функциональная структура механизма регионального управления, что ведет к деформации и сокращению его организационной и иерархической структур. Резко возрастает роль опосредованных методов взаимодействия субъектов и объектов федерального, регионального и муниципального управления, усложняются их хозяйственные связи, отношения по поводу использования собственности и т.д. Все это служит объективной основой для становления и развития регионального менеджмента, задачи которого отличаются от задач планово-директивной системы территориального управления.

В число основных задач регионального менеджмента входят:

  • обеспечение расширенного воспроизводства условий жизнедеятельности населения региона, высокого уровня и качества жизни;
  • экономическая и социальная трансформация хозяйства региона, анализ, прогнозирование и программирование регионального развития;
  • оптимизация финансовых потоков, формирование условий и механизмов укрепления экономической базы региона и муниципальных образований;
  • обеспечение экологической безопасности в регионе, защита окружающей среды;
  • формирование и реализация структурной, инвестиционной и научно-технической политики в регионе, создание и развитие рыночной инфраструктуры.

Исходя из сущности, содержания и задач регионального менеджмента, сформулированных выше, его объект можно классифицировать по следующим основным признакам.

  1. Принадлежность объекта к той или иной форме собственности (федеральная, муниципальная, собственность субъекта Федерации).
  2. Характер продукции или услуг, производимых субъектом хозяйствования (продукция целиком или в основном потребляется внутри региона, продукция имеет межрегиональное потребление, экспортная продукция и др.).
  3. Характер и степень воздействия субъекта хозяйствования на экономические, социальные, экологические и другие процессы в регионе.
  4. Воспроизводство условий жизнедеятельности населения, удовлетворение потребностей людей вне сферы производства (охр ана здоровья, удовлетворение потребностей в образовании и культуре, социальная защита и поддержка).

Анализ приведенной классификации объектов позволяет сделать вывод о том, что к объектам регионального менеджмента можно отнести все хозяйственные единицы региона. Однако непосредственным объектом регионального менеджмента являются предприятия и организации, отнесенные к собственности субъектов Федерации, а также инфраструктурные звенья, деятельность которых направлена на воспроизводство условий жизнедеятельности населения вне сферы производства. На указанные объекты региональный менеджмент оказывает прямое (непосредственное) воздействие, на все другие объекты - опосредованное.

6.3. Принципы и методы регионального управления

Содержание регионального менеджмента как совокупности принципов, методов, форм и средств целенаправленного воздействия на социально-экономические процессы, протекающие в регионе, сложно и разнопланово. Анализ зарубежной практики, а также опыта регионального менеджмента в России показывает, что его эффективность во многом зависит от соблюдения вполне определенных, проверенных самой жизнью принципов, обусловленных законами рыночной экономики.

К основным принципам регионального менеджмента относятся: децентрализация, партнерство, субсидиарность, мобильность и адаптивность, а также принцип выделенной компетенции.

Суть принципа децентрализации заключается в перемещении принятия решений от центральных органов управления к агентам рынка. Этот принцип ограничивает монополию регионального менеджмента на всевластие, обеспечивает экономическую свободу субъектов хозяйствования в регионе и полицентрическую систему принятия решений, а также делегирование функций управления сверху вниз.

Принцип партнерства предполагает отход от жесткой иерархической соподчиненности по вертикали. Он диктует правила поведения объектов и субъектов регионального управления в процессе их взаимодействия как юридически равных партнеров.

Принцип субсидиарности заключается в выделении финансовых ресурсов под заранее определенные цели. Он реализуется в региональном менеджменте через формирование механизмов перераспределения финансовых ресурсов в целях обеспечения ми нимальных государственных социальных стандартов для всего населения региона, а также минимальной бюджетной обеспеченности.

Содержанием принципа мобильности и адаптивности является способность системы регионального управления чутко реагировать на изменения внешней среды. Этот принцип проявляется через постоянную трансформацию функциональной и организационной структур регионального менеджмента, позволяющую субъектам управления адаптироваться к быстро меняющимся рыночным условиям функционирования.

Принцип выделенной компетенции (в отличие от принципа разграничения функций) состоит в дифференциации функций не между сферами регионального управления, а внутри них. По такому принципу осуществляются перераспределение функций субъектов федерального, регионального и муниципального управления, а также ресурсное обеспечение реализации каждой функции. Принцип выделенной компетенции более детально будет рассмотрен ниже.

Методы регионального менеджмента также обусловлены системой рыночного хозяйства региона. Под методами регионального менеджмента принято понимать совокупность приемов и средств воздействия на хозяйствующие субъекты региона. В практике регионального менеджмента используются два основных метода: методы прямого (непосредственного) воздействия на субъекты хозяйствования и методы опосредованного воздействия. Как отмечалось ранее, первые из них в большей мере касаются объектов, относящихся к собственности субъектов Федерации, вторые - по всем другим объектам.

6.4. Разделение функций, ресурсов и ответственности на федеральном, региональном и муниципальном уровнях

Функции регионального менеджмента как конкретные формы воздействия на экономические, социальные, экологические, политические и другие процессы в регионе можно дифференцировать по назначению и содержанию. Такая дифференциация опирается на сущность и социальную ориентацию регионального менеджмента как инструмента рыночной экономики.

Многообразие функций регионального менеджмента опосредуется широким кругом его задач, рассмотренных ранее. При этом выделяют следующие основные функции: целеполагание, регулирование и стимулирование.

Реализация функции целеполагания обусловлена необходимостью осуществления научного прогнозирования социально-экономического развития региона и разработкой региональных целевых программ. Учитывая, что главной целью социально ориентированной рыночной экономики является воспроизводство условий, обеспечивающих высокий уровень жизнедеятельности человека, функция целеполагания реализуется в процессе экономической и социальной трансформации хозяйства региона, обоснования направлений его реструктуризации. Особое значение эта функция приобретает в переходный период, когда каждый регион вынужден искать и завоевывать определенную нишу на российском и мировом рынках, вписываться в межрегиональные и мирохозяйственные экономические связи и рыночные отношения.

Функция регулирования в региональном менеджменте реализуется в основном в системе объектов, относящихся к государственной собственности субъектов Федерации, а также объектов федеральной собственности, переданных в собственность регионов. В реализации функции регулирования могут использоваться методы как прямого, так и опосредованного воздействия. При этом степень воздействия субъекта управления на все объекты, в том числе и на объекты региональной собственности, будет постоянно меняться, поскольку объем и полнота реализации функции регулирования находятся в определенной зависимости от степени зрелости рыночных отношений и их внедрения в хозяйство региона. Например, предприятия автомобильного транспорта, являющиеся собственностью субъектов Федерации, могут быть переданы на договорных условиях акционерному обществу, сданы в аренду любому хозяйствующему субъекту. В этом случае объем функции регулирования снизится, а сама функция субъекта управления будет сведена по сути к контролю за соблюдением договорных обязательств.

В условиях перевода хозяйства регионов на рыночные отношения особое место в региональном менеджменте отводится функции стимулирования. Это связано прежде всего с ограниченностью использования в региональном менеджменте методов непосредственного воздействия. В многоукладном хозяйстве региона функционируют предприятия и организации, относящиеся к самым разным формам и видам собственности - федеральной, региональной, муниципальной, коллективной, частной и др. Но методы

непосредственного воздействия регионального менеджмента правомерны лишь в отношении объектов региональной собственности. Для всех других объектов эффективными могут быть только методы опосредованного воздействия, и прежде всего, стимулирования деятельности субъектов хозяйствования.

Стимул, как известно, - активный побудитель деятельности предприятий и организаций любых форм собственности. Стимулирующая функция регионального менеджмента дает субъекту управления мощные средства для реализации интересов региона, муниципальных образований, предприятий и организаций, социальных групп. Таким образом, сущность функции стимулирования заключается в целенаправленном воздействии субъекта управления на социально-экономические процессы региона через опосредованное воздействие на все объекты, функционирующие на территории региона. Так, администрация области не может обязать предприятие, относящееся к федеральной, муниципальной или другой форме собственности, выделить средства, например, для строительства какого-либо объекта (даже социально значимого и необходимого) общерегионального значения. Однако администрация области может заключить с этим предприятием договор, в соответствии с которым предприятие обеспечит какую-то часть финансирования строительства, а администрация создаст ему определенные стимулирующие условия хозяйствования - освободит от налога на прибыль (части, причитающейся областному бюджету), предоставит льготные условия водо-, энергопользования и т.д.

Рассматривая функциональную структуру регионального менеджмента, следует хотя бы кратко остановиться на проблеме взаимодействия функций субъектов управления на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Как отмечалось ранее, перераспределение и взаимодействие функций указанных субъектов управления осуществляется на основе принципа выделенной компетенции.

Этот принцип, в корне отличающийся от традиционного принципа разграничения функций, не получил освещения ни в отечественной, ни в зарубежной литературе. Дальнейший отказ от использования указанного принципа в российской практике региональных реформ - это мощный фактор их сдерживания.

Следует отметить, что и в условиях планово-директивной системы управления хозяйством регионов проблема разграничения функций всегда стояла очень остро. К сожалению, от старой болезни не могут пока избавиться и высшие органы государственной власти новой России, пытаясь искусственно разграничить функции управления между исполнительными и законодательными (представительными) органами, между регионами и центром, между субъектами федерации и муниципальными структурами.

Между тем в странах с рыночной экономикой давно отказались от принципа разграничения функций, взяв на вооружение его противоположность - принцип выделенной компетенции. Суть этого принципа состоит в наделении каждого субъекта управления точно очерченными функциями, которые законодательно закрепляются за ним. При этом для реализации каждой функции закон устанавливает соответствующие объемы ресурсов и их источники.

Таблица 6.1
Полнота реализации функций различными субъектами управления в странах с разным типом государственного устройства

Функции

1 . Жилищное хозяйство

2. Торговля и бытовое обслуживание, продовольственное обеспечение

3. Здравоохранение

4. Народное образование

5. Транспорт и связь

6. Энергоснабжение и водоснабжение

7. Строительство жилья и объектов городского хозяйства

8. Охрана окружающей среды

9. Культура и досуг

10. Землепользование

11. Охрана правопорядка

12. Занятость и рынок труда

13. Социальная защита

14. Финансы и налоговая политика

15. Планировка и застройка населенного пункта

16. Поддержка рыночных структур и предпринимательства

17. Внешнеэкономическая деятельность

В табл. 6.1 приняты следующие обозначения:

А - в странах с централизованными экономикой и управлением;
Б - страны с переходной экономикой и реформируемой системой управления (Россия);
В - в странах с развитой рыночной экономикой и развитым местным самоуправлением;
1 - государство;
2 - местные органы;
3 - население;
(+++) функция практически в полном объеме реализуется данным субъектом;
(++) функция реализуется частично;
(+) объем полномочий в рамках данной функции незначителен;
(-) полномочия по реализации данной функции у субъекта практически отсутствуют .

Кардинальное отличие принципа выделенной компетенции заключается в том, что если в российской практике разграничение функций осуществляется между различными сферами деятельности и между различными отраслями хозяйства, то в зарубежной - каждый субъект хозяйствования наделяется определенной компетенцией в сфере деятельности или в каждой отрасли хозяйства (табл. 6.1).

В России, например, в сфере образования все субъекты управления (федеральные, региональные, муниципальные) занимаются всеми ее объектами. Руководство общеобразовательной средней школой осуществляют министерства (в республиках), краевые (областные) управления или департаменты образования, районные (городские) отделы народного образования. Таким образом, в условиях, казалось бы, четкого разграничения функций между сферами внутри этих сфер у нас действует принцип «все занимаются всем». Например, в странах Западной Европы муниципалитет несет ответственность только за состояние средней школы. В нашей стране, если на территории какого-либо города или района находится вуз или профессионально-техническое училище, то глава местной администрации несет за них ответственность наравне с региональными и федеральными органами управления.

Необходимость реализации принципа выделенной компетенции обусловлена ограничивающими факторами рыночного регу лирования регионального и муниципального хозяйства. Региональный и муниципальный менеджмент сами по себе не гарантируют социально-экономическую стабильность в стране, не устраняют дифференциации уровней и качества жизни населения регионов и муниципальных образований. В этих условиях принцип выделенной компетенции становится одним из эффективных инструментов реализации государственной региональной социально-экономической политики. Как отмечалось, компетенция субъектов управления каждого уровня в странах Западной Европы закреплена соответствующими законами.

Например, в Германии принцип выделенной компетенции реализуется на трех уровнях: федеральном, региональном (земля) и локальном (коммуна). Их субъекты управления осуществляют функции в строгом соответствии с принципом выделенной компетенции и объемом средств, предназначенных для реализации этих функций. Анализ данных, приведенных в табл. 6.2, позволяет еще раз убедиться в целесообразности использования принципа выделенной компетенции в процессе формирования и развития механизма взаимодействия федеральных, региональных и муниципальных органов управления.

Контрольные вопросы

  1. Почему важно формировать региональный менеджмент?
  2. Раскройте принципы и методы регионального менеджмента.
  3. Каковы функции регионального менеджмента и механизм их реализации на федеральном, региональном и муниципальном уровнях?

Таблица 6.2 Полнота реализации функций различными субъектами управления и расходы, закрепленные в бюджете в соответствии с принципом выделенной компетенции федерации, земель и коммун

Сфера

выделенной компетенции

Сумма средств

Таксономические уровни

млрд.

федерация

земля

коммуна

всего

млрд. ДМ

млрд. ДМ

млрд.

администрации

2. Внешнеэкономическая деятельность

3. Оборона

4. Общественный

порядок и безопасность

5. Правосудие

8. Наука, НТП

9. Культура

10. Социальное

обеспечение

11. Здравоохранение, спорт

12. Жилье, жилищное строительство, охрана окружающей среды

13. Сельское хозяйство

14. Энерговодоснабжение, грузоперевозки

Речь идет об объеме функций, а не об эффективности их осуществления.

Оптимизация федеральных и региональных структур управления. - М., 1993.

Региональная экономика - область научных знаний, изучающих региональные особенности социально-экономического развития.

Цель функционирования региональной экономики - создание цивилизованных социально-экономических условий жизнедеятельности населения.

Критерием эффективности экономики служит рост численности населения: если за определенный период численность населения в данном регионе растет, то его экономика развивается эффективно, и наоборот.

В основе региональной экономики должны лежать базовые принципы.

Принцип преемственности. Каждый субъект Федерации составляет часть единого государства. Следовательно, региональная экономика будет развиваться устойчиво, если ее правила игры соответствуют правилам игры национальной экономики, если между действующими региональными законами и законами центрального правительства существует преемственность, если интересы данного субъекта РФ не противоречат интересам государства в целом.

Принцип адаптации. Региональная экономика должна учитывать местные особенности и обладать способностью приспосабливаться к отличным от других природно-климатическим или иным условиям региона. Именно возможность адаптации к местным условиям делает региональную экономику более эффективной. Часто созданная центром без учета региональных особенностей экономическая модель не работает, потому что не обладает достаточно высокой возможностью адаптации.

Принцип компромисса. Региональная экономика должна максимально учитывать местные интересы и активно реализовывать их. Однако нередко возникают противоречия между национальными и местными интересами. В этих случаях необходима достаточная гибкость и возможность находить компромиссные решения.

Принцип эффективности. Любая экономика, в том числе и региональная, должна стремиться к эффективности. Часто по объективным причинам регион может оказаться дотационным. Однако и в этом случае механизм региональной экономики следует ориентировать на то, чтобы не увеличивать размер дотаций, а, наоборот, уменьшать его, обеспечивая самоокупаемость территории.

Региональная экономика обладает многофункциональностью (см. рис. 30.7). Успешное функционирование региональной экономики зависит от эндо- и экзогенных факторов: законов, правил игры, определенных кодексов поведения, типов отношений и связей, других институтов, разрабатываемых центральным правительством, условий производства, уровня развития экономической интеграции и прочее. Но при этом важнейшее значение имеет максимальный учет региональных особенностей.

Примерные группы региональных особенностей представлены на рис. 30.7.

Рис. 30.7. Примерные группы региональных особенностей

Для управления региональной экономикой каждый субъект Федерации должен иметь свою концепцию социально-экономического развития на определенный период (см. рис. 30.8).

Рис. 30.8. Концепция социально-экономического развития субъекта Российской Федерации

Концепция социально-экономического развития того или иного региона представляет собой целостную систему научно обоснованных взглядов, направленную на комплексное развитие данной территории путем определения конструктивных линий деятельности всех отраслей экономики на длительный период.

Во-первых, концепция должна базироваться на экономической политике государства, отвечать не только региональным, но прежде всего национальным интересам страны и защищать ее экономическую безопасность. Во-вторых, она должна максимально учитывать природно-климатические, географические, экологический демографические и иные особенности территории, с тем чтобы более рационально использовать их. В-третьих, она должна иметь в виду, что проведение экономического эксперимента или хозяйственной реформы, тем более переход от одной экономической модели к другой требуют определенного времени. Постепенность в этом деле не всегда дает положительный результат, следовательно, экономическая концепция должна носитъ долговременный характер. В-четвертых, экономическая концепция не может быть научной абстракцией. Она должна быть направлена на практическую реализацию конструктивных линий деятельности всех отраслей региона с участием его жителей и для повышения уровня их благосостояния.

Иными словами, программа социально-экономического развития региона должна быть конструктивной и доступной и отвечать на три фундаментальных вопроса: для кого и для чего она нужна, как выполнить намеченное, что и сколько нужно для этого?

В условиях развития федерализма в России только сильные регионы могут обеспечить мощь и процветание всей страны. Отсюда очевидна роль региональной экономики.

Еще по теме § 4. Региональные особенности в функционировании рыночных отношений:

  1. 1.1. Финансово-кредитный механизм воспроизводственного процесса и его особенности в агроформировании
  2. 15.2. Региональная рента - мотив региональной хозяйственной ассоциации
  3. 36.3. Преодоление региональных кризисных процессов - стратегическая задача государственной политики
  4. Взаимодействие федерального и регионального уровня в управлении социально-экономическими процессами в условиях глобализации