Местными бюджетами являются бюджеты. Использование местных бюджетов РФ



Бюджет городской, региональный, федеральный - эти слова мы слышим часто, но всегда ли понимаем, что это за составляющие финансовой системы. Попробуем разобраться в том, что пополняет бюджет и как происходит распределение средств.





СПРАВКА

Бюджетная система является главным звеном финансовой системы государства. Основы бюджетного устройства определяются формой государственного устройства страны, действующей в ней законодательной системой и ролью бюджета в стране. Основы бюджетного устройства Российской Федерации определяются Конституцией страны и её государственным устройством как федеративной республики, субъектами которой являются республики, края, области, автономные округа.
В соответствии с Конституцией и Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетная система РФ состоит из трех уровней:
- федеральный бюджет - это основополагающая казны любого государства, которая представляет собой систему взаимоотношений, основанных на императивных денежных средствах, являющихся неотъемлемой частью правительственных фондов;
- бюджеты субъектов РФ (региональные) - бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований: республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований;
- местные бюджеты (муниципальные) - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления. Местный бюджет относится к категории «публичные финансы». Формирование местного бюджета регламентировано Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Наиболее значим для нас последний уровень бюджета, на котором мы остановимся поподробнее.
Бюджетом города Салавата занимается не только администрация города. На ее работников ложится лишь этап разработки проекта бюджета и его исполнение. Татьяна Миллер, заместитель начальника финансового управления администрации города, рассказала, что такое бюджет города и исходя из каких принципов он
формируется:
- Бюджет - это форма образования и расходования денежных средств на решение задач государства и муниципалитетов в том числе. Бюджет состоит из расходной и доходной частей.

ДОХОД БЮДЖЕТА
Доходная часть состоит из налоговых, неналоговых доходов и межбюджетных трансфертов.
Разберем по порядку. Уровень налоговых доходов прежде всего зависит от нас самих, от добросовестности всех жителей городского округа. В 2018 году доля налоговых доходов составила 27% (604,6 млн. рублей) от общей суммы доходов бюджета, в которые вошли доходы физических лиц (НДФЛ - 74%), налоги на совокупный доход (12,7% налоги от предпринимательской деятельности) и налоги на имущество (10,3%).
Наименьшая часть бюджета - это неналоговые поступления, которые составляют в общей структуре бюджета на 2018 год 16 % с суммой 348,4 млн. рублей (доходы от использования имущества - 69,1 %; доходы от продажи имущества - 25 %). Стоит отметить, что существует тенденция к увеличению неналоговых поступлений в бюджет города, и если рассматривать долгосрочный период, то с 2011 по 2017 года неналоговые доходы выросли на 8,7 %.
Следующим немаловажным уровнем дохода бюджета являются межбюджетные трансферты. Это средства, выделяемые из вышестоящих бюджетов: дотации, субсидии, субвенции и иные средства Республики Башкортостан и Российской Федерации. В общей структуре на 2018 год межбюджетные трансферты составили 57 %, то есть 1 280 млн. рублей (субсидии из бюджетов РБ и РФ – 13%; дотации – 14%; субвенции 72,5 %).
Субвенции - это вид денежного пособия местным органам власти со стороны государства, предоставляемого на определенный срок и на определенные цели. Они подлежат возврату в случае нецелевого использования или использования в неустановленные сроки. Например, субвенция на заработную плату работникам учреждения образования.
Субсидии - предоставляются на определенные цели на условиях софинансирования (долевого финансирования) расходов. Например, из бюджета Республики Башкортостан бюджету города выделяются субсидии на софинансирование расходов по обеспечению питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Дотации - предоставляются без целевого назначения (в качестве финансовой помощи) на безвозмездной, безвозвратной основе. Определение расходования определяет город в лице депутатов городского округа. Например, в 2018 году бюджету города были выделены дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности и на поддержку мер по сбалансированности в сумме 86, 144 млн. рублей.

С 2011 года межбюджетные трансферты (безвозмездные поступления) городу выросли на 122%, на ее размер влияет изменение законов и методик распределения поступлений. Если семь лет назад выделялось 639,5 млн. рублей, то в 2017 году администрации удалось добиться увеличения до 1 млрд. 400 млн. рублей.
РАСХОД БЮДЖЕТА
Расходная часть бюджета городского округа на 2018 - 2020 года сформирована программным методом. На сегодняшний день в Салавате существует 21 муниципальная программа и 95,3% занимают расходы именно на них. Есть наиболее емкие муниципальные программы, такие как образование, на которое уходят почти 1 500 млрд. рублей, жилищно-коммунальное хозяйство, национально-культурное развитие, развитие физической культуры и спорта, развитие молодежной политики, социальная поддержка граждан и другие муниципальные программы.

ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТА БЮДЖЕТА
Составление проекта бюджета осуществляет администрация города в лице финансового управления. Составление проекта бюджета основывается на бюджетном послании президента Российской Федерации, на социально-экономическом прогнозе развития Республики Башкортостан, на основных направлениях бюджетной и налоговой политики Республики Башкортостан, на социально-экономическом прогнозе развития городского округа на очередной финансовый год и на муниципальных программах.
Когда проект бюджета сформирован, наступает время городского совета и специальной комиссии. Финансовое управление представляет на рассмотрение совета депутатов проект бюджета. Затем следует регистрация проекта решения депутатского корпуса о бюджете, его передают председателю совета. Важный этап – публичные слушания по проекту бюджета, где о своей позиции могут заявить активные горожане, при условии что их позиция была обозначена ранее.
Далее председатель городского совета направляет проект-решение в контрольно-счетную палату, и уже она, в свою очередь, готовит и направляет заключение по проекту-решению в комиссию по бюджету.
Все эти этапы проверок нужны для того, чтобы усовершенствовать проект. Также в него могут вноситься поправки, их рассматривают на экспертизе в комиссии по бюджету. И наконец, проект-решение направляется сначала на заседание президиума совета,а потом на заседание городского совета. И здесь все депутаты принимают решение об утверждении местного бюджета на очередной финансовый год. Далее начинается этап исполнения.
Бюджет Салавата социально ориентированный. И это свойство все заметнее: выросли затраты на материальную помощь ветеранам ВОВ, пожилым людям - на льготные проезды в сады; молодым семьям для улучшения жилищных условий, родителям двойняшек. И это еще не все меры. Бюджет нужен, чтобы учителя получали заработную плату, чтобы работали предприятия, чтобы поддерживались инвалиды и малоимущие горожане, чтобы обновлялись дороги и работал общественный транспорт.

Жизнь города зависит от его бюджета, а бюджет во многом от нас самих. Мы вместе наполняем бюджет Салавата, и на наши нужды направляются его средства. Вы можете помочь городу, ведь от нас зависит, каким он будет и насколько приятно в нем будет жить.

Фото Павла Бизикина

Определение 1

Бюджет представляет собой подробную схему (план) поступления доходов, направления расходования средств, которая устанавливается на конкретный период времени.

Бюджет – значимая финансовая категория, он служит незаменимой частью государственных и муниципальных финансов. Бюджет служит некой формой образования и расходования фондов денежных средств, которые предназначены для выполнения государством его полномочий на всех уровнях. Иными словами, суть бюджета в том, чтобы обеспечить потребность государства в денежных ресурсах.

Бюджет имеет большое значение для экономики государства. Он выполняет ряд важных функций, к которым в первую очередь относятся:

  • обеспечение перераспределения национального дохода и ВВП
  • осуществление государственного контроля, регулирования и стимулирования экономики страны
  • обеспечение реализации социальных задач
  • контроль образования и использования финансовых ресурсов в стране

Бюджетная система в РФ

Бюджетная система России представлена совокупностью всех бюджетов, находящихся на соответствующих ступенях бюджетной системы государства, также в нее входят бюджеты государственных внебюджетных фондов. Этот комплекс бюджетов основан на внутриэкономических отношениях и внутреннем государственном устройстве страны, также регулируется на уровне законодательства нормами права.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Бюджетная система в России включает в себя три уровня:

  • 1 уровень включает в себя федеральный бюджет плюс бюджеты государственных внебюджетных фондов
  • 2 уровень представлен бюджетами субъектов РФ и соответствующими территориальными государственными внебюджетными фондами
  • 3 уровень включает бюджеты муниципальных образований, расположенных на территории соответствующего субъекта РФ и местные бюджеты

Кроме Вышеобозначенный элементов в бюджетную систему РФ входит еще консолидированный бюджет РФ, который является сводом всех бюджетов, находящихся на определенной территории.

Например, в консолидированный бюджет РФ входят федеральный бюджет РФ и бюджеты всех субъектов РФ

Бюджетная система служит главным связующим звеном во всей финансовой системе страны. Основа бюджетного устройства обусловлена внутригосударственным устройством, действующей системой законодательства и ролью бюджета в стране. Непосредственно от административно-территориального устройства страны зависит и строение ее бюджетной системы.

Бюджет муниципального образования: краткая характеристика

Каждый конкретный субъект РФ и его муниципальные образования самостоятельно могут установить собственную бюджетную систему, исходя из действующего административно-территориального деления.

Определение 2

Бюджет муниципального образования представляет собой конкретную форму аккумулирования, перераспределения и расходования средств, которые предназначены для выполнения задач и функций, которые отнесены к ведению органов местного самоуправления

Для местных бюджетов бюджет муниципального образования является основным элементом. К основным источникам формирования доходной базы местного бюджета относятся:

  • Бюджетные средства, которые передаются органам местного самоуправления от вышестоящих органов власти в форме источников дохода и прав, которые предусмотрены по закону (межбюджетные трансферты)
  • Собственные доходы муниципального образования
  • Заемные средства

Направления расходования бюджетных средств на уровне муниципального образования включают в себя две основных категории:

  • Расходы обязательного характера, к которым относятся расходы, которые связаны с выплатами населению, включая переданные на местный уровень полномочия и закрепленные за ним федеральным и региональным законами
  • Дискреционные расходы, т.е. те, которые направлены на содержание муниципального хозяйства, дорожной сети, социальных объектов, строительство, благоустройство территории и т.п.

На современном этапе экономического развития роль местных финансов значительно возросла не только с точки зрения процесса аккумуляции денежных средств, но и с точки зрения осуществления полномочных расходов и решения бюджетных задач.

Муниципальные финансы не только решают вопросы социально-политического характера, но и способствуют развитию демократических начал в обществе, способствуют самоорганизации населения и росту его активности в вопросах обеспечения собственных интересов.

Местный бюджет – это… Что такое местный бюджет: задачи, формирование, расходование

Добавлено в закладки: 0

Что такое местный бюджет? Описание и определение понятия.
Бюджет местный – это элемент бюджетной системы страны, который предназначается обеспечить финансово реализацию функций и задач местного самоуправления.

Местный бюджет формируют неналоговые и налоговые доходы, в том числе ассигнования, которые поступают для того, чтобы осуществить определенные государственные полномочия.

Неналоговые доходы ­– это доходы от предоставляемых платных услуг бюджетными учреждениями, которые контролируют органы местного самоуправления. К таким доходам относятся и доходы, которые получены от предоставления во временное пользование муниципальной собственности.

Рассмотрим, более детально, что значит местный бюджет.

Бюдже́т (слово происходит от старонормандского bougette - означает кошель, сумка или кожаный мешок) - это схема доходов и расходов какого-то определённого лица (например, семьи, бизнеса, организации, государства и т. д.), устанавливаемая на определённый период времени, обычно на один год.

Местный бюджет - это форма образования и расходования денежных средств, которые предназначены для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления. Местный бюджет относится к категории “публичные финансы”.

Задачи местного бюджета

Основными задачами местного бюджета является:

  • формирование денежных доходов, которые являются определенным финансовым обеспечением бесперебойной деятельности местных органов власти;
  • соразмерное распределение финансовых средств фондов между разными отраслями народного хозяйства на территории местного самоуправления:
  • четкий контроль за хозяйственной и финансовой деятельностью учреждений, предприятий, и организаций, которые подведомственны местным органам власти.

В основе распределения общегосударственных финансовых ресурсов между частями бюджетной системы Российской Федерации заложены принципы самостоятельности местных (городских) бюджетов и их государственной денежной поддержки.

За счет чего формируется местный бюджет?

Также как и бюджеты других уровней, доходы местных бюджетов формируются только за счет доходов (налоговых и неналоговых).

Неналоговые формы доходов - сюда включаются доходы от использования имущества, которое находится в государственной собственности, а также доходы от платных услуг, которые оказывают бюджетные учреждения, находящиеся в ведении местных органов власти.

Кроме того, в местные бюджеты поступают отчисления средств на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления; выделения средств на финансирование реализации местными органами власти федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации; ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, которые возникают в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению доходов муниципальных образований, а также другие неналоговые доходы, поступающие в местные бюджеты в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, а также правовыми актами органов местного самоуправления.

На что расходуется местный бюджет?

Расходы местных бюджетов зависят прежде всего от направленности и планов социального и экономического развития соответствующего региона государства.

  • В соответствии с существующим Бюджетным кодексом Российской Федерации исключительно из местного бюджета финансируются такие функциональные статьи расходов:
  • содержание органов местного самоуправления;
  • формирование государственной собственности и эффективное управление ею;
  • организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой коммуникации и других учреждений, которые находятся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;
  • содержание государственных органов охраны общественного порядка;
  • тщательная организация, содержание, а также развитие и контроль муниципального жилищно-коммунального хозяйства;
  • государственное дорожное строительство на местном уровне, а также и содержание дорог местного значения в надлежащем состоянии;
  • эффективное озеленение и благоустройство территорий государственной собственности;
  • организация своевременного вывоза, утилизации, а также переработки бытовых отходов населения;
  • содержание местных кладбищ, которые находятся в ведении городских местных органов;
  • формирование транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в государственной собственности;
  • гарантирование противопожарной безопасности населения;
  • охрана окружающей среды на территории государственных образований;
  • успешная реализация целевых программ, которые принимаются местными органами власти;
  • обслуживание и своевременное погашение муниципального долга;
  • целевое использование денежных средств на определенные дотации для населения;
  • содержание государственных городских архивов;
  • проведение городских референдумов, а также выборов местных.

Стоит особенно отметить, что главным направлением использования средств из местных бюджетов являются именно расходы, связанные с безопасностью и жизнеобеспечением населения региона. Как правило, более половины всех расходов местных бюджетов идут прежде всего на социально-культурные мероприятия региона: здравоохранение, образование, культуру, спорт, жилищно-коммунальное хозяйство и другие.

Обычно наравне с понятием местного бюджета используется и понятие консолидированного бюджета муниципального района (это свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории, который используется при прогнозировании, расчетах и анализе), который включает бюджет городского образования и бюджет поселений.

А в других государствах для постановки и решения задач социально-экономического развития территорий также используется местный бюджет.

Мы коротко рассмотрели местный бюджет.

Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.

Местный бюджет

Местный бюджет – структура создания и расходования бюджетных денег в отчетный период (как правило, один год). Основная цель местного бюджета – обеспечение выполнения функций и задач местными органами власти посредством своевременной реализации текущих обязательств.

Сущность местного бюджета

Суть муниципального (местного) бюджета и особенности его формирования хорошо изложена в Конституции РФ. Первоисточником является статья 132 (часть 1).

Здесь указано, что у местных органов власти должен быть свой бюджет, который они же формируют, утверждают и реализуют.

Одновременно с этим местные бюджеты городов и поселений являются составляющей частью одного консолидированного бюджета, сформированного для определенного региона.

В бюджетах небольших поселений могут быть учтены доходы и расходы каких-то отдельных сел или населенных пунктов, не относящихся к поселениям. План и правила создания, утверждения и выполнения оформленных смет должен определяться местными органами власти конкретных поселений.

Задача местных органов власти – сделать местный бюджет максимально прозрачным и сбалансированным.

Одновременно с этим муниципальные средства должны формироваться и расходоваться с учетом федеральных законов касательно состава и объема местного долга, размера дефицита средств на местах, реализации бюджетного процесса, выполнения собственных обязательств (долговых и бюджетных) и так далее.

Муниципальные органы власти обязуются самостоятельно формировать бюджет, организовывать процедуру его утверждения, исполнять и контролировать целесообразность его расходования. При необходимости небольшое поселение может передавать указанные выше полномочия органам власти, осуществляющим управления местным районом (муниципальной администрацией).

Важная задача местных органов власти – периодическое предоставление отчетов по выполнению планов муниципальных бюджетов. В роли проверяющих органов в этом случае выступают региональные или федеральные государственные структуры. При этом контролируется не только корректность получения и расходования бюджетных финансов, но и соответствие отчетов нормам правовых актов РФ.

В структуре местного бюджета выделяется статья доходов, которая направляется на реализацию полномочий местной государственной власти и решение проблем на местном уровне. Здесь же рассматривается вопрос выделения субвенций, необходимых для осуществления местными структурами своих функций с учетом ФЗ РФ.

Муниципальные органы власти обязуются официально публиковать следующую информацию – решение по утверждению муниципального бюджета, его проект, отчет исполнения всех статей бюджетного плана, информацию о ходе реализации пунктов местного бюджета. Кроме этого, должна раскрываться информация в отношении численности сотрудников, расходов на содержание аппарата и так далее.

Жители поселения должны иметь возможность изучить отчет местных властей, если он не был опубликован. В этом случае возможно размещение необходимых данных на информационных стендах, на официальных страничках в сети и так далее.

Основным документом, регулирующим работу местных руководящих структур, а также участников процесса по утверждению, рассмотрению и контролю реализации местного бюджета, является положение о бюджетном устройстве. Такой документ сформирован с учетом законодательных норм субъекта РФ и ФЗ.

К структурам, имеющим право разрабатывать, пересматривать, утверждать и выполнять местный бюджет, можно отнести администрацию местной власти, главу района, представительский орган и ряд других специалистов (должностных лиц), на которые возложены такие обязательства.

Местный бюджет: структура доходной и расходной части

В основе любого местного бюджета лежит определенная группа доходов и расходов. Именно от грамотного управления этими компонентами зависит реализация планов и текущих проектов.

Доходные поступления местного бюджета:

1. Прибыль от налогов, поступающая в местный бюджет с учетом законодательства РФ и законов о сборах и налоговых платежах:

– доходы поселковых бюджетов. Сюда включены средства от выплаты земельных налогов, а также налога на имущество физлиц. И в первом, и во втором случае местный поселковый бюджет получает весь объем налоговых отчислений.

Сюда же включается прибыль, полученная от федеральных налоговых выплат и различных сборов. Одновременно с этим в местный бюджет вливаются налоги, предусмотренные специальными режимами – единый с/х налог и налоговые выплаты на прибыль физлиц. В первом случае муниципальные органы власти получают 30% от отчислений, а во втором – 10%;

– доходы муниципальных районов. Здесь источниками бюджета является земельный налог (100%), налоговый платеж на имущество физлиц (100%), налоговые платежи на прибыль физлиц (10%), общий с/х налог (30%);

– доходы городских округов. Источникам наполнения таких бюджетов является налог на имущество физлиц (100%), налог на землю (100%). Сюда же можно включить государственные пошлины, общий с/х налог, общий налог на вмененную прибыль (100%), налог на прибыль физлиц (30%).

2. Прибыль, которая не относится к налоговой сфере, и зачисляется в местный бюджет РФ (к примеру, доходы от имущества, средства самообложения населения и так далее).

3. Прибыль, которую получили местные бюджеты в форме различных перечислений на условиях возвратности и безвозвратности. Единственное, что сюда не относится, так это субвенции из региональных и федеральных фондов. С другой стороны, сюда можно включить добровольные пожертвования, дотации, штрафные выплаты и так далее.

Как правило, структура собственной прибыли местного бюджета может меняться в случае изменения ФЗ РФ, а также соответствующих принципов местного управления. Но даже в случае изменения ФЗ РФ новые изменения вступят в силу только с нового года. Даже если корректировки внесены в завершении года, то изменения не начнут работать в течение 3-х месяцев с момента принятия.

Структура расходов местного бюджета выглядит так:

1. Затраты на производственную сферу. Здесь можно выделить расходы, направленные на усовершенствование и поддержание системы ЖКЖ, на охрану окружающей среды, развитие экономики страны и так далее. Данная группа затрат занимает почти пятую часть от всех бюджетных расходов. Из этой категории основной объем выделенных средств приходится на ЖКХ.

Что касается расходов на экономику РФ, то ее доля намного меньше (всего до пяти процентов бюджета). К данному сектору, как правило, относится ремонт дорог, а также предоставление субсидий наиболее важным для региона компаниям.

Все расходы данного направления можно условно разбить на следующие группы:

– финансирование собственных управленческих структур;- организация процесса и проведение выборов в органы власти на местах;- выполнение местных заказов;- реализация собственных законов;- финансирование различных отраслей муниципального хозяйствования;- финансирование бюджетных организаций других уровней власти;- реализация целевых программ, имеющих региональное значение;- обслуживание долгов, имеющихся у местного бюджета;

– вложение средств в развитие местной инфраструктуры.

Важный момент в том, что все описанные выше затраты должны быть покрыты из личных источников финансирования, а именно налоговой и неналоговой прибыли. В случае дефицита местного бюджета допускается использование трансфертов.

2. Затраты на реализацию местными органами возложенных на них задач. Данные расходы крайне важны для повышения качества работы муниципальных формирований.

По величине таких затрат можно судить, насколько корректно расходуются бюджетные средства на содержание внутреннего аппарата, и достаточно ли средств выделяется на финансирование социальной и культурной сферы. Как правило, на упомянутую статью расходов должно приходиться около 70% бюджета.

При этом большую часть данного сектора занимают затраты на образование (около 40%). Общая доля социальных затрат на сферу образования – более половины всего бюджета.

Во вторую группу расходов местного бюджета входят:

– обеспечение гарантий и прав населения на получение бесплатного образования;- формирование комиссии для решения проблем граждан до 18 лет и защиты их прав, а также организации деятельности подобных комиссий;- распределение средств между поселениями для корректировки бюджетов;- обеспечение социальной поддержки пожилых людей, инвалидов, сирот, ветеранов, а также малообеспеченных семей;- предоставление субсидий на осуществление коммунальных платежей и оплату за жилье;- строительство дорог;- организация и реализация местных проектов и программ в отношении экологической сферы и защиты окружающей среды;

– проведение библиотечного обслуживания и так далее.

Таким образом, местные бюджеты в большей степени расходуются на культурную и социальную сферу (около 30%), на втором месте – ЖКХ. При этом стоит отметить, что структура различных местных бюджетов может различаться.

No related posts.

  • Понятие и сущность местного самоуправления
    • Понятие местного самоуправления
      • Местное самоуправление как основа конституционного строя Российской Федерации
      • Местное самоуправление как право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения
      • Местное самоуправление как форма народовластия
    • Природа местного самоуправления
    • Понятие и система принципов местного самоуправления
    • Функции местного самоуправления
  • Муниципальное право России как комплексная отрасль права
    • Понятие, предмет и метод регулирования отрасли муниципального права
    • Система муниципального права
    • Муниципально-правовые нормы и отношения
    • Источники муниципального права
  • Муниципальное право как наука и учебная дисциплина
    • Понятие, предмет и методы изучения науки муниципального права
    • Источники науки муниципального права
    • Муниципальное право как учебная дисциплина
  • История развития местного самоуправления в России
    • Общая характеристика развития местного управления и самоуправления в России до 1775 г.
    • Введение дворянского самоуправления в 1775 г.
    • Организация сельского и волостного крестьянского самоуправления после отмены крепостного права в 1861 г.
    • Система и компетенция земских учреждений в дореволюционной России
    • Организация и компетенция городского самоуправления в дореволюционной России
    • Система Советов в постреволюционной России
    • Реформирование местного самоуправления в России на современном этапе
      • Основные направления и задачи реформы местного самоуправления в ходе осуществления административной реформы в Российской Федерации
  • Правовая основа местного самоуправления в России
    • Понятие правовой основы местного самоуправления
    • Нормы международных актов, действующие в сфере местного самоуправления
    • Конституция РФ 1993 г. и иные федеральные нормативные правовые акты в сфере местного самоуправления
    • Конституции (уставы) субъектов РФ и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации в сфере местного самоуправления
    • Устав муниципального образования и иные нормативные правовые акты местного самоуправления
  • Территориальные основы местного самоуправления в России
    • Понятие территориальных основ местного самоуправления
    • Территория и земли муниципального образования
    • Установление и изменение границ муниципальных образований
    • Преобразование муниципальных образований
    • Соотношение административно-территориального и муниципально-территориального устройства субъекта РФ
  • Финансово-экономическая основа местного самоуправления
    • Понятие и структура финансово-экономической основы местного самоуправления
    • Муниципальное имущество
    • Местные финансы
    • Местный бюджет
  • Институты непосредственной демократии в системе местного самоуправления
    • Общая характеристика правовых форм непосредственного волеизъявления граждан
    • Местный референдум
    • Муниципальные выборы
    • Иные формы непосредственного волеизъявления населения
  • Органы местного самоуправления
    • Понятие, признаки и система органов местного самоуправления
    • Представительный орган муниципального образования
    • Правовой статус главы муниципального образования
    • Правовой статус депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа муниципального образования, выборного должностного лица муниципального образования
    • Правовой статус исполнительно-распорядительного органа муниципального образования
    • Правовой статус контрольного органа муниципального образования
  • Муниципальная служба
    • Понятие муниципальной службы
    • Понятие муниципальной должности муниципальной службы
    • Правовой статус муниципального служащего
    • Прохождение муниципальной службы
  • Гарантии местного самоуправления
    • Понятие и система гарантий местного самоуправления
    • Специальные (юридические) гарантии местного самоуправления
    • Судебная защита местного самоуправления
    • Деятельность государственных органов по обеспечению прав местного самоуправления
  • Компетенция местного самоуправления
    • Понятие компетенции местного самоуправления
    • Предметы ведения и полномочия местного самоуправления
    • Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями
  • Полномочия органов местного самоуправления в отдельных сферах
    • Полномочия органов местного самоуправления в финансово-экономической сфере
      • Полномочия органов местного самоуправления в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью
    • Полномочия органов местного самоуправления в сфере обеспечения прав и свобод личности и безопасности населения, охраны общественного порядка
    • Полномочия органов местного самоуправления в сфере образования
  • Ответственность в системе местного самоуправления
    • Понятие, основания и виды ответственности в муниципальном праве
    • Муниципально-правовая ответственность субъектов правоотношений, связанных с осуществлением местного самоуправления, перед государством
    • Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами
    • Контроль и надзор за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления
  • Организация местного самоуправления в зарубежных странах
    • Классификация основных моделей (систем) местного самоуправления в зарубежных странах
    • Англосаксонская модель местного самоуправления
    • Континентальная (романо-германская) модель местного самоуправления
    • Модель местного самоуправления смешанного типа

Местный бюджет

Понятие бюджета можно рассматривать с нескольких позиций. С точки зрения экономики, под бюджетом можно понимать финансовый план на определенный период.

Применительно к местному самоуправлению можно говорить, что это «совокупность экономических отношений, способствующих территориальному перераспределению национального дохода страны, обеспечивающих создание финансовой базы местных органов власти» 1 Рубан В.А. Финансовые проблемы местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление в России. М., 1998. С. 134. .

С правовой точки зрения, под бюджетом государства можно понимать форму образования и расходования денежных средств для обеспечения деятельности органов государственной власти и выполнения функций государства 2 Юридический энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.Е. Крутских. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Инфра-М, 2003. С. 36. , а под местным бюджетом - план финансовой деятельности органов местного самоуправления на определенный период, представленный в виде описи доходов и расходов 3 Воронин А.Г., Лапин В.А., Широков А.Н. Основы управления муниципальным хозяйством. М., 1998. С. 50. .

Приведенные выше определения разработаны учеными и призваны подчеркнуть тот или иной аспект бюджета. Что касается нормативного определения, то оно содержится в Бюджетном кодексе РФ.

В соответствии со ст. 14 БК РФ

бюджет муниципального образования (местный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования.

Расходные финансовые обязательства муниципальных образований в основном связаны с решением вопросов местного значения.

В отношении бюджета муниципального образования иногда применяется понятие «консолидированный бюджет» . Под консолидированным бюджетом муниципального образования понимается свод бюджетов соответствующего муниципального образования и нижестоящих территорий в его границах. Так. например, консолидированный бюджет муниципального района состоит из бюджета муниципального района, бюджетов сельских и городских поселений в составе муниципального района, смет доходов и расходов территорий, не являющихся поселениями, но находящихся в границах муниципального района. Консолидированный бюджет городского округа состоит из городского бюджета и бюджета административно- территориальных образований в его границах.

Материальное воплощение бюджета - это всегда особый юридический документ, принимаемый представительным органом власти, имеющий специально установленную законом структуру, в котором закрепляются все планируемые на очередной финансовый год доходы и расходы.

Проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию. В этом нашел отражение принцип гласности местных бюджетов.

Органы местного самоуправления поселения обеспечивают жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования (ч. 6 ст. 52 Закона от 2003 г.).

В соответствии со ст. 9 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления могут осуществлять, в частности, следующие бюджетные полномочия:

  • установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета;
  • составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета;
  • установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования;
  • определение порядка предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов, предоставление межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;
  • осуществление муниципальных заимствований, предоставление муниципальных гарантий, предоставление бюджетных кредитов, управление муниципальным долгом и управление муниципальными активами;
  • установление, детализация и определение порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к местному бюджету;
  • в случае и порядке, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ и иными федеральными законами, установление ответственности за нарушение муниципальных правовых актов по вопросам регулирования бюджетных правоотношений;
  • установление порядка составления, утверждения и исполнения смет доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями, входящих в состав территории поселения.

В связи с принятием нового Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в Бюджетный кодекс РФ были внесены изменения, касающиеся бюджетных полномочий органов местного самоуправления муниципального района.

Так, в соответствии с ч. 2 ст. 9 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления муниципальных районов обладают перечисленными выше полномочиями в бюджетной сфере, а также имеют дополнительные полномочия, направленные на:

  • установление в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ нормативов отчислений доходов в бюджеты поселений от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, подлежащих зачислению в соответствии с данным Кодексом, законодательством о налогах и сборах и (или) законами субъектов РФ в бюджеты муниципальных районов;
  • установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений;
  • определение целей и порядка предоставления субвенций из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов, представительный орган которых формируется в соответствии с ч. 1 ч. 4 ст. 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 2003 г., на решение вопросов местного значения межмуниципального характера;
  • составление отчета об исполнении консолидированного бюджета муниципального района.

Структура местного бюджета. В соответствии со ст. 10 Бюджетного кодекса РФ структура бюджетной системы состоит из:

  1. федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
  2. бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
  3. местных бюджетов, в том числе: бюджетов муниципальных районов, бюджетов городских округов, бюджетов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, бюджетов городских и сельских поселений.

Как отмечается в современной научной литературе, «...реально в большинстве субъектов РФ присутствуют два уровня местных бюджетов» 4 Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» / Подготовлен авторским коллективом преподавателей Поволжской академии государственной службы (г. Саратов) // «СПС Консультант Плюс». . Так, в 24 субъектах Федерации созданы местные бюджеты двух уровней, в 15 - местные бюджеты на уроне поселений и районные (государственные) бюджеты. Кроме того, в составе бюджетов районов имеются сметы доходов и расходов поселков и сельских администраций 5 Пронина Л.И. Совершенствование бюджетного и налогового законодательства - основное условие реализации реформы федеральных отношений и местного самоуправления // Местное право. 2004. № 1-2. С. 49. . Таким образом, местные бюджеты имеют не все населенные пункты, а только поселения, являющиеся муниципальными образованиями.

Как и бюджет любого уровня бюджетной системы Российской Федерации, местный бюджет состоит из двух основных частей: доходной и расходной.

Доходная часть местного бюджета. В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» доходная часть местных бюджетов состоит из собственных доходов и поступлений от регулирующих доходов, она также может включать в себя финансовую помощь в различных формах (дотации, субвенции, средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований), средства по взаимным расчетам.

В ст. 6 Федерального закона о финансовых основах говорится о том, что доходная часть местных бюджетов состоит, в том числе, из поступлений «регулирующих доходов». Однако, в соответствии с внесенными в Бюджетный кодекс РФ изменениями, ст. 48 «Регулирующие доходы бюджетов» утратила свою силу с 1 января 2005 г.

Соответственно, федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым федеральными законами или законами субъектов РФ устанавливаются нормативы отчислений (в процентном выражении) в местные бюджеты на предстоящий финансовый год или на долговременной основе, из разряда регулирующих доходов перешли в разряд собственных доходов местных бюджетов.

Несмотря на то, что в Федеральном законе от 2003 г. не употребляется термин «регулирующие доходы», деление доходов на собственные и регулирующие широко используется при анализе степени самостоятельности и достаточности финансовой базы местного самоуправления.

Собственные доходы представляют собой налоговые и неналоговые платежи, закрепляемые за местными бюджетами полностью или частично на постоянной основе федеральными законами или законами субъектов РФ, а также вводимые представительными органами местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и направляемые в местные бюджеты.

В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 55 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 2003 г. к собственным доходам местных бюджетов относятся следующие средства.

  1. Средства самообложения граждан (более подробно регламентируются ст. 56).
  2. Доходы от местных налогов и сборов (ст. 57).
  3. Доходы от региональных налогов и сборов (ст. 58).
  4. Доходы от федеральных налогов и сборов (ст. 59).
  5. Безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований (ст. 60 и 61), иные средства финансовой помощи из бюджетов других уровней (ст. 62), и другие безвозмездные перечисления 6 В соответствии с ныне действующим законодательством о местном самоуправлении финансовая помощь отнесена к категории собственных доходов местных бюджетов, что не верно сточки зрения бюджетного законодательства РФ. .
  6. Доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности.
  7. Часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами представительных органов муниципального образования, и часть доходов от оказания органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов.
  8. Штрафы, установление которых в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции органов местного самоуправления;
  9. Добровольные пожертвования.
  10. Иные поступления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и решениями органов местного самоуправления (например, суммы конфискаций, компенсаций и иные средства, взимаемые в принудительном порядке в доход бюджетов).
  11. В состав собственных доходов бюджетов муниципальных районов, в представительные органы которых входят главы муниципальных образований и депутаты представительных органов муниципальных образований, входящих в состав муниципального района, включаются субвенции, предоставляемые из бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, на решение вопросов местного значения межмуниципального характера.

Финансовая помощь - это установленные законодательством Российской Федерации формы финансовой поддержки местных бюджетов за счет бюджетов других уровней, в целях выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований и дополнительной наполняемости местных бюджетов для решения вопросов местного значения и переданных органам местного самоуправления государственных полномочий.

К финансовой помощи могут быть отнесены дотации, субсидии, субвенции, средства по взаимным расчетам, иные безвозмездные перечисления в бюджет муниципального образования.

Дотация - это средства, предоставляемые местным бюджетам из бюджетов вышестоящего уровня (федерального или бюджета Федерации) без целевого назначения на безвозвратной основе. Органы местного самоуправления используют финансовые средства, полученные в форме дотаций, по своему усмотрению и не обязаны отчитываться об использовании этих средств.

Субсидия - это средства, направляемые на нужды муниципального образования из бюджета РФ или бюджета субъекта РФ, или из бюджета муниципального района на нужды поселения на условиях долевого финансирования целевых расходов. Субсидии, истраченные не по назначению или не использованные в срок, подлежат возврату в соответствующие бюджеты.

Субвенция - это средства, предоставляемые конкретному бюджету муниципального образования на конкретные цели и на определенный срок. В случае неиспользования субвенция подлежит возврату в соответствующий бюджет.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» можно говорить о следующих видах субвенций.

1) Субвенции из федерального или регионального бюджета. Это финансовые средства, предоставляемые местным бюджетам из бюджета федерального уровня (государственного фонда компенсаций) или бюджета уровня субъекта РФ (региональный фонд компенсаций).

2) Субвенции уровня местных бюджетов. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 2003 г. предусматривает создание районных фондов финансовой поддержки поселений, из которых поселения в составе муниципального района в случае необходимости могут получать средства в виде субвенций и дотаций.

Следует уточнить, что Бюджетный кодекс РФ использует понятие «фонд компенсаций», а Федеральный закон от 2003 г. - понятие «фонд финансовой поддержки». По нашему мнению, содержание этих понятий совпадает.

Положения Федерального закона о создании в составе расходов бюджета субъекта РФ регионального фонда финансовой поддержки поселений и в составе расходов бюджетов муниципальных районов районных фондов финансовой поддержки поселений напрямую связаны с подинститутом финансово-экономических основ местного самоуправления, который называется «Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений» (ст. 60).

В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ

минимальная бюджетная обеспеченность - минимально допустимая стоимость государственных или муниципальных услуг в денежном выражении, предоставляемых органами государственной власти или органами местного самоуправления в расчете на душу населения за счет средств соответствующих бюджетов.

Выравнивать бюджетную обеспеченность городских и сельских поселений Федеральный закон от 2003 г. предлагает тремя способами:

  1. за счет бюджета субъекта Федерации путем предоставления дотаций из образуемого в составе его расходов регионального фонда финансовой поддержки поселений;
  2. за счет средств бюджетов муниципальных районов путем предоставления дотаций из образуемых в составе их расходов районных фондов финансовой поддержки поселений;
  3. за счет дополнительных нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, установленных для бюджетов поселений. Эти нормативы отчислений полностью или частично могут заменять вышеназванные дотации. Порядок расчетов данных нормативов устанавливается законом субъекта Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.

Использование местных бюджетов денежных средств, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций местного самоуправления.

Расходная часть местных бюджетов включает расходы, связанные с решением вопросов местного значения, с управлением и развитием экономики и социальной сферы административного района или города, установленные законодательством РФ и законодательством субъекта РФ;

осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;

обслуживанием и погашением долга по муниципальным займам;

обслуживанием и погашением муниципального долга по ссудам.

Органы власти муниципальных образований из средств местных бюджетов осуществляют финансирование учреждений народного образования (школ и дошкольных учреждений), здравоохранения, учреждений культуры и много других учреждений непроизводственной сферы.

Законом регламентируются взаимоотношения местных органов власти с предприятиями, расположенными на их территории (взаимоотношения строятся на договорной основе). Все предприятия обязаны участвовать в формировании местного бюджета. Они должны участвовать в финансировании природоохранных мероприятий, финансировании по развитию системы - водоснабжения и канализации.

Размещение муниципального заказа на выполнение работ (оказание услуг), финансируемых за счет средств местного бюджета, осуществляется на основе открытого конкурса, правила которого устанавливаются представительным органом местного самоуправления. Заказчиком по муниципальному заказу на выполнение работ (оказание услуг), финансируемых за счет средств местного бюджета, выступают органы или должностные лица местного самоуправления.

Органы местного самоуправления вправе осуществлять выпуск муниципальных облигаций. Выпуск муниципальных облигаций обеспечивается муниципальным имуществом и средствами местных бюджетов. Государство не несет ответственности по долгам муниципального образования, а муниципальное образование не несет ответственности по обязательствам государства. Исполнение обязательств по муниципальным облигациям осуществляется за счет средств местной казны в соответствии с правовым актом органа местного самоуправления о местном бюджете на текущий финансовый год. Предельно допустимая сумма долговых обязательств органов местного самоуправления не должна превышать 15% расходной части местного бюджета. Краткосрочные заимствования в любой форме не могут проводится до утверждения местного бюджета на текущий финансовый год.

Местные бюджеты утверждаются представительными органами власти местного самоуправления в виде принятия решения. После чего исполнительные органы муниципалитетов приобретают право на получение и использование бюджетных средств.

Затем происходит финансирование бюджетных учреждений и мероприятий в соответствии с ассигнованиями, выделенными по бюджету. Эта деятельность называется кассовым исполнением бюджета.

Регулирование доходов региональных и местных бюджетов.

Собственные источники доходов региональных и местных бюджетов в форме региональных и местных налогов и сборов не обеспечивают покрытия их расходов в большинстве районов страны. Поступления от федеральных налогов в виде отчислений в местные бюджеты их части хотя и значительны, но недостаточны. В большин-стве районов страны налицо дефицит бюджетов в значительных размерах, что затрудняет решение задач, стоящих пе-ред органами самоуправления. Возникает необходимость ре-гулирования доходов региональных и местных бюджетов.

Регулирования доходов бюджетов в целях их сбалан-сирования применяется метод прямой финансовой поддерж-ки из вышестоящего бюджета нижестоящему в форме фик-сированной денежной суммы на безвозмездной основе. Такая помощь предоставляется в виде дотации, субвенции или суб-сидии.

Дотация в бюджетных отношениях -- это определенная денежная сумма, выделяемая на безвозвратной основе для покрытия текущих расходов из вышестоящего бюджета в нижестоящий по решению представительного органа власти. При выдаче дотации не оговариваются цели направления средств. Согласно закону дотация предоставляется в случае, если закрепленных и регулирующих доходных источников недостаточно для формирования минимального бюджета ни-жестоящего территориального уровня.

С 1992 г. стали выделяться субвенции из федерального бюджета в бюджеты республик, автономных образований, а затем и внутри республик и областей.

Субвенция -- бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвоз-мездной и безвозвратной основах для осуществления опреде-ленных целевых расходов.

Закон РФ "О субвенциях республикам в составе Россий-ской Федерации, краям, областям, автономным округам, го-родам Москве и Санкт-Петербургу" был принят 15 июля 1992 г. Законом предусмотрены субвенции двух видов: 1) те-кущие, к которым относятся субвенции, направляемые на финансирование текущих расходов; 2) целевые инвестици-онные, направляемые на финансирование инвестиционной, инновационной деятельности. При этом установлены особые условия и порядок предоставления текущих и целевых инве-стиционных субвенций.

Текущие субвенции предназначены для выравнивания условий финансирования регионов, покрытия дефицита ни-жестоящих бюджетов за счет средств бюджетов вышестоя-щего уровня.

Инвестиционные целевые субвенции предназначены для финансирования за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации капитальных вложений на развитие социальной инфраструктуры, охрану окружающей среды, комплексное развитие территорий.

Текущие и инвестиционные целевые субвенции, полу-ченные из федерального бюджета, включаются соответствен-но в бюджеты субъектов Федерации, областные, краевые бюджеты, бюджеты автономных образований.

Законом РФ "О федеральном бюджете на 2001 год" в со-ставе федерального бюджета образован фонд финансовой под-держки субъектов РФ в сумме 100,3 млрд. рублей, из них суб-сидии -- 6,5 млрд. руб., субвенции -- 1,5 млрд. руб., финансо-вая помощь субъектам РФ -- 92,3 млрд. руб. Средства фонда направлены на: обеспечение финансовой поддержки жизне-обеспечения районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ограниченными сроками завоза грузов для снаб-жения населения; строительство предприятий (организаций) социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства; фи-нансирование целевых программ по развитию регионов.

Объем и распределение фонда субвенций на инвестиции из федерального бюджета осуществляются на основе запро-сов представительной власти субъектов Федерации. Исполь-зование субвенций на инвестиции не ведет к изменению форм собственности на построенные с их помощью объекты.

Субвенции на возмещение непредвиденных расходов, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий, катастроф, эпидемий и других чрезвычайных ситуаций, пре-доставляются за счет резервных фондов Правительства Российской Федерации и резервных фондов правительств субъектов Федерации.

Орган, оказавший финансовую помощь, вправе контро-лировать ее использование. Субвенция, не использованная в срок или израсходованная не по назначению, подлежит воз-врату. Решение о возврате субвенций принимает орган, ее предоставивший. Возврат субвенции осуществляется в бес-спорном порядке за счет средств получателя субвенции в трех-месячный срок после принятия решения.

Кроме дотации и субвенций для регулирования доходов бюджетов используются субсидии.

Субсидия (помощь, поддержка) -- средства, предостав-ляемые из бюджета или специальных фондов бюджету дру-гого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

В финансовой практике применяется также такая фор-ма финансовой помощи, как бюджетная ссуда, под которой понимаются бюджетные средства, предоставляемые друго-му бюджету на возвратной или безвозмездной основе на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.

В целях наведения порядка с погашением задолженности по налогам и сборам Правительство РФ в сентябре 1999 г. приняло постановление "О порядке и сроках проведения ре-структуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начис-ленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" № 1002, в соответствии с которым организации, имеющие задолженность перед федеральным бюджетом, вправе ее реструктурировать: на б лет -- по налогам и сборам, а после погашения налоговой задолженности -- на 4 года по пеням и штрафам. Однако это возможно лишь при соблюдении сле-дующих условий:

1. организация должна осуществлять все текущие нало-говые платежи не менее чем в течение двух месяцев до мо-мента подачи заявления о предоставлении права на реструк-туризацию;

2. организация утрачивает право на реструктуризацию, если она не осуществляет текущие налоговые платежи в пол-ном объеме.

В то же время, если организация в течение двух лет гасит задолженность в соответствии с утвержденным графи-ком, она имеет право на досрочное списание половины задолженности по пеням и штрафам, а если более четы-рех лет - вся задолженность по пеням и штрафам может быть списана досрочно.

Реструктуризация задолженности организации по обя-зательным платежам в федеральный бюджет осуществляет-ся один раз. Принятие решения о реструктуризации предо-ставлено территориальному налоговому органу по месту ре-гистрации в случае, если сумма задолженности не превыша-ет 20 млн. руб.

Принципы исполнения бюджета.

Исполнение бюджета начинается после его утверждения законодательными (представительными) органами власти. Эта стадия бюджетного процесса имеет своей целью выполнение доходной и расходной частей бюджетов местного самоуправления. В процессе исполнения бюджета органы исполнительной власти могут вносить изменения в пределах утвержденных ассигнований по статьям бюджетной классификации по каждому направлению расходования средств.

Важнейшей задачей исполнения бюджета является обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других платежей, а так же доходов в целом и по каждому источнику, финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм в течение того финансового года, на который утвержден бюджет.

При исполнении бюджета важное место принадлежит правильному и экономически обоснованному распределению всех видов платежей и ассигнований утвержденного бюджета, осуществляемого по бюджетной росписи доходов и расходов - основному оперативному плану распределения доходов и расходов по подразделениям бюджетной классификации в форме поквартальной разбивки и в разрезе распорядителей бюджетных ассигнований.

На практике, в связи с дефицитом финансовых ресурсов и напряженным исполнением бюджета, для оперативного контроля и финансирования неотложных расходов финансовыми органами кроме росписи доходов и расходов могут составляться кассовые планы исполнения бюджета - на месяц с распределением на пяти- десятидневки; со сроками поступления платежей и сроками финансирования первоочередных расходов. Кроме того, широко практикуется лимитирование расходов, когда финансирование осуществляется в пределах установленных лимитов, часто в суммах реально поступающих доходов.

Бюджетная роспись составляется уполномоченным представительным органом, утверждается в установленном законодательством порядке.

Для осуществления расходов соответствующие средства представляются распорядителям бюджетных средств. Распорядителями бюджетных средств являются руководители организаций, которым предоставлено право распоряжаться утвержденными для них ассигнованиями. Они имеют право расходовать бюджетные средства в строгом соответствии с утвержденной сметой.

Контроль за целевым использованием предприятиями и организациями выделенных средств осуществляет финансовый орган исполнительной власти.

Решение об использовании свободных бюджетных средств (сумма превышения доходов над расходами при исполнении бюджета) принимает соответствующий законодательный (представительный) орган власти по предложению соответствующего исполнительного органа власти. Свободные бюджетные средства могут быть израсходованы только при условии обеспечения финансирования плановых расходов и зачисления средств, полученных от использования свободных бюджетных средств в свой бюджет. Свободные бюджетные средства по решению законодательного (представительного) органа власти могут быть направлены: осуществление различных социально-экономических программ; вложены в акции и другие ценные бумаги; предоставлены в виде процентных и беспроцентных ссуд.

Потери в доходах и излишние расходы не компенсируются из вышестоящего бюджета, за исключением случаев, когда потери вызваны изменением действующего законодательства.

Принципы межбюджетных отношений.

Бюджетные отношения между органами государствен-ной власти Российской Федерации и субъектов Федерации и органами местного самоуправления по поводу финансо-вой поддержки строятся на основе определенных принци-пов, характерных для бюджетного федерализма.

Межбюджетные отношения основываются на следую-щих основных принципах:

· самостоятельность бюджетов всех уровней бюджет-ной системы Российской Федерации;

· сбалансированность интересов всех участников меж-бюджетных отношений бюджетной системы РФ;

· равенство бюджетных прав субъектов Федерации, муниципальных образований во взаимоотношениях с феде-ральным бюджетом;

· законодательное разграничение доходных источни-ков между бюджетами;

· выравнивание уровней минимальной бюджетной обес-печенности;

· единство бюджетной системы РФ;

· передача отдельных видов расходов из федерального бюджета в территориальные бюджеты;

· средства, переданные бюджету одного уровня от бюд-жета другого уровня для обеспечения государственных полномочий, учитываются в соответствующем бюджете как доход в форме безвозмездных перечислений.

В течение финансового года органы законодательной и исполнительной власти, а также представительной власти местного самоуправления воздерживаются от принятия ре-шений, которые приводят к увеличению расходов бюдже-тов других уровней, за исключением случаев в связи с чрез-вычайными ситуациями и стихийными бедствиями.

Основой для расчета финансовой помощи территори-альным бюджетам служат нормативы финансовых затрат на предоставление финансовых услуг и нормативы мини-мальной бюджетной обеспеченности, определяемые на ос-нове единой методики с учетом социально-экономических, географических, климатических и других особенностей субъектов Федерации.

Финансовая поддержка субъектов Федерации предос-тавляется в формах, установленных законодательством Рос-сийской Федерации.

Ст. 132 Конституции регламентирует существование у муниципалитетов собственного бюджета, который они обязаны финансировать, принимать и исполнять.

Вместе с этим местные бюджеты включаются в систему консолидированного бюджета региона. Законодательство предписывает необходимость официального опубликования проекта местного бюджета и ежегодного отчета по результатам его исполнения.

В структуре бюджетов отдельно предусмотрены суммы для осуществления обязательств МО, которые возникают по вопросам исполнения ими властных полномочий и реализации расходных обязательств для выполнения некоторых государственных полномочий за счет субсидий из других бюджетов. Действующий Бюджетный кодекс (ст.15) не допускает для муниципалитетов других способов формирования и использования денежных средств.

Органы местного самоуправления должны обеспечивать максимальную сбалансированность и прозрачность финансового документа. Он формируется и расходуется на основании требований федеральных законов в части осуществления бюджетного процесса, определения параметров дефицита и осуществления взятых обязательств.

В случае принятия бюджета с превышением расходов над доходами, величина которого ограничена 10% от объема его доходов за год определяются источники его покрытия. Бюджетное законодательство позволяет МО задействовать для финансирования бюджетного дефицита исключительно внутренние источники, выраженные в рублевом эквиваленте. Также с этой целью невозможно привлекать средства от продажи валютных ценностей.

Функции местных бюджетов

Местные бюджеты обеспечивают финансирование деятельности муниципальных образований, выполняя следующие функции:

  • привлечение денежных средств, направляемых на выполнение обязательств местной власти;
  • распределение финансовых ресурсов между отраслями экономики на территории муниципалитета;
  • контроль над финансовым состоянием хозяйствующих субъектов, которые подведомственны муниципалитетам.

Формирование доходной части

В качестве доходных статей местных бюджетов используются налоговые и неналоговые поступления. К числу местных относится земельный налог, торговый и курортный сбор, а также налог на имущество физлиц. В виде неналоговых источников привлекается прибыль от имущества МУП, муниципалитетов и платных услуг, предоставляемых учреждениями местной власти. Дополнительным источником поступлений выступают различные виды ассигнований, связанных с реализацией некоторых госполномочий и выполнением требований федерального законодательства.

Расходная часть

Приоритет в расходных статьях местных бюджетов определяется необходимостью реализации планов хозяйственного развития и финансированием различных социальных проектов на территории муниципалитета. Бюджетный кодекс оставляет право направлять суммы из местного бюджета на осуществление следующих задач:

  • организация предвыборных кампаний и референдумов;
  • приобретение муниципального имущества и управление им;
  • организация транспортного обеспечения граждан и муниципальных организаций;
  • финансирование деятельности муниципальных органов власти;
  • содержание местного ЖКХ и органов правопорядка;
  • строительство и ремонт дорог;
  • благоустройство территорий и многое другое.

На практике свыше 50% расходной части местных бюджетов направляется на различные нужды, связанные с жизнеобеспечением населения.