Строительный контроль подрядчика. Строительный контроль: цели и процедура проведения

Подходы к осуществлению контроля за строительными процессами регулярно меняются, дополняются и корректируются с целью повышения качества. Необходимость в надежных и долговечных объектах застройки обусловлена понятным стремлениям ответственных органов обеспечить соответствующий уровень безопасности эксплуатируемых зданий. Для выполнения этого условия сегодня применяется технический надзор, который представляет собой набор правил и нормативов, регулирующих деятельность строительных экспертов. Сформированные комиссии посредством правовым и технологических инструментариев проводят оценку качества рабочих действий и стройматериалов.

Основные понятия строительного контроля

Для понимания структуры выполнения контролирующих участников строительства следует разобраться в отдельных понятиях. Так, например, генеральный заказчик строительства является лицом, которое обеспечивает финансирование проекта. В эту поддержку входит и разработка проектной документации, и непосредственное строительство объекта с надзорной функцией. Также есть понятие В отличие от заказчика, подрядчиком нередко выступают строительно-монтажные компании, являющиеся юридическим лицом. В спектр функций этого участника строительства входит непосредственная техническая реализация объектов капитального строительства. Именно деятельность подрядчика подвергается контролю органов надзора. Эти функции на более низком уровне выполняются и застройщиком, который может входить в организацию подрядчика. Этому лицу принадлежит территория, на которой осуществляется строительство. Оно же выполняет и строительно-монтажные работы.

Все перечисленные участники строительного процесса объединяются контролирующей функцией. В сущности, строительный контроль заказчика за строительством представляет собой регулярные проверки, периодичность которых определяется договором. Что касается непосредственно надзора, то он направлен на определение качества выполнения работ в процессе сооружения целевых объектов. По результатам обследования даются соответствующие оценки на основе требований строительной проектной документации. При этом техническому анализу могут подвергаться не только базовые стройматериалы и монтажные конструкции, но и результаты инженерных изысканий. Путем сопоставления полученных данных с регламентами и нормативами выносится оценка качества обеспечения безопасности сооружений и зданий.

Контроль в капитальном строительстве

Капитальное строительство является наиболее широкой площадкой для практики использования контролирующих схем в части проектирования и выполнения ремонтно-монтажных работ. Связано это с тем, что в процессе реализации таких объектов предполагается выполнение большинства строительных мероприятий, которые должны подвергаться контролю в соответствии с нормативными актами. Впрочем, это вовсе не значит, что строительный контроль заказчика за строительством должен быть комплексным и охватывающим все стадии реализации проекта. Нередко и отчасти в целях экономии застройщики подключают специалистов данного профиля на конкретных этапах. К примеру, если нужно проконтролировать поставку стройматериалов. В данном случае служба контроля проверит ярлыки, маркировки и сертификационные документы на поставленную продукцию с точки зрения ее соответствия проектным рекомендациям. И напротив, поставка материалов может отслеживаться заказчиком самостоятельно, а сложные и высокотехнологичные процессы установки инженерного оборудования или возьмут на себя органы надзора.

Особое место занимает этап подготовки к строительству. На этой стадии ведутся разработки проектной и То есть необходим контроль иного рода, предусматривающий и анализ юридического свойства. Помимо этого, капитальное строительство завершается тем, что заказчик подготавливает документы на ввод в эксплуатацию. Чтобы исключить формальные нестыковки с техническим паспортом перед подачей документов на государственную регистрацию также проводят экспертизу с подключением надзорных служб.

Службы технического надзора

По мере повышения требований к объектам капитальной застройки, которые составляют основную часть городской недвижимости, ужесточался и контроль над процессами реализации таких проектов. Раньше эти задачи ложились на строительный контроль, осуществляемый специальными комиссиями из градостроительных органов. Недостатком таких формирований было крайне низкое качество контролирующей функции. И это не говоря о том, что сама организация их работы не предполагала комплексного подхода к оценке качества целевого объекта. В большинстве случаев комиссии посещали объект при анализе проектной документации и после завершения строительства. Ситуация кардинально изменилась, когда контроль стали осуществлять в соответствии с новыми нормативами службы надзора. Они не просто контролируют капитальное строительство в технических и правовых аспектах, но также могут выступать помощниками для исполнителей проекта. Дело в том, что надзорные организации лицензируются через оформление в саморегулирующихся профессиональных объединениях, с которыми могут взаимодействовать и специалисты в области проектирования, геодезии, архитектуры, монтажных направлений и т.д. То есть при необходимости такие службы могут обеспечить заказчику полный спектр услуг при осуществлении строительства с базовым выполнением и первичной задачи контроля качества.

Задачи и функции технадзора

Все же основные задачи контролирующего предприятия сводятся к организации и обеспечению эффективной работы представителей надзора. Служба надзора должна отслеживать проведение ремонтно-строительных мероприятий с целью дальнейшего результата установленным нормативам. Вместе с этим участники контролирующего процесса обязаны составлять ведомости по объемам выполненной работы, что в дальнейшем позволит разработать и сметную документацию. Уже говорилось выше, что над оформлением документов по результатам проверок может работать и сам заказчик. Также к непосредственным функциям технадзора можно отнести осуществление систематических проверок по финансовым затратам. Дело в том, что комплексная цель проведения строительного контроля выражается не только в обеспечении технического качества объекта. При необходимости заказчик может договориться с контролирующей организацией и об отслеживании финансовых затрат. То есть функция надзора в данном случае будет иметь и характер средства оптимизации строительного процесса, что тоже является актуальным на сегодняшний день.

Проведение технического надзора

Действия и организацию работы службы надзора определяют нормативные документы и договор, который был заключен с заказчиком. Чаще всего такие службы нанимаются в формате осуществления инжиниринговых услуг. В соответствии с техническими стандартами, порядок проведения строительного контроля при осуществлении строительства предусматривает назначение ответственного лица, которое будет курировать конкретный объект. Этот человек контролирует оформление на строительство, отслеживает процесс выноса границ участка под застройку, участвует в разбивках осей домов, коммуникаций и инженерных сетей.

При этом базовые работы поручаются подразделениям надзорной организации, которые выполняют контроль получения лабораторных и геодезических экспертиз, а также их результатов. Эта часть работ также относится к контролю документации. Отдельно курируются и производственные процессы при выполнении строительно-монтажных работ. По результатам завершения отдельных операций составляется и акт о проведении строительного контроля, в котором указываются параметры соответствия выполненной работы нормативным или проектным требованиям. Также акт может составляться по факту обнаружения дефектов или выявления неподходящих по качественным характеристикам материалов или конструкций. В таких случаях предусматривается выполнение процедуры исправления обнаруженного дефекта. К слову, в этом и заключается достоинство проведения операционного контроля, так как он позволяет выявить недостаток до завершения строительства.

Обязанности заказчика в строительстве

До утверждения основной документации по будущему проекту заказчик обязан получить заключение государственной экспертизы положительного свойства. Также к моменту начала выполнения реконструкционных или ремонтно-монтажных мероприятий у него должно быть разрешение на строительство. Впрочем, бывают и случаи исключений, когда вместо разрешения на рабочие операции есть справка из местного градостроительного отдела, которая позволяет выполнять работы без экспертизы проекта. Опять же, до начала рабочих действий застройщик должен надлежащим образом подготовить объект. В дальнейшем строительный контроль заказчика за строительством может быть передан органам надзора. Вместе с этим уже контролирующие службы должны курировать передачу заказчиком документов, на основе которых исполнители технических операций будут осуществлять свои задачи. В частности, при строительстве дома заказчик передает подрядчику документацию с результатами инженерных изысканий, проектно-сметные материалы, а также упомянутые выше разрешительные документы.

Надо отметить, что заказчик может в некотором роде выступать и контролирующим участником в процессе реализации проекта, даже если он нанял специализированную службу для этой цели. Распространена практика, когда технический надзор в основной его части, например, выражаемой входным осмотром материалов, поручается службе контроля, а документальное оформление все же ведет сам заказчик или его представители. Есть и другой нюанс, касающийся взаимодействия заказчика с непосредственными исполнителями. Нередко рабочий процесс организуется таким образом, что выявление органами надзора нарушений лишь фиксируется в документах, но не проверяются исправления выявленных отклонений от правил. При этом контроль подобных ситуаций входит в перечень обязанностей не службы, а заказчика, который должен зафиксировать в документах проверки и факт ликвидации недостатков.

Ответственность заказчика строительства

На заказчике лежит ответственность практически за все этапы реализации проекта. Для начала стоит отметить обеспечение самой подготовки проектной документации, а также прохождение государственной экспертизы. Здесь же на заказчика ложится и ответственность за качество проектного решения требованиям нормативной документации, в том числе, и в части, касающейся прав и обязанностей, которые были предоставлены ему договорными соглашениями. Далее это лицо отвечает за проведение строительного контроля в том смысле, что оно назначает генподрядчика, участвующего в процессе выполнения работ. Кроме того, заказчик в некоторых случаях осуществляет приемку работ, качество которых может быть не подтверждено надзорными службами. В таких ситуациях на него ложится и ответственность в части контроля качества объекта.

Обязанности службы строительного контроля

Представители экспертной службы на первых этапах реализации проекта осуществляют входной контроль сметной документации, в которой также подробно изучаются технические материалы по будущему объекту. В частности, специалисты оценивают документацию с точки зрения достаточности для реализации строительства и общей компетентности. При необходимости служба контроля принимает меры по пересмотру проектно-сметных документов, курирует ликвидацию обнаруженных дефектов, не допускает ухудшения технических решений и необоснованное повышение стоимости объекта. Как требует положение о проведении строительного контроля в работе с капитальными объектами, ответственные службы также должны отслеживать взаимоотношения между генподрядчиком и поставщиками материалов.

В этом плане главная задача службы контроля заключается в недопущении использования строителями конструкций и материалов, которые не соответствуют требованиям проектной документации по своим характеристикам. Это же относится и к инженерному оборудованию, используемому в монтажных работах в процессе ремонтных операций. На практике эти задачи реализуются посредством организации упомянутого входного контроля, проверка на котором позволяет отсекать бракованную и неподходящую по требованиям строительную продукцию. То есть строительно-технический контроль отслеживает не только готовые результаты выполненной работы, но и создает условия для обеспечения надлежащего качества в решении поставленных задач.

Как выбрать надзорную компанию?

Учитываются разные критерии от истории выполненных работ до квалификации специалистов, которые будут выполнять конкретные операции. Также практикуется использование экспертов из разных областей, работающих в индивидуальном порядке. Например, такая группа будет выполнять по отдельности анализ технической документации, геодезических исследований, контролировать качество монтажных операций и стройматериалов. С точки зрения качества это неплохое решение, но компания, которая комплексно охватывает весь спектр работ, все же выигрывает за счет более эффективной организации процесса контроля. Также следует учитывать, какими документами устанавливается проведение строительного контроля в конкретной организации. Желательно, чтобы организация ориентировалась на основной свод правил, распространяющихся на нормативы выполнения контроля капитального строительства. Но, лицензированные организации, входящие в СРО, могут иметь и особые стандарты выполнения своих задач, которые, впрочем, также закрепляются в действующих нормативных документах. В любом случае на выходе заказчик получает комплексный набор производственно-технической документации, в котором присутствует журнал выполнения работ, результаты лабораторного контроля, сертификаты на стройматериалы и т.д.

Заключение

Зачастую участники рынка недвижимости жалуются на большие объемы технических и экспертных процедур, которые следует пройти от запуска проекта в строительство до сдачи в эксплуатацию. Однако, в части надзора за качеством выполнения основных строительно-монтажных операций такие требования себя оправдывают. Правильно организованный строительный контроль заказчика за строительством позволяет документально подтвердить должный уровень безопасности конкретного объекта. Это очень важно, в первую очередь, с точки зрения будущей эксплуатации здания, но и этим выгода не ограничивается. Контролирующие организации сегодня предоставляют обширный перечень услуг, который дает возможность оптимизировать производственно-строительные процессы. Это делается за счет более эффективного управления проектно-сметными данными и рационального выбора технических решений лицами, которые действительно заинтересованы в получении качественного результата.

1. Строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

2. Строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.

2.1. В отношении отдельных объектов капитального строительства, строительство, реконструкцию которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета, Правительство Российской Федерации в установленных им случаях принимает решение о проведении строительного контроля федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, или подведомственным указанному органу государственным (бюджетным или автономным) учреждением.

3. Лицо, осуществляющее строительство, обязано извещать органы государственного строительного надзора о каждом случае возникновения аварийных ситуаций на объекте капитального строительства.

4. В процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда), должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации. До проведения контроля за безопасностью строительных конструкций должен проводиться контроль за выполнением всех работ, которые оказывают влияние на безопасность таких конструкций и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также в случаях, предусмотренных проектной документацией, требованиями технических регламентов, должны проводиться испытания таких конструкций. По результатам проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения составляются акты освидетельствования указанных работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения.

5. При выявлении по результатам проведения контроля недостатков указанных в части 4 настоящей статьи работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения застройщик или технический заказчик может потребовать проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения повторно после устранения выявленных недостатков. Акты освидетельствования таких работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения должны составляться только после устранения выявленных недостатков.

6. В случаях, если выполнение указанных в части 4 настоящей статьи других работ должно быть начато более чем через шесть месяцев со дня окончания проведения соответствующего контроля, контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, должен быть проведен повторно с составлением соответствующих актов.

7. Замечания застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, привлекаемых ими для проведения строительного контроля лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, о недостатках выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства должны быть оформлены в письменной форме. Об устранении указанных недостатков составляется акт, который подписывается лицом, предъявившим замечания об указанных недостатках, и лицом, осуществляющим строительство.

7.1. После завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства подписывается акт, подтверждающий соответствие параметров соответственно построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов.

8. Порядок проведения строительного контроля устанавливается Правительством Российской Федерации.

Помогите, пожалуйста, разобраться с функциями Заказчика и Организации, осуществляющий функции строительного контроля (ст. 53 ГрК РФ) (Исполнитель), по Контракту (44-ФЗ) с заказчиком:- какими НПА регламентируется полный перечень действий и документов, которые должен осуществлять в рамках строй.контроля Исполнитель?- выдавать Подрядчику, осуществляющему строительство объекта, тех.решения "в производство работ" обязан Заказчик или Исполнитель?- вправе ли Исполнитель по доверенности от Заказчика подписывать КС-2 и КС-3 по Контракту подряда (по которому Исполнитель ведёт строй.контроль)?

Ответ

Полномочия исполнителя в рамках осуществления строительного контроля раскрываются в Положения, утв. .

Строительный контроль, осуществляемый лицом, привлеченным заказчиком, включает проведение контрольных мероприятий, в т.ч.:

Проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком входного контроля и достоверности документирования его результатов;

Проверка выполнения подрядчиком контрольных мероприятий по соблюдению правил складирования и хранения применяемой продукции и достоверности документирования его результатов;

Совместно с подрядчиком освидетельствование скрытых работ и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения.

Выдавать подрядчику, осуществляющему строительство объекта, технические решения «в производство работ» должен заказчик работ, поскольку данные функции не входят в предмет строительного контроля. Хотя в договоре между исполнителем и заказчиком, стороны могут предусмотреть более расширенные полномочия.

Исполнитель по доверенности от заказчика может подписывать акты КС-2 и КС-3 по контракту подряда (см. « »).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист»

<…>

«Заказчик вправе осуществлять контроль и надзор за выполнением работ, которые стороны предусмотрели в . При этом он не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика (). Определенные права и обязанности в ходе такого контроля и надзора есть как у , так и у .

Какие права и обязанности есть у заказчика при осуществлении контроля и надзора

Взаимоотношения заказчика и подрядчика в рамках договора строительного подряда регулируются положениями двух кодексов: Гражданского (ГК РФ) и Градостроительного (ГрК РФ). При этом ГК РФ наделяет заказчика определенными правами по контролю и надзору за выполнением работ, а ГрК РФ возлагает на него конкретные обязанности по так называемому строительному контролю.

Какие права по контролю и надзору предоставляет заказчику Гражданский кодекс РФ

Заказчик вправе осуществлять контроль и надзор за выполнением работ по договору строительного подряда, а именно за:

  • ходом и качеством выполняемых работ. Это означает, например, то, что заказчик вправе направить своего представителя, который будет отслеживать исполнение подрядчиком своих обязательств по договору, знакомиться с параметрами работ;
  • соблюдением сроков выполнения (графика) работ. Заказчик вправе следить за сроками выполнения работ, направлять письменные предупреждения о нарушении сроков выполнения отдельных этапов работ, требовать выплаты установленной в договоре неустойки за просрочку и т. д.;
  • качеством предоставленных подрядчиком материалов. Заказчик вправе контролировать соответствие предоставленных подрядчиком материалов тем, что указаны в смете, следить за сроком их годности, подлинностью производителя и т. д.;
  • правильностью использования подрядчиком этих материалов. Для того чтобы осуществлять эту форму контроля, заказчику нужно обладать необходимыми познаниями. Такими познаниями может обладать генеральный подрядчик. В остальных случаях заказчик, не обладающий специальными познаниями, может следить, например, за правильностью складирования, хранения, перевозки материалов.

Разница заключается в следующем.

Обязанности, возложенные на заказчика Градостроительным кодексом РФ, касаются вопросов безопасности как процесса строительства, так и использования построенного объекта. Иначе говоря, это требования, в соблюдении которых заинтересовано общество в целом. Поэтому, если заказчик не будет осуществлять такой строительный контроль, его могут привлечь к административной ответственности в соответствии со КоАП РФ. Она предусматривает значительные штрафы, а в случае повторного нарушения - даже административное приостановление деятельности.*

Дела о таких административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять государственный строительный надзор (). Таким органом является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (). В случае необходимости применения наказания в виде административного приостановления деятельности рассмотрение дела производится судьей арбитражного суда ( , КоАП РФ).

Чтобы оспорить постановление о привлечении к административной ответственности, нужно доказать, что на самом деле заказчик надлежащим образом осуществлял строительный контроль. Для этого стоит использовать, например, переписку с подрядчиком, а также соответствующие записи в журнале работ.

Пример из практики: суд признал незаконным постановление органа строительного надзора, поскольку заказчик доказал факт выполнения контроля за строительством

Заказчик обратился в арбитражный суд с иском к Главному управлению государственного строительного надзора Московской области о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении по статьи 9.4 КоАП РФ.

По мнению Главгосстройнадзора МО, заказчиком не осуществлялся контроль за выполнением работ, а именно: монтаж металлоконструкций проводился без наличия сертификатов качества, основание футбольного поля выполнено песком, не соответствующим требованиям ГОСТ, протокол по проверке коэффициента уплотнения основания отсутствует, результаты по прочности бетона ж/б настила трибун отсутствуют, нарушены требования статьи 53 Градостроительного кодекса РФ (норма, устанавливающая обязанность проводить контроль за выполнением работ).

Суд посчитал доводы Главгосстройнадзора МО необоснованными и удовлетворил иск заказчика, указав следующее: «Заказчик осуществляет систематический контроль за строительством стадиона, подтверждением тому является переписка с подрядчиком и записи в журнале работ раздел 5 «Замечания контролирующих органов и служб», сделанных законным представителем заказчика (руководителем группы технического надзора)». Суд учел и то, что заказчик проводил проверки исполнения договора генерального подряда на строительство стадиона и, обнаружив существенные нарушения, принял все возможные меры по приостановлению его строительства. Кроме того, суд учел, что заказчик после принятых мер обращался в устной форме с предоставлением всех компрометирующих документов к начальнику территориального отдела Главгосстройнадзора Московской области с просьбой принять более жесткие меры к подрядной организации ( , оставлено без изменения ).

В свою очередь права, предоставленные Гражданским кодексом РФ, касаются коммерческих интересов самого заказчика (они позволяют ему обеспечить, чтобы не нарушались сроки и стоимость строительства).

В отличие от контроля надзор за строительством - это, прежде всего, контроль за соответствием стоимости строительства (реконструкции, расширения, технического перевооружения предприятий или объектов) утвержденным в установленном порядке проектам и сметам ( , утвержденного ). Если заказчик не воспользуется своими правами, которыми его наделяет статьи 748 ГК РФ, у него наступят иные негативные последствия, предусмотренные Гражданским кодексом РФ.

Заказчик, обнаруживший при осуществлении контроля и надзора за выполнением работ отступления от условий договора строительного подряда, которые могут ухудшить качество работ, или иные их недостатки, обязан немедленно заявить об этом подрядчику (). Причем речь идет об обязанности заказчика заявить о них на любой стадии выполнения работ, включая приемку. Если он этого не сделает, то потеряет право в дальнейшем ссылаться на обнаруженные им недостатки.

Пример из практики: суд отказал заказчику в иске к подрядчику по причине того, что заказчик при осуществлении контроля как в ходе работ, так и при их приемке не заявил своих замечаний

Подрядчик и заказчик заключили договор подряда, по условиям которого подрядчик обязался выполнить своим оборудованием работу по устройству свайного фундамента.

Во исполнение принятых обязательств подрядчик выполнил работы по погружению свай в грунт и передал результат работ заказчику по актам приемки выполненных работ, а заказчик подписал указанные документы и оплатил выполненные работы.

Заказчик принял подрядные работы и подписал акты приемки выполненных работ без замечаний. Впоследствии он обратился в суд с иском о взыскании неосновательного обогащения, образовавшегося в результате переплаты по договору подряда.

Как установил суд, «заказчик, имеющий право осуществлять в силу статьи 748 Гражданского кодекса Российской Федерации контроль и надзор за ходом и качеством выполняемых работ, при выполнении работ не заявлял о несоблюдении подрядчиком глубины погружения свай, поэтому с учетом положений пункта 2 упомянутой нормы права заказчик лишился права ссылаться на недостатки, обнаруженные им впоследствии». Суд учел также то обстоятельство, что заказчик не представил доказательства того, что при приемке выполненных работ он был лишен возможности изучить журнал работ, содержащий информацию об объемах проводимых подрядчиком работ».

Таким образом, суд пришел к выводу о том, что заказчик не представил доказательств выполнения ответчиком работ по договору подряда с недостатками ().

Однако некоторые суды указывают на то, что контроль и надзор заказчика за выполнением подрядных работ является правом, а не обязанностью заказчика. Причем имеется в виду не строительный контроль, обязанность по осуществлению которого установлена ГрК РФ, а контроль и надзор, установленный ГК РФ. Исходя из этого, в спорах о качестве выполненных работ они не принимают во внимание доводы подрядчика о том, что заказчик не заявил о недостатках в ходе осуществления контроля и надзора за выполнением работ.

Пример из практики: суд не принял во внимание тот факт, что заказчик не обнаружил недостатки при осуществлении контроля и надзора за выполнением подрядных работ, и удовлетворил требование подрядчика о взыскании задолженности по договору только частично

Подрядчик обратился в суд с иском к заказчику о взыскании задолженности за предоставленные услуги по договорам подряда на выполнение отдельных видов и комплексов работ по строительству многоэтажного жилого дома.

Заказчик в суде первой инстанции заявил возражения относительно качества выполненных истцом подрядных работ, для обоснования возражений просил назначить судебно-строительную экспертизу. Назначенный судом эксперт пришел к выводу о нарушении подрядчиком требований технических норм и правил при производстве строительных работ и об устранимости данных недостатков.

С учетом того, что работы были выполнены с недостатками, суд удовлетворил иск подрядчика частично. При этом суд указал: довод подрядчика «о том, что ответчик не вправе ссылаться на явные недостатки в выполненных работах в силу пункта 2 статьи 748 ГК РФ, так как должен был обнаружить данные недостатки при осуществлении контроля и надзора за выполнением подрядных работ, не может быть принят во внимание. В соответствии с пунктом 1 статьи 748 ГК РФ контроль и надзор заказчика за выполнением подрядных работ является правом, а не обязанностью заказчика» ().

Довод, указанный в последнем примере, заказчику стоит использовать, если он обнаружил недостатки в результате работ не в ходе осуществления контроля и надзора, а по окончании их выполнения, например . Тогда довод подрядчика о том, что недостатки заказчик должен был обнаружить в ходе контроля и надзора, становится неправомерным, поскольку понудить заказчика к осуществлению такого контроля нельзя.

Если же заказчик проводил конкретные мероприятия по контролю за работами (например, проверку глубины погружения свай) и не выявил никаких недостатков, а тем более впоследствии еще и подписал акты сдачи-приемки работ, то подрядчик сможет использовать аргумент о том, что заказчик в ходе проведения контроля не заявлял о недостатках (например, на проверке глубины погружения свай, которая имела место такого-то числа с составлением такого-то акта проверки) и, соответственно, не может на них ссылаться в силу статьи 748 Гражданского кодекса РФ.

Что может предпринять заказчик в рамках контроля за выполнением работ по договору строительного подряда

1. Контроль за ходом и качеством выполняемых работ означает, например, то, что заказчик вправе направить своего представителя, который будет отслеживать исполнение подрядчиком своих обязательств по договору, знакомиться с параметрами работ, производить для этого аудиозапись, видео- и фотосъемку объекта, его части, оборудования, материалов, документов. Заказчик вправе делать замечания, задавать вопросы подрядчику о темпах выполнения работы, о степени соответствия уже выполненной части работы проекту.

2. Контроль за соблюдением сроков выполнения (графика) работ означает, например, что заказчик вправе следить за сроками выполнения работ, направлять письменные предупреждения о нарушении сроков выполнения отдельных этапов работ, требовать выплаты установленной в договоре неустойки за просрочку.

3. Контроль за качеством предоставленных подрядчиком материалов означает, что заказчик вправе контролировать соответствие предоставленных подрядчиком материалов тем, что указаны в смете, следить за сроком их годности, подлинностью производителя и т. д.

4. Контроль за правильностью использования подрядчиком материалов подразумевает, что заказчик обладает необходимыми познаниями. Такими познаниями может обладать генеральный подрядчик. В остальных случаях заказчик, не обладающий специальными познаниями, может следить, например, за правильностью складирования, хранения, перевозки материалов, а также за тем, чтобы с материалом работал только квалифицированный персонал подрядчика, который имеет профессиональные познания, позволяющие правильно использовать материал. Для этого заказчик вправе потребовать от подрядчика подтверждение квалификации соответствующего персонала (дипломы, аттестаты, свидетельства об окончании курсов и т. д.).

Более подробно перечисленные полномочия заказчика раскрываются в Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного . Этот документ является подзаконным актом, обязательным для сторон договора строительного подряда в соответствии с статьи 53 ГрК РФ. Согласно данному документу, для того, чтобы контролировать действия подрядчика, заказчик вправе проводить следующие мероприятия:

а) проверять полноту и соблюдение установленных сроков выполнения подрядчиком входного контроля и достоверности документирования его результатов. Под входным контролем понимается проверка качества строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования, поставленных для строительства;

б) проверять выполнение подрядчиком контрольных мероприятий по соблюдению правил складирования и хранения применяемой продукции и достоверности документирования его результатов;

в) проверять полноту и соблюдение установленных сроков выполнения подрядчиком контроля последовательности и состава технологических операций по осуществлению строительства объектов капитального строительства и достоверности документирования его результатов;

г) освидетельствовать совместно с подрядчиком скрытые работы и проводить промежуточную приемку возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения;

д) проверять совместно с подрядчиком соответствие законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов;

е) проводить иные мероприятия в целях осуществления строительного контроля, предусмотренные законодательством Российской Федерации и (или) заключенным договором.*

Что можно потребовать от подрядчика в рамках контроля и надзора за выполнением работ

Подрядчик обязан исполнять полученные в ходе строительства указания заказчика, если такие указания не противоречат условиям договора строительного подряда и не представляют собой вмешательство в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика. Такое правило установлено в статьи 748 Гражданского кодекса РФ. Однако, если такие указания являются отступлением от условий договора и заказчику об этом известно, подрядчик, исполнивший работы по таким указаниям, освобождается от ответственности за некачественно выполненную работу.

Пример из практики: суд отказал заказчику в удовлетворении иска к подрядчику на том основании, что спорные работы были согласованы заказчиком и не противоречили условиям договора

Заказчик предъявил иск к подрядчику о взыскании убытков, возникших в связи с ненадлежащим выполнением обязательств по договорам на выполнение работ по строительству железнодорожной линии.

Основной претензией заказчика выступила некачественно собранная путевая решетка из старогодних рельсов.

Помимо описанных выше особенностей строительного подряда, применяются и общие нормы о договоре подряда. В частности, о пределах вмешательства заказчика в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика см. ».

<…>

2.ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от

<…>

«Положение о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства

1. Настоящее Положение устанавливает порядок проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта (далее - строительство) объектов капитального строительства независимо от источников их финансирования, а также порядок определения размера затрат на проведение строительного контроля и численности работников, осуществляющих строительный контроль, по объектам, финансируемым полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета.

2. Предметом строительного контроля является проверка выполнения работ при строительстве объектов капитального строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений.

3. Строительный контроль проводится:

застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации) (далее - заказчик).

4. Функции строительного контроля вправе осуществлять работники подрядчика и заказчика, на которых в установленном порядке возложена обязанность по осуществлению такого контроля.

5. Строительный контроль, осуществляемый подрядчиком, включает проведение следующих контрольных мероприятий:

а) проверка качества строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования, поставленных для строительства объекта капитального строительства (далее соответственно - продукция, входной контроль);

б) проверка соблюдения установленных норм и правил складирования и хранения применяемой продукции;

в) проверка соблюдения последовательности и состава технологических операций при осуществлении строительства объекта капитального строительства;

г) совместно с заказчиком освидетельствование работ, скрываемых последующими работами (далее - скрытые работы), и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения;

д) приемка законченных видов (этапов) работ;

е) проверка совместно с заказчиком соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, технических регламентов.

6. Строительный контроль, осуществляемый заказчиком, включает проведение следующих контрольных мероприятий:

а) проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком входного контроля и достоверности документирования его результатов;

б) проверка выполнения подрядчиком контрольных мероприятий по соблюдению правил складирования и хранения применяемой продукции и достоверности документирования его результатов;

в) проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком контроля последовательности и состава технологических операций по осуществлению строительства объектов капитального строительства и достоверности документирования его результатов;

г) совместно с подрядчиком освидетельствование скрытых работ и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения;

д) проверка совместно с подрядчиком соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов;

е) иные мероприятия в целях осуществления строительного контроля, предусмотренные законодательством Российской Федерации и (или) заключенным договором*».

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.

Постановление Правительства РФ от 21 июня 2010 г. N 468
"О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства"

15. Размер затрат заказчика на осуществление строительного контроля при строительстве объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, определяется исходя из общей стоимости строительства, за исключением расходов на приобретение земельных участков, в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 г. (без налога на добавленную стоимость) путем расчета с применением нормативов расходов заказчика, определенных в приложении к настоящему Положению, и указывается в главе 10 сводного сметного расчета стоимости строительства отдельной строкой "Строительный контроль".

Приложение
к Положению о проведении
строительного контроля при
осуществлении строительства,
реконструкции и капитального ремонта
объектов капитального строительства

Нормативы расходов
заказчика на осуществление строительного контроля при строительстве объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, и нормативы численности работников заказчика, на которых в установленном порядке возлагается обязанность по осуществлению строительного контроля

(млн. рублей)

Норматив расходов заказчика на осуществление строительного контроля

(процентов)

Норматив численности работников заказчика, осуществляющих строительный контроль

(человек)

1,72. При стоимости строительства более 900 млн. рублей в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 г.:

а) нормативы расходов на осуществление строительного контроля заказчика определяются по формуле

Н - норматив расходов на осуществление строительного контроля заказчика в процентах;

Стоимость строительства в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 г., возведенная в степень 0,8022;

б) численность работников заказчика, осуществляющих строительный контроль, увеличивается на 1 человека на каждые 30 млн. рублей сверх указанной суммы.

Страничка инженера по строительному контролю

С 1 января 2010 года в Российской Федерации работают процедуры саморегулирования в области инженерных изысканий, проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Согласно статье 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ (далее - Градостроительный кодекс Российской Федерации) члены саморегулируемой организации в области в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (далее - СРО) осуществляют своими силами строительный контроль. Для этого СРО создают службы строительного контроля и инспекционные организации по строительному контролю, имеющие в своем штате экспертов по строительному контролю и соответствующие свидетельства о допуске к выполнению работ, чьи заключения о соответствии должны являться основанием для ввода объекта в эксплуатацию.

Ответственность таких служб и организаций должна быть застрахована. В настоящее время согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. №87 «О составе разделов проектной документации и требования к их содержанию» в сводный сметный расчет стоимости строительства должен включаться раздел «Строительный контроль». Реализация данной идеи позволит существенно сократить бюрократический аппарат, снизит давление на бизнес, сократит время строительства, повысит уровень контроля качества строительства, снимет финансовую ответственность с государства за некачественное строительство, упростит порядок возмещения вреда.

Согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации строительный контроль является одной из обязательных форм контроля, проводимого в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

В настоящее время контроль в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства проводится в следующих формах: - согласно пункту 3.7 СНиП 12-01-2004 «Организация строительства» застройщик (заказчик) осуществляет контроль за ходом и качеством выполняемых работ, соблюдением их сроков, качеством и правильностью использования применяемых материалов, изделий, оборудования, осуществляемый в форме технического надзора; - согласно пункту 3.8 СНиП 12-01-2004 «Организация строительства» при строительстве опасных производственных объектов по договору с застройщиком заказчиком) разработчик проектной документации осуществляет авторский надзор за соблюдением требований, обеспечивающих безопасность объекта. Авторский надзор за соответствием выполняемых работ проектной документации в других случаях выполняется по усмотрению застройщика (заказчика); - согласно разделу 6 СНиП 12-01-2004 «Организация строительства» лица, осуществляющие строительство (генеральные подрядные, подрядные строительные и строительно-монтажные организации), выполняют производственный контроль качества строительства. Согласно положениям статьей 706 и 749 части 2 Гражданского кодекса Российской Федерации от 26 января 1996г. застройщик (заказчик), а также лицо, осуществляющее строительство, вправе привлечь к исполнению своих обязательств в области строительного контроля аккредитованные строительные лаборатории, специализированные организации, выполняющие геодезические работы, осуществляющие мониторинг технического7 состояния строительных конструкций строящегося здания, зданий, попадающих в зону строительства, а также прилегающей к строительной площадке территории. Нормативной основой для осуществления авторского надзора является СНиП 1.06.05-85 «Положение об авторском надзоре проектных организаций за строительством предприятий, зданий и сооружений».

Строительный контроль должен выполняться непрерывно на всех этапах строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства. Система строительного контроля, должна формироваться с учетом сложности и ответственности объектов капитального строительства.

Цели, задачи, функции инженера по строительному контролю заказчика

Цель. Избежать многих строительных рисков касающихся качества строительной продукции. Качественными строительно-монтажными работами обеспечить наименьшие затраты связанные с процессом дальнейшей эксплуатации объекта. Обеспечить долгое, безаварийное и безопасное для людей функционирование объекта строительства.

Задача. Построить объект в соответствии с проектной документацией и строительными нормами и правилами, не допустить каких-либо отклонений от проектных решений.

    Осуществлять от лица Заказчика Строительный контроль за выполнением строительно-монтажных работ и приемку законченных объектов от подрядных строительных организаций.

    Контролировать ход выполнения планов капитального строительства, соответствие объемов, сроков и качества строительно-монтажных работ, а также качества применяемых материалов, изделий, конструкций утвержденной проектно-сметной документации, рабочим чертежам, строительным нормам и правилам, стандартам, техническим условиям.

    Участвовать в решении вопросов о внесении в проекты изменений в связи с внедрением более прогрессивных технологических процессов, объемно-планировочных и конструктивных решений, обеспечивающих снижение стоимости и улучшение технико-экономических показателей объектов строительства и реконструкции.

    Принимать участие в рассмотрении и согласовании возникающих в ходе строительства изменений проектных решений, оперативно решает вопросы по замене при необходимости материалов, изделий, конструкций (без снижения качества строительных объектов).

    Изучать причины, вызывающие срывы сроков и ухудшения качества строительно-монтажных работ, принимать меры по их предупреждению и устранению.

    Осуществлять техническую приемку законченных строительно-монтажных работ и объектов, оформлять необходимую техническую документацию.

    Участвовать в работе комиссий по приемке строительных объектов и сдаче их в эксплуатацию.

    Контролировать качество устранения строительными организациями недоделок, дефектов в установленные комиссией сроки.

    Вести учет законченных строительно-монтажных работ и подготавливает необходимые данные для составления отчетности о выполнении планов капитального строительства.

    Экономить нервы, время и деньги Заказчика.

Услуги по осуществлению функций строительного контроля заказчика:

    Регистрация, подписка в ГАСК при получении "Разрешения на начало строительства".

    Контроль качества работ (соблюдение требований СНиП, государственных стандартов (ДБН), технологии производства работ).

    Строительный контроль за соответствием выполняемых строительно-монтажных работ и применяемых материалов, изделий, конструкций и оборудования утвержденным проектным решениям.

    Приемка выполненных работ с подписанием соответствующих актов (скрытых работ, испытаний, промежуточной приемки ответственных конструкций зданий и сооружений).

    Строительный контроль и Фото фиксация: скрытых и других работ, текущего состояния объекта. Предоставление результатов, как в печатном, так и в электронном виде.

    Фиксация выявленных при осмотре выполненных работ отклонений от рабочих чертежей, от технологии производства строительных работ, от действующих СНиП, ГОСТ, в журнале производства работ, а также определение сроков устранения обнаруженных отклонений.

    Проверка соответствия объемов фактически выполненных работ и предъявляемых к оплате.

    Контроль соответствия объемов работ и сроков работ условиям договора и календарному графику строительства.

    Ведение накопительной ведомости по выполняемым объемам работ.

    Строительный контроль комплектности и правильности ведения исполнительной документации, в том числе оценку достоверности геодезических исполнительных схем выполненных конструкций с выборочным контролем точности положения элементов. Подготовка замечаний и контроль их устранения.

    Проверка наличия у исполнителя работ документов о качестве на применяемые им материалы, изделия и оборудование.

    Ведение входного контроля проектной документации. Подготовка замечаний и контроль их устранения.

    Контроль исполнения предписаний органов государственного надзора и местного самоуправления.

    Участие в совещаниях по строительству и проектированию объекта.

Дополнительные услуги по работе с исполнительной документацией:

    Предоставление бланков документов в печатном виде (актов скрытых работ, актов испытаний, актов на доп. работы, актов передачи объекта, дефектных ведомостей и т.д.). Индивидуальные акты для облегчения работы по оформлению (в акте уже будет вписано: наименование объекта, название организаций, Ф.И.О. лиц подписывающих акт и т.п.).

    Проверка качества исполнительной документации (комплектность и правильность ее ведения).

    Разработка требований по оформлению, составу, исполнительной документации.

    Составление перечней необходимой исполнительной документации по видам работ.

    Консультации по вопросам исполнительной документации (что записать в договор, порядок сдачи исполнительной документации, какое количество экз. необходимо, основание для подготовки и т.п.).

    Контроль за ведением исполнительной документации во время всего периода строительства.

    Ведение (получение от субподрядчиков, от Генподрядчика; проверка, комплектование по разделам в соответствующие папки с составлением реестров) исполнительной документации и подготовка для передачи Заказчику полного комплекта.

    Помощь в восстановлении исполнительной документации (журналов работ, актов скрытых работ и т.д.).

Дополнительно:

    Ввод объекта в эксплуатацию.

Должностная инструкция инженера по строительному контролю:

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права и ответственность инженера строительного контроля.

1.2. Инженер строительного контроля назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом директора предприятия.

1.3. Инженер строительного контроля подчиняется непосредственно лицу, согласно штатного расписания.

1.4. Инженер строительного контроля должен знать:

1.4.1 - организационно-распорядительные документы и нормативные материалы вышестоящих и других органов, касающиеся производственно-хозяйственной деятельности участка (объекта);

1.4.2 - организацию и технологию строительного производства;

1.4.3 - проектно-сметную документацию на строящиеся объекты;

1.4.4 - строительные нормы и правила, технические условия на производство и приемку строительно-монтажных и пусконаладочных работ;

1.4.5 - формы и методы производственно-хозяйственной деятельности на участке (объекте);

1.4.6 - нормы и расценки на выполняемые работы;

1.4.7 - законодательные и нормативные правовые акты по оплате труда;

1.4.8 - порядок хозяйственных и финансовых взаимоотношений подрядной организации с заказчиками и субподрядчиками;

1.4.9 - систему производственно-технологической комплектации и диспетчеризации строительной организации;

1.4.10 - научно-технические достижения и опыт организации строительного производства;

1.4.11 - основы экономики, организации производства, труда и управления;

1.4.12 - трудовое законодательство;

1.4.13 - Правила внутреннего трудового распорядка;

1.5. Требования к квалификации инженера строительного контроля: высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в строительстве на инженерно-технических должностях не менее 5 лет или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в строительстве на инженерно-технических должностях не менее 8 лет.

1.6. В период временного отсутствия инженера строительного контроля его обязанности возлагаются на лицо, согласно штатному расписанию.

2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

2.1. Инженер строительного контроля осуществляет контроль за производственно-хозяйственной деятельностью участка.

2.2. Инженер строительного контроля контролирует выполнение производственных заданий по вводу объектов в эксплуатацию в установленные сроки и выполнению строительно-монтажных и пусконаладочных работ по всем количественным и качественным показателям с соблюдением проектов производства работ. Контролирует производство строительно-монтажных работ в соответствии с проектной документацией, строительными нормами и правилами, техническими условиями и другими нормативными документами.

2.3. Контролирует соблюдение технологической последовательности производства строительно-монтажных работ на участке.

2.4. Контролирует мероприятия по повышению уровня механизации работ, внедрению новой техники, совершенствованию организации труда, снижению стоимости строительно-монтажных и пусконаладочных работ, экономному расходованию материалов.

2.5. Инженер строительного контроля проводит работу по распространению передовых приемов и методов труда.

2.6. Инженер строительного контроля контролирует получение технической документации на строительство объектов.

2.7. Инженер строительного контроля контролирует заявки на строительные машины, транспорт, средства механизации, материалы, конструкции, детали, инструмент, инвентарь и обеспечивает их эффективное использование

2.8. Инженер строительного контроля контролирует учет выполненных работ и оформление технической документации.

2.9. Участвует в сдаче заказчикам законченных строительством объектов, отдельных этапов и комплексов работ по вводимым в строй объектам.

2.10. Инженер строительного контроля контролирует работы субподрядных (специализированных) организаций и участвует в приемке выполненных ими работ.

2.11. Инженер строительного контроля контролирует оформление допусков на право производства работ в охранных зонах.

2.12. Инженер строительного контроля контролирует производственные задания по объемам строительно-монтажных и пусконаладочных работ, контролирует их выполнение.

2.13. Инженер строительного контроля контролирует рабочих непосредственно на рабочем месте по безопасным методам выполнения работ.

2.14.Инженер строительного контроля контролирует применение технологической оснастки (лесов, подмостей, защитных приспособлений, креплений стенок котлованов и траншей, подкосов, кондукторов и других устройств), строительных машин, энергетических установок, транспортных средств и средств защиты работающих.

2.15. Инженер строительного контроля контролирует соблюдение норм переноски тяжестей, чистоты и порядка на рабочих местах, в проходах и на подъездных путях, правильным содержанием и эксплуатацией подкрановых путей, обеспечением рабочих мест знаками безопасности.

2.16.Инженер строительного контроля контролирует при объектное складское хозяйство и охрану материальных ценностей.

2.17. Контролирует состояние техники безопасности и принимает меры к устранению выявленных недостатков, нарушений правил производственной санитарии, соблюдение рабочими инструкций по охране труда. Контролирует соблюдение работниками производственной и трудовой дисциплины, вносит предложения о наложении дисциплинарных взысканий на нарушителей.

2.18. Инженер строительного контроля оказывает помощь рационализаторам и контролирует работу по повышению квалификации рабочих, проводит воспитательную работу в коллективе.

3. ПРАВА ИНЖЕНЕРА СТРОИТЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ

Инженер строительного контроля имеет право:

3.1. Давать подчиненным ему сотрудникам и службам поручения, задания по кругу вопросов, входящих в его функциональные обязанности.

3.2. Контролировать работу, выполнение плановых заданий, своевременное выполнение отдельных поручений и заданий подчиненных ему служб.

3.3. Запрашивать и получать необходимые материалы и документы, относящиеся к вопросам деятельности инженера строительного контроля, подчиненных ему служб и подразделений.

3.4. Вступать во взаимоотношения с подразделениями сторонних учреждений и организаций для решения оперативных вопросов производственной деятельности, входящей в компетенциюинженера строительного контроля.

3.5. Представлять интересы заказчика в сторонних организациях по вопросам, относящимся к производственной деятельности на объекте.

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТРОИТЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ

Инженер строительного контроля несет ответственность за:

4.1. Результаты и эффективность производственной деятельности на объекте строительства или ремонта.

4.2. Не обеспечение выполнения своих функциональных обязанностей, а также работу подчиненных ему служб по вопросам производственной деятельности.

4.3. Недостоверную информацию о состоянии выполнения планов работ подчиненных служб.

4.4. Невыполнение приказов, распоряжений и поручений администрации предприятия.

4.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений качества работ, правил техники безопасности, противопожарных и других правил.

4.6. Не обеспечение соблюдения трудовой и исполнительской дисциплины работниками подчиненных служб и персоналом, находящимися в подчинении инженера строительного контроля.

5. УСЛОВИЯ РАБОТЫ

5.1. Режим работы инженера строительного контроля определяется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, установленными на предприятии.

5.2. В связи с производственной необходимостью инженер строительного контроля может выезжать в служебные командировки (в т.ч. местного значения).

5.3. Для решения оперативных вопросов по обеспечению производственной деятельностиинженеру строительного контроля может выделяться служебный автотранспорт.

6. МАСШТАБ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВЛИЯНИЕ РЕШЕНИЙ

6.1. Инженеру строительного контроля для обеспечения его деятельности предоставляется право подписи организационно - распорядительных документов по вопросам, входящим в его функциональные обязанности.