Учетная политика бюджетного учреждения на год. Пример учетной политики в бюджетном учреждении (нюансы)

Совокупность способов организации и ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, применяемых субъектом учета, отражается в учетной политике учреждения. Казенные учреждения, как и любые другие государственные (муниципальные) учреждения, самостоятельно разрабатывают учетную политику, которая применяется ими последовательно из года в год. В связи с изменениями законодательства РФ в области бухгалтерского (бюджетного) учета положения учетной политики корректируются. Какие поправки нужно внести в учетную политику, которая будет применяться в следующем году?

Пунктом 2 ст. 8 Закона о бухгалтерском учете установлено, что экономический субъект формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами. Первые федеральные стандарты бухгалтерского учета для организаций государственного сектора вступают в силу 1 января 2018 года. Среди них и Федеральный стандарт «Учетная политика, оценочные значения и ошибки». Программой разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора предусмотрено, что федеральный стандарт, регулирующий вопросы составления учетной политики, должен был быть принят в апреле 2017 года. Сейчас уже ноябрь, а данный стандарт пока размещен на сайте Минфина в форме проекта. Предполагаемая дата (срок) вступления его в силу – 1 января 2018 года. Время перевести проект в статус нормативного акта еще есть. Надеемся, что законодатель успеет сделать это к обозначенному сроку.

В рамках данной консультации рассмотрим особенности формирования учетной политики на 2018 год с учетом проекта стандарта «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» и положений утвержденных федеральных стандартов, вступающих в силу 1 января 2018 года.

Правовое обоснование внесения изменений в учетную политику

Пунктом 6 ст. 8 Закона о бухгалтерском учете установлено, что учетная политика может меняться при следующих условиях:

1) при изменении требований, предусмотренных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;

2) при разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;

3) при существенном изменении условий деятельности экономического субъекта.

Аналогичные случаи внесения изменений (с добавлением отдельных уточнений) установлены п. 8 Федерального стандарта «Учетная политика, оценочные значения и ошибки». В частности, из этого пункта следует, что основаниями для внесения изменений в учетную политику являются:

    разработка или выбор субъектом учета способа ведения бухгалтерского учета, применение которого позволит представить в бухгалтерской (финансовой) отчетности достоверную и более уместную информацию ;

    существенное изменение условий деятельности субъекта учета, включая его реорганизацию, изменение возложенных на него полномочий и (или) выполняемых им функций .

Поскольку со следующего года начинают применяться федеральные стандарты, регулирующие вопросы ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, а сами федеральные стандарты содержат положения, отличающиеся от положений ныне действующих нормативных актов в области бухгалтерского учета, вне зависимости от того, утвердят ли к 1 января 2018 года Федеральный стандарт «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», учетную политику на 2018 год все же необходимо будет скорректировать.

Изменение учетной политики производится с начала отчетного года, только при согласовании с органом, выполняющим функции и полномочия учредителя (далее – учредитель), изменения в учетную политику могут быть внесены в течение финансового года (п. 10 Федерального стандарта «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»). Интерес представляет п. 11 стандарта, которым установлены действия учреждения, не считающиеся изменением учетной политики. Приведем информацию из этого пункта в виде схемы.

Пример.

Федеральным стандартом «Основные средства» установлены случаи определения первоначальной стоимости объекта основных средств исходя из справедливой стоимости. Методы определения первоначальной стоимости объекта ОС установлены Федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора». Учетн ой политикой учреждения предусмотрено, что при получении объекта основных средств безвозмездно его справедливая стоимость определяется:

методом рыночных цен, если объект ранее не находился в эксплуатации (при этом в учетной политике установлено, что используется максимальная из предложенных цена на аналогичный объект);

– методом амортизированной стоимости замещения, если передаваемый объект ранее находился в эксплуатации.

В течение финансового года было принято решение об определении стоимости получаемых безвозмездно объектов основных средств, ранее не находившихся в эксплуатации, исходя из средней стоимости, сложившейся на рынке. Для определения средней стоимости необходимо использовать информацию не менее чем с пяти разных страниц, отражающих ответ о цене на запрашиваемый объект. Новые правила определения справедливой стоимости объекта ОС были зафиксированы в учетной политике учреждения. Согласно п. 11 Федерального стандарта «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» смена метода определения справедливой стоимости объекта не является изменением учетной политики.

Применение новых положений учетной политики

Вступление в силу в течение финансового года нормативно-правового акта, положения которого следует применять начиная с 1 января текущего года, – достаточно частое явление. Иногда такие нормативно-правовые акты требуют внесения изменений в учетную политику. В связи с этим в Федеральном стандарте «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» выделяются:

    перспективное применение измененной учетной политики;

    ретроспективное применение измененной учетной политики.

Таким образом, внесение в учетную политику в течение года изменений, которые требуют корректировки показателей бюджетного учета за предшествующий период, является ретроспективным изменением учетной политики.

Для справки.

Оценочное значение – рассчитанное или приблизительно определенное значение какого-либо показателя, необходимого для ведения бухгалтерского учета и (или) отражаемого в бухгалтерской (финансовой) отчетности, при отсутствии точного способа его определения. К оценочным значениям относятся:

а) сроки полезного использования объектов основных средств и нематериальных активов;

б) величины оценочных резервов;

в) величины амортизационных отчислений;

г) величины стоимости нефинансовых активов в случаях, предусмотренных федеральными и (или) отраслевыми стандартами бухгалтерского учета;

д) иные аналогичные показатели, определяемые или рассчитываемые на основе профессионального суждения уполномоченных лиц в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ.

Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, финансовые результаты деятельности и (или) движение денежных средств учреждения, исходя из положений Федерального стандарта «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», должны оцениваться в денежном выражении. Оценка в денежном выражении последствий изменения учетной политики производится на дату, с которой применяются указанные изменения.

Последствия изменения учетной политики, вызванного изменением законодательства РФ о бухгалтерском учете, федеральных и (или) отраслевых стандартов и иных нормативных правовых актов органов, регулирующих , отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, установленном соответствующим нормативным правовым актом. Если соответствующий не предусматривает порядок отражения последствий изменения учетной политики либо такое изменение вызвано другими обстоятельствами, оказавшими или способными оказать существенное влияние на финансовое положение, финансовые результаты деятельности и (или) движение денежных средств учреждения, последствия данного изменения отражаются путем применения измененной учетной политики к фактам хозяйственной жизни так, как если бы учетная политика применялась с момента возникновения соответствующего факта хозяйственной жизни (ретроспективное применение измененной учетной политики).

При этом подлежат корректировке входящие остатки по статье «Финансовый результат экономического субъекта» бухгалтерского баланса, а также значения связанных статей бухгалтерской (финансовой) отчетности за самый ранний предшествующий год, для которого в бухгалтерской (финансовой) отчетности раскрываются сравнительные показатели, либо на начало отчетного года, если иное не является практически возможным. Скорректированные сравнительные показатели предшествующего года (предшествующих годов) приводятся в бухгалтерской (финансовой) отчетности отчетного года под заголовком «Пересчитано».

Здесь же отметим, что если изменение учетной политики обу­словлено применением вновь принятого нормативного правового акта или измененного нормативного правового акта, то раскрытию также подлежит факт отражения последствий изменения учетной политики в соответствии с порядком, предусмотренным принятым или измененным нормативным правовым актом (п. 18 Федерального стандарта «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»).

Положения, которые следует отразить в учетной политике на 2018 год

Учетная политика формируется исходя из особенностей структуры учреждения, отраслевых и иных особенностей деятельности, выполняемых им в соответствии с законодательством РФ полномочий и (или) функций с учетом законодательства РФ, федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета, иных нормативных правовых актов органов, регулирующих бухгалтерский учет, а также согласно учетной политике органа, осуществляющего полномочия и функции учредителя (п. 4 Федерального стандарта «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»).

Если в отношении какого-либо объекта бухгалтерского учета законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами бухгалтерского учета, другими нормативными правовыми актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, не установлены правила его отражения в учете, субъект учета по согласованию с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и финансовым органом соответствующего публично-правового образования определяет учетную политику исходя из требований Федерального стандарта «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора».

Учетная политика включает в себя следующие разделы.

Федеральный стандарт «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»

Инструкция № 157н

Порядок признания (постановки на учет) и прекращения признания (выбытия с учета) объектов бухгалтерского учета, методы оценки объектов бухгалтерского учета, а также порядок раскрытия информации о них в бухгалтерской (финансовой) отчетности

Методы оценки отдельных видов имущества и обязательств, порядок отражения в учете событий после отчетной даты

Полагаем, позже Минфином будет разработан еще один приказ, который будет учитывать данные изменения и положения которого нужно будет отразить в рабочем плане счетов.

До внесения изменений в Инструкцию № 157н учреждение вправе скорректировать данный раздел учетной политики:

    добавив новые счета бюджетного учета, которые будут использоваться в работе (ввести аналитику к используемым счетам бюджетного учета);

    исключив не используемые в деятельности учреждения счета.

Методы оценки объектов бухгалтерского учета, а также порядок раскрытия информации о них в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В данном разделе учетной политики на 2018 год рекомендуем прописать:

1) порядок оценки справедливой стоимости актива. Пунктами 55, 56 Федерального стандарта «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организацийгосударственногосектора» установлено, что при определении справедливой стоимости актива нужно использовать метод рыночных цен или метод амортизированной стоимости замещения. В учетной политике следует отразить порядок применения данных методов;

2) используемый метод начисления амортизации. Напомним, что Федеральным стандартом «Основные средства» вводятся несколько методов расчета суммы амортизационных отчислений: линейный метод, метод уменьшаемого остатка, метод расчета амортизации пропорционально объему продукции (п. 36). Метод начисления амортизации, который будет применять учреждение, закрепляется в учетной политике. При выборе метода начисления амортизации учреждение исходит из того, какой метод наиболее точно отражает предполагаемый способ получения будущих экономических выгод или полезного потенциала, заключенных в активе.

Выбранный метод начисления амортизации применяется относительно объекта основных средств последовательно от периода к периоду, кроме случаев изменения ожидаемого способа получения будущих экономических выгод или полезного потенциала от использования объекта. При одинаковых способах получения будущих экономических выгод или полезного потенциала для объектов ОС, входящих в одну группу, возможно применение одного метода начисления амортизации к группе основных средств в целом.

При изменении предполагаемого способа получения экономических выгод или полезного потенциала, заключенных в активе, обоснованность применяемого метода начисления амортизации оценивается на 1 января года, следующего за годом такого изменения (п. 38 Федерального стандарта «Основные средства»). Если в предполагаемом способе получения будущих экономических выгод или полезного потенциала от использования объекта основных средств произошли значительные изменения, метод начисления амортизации, который будет использоваться в течение оставшегося срока полезного использования основного средства, может быть изменен. При этом пересчет амортизации, накопленной на дату пересмотра метода ее начисления, не требуется.

Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств.

Казенные учреждения в силу положений п. 6 и 20 Инструкции № 157н должны самостоятельно разработать в своей учетной политике порядок проведения инвентаризации и осуществлять данные мероприятия в соответствии с утвержденным порядком. Однако некоторые учреждения, не желая прописывать в своей учетной политике порядок проведения инвентаризации, указывают в ней, что инвентаризация осуществляется в порядке, предусмотренном Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49. На сайте Минфина на момент подготовки журнала к печати размещен проект приказа, которым вносятся изменения в названные методические указания. Из них следует, что данный документ не применяется государственными (муниципальными) учреждениями. Поэтому если в учетной политике учреждения есть ссылка на этот нормативный акт, то лучше ее убрать, а саму учетную политику дополнить положениями о порядке проведения инвентаризации.

Порядок отражения в учете событий после отчетной даты.

На сайте Минфина размещен проект приказа об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «События после отчетной даты» (далее – Федеральный стандарт «События после отчетной даты»). Предполагается, что он вступит в силу 1 января 2018 года. Поэтому положения учетной политики, устанавливающие порядок отражения в учете событий после отчетной даты, начиная с даты вступления в силу названного стандарта должны соответствовать ему. Напомним, что ранее учреждения, устанавливая порядок отражения в учете событий после отчетной даты, руководствовались ПБУ 7/98 «События после отчетной даты», утвержденным Приказом Минфина РФ от 25.11.1998 № 56н. В части, в которой применяемый в учреждении до 1 января 2018 года порядок отражения событий после отчетной даты не соответствует положениям Федерального стандарта «События после отчетной даты», он подлежит корректировке.

Порядок присвоения инвентарных номеров.

Пунктом 9 Федерального стандарта «Основные средства» установлено, что каждому инвентарному объекту основных средств присваивается инвентарный номер в порядке, предусмотренном учетной политикой субъекта учета, согласно положениям данного стандарта и Инструкции № 157н. Таким образом, в учетной политике следует определить порядок присвоения инвентарных номеров.

Оценка объектов основных средств.

Пунктом 27 Федерального стандарта «Основные средства»определено, что в случае, если порядок эксплуатации объекта основных средств (его составных частей) требует замены отдельных составных частей объекта, затраты по такой замене, в том числе в ходе капитального ремонта, включаются в стоимость объекта основных средств в момент их возникновения при условии соблюдения критериев признания такого объекта. При этом стоимость объекта основных средств уменьшается на стоимость заменяемых (выбываемых) частей в соответствии с положениями настоящего стандарта о прекращении признания (выбытии с бухгалтерского учета) данного объекта. Этим же пунктом установлено, что субъект учета закрепляет в своей учетной политике применение в бухгалтерском учете положений указанного пункта в отношении групп основных средств.

Затраты на создание активов при проведении регулярных осмотров на предмет наличия дефектов, являющихся обязательным условием их эксплуатации, а также при проведении ремонта формируют объем произведенных капитальных вложений с дальнейшим признанием в стоимости объекта основных средств только при условии соблюдения критериев признания объекта основных средств, предусмотренных п. 8 Федерального стандарта «Основные средства» (п. 28). В этом же пункте сказано, что субъект учета закрепляет в своей учетной политике применение положений данного пункта при ведении учета основных средств, групп основных средств.

Таким образом, в учетной политике необходимо указать группы основных средств, в отношении которых будут применяться п. 27, 28 Федерального стандарта «Основные средства», либо отметить, что данные пункты не будут применяться.

В завершение заметим, что учетная политика – это важный внутренний (локальный) акт учреждения. Его всегда запрашивают при проведении проверки финансово-хозяйственной деятельности. Поэтому советуем внимательно отнестись к его составлению и учесть в нем все особенности деятельности учреждения, а также положения новых нормативных актов, регулирующих вопросы бюджетного учета.

Чиновники скорректировали положения Инструкции № 157н и утвердили новые стандарты учета. Поэтому нужно исправить учетную политику бюджетного учреждения на 2018 год. Узнаете, что изменить из-за новых стандартов, сможете скачать учетную политику бюджетного учреждения на 2018 год: образец бюджетникам.

Обязаны ли бюджетные организации формировать учетную политику? Да, разработать и принять учетную политику для целей бухучета (бюджетного учета) должны все бюджетные учреждения. Учетную политику составляют, чтобы установить правила бухучета в конкретном учреждении с учетом его специфики. Формируйте ее исходя из особенностей своей структуры, полномочий, отраслевых и иных особенностей деятельности.

Учетную политику для целей бухучета учреждения применяют последовательно из года в год. Ежегодно ее не нужно утверждать заново. Но политику можно и нужно изменять и дополнять.

Изменения в учетной политике в 2018 году

Когда нужно вносить изменения в учетную политику:

  • после изменений в законодательстве о бухучете;
  • при внутренних изменениях в учете (например, при введении компьютерной обратотки данных);
  • при существенных изменениях в деятельности учреждения (реорганизация, новые виды деятельности и т.п.).

Изменения от 8 мая 2018 года

8 мая вступили в силу новые редакции (Приказ Минфина от 31.03.2018 №64н) и (Приказ Минфина от 31.03.2018 №66н). В связи с этим необходимо:

  • проверить и отредактировать счета в рабочем плане счетов;
  • описать порядок передачи документов при смене ответственного лица за бухгалтерский учет.

Правки в Инструкции внесли для соответствия учета федеральным старндартам. Обратите внимание на изменения Инструкции 157н от начала года, про них мы расскажем ниже в статье.

Изменения от 1 января 2018 года

В 2018 году ввели новые федеральные стандарты:

  • «Основные средства», утвержденный приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257н;
  • «Аренда», утвержденный приказом Минфина России от 31.12.2016 № 258н;
  • «Обесценение активов», утвержденный приказом Минфина России от 31.12.2016 № 259н;
  • «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденный приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н;
  • «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности», утвержденный приказом Минфина России от 31.12.2016 № 260н.

В учетной политике на 2018 год, в частности, необходимо установить счета для учета за балансом основных средств, которые не приносят учреждению экономической выгоды и не имеют полезного потенциала.

Теперь, если есть желание упростить учет, бухгалтер, вместо того чтобы учитывать каждый стул, стол, шкаф, компьютер, принтер по отдельности, может сгруппировать их в два инвентарных объекта: «комплекс объектов хозинвентаря» и «комплекс объектов офисной техники». Для этого в учетной политике 2018 пропишите все случаи, что, когда и как будете объединять и создавать «комплексы объектов» решением комиссии по НФА.

С нового года можно начислять амортизацию тремя способами: линейным, методом уменьшаемого остатка или пропорционально объему продукции. До конца текущего года определите в учетной политике методы начисления амортизации на 2018 год.

В начале года скорректировали положения Инструкции № 157н. Например, появились новые счета учета. А также изменился порядок, по которому учитывают ошибки прошлых лет. Поэтому нужно внести изменения в учетную политику.

Проверьте свою учетную политику на 2018 год, особенно положения об исправлении ошибок в учете и отчетности. По новым правилам придется обособлять на отдельных аналитических счетах все ошибки предыдущих годов.

Можно, например, делать субконто к счетам, по которым были ошибки «Ошибка прошлых финансовых периодов». Обозначьте это в учетной политике бюджетной организации на 2018 год.

Кроме того, при исправлении ошибок прошлых отчетных периодов нужно создавать . Ведь к этому документу привязывается и дебет, и кредит. По нему проще делать выборки по всем оборотам прошлых лет. Учтите, что появился новый реквизит в справке, который необходимо заполнить при исправлении ошибок прошлых лет. Это «период, в котором были выявлены ошибки» (абз. 6 п. 18 Инструкции № 157н).

Уточните в учетной политике на 2018 год, что исправленные ошибки прошлых лет будете отражать в журнале по прочим хозяйственным операциям. А в журналах по учету основных средств, расчетам по заработной плате, с поставщиками и так далее фиксировать только те операции, которые имеют отношение к этому финансовому году.

Еще пропишите в учетной политике принцип осмотрительности: «При ведении бухгалтерского учета учреждение сначала признает в учете расходы и обязательства, а потом учитывает возможные доходы и активы».

Внесите в учетную политику новый счет учета 206 61 «Расчеты по авансам по пенсиям и выплатам по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию».

Изменения в учетную политику утвердите отдельным приказом: замените устаревшие пункты и положения, введите новые. Типового образца такого приказа нет, поэтому составьте его в произвольной форме...

Общие правила для учетной политики в 2018 году

В идеале учетная политика должна быть детализирована до мелочей. Подробная учетная политика позволит снизить временные затраты на введение в курс дела вновь принятых бухгалтеров и счетных работников.

Формирование учетной политики может проходить в виде комплекта организационно-распорядительных документов. Однако существует и другой подход, когда учетную политику утверждают в виде единого документа с кратким содержанием.

Иногда краткости изложения от подведомственного учреждения требует его учредитель. Учитывая, что проверку учетной политики бюджетного учреждения осуществляет как раз учредитель, обойти это требование сложно.

Однако и в случае выбора формирования учетной политики бюджетного учреждения в виде единого документа, в ней необходимо прописать все учет всех фактов хозяйственной жизни, не расшифрованный в инструкциях по бухгалтерскому учету.

Чтобы утвердить документ или внести в него изменения, оформляют приказ об учетной политике бюджетного учреждения.

Учетная политика бюджетного учреждения на 2018 год: образец бюджетникам

Чтобы быстро сформировать свою учетную политику, смотрите пример учетной политики бюджетного учреждения. Образец составлен с учетом изменений в Инструкциях по учету от 8 мая 2018 года.

Этот пример используйте для учетной политики муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения (школы), бюджетного учреждения культуры и других бюджетных организаций.

В учетную политику включают:

  • рабочий план счетов – в нем укажите счета, которые применяете в учете учреждения, в том числе которые ввели самостоятельно;
  • порядок, как проводить инвентаризацию имущества и обязательств;
  • порядок учета и раскрытия в отчетности событий после отчетной даты;
  • формы первичных документов, регистров бухучета и других документов, по которым нет унифицированных форм;
  • порядок, как проводить ;
  • положение о том, какие резервы создавать, и методы их учета;
  • другие решения, которые необходимы для организации и ведения бухучета.

Если бюджетные и автономные учреждения исполняют полномочия ПБС, то дополнительно указывают, как вести бюджетный учет по этим операциям.

План счетов в учетной политике бюджетного учреждения 2018

Утверждение рабочего плана счетов – обязательный элемент формирования учетной политики.

Так, в соответствии с пунктом 19 указанного Стандарта рабочий план счетов учреждение составляет в рамках формирования учетной политики на основе:

  • Единого плана счетов бухгалтерского учета;
  • планов счетов в зависимости от типа учреждения.

Примечательно, что правила формирования номера счета не стандартизированы. В новом Стандарте отмечено лишь, что рабочий план счетов должен включать аналитические коды вида:

  • поступлений – доходов, иных поступлений, в том числе от заимствований (источников финансирования дефицита средств);
  • выбытий – расходов, иных выплат, в том числе по погашению заимствований, соответствующих кодам (составным частям кодов) бюджетной классификации РФ.

В рабочем плане счетов укажите перечень используемых учреждением синтетических и аналитических счетов.

При отсутствии в Инструкции необходимой корреспонденции ее имеют право определять:

  • финансовые органы (органы, осуществляющие функции и полномочия учредителя);
  • главные распорядители бюджетных средств;
  • Казначейство России.

Пример учетной политики на 2018 год для бюджетных организаций смотрите выше

Другие приложения к учетной политике на 2018 год для бюджетных учреждений

Количество приложений к учетной политике – не регламентировано. Основными можно назвать:

  • перечень самостоятельно разработанных форм первичных документов;
  • методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;
  • номера журналов операций;
  • перечень лиц, имеющих право подписи первичных документов;
  • порядок и график инвентаризации;
  • принятие обязательств и денежных обязательств;
  • положение о расчетах с подотчетными лицами и другие.

Многие учреждения расшифровывают в приложениях факты хозяйственной жизни. Например, это может быть детальный порядок документального оформления:

  • подтверждения факта вручения призов (наград), сувениров, почетных грамот, дипломов;
  • степень ответственности членов комиссии за списание (вручение) нефинансовых активов.

Такой вывод следует из письма Минфина России от 04.10.2013 № 02-05-10/41316. Например, приложение можно оформить как перечень документов, подтверждающих обоснованность произведенного списания. Такими документами могут быть, в частности:

  • приказ на проведение мероприятия;
  • план мероприятия, утвержденный конкурсной комиссией;
  • протокол с приложением списка победителей, которым были вручены призы.

Проверка учетной политики бюджетного учреждения

В законодательстве о бухучете нет указаний, что ученую политику нужно согласовывать с учредителем или ГРБС. Но вышестоящая организация вправе потребовать это в рамках ведомственного контроля.

Учредитель проведет проверку учетной политики: корректность корреспонденцию счетов, которых нет в инструкциях по бухучету, обязательные элементы, а также порядок отражения операций в учете.

Что включить в учётную политику бюджетной организации на 2018 год?

В учётную политику для бухучёта включите:

  • рабочий план счетов. Включите только те счета, которые применяете, в том числе которые ввели самостоятельно;
  • методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;
  • порядок инвентаризации имущества и обязательств;
  • порядок учёта и раскрытия в отчётности событий после отчётной даты;
  • формы первичных документов, регистров бухучёта и других документов без унифицированной формы;
  • порядок проведения внутреннего финансового контроля;
  • положения о формировании и учёта резервов;
  • другие условия, которые необходимы для организации и ведения бухучёта.

Не включайте в учётную политику:

  • правила из инструкций по бухучёту. Вписывать надо только те, которых нет в инструкциях или которые вы выбрали из нескольких вариантов;
  • нормы трудового, гражданского и налогового законодательства;
  • личные данные сотрудников;
  • способы и методику учёта, которые не относятся к видам деятельности учреждения.

Такой вывод следует из статьи 8 Закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ, пункта 6 Инструкции к Единому пла- ну счетов № 157н.

Важно! Стоимостной критерий амортизируемого имущества в учётной политике не указывайте.

С 2018 года меняются величины пределов, по которым основное средство признают, как амортизируемое имущество:

  • до 10 000 рублей – основное средство списывают с балансового учёта при вводе в эксплуатацию;
  • свыше 10 000 рублей, но менее 100 000 рублей – начисляют 100-процентную амортизацию при вводе в эксплуатацию;
  • свыше 100 000 рублей – амортизацию начисляют одним из выбранных методов.

Пороговые значения обязательны для всех учреждений, поэтому их не нужно дополнительно описывать в учётной политике.

Изменения в учётной политике на 2018 год для бюджетных учреждений

Изменения в учётной политике возможны в трёх случаях:

  • изменилось законодательство по бухучёту, в том числе федеральные или отраслевые стандарты;
  • учреждение разрабатывает и внедряет новые способы ведения учёта. Например, передаёте учёт в централизованную бухгалтерию;
  • изменились условия деятельности учреждения. Например, прекратили заниматься одним из видов деятельности.

Учётную политику на 2018 год надо дополнить новыми положениями и убрать из неё устаревшую информацию. Так как с января бюджетные и казённые учреждения (государственные и муниципальные) начали работать по федеральным стандартам и обновлённым инструкциям № 33н, № 157н и № 174н.

Рабочий план счетов

Рабочий план счетов нужно скорректировать в связи с поправками в Инструкцию № 157н. Новые счета, которыми будет пользоваться учреждение, включают в рабочий план (см. Таблица 1).

Счета бюджетного учёта, исключённые с 2018 года, можно посмотреть в Таблице 2. А счета бюджетного учёта, которые заменили на новые , – в Таблице 3.


Учёт основных средств

Из учётной политики должно следовать, какое имущество учитывают, как инвентарный объект. Теперь основные средства, срок полезного использования которых одинаков и стоимость несущественна, разрешено объединить в один инвентарный объект. Единицей учёта может быть и часть объекта имущества, если можно определить период поступления будущих экономических выгод от неё или полезного потенциала.

Как отдельное основное средство можно учесть и часть имущества с отличным от остальных частей сроком полезного использования. Стоимость этой части должна составлять значительную величину от общей стоимости имущества. Причём такая единица учёта основных средств определяется вне зависимости от возможности физического обособления части объекта.

Правила амортизации

С 2018 года амортизацию можно начислять тремя способами: линейным, методом уменьшаемого остатка и пропорционально выпуску продукции. Укажите в учётной политике, какой метод выбрали. При этом амортизировать можно как отдельный объект, так и группу имущества.

Метод уменьшаемого остатка, особенно с применением коэффициента ускорения, позволит в течение первых лет эксплуатации снизить остаточную стоимость имущества. Это окажет влияние на налоговую базу по налогу на имущество. Метод пропорционально объёму продукции возможно применять, когда заранее известно, что основное средство будет использоваться исключительно в какомлибо производстве, и после его прекращения дальнейшее использование объекта не предполагается.

Обесценение активов

В учётной политике должен появиться новый раздел об обесценении активов. Например, пару лет назад учреждение купило кассовый аппарат. Его использовали в платной деятельности. Не прошло и года, как чиновники потребовали переходить на онлайн-кассы. Оказалось, что данную модель нельзя перепрограммировать под онлайн-кассу. То есть теперь вложение в этот актив не окупится. Возникает мысль кассу продать, но цена на неё теперь ничтожна: касса, которую нельзя использовать, никому не нужна. То есть этот актив обесценился.

Опишите группы активов, по которым может быть запланировано обесценение. Первый тест на обесценение (выявление возможных признаков обесценения) надо будет проводить после годовой инвентаризации в 2018 году.

Расчёты по аренде

В методологической части учётной политики нужно прописать порядок применения стандарта «Аренда», если учреждение имеет арендные отношения либо отношения по безвозмездной передаче имущества в пользование. Если сдаёте или берёте имущество в аренду, в учётной политике нужно раскрыть:

  • момент признания объекта аренды;
  • метод начисления амортизации по имуществу;
  • порядок признания результатов текущего финансового года из доходов и расходов будущих периодов;
  • порядок признания доходов от арендных платежей.

«Учетная политика, оценочные значения и ошибки» - один из федеральных стандартов бухучета, положения которого начнут действовать уже 1 января 2018 года. Пока документ существует лишь как проект, но уже сейчас с ним можно ознакомиться на сайте Минфина РФ и понять, какие изменения ждут учреждения в этой части учета.

Кто вправе разрабатывать и утверждать учетную политику

Сегодня закон не ограничивает круг лиц, которые могут или должны , в Инструкции № 157н есть только одно условие — утверждать ее должен руководитель учреждения.

Проект федерального стандарта четко определяет ответственного за разработку документа. Это главный бухгалтер или сотрудник, на которого возложена обязанность вести бухучет, поскольку именно он отвечает за ведение бухгалтерского учета и достоверность бухгалтерской отчетности.

Возможные виды и сроки изменений

Согласно п. 8 федерального стандарта, менять учетную политику можно лишь в трех случаях:

  • если меняется законодательство, регулирующее бухгалтерский учет;
  • если учреждение выбирает иной способ учета, который будет представлять более достоверную отчетность;
  • если учреждение реорганизуется, меняет условия деятельности или полномочия и пр.

Корректировать документ можно строго в начале отчетного года. В середине года даже самые малейшие изменения можно вносить только после согласования с учредителем. Еще одно важное условие: если корректировки будут влиять на финансовое положение учреждения, включая движение денег на счетах и/или финансовый результат, они должны быть выражены в денежном эквиваленте на дату, с которой применяются указанные изменения.

Новый стандарт допускает два типа изменений — перспективные и ретроспективные. Первые вступают в силу только с момента утверждения, вторые, как видно из названия, требуют изменить показатели бухучета и за прошлые периоды.

В последнем случае бухгалтеру придется исправлять баланс учреждения в части входящих остатков по статье «Финансовый результат экономического субъекта» и еще несколько связанных с ней показателей за прошлые периоды. Корректировочные показатели следует сдавать только с текущей отчетностью с пометкой «Пересчитано», менять и пересдавать отчеты за предыдущий год нельзя.

Ретроспективные изменения, которые влияют на финансовые показатели учреждения, недопустимы в двух случаях. Во-первых, когда изменения невозможно оценить в денежном эквиваленте, потому что недостаточно данных о показателях прошлого года. Во-вторых, если оценка требует информации, которой не было в распоряжении бухгалтера в момент представления отчетов за предшествующий год. В таких ситуациях можно ввести только перспективные корректировки.

Обратите внимание, что в учетную политику не вносятся:

  • смена способа бухучета по тем видам хозяйственной деятельности, которые нетипичны для учреждения;
  • утверждение нового способа бухучета для впервые случившихся фактов хозяйственной деятельности.

Рабочий план счетов

Этот раздел не так давно уже претерпел изменения. Приказ Минфина РФ от 27.09.2017 № 148н исключил из плана счетов некоторые счета, что тут же и принято учреждениями.

В свою очередь федеральные стандарты расширят Единый план счетов. В частности, выделены дополнительные группы в стандарте «Основные средства» (Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 257н). Стандарт «Аренда» (Приказ Минфина РФ от 31.12.2016 № 258н) в отдельный объект учета выносит имущество, которое используется на правах операционной аренды и включено в разряд нефинансовых активов. Это, безусловно, повлечет за собой расширение перечня балансовых счетов.

Скорее всего, финансовое ведомство продолжит упорядочивать происходящие изменения, внесет дополнительные корректировки в Инструкцию № 157н, что закономерно отразится на рабочем плане счетов.

Пока учреждение может дополнить свою учетную политику, например, добавить аналитические счета или, наоборот, исключить те позиции, которые в работе не используются.

Оценка объектов бухучета

Учреждениям стоит обратить внимание на алгоритм оценки справедливой стоимости актива, выбрать и утвердить в учетной политике один из методов, который предлагает федеральный стандарт «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», который начал действовать еще в мае 2017 года. Учреждение может руководствоваться методом рыночных цен или методом амортизированной стоимости замещения.

То же самое касается и метода начисления амортизации. С вступлением в силу федерального стандарта «Основные средства» в распоряжение бухгалтеров-бюджетников поступят дополнительные методы расчета суммы амортизации. Напомним, кроме ранее существовавшего линейного метода, стандарт предлагает метод уменьшаемого остатка и метод расчета амортизации пропорционально объему продукции. Свой выбор учреждение обязательно закрепляет в учетной политике.

Оценка объектов основных средств

Большие изменения ждут бухгалтеров в части оценки основных средств (ОС) — они тоже влияют на учетную политику. Теперь затраты на замену частей ОС, возникшие во время эксплуатации объекта, будут включаться в его стоимость в момент возникновения этих затрат. Важное условие — должны быть соблюдены критерии признания объекта ОС (п. 8 ).

Еще одно нововведение касается капитальных вложений. Затраты на систематические осмотры при эксплуатации объекта или в ходе его ремонта включаются в стоимость объекта ОС. Это возможно, как и в предыдущем случае, только если объект соответствует критериям признания ОС.

Эти изменения должны найти отражение и в учетной политике учреждения, там же следует перечислить группы ОС, в отношении которых учреждение будет применять положения федерального стандарта.

Порядок инвентаризации

Проводя инвентаризацию своего имущества и активов, многие учреждения сегодня опираются на Методические указания, утвержденные Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49, и в учетной политике лишь ссылаются на документ. Требование закрепить порядок инвентаризации в учетной политике принято только для казенных учреждений в Инструкции № 157н.

Однако на сайте финансового ведомства опубликован проект приказа, который прекращает действие Методических указаний. Это значит, что алгоритм и сроки инвентаризации имущества и финансовых активов организации госсектора должны будут разработать самостоятельно и прописать в учетной политике. Сделать это можно заранее.

Федеральный стандарт «Основные средства» внес еще одно уточнение относительно инвентарного учета. Он предписывает зафиксировать в учетной политике порядок присвоения индивидуального номера объекту. Ориентиром для учреждений должны стать сам федеральный стандарт и Инструкция № 157н.

Учет событий после отчетной даты

Сейчас, чтобы учесть такие события, учреждения пользуются лишь положениями одноименных ПБУ 7/98 «События после отчетной даты» (Приказ Минфина РФ от 25.11.1998 № 56н), в Инструкции № 157н никаких указаний на этот счет нет. 1 января 2018 года начнет действовать одноименный федеральный стандарт, который закроет этот пробел. В нем создана классификация событий, прописаны четкие правила отражения их в бухучете и раскрытия информации при формировании регламентированной отчетности. Положение стандарта следует применять относительно отчетного периода, который начнется 1 января 2018 года, но внести их в учетную политику учреждения стоит уже в ближайшее время.

Раскрытие информации об учетной политике в отчетности

Базовые положения учетной политики должны быть размещены на официальном сайте организации. Кроме того, сведения об учетной политике необходимо отразить и в отчетности, которую учреждение представляет в контролирующие органы. При этом следует помнить, что все изменения, которые вступят в силу 1 января 2018 года, касаются нового отчетного периода, который стартует 1 января будущего года.

В пояснительной записке к отчетности бухгалтер должен указать суть изменений и дату, с которой начинают действовать обновления, обосновать их необходимость и изложить, как именно эти новшества повлияют на бухгалтерскую отчетность.

Если выбран ретроспективный способ изменения учетной политики, в пояснительной записке уточняются всевозможные суммы корректировок по статьям бухгалтерского учета за предыдущие периоды.

Теоретически разработать изменения учетной политики и утвердить их следует уже сейчас, чтобы к наступлению нового года привести документ в соответствие с федеральными стандартами. Но поскольку сам стандарт «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» еще находится в статусе проекта, рекомендуем дождаться его утверждения.

Какие изменения прописать в учетной политике-2018? Кто должен составлять учетную политику и когда?

Что такое учетная политика?

определяет правила учета в организации.

Это совокупность способов учета, которые организация для себя выбрала. Из тех, конечно, которые доступны по закону.

В п. 2 ст. 8 закона о бухгалтерском учете установлено, что экономический субъект формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами.
Если какая-то особенность, способ учета в законе не прописаны, организация самостоятельно его разрабатывает и закрепляет в учетной политике.
Нужно составлять учетную политику для целей налогообложения и бухгалтерского учета. Если организация не обязана вести бухучет, то и УП для целей такого учета можно не делать. Налоговую УП составляют и предприниматели.

Кто и как формирует учетную политику?

Учетной политикой занимается главбух.

Или тот, на которого руководитель организации возложил обязанности по ведению учета.

Требования к учетной политике для бухучета найдете в ПБУ 1/2008. .

Для целей налогообложения регламентированы в Налоговом кодексе.

Учетная политика для целей налогообложения — это выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Налоговым кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (п. 2 ст. 11 НК РФ).

Кто подписывает учетную политику?

Руководитель организации утверждает учетную политику.

Когда надо менять учетную политику?

Вообще, делается один раз, при создании организации.

В ст. 8 закона о бухучете сказано, что учетная политика должна применяться последовательно из года в год.

А потом уже вносятся изменения в нее, которые утверждаются приказом.

Пунктом 6 ст. 8 закона о бухгалтерском учете установлено, что учетная политика может меняться при следующих условиях:

1) при изменении требований, предусмотренных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;

2) при разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;

3) при существенном изменении условий деятельности экономического субъекта.

Изменения учетной политики на следующий год утверждаются обычно в декабре.

Учетная политика-2018

Значит, пришло время воспользоваться .

Там есть учетная политика на 2018 год и для целей бухгалтерского, и для целей налогового учета.

Мы учли все изменения законодательства на 2018 год.
Наша учетная политика-2018 — удобный шаблон, который можно подогнать именно под свою организацию.