Контроль платежей с 1 июля. Будет ли налоговая контролировать счета в банках? Но счета контролируются

В начале июня появилась и буквально «взорвала» интернет информация: якобы, с 1 июля 2018 года любое поступление на карту физического лица будет «по умолчанию» облагаться налогом в 13%. Чтобы избежать этого, нужно доказать налоговикам, что полученная сумма не является облагаемым доходом. В противном случае будет взыскан не только налог, но и штрафные санкции за неуплату. Так что же ждет в июле всех, кто получает на карту переводы?

Откуда появилась эта сенсация?

Те, кто распространяет эту информацию, обычно ссылаются на вступающие в силу с июля поправки к ст. 86 НК РФ. Эта статья посвящена обязанностям банков по предоставлению налоговым органам следующих сведений: об открытии и закрытии счетов, движении по ним, наличии вкладов и т. п. В том числе, банки обязаны предоставлять налоговикам сведения о движении средств по счетам физических лиц (п. 2 ст. 86 НК РФ).

Получается, что сенсационная новость верна и с 1 июля все граждане окажутся «под колпаком» у ФНС? При внимательном прочтении Кодекса выясняется, что ситуация выглядит несколько по-другому. Даже совсем по-другому:

  1. Норма, позволяющая налоговикам получать выписки по счетам физических лиц, действует еще с 1 июля 2014 года (п. 7 ст. 10 и п. 4 ст. 24 закона от 28.06.13 № 134-ФЗ). Таким образом, это право у сотрудников ФНС есть уже почти четыре года.
  2. Права налоговиков на подачу такого запроса существенно ограничены (абз. 3-4 п. 2 ст. 86 НК РФ). Запрос может быть подан, только если:
  • в отношении физического лица проводится налоговая проверка;
  • физическое лицо является источником информации о другом проверяемом субъекте;
  • по поводу физического лица получен запрос от иностранного государства в рамках действующего международного договора.
  1. Для получения сведений о счетах физического лица, не являющегося ИП, необходимо согласие вышестоящей инстанции. Это может быть налоговый орган или другая федеральная структура, контролирующая взыскание налогов и сборов.

Так что же изменится с 1 июля 2018 года?

Как это ни странно, но с 01.07.2018 не произойдет практически ничего. Изменения в нормах НК РФ, на которые ссылаются авторы «сенсационной» новости, уже вступили в силу с 01.06.2018. Но этого практически никто не заметил, и вот почему.

Речь идет о законе от 27.11.2017 № 343-ФЗ, который внес изменения и дополнения в ряд статей НК РФ. В части ст. 86 НК РФ он всего лишь дает налоговикам право дополнительно запрашивать информацию о «металлических» счетах.

Это особый вид банковского счета, средства на котором учитываются, исходя из курса того или иного драгметалла. Это достаточно редкая для российского рынка форма инвестирования, поэтому подавляющего большинства граждан РФ данные нововведения вообще не коснутся.

Никаких других изменений порядка предоставления информации о счетах физических лиц закон 343-ФЗ не содержит. Все остальные права, которыми пользуются налоговики в этой части, действуют с 2014 года и никакого дополнительного расширения их возможностей ни с июня, ни с июля 2018 года введено не было.

Все могут спать спокойно?

Раз ничего нового не произошло, получается, что все физические лица, получающие доход на карту, могут вздохнуть с облегчением? Это не совсем так, ведь, как известно, «дыма без огня не бывает». Автоматического взыскания НДФЛ со всех поступлений с 1 июля, разумеется, не будет, но ведь саму 86-ю статью никто не отменял. И ничто не мешает налоговикам применять ее активнее, тем более, что причины для этого имеются.

В сложной экономической ситуации государство изыскивает различные способы пополнения бюджета. В последнее время внимание обратили на так называемых самозанятых граждан. Речь идет о тех, кто ведет деятельность в частном порядке, не регистрируясь предпринимателем: услуги репетитора, домработниц, ремонт, частный извоз и т. п.

По данным независимых экспертов, численность самозанятых в России превышает 20 млн чел. Минтруд называет более скромные цифры - до 12 млн чел., но это все равно очень много.

Естественно, государство активно ищет способы взыскания налогов с этого сектора экономики. Пока для отдельных категорий самозанятых до конца 2018 года действуют налоговые каникулы (п. 70 ст. 217 НК РФ). В Правительстве рассматриваются предложения об их продлении до конца 2019 и даже до 2020 года.

Понятно, что государство не просто так добровольно отказывается от возможности пополнить бюджет. В данном случае основная причина в том, что на сегодня не существует адекватного механизма контроля за самозанятыми и администрирования налогов, собираемых с них.

Планы государства по повышению собираемости налогов с граждан

Параллельно с введением каникул активно обсуждается различные варианты налогообложения самозанятых граждан. Основным из них является взимание определенной доли от дохода (от 3% до 6%). Следовательно, чтобы взыскивать этот налог, нужно наладить систему контроля за поступлениями денежных средств.

Некоторые налоговые инспекции проявляют весьма «креативный» подход к этому вопросу. Например, находят в интернете объявления фрилансеров и производят контрольные закупки. Или отслеживают неработающих официально людей, которые делают крупные приобретения.

Но все эти действия пока только работают на публику и говорят, в основном, о стремлении отдельных сотрудников ФНС продвинуться по службе. Для реального эффективного контроля за миллионами налогоплательщиков нужна целостная система. Возможно, какие-то варианты ее введения уже рассматриваются «в узком кругу», и появившиеся слухи об автоматическом налогообложении с 1 июля являются проверкой реакции общества.

Резюмируем вышесказанное

С июля 2018 года в законодательство не вносится никаких изменений, касающихся контроля за средствами физических лиц. Дополнения, вступившие в силу с 01.06.2018, касаются только «металлических» счетов, т. е. достаточно узкого круга инвесторов. Автоматического обложения НДФЛ всех поступлений на личные банковские карты с 1 июля 2018 года не будет. Однако государство явно взяло курс на ужесточение контроля за доходами граждан. Поэтому не исключено появление новых законодательных инициатив в этой области.

В СМИ и в интернете снова пошли слухи относительно того, что денежные переводы с карты на карту с 1 июля 2018 года попадут под контроль налоговиков.

Одна из наиболее часто встречающихся сегодня историй – сообщения о том, что якобы Сбербанком уже контролируются переводы и из этой организации часто звонят получателям и отправителям средств.

Якобы если оба человека заявляют, что перевод средств стал возвратом долга, банк подобное устраивает. Если же хотя бы один из лиц признается, что средства были получены в качестве оплаты за услуги – деньги замораживаются.

Версия интересная, однако наводит на ряд мысли. Прежде всего, зачем все это банку? Для начала, сколько денег требуется на оплату работы тех, кто обзванивает пользователей и, по сути, незаконно интересуется источником происхождения их денежных средств.

И это с учетом того, что Сбербанк сокращает число своих отделений и старается уменьшить количество работников в пользу терминалов. Совершенно с этим не стыкуется формирование колл-центров для контроля денежных переводов.

Второе, что здесь настораживает – почему лишь Сбербанк? Неужели они настолько готовы подрывать репутацию, что станут производить незаконные действия и блокировать средства на счетах лишь из-за того, что с клиента якобы должен был быть удержан налог с перевода, но не был удержан?

В случае же законности подобных действий и выполнения их Сбербанком, почему ничего не известно в этом плане о других банках? Действительно, слух смотрится как дикий вброс откровенной дезинформации со стороны конкурентов против ведущего игрока на рынке банковских услуг.

Еще один вариант слуха внешне смотрится несколько правдоподобнее и юридически продуманнее. Якобы налоговики сами станут отслеживать движения денег по картам и наблюдать все поступления средств с карты одного физического лица на карту другого.

Схема подается приблизительно следующая – с каждого перевода с карты на карту будет в автоматическом режиме удерживаться налог в 13%. Таким образом, по умолчанию будет учитываться, что перевод средств является оплатой каких-либо услуг. Если это не так, и перевод был чем-то другим, то физлицо должно будет идти в налоговую и подтверждать сей факт документами.

Тогда получается, что даже для того, чтобы одолжить денег у друга, отныне якобы потребуется оформление с ним соответствующего договора и пр.

Подобная версия хоть и смотрится устрашающе для граждан, также имеет ряд слабых мест. В налоговых органах трудится не такое большое количество человек, и когда в отделения придут толпы граждан с доказательствами законности происхождения переведенных им средств и просьбами возвратить им подоходный налог, то все отделения просто-напросто не смогут заниматься больше ничем другим.

Помимо этого, доказать законность средств сумеет любой, ведь ничто не мешает оформить договор займа между заказчиком неких услуг и исполнителем, тем паче что он составляется от руки и не потребует заверения нотариусом, и значит будет стоить лишь той бумаги, на которой напечатан.

В налоговом кодексе есть изменения с 1 июня. В нескольких статьях появилось упоминание счетов в драгоценных металлах.

В контроле за счетами в банках нет ничего нового. Банки и раньше были обязаны отвечать на запросы по поводу операций и остатков на счетах.

Налоговая проверяет операции по счетам и картам только при наличии законных оснований. Банк передает информацию только по официальному запросу. Автоматически ничего начислять не будут.

Чтобы что-то доначислить, налоговая должна доказать нарушение. Не со всех переводов на карту надо платить налог.
Новость про тотальный контроль - вброс, фейк и провокация.

С 1 июня в налоговом кодексе есть изменения, но они не касаются контроля за счетами. Они в основном касаются металлических счетов. Теперь для них прописали правила, но там ничего интересного:
- На металлических счетах могут лежать сами металлы или их денежный эквивалент.
- Владелец счета - человек или компания - может снять со счета металл или деньги.
- По закону такие счета не застрахованы в агентстве страхования вкладов.
- Налоговая может получать информацию по таким счетам, а также списывать с них деньги в счет долга по налогам и блокировать, если есть причины. По денежным счетам налоговая могла получать информацию и списывать деньги еще с 2013 года и даже раньше.
- Если дело дошло до списания денег в счет долгов, то сначала списывают с рублевого, потом - с валютного и в самом конце - с металлического.

Абсолютно точно. Даже поверхностным образом, но с точки зрения здравого смысла рассмотрев ту информацию, что возникает сегодня, мы поняли всю ее абсурдность и невыполнимость приведенных схем.

Популярность подобных слухов и беспокойство, спровоцированное ими, понятны. Сейчас в стране немало самозанятых граждан, оказывающих услуги, работая на фрилансе, сообщает Росрегистр. Скажем, программисты нередко получают единичные заказы на работу на биржах и получают деньги от заказчиков на карту.

Естественно, властям выгодно обложить этого условного гражданина и подоходным налогом, и рядом социальных взносов, «съедающих» до 50% доходов людей, трудоустроенных официально.

Кроме того, что у налоговиков элементарно недостаточно людских ресурсов для контроля за всеми переводами с карту на карту, у них сегодня и не имеется на это законных оснований. Не будет их и 1 июля 2018 года, так как новый закон о банковских картах к вступлению в действие не готовится.

Если же говорить по поводу доступа налоговых органов к сведениям обо всех счетах физлиц, то он у них имеется давно – еще с 1 июля 2014 года.

Банковские организации передают информацию по поводу всех открываемых и закрываемых счетов в налоговую в автоматическом режиме. И, чтобы налоговики заинтересовались каким-либо конкретным физлицом, они должны иметь определенные серьезные причины.

В чем истерика. Пишут, что то ли с 1 июня, то ли с 1 июля банки начнут передавать информацию обо всех движениях по счетам граждан в налоговую. Вроде бы так заработают поправки в статью 86 НК . Якобы теперь инспекция будет знать обо всех поступлениях, которые пришли вам на карту, и потребует объяснить, откуда деньги. А кто не объяснит, тот якобы будет «плотить нологи».

20 июня, спустя неделю после выхода нашей статьи, ФНС официально опровергла слухи о слежке за счетами и автоматическом начислении налогов со всех поступлений на карты.

Как на самом деле

  1. В налоговом кодексе есть изменения с 1 июня. В нескольких статьях появилось упоминание счетов в драгоценных металлах.
  2. В контроле за счетами в банках нет ничего нового. Банки и раньше были обязаны отвечать на запросы по поводу операций и остатков на счетах.
  3. Налоговая проверяет операции по счетам и картам только при наличии законных оснований. Банк передает информацию только по официальному запросу. Автоматически ничего начислять не будут.
  4. Чтобы что-то доначислить, налоговая должна доказать нарушение. Не со всех переводов на карту надо платить налог.
  5. Новость про тотальный контроль - вброс, фейк и провокация.

Что на самом деле изменилось в НК

С 1 июня в налоговом кодексе есть изменения, но они не касаются контроля за счетами. Они в основном касаются Теперь для них прописали правила, но там ничего интересного:

  1. На металлических счетах могут лежать сами металлы или их денежный эквивалент.
  2. Владелец счета - человек или компания - может снять со счета металл или деньги.
  3. По закону такие счета не застрахованы в агентстве страхования вкладов.
  4. Налоговая может получать информацию по таким счетам, а также списывать с них деньги в счет долга по налогам и блокировать, если есть причины. По денежным счетам налоговая могла получать информацию и списывать деньги еще с 2013 года и даже раньше.
  5. Если дело дошло до списания денег в счет долгов, то сначала списывают с рублевого, потом - с валютного и в самом конце - с металлического.

Еще есть уточнения по поводу налогов со сделок при продаже драгоценных металлов и камней. Но нет ни слова о новых способах тотального контроля за счетами и доначислений налогов с неподтвержденных документами сумм.

СМИ постоянно сеют панику на ровном месте. А мы нет. Читайте правду о российских законах - без истерик и перегибов.

Что с контролем переводов на личные счета

О контроле переводов написано в статье 86 НК . Банки обязаны передавать в налоговую информацию о том, что такому-то человеку или компании открыли счет, вот реквизиты. А если налоговая пришлет официальный запрос, банк должен сообщить, сколько денег есть на счетах и какие по ним были операции. В таком виде эта норма действует с 2013 года.

Банк не передает информацию о движениях по счетам и картам автоматически и без повода. И не будет передавать: такого требования нет в законе. Но если налоговая проводит проверку, банк получит запрос и должен его исполнить.

Значит, контроль за доходами все-таки есть?

Контроль за доходами есть, но это не контроль за каждым переводом. Налоговая не начислит НДФЛ с каждой суммы, по которой нет документов. Для большинства людей поправки о металлических счетах вообще ничего не значат.

Чтобы налоговая сделала в банк запрос о движении и об остатках по счетам, у нее должны быть основания и документы. Причины запроса могут быть, например, такими:

  1. налоговая проверка;
  2. долги по налогам;
  3. приостановление операций по счетам.

Все это не значит, что теперь налоговая будет следить вообще за всеми операциями, а банк будет все это автоматически ей сообщать.

Может ли налоговая узнать через банк о доходах и начислить налоги?

Может, но, несмотря на полномочия налоговой, это не так просто. С компаниями и ИП все понятно: там по каждому поступлению должны быть документы и по выписке сразу можно выяснить, что это за деньги - возврат займа или выручка.

С физлицами сложнее. Сначала налоговая должна найти основания для проверки. Если такие основания нашлись, она может сделать запрос в банк и узнать, что кому-то на карту иногда приходят какие-то деньги. Одна сумма - это зарплата, а по другим ничего не понятно.

Даже если налоговая увидит такие суммы, она не сможет автоматически начислить с них налоги. У налогоплательщика запросят пояснения: откуда деньги и за что. Но и это еще не повод что-то начислять. Есть целый список доходов, с которых платить налоги не нужно.

Например, возврат долга или денежный подарок от другого человека не облагаются НДФЛ . А любую сумму можно назвать подарком. И это налоговая должна доказать, что на самом деле деньги - это не подарок, а оплата услуг. Не налогоплательщик доказывает, что не виноват, а налоговая ищет доказательства его вины. А вот если найдет и все задокументирует, только тогда может быть штраф - 20% от неуплаченной суммы. Но это тоже не новость: такой штраф был всегда и действует для любых недоимок.

На официальном сайте ФНС появилось подтверждение того, что просто так налоговая ничего получить от банка не может. И никакой автоматической передачи данных обо всех поступлениях на счета с 1 июля не будет. Тиражируемые СМИ и соцсетями статьи - это провокация. Ничего общего с действующими законами она не имеет.

У меня есть разные переводы на карту кроме зарплаты. Что делать, чтобы у налоговой не было претензий после запроса в банк?

Универсальный совет: не нужно ничего придумывать специально. Если вы ничего не скрываете, честно декларируете доходы и платите налоги, вам вообще не о чем беспокоиться. Никто не придет и не начислит вам НДФЛ со всех переводов на карту.

Вот советы для самых осторожных.

Просите тех, кто вам переводит деньги, указывать комментарий к платежу. Например: «подарок к дню рождения», «возвращаю долг», «любимая, купи себе шубу».

Оформляйте документы на крупные суммы. Налоговая физически не может проверить все переводы по 1000 рублей, даже если сделает запросы по всем клиентам банков. Но есть смысл спросить у вас, что за 100 тысяч рублей вы получаете каждый месяц на карту. Если это друг возвращает вам долг по частям, хорошо бы иметь документ - Если вы получили на счет деньги от продажи Макбука, пригодится документ, который подтвердит, что вы продали именно Макбук и что он принадлежал вам больше трех лет, поэтому нет ни налога, ни декларации.

Не игнорируйте запросы из налоговой. Если у вас просят пояснения, нужно их предоставить. На вас или налоговой показалось странным, что вы пять лет не работаете, Если деньги на квартиру вам подарила бабушка или даже дальний знакомый, налог с них платить вы не обязаны. И даже если вы печете торты на заказ, продаете их через соцсети и получаете деньги на карту, вам не так просто будет что-то начислить. Мы рассказывали, и на что на самом деле имеет право налоговая.

С 1 июля контрольно-кассовую технику (ККТ) обязаны принять компании, которые используют электронные средства платежа. Электронные средства - это различные электронные кошельки - QIWI, «Яндекс.Деньги» и др. Таким расчетом пользуются преимущественно фрилансеры, интернет-магазины и небольшие компании. Предполагалось, что в этом году на онлайн-кассы перейдет только эта группа предпринимателей, деятельность которых нередко остается в теневом секторе экономики. Однако с юридической точки зрения не определено, какие именно расчеты войдут в раздел электронных.

Введение новой кассовой техники - большая проблема для малого бизнеса, так как один аппарат стоит от 20 тыс. руб. и более. Кроме того, требуется оплата годового обслуживания каждой кассы в отдельности - 3–5 тыс. руб., так как в работе оборудования задействованы операторы фискальных данных (через них налоговая информация попадает в соответствующую службу).

Сейчас электронные средства платежа приравниваются к безналичным, но в Госдуме прошел первое чтение законопроект, который разведет два этих понятия, рассказал замначальника контрольного отдела УФНС Свердловской области Виктор Бачурин на круглом столе «Изменение регулирования: ключевые вызовы для малого предпринимательства». По словам налогового эксперта, закон, вероятно, будет принят 1 июля.

Виктор Бачурин, замначальника контрольного отдела УФНС Свердловской области:

И тут тонкая грань. Но если мы говорим про интернет-магазины, то их мы все-таки рассматриваем как электронные средства платежа.

При этом разница терминов в данном случае имеет принципиальное значение. По информации Виктора Бачурина, компании, которые используют безналичный расчет, могут установить электронную кассовую технику в следующем году (до 1 июля 2019 года), в то время как юрлица с электронным средствами платежа должны приобрести новое оборудование уже в ближайшие три недели. Такой порядок установит новый федеральный закон, который Госдума может принять уже 1 июля.

Уполномоченный по правам предпринимателей в Свердловской области Елена Артюх попросила уточнить, в чем заключается ключевое отличие между безналичным расчетом и электронными платежами, как предприниматели смогут узнать крайний срок установки новой кассы.

Евгений Болотин, зампред «Уральского банковского союза»:

Безналичный платеж - операция клиента с его расчетным счетом. Что важно знать бизнесмену про электронные средства платежа - если вы собираете деньги из онлайн-кошельков, то ККТ нужно установить в этом году.

Если оплата картой - это безналичный расчет (с чем согласились не все эксперты), то с онлайн-банками ситуация неясна. Местные эксперты причислили их также к электронным средствам расчета. «Значит, новая кассовая аппаратура нужна к 1 июля всем», - подвела итог Елена Артюх.

За отсутствие онлайн-кассы к назначенному сроку и ее неправильную эксплуатацию налоговая привлекает предпринимателей к ответственности, и такая практика уже существует. До 9 апреля был введен мораторий на проверки в этой сфере, а после начались контрольные мероприятия. Количество выявленных нарушений Виктор Бачурин не озвучил, но подтвердил, что такие случаи были.

Виктор Бачурин:

По данным ФНС, за использование контрольно-кассовой техники старого типа для юридических лиц предусмотрен штраф от 30 тыс. руб.

Закон о введении контрольно-кассовой техники вступил в силу в 2017 году с целью сделать систему передачи налогов более открытой, вывести средства из теневого сектора. Онлайн-кассы не только формируют чеки, но и создают электронные фискальные документы. ККТ фиксирует данные о каждой совершенной кассиром операции в специальном фискальном накопителе и передает информацию в налоговый орган через оператора фискальных данных.

С 1 июля 2018 года, вступает в действие правило прописанные в статье 86 НК РФ, в которой указано что банки должны предоставлять в налоговую все данные о движении средств на карточках физических лиц по первому запросу.

Перевод с карты на карту после 1 июля 2018 года - будет ли облагаться налогом?

Интерес к денежным переводам между физическими лицами усиливается

Средства массовой информации и социальные сети в начале июня 2018 года буквально взорвались новостью о том, что с 1 июля переводы с карты на карту будут облагаться налогом по ставке 13%. ФНС якобы будет начислять налог тем, кто не смог доказать, что полученные средства не являются доходом или по другим основаниям освобождены от налогообложения. В появившейся информации была ссылка на поправки в статью 86 НК РФ, вступающие в силу с 1 июля 2018 года. Однако никакие поправки, касающиеся усиления контроля над частными переводами с карты на карту и налогообложения этих переводов, не вносились.

Расскажем, в каких случаях налоговая служба может запросить информацию о происхождении денежных средств на счетах физического лица и доначислить налог.

Информация об усилении налогового контроля взволновала Россиян

О том, что с 1 июля денежные переводы с карты на карту могут стать объектом налогообложения, юристы и бухгалтера с удивлением узнали, когда на них буквально обрушился вал вопросов на эту тему. Вот некоторые из них:

И таких вопросов очень много. На фоне вполне серьезных разговоров о выводе из тени доходов самозанятых граждан и фрилансеров информация об усилении налогового контроля за банковскими счетами и переводами физлиц не кажется чем-то невероятным.

Что делать, если вызывают в ФНС свидетелем и спрашивают про доходы?

Что делать, если вызывают в ФНС свидетелем по статье 90 Налогового кодекса РФ?

Причина получения повестки чаще всего кроется в налоговом правонарушении

Налоговые органы наделены правом опрашивать граждан, способных пояснить обстоятельства, важные для осуществления налогового контроля, в соответствии со статьей 90 Налогового кодекса РФ.

Для чего и вызывают в качестве свидетеля, что делать на встрече с налоговыми инспекторами, какие права есть у граждан - об этом далее в статье.

Вызвать могут любого гражданина

Если налоговая в результате проверки обнаружит денежные средства, происхождение которых необходимо прояснить, соответствующий запрос будет сделан владельцу счета. Ему в течение пяти дней необходимо будет дать пояснение. В результате рассмотрения пояснения налогоплательщика (а также и в случае, если оно не предоставлено) налоговый орган принимает решение о том, имело ли место налоговое правонарушение (п. 5 ст. 88 НК РФ).

Если будет установлено, что гражданин уклонялся от уплаты налогов, то ему доначислят НДФЛ и штраф 20% от суммы неуплаченного налога по статье 122 НК РФ .

Решение о привлечении к налоговой ответственности выносится по форме приложения 30 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@, где в разделе 3 будет указан вышестоящий налоговый орган для подачи жалобы и разъяснен порядок обжалования. Досудебный порядок в данном случае является обязательным - необходимо предварительно обратиться с жалобой в вышестоящий налоговый орган, а только потом при необходимости в суд (ст. 138 , 139 НК РФ).

Обзор закона о "налоговой амнистии" для физических лиц и ИП в 2018 году

Государственная дума РФ приняла в третьем чтении поправки в Налоговый кодекс РФ, касающиеся так называемой "налоговой амнистии", то есть списания безнадежных долгов по налогам физических лиц и ИП.

Последние новости

С инициативой провести широкую налоговую амнистию, которая затронет несколько десятков миллионов россиян, выступил президент России Владимир Путин. О списании долгов по налогам физических лиц и индивидуальных предпринимателей он заявил на большой пресс-конференции 14 декабря 2017 года.

"Налоговая задолженность, которая возникла на протяжении предыдущих многих лет в силу обстоятельств, которые даже с человеком иногда не связаны, в силу несовершенства нашей налоговой системы - эти задолженности касаются где-то 42 млн человек, и общий объем этой задолженности 41 млрд руб. Я думаю, что нужно освободить людей от этих выплат, и сделать это нужно максимально дебюрократическим способом, без обращения человека в налоговые инспекции", - заявил Путин.

Депутатам понадобилось всего неделя, чтобы превратить указ президента о списании долгов по налогам в 2018 году в полноценный закон и принять его. Произошло это 21 декабря на заседании Государственной думы РФ. Соответствующие положения были вставлены в ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" - списания долгов касаются статьи 6, 7, 11, 12. С их содержанием можно ознакомиться ниже.

Закон о списании долгов по налогам вступит в силу со дня опубликования.

В соответствии с документом признаются безнадежными и подлежащими списанию недоимки, которые образовались у граждан на 1 января 2015 года, по:

Списываются также и пени, начисленные на вышеназванные задолженности.

По информации ФНС, задолженность граждан по этим налогам на 1 января 2015 года составляла 103 млрд рублей, позже часть этих денег удалось вернуть.

Аналогичным образом должны списать долги индивидуальным предпринимателям и тем, кто статус ИП потерял (за исключением налога на добычу полезных ископаемых, акцизов и налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через границу Российской Федерации).

В рамках закона о "налоговой амнистии" в 2018 году безнадежными и подлежащими списанию также будут признаны недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года в размере, определяемом в соответствии с частью 11 ст. 14 ФЗ от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ "О страховых взносах…".

Спишут также пени и штрафы, начисленные на данные недоимки. "Налоговая амнистия" в 2018 году в этой части коснется:

  • индивидуальных предпринимателей, а также физических лиц, утративших статус ИП
  • адвокатов
  • частнопрактикующих нотариусов
  • других лиц, занимающихся частной практикой в установленном законами РФ порядке

Решение о признании долга безнадежным и его списании налоговая служба принимает самостоятельно без участия физических лиц и ИП на основании данных, полученных от ПФР и ФСС.

Официальный текст - статьи 6, 7, 11 и 12 Закона

"О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Статья 6

Внести в статью 4 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 27, ст. 4176) следующие изменения:

1) часть 3 после слов ", установленных статьей 59 Налогового кодекса Российской Федерации" дополнить словами ", если иное не установлено частью 31 настоящей статьи";
2) дополнить частью 31 следующего содержания:

"31. В случае утраты налоговыми органами возможности взыскания переданных им органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации, подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в связи с истечением установленного срока их взыскания в период с 1 января 2017 года до даты подписания акта приема-передачи указанные недоимка и задолженность признаются безнадежными к взысканию и списываются налоговым органом по месту нахождения организации (месту нахождения обособленных подразделений организации) или по месту жительства физического лица (месту учета индивидуального предпринимателя) в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.".

Статья 7

Внести в статью 19 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 27, ст. 4183) следующие изменения:

1) часть 1 изложить в следующей редакции:

"1. Передача органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации налоговым органам сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также о суммах страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона и проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности) (за исключением сведений о суммах задолженности, пеней и штрафов, содержащихся в решениях и иных актах органа контроля за уплатой страховых взносов ненормативного характера, по которым начата процедура обжалования в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу), или в суд, а также сведений о суммах задолженности, пеней и штрафов, в отношении которых утрачена возможность взыскания в связи с истечением до 1 января 2017 года сроков взыскания, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации), осуществляется в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.";

2) часть 3 изложить в следующей редакции:

"3. Списание невозможных к взысканию сумм недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации по основаниям, возникшим до 1 января 2017 года и установленным статьей 23 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования". В случае утраты на 1 января 2017 года возможности взыскания недоимки по страховым взносам, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания и отсутствия акта суда, в соответствии с которым утрачена возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признание сумм недоимки безнадежными к взысканию и их списание осуществляются государственными внебюджетными фондами в порядке, утвержденном государственными внебюджетными фондами.".

Статья 11

1. Установить, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

2. Решение о признании указанных в части 1 настоящей статьи недоимки и задолженности безнадежными к взысканию и об их списании принимается налоговым органом по месту жительства физических лиц (месту учета индивидуальных предпринимателей), указанных в части 1 настоящей статьи, на основании сведений о суммах недоимки и задолженности, имеющихся у налогового органа, и сведений из органов Пенсионного фонда Российской Федерации, подтверждающих основания возникновения и наличие таких недоимки и задолженности.

3. Решение о списании недоимки и задолженности, указанных в части 1 настоящей статьи, составляется в произвольной форме и должно содержать фамилию, имя, отчество, идентификационный номер налогоплательщика плательщика страховых взносов физического лица (индивидуального предпринимателя) и сведения о недоимке и задолженности по страховым взносам, подлежащих списанию.

Статья 12

1. Установить, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.

2. Установить, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по налогам (за исключением налога на добычу полезных ископаемых, акцизов и налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через границу Российской Федерации), задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, и задолженность по штрафам, образовавшиеся на 1 января 2015 года, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам за индивидуальными предпринимателями, а также за лицами, утратившими статус индивидуального предпринимателя до даты принятия такого решения.

3. Решение о списании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, принимается налоговым органом без участия налогоплательщика по месту жительства физического лица (месту нахождения принадлежащего физическому лицу недвижимого имущества, транспортных средств, месту учета индивидуального предпринимателя) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам.

4. Решение о списании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, составляется в произвольной форме и должно содержать фамилию, имя, отчество, идентификационный номер налогоплательщика физического лица (индивидуального предпринимателя), сведения о сумме недоимки, задолженности по пеням и штрафам, подлежащей списанию.

Когда вступит в силу?

Авторами закона о списании в 2018 году долгов физических лиц и ИП стали вице-спикеры Госдумы: Сергей Неверов, Петр Толстой и Александр Жуков, а также глава комитета по бюджету Андрей Макаров и член комитета Андрей Исаев.

По словам Андрея Макарова, "налоговая амнистия" 2018 года начнет действовать с 1 января. Теперь официальный текст документа должна опубликовать "Российская газета", после чего он попадет в справочно-правовую систему "Консультант Плюс", где обрастет комментариями экспертов.

Как происходит налоговый контроль на самом деле?

Несмотря на то, что появившаяся информация о внесении поправок в ст. 86 НК РФ с 1 июля является фейковой, необходимо признать, что интерес ФНС к частным переводам с карты на карту, за которыми очень часто скрываются "серые" доходы, в последние годы усиливается. Об этом хорошо знают индивидуальные предприниматели, чьи счета легко блокируются за любые подозрительные операции, особенно если платежи в налоговую составляют 0,5% от оборота.

За физическими лицами без статуса ИП контроль также усиливается. В качестве примера можно привести дело пенсионера из Белгородской области, которому доначислили НДФЛ после покупки дорогого автомобиля. Налоговая посчитала, что пенсии по инвалидности и денежных средств, вырученных от продажи старого авто, было явно недостаточно для совершения дорогой покупки, и начислила пожилому мужчине НДФЛ на оставшуюся сумму, которую посчитала незадекларированным доходом. Суд первой и апелляционной инстанции оставил решение ФНС в силе. Пытаясь восстановить справедливость, пенсионер дошел до Верховного суда РФ (Определение ВС РФ от 10 ноября 2015 г. N 57-КГ15-8 г).

ВС РФ отменил решение нижестоящих судов, разъяснив, что размер расходов в налоговом периоде нельзя приравнивать к размеру доходов, а основанием для доначисления НДФЛ могут быть только незадекларированный доход, а не расходы.

С 1 июля контроль за переводами между физ лицами: правда или миф, тотальный контроль за платежами физлиц, налог с перечислений с карты на карту

Уже с 1 июля в России начнут действовать поправки к статье 86 Налогового Кодекса РФ, которые гласят, что все банки обязаны предоставлять налоговой службе информацию по движению денег на банковских картах физических лиц по требованию. Отныне, все поступления на счет, или карту физического лица, которое не удалось идентифицировать доблестные налоговики будут расценивать как прибыль, облагаемую налогом.

А вот чтобы полученные на счет деньги не учитывались как прибыль, облагаемая налогом, человеку нужно будет документально подтвердить, что это не прибыль, а например, то или иное лицо просто вернуло ему долг. В случае же, если физическое лицо не сможет доказать, что полученные средства не доход, то налоговая служба получит право на взыскание штрафа в размере 20% от суммы неоплаченного налога, а также пени, и собственно сам налог.

Поступление на счет от физических лиц

В судебных органах часто рассматриваются дела по административным правонарушениям, связанным с неоплатой подоходного налога, если на карту клиента банка перечисляются средства от другого физического лица. А в случае, если это происходит регулярно, то ФНС начинает проверять, за что лицо получило на свой счет эти средства.

Так, одной из мер избежать проблем с налоговой, является обозначение при переводе назначения платежа.

Федеральная налоговая служба всю необходимую ей информацию, получит от финансовых организаций. По закону, обо всех операциях необходимо уведомлять Росфинмониторинг, причем сумма перевода никакого значения не имеет, и банки все данные по счетам своих клиентов передают в ФНС.

Налоговая уже обладает данными по всем объектам недвижимости населения, и это дает возможность подавать запросы в банки и выявлять всю информацию по движению на счетах клиентов.

Тотальный контроль за платежами физлиц уничтожит малый бизнес

Вступающие в силу с 1 июля текущего года поправки к статье 86 Налогового кодекса, предусматривающие тотальный контроль налоговых органов за денежными переводами граждан, ударят по малому бизнесу и системе электронных платежей, считает эксперт.

Поправки обязывают все работающие на территории России банки в обязательном порядке предоставлять информацию о движении средств на счетах физлиц. При этом сумма перевода значения не имеет, и кредитные организации передают все данные в ФНС.

Таким образом, практически любые поступления на счет физического лица, особенно регулярные, могут быть расценены фискальными органами как доход и могут быть обложены штрафами в размере 20% от суммы неоплаченного налога, пенями и, собственно, самим налогом.

Физлицам придется документально подтверждать, что поступившие на их счет деньги не подлежат налогообложению. Человек может сообщить в кредитную организацию, что эти средства ему, например, подарили, или вернули долг. Избежать штрафов можно, указав назначение платежа.

Нововведение ударит, прежде всего, по самозанятым гражданам, не платящим налоги, лицам, сдающим жилье, и компаниям, работающие по "серым" и "черным" схемам.

Но больше всего пострадает мелкий бизнес, уверен финансовый эксперт Михаил Акопьян.

По его мнению, в случае ужесточения налогового законодательства пострадает и сама система электронных платежей, от которых и без того не доверяющий банкам малый бизнес начнет отказываться, переходя на расчеты в наличных.

Как сообщало EADaily, правительство в поисках дополнительных средств на выполнение майских указов президента пошло на ряд непопулярных решений, в том числе увеличение пенсионного возраста и повышение НДС с 18% до 20% .

Будет ли налог с перечислений на карту?

Повсеместно появилась информация, якобы гражданам России предстоит доказать ФНС, что средства, поступающие к ним на карту, это не доход. Иначе все деньги также будут облагаться налогом. Поправки должны вступить в силу с 1 июля. Но эта информация оказалась всего лишь фейком.

Источники ссылались на подпункт 1.1 статьи 86 Налогового кодекса. Он появился в Налоговом кодексе в сентябре 2016 года. Сообщать об открытии и закрытии счетов банки начали еще с 2014 года, только это было прописано в другом подпункте закона.

"Банк обязан сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения информацию об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, о предоставлении права или прекращении права организации, индивидуального предпринимателя использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, а также об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа", - говорится в законе.

С 2014 года кредитные организации обязаны предоставлять в налоговую выписки по счетам. Однако не для того, чтобы сотрудники начали искать среди переводов "незаверенные доходы". Данные раскроют только в случае камеральной проверки. Также необходимо согласие руководителя вышестоящего налогового органа. Кроме того, запросить информацию могут, основываясь на первом пункте статьи 93 Налогового кодекса.

"Истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), может проводиться также при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля", - гласит 1 пункт статья 93 НК.

Поэтому изменений в законе, из-за которых россиянам пришлось бы отчитываться за перечисления на карту, проводиться не будет.

Новость о вводимом с 1 июля 2018 года контроле налоговой службы за поступлениями на карты физических лиц гуляет по интернету и уже вызвала множество гневных комментариев.

Проблема в том, что ни один новостной портал, разместивший у себя эту новость, не дал ссылку на собственно законодательство - все ссылаются друг на друга и, по сути, разными словами перепевают одну и ту же статью с совершенно прозрачным контекстом и сомнительным содержанием.

Правда, в изначальном тексте вроде бы есть упоминание о якобы вступающей в силу поправке к статье 86 Налогового кодекса РФ. Но правда ли это?

Начнём с того, что любая поправка в налоговом кодексе принимается отдельным федеральным законом. Оставим тот факт, что принятие федерального закона - удовольствие не быстрое (когда надо, могут и довольно быстро провести - достаточно вспомнить о так называемой налоговой амнистии). Но две вещи не отменить никаким образом:

  • закон для вступления в силу должен быть опубликован, причем только в официальном источнике (для нашего государства - это "Российская газета"),
  • ни один закон, касающийся налогов, не вступают в силу немедленно - на это требуется не меньше месяца.

Так что: если бы наша новость была правдой, соответствующая поправка в ст. 86 НК РФ была бы оформлена законом, опубликованным в "Российской газете" не позднее 1 июня 2018 года (а, возможно, и раньше).

Однако, как легко убедиться, ничего подобного не публиковалось.

Нет ничего подобного и на правовых порталах "Гарант" и "Консультант" (ну, это уже к слову).

Господа, объясните, пожалуйста, как суды могут "часто рассматривать" такие дела, если (если верить авторам новостей), контроль счетов физических лиц - это нововведение и раньше ничего подобного не было?

Еще не менее интересно: какие статьи кодекса об административных нарушениях связаны с "неоплатой подоходного налога"?! Там такие нарушения просто не предусмотрены: точнее, за непредставление деклараций (рачетов) - есть (статьи 15.5 и 15.6 КоАП), а за неуплату налогов - нету. Совсем. (Мало того, за непредставление декларации "по административке" привлечь можно только должностное лицо, но никак - обычного гражданина).

Что есть на самом деле?

Контроль за движением средств на счетах клиентов (любого вида, в том числе и обычных физических лиц без статуса предпринимателя) осуществляется банками уже давно . Эта обязанность возложена на банки законом Федеральный закон от 07.08.2001 №115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

Так же банкам дано право блокировать все операции по счетам, если такая операция кажется сомнительной или подозрительной (скажем, на счет пришла крупная сумма небольшими платежами в течение длительного времени или разом совершена операция на сумму свыше 600 тыс. рублей). Информация о таких клиентах уходит в Росфинмониторинг. И да, придётся доказывать, "что ты не верблюд".

Росфинмониторингу и банку. Федеральная налоговая служба такую информацию не получает.

Соглашение об обмене информацией между ФНС России и Росфинмониторингом попросту не предусматривает обязанность Росфинмониторинга передавать налоговикам все полученные им сведения по счетам - только о выявленных незаконных схемах по уклонению от налогообложения (как правило, в отношении организаций - "простому физическому лицу" так засветится будет весьма сложно).

Теперь что касается статьи 86 НК РФ, в которую якобы внесены поправки.

Касается эта статья обязанностей банков сообщать налоговикам о наличии счетов (открытии и закрытии) по всем своим клиентам, в том числе и по физическим лицам. Такая редакция этой статьи действует уже с 1 июля 2014 года.

С того же июля 2014 года появилась обязанность банка предоставлять налоговой службе сведения о движении средств по счетам, т. е. о поступлениях и расходах. Чисто теоретически это означает, что контроль за картами физических лиц - в отношении любой суммы поступлений - ведется уже четыре года!

Фактически же такие сведения предоставляются не "спошняком в отношении каждого клиента и каждого рубля", а исключительно по запросу. Причём по запросу мотивированному, т. е. обоснованному, с указанием причин этакого пристального внимания.

Мало того, прежде чем такой запрос в банк послать, налоговому инспектору придётся доказать его необходимость и получить письменное согласие вышестоящего руководителя (не начальника "своей" налоговой, а руководителя управления налоговой службы по региону). Сами понимаете, простого "да у него работы никакой нет, а машина есть" тут недостаточно - обоснование должно быть более убедительным.

Да и чисто технически в таком формате взаимодействия с банками охватить сотни тысяч счетов пристальным вниманием ФНС - нереально.

Поправка же в статью внесена с 1 июня 2018 года и только одна - её действие распространено не только на денежные, но и на так называемые "металлические" счета (в золоте, платине и тому подобное).

Так что новость - это мягко говоря фейк .

По факту счета россиян уже давно мониторятся банками, а Федеральная налоговая служба знает о их наличии и чисто теоретически имеет возможность анализировать поступления по ним уже четыре года. Однако, так как получение сведений по физическим лицам может быть только по мотивированному запросу, возможность пользоваться таким анализом для начисления налогов у налоговиков весьма ограничена (реально, чтобы такой запрос создать нужно иметь огромный массив информации откуда-то со стороны, скажем, в ходе проверки какой-то фирмы получить информацию о переводе ею каких-то крупных сумм (желательно неоднократно) некому лицу, при этом не являющегося ни предпринимателем, ни работником, ни учредителем, ни директором).

Поэтому бедные фрилансеры и прочие черно-серые самозанятые могут пока работать спокойно.

Хотя, вполне возможно, что в будущем государство заинтересуется таким удобным инструментом финансового контроля и сделает его проще.

По материалам: takovzakon.ru, tehnofan.com, bolshoyvopros.ru