Ответственность налогоплательщиков за нарушение налогового законодательства кратко.

Дисциплинарная ответственность за нарушение налогового законодательства применяется в случае нарушения работником организа-ции трудовой или служебной дисциплины. Привлечение к дисциплинарной ответственности осуществляет администрация в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации. В сфере налогообложения вопрос о дисциплинарной ответственности наиболее актуален в отношении сотрудников налоговых, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов и налоговой полиции, которые являются государственными служащими. В соответствии с Законом РФ «О налоговых органах Российской Федерации» за невыполнение или ненадлежащее выполнение должностными лицами налоговых органов своих обязанностей они привлекаются к дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Ответственность государственного служащего предусмотрена Фе-деральным законом от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации», в соответствии с которым за неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него обязанностей на него могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение. Государственный служащий может быть временно, до одного месяца, отстранен от исполнения своих обязанностей.

В соответствии с налоговым, банковским, таможенным законодательством дисциплинарным проступком сотрудников налоговых, таможенных органов и органов государственных внебюджетных фондов, органов внутренних дел является разглашение коммерческой, банковской, налоговой тайны, халатное отношение к своим обязанностям по учету налогоплательщиков, а также деяния, ведущие к нарушению прав и законных интересов граждан и др.

Еще по теме Дисциплинарная ответственность за нарушения налогового законодательства:

  1. 2.3. Ответственность за нарушения налогового законодательства
  2. § 5. Ответственность налогоплательщиков за нарушение налогового законодательства и защита их прав
  3. 33.4. Ответственность банка за нарушения налогового законодательства
  4. 7.4. Административная и уголовная ответственность за нарушение налогового законодательства
  5. Материальная ответственность за нарушения налогового законодательства
  6. ГЛАВА 6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
  7. 10.4. Обстоятельства, исключающие ответственность и освобождающие от ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах
  8. 7.2. Виды юридической ответственности за нарушение законодательства о защите прав потребителей. Общая характеристика отдельных видов ответственности

1. В соответствии с п. 2 ст. 13 Закона об основах налоговой системы должностные лица и граждане, виновные в нарушении налогового законодательства, привлекаются в установленном законом порядке к административной, уголовной и дисциплинарной ответственности.

Административная ответственность - разновидность юридической ответственности, поэтому для нее характерны все присущие последней признаки, а именно: - это мера государственного воздействия (принуждения); - она наступает при совершении правонарушения и наличии вины;

Она применяется компетентными органами; - она состоит в применении к правонарушителю определенных санкций;

Эти санкции строго определены законом. Однако наряду с перечисленными признаками административная ответственность имеет и некоторые специфические особенности. Во-первых, основанием для административной ответственности является административное правонарушение (проступок). Во-вторых, она проявляется в применении к правонарушителям административных взысканий (за нарушение налогового законодательства - штраф). В-третьих, административная ответственность налагается государственными органами, строго определенными законодательством.

Таким образом, можно дать следующее определение. Административная ответственность - это предусмотренная законодательством мера государственного принуждения, которая наступает при совершении административного правонарушения и влечет за собой применение к виновному лицу административных взысканий, налагаемых компетентным государственным органом.

Хотелось бы отметить, что в соответствии со ст. 23 Кодекса об административных правонарушениях (КоАЛ) РСФСР" административная ответственность применяется в целях воспитания лица, совершившего правонарушение, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Иначе говоря, административная ответственность по своей сути не является карательной мерой, а призвана оказать определенное воздействие на правонарушителей и других лиц с целью их исправления или предупреждения новых правонарушений.

Одним из главных элементов наступления административной ответственности является совершение определенным лицом правонарушения.

Определение административного правонарушения содержится в ст. 10 КоАЛ РСФСР, которая определяет его как посягающее на государственный и общественный порядок, социалистическую собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

На основании этого можно выделить ряд характерных признаков административного правонарушения. Во-первых, проступок характеризуется как действие или бездействие, т. е- административная ответственность может наступать не только за совершение каких-либо определенных действий (сокрытие дохода), но в предусмотренных законом случаях и за отсутствие таковых (непредоставление документов, необходимых для исчисления налогов).

Во-вторых, это действие (бездействие) всегда аятиобще-ственно и автисоциально, т. е. направлено против интересов государства в целом, чем наносит вред сложившимся общественным отношениям.

В-третьих, это противоправное действие, т. е. действие, которое нарушает нормы административного и иных отраслей права, охраняемые административными взысканиями.

В-четвертых, это виновное действие (бездействие), т. е. совершенное под контролем собственной воли и сознания. Необходимо отметить, что для налоговых правонарушений, за которые следует административная ответственность, данный признак является основным, поскольку налоговое законодательство выделяет только его. Хотя, на наш взгляд, рассматривать его отдельно от других признаков и считать единственным элементом налогового проступка не представляется возможным, так как разрушается само понятие административного правонарушения, за совершение которого должна следовать ответственность.

И, в-пятых, обязательным признаком любого административного правонарушения является предусмотренная законом адмивистративняя ответственность.

Таким образом, большинство налоговых правонарушений - административные нарушения, так как соответствуют указанным выше признакам. Действительно, эти нарушения могут совершаться посредством определенных действий или бездействия, они всегда идут вразрез с интересами общества и государства, они противоправны и виновны, за многие из них предусмотрена административная ответственность. Исключения составляют только те правонарушения, за которые предусмотрена уголовная ответственность.

Каждый административный проступок имеет свой состав правонарушения, под которым понимается установленная законодательством совокупность признаков, характеризующая данное деяние как административное правонарушение. Установление этих признаков в конкретном деянии и будет являться основанием для административной ответственности, в то время как отсутствие одного из них освобождает лицо от наказания.

Состав административного правонарушения имеет как объективные признаки (существующие объективно, вне сознания человека), так и субъективные признаки (непосредственно связанные с человеком, его сознанием). Отсюда выделяют объективную сторону и объект правонарушения и соответственно субъективную сторону и субъект правонарушения.

Объектом административного проступка (на что направлен административный проступок) в налоговой сфере является установленный порядок уплаты налогов и исполнения налогоплательщиками и иными лицами своих обязанностей. Это отношения регулируются налоговым законодательством. Следовательно, меры административной ответственности применяются к правонарушителю в том случае, если его действия нанесли или неизбежно могут нанести вред в виде неуплаты налогов.

Объективную сторону состава административного правонарушения составляют установленные законодательством признаки, характеризующие внешнюю сторону проступка, его последствия. Объективная сторона может выражаться как в действии, так и в бездействии. Конкретное содержание объективной стороны каждого состава содержится в налоговых законах.

Субъективную сторону состава административного проступка составляют психические процессы в сознании правонарушителя, происходившие в момент совершения им проступка, а также по отношению к его последствиям. Обязательный признак субъективной стороны - вина. Под виной подразумевается психическое отношение правонарушителя к содеянному и наступившим последствиям. Вина - ядро субъективной стороны состава правонарушения.

Необходимо отметить, что финансовая ответственность за нарушение налогового правонарушения может наступать вообще без наличия вины, т. е. в тех случаях, когда налогоплательщик не мог и не должен был предвидеть наступление вредных последствий (в результате счетной ошибки и т. д.). Для применения же административной ответственности наличие вины является обязательным. В противном случае к правонарушителю административная ответственность не применяется.

Субъектом, т. е. лицом, которое может нести ответственность за совершение административного проступка, может быть только физическое лицо (гражданин, индивидуальный предприниматель, должностное лицо предприятия). В связи с этим представляются неправомерными действия налоговых органов по взысканию административных штрафов, наложенных на руководителей предприятий, посредством выставления на счет предприятия инкассовых поручений.

В соответствии со ст. 13и ст. 20 КоАП РСФСР привлечению к административной ответственности подлежат лица, которые к моменту совершения административного правонарушения достигли шестнадцати лет и во время его совершения были вменяемы. Это два основных условия, при которых применение административной ответственности правомерно.

В некоторых случаях в качестве субъекта закон указывает руководителей и должностных лиц предприятий. Закон не устанавливает понятия должностного лица, однако следует иметь в виду, что под ним понимаются сотрудники не только государственных организаций, но и организаций иных форм собственности. При привлечении к административной ответственности должностных лиц хозяйствующих субъектов необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 6 Федерального закона «О бухгалтерском учете»^ и п. 19 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в РФ, утверждено Приказом Минфина РФ от 26 декабря 1994 г. № 170^ ответственность за состояние бухгалтерского учета несет в первую очередь руководитель организации, предприятия или учреждения. Данной точки зрения придерживается и Госналогслужба РФ в своем письме от 6 октября 1993 г. № ВГ-6-14/344^

Кроме того, ст. 17 КоАП РСФСР предусматривает возможность привлечения к административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства за совершение административных правонарушений на территории России, что в последнее время становится весьма актуально в связи с их широкой деятельностью в нашей стране. Согласно данной статье, они подлежат привлечению к ответственности на общих основаниях с гражданами России.

При привлечении физических лиц к административной ответственности необходимо обратить внимание на значение правильного соблюдения процессуального порядка наложения административного взыскания. Его нарушения со стороны налоговых органов в отличие от налоговой ответственности являются основанием для отмены постановления о наложении взыскания (п. 4 ст. 306, 308, 330 Гражданского процессуального кодекса РСФСР от II июня 1964 г^).

В соответствии со ст. 14 Закона «О Государственной налоговой службе» обжалование действий должностных лиц государственных налоговых инспекций, связанных с наложением административного взыскания, производится в соответствии с административным законодательством. Согласно ст. 20 Закона «О федеральных органах налоговой полиции», действия сотрудников налоговой полиции также могут быть обжалованы в вышестоящие органы налоговой полиции, в прокуратуру или в суд.

Обжалование может произойти в течение десяти дней с момента вынесения постановления о привлечении к административной ответственности. Основаниями для него могут быть:

Несоблюдение правил и порядка составления протокола об административном правонарушении;

Рассмотрение дела о нарушении налогового законодательства в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности;

Наложение административного взыскания лицом, не имеющим на это права; в соответствии с Законом РФ от 21 марта 1991 г. «О государственной службе РСФСР»^ и Законом РФ «О федеральных органах налоговой полиции»^ право налагать административные штрафы предоставлено только начальникам государственных налоговых инспекций, начальникам федеральных органов налоговой полиции и их заместителям;

Несоблюдение порядка составления и вынесения постановления о наложении административного взыскания;

Несоблюдение сроков применения административного взыскания; согласно ст. 38 КоАП РСФСР, административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - не позднее двух месяцев со дня его обнаружения;

В обзоре практики разрешения споров, возникающих при применении налогового законодательства (письмо Государственной налоговой инспекции по Ленинградской области от 3 августа 1994 г. № 09-10/1866) содержится пример обжалования гражданами административного взыскания в связи с пропуском ГНИ срока наложения административного взыскания.

По двум заявлениям граждан об обжаловании административных взысканий за нарушения налогового законодательства КиришскиЙ суд (дело № 2-708/93) и Бокситогорский суд (дело № 2-17-94) приняли решения об удовлетворении их заявлений только на том основании, что ГНИ были пропущены сроки наложения административного взыскания. Факты нарушения налогового законодательства подтвердились. Заявления граждан были удовлетворены.

Другие нарушения, ущемляющие права и интересы граждан.

Необходимо также иметь в виду, что в соответствии со ст. 338 Гражданского процессуального кодекса РСФСР исполнению судебным исполнителем подлежат постановления административных органов или должностных лиц, которым законом предоставлено право производить взыскания с граждан в бесспорном порядке. Налоговым органам это право не предоставлено, поэтому взыскание административных штрафов с граж-ден возможно только в судебном порядке.

Письмо Госналогелужбы РФ от 25 сентября 1992 г. № ИЛ-4-08/638 «О порядке обеспечения взыскания административных штрафов за нарушения налогового законодательства» содержит аналогичное положение: «По разъяснению, полученному в Министерстве юстиции РФ, постановления о наложении административного штрафа на должностных и иных физических лиц госналогинспекциям следует направлять в районный (городской) народный суд с сопроводительным письмом на имя председателя суда, содержащим просьбу об удержании суммы штрафа в принудительном порядке из заработной платы или иного заработка виновного лица в соответствии с правилами, установленными гл. 38 и 39 ГПК РСФСР».

2. Порядок привлечения к административной ответственности установлен КоДП и Законом РСФСР «О государственной налоговой службе РСФСР». Общие принципы, условия применения административной ответственности и порядок наложения административных взысканий изложены в КоАЛ. Должностные лица налоговых инспекций должны строго соблюдать установленные кодексом требования.

Составы налоговых правонарушений, за которые следует административная ответственность, содержатся в КоАП РСФСР, Законе «Об основах налоговой системы в РФ», Законе «О Государственной налоговой службе» и Законе «О федеральных органах налоговой полиции».

В соответствии с данными нормативными актами число налоговых правонарушений, за которые следует административная ответственность, достаточно велико. Однако можно выделить несколько видов административных проступков, имеющих самостоятельный состав, и разделить их на четыре основные группы в зависимости от субъекта применения ответственности.

Первую группу составляют правонарушения, за совершение которых к административной ответственности привлекаются только должностные лица предприятий, организаций, учреждений виновные: - в сокрытии (занижении) прибыли (дохода); - в сокрытии (неучтении) иных объектов налогообложения; ~- в отсутствии бухгалтерского учета; - в ведении бухгалтерского учета с нарушением установленного порядка; - в искажении бухгалтерских отчетов; - в непредоставлении бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет;

В несвоевременном предоставлении бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет; - в предоставлении не по установленной форме бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет.

Эти правонарушения, в свою очередь, можно объединить в три подгруппы:

Правонарушения, повлекшие недоплату налогов; - правонарушения, связанные с ведением бухгалтерского учета;

Правонарушения, связанные с предоставлением документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов.

Во вторую группу входят налоговые правонарушения, административная ответственность за совершение которых наступает только для граждан, виновных:

В нарушении законодательства о предпринимательской деятельности;

В осуществлении предпринимательской деятельностью, в отношении которой имеется специальное запрещение; - в отсутствии учета доходов;

В ведении учета доходов с нарушением установленного порядка;

В непредоставлении деклараций о доходах; - в несвоевременном предоставлении деклараций о доходах;

Во включении в декларации искаженных данных. Здесь также можно выделить три подгруппы правонарушений:

Правонарушения в области предпринимательской деятельности;

Правонарушения, связанные с нарушением учета доходов;

Правонарушения, связанные с предоставлением деклараций о доходах;

Третью группу правонарушений составляют налоговые проступки, за которые административная ответственность наступает для налоговых агентов, а именно, для руководителей банков и кредитных учреждений, виновных: - в открытии расчетного и иного счетов налогоплательщикам без предъявления ими документа, подтверждающего постановку на учет в налоговом органе;

В несообщении (сообщении после установленного срока) налоговому органу об открытии указанных счетов;

В задержке исполнения поручений налогоплательщиков по перечислению налогов в бюджет или во внебюджетные фонды и в использовании неперечисленных сумм налогов в качестве кредитных ресурсов.

Четвертая группа включает в себя правонарушения, к административной ответственности за которые привлекаются как граждане, так и должностные лица предприятий. Кроме того, данная группа правонарушений характеризуется не только общим субъектом (физическое лицо), но и отличными от вышеуказанных основаниями для административной ответственности.

Так, если в первых трех группах правонарушения связаны прежде всего с порядком уплаты налога, ведения бухгалтерского учета, предоставлением отчетности, то данная группа налоговых проступков связана с нарушением порядка управления в сфере налоговых отношений, нарушением предоставленных органам налоговой полиции и налоговым инспекциям прав по осуществлению ими своих функций, например таких прав, как:

Беспрепятственно входить в любые производственные, складские, торговые и иные помещения независимо от форм собственности и места их нахождения, используемые налогоплательщиками для извлечения доходов (прибыли), и обследовать их;

Проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения;

Вызывать с целью получения объяснений, справок, сведений граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства по вопросам, относящимся к компетенции федеральных органов налоговой полиции;

Обследовать с соблюдением соответствующих правил при осуществлении своих полномочий любые используемые для извлечения доходов либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения предприятий, учреждений) организаций и граждан;

Требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых предприятий, учреждений, организаций, а также от граждан устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и других обязательных платежах в бюджет и законодательства о предпринимательской деятельности и контролировать их выполнение и др.

За совершение различных указанных выше правонарушений предусмотрены различные меры ответственности. За совершение правонарушений первых трех групп в первый раз ответственность в основном наступает в виде штрафа в размере от двух до пяти минимальных размеров оплаты труда на каждого виновного. За те же действия) совершенные повторно, т. е. в течение года после административного взыскания, штраф составляет от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.

Последнее положение требует некоторых разъяснений. Взыскание штрафов в указанных размерах возможно при наличии двух оснований:

Лицо, подвергшееся такому взысканию, должно совершить два аналогичных по своему составу правонарушения, т. е. совершить, например, два нарушения, выразившиеся в отсутствии ведения учета доходов, или два нарушения, выразившиеся в ведении учета доходов с нарушением установленного порядка;

Эти правонарушения должны быть совершены в течение года после наложения административного взыскания.

За совершение правонарушений, составляющих четвертую группу, ответственность предусмотрена в основном до ста минимальных размеров оплаты труда. Повторность на размеры штрафа в данном случае не влияет.

Л.В. Сальникова,
г. Саратов

В настоящее время в российском законодательстве существуют следующие виды ответственности за нарушение налогового законодательства:

1) уголовная;

2) административная;

3) налоговая;

4) дисциплинарная.

1. Уголовная ответственность

Уголовная ответственность налогоплательщика за нарушение налогового законодательства является самым тяжким видом ответственности по основаниям и по последствиям. Уголовная ответственность наступает исключительно за совершение преступления, под которым понимается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом Российской Федерации (УК РФ) под угрозой наказания. Таким образом, для привлечения налогоплательщика к уголовной ответственности необходимо доказать вину конкретного физического лица в совершении преступления. Виновным по российскому законодательству признается лицо, которое совершило преступление как умышленно, так и по неосторожности. Однако для налоговых преступлений характерен приоритет умышленной формы вины. Например, для того чтобы уголовная ответственность наступила по ст. 199 УК РФ за уклонение от уплаты налогов путем включения в налоговую декларацию заведомо ложных сведений, необходимо, чтобы бухгалтер знал, что сведения, включаемые им в декларацию, ложны. Если должностное лицо добросовестно заблуждается, например из-за плохого знания налогового законодательства, то оно не совершает уголовного преступления. Налоговое преступление может быть совершено в крупном или особо крупном размере. Крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 100 000 руб. - для физических лиц (500 000 руб. - для юридических лиц), при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 300 000 руб. - для физических лиц (1 500 000 руб. - для юридических лиц). Особо крупным размером считается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 500 000 руб. - для физических лиц (2 500 000 руб. - для юридических лиц), при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 1 500 000 руб. - для физических лиц (7 500 000 руб. - для юридических лиц).

Уголовное наказание может быть наложено только судом.

2. Административная ответственность

Административная ответственность наступает за совершение административного правонарушения. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. При этом административная ответственность имеет ряд особенностей:

1) в отличие от уголовной, административная ответственность установлена не только для физических лиц - нарушителей налогового закона, но и для организаций. В некоторых случаях административное взыскание может накладываться и на организацию, и непосредственно на работника этой организации, допустившего нарушение закона;

2) субъективная сторона большинства административных правонарушений может быть выражена не только умышленной формой вины, но и неосторожностью. В административном праве в полной мере действует принцип - "незнание закона не освобождает от ответственности". Поэтому даже если должностное лицо организации, например ее руководитель, не знает сроков представления налоговой декларации, то он все же должен заплатить штраф за нарушение срока представления декларации;

3) все административные правонарушения, так же как и уголовные преступления, перечислены в одном нормативно-правовом акте - КоАП РФ. Если же какое-либо деяние, которое, по мнению налоговых органов, является противозаконным, в КоАП РФ правонарушением не названо, то и административная ответственность за его совершение налагаться не может. Административные правонарушения в области налогов и сборов предусмотрены главой 15 КоАП РФ;

4) рассматривать дела об административных правонарушениях вправе не только суды, но в некоторых случаях сами налоговые органы (так, в соответствии со ст. 23.5 КоАП РФ налоговые органы рассматривают дела по ст. 14.5 , 15.1, 15.2 настоящего Кодекса).

3. Налоговая ответственность

Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ) установлена ответственность.

Составы и санкции правонарушений в сфере налогообложения

Нарушение налогового законодательства

Квалифицирующий признак

Наказание

Основание

Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов

Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо

Крупный размер

Штраф в размере от 100 000 до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет; арест на срок от 4 до 6 месяцев; лишение свободы на срок до 1 года

ч. 1 ст. 198 УК РФ

ложных сведений

Особо крупный размер

Штраф в размере от 200 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 18 месяцев до 3 лет; лишение свободы на срок до 3 лет

ч. 2 ст. 198 УК РФ

Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений

Крупный размер


ч. 1 ст. 199 УК РФ

Особо крупный размер

Штраф в размере от 200 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет;

ч. 2 ст. 199 УК РФ

Группой лиц по предварительному сговору

лишение свободы на срок до 6 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового

Неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд)

Крупный размер

Штраф в размере от 100 000 до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет; арест на срок от 4 до 6 месяцев; лишение свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового

ч. 1 ст. 199.1 УК РФ

Особо крупный размер

Штраф в размере от 200 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 5 лет; лишение свободы на срок до б лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового

ч. 2 ст. 199.1 УК РФ

Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам, совершенное собственником или руководителем организации либо иным лицом, выполняющим управленческие функции в этой организации, или индивидуальным предпринимателем

Крупный размер

Штраф в размере от 200 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 18 месяцев до 3 лет; лишение свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового

ст. 199. 2 УК РФ

Нарушение порядка ведения кассовых, банковских операций и бухгалтерского учета

Нарушение порядка работы с денежной на личностью и порядка ведения кассовых операций

Штраф в размере от 40 до 50 МРОТ (на должностных лиц); штраф в размере от 400 до 500 МРОТ (на юридических лиц)

ст. 15.1 КоАП РФ

Невыполнение должностным лицом учреждения банка обязанностей по контролю за выполнением организациями или их объединениями правил ведения кассовых операций


ст. 15.2 КоАП РФ

Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов

Штраф в размере от 20 до 30 МРОТ

ст. 15.11 КоАП РФ

Грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения

Штраф в размере 5000 руб.

п. 1 ст. 120 НК РФ

Те же деяния, если они совершены в течение более чем одного налогового периода

Штраф в размере 15 000 руб.

п. 2 ст. 120 НК РФ

Те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы

Штраф в размере 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 000 руб.

п. З ст. 120 НК РФ

Открытие банком или иной кредитной организацией счета организации или индивидуальному предпринимателю без предъявления ими свидетельства о постановке на учет в налоговом органе


п. 1 ст. 15.7 КоАП РФ

Открытие банком или иной кредитной организацией счета организации или индивидуальному предпринимателю при наличии у банка или иной кредитной организации решения налогового органа либо таможенного органа о приостановлении операций по счетам этого лица

Штраф в размере от 20 до 30 МРОТ

п. 2 ст. 15.7 КоАП РФ

Нарушение сроков

Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда


п. 1 ст. 15.3 КоАП РФ

Штраф в размере 5000 руб.

п.1 ст. 116 НК РФ

То же деяние, сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет

Штраф в размере от 20 до 30 МРОТ

п. 2 ст. 15.3 КоАП РФ

Штраф в размере 10% от доходов, но не менее 20 000 руб. (при ведении деятельности более трех месяцев - 20% от доходов, полученных начиная с 91-го дня)

ст. 117 НК РФ

То же деяние с нарушением срока свыше чем на 90 дней

Штраф в размере 10 000 руб.

п. 2 ст. 116 НК РФ

Нарушение установленного срока представления в налоговый орган или орган государственного внебюджетного фонда информации об открытии или о закрытии счета в банке или иной кредитной организации Нарушение установленного срока представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета
Нарушение банком или иной кредитной организацией установленного срока исполнения поручения налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента о перечислении налога или сбора (взноса), а равно инкассового поручения (распоряжения) налогового органа, таможенного органа или органа государственного внебюджетного фонда о перечислении налога или сбора (взноса), соответствующих пеней и (или) штрафов в бюджет (государственный внебюджетный фонд)

Штраф в размере от 10 до 20 МРОТ

ст. 15.4 КоАП РФ

Штраф в размере 5 000 руб.

ст. 118 НК РФ

Штраф в размере от 3 до 5 МРОТ

ст. 15.5 КоАП РФ

Штраф в размере от 40 до 50 МРОТ

ст. 15.8 КоАП РФ

Непредставление иформации

Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок или отказ от

Штраф в размере от 1 до 3 МРОТ (на граждан)

п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ

представления в налоговые органы, таможенные органы и органы государственного внебюджетного фонда оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде

Штраф в размере от 3 до 5 МРОТ (для должностных лиц) 50 руб. за каждый документ

ст. 126 НК РФ

Непредставление налоговой декларации

Штраф в размере 5% суммы налога по декларации за каждый полный или неполный месяц просрочки, но не более 30% и не менее 100 руб.

п. 1ст. 119 НК РФ

Те же деяния, но с просрочкой более чем на 180 дней

Штраф в размере 30% суммы налога по декларации и 10% суммы налога по декларации за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня

п. 2 ст. 119 НК РФ

Непредставление должностным лицом органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выдачу физическим лицам лицензий на право занятия частной практикой, регистрацию лиц по месту жительства, регистрацию актов гражданского состояния, учет и регистрацию имущества и сделок с ним, либо нотариусом или должностным лицом, уполномоченным совершать нотариальные действия, в установленный срок в налоговые органы сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде

Штраф в размере от 5 до 10 МРОТ

п. 2 ст. 15.6 КоАП РФ

Неисполнение законных решений внебюджетных фондов

Неисполнение банком или иной кредитной организацией поручения органа государственного внебюджетного фонда о зачислении во вклады граждан сумм государственных пенсий и (или) других выплат

Штраф в размере от 40 до 50 МРОТ (на должностных лиц) Штраф в размере от 400 до 500 МРОТ (для юридических лиц)

ст. 15.10 КоАП РФ

Неуплата налогов

Неуплата или неполная уплата налогов в результате занижения налоговой базы

Штраф в размере 20% от неуплаченных сумм налога

п. 1 ст. 122 НК РФ

Те же деяния, совершенные умышленно

Штраф в размере 40% от неуплаченных сумм налога

п. З ст. 122 НК РФ

Неисполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налога

20% от суммы, подлежащей перечислению

ст. 123 НК РФ

4. Дисциплинарная ответственность

Дисциплинарная ответственность - это ответственность работника перед своим работодателем. Меры дисциплинарного взыскания установлены ст. 192 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ): замечание, выговор, увольнение по соответствующему основанию. Помимо нарушений дисциплины (например, прогул), дисциплинарная ответственность может наступить и за ненадлежащее выполнение работником своих прямых должностных обязанностей (например, за нарушение бухгалтером сроков сдачи налоговой отчетности).

Однако для применения одной из мер дисциплинарной ответственности работодатель должен соблюсти соответствующую процедуру, предусмотренную ст. 193 ТК РФ (затребовать от работника объяснение, в случае отказа от дачи объяснений составить акт, вынести приказ о наложении взыскания, объявить этот приказ работнику под расписку).

Налоговая ответственность обладает рядом общих признаков, характерных для любого вида юридической ответственности:

  • регулируется нормами права;
  • является средством охраны правопорядка;
  • состоит в применении мер государственного принуждения;
  • наступает за нарушение правовых норм;
  • является следствием виновного деяния;
  • связана с отрицательными последствиями материального и (или) морального характера, которые нарушитель должен претерпеть;
  • реализуется в соответствующих процессуальных формах.

Вместе с тем налоговая ответственность характеризуется специфическими чертами:

  • основанием налоговой ответственности является налоговое правонарушение;
  • наступление ответственности урегулировано нормами налогового права;
  • ответственность состоит в применении к нарушителю специальных санкций.

Субъектами налоговой ответственности являются налогоплательщики, плательщики сборов, налоговые агенты и иные обязанные лица.

Законодательство о налогах и сборах устанавливает различные обязанности как налогоплательщиков и плательщиков сборов, так налоговых агентов, банков (выполняющих поручения клиентов об уплате налогов и сборов), организаций и физических лиц. Соответственно законодатель установил ответственность не только за невыполнение обязанности по уплате налогов, но и за нарушения других положений законодательства о налогах и сборах (п. 4 ст. 23 и п. 5 ст. 24 НК РФ).

В зависимости от степени общественной опасности и характера противоправных действий (бездействия) за нарушения законодательства о налогах и сборах установлены налоговая, административная и уголовная виды ответственности.

Налоговая ответственность налогоплательщиков регулируется разделом VI части первой Налогового кодекса РФ.

Административная ответственность налогоплательщиков регулируется гл. 15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, принятого Федеральным законом от 30.12.2001 № 195-ФЗ (далее - КоАП РФ), введенным в действие Федеральным законом от 30.12.2001 № 196-ФЗ.

Уголовная ответственность за уклонение от налогообложения предусмотрена в ст. 194, 198 и 199 Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ).

Основанием привлечения к ответственности является совершение налогового правонарушения. Должны быть установлены все элементы состава правонарушения, образующие объективную и субъективную стороны, а также свидетельствующие о наличии объекта и субъекта конкретного правонарушения. Отсутствие хотя бы одного из названных элементов исключает привлечение лица к ответственности.

Объектом налогового правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся в процессе установления, введения, взимания налогов и (или) сборов и осуществления налогового контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

Объективная сторона правонарушения , т.е. внешнее проявление противоправного деяния, включает в единстве и взаимосвязи следующие составляющие:

  • 1) совершение противоправного деяния, выраженного в форме действия или бездействия;
  • 2) причинение вреда, наступление неблагоприятных последствий;
  • 3) наличие причинно-следственной связи между совершенным противоправным деянием и наступившими неблагоприятными последствиями.

Объективная сторона налогового правонарушения может выражаться в форме действия или бездействия.

В ряде случаев Налоговым кодексом РФ предусмотрены такие дополнительные признаки объективной стороны, как неоднократность, систематичность, т.е. повторяемость однородных действий в течение определенного законом периода, а также размеры сумм неуплаченных налогов и (или) сборов.

Субъектом налогового правонарушения могут быть как физические лица, так и организации.

Физические лица как субъекты налоговых правонарушений подразделяются на два вида:

  • налогоплательщики, плательщики сборов и налоговые агенты;
  • должностные лица.

Субъектами ответственности за нарушение налогового законодательства выступают также организации, к которым Налоговый кодекс РФ относит российских и иностранных юридических лиц, международные организации, их филиалы и представительства в Российской Федерации.

Особым субъектом ответственности среди организаций выступают банки или иные кредитные организации, на которые законодательством о налогах и сборах налагаются различные обязанности.

Под субъективной стороной правонарушения понимается психическое отношение физического лица к совершенному противоправному деянию и наступившим общественно опасным последствиям. Субъективная сторона характеризуется наличием вины, выраженной в форме умысла или неосторожности.

Совокупность названных элементов позволяет сделать вывод о совершении правонарушения, являющегося основанием привлечения к юридической ответственности виновного лица. Отсутствие хотя бы одного из названных элементов свидетельствует об отсутствии состава правонарушения и исключает наступление юридической ответственности.

При выявлении нарушений налогового законодательства налоговые органы применяют меры финансовой ответственности в виде штрафных санкций и административные штрафы.

В соответствии со ст. 106 НК. РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.

Мерой ответственности за налоговые правонарушения в соответствии со ст. 114 НК РФ является налоговая санкция, установленная в виде денежных штрафов.

Ответственность в виде штрафных санкций наступает в следующих случаях:

  • нарушение срока постановки на учет в налоговом органе;
  • непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества);
  • нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета);
  • представление в налоговый орган сотрудником, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества, содержащего недостоверные сведения;
  • непредоставление пояснений на камеральные проверки по НДС и сдачу пояснений на бумаге;
  • грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения;
  • неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора);
  • сообщение участником консолидированной группы налогоплательщиков ответственному участнику этой группы недостоверных данных (несообщение данных), приведшее к неуплате или неполной уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков ее ответственным участником;
  • невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению налогов;
  • несоблюдение порядка владения, пользования и распоряжения имуществом, на который наложен арест или в отношении которого налоговыми органами приняты обеспечительные меры в виде залога;
  • непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля;
  • отказ от предоставления документов и предметов по запросу налогового органа;
  • ответственность свидетеля;
  • отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода;
  • неправомерное несообщение сведений налоговому органу;
  • нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса;
  • неуплата или неполная уплата налогоплательщиком сумм налога в результате применения в целях налогообложения в контролируемых сделках коммерческих и (или) финансовых условий, не сопоставимых с коммерческими и (или) финансовыми условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми;
  • неправомерное непредставление уведомления о контролируемых сделках, предоставление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых сделках;
  • неуплата или неполная уплата сумм налога в результате невключения в налоговую базу доли прибыли контролируемой иностранной компании;
  • неправомерное непредставление уведомления о контролируемых иностранных компаниях, уведомления об участии в иностранных организациях, предоставление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых иностранных компаниях, уведомлении об участии в иностранных организациях. За каждое из перечисленных налоговых нарушений Налоговым

кодексом РФ предусмотрены штрафные санкции.

Специальные виды нарушений законодательства о налогах и сборах и ответственность за их совершение определены для банков. К числу таких нарушений со стороны банка относятся:

  • нарушение порядка открытия счета;
  • нарушение срока исполнения поручения об уплате налога (сбора), авансового платежа, пеней, штрафа;
  • нарушение решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента;
  • неисполнение поручения налогового органа о перечислении налога, авансового платежа, сбора, пеней, штрафа;
  • непредставление справок (выписок) по операциям и счетам в налоговый орган;
  • нарушение обязанностей, связанных с электронными денежными средствами.

При совершении одним налогоплательщиком более одного правонарушения налоговые санкции взыскиваются отдельно за каждое из них.

В некоторых случаях иски о взыскании налоговых санкций могут быть предъявлены налоговыми органами, не принимавшими решений о привлечении налогоплательщика к ответственности.

Например, такая ситуация может произойти в случае предъявления иска о взыскании с организации-налогоплательщика налоговой санкции за нарушение срока постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения данной организации. При этом истцом будет выступать налоговый орган, на территории которого расположена сама организация, в то время как решение о привлечении ответчика к налоговой ответственности принимал налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения организации-налогоплательщика.

Недоимки по налогам, пени и штрафы взыскиваются в бесспорном порядке со всех счетов налогоплательщика, кроме ссудных и депозитных счетов.

Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, где открыты счета налогоплательщика, инкассовые поручения на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика.

Инкассовое поручение налогового органа на перечисление налога исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения, если взыскание производится с рублевых счетов, и не позднее двух операционных дней - с валютных счетов.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплателыцика-организации налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества. Взыскание налога за счет имущества налогоплателыцика-организации производится последовательно в отношении:

  • наличных денежных средств;
  • ценных бумаг, валютных ценностей, непроизводственных помещений, легкового автотранспорта и иного имущества, непосредственно не участвующего в производстве продукции;
  • готовой продукции (товара);
  • сырья и материалов, основных средств, предназначенных для непосредственного участия в производственном процессе;
  • имущества, переданного по договору во владение, временное пользование без перехода права собственности;
  • другого имущества.

Обязанность по уплате налога считается исполненной с момента реализации имущества налогоплателыцика-организации и погашения его задолженности за счет вырученных сумм.

При отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика, а также если есть основания полагать, что налогоплательщик призе нимает меры по сокрытию своего имущества, с санкции прокурора постановлением налогового органа может быть наложен полный или частичный арест на имущество налогоплательщика. Порядок ареста имущества определен ст. 77 НК РФ. Частичным арестом признается такое ограничение прав налогоплателыцика-органи- зации в отношении его имущества, при котором владение, пользование и распоряжение этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа. Полным арестом имущества признается такое ограничение прав налогоплателыцика-организации в отношении его имущества, при котором он не вправе распоряжаться арестованным имуществом, а владение и пользование этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа.

Пункт 6 ст. 108 НК РФ устанавливает презумпцию налоговой невиновности. Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана и установлена в предусмотренном федеральным законом порядке. Налогоплательщик не обязан доказывать свою невиновность. Здесь действует принцип презумпции невиновности. Бремя доказательств вины возложено на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности налогоплательщика должны толковаться в его пользу. В качестве неустранимых могут рассматриваться те сомнения, противоречия и неясности, которые невозможно устранить, несмотря на использование всех известных методов толкования законов: грамматического, семантического, логического и исторического.

Налоговое законодательство предусматривает наличие обстоятельств, исключающих вину налогоплательщика в совершении налогового правонарушения (ст. 111 НК РФ), и обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения (ст. 112 НК РФ).

Обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются:

  • 1) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств (указанные обстоятельства устанавливаются наличием общеизвестных фактов, публикаций в средствах массовой информации и иными способами, не нуждающимися в специальных средствах доказательства);
  • 2) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, налогоплательщиком - физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния;
  • 3) выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных финансовым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции. К разъяснениям такого рода правомерно относить письменные разъяснения, данные руководителем налогового органа, руководителями соответствующих федеральных министерств и ведомств, иных уполномоченных на то должностных лиц. При этом не имеет значения, адресовано ли разъяснение непосредственно налогоплательщику, являющемуся участником спора, или неопределенному кругу лиц;
  • 4) суд или налоговый орган, рассматривающие дело, могут признать отсутствие вины в налоговом нарушении на основании иных обстоятельств.

Обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:

  • совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
  • совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
  • тяжелое материальное положение физического лица;
  • иные обстоятельства, которые судом могут быть признаны смягчающими ответственность.

Обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.

При наличии смягчающих обстоятельств размер штрафа должен быть уменьшен не менее, чем вдвое, а при наличии отягчающих обстоятельств он увеличивается на сто процентов. Постановлением пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.06.1999 № 41/9 разъяснено, что п. 3 ст. 114 НК РФ установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции (50%). Суд при оценке обстоятельств, смягчающий ответственность налогоплательщика за правонарушение, вправе уменьшить размер штрафа более чем в два раза.

Принимается во внимание также давность взыскания налоговых санкций (ст. 113, 115 НК РФ). Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения, либо со следующего дня после окончания налогового периода (в зависимости от вида нарушения), в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года.

При нарушении своих прав налогоплательщики вправе обжаловать действия налоговых органов и их должностных лиц. По усмотрению налогоплательщика с обжалованием или жалобой можно обратиться в вышестоящий налоговый орган или в суд. Решение налогового органа сможет быть обжаловано в суде только в том случае, если сначала оно было обжаловано в вышестоящий налоговый орган. Организации и индивидуальные предприниматели подают иски в арбитражные суды в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом РФ, физические лица (в том числе частные нотариусы, частные охранники, частные детективы) - в суды общей юрисдикции. Налогоплательщик может обжаловать в суде не только решение налогового органа, но и документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и др.), подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и касающийся конкретного налогоплательщика.

Налогоплательщик вправе обжаловать в суде требование об уплате налога, пеней и налоговой санкции независимо от того, было ли им оспорено решение налогового органа, на основании которого вынесено соответствующее требование. В соответствии с Налоговым кодексом РФ возможна компенсация убытков, причиненных неправомерными действиями (бездействием) работников налоговых органов.

В соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях к должностным лицам налогоплательщиков могут быть применены административные санкции за налоговые нарушения в виде наложения административных штрафов. Административные штрафы налагаются в соответствии со ст. 15.3-15.9, 19.6, 19.7, 23.5 и ч. 1 ст. 19.4 и 19.5 КоАП РФ и устанавливаются кратными величине минимального размера оплаты труда. Протокол об административных правонарушениях составляется должностными лицами налоговых органов.

В случае если налоговая и административная ответственность наступают в результате совершения одного и того же нарушения, нарушитель не может быть привлечен одновременно и к налоговой, и к административной ответственности.

За налоговые преступления установлены наказания по следующим статьям Уголовного кодекса РФ.

В соответствии со ст. 198 «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица» предусмотрено наказание штрафом в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года. То же деяние, совершенное в особо крупном размере, наказывается штрафом в размере от 200 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок за уклонение от уплаты.

Крупным размером в настоящей статье признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 900 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 2700 тыс. руб., а особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более четырех 4500 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 13 500 тыс. руб.

Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно полностью уплатило суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумму штрафа в размере, определяемом в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 199 «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации» уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, наказывается штрафом в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору либо в особо крупном размере, наказывается штрафом в размере от 200 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 5 млн руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 25% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 15 млн руб., а особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 15 млн руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 50% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 45 млн руб.

Лицо, впервые совершившее налоговое преступление, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией полностью уплачены суммы недоимки и соответствующие пенни, а также сумма штрафа.

Неуплата налогов в крупном размере относится к преступлениям небольшой тяжести, срок давности по ним составляет 2 года. Неуплата налогов в особо крупном размере считается тяжким преступлением, срок давности по которому составляет 10 лет.

Контрольные вопросы

  • 1. Назовите виды ответственности налогоплательщиков за нарушения налогового законодательства.
  • 2. Что является мерой ответственности за налоговые правонарушения?
  • 3. За какие нарушения наступает ответственность в виде штрафных санкций?
  • 4. С каких счетов налогоплательщика взыскиваются недоимки по налогам, пени и штрафы?
  • 5. Можно ли взыскать налог за счет имущества налогоплательщика?
  • 6. Какие обстоятельства исключают вину лица в совершении налогового правонарушения?
  • 7. Какие обстоятельства смягчают вину лица за совершение налогового правонарушения?
  • 8. По каким статьям Уголовного кодекса РФ предусмотрены наказания за налоговые преступления?
  • 9. Может ли правонарушитель налогового законодательства одновременно быть привлечен и к административной, и к налоговой ответственности?
  • 10. Какое обстоятельство отягчает вину за налоговое нарушение?

Налоговая ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах. Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность. Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица в случаях, предусмотренных главой 16 НК РФ Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ (в ред. от 26.11.2008 г.). // СС Консультант Плюс.. Физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с шестнадцатилетнего возраста.

Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации.

Привлечение налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога и пени.

Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда. Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекло три года (срок давности) Евстигнеев Е.Н., Викторова Н.Г. Финансовое право. - СПб: Питер, 2002. - С. 141..

Ответственность за налоговые правонарушения предусмотрена ст.ст. 116-129.2 НК РФ. Представляется возможным вкратце рассмотреть каждое правонарушение.

1) Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе. Обязанность подать заявление о постановке на учет в налоговом органе установлена при осуществлении деятельности через обособленное подразделение. Заявление о постановке на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения подается в течение одного месяца после создания обособленного подразделения. В соответствии со ст. 116 НК РФ при нарушении срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе менее чем на 90 дней налогоплательщику грозят штрафные санкции в сумме 10 тыс. руб.

2) Уклонение от постановки на учет в налоговом органе. В соответствии со ст. 117 НК РФ ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 20 тыс. руб. Если срок составил более 90 дней, то штраф составит 20% от доходов, полученных после 90-го дня деятельности без постановки на учет, но не менее 40000 рублей.

3) Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке. Налогоплательщик обязан информировать налоговый орган об открытии или закрытии счета в банке (абз. 2 п. 2 ст. 23 НК РФ). Это нужно сделать в течение 7 дней. Если данный срок нарушен, то наступает ответственность в соответствии со ст. 118 НК РФ. Штраф в таком случае составит 5 тыс. руб. за каждый факт несообщения сведений.

В соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ к счетам относятся расчетные (текущие) и другие счета в банках, открытые на основании договора банковского счета. Налоговые органы исходят из того, что о наличии таких счетов необходимо информировать налоговый орган.

4) Непредставление налоговой декларации. Для каждого вида налога установлен свой срок подачи декларации. Если налогоплательщик не подаст декларацию в срок, на него будет наложен штраф в соответствии со ст. 119 НК РФ. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Согласно пункту 2 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Непредставление налоговой декларации влечет взыскание штрафа в размере 5% от суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% от указанной суммы и не менее 100 руб. (п. 1 ст. 119 НК РФ).

Если декларация не представлена в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока, следует взыскание штрафа в размере 30% от суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10% от суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня (п. 2 ст. 119 НК РФ).

5) Грубое нарушение правил учета доходов и расходов, а также объектов налогообложения. Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения подразумевается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур либо регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

Ответственность за грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения установлена ст. 120 НК РФ. Так, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, то на налогоплательщика будет наложен штраф в размере 5 тыс. руб. Если же они совершены в течение более одного налогового периода, то влекут взыскание штрафа в размере 15 тыс. руб. Если при этом они повлекли занижение налоговой базы, то штраф составит 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 тыс. руб.

6) Неуплата или неполная уплата сумм налога. Если налогоплательщик не уплатил или не полностью уплатил налог в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия), то это обернется штрафом в размере 20% от неуплаченных сумм налога (п. 1 ст. 122 НК РФ).

7) Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов. Если налогоплательщик, являющийся налоговым агентом, не удержал и (или) не перечислил налог, то он понесет ответственность в соответствии со ст. 123 НК РФ: неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению.

8) Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.

9) Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля. Согласно п. 1 ст. 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы. Если налогоплательщик не представил в установленный срок в налоговый орган документы и (или) иные сведения, предусмотренные НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, он будет оштрафован в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ). Если налогоплательщик откажется представить имеющиеся у него документы, предусмотренные НК РФ, по запросу налогового органа, будет уклоняться от представления таких документов, либо представит документы с заведомо недостоверными сведениями, штраф составит 5 тыс. руб. (п. 2 ст. 126 НК РФ).

10) Ответственность свидетеля налогового правонарушения. В соответствии со ст. 90 НК РФ налоговые органы при проведении мероприятий налогового контроля имеют право вызвать в качестве свидетеля для дачи показаний любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. При этом физическое лицо не может отказаться от такого вызова без уважительных на то причин. Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, влекут взыскание штрафа в размере 1 тыс. руб. Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний влекут взыскание штрафа в размере 3 тыс. руб.

11) Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода влечет взыскание штрафа в размере 500 руб. Дача экспертом заведомо ложного заключения или осуществление переводчиком заведомо ложного перевода влечет взыскание штрафа в размере 1 тыс. руб.

12) Ответственность за неправомерное несообщение сведений налоговому органу установлена ст. 129.1 НК РФ. Налогоплательщики и налоговые агенты за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, несут ответственность в соответствии со ст. 126 НК РФ. Таким образом, ст. 129.1 применяется к иным категориям лиц, на которые возложена обязанность сообщать налоговым органам те или иные сведения. Например, п. 2 ст. 375 НК РФ предусматривает обязанность уполномоченных органов и специализированных организаций, осуществляющих учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимого имущества, сообщать в налоговый орган об инвентаризационной стоимости каждого объекта недвижимости, находящегося на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с настоящим НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 1 тыс. руб. Если эти действия совершены повторно в течение календарного года, то штраф составит 5 тыс. руб.

Ответственность законодательства о налогах и сборах, содержащая признаки административного правонарушения . В связи с введением в действие с 1 июля 2002 года Кодекса об административных правонарушениях РФ Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 30.12.2008 г.). // СС Консультант Плюс., из НК РФ и ряда нормативных правовых актов иного уровня исключен ряд норм, устанавливавших ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащие признаки административного правонарушения. Нормы, включенные в главы 15 и 16 КоАП РФ, предусматривают составы противоправного поведения, которые условно можно разделить на следующие группы:

1) Нарушения, заключающиеся в неисполнении налоговых обязанностей или противодействии контрольной деятельности налоговых органов;

2) Нарушения, заключающиеся в несоблюдении порядка работы с денежной наличностью и применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением;

3) Нарушения банками обязанностей, связанных с исполнением обязанностей по содействию в сборе налогов;

4) Нарушения, заключающиеся в несоблюдении порядка производства и оборота подакцизной продукции;

5) Нарушения таможенных правил.

Административная ответственность - это особый вид юридической ответственности, которой присущи определенные свойства:

1) Ее основанием является административное правонарушение;

2) Она состоит в применении к нарушителям административных взысканий, является карательной ответственностью, мерой принуждения;

3) К административной ответственности вправе привлекать органы, которым такое право предоставлено законом (суды, органы исполнительной власти);

4) К административной ответственности в области налогов и сборов привлекаются следующие должностные лица (руководители; главные бухгалтеры; другие работники организаций, наделенные организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями) Еналеева И.Д., Сальникова Л.В. Налоговое право России. Учебник для вузов. - М.: Юстиницинформ, 2006. - С. 239..

В соответствии со ст. 28.5 КоАП РФ налоговый орган составляет протокол об административном правонарушении немедленно после выявления совершения такового. Если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела, либо данных о физическом лице, либо сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения. Протокол подписывают должностное лицо, в отношении которого возбуждено дело, и должностное лицо налогового органа. Налогоплательщику должна быть вручена копия протокола под расписку. В течение суток с момента составления протокола инспектора направляют его в районный суд или мировому судье. Суд (или мировой судья) должен рассмотреть дело в течение 15 дней.

В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока лицо, рассматривающее дело, выносит мотивированное определение. По результатам рассмотрения дела может быть вынесено постановление либо о назначении административного взыскания, либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении Крохина Ю.А. Налоговое право России. Учебник для вузов. - М.: Норма, 2006. - С. 538..

Уголовная ответственность за нарушение налогового законодательства. Налоговые преступления для государств с рыночной экономикой являются типичным явлением, и поэтому для защиты от нарушений налогового законодательства за уклонение от уплаты налогов используются в том числе и меры уголовно-правового характера. В странах с развитой рыночной экономикой (Франция, Германия) уголовные санкции за налоговые преступления устанавливаются нормами налогового, а не уголовного законодательства. В Российской Федерации уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов закреплена в статьях Уголовного кодекса РФ Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 30.12.2008 г.). // СС Консультант Плюс..

В уголовном законодательстве нашей страны содержится три состава налоговых преступления, за которые предусмотрена ответственность.

1) Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации (ст. 199 УК РФ). Объектом преступного посягательства являются финансовые интересы государства, общественные отношения в сфере формирования бюджета и государственных внебюджетных фондов за счет налогов и сборов, уплачиваемых организациями. Предметом посягательства являются установленные налоги и (или) сборы, уплачиваемые организациями.

Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, которые являются первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащийся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, формы которых не предусмотрены в этих альбомах, должны содержать обязательные, указанные в законе, реквизиты. Фактами наличия, отсутствия или несоответствия определенных документов, а также содержащихся в них показателей данным бухгалтерского учета и отчетности применительно к конкретным условиям и обстоятельствам совершения хозяйственных операций проверяется достоверность указываемых налогоплательщиком сведений о реальной налогооблагаемой базе, суммах, подлежащих уплате и фактически перечисленных налогов и сборов.

Обязательным условием наступления уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов и сборов с организации является предельный размер неуплаченных налогов и сборов, устанавливаемый дифференцированно в зависимости от суммы неуплаты за период трех финансовых лет подряд от общей суммы, подлежащих уплате платежей.

Размер неуплаченных сумм платежей должен составлять более 500 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов либо превышает 1 млн. 500 тыс. руб.

2) Неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 199.1 УК РФ). Объект преступного посягательства - финансовые интересы государства, общественные отношения в сфере формирования бюджета и государственных внебюджетных фондов за счет налогов и сборов, поступление которых обеспечивается налоговыми агентами.

Налоговыми агентами признаются организации и физические лица, которые являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, и осуществляют в установленном порядке обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджет (государственный внебюджетный фонд) налогов.

Преступление считается оконченным (составом) по истечении установленного налоговым законодательством срока, в который налоговый агент обязан перечислить налоги и (или) сборы.

Субъект преступного посягательства - физическое лицо, достигшее 16 лет, являющееся индивидуальным предпринимателем, руководителем, главным (старшим) бухгалтером организации, на которых возложено исполнение обязанностей налоговых агентов.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Мотив - личные интересы (коммерческий расчет и выгода, корысть и т.д.) Вострикова Л.Г. Финансовое право. Учебник для вузов, 2-е изд. перераб. и дополн. - М.: Юстиницинформ, 2006. - С. 287. .

3) Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов (ст. 199.2 УК РФ).

Объект преступного посягательства - финансовые интересы государства, общественные отношения в сфере формирования бюджета и государственных внебюджетных фондов за счет денежных средств и имущества налогоплательщиков-недоимщиков.

Предмет посягательства - денежные средства в валюте РФ и (или) иностранной валюте (ст. 140 ГК) как наличные, так и безналичные (на счетах в банках), а также иное имущество (ст. 128 ГК).

С объективной стороны преступление выражается в сокрытии денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам. Под сокрытием следует понимать любые формы их утаивания от налоговых органов и судебных приставов. Например, фиктивная передача имущества, раздел имущества собственниками, различные способы перевода денежных средств на разно-образные услуги, имитация преступления или несчастного случая (пожара), внесение в бухгалтерские и иные учетные документы заведомо ложных сведений и т.д.

Обязательным элементом объективной стороны является крупный размер сокрытых денежных средств либо имущества, который согласно примечания к ст. 169 по стоимости должен превышать 250 тыс. руб.

Субъект преступного посягательства - индивидуальные предприниматели, руководители и лица, выполняющие управленческие функции в организации, в том числе выступающие в роли налоговых агентов, а также собственники организации, т.е. создавшие ее лица.

Субъективная сторона сокрытия денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов характеризуется прямым умыслом Еналеева И.Д., Сальникова Л.В. Налоговое право России. Учебник для вузов. - М.: Юстиницинформ, 2006. - С. 241..

нарушение ответственность налог законодательство