Принципы налогообложения в рыночной экономике. Налогообложение - один из важнейших факторов развития рыночной экономики


Наиболее важными для раскрытия потенциала системы налогообложения характеристиками, являются принципы налогообложения.

Эти характеристики являются своего рода методологической основой систематического подхода к организации налоговой системы (практическая сторона применения его теоретических основ). Принципы построения налоговой системы непосредственно отображают изменение мотиваций сторон, а также основных характеристик налоговых отношений.

Исторический спор о приоритетах построения налоговых систем был открыт за долго до того, как Смит сформулировал классические принципы налогообложения ставшие своего рода аксиомами «…и француз О. Мирабо (1761), и немец Ф. Юсти (1766), и итальянец П. Верри (1771) требовали равномерности обложения, точного определения налога, меньших расходов взимания … Заслуга Смита заключалась не в приоритетном открытии этих принципов, а в яркой и точной формулировке и обосновании их…»

Смит выделил четыре основных принципа налогообложения:

1. Подданные всякого государства обязаны участвовать в покрытии расходов правительства, каждый по возможности, сообразно своей относительной платежеспособности, т.е. соразмерно доходу, которым он пользуется под охраной правительства;

2. Налог, который обязан уплачивать каждый, должен быть четко определен, а не произволен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны,как самому плательщику, так и всякому другому

3. Каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика;

4. Каждый налог должен быть так устроен, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства

дальнейшее развитие налогообложения требовало более точного экономического обоснования принципов построения налоговой системы.

Наиболее характерной чертой этих изменений является смещение приоритетов в понимании справедливости налогообложения от «технических» аспектов последней (2,3,4 аксиомы Смита) к ее социальной природе. Наибольшее развитие отмеченная тенденция получила у А. Вагнера, который сформулировал девять принципов налогообложения разбив их на четыре группы.

1. Финансово-политические принципы: достаточность и подвижность;

2. Народно-хозяйственные принципы: выбор надлежащего источника обложения, и отдельных видов налогов;

3. Принципы справедливости: всеобщность и равномерность;

4. Принципы податного управления: определенность налога, удобство и дешевизна взимания .

Вагнер основывал свои принципы на теории коллективных потребностей и расширил понимание справедливости налогообложения в сторону признания обоюдной ответственности государства и плательщика.

Несмотря на то что принцип справедливости носит этический характер именно он, в своем развитии способен осветить изменения в концепции построения налоговых систем

Если в 19 веке справедливость определялась как всеобщность налогообложения, то на современном этапе принцип справедливости исходит и из проблем приоритетности прогрессивного или пропорционального налогообложения в структуре групп налогоплательщиков.

Таким образом, принцип справедливости был дополнен помимо всеобщности еще и равномерностью распределения налогового бремени в вертикальном и горизонтальном аспекте. Рассмотрев подход к равномерности распределения налогового бремени с точки зрения рассмотренных в пункте 1.1. теорий налогообложения, можно сделать следующие выводы:

1. Теории обмена приравнивающие налогообложение к плате общества государству за защиту обосновала регрессивность налогообложения: ведь на защиту бедняков государство тратит больше средств (М. Сюлли). Этот подход в виде теории интереса оставался основным до 18 века;

2. Теория страхования рассматривала пропорциональность налогообложения основанную на имущественном цензе и поэтому не являлась всеобщей для понимания налога как финансового рычага государственной политики;

3. Идея равномерности налогообложения (все платят одинаковый налог), не учитывала огромного имущественного расслоения в обществе.

Однако, именно эта теория, как будет показано далее, в структуре Российской податной системы (через подушную подать) была основной до 1907 года.Понимание налогооблагаемой базы, как чистого дохода на практике позволило уравнять справедливость и платежеспособность, что выразилось в повсеместной победе прогрессивного подоходного обложения. Необходимой частью подоходного обложения явилось обоснование минимума свободного от налогообложения и распределение плательщиков по классам дохода (В Пруссии в 1821 году существовало 4 класса плательщиков по 12 ступеней ставок внутри них). К концу 20 века во всех странах использовалась система прогрессивного подоходного обложения (в среднем в промышленно развитых странах доходы от этого вида налоговых поступлений составляют от 25 до 50%). Основными проблемами теории налогообложения на современном этапе необходимо признать осуществление принципа справедливой равномерности фискальных выплат. Подобный подход отражается и в современной формулировке принципов налогообложения, которые выражают справедливость через полное ее смещение в область налоговой политики, как инструмента выражения и обеспечения взаимодействие различных мотиваций государства и плательщиков.

Таким образом, мы считаем, что основными принципами налогообложения в рыночной модели хозяйствования следует признать:

· способность механизма налогообложения содействовать развитию производства и росту доходов налогоплательщиков, а не сдерживать этот рост;

· понимание того факта, что излишнее изъятие налогов дает временный эффект, оказывая отрицательное воздействие на производство и трудовую активность, в результате чего это влечет за собой последующее понижение объемов поступающих в бюджет налогов;

Данная трактовка игнорируя фискальную функцию налогообложения и признавая приоритет регулирующей и стимулирующей функций налоговой системы, полностью отражает, по нашему мнению, тенденции дальнейшего развития современных концепций налогообложения Исходя из группировки принципов Вагнера можно сказать, что так сегодня понимается социально-экономическая природа налогообложения.

Принципы налогообложения отображающие основные мотивации государства, как субъекта налоговых отношений позволяют говорить о приоритетности понятия справедливости и его понимания на разных уровнях системного взаимодействия. характер такой налоговой справедливости определялся в разное время через взаимодействие мотиваций сторон на философском, функциональном и институциональном уровнях соответственно.

На рисунке 1.5. показана общая структура такого взаимодействия, которое способно и должно формировать не только эффективные принципы и структуру построения налоговой системы, но в более широкой интерпретации, рассматривая налог как продукт эволюционного развития общественных институтов, формирует концепцию налогообложения. Причем последняя является, как уже отмечалось, продуктом, как функциональной, институциональной так и философской природы налогообложения.


Рис. 1.5. Мотивации формирования концепции налогообложения.

Безусловно, активная роль в этом процессе принадлежит государству, однако, рассматривая фискальную функцию налогообложения невозможно недооценивать доверие плательщика к государству, что в свою очередь позволяет государству развивать регулирующую и стимулирующую составляющие функциональной природы налогообложения.

Таким образом, термин «налоговая система» не является достаточно полным для осмысления социальной природы налога, этот термин отражает в большей мере функциональный и институциональный уровень концепции налогообложения, которая включает в себя также и философский уровень налоговых отношений, отражающий в себе философскую и социальную природу налога – как общественного института. Философский же уровень концепции налогообложения выражается через взаимодействие встречных мотиваций основных агентов налоговых отношений – государства и плательщика, а также через понимание справедливости налогообложения, как основного критерия эффективности налоговой системы, через ее достаточность и приемлемость в рамках сложившейся структуры этических норм и общественных институтов. Вся сложность налоговых отношений, обусловливающих необходимость комплексного подхода к их исследованию, представлена на рисунке 1.4. Графически структуру комплексного подхода к изучению налоговых отношений в ее предметном аспекте можно представить следующим образом.

Философскую природу справедливости налогообложения, в рамках формирования общественных институтов, мы уже проанализировали. Однако, сегодняшнее понимание этого предмета неполно без анализа проблем функционального и институционального уровней концепции налогообложения.

Основой современного подхода к справедливости налогообложения является решение следующих основных проблем:

· избежание переложения налогового бремени с субъекта налогообложения на его носителя;

· определение оптимальной тяжести налогового бремени;

В финансовой литературе выделены следующие случаи переложения:

1. Уклонение от налога (легальное или нелегальное);

2. Погашение налогом (амортизация), т.е. уменьшение ценности базы обложения вызванное налогом:

· поглощение налога (т.е. налог «поглощается» уменьшением ценности предмета);

· капитализация налога (через снижение ставок налога, цена предмета обложения увеличивается).

3. Плательщик налога и субъекты налогообложения не одно и тоже лицо.

На современном этапе проблема переложения рассматривается в плоскости соотношения прямого и косвенного обложения, а акцизы являются одной из основных форм осуществления последнего. Необходимо отметить также, что в условиях рынка свободной конкуренции и эластичного спроса процесс переложения наиболее развиты. основой современной теории налогов является объяснение и интерпретации кривой Лаффера графически выражающей идею оптимальной (максимально возможной) общей налоговой ставки в системе эффективного налогообложения. Классическая интерпретация понимает эффективность как налоговые поступления в бюджет государства и имеет на наш взгляд следующие особенности:

1. Это догма... согласно некоторым представлениям кривая Лаффера это лишь логическое представление о том, что налоговые доходы государств будут максимальны при некоторых уровнях ставок налога от 0 до 100% [ 3, с 358];

2. Не учитывает объем производства, следовательно и объективную реакцию производителя на фискальную политику;

3. Имеет макроэкономическую направленность и строго говоря приемлема не к отдельным видам налогов, к некоему усредненному совокупному налогу (flattax) ;

4. Основывается на пропорциональном стиле налогообложения и не учитывает прогрессивного или регрессивного принципа изъятия части дохода в пользу государства;

5. Не учитывает фактор инфляции и базируется на нормальном поступлении налогов.


На рисунке 1.7. показана, именно, одна из классических интерпретаций поиска оптимальных границ налогового бремени (точки Лаффера), для обеспечения эффективного пополнения доходной части бюджета, с учетом влияния уровня налогообложения на объем производства.

Рис. 1.7. Зависимость налоговых поступлений в бюджет от уровня налогообложения

Y - налоговая база (рыночный поток продукции, облагаемая налогом часть национального производства).

В - доходы бюджета

Т- налоговая ставка (Т * оптимальная)

На рисунке можно видеть, что в сфере запретительной шкалы доходы бюджета падают не только за счет уклонения от налогообложения, но и в более широкой интерпретации через снижение объемов национального производства, что является теоретическим обоснованием стимулирующей функции налогов в сфере производственных отношений.

Чистую классическую зависимость Лаффера можно представить в виде формулы 1.2.1.

B=Y х T - L(T) (1.2.1.)

Y - исходная налоговая база

L(T) - функциональная зависимость потерь бюджета от налоговой ставки.

Проблема поиска оптимальных размеров налоговых изъятий необходимо рассматривать с позиций инфляционного эффекта налогообложения. В экономической теории эта проблема получила название «эффект Оливера - Танци». Суть его состоит в том, что государственные расходы осуществляются по текущим ценам в то время, как сами эти расходы финансируются за счет налоговых доходов, полученных на основе цен предыдущего периода. Исходя из постулата о налоговом финансировании государственных функций, а также невозможности оптимального и долгосрочного прогнозирования инфляционного эффекта, можно сделать вывод о нереальности полного фискального финансирования бюджетных расходов.

При синтезе данного тезиса с рассмотренными выше тенденциями снижения налоговых поступлений, по мнению автора, после некоего порога доходности возникает закономерное противоречие избежать которого можно лишь при ограничении доли налоговых поступлений в совокупных доходах бюджета. 100% фискальное финансирование бюджета теоретически возможно при экономике полной занятости ресурсов, когда потенциал экономики может иметь лишь отрицательную тенденцию, а безработица приобретает естественный уровень, именно в подобном теоретическом климате, когда инфляционный рост уже неизбежен, проблемы государственного регулирования по видимому приведут к новой ситуации договорного ограничения потребностей. Налоговые доходы примут естественно максимальный уровень, как плата за поддержание нового порядка и поиска расширения сферы производственных возможностей.

Оптимальная эффективная налоговая ставка (Т*) в условиях расширенного воспроизводства теоретически должна быть равна 35 - 40%,

Т* = F / ВНД х 100% , где

F - общая сумма налогов и платежей

Снижение налогового бремени возможно обеспечивать и путем оптимизации доли налоговых поступлений в доходах государства, что было отмечено выше. В заключении необходимо отметить, что в последнее время большое распространение получила новая интерпретация идеи пропорционального налогообложения, так называемая теория единого налога, именно с позиций этой теории возможно расширение проблем оптимизации налогового бремени и поиска точки Лаффера. Однако осуществление подобной системы на современном этапе невозможно, поскольку имущественное расслоение и сложность соотнесения полезности той или иной части финансовых ресурсов по группам налогоплательщиков и даже индивидуально не позволяют поддержать принцип справедливости налогообложения. Сложность исчисления и изъятия единого налога не позволяет ему быть на современном этапе достаточно эффективным. В связи с этим особое значение приобретает налоговое администрирование – как инструмент повышение фискальной эффективности системы, путем снижения издержек сбора налогов, унификации и контроля за соблюдением формальных правил агентами налоговых отношений, и недопущения незаконного уклонения от налогов.

Практической стороной осуществления теоретических постулатов экономической науки является налоговая система – которая трактуется автором, как совокупность элементов, инструментов и методов изъятия части дохода или продукта налогоплательщика в пользу государства.

Теоретической основой выбора направлений развития налоговой системы являются принципы ее построения, которые чаще всего закреплены законодательно. Рассматривая государство, как субъект экономических отношений на современном этапе можно выделить кроме социально экономической группы принципов, отмеченных нами выше, и группу юридических принципов налогообложения существующих помимо и во вне экономической природы налогообложения и определяющих детерминированный характер взаимоотношений субъектов налоговых отношений в рамках существующего юридического поля.

К этой группе на современном этапе, по мнению автора, можно отнести следующие принципы:

1. Принцип единства налоговой системы (Конституция РФ ст. 114);

2. Принцип подвижности, который сформулирован в 19 веке немецкий экономист А. Вагнер, отмечавший приоритет общественных интересов налогообложения по сравнению с частными;

Здесь имеется ввидувнутреннее развитие налоговой системы, а не ее коренное реформирование, что характерно и для устоявшихся систем (в 1992г. в законодательстве Германии по подоходному налогу было сделано 125 поправок).

3. Принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов (основа принципа бюджетного федерализма).

Концептуальные основы налогообложения, рассмотренные в данной главе проистекают из анализа практики налогообложения, имеющей многовековые корни. Таким образом, концепция налогообложения – продукт длительного взаимодействия и осмысления нескольких групп критериев, которые выявляются в процессе взаимодействия мотиваций основных агентов налоговой системы:

Безусловно национальные особенности формирования хозяйственных систем и их элементов (экономический менталитет) наложили свой отпечаток на интерпретацию теоретических основ построения налоговой системы России, т.е. построении концепции налогообложения в его национальном понимании.

Сегодня в условиях коренной смены принципов налогообложения необходимой для стимулирования рыночных институтов при поддержании эффективной системы государственного регулирования национального рынка, следует уделить особое внимание параллелям экономического развития России с точки зрения теоретических основ налоговой системы. Подобный анализ тем более ценен, что позволит выявить тенденции и закономерности формирования национальной концепции налогообложения, характер которой сохраняет свое влияние на структуру эффективного взаимодействия основных участников налоговых отношений и по сей день. А прецеденты использования тех или иных методов налогообложения позволяют выявить наиболее эффективные и приемлемые направления формирования налоговой системы, с учетом особенностей экономического развития России.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Налог как инструмент рыночной экономики

Введение

Актуальность работы. В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, насколько продумана налоговая политика государства, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что можно с уверенностью сказать: без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна. С точки зрения науки об управлении государство как объект управления ничем не отличается в этом качестве от частной корпорации. Если правильно выбраны цели, известны имеющиеся средства и ресурсы, то остается лишь научиться эффективно применять эти средства и ресурсы. Основным финансовым ресурсом государства являются налоги, поэтому эффективное управление налогами можно считать основой государственного управления вообще. Этим объясняется актуальность работы по теме «Налог, как инструмент рыночной экономики».

Цель работы - изучить налог, как инструмент рыночной экономики.

Задачи работы - рассмотреть основные черты и модели рыночной экономики; изучить историю налогов, их экономическую сущность, классификацию, функции; рассмотреть структуру налогообложения в странах с развитой рыночной экономикой, определить роль налогов в формировании бюджетов.

Объект работы - налог, как инструмент рыночной экономики

Методы работы - анализ и обобщение полученного материала, а так же опыта, собранного из книг, статей и научно-практических публикаций.

1. Рыночная экономика

1 .1 История развития и основные черты рыночной экономики

Современную мировую экономику можно представить, как комплекс экономических взаимоотношений стран и регионов мира, который основан на международном разделении труда. В современном мировом хозяйстве главную роль играют страны, в которых создана зрелая рыночная экономика с высокой производительностью труда, высоким технологическим уровнем производства, эффективным производством и высоким жизненным уровнем населения.

Рыночная экономика - социально-экономическая система, развивающаяся на основе частной собственности и товарно-денежных отношений. Рыночная экономика опирается на принципы свободы предпринимательства и выбора. Распределение ресурсов, производство, обмен и потребление товаров и услуг опосредуются спросом и предложением. Система рынков (земли, труда, капитала, «ноу-хау» и д.р.) и цен, конкуренция являются координирующим и организационным механизмом рыночной экономики, в значительной мере обеспечивают ее саморегулируемый характер. В то же время, в экономических системах развитых стран осуществляется определенная степень государственного вмешательства: обеспечение общих условий функционирования рыночной экономики, осуществление мер социальной защиты и др.

Рыночная система свободной конкуренции (чистый капитализм) сложилась в XVIII в. В конце XIX - го в. - первых десятилетиях XX-го в., в различных странах в разное время, система прекратила свое существование. Но в современную рыночную систему (современный капитализм), вошла большая часть ее элементов.

Отличительными чертами этой экономической системы являлись: частная собственность на экономические ресурсы, рыночный механизм макроэкономической деятельности, свободная конкуренция, множество действующих самостоятельно продавцов и покупателей.

Главной предпосылкой экономического прогресса была свобода предпринимательской деятельности людей, которые имели капитал, и свобода продавать свою рабочую силу, которая была предоставлена наемным работникам. Хозяйственный механизм данной системы выглядел следующим образом: товаропроизводители, ориентируясь на конъюнктуру рынка, самостоятельно распределяют ресурсы, и производят только пользующиеся спросом на рынке товары.

Предприниматели, по максимуму реализуя свои способности, стремятся получить наибольшую прибыль, экономно используя при этом природные и трудовые ресурсы, знания и капитал. Такой подход стимулирует дальнейшее совершенствование и развитие экономики.

Современная рыночная экономика (современный капитализм) - сформировалась в XX в., в результате длительной эволюции рыночной экономики свободной конкуренции.

Основные черты современной рыночной экономики:

· различные формы собственности, среди которых преобладает частная собственность. В странах с развитой рыночной экономикой фундаментом являются товарищества, партнерства и другие формы малого бизнеса, созданные на основе индивидуальной, семейной, кооперативной формах частной собственности (до 90% всех предприятий страны, более 30% валового национального продукта большинства развитых стран); на фундаменте базируется средний слой - национальные корпорации; верхушкой экономики являются транснациональные корпорации;

· повсеместное распространение маркетинговой системы управления, еще до начала производства, на основе маркетинговых исследований рынка, позволяет установить оптимальный ассортимент и параметры качества создаваемой продукции; привести в соответствие с действующими на рынке ценами затраты предприятия; на основе стратегического планирования, распределить ресурсы компании и значительную часть этих ресурсов вложить в развитие человеческого капитала;

· активное государственное регулирование экономики, особенно социальной сферы. В большинстве стран с развитой рыночной экономикой финансирование значительной части расходов на НИОКР, поддержка сельского хозяйства и других отраслей, социальные расходы (на образование, социальное обеспечение, здравоохранение) осуществляется за счет бюджетных ассигнований;

В любой экономической системе производство товаров и услуг играет первичную роль совместно с дальнейшим их распределением, обменом, потреблением и перераспределением. Основные социально-экономические проблемы решаются по-своему в каждой экономической системе: что и как производить, на какой основе распределять созданный национальный продукт. В рамках той или иной экономической системы существуют многообразные модели экономического развития отдельных стран и регионов.

1 .2 Модели рыночной экономики

Национальные модели организации хозяйства значительно различаются, так как страны имеют своеобразную историю, разный уровень экономического развития, различные социальные и национальные особенности.

Современная рыночная экономика существует, прежде всего, в странах, которые являются членами Организации экономического сотрудничества и развития - ОЭСР (29 государств, в том числе США, Канада, Япония, Германия и т.д.).Как показывает опыт экономического развития этих стран, зрелая рыночная экономика возможна только в условиях зрелого капитализма. При таком общественном строе, прошедшем длительный исторический путь, развитие рыночных отношений явилось надежной основой для развития демократии, политических институтов, и в конечном итоге обусловило повышение жизненного уровня населения.

Анализируя опыт мирового развития, можно выделить, пять наиболее известных национальных моделей рыночной системы:

1. Американская модель - построена на принципах всестороннего поощрения предпринимательской активности, что в свою очередь позволяет обогатиться наиболее активной части населения. Приемлемый уровень жизни малообеспеченным слоям населения создается за счет различных льгот и пособий, а задача социального равенства вообще не ставится. Основанная на высокой производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха, американская модель характеризуется низкой долей государственной собственности, незначительным государственным регулированием, направленным на поддержание экономического равновесия и стабильной конъюнктуры. Эта модель особенно результативна на высоком уровне развития производительных сил, в условиях большой емкости внутреннего и внешнего рынков и при высоком уровне жизни населения;

2. Западноевропейская модель - сформированная после Второй мировой войны в условиях прихода к власти коалиции демократических сил, носит название социально ориентированной рыночной экономики. Эта модель характеризуется значительной долей в экономике государственного сектора в основном в сфере инфраструктуры (энергетика, портовое хозяйство, транспорт) и в добывающей промышленности; активным воздействием государства на функционирование национального рыночного хозяйства (составление и реализация общенациональных программ развития); выделением государства значительных средств на социальные нужды; глубокой межстрановой политической и экономической интеграцией. В западноевропейской модели выделяют несколько разновидностей - западногерманскую, шведскую и т.д. Эта модель наиболее результативна при строгом поддержании баланса интересов труда и капитала, слабее реагирует на изменение экономической конъюнктуры, чем американская модель, которая в последние годы уделяет больше внимания социальным вопросам;

3. Японская модель рыночной экономики - характеризуется отставанием уровня жизни населения от роста производительность труда, за счет чего снижается себестоимость продукции, а конкурентоспособность значительно повышается; эффективным и четким взаимодействием труда, капитала и государства для достижения национальных целей; активной ролью государства в модернизации экономики. Такая модель не возможна без высокоразвитого национального самосознания, приоритета интересов нации над интересами отдельного человека, готовности населения к определенным жертвам ради процветания страны. Японская модель получила распространение в значительной части стран Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока и особенно ощущается в практике экономического роста так называемых азиатских молодых тигров - Сингапура, Тайваня и Южной Кореи.

4. Латиноамериканская модель экономики - характеризуется интенсивным и часто не грамотным вмешательством в государства в экономику; высокой криминализацией общества и коррупцией. Производство ориентированно на удовлетворение спроса ведущих капиталистических стран, которые используют три предыдущие модели экономики, на дешевую рабочую силу и природные ресурсы;

5. Африканская модель экономики - основана на многообразии форм собственности и рыночных отношениях. В странах Африки можно наблюдать малограмотность в регулировании и управлении хозяйственными процессами на всех уровнях, от предприятий и компаний до государства в целом. И вряд ли африканцы могут создать современную экономику без помощи развитых капиталистических стран. Для данной модели характерны: активное применение силовых методов прямого государственного вмешательства в производство, эксплуатация неквалифицированного труда, неразвитость трудовых отношений и демократии вообще.

На первый взгляд, российскую модель экономики легче всего сравнить с латиноамериканской моделью, но проводимые в последние годы в России реформы позволяют надеяться, что наша экономика, помимо свойственных ей национальных черт, использует в своем развитии все самое важное и полезное из моделей экономики развитых стран, в особенности социальную направленность.

2. Налоги

2 .1 Краткая история налогов

История налогов уходит корнями в глубокую древность. Во всяком случае, документальные подтверждения их существования обнаруживаются примерно 2500 лет назад. Например, в Древнем Египте, где власть принадлежала мощной бюрократии, потребность в деньгах для содержания такого государственного аппарата оказалась столь велика, что породила множество разнообразных налогов. Налоговые чиновники (их функции в то время выполняли писцы - самые грамотные члены общества) сопровождали египтян даже в загробную жизнь: в гробницах фараонов среди статуэток прочих слуг, призванных сопровождать владыку после смерти, обнаруживаются и статуэтки писцов-налоговиков. Они должны были и на том свете помогать фараону, наполнять государственную казну. Основные проблемы, которые несколько тысяч лет определяли развитие способов налогообложения, можно сформулировать в виде двух простых вопросов: кто должен платить налоги с чего следует взимать налоги?

Ответ на первый вопрос на протяжении большей части известной нам истории человечества был один и тот же: платить налоги должно основное население - «неблагородные», т.е. крестьяне, ремесленники, торговцы, жители колоний. Это их обязанность, поскольку своими деньгами они должны обеспечивать доходы правителей страны и их придворных. Идея налогообложения как обязанности свободного гражданина страны родилась относительно недавно - после того как в Англии, США, а затем и странах Западной Европы возникли конституции и демократические государственные механизмы.

При этом к современному пониманию механизма налогообложения человечество пришло не сразу. Вначале преобладала идея дара - гражданин делал подарок властелину в благодарность за защиту от врагов.

Затем ее сменила идея смиренной просьбы правительства к народу о поддержке ради решения общих задач нации. Эта идея плавно переросла в представление о необходимости помощи граждан своему правительству денежными средствами. Четвертой ступенькой восхождения к современным налогам стала идея о жертвах, приносимых гражданами в интересах государства. Пятой - теория о долге гражданина перед государством.

Шестой уровень развития идеи налогообложения - убежденность в праве государства принудительно изымать деньги у граждан ради общего блага страны. И, наконец, на седьмой ступеньке налогового прогресса родилось представление о налогах как о необходимой плате за жизнь в цивилизованном обществе.

Что касается второго вопроса (с чего следует взимать налоги), то ответ на него человечество искало особенно долго, пытаясь определить способы взимания налогов, а точнее, ту базу, исходя из которой, можно определять размер налоговых платежей для граждан и предприятий. Пример римской системы налогообложения - один из этапов таких поисков.

Римские пошлины с вина - это косвенный налог, поскольку платить его должны были только те, кто вел торговлю вином. В ту же категорию попадает сбор за обмен и размен денег - его взимали лишь с тех, кому нужно было выполнить эти операции с денежными знаками. А вот сбор на золотой венок в качестве выражения верноподданнических чувств представителю высшей власти - это прямой налог, поскольку выражать верноподданнические чувства полагалось всем гражданам Рима.

Система налогообложения была столь тяжкой, что породила массовую коррупцию: налогоплательщикам было легче и дешевле платить взятки чиновникам, чтобы те не замечали неуплаты налогов. Чтобы исправить ситуацию, император Гай Юлий Цезарь (100 - 44 годы до н.э.) вынужден был пойти на налоговую реформу - уменьшить количество налогов и установить государственный контроль над налогообложением.

Эта реформа несколько улучшила ситуацию, но затем налоговое бремя римлян вновь стало возрастать, что, в конце концов, возможно, и стало одной из причин краха экономики, а затем и гибели великой Римской империи.

Увы, печальный опыт римского «налоготворчества» мало чему научил последующих правителей. Правда, во времена Средневековья налоги были мало распространены. Они были важнейшим источником доходов преимущественно для католической церкви. Содержание же короля, его двора, армии, равно как и благосостояние дворянства обеспечивались не столько за счет налогов, сколько за счет платы, которая взималась с крестьян, живших и работавших на землях этих феодалов. И о каких-либо принципах налоговой справедливости и рациональности в то время даже и говорить не приходится.

После распада феодальной системы основным объектом налогообложения закономерно стала земля - ведь именно она в те времена была главным источником богатства в экономике всех стран. Поначалу размер земельного налога определялся площадью сельскохозяйственных земель, и лишь потом родилась идея брать налог в зависимости от того годового дохода, который землевладелец мог получить от использования своей земли.

Но затем и этого показалось мало, и в североамериканских колониях Великобритании был введен всеобъемлющий налог на собственность. Надо сказать, что налоги издавна отражали изобретательность правителей всех стран и народов, а не только римских императоров. Например, в России известна история о том, как Петр I ввел налог на… бороды, чтобы, «ударяя по карману», приучить своих подданных ежедневно бриться. Уплата такого налога подтверждалась специальным жетоном, который каждый бородач должен был носить с собой, чтобы его случайно не побрили насильно в наказание за неуплату.

Родившись из натуральных сборов, налоги получили широкое распространение после введения денежной системы. При этом особенно докучающим людям способом налогообложения были целевые налоги. В их основе лежала весьма нехитрая идея: «Есть определенная государственная нужда? Введем для покрытия связанных с ней расходов новый налог».

Изучая построенные на этой идее древние налоговые системы, можно лишь поражаться тому, как люди вообще ухитрялись выживать и продолжать заниматься хозяйственной деятельностью при том изобилии целевых и прочих налогов, которое обрушивали на них власть предержащие.

Непомерное налоговое бремя постоянно вызывало раздражение граждан самых разных стран и вело даже к восстаниям (историки насчитывают только в Европе более 80 таких «налоговых бунтов»). Одним из самых знаменитых стало «бостонское чаепитие».

Эти и многие подобные события, в конце концов, заставили государственных деятелей и ученых задуматься о том, как сделать налоговые системы более разумными, простыми и соответственно менее раздражающими налогоплательщиков.

В итоге главным источником государственных доходов стали налоги на доходы граждан и организаций. Это было вполне закономерно, так как становление после промышленной революции нового устройства экономической жизни общества привело к появлению вместо практически единственного источника доходов - земли - множества видов доходов и богатства.

Впервые прообраз современного налога на доходы был введен в Англии в 1799 году в связи с необходимостью найти деньги для войны с Наполеоном. Возрожденный спустя десятилетия, он стал образцом для аналогичных налогов в других странах. Но и там он приживался столь же тяжело, как и в Англии. И это не удивительно, поскольку любые новшества в налоговой сфере всегда встречают сопротивление налогоплательщиков, объявляющих новый налог неразумным или несправедливым.

В чем-то они правы, так как идеальных налогов не существует, и потому по сей день налоговое творчество не прекращается во всех странах мира. Ученые-экономисты и сотрудники налоговых служб пытаются найти такое устройство налоговой системы, которое позволяло бы, с одной стороны, собрать в бюджет суммы, достаточные для финансирования деятельности государства, а с другой - не подавляло бы экономической активности в стране.

Крайний взгляд здесь представляет теория, разработанная в XIX в. американским экономистом Г. Джорджем. Он полагал, что для процветания нации надо отменить все виды налогов, кроме налога на землю (ведь земля не может «убыть» и ее от налогообложения не скроешь). Самое любопытное, что за столетие, прошедшее с момента рождения этой теории, было собрано немало доказательств ее разумности, и все же ни одна страна не решилась принять ее на вооружение полностью.

Поиск идеальной системы налогообложения продолжается, и, наверное, он будет бесконечен, поскольку налоги должны приноравливаться и к особенностям страны, и к обычаям ее граждан, и к стадии экономического развития, на которой эта страна находится.

2 .2 Экономическая с ущность налогов , их классификация

Экономическая сущность налогов была впервые исследована в работах английского экономиста Д. Риккардо: «Налоги составляют ту долю продукта и труда страны, которая поступает в распоряжение правительства, они всегда уплачиваются, в конечном счете, из капитала или из дохода страны». Таким образом, экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое назначение - мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. Поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей двумя функциями: фискальной и экономической. С помощью первой формируется бюджетный фонд; реализуя вторую, государство влияет на производство, стимулируя или сдерживая его развитие, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

А. Смит в определение налога привнес понятие справедливости, без соблюдения которой налог, возможно, перестает быть налогом и переходит в разряд штрафов, налагаемых государством, либо приобретает черты вымогательства или даже грабежа.

Таким образом, налог - это индивидуально безэквивалентное движение денежных средств от индивидуума к государству с целью формирования денежного фонда, используемого для выполнения государством своих функций, причем налог должен взиматься с соблюдением определенных принципов, обеспечивающих справедливость (по отношению к плательщику) и достижение большей эффективности взимания налогов.

Определенный вклад в теорию налогов внесли ученые-экономисты А. Тривус, Н. Тургенев, А. Соколов.

Так, по мнению Н. Тургенева, «налоги суть средства к достижению цели общества или государства, то есть той цели, которую люди себе предполагают при соединении своем в общество, или при составлении государств».

А. Тривус считал, что «налог представляет собой принудительное изъятие от плательщика некоторого количества материальных благ без соответствующего эквивалента». Конечно, в некотором отношении эквивалентом являются те услуги, которые оказывает плательщику государственная власть.

А. Соколов утверждал, что «под налогом нужно разуметь принудительный сбор, взимаемый государственной властью с отдельных хозяйствующих лиц или хозяйств для покрытия его расходов или для достижения каких-либо задач экономической политики, без предоставления плательщикам его специального эквивалента».

В специальной экономической литературе можно встретить и другие утверждения сущности налогов.

Так, например, доктор экономических наук Д. Черник определяет сущность налогов как «изъятие государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса».

По мнению И. Черкасовой и Т. Жуковой, экономическую сущность налогов можно представить следующим образом. «Общество производит определенные товары и оказывает различные услуги. В процессе производства товаров и в ходе действия механизма рыночной цены формируются доходы хозяйствующих субъектов. Государство путем изъятия части доходов, сформированных в процессе деятельности хозяйствующих субъектов, формирует доходную часть бюджета.

Через налоги осуществляется перераспределение совокупного продукта общества между его реальными производителями и государством. Совокупная стоимость всех товаров и услуг, произведенных в течение года на территории страны без распределения ресурсов, использованных на производство, составляет валовой внутренний продукт (ВВП). Основным методом перераспределения ВВП стало прямое изъятие государством в свою пользу его определенной части. Это применяется для формирования централизованных финансовых ресурсов (бюджета) государства, что и составляет экономическую сущность налогообложения. Объем ВВП определяет возможности удовлетворения общегосударственных потребностей и расширения общественного производства».

Таким образом, экономическая сущность налогов вытекает из природы налогов, а так же из их исторического характера. Учеными выделяются такие специфические особенности налогов как экономической категории:

· устойчивые внутренние свойства - обязательный, целевой, законодательно - правовой характер; индивидуальность, безэквивалентность и другие;

· закономерности развития, которые характерны для всех стран, несмотря на национальные особенности;

· налогу присущи свои отличительные признаки проявления в отличие от других категорий, таких как: цена, кредит, финансы. К таким признакам, во-первых, относится его обязательность и всеобщность; это означает, что каждый должен уплачивать законно установленные налоги, кроме того, субъект налогообложения не может отказаться от выполнения возложенной на него обязанности по уплате налогов. Второй признак налогов - смена собственника; доля частной собственности (в денежной форме) переходит государству, поступая в централизованные денежные фонды (бюджетные фонды), в которых налоговые поступления обезличиваются.

· Так же важным признаком налога является его безвозвратность и безвозмездность, т.е. налог никогда не возвращается налогоплательщику налога, уплативший налог не получает ничего взамен.

Таким образом, можно сказать, что категория «налог» представляет собой систему налоговых отношений, возникающих между налогоплательщиками, с одной стороны, и центральными, региональными властями - с другой, по поводу перераспределения части дохода собственника, обособленного от государства.

При разнообразии налогов правильная классификация, устанавливающая их различия и сходства, необходима не только для финансовой науки, но и для практики. Особые свойства отдельных групп налогов требуют особых условий обложения и взимания, соответствующих административно-финансовых мер. Критерии, лежащие в основе классификации налогов, определяют ее качество и степень действенности мер фискального регулирования.

Классификация налогов может быть проведена по нескольким различным основаниям: по характеру взимания налоговых ставок (см. рис. 1) по механизму формирования (см. рис. 1), по уровню взимания (см. рис. 2), использованию, объекту и субъекту обложения и др.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Рис. 1. Формы налоговых ставок

Размещено на http://www.allbest.ru/

Рис. 2. Виды налогов по механизму формирования

Простота налогообложения позволяет обеспечить казну доходами с минимальными издержками, она же делает ее понятной налогоплательщику и развивает чувство ответственности, заставляя отказаться от соблазна уклонения от уплаты налога.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Рис. 3. Уровни взимания налогов России

2.3 Функции налогов

Экономическая сущность налога проявляется через его функции. Каждая из выполняемых налогом функций проявляет внутреннее свойство, признаки и черты данной экономической категории, а также показывает, каким образом реализуется общественное назначение налога, как части единого процесса воспроизводства, как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.

В настоящее время в экономической науке нет единой, устоявшейся точки зрения на количество выполняемых налогом функций. При этом одни ученые называют только две такие функции - фискальную и экономическую. По мнению других, кроме фискальной функции налоги выполняют, по меньшей мере, еще три: распределительную, стимулирующую и контрольную. Подобный разброс мнений далеко не случаен, поскольку сторонники наличия сверх фискальной функции только одной экономической (или распределительной, или регулирующей) функции при раскрытии ее экономической сути определяют различные сегменты этой функции, отображающие процессы распределения, стимулирования и контроля. Иначе и не может быть, поскольку все функции налога не могут существовать независимо одна от другой, они взаимосвязаны, взаимозависимы и в своем проявлении представляют собой единое целое.

Некоторые ученые, выделяя две функции, вместо названия «экономическая» употребляют термины «регулирующая» или «распределительная», закладывая в них тот же экономический смысл.

Разграничение функций налога носит в значительной мере достаточно условный характер, поскольку они осуществляются одновременно и отдельные черты одной функции непременно присутствуют в других функциях. Экономическая мудрость органов власти как раз и состоит в том, чтобы при умелом сочетании всех присущих налогу функций исходя из экономической, социальной и политической обстановки в обществе усиливать влияние одних функций и ослаблять действие других.

Фискальная функция является основной функцией налога. Она изначально характерна для любого налога, для любой налоговой системы любого государства. И это естественно, ведь главное предназначение налога - образование государственного денежного фонда путем изъятия части доходов предприятий и граждан для создания материальных условий функционирования государства и выполнения им собственных функций - обороны страны и защиты правопорядка, решения социальных, природоохранных и ряда других задач. Благодаря именно фискальной функции создаются реальные объективные предпосылки для вмешательства государства в экономические отношения, т.е. в процесс перераспределения части стоимости ВВП. Именно фискальная функция предопределяет появление и проявление других функций налога.

Наиболее тесно связана с фискальной функцией налога его распределительная функция , выражающая экономическую сущность налога как особого централизованного, фискального инструмента распределительных отношений. Суть данной функции заключается в том, что с помощью налогов через бюджет и установленные законом внебюджетные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную, осуществляет финансирование крупных межотраслевых целевых программ, имеющих общегосударственное значение. Система налоговых ставок, права органов государственной власти субъектов Федерации и местного самоуправления по их установлению, а также бюджетная система позволяют перераспределять финансовые ресурсы и по территориям страны.

Устанавливая систему налогов с физических лиц, государство осуществляет перераспределение доходов своих граждан, направляя часть финансовых ресурсов наиболее обеспеченной части населения на содержание наименее обеспеченной.

Как активный участник распределительных и перераспределительных процессов, налоги не могут не оказывать существенного воздействия на сам процесс воспроизводства. Здесь находит свое проявление стимулирующая функция налогов. Ее практическая реализация осуществляется через систему налоговых ставок и льгот, налоговых вычетов и налоговых кредитов, финансовых санкций и налоговых преференций. Немаловажное значение в реализации этой функции имеет и налоговая система сама по себе: вводя одни налоги и отменяя другие, государство стимулирует развитие определенных производств, регионов и отраслей, одновременно сдерживая развитие других.

С помощью налогов государство целенаправленно влияет на развитие экономики и ее отдельных отраслей, структуру и пропорции общественного воспроизводства, накопление капитала. При этом проявляется тесная связь стимулирующей функции налогов с распределительной функцией.

С распределительной и фискальной функциями тесно связана контрольная функция налогов. Механизм этой функции проявляется, с одной стороны, в проверке эффективности хозяйствования и, с другой стороны, в контроле за действенностью проводимой экономической политики государства. Действительно, в условиях острой конкуренции, свойственной рыночной экономике, налоги становятся одним из важнейших инструментов независимого контроля за эффективностью финансово-хозяйственной деятельности. При прочих равных условиях из конкурентной борьбы выбывает в первую очередь тот, кто не способен рассчитаться с государством.

Одновременно с этим нехватка в бюджете финансовых ресурсов сигнализирует государству о необходимости внесения изменений или в саму налоговую систему, или в социальную политику, или в бюджетную политику.

3. Налог как инструмент рыночной экономики

3.1 Структура налогообложения стран с развитой рыночной экономикой

Система налогообложения обеспечивает эффективное перераспределение финансовых ресурсов в государстве, а также является средством регулирования экономики, осуществления структурной и социальной политики. В последние годы доля национальных налоговых доходов в ВВП развитых стран составляла от 34 до 55%

По структуре налогообложения большинство развитых стран подразделяются на две группы: страны, где наибольшую долю составляет прямое налогообложение (США и др.), и государства преимущественно с косвенным налогообложением (страны ЕС и др.).

Прямое налогообложение

Для налоговой системы США характерно параллельное использование основных видов налогов федеральным правительством, правительствами штатов и местными органами власти. Основными в налоговой системе федерального правительства США является подоходный налог, в налоговых системах штатов - универсальные и специфические акцизы, в местных налоговых системах - поимущественный налог. В настоящее время в прямых налогах более 40% приходится на федеральный подоходный налог, являющийся самым крупным источником пополнения бюджета.

Объектом налогообложения подоходным налогом с физических лиц является личный доход от некорпоративного бизнеса, из которого при налогообложении вычитаются «деловые издержки», связанные с его получением (расходы на ведение предпринимательской деятельности, на транспорт, на спецодежду и др.). Обложению подоходным налогом подлежат все доходы физических лиц - заработная плата работающих по найму, доходы лиц свободных профессий, гонорары, поступления от индивидуальной предпринимательской деятельности.

При начислении данного налога учитываются некоторые особенности налогоплательщика: наличие детей, иждивенцев; проживание в собственном или арендованном доме; состояние здоровья и т.д. Подоходный налог взимается по прогрессивным ставкам, т.е. увеличивается по мере роста дохода. Однако при превышении доходом определенного уровня начитает действовать регрессивная шкала налогообложения.

Косвенное налогообложение

Для налоговой системы стран-членов ЕС характерна обратная пропорция: доля подоходного налога меньше доли налогов на потребление. Значительный интерес представляет система налогообложения ФРГ, основанная на принципе множественности налогов (их около 50 видов) и имеющая федеративное устройство. По каждому виду налогов приняты специальные законы.

Важнейшим налогом на потребление в ФРГ является налог на добавленную стоимость (НДС). Наряду со стандартной ставкой действует льготная, которая распространяется на некоторые сельскохозяйственные товары, продовольствие, медицинское обслуживание, печатные издания, пассажирский транспорт и другие услуги общественного назначения. Не облагаются налогом поставки товаров на экспорт, для морского флота и гражданской авиации, а также кредитные операции и операции с ценными бумагами.

Японский феномен

Япония не относится к указанным двум основным группам, так как доли подоходного налога и налогов на потребление равны. Значительные средства правительство Японии получает от отчислений во внебюджетные фонды. К этим отчислениям относятся взносы на социальное страхование и обеспечение лиц наемного труда.

В части, уплачиваемой лицами наемного труда с заработной платы, такие взносы относятся к прямым налогам, а в части дополнительных сборов, включаемых в цену производимых товаров и услуг и перекладываемых на потребителя - к косвенным.

Источником финансирования социального обеспечения являются фонды государственного социального страхования, средства государственного и местного бюджетов, пенсионные фонды предприятий. Фонды государственного социального страхования создаются за счет взносов трудящихся (прямых вычетов из доходов) и дотаций из государственного бюджета. Ресурсы этих фондов дополняются доходами, полученными от их инвестиционной деятельности. Взносы на социальное страхование являются обязательными и представляют собой форму налогового платежа.

Реформы в сфере налогообложения

В последние годы правительства большинства развитых стран приступили к реформированию национальных систем налогообложения, что способствовало снижению ставок некоторых видов налогов. В числе важных причин снижения ставок налогов - поддержка деятельности местных компаний и стимулирование притока иностранных инвестиций в страну. Примером может служить Ирландия, где низкий «потолок» корпоративного налога обеспечивает увеличение притока капиталовложений из-за рубежа. В то же время в Германии, например, несмотря на высокопрофессиональную рабочую силу, хорошо развитую инфраструктуру и другие привлекательные для иностранных инвесторов факторы, высокие налоги часто препятствуют увеличению капиталовложений.

Следует напомнить, что низкие налоговые ставки не всегда являются показателем низкого налогового бремени, поскольку величина последнего зависит, в том числе от налогооблагаемой базы и налоговых скидок.

3.2 Роль налогов в формировании бюджета. Страны с рыночной экономикой и Россия

налог рыночный бюджет

Общеизвестно, что в странах с рыночной экономикой налоги являются важнейшей компонентой доходной части государственного бюджета. Поэтому основная задача органов государственного управления заключается в нахождении варианта налоговой системы, оптимально сочетающей интересы государства и налогоплательщиков. Эта задача предопределяет важность усовершенствования налоговой системы государства и экономического анализа результатов ее деятельности.

Доля налогов с организаций в общей структуре налоговых поступлений в бюджеты промышленно развитых стран сейчас самая высокая за период с 1960-х годов - к такому выводу пришла Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). За последнее десятилетие средняя доля налога на прибыль организаций в структуре налоговых поступлений увеличилась более чем на один процентный пункт до 9%. Увеличение поступлений от налога на корпорации в определенной степени компенсирует сокращение бюджетных доходов вследствие уклонения от уплаты налогов и налоговой конкуренции между отдельными странами. Доля налога на прибыль организаций в налоговых доходах стран ОЭСР неодинакова: в Германии - всего 4%, а в Люксембурге - 19%.

Крупнейшим источником налоговых поступлений сейчас является не подоходный налог, как ранее, а взносы в социальные фонды. В целом, в течение последнего десятилетия прекратилось увеличение налогового бремени. Отношение налоговых поступлений к ВВП снизилось в 2003 году до 36,3% с 36,4% в 2002 году и пиковых 37,1% в 2000 году. Эти изменения стали отражением цикличности экономики и сокращения налоговой нагрузки на доходы частных лиц и корпораций.

Средняя налоговая нагрузка на прибыль организаций в странах ОЭСР снизился с 33,6% в 2000 году до 29,8% в 2004, а нагрузка на доходы частных лиц - с 47,1% до 44%.

Доля подоходного налога в налоговых поступлениях сократилась с 30% в начале 80-х годов прошлого века до 25% в настоящее время. Скорее всего, это объясняется неприятием избирателями политики повышения налогов и опасениями возможных негативных последствий высоких налогов для экономики. Показатели по отдельным странам разнятся: от 11% в Словакии до 53% в Дании. Доля социальных взносов в налоговых поступлениях составила в 2003 году 26% (18% в 1965 году). Это связано с увеличением расходов на выплату социальных пособий вследствие роста безработицы, старения населения и расширения программ здравоохранения.

Структура доходной части Федерального бюджета России в 2006 г. представлена на рис. 4.

Рис. 4. Федеральный бюджет РФ в 2006 г., доход, млрд. руб., %

Из рис. 4 видно, что налоговые поступления составляют 60% всех поступлений в бюджет РФ. И большая часть поступлений приходится на НДС.

Заключение

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения тесной связи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от их ведомственной подчиненности видов собственности и организационно-правовой формы.

С помощью налогов определяется взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех видов собственности с государственными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями.

При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включающая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

Через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

Налоговая политика теснейшим образом связана с проведением ценовой политики, что является главным регулятором рыночного хозяйства.

Налоговая система должна быть по возможности стабильна и устойчива, в противном случае предпринимателям невозможно прогнозировать последствия принимаемых решений. Это ставит преграду на пути развития предпринимательства, а значит и формирования рыночных отношений.

Налоги необходимы для содержания государственного аппарата, армии. Создания различных социальных фондов и для проведения других государственных мероприятий, связанных с обеспечением жизнедеятельности народного хозяйства.

Список литературы

1. Большой Энциклопедический словарь / под редакцией А.М. Прохорова, 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Большая Российская энциклопедия, СПб.: Норинт, 2005 г. - 1456 с.

2. Ивашковский С.Н. Макроэкономика: Учебник. 2-е изд., испр., доп., - М.: дело, 2003. - 472 с.

3. Исаева, Л.А. Экономическая теория: учеб. пособие для вузов / Л.А. Исаева, Г.Г. Романова, Л.Р. Шурипа, И.В. Родионова, С.В. Гук. - Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2006. - 138 с.

4. Кудров В.М. Мировая экономика: Учебник / Москва: Дело, 2004. - 515 с.

5. Нестерова. А.Д. Государственное регулирование экономики: Курс лекций / Калининград КГУ, 2002 - 63 с.

6. Новиков М.В. Государственное регулирование экономики: конспект лекций Таганрог.: Изд-во ТГРУ. - 2004. - 156 с.

7. Проблемы макроэкономического регулирования / А.И. Лученок, О.Л. Шулейко, О.И. Румянцева, М.В. Маркусенко и др. - Мн.: Право и экономика. 2005. - 178. с.

8. Россия в цифрах. 2007: Краткий статистический сборник / Росстат - М., 2007. - 494 с.

9. Хаустов Ю.И. Механизм функционирования рыночной экономики: учебное пособие / Воронеж, изд-во ВГУ, 2006. - 138 с.

10. Экономика: лекционные материалы: Бондин С.И.М.: Финансы и статистика. - 2004. - 144 с.

11. Экономика: учебник / под ред. д-ра экон. наук, проф. Булатова А.С. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2005 г. - 831 с.

12. Яллай В.А Макроэкономика. Псков, ПГПИ, 2003. 104 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Сущность, основные функции, принципы и классификация налогообложения. Роль налогов в формировании доходов государства. Налоговая система в странах с развитой рыночной экономикой. Тенденции и перспективы развития налоговой системы в развитых странах.

    курсовая работа , добавлен 18.09.2013

    Методы государственного регулирования экономики и их основные инструменты - налоги и дотации. Роль налогов в формировании доходов бюджетов разных уровней. Проблемы налогообложения и дотирования рыночной экономики, предложения по их совершенствованию.

    курсовая работа , добавлен 23.05.2009

    Роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики. Возникновение и развитие налогов, социально-экономическая сущность. Состав местных и республиканских налогов и сборов. Налог на недвижимость, экологический налог. Налоговый рывок 2011 г.

    курсовая работа , добавлен 08.12.2010

    История возникновения и развития налогов и налогообложения. Взаимосвязь моделей рыночной экономики и системы налогообложения. Характеристика и особенности налогообложения в США, Германии и России. Состав налогов и правовые основы налоговой системы РФ.

    реферат , добавлен 10.10.2010

    Экономическая сущность налогов, их виды, функции. Основные принципы налогообложения. Налоги в зависимости от характера ставок. Механизмы совершенствования налоговой системы, адекватной требованиям рыночной экономики. Упоминание о налогах в литературе.

    презентация , добавлен 17.02.2015

    Основные принципы систем налогообложения имущества физических лиц в странах с развитой рыночной экономикой. Сущность налога на имущества физических лиц в Российской Федерации. Роль налога на имущество физических лиц в бюджетах муниципальных образований.

    курсовая работа , добавлен 25.12.2011

    Налоговая система один из главных элементов рыночной экономики, инструмент воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. Адаптация налоговой системы к новым общественным отношениям.

    контрольная работа , добавлен 20.03.2009

    Понятие термина "налог". Сущность налогообложения, главные принципы, классификация и основные этапы его развития. Функции государства в экономической (рыночной) системе. Функции налогов. Налоговая система и принципы ее построения. Основные виды налогов.

    реферат , добавлен 28.11.2008

    Понятие, функции, сущность налога и налоговой системы, существующие виды налоговых систем. Особенности налоговой системы Российской Федерации, ее недостатки, основные пути развития и реформы. Сравнение налоговых систем ряда стран с рыночной экономикой.

    курсовая работа , добавлен 29.11.2011

    Сущность, функции и основные принципы налогообложения. Взгляды теоретиков на роль налогов в экономике. Анализ различных моделей налоговой политики в условиях рыночной экономики. Налоговая политика как инструмент государственного регулирования экономики.

Налоги составляют неотъемлемый элемент рыночной экономики. Исторически сформировались две моделей рыночной экономики:

Либеральная модель - незначительное вмешательство государства в хозяйственные процессы; узкий государственный сектор экономики; широкая свобода хозяйствующих субъектов; минимальное участие государства в решении социальных задач; опосредованный монетарный характер государственного регулирования, которое ограничивается главным образом макроэкономическими процессами; патернализм государства направлен лишь на бедные слои населения. Такая модель сложилась в США, Англии, Франции;

Социально ориентированная модель - большая степень государственного регулирования; значительный госсектор; высокая степень регламентации рынка не только на макро- но и на микроуровне; государственный патернализм направлен почти на все слои населения. Такая модель сложилась в Германии, Норвегии, Швеции, Австрии, Японии. В российской экономике происходит возрождение рыночных отношений. При том, что в России развиваются либерально-рыночные тенденции, это пока не сопровождается снижением налогового бремени. На этом основании можно утверждать, что в стране в настоящее время сложилась некая смешанная рыночная модель, сочетающая в себе элементы двух указанных моделей. Выбор той или иной модели рынка определяет налоговую емкость (налоговое бремя, налоговый гнет, налоговый пресс) производства. Либеральная модель позволяет государству взимать минимум налогов, а социально ориентированная предполагает высокие ставки налогообложения, широкий круг плательщиков, незначительные льготы.

Налоговое бремя может исчисляться для экономики страны в целом и для конкретных налогоплательщиков. Налоговое бремя на макроуровне определяется как отношение общей суммы взимаемых налогов к величине совокупного национального продукта и показывает, какая часть произведенного общественного продукта перераспределяется в результате действия бюджетных механизмов. В экономически развитых странах с социально ориентированной экономикой среднее значение налогового бремени составляет 40 - 45%. В России этот показатель несколько выше: с учетом поступлений во внебюджетные фонды он равен примерно 48%. Для конкретного налогоплательщика налоговое бремя показывает долю совокупного дохода этого лица, которая отчуждается в бюджет. Практически берется отношение суммы всех начисленных налогов и налоговых платежей (иногда сюда включаются и платежи во внебюджетные фонды) к объему реализации. Показатель налогового бремени зависит от вида деятельности плательщика. Так, на предприятиях, занимающихся производством вин и ликеро-водочных изделий, он достигает 50%, т.к. в цене этой продукции велика доля акцизов, сельскохозяйственные предприятия, имеющие много налоговых льгот, несут налоговое бремя, не достигающее и 10% .

От величины налогового бремени зависит объем изымаемых в бюджет средств. Но связь этих двух показателей не является ни прямой, ни обратной, а носит сложный характер и описывается так называемой кривой Лаффера (рис. 1 приложений). Американский экономист Артур Лаффер из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе описал связь между ставками налогов и объемом налоговых поступлений в государственный бюджет. По мере роста ставки (Т) от нуля до 100% налоговые поступления растут от нуля до определенного максимального уровня (Дмакс), а затем вновь снижаются до нуля. Налоговые поступления падают после некоторого значения ставки, поскольку более высокие ставки налога сдерживают активность хозяйствующих субъектов, а потому налоговая база (на макроуровне - национальный продукт и доход) сокращается. Так, налоговые поступления при ставке 100% сокращаются до нуля, ибо такая ставка налога фактически имеет конфискационный характер и останавливает всякую производственную деятельность плательщиков. В свою очередь, 100-процентный налог, приложенный к налоговой базе, равной нулю, приносит нулевой налоговый доход. Если экономика находится в точке А, снижение ставок налога совместимо с сохранением устойчивых налоговых поступлений. При переходе от точки А к точке В, т.е. при значительном снижении налоговой ставки, в бюджет будет поступать равный объем средств. Отсюда вывод: более низкие ставки налогов создают стимулы к работе, сбережениям и инвестициям, инновациям, принятию деловых рисков. В результате создаются предпосылки расширенного воспроизводства национального продукта и национального дохода. Расширившаяся налоговая база сможет поддержать налоговые поступления на прежнем уровне, даже если ставки налога снизятся .

Параметры кривой Лаффера носят эмпирический характер. Это означает, что на практике сложно ответить на вопрос, при какой конкретной ставке налога начинается снижение налоговых поступлений в бюджет. Кривая Лаффера может быть представлена и в иной форме, показывающей, куда перемещается предпринимательская деятельность при превышении определенного значения налоговых ставок, т.е. при нарушении принципа соразмерности налогообложения (рис. 2 приложений). При увеличении налоговых ставок в начале кривой побудительные мотивы хозяйствующих субъектов и населения серьезно не затрагиваются и заинтересованность в легальных доходах, а также общий объем производства сокращаются медленнее, чем возрастает ставка. Поскольку уменьшение налогооблагаемой базы происходит медленнее, чем увеличение ставки, доходы бюджета возрастают. Но как только ставка достигает некоторого уровня, дальнейшая уплата налога ведет к заметному сокращению чистого дохода плательщика. Начинается спад хозяйственной активности. Уклонение от налогов приобретает массовый характер. Предпринимательская деятельность перемещается из легальной сферы в тень. Несмотря на рост налоговых ставок, бюджетные доходы сокращаются, поскольку сокращается реальная налогооблагаемая база.

Экономическую сущность налогов составляют изъятия государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта (ВВП) в виде обязательного взноса. Всеобщим исходным источником налоговых отчислений, сборов, пошлин и других платежей независимо от объекта налогообложения является ВВП, который образует первичные денежные доходы участников общественного производства и государства: оплата труда работников, прибыль предприятий и централизованный доход государства (налоги в бюджет, а социальные отчисления - во внебюджетные фонды). Распределение ВВП предусматривает 2 стадии: вначале образуются первичные денежные доходы; затем денежные доходы участников общественного производства распределяются в пользу государства: трудящиеся платят подоходный налог в бюджет и производят отчисления в пенсионный фонд, предприятия платят налоги на прибыль и другие налоговые платежи, сборы.

Налогообложение в любом цивилизованном государстве должно визироваться на определенных принципах - основополагающих идеях и положениях, существующих в налоговой сфере. Эти принципы во все времена были предметом особого внимания со стороны общества, так как от них во многом зависело социально-экономическое благополучие и спокойствие населения. Основоположник классической политической экономии шотландский философ и экономист Адам Смит (1723-1790) в своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) сформулировал четыре принципа, актуальных и в настоящее время:

Принцип справедливости, утверждающий всеобщность налогообложения и равномерность распределения налогов между гражданами (равная обязанность граждан платить налоги) соразмерно с их доходами («...соответственно их доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства»). Этот принцип означает, что налоги должны взиматься с учетом возможностей налогоплательщика, который обязан принимать участие в финансировании соответствующей части расходов государства. Государственные налоги и расходы должны влиять на распределение доходов. Налоговое бремя возлагается на одних лиц, привилегии предоставляются другим .

В настоящее время для наглядного представления степени неравенства доходов используется так называемая кривая Лоренца (рис. 3 приложений). Абсолютно равномерное распределение доходов (абсолютное равенство) представлено на этой схеме биссектрисой ОСА, которая указывает на то, что любой данный процент семейных хозяйств получает соответствующий процент дохода: на 20% хозяйств приходится 20% доходов, на 40% хозяйств - 40% доходов и т.д. Область между линией, обозначающей абсолютное равенство, и кривой Лоренца (О-Е-А) отражает степень неравенства доходов. Чем шире эта область, тем больше степень неравенства доходов. Если бы фактическое распределение доходов было абсолютно равным, кривая Лоренца и биссектриса совпали бы и разрыв исчез. Напротив, на кривой О-В-А показана ситуация абсолютного неравенства: 1% хозяйств имеют 100% доходов, в то время как другие хозяйства вообще не получают никакого дохода .

Применительно к анализу налогообложения, используя кривую Лоренца, можно прийти к заключению, что прогрессивные налоги уменьшают неравенство: они делают распределение посленалоговых доходов более равномерным по сравнению с распределением предналоговых доходов. Из этого следует вывод: прогрессивное налогообложение более справедливо, поскольку обеспечивает большее равенство плательщиков;

Принцип определенности, согласно которому сумма, способ и время платежа должны быть совершенно точно и заранее известны налогоплательщику. Это устойчивость основных видов налогов и налоговых ставок в течение ряда лет. В то же время налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к изменяющимся социально-экономическим условиям;

Принцип удобности - налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые наиболее удобны для плательщика. Система и процедура выплаты налогов должны быть понятными и удобными для налогоплательщиков;

Принцип экономии, т.е. сокращение издержек взимания налога, рационализация системы налогообложения. Суммы сборов по каждому конкретному налогу должны в соответствии с рассматриваемым принципом существенно превышать затраты на его сбор и обслуживание .

Немецкий экономист Адольф Вагнер (1835-1917) в конце прошлого века концептуально дополнил принципы А. Смита. Смит считал налоги источником покрытия непроизводительных затрат государства и потому защищал права налогоплательщиков. Вагнер руководствовался теорией коллективных потребностей и, следовательно, первостепенное значение придавал финансовым принципам достаточности и эластичности налогообложения. Принципы налогообложения стали представлять собой систему, которая учитывала интересы и налогоплательщиков, и государства с приоритетом последнего. То есть финансовая наука поставила вопрос о сбалансированности финансовых интересов государства и налогоплательщиков. А. Вагнер предлагал 9 основных правил, объединенных в четыре группы:

I. Финансовые принципы организации налогообложения:

1) достаточность налогообложения;

2) эластичность (подвижность) налогообложения.

II. Народнохозяйственные принципы:

3) надлежащий выбор источника налогообложения, т.е., в частности, решение вопроса, должен ли налог падать только на доход или капитал отдельного лица либо населения в целом;

4) правильная комбинация различных налогов в такую систему, которая считалась бы с последствиями и условиями их переложения.

III. Этические принципы (принципы справедливости)

5) всеобщность налогообложения;

6) равномерность налогообложения.

IV. Административно-технические правила (принципы налогового управления):

7) определенность налогообложения;

8) удобство уплаты налога;

9) максимальное уменьшение издержек взимания.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие, функции, сущность налога и налоговой системы, существующие виды налоговых систем. Особенности налоговой системы Российской Федерации, ее недостатки, основные пути развития и реформы. Сравнение налоговых систем ряда стран с рыночной экономикой.

    курсовая работа , добавлен 29.11.2011

    Роль налоговой системы в рыночной экономике, ее особенности и недостатки в России на сегодняшнем этапе. Налоговые теории XVII-XIX вв. Экономическая сущность налогообложения. Налоги в общих экономических теориях XX в., кейнсианство и неоклассицизм.

    курсовая работа , добавлен 11.05.2014

    Определение недвижимого имущества. Основные принципы систем налогообложения имущества физических лиц в странах с развитой рыночной экономикой. Текущее состояние налоговой системы Российской Федерации. Особенности налогообложения недвижимого имущества.

    курсовая работа , добавлен 14.01.2015

    Роль налога на добавленную стоимость (НДС) в налоговых системах стран с развитой рыночной экономикой. Сущность, система исчисления, методы учета и расчета, ставки и документальное оформление НДС в РФ, а также предпосылки и особенности его реформирования.

    курсовая работа , добавлен 15.02.2010

    Сущность, функции и основные принципы налогообложения. Взгляды теоретиков на роль налогов в экономике. Анализ различных моделей налоговой политики в условиях рыночной экономики. Налоговая политика как инструмент государственного регулирования экономики.

    курсовая работа , добавлен 25.03.2011

    Понятие налоговой системы, ее структура и взаимодействие отдельных элементов, принципы ее построения в России. Регулирование рыночной экономики с помощью налоговой системы в рыночной экономике, современное состояние и направления совершенствования.

    курсовая работа , добавлен 10.01.2014

    Налоговая система РФ, её сущность, принципы построения, виды налогов и сборов. Особенности налогообложения в Канаде и США: сравнительная характеристика налоговых систем, возможность использования опыта в реформировании российской налоговой системы.

    курсовая работа , добавлен 30.11.2010

    Сущность, основные функции, принципы и классификация налогообложения. Роль налогов в формировании доходов государства. Налоговая система в странах с развитой рыночной экономикой. Тенденции и перспективы развития налоговой системы в развитых странах.

    курсовая работа , добавлен 18.09.2013

1.3. Принципы налогообложения в рыночной экономике


Обязательные сборы с физических и юридических лиц, проводимые государством на основе государственного законодательства, подразделяются на части. Различают твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки.

Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу налогообложения, независимо от размеров дохода.

Пропорциональные - действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины.

Прогрессивные ставки предполагают возрастание величины ставки по мере роста дохода. Прогрессивные налоги – это те налоги, бремя которых сильнее давит лиц с большими доходами.

Регрессивные ставки предполагают снижение величины ставки по мере роста дохода. Регрессивный налог может и не приводить к росту абсолютной суммы поступлений в бюджет при увеличении доходов налогоплательщиков.

По платежеспособности налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги платятся субъектами налога непосредственно и прямо пропорциональны платежеспособности. Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене.

В зависимости от использования налоги делятся на общие и специфические. Общие налоги используются на финансирование текущих и капитальных расходов государственного и местных бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом расходов. Специфические налоги имеют целевое назначение (отчисления на социальное страхование или отчисления на дорожные фонды).

Адам Смит сформулировал четыре основополагающих принципа налогообложения, желательных в любой экономической системе.

Подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства.

Налог, который обязан уплачивать определённый субъект налога, должен быть точно определён (срок уплаты, способ платежа, сумма платежа).

Каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как налогоплательщику удобнее всего уплатить его.

Каждый налог должен быть задуман и разработан таким образом, чтобы он брал и удерживал из кармана народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства.

Кроме того, схема уплаты налога должна быть доступна для восприятия налогоплательщика, а объект налога должен иметь защиту от двойного или тройного обложения.


Налоги могут взиматься следующими способами:

кадастровый - (от слова кадастр- таблица, справочник) когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта.

Примером такого налога может служить налог на владельцев транспортных средств. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или простаивает.

на основе декларации. Декларация- документ, в котором плательщик налога приводит расчёт дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом получающим доход.

Примером может служить налог на прибыль.

у источника. Этот налог вносится лицом, выплачивающим доход. Поэтому оплата налога производится до получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным, на сумму налога.

Например, подоходный налог с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо. Т.е. до выплаты, например, заработной платы из неё вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.

Существует два вида налоговой системы: шедулярная и глобальная.

В шедулярной налоговой системе весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на части – шедулы. Каждая из этих частей облагается налогом особым образом. Для разных шедул могут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога.

В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчёт налогов и упрощает планирование финансового результата для предпринимателей.

Глобальная налоговая система широко применяется в западных государствах.

Налогам присуща одновременно стабильность и подвижность. Чем стабильнее система налогообложения, тем увереннее чувствует себя предприниматель: он может заранее и достаточно точно рассчитать, каков будет эффект осуществления того или иного хозяйственного решения, проведённой сделки, финансовой операции и т. п. Неопределенность – враг предпринимательства. Предпринимательская деятельность всегда связана с риском, но степень риска, по крайней мере, удваивается, если к неустойчивости рыночной конъектуры прибавляется неустойчивость налоговой системы, бесконечные изменения ставок, условий налогообложения, а в условиях нашей печальной памяти перестройки – и самих принципов налогообложения.

Не зная твердо, каковы будут условия и ставки налогообложения в предстоящем периоде, невозможно рассчитать, какая же часть ожидаемой прибыли уйдет в бюджет, а какая достанется предпринимателю.

Стабильность налоговой системы не означает, что состав налогов, ставки, льготы, санкции могут быть установлены раз и навсегда. «Застывших» систем налогообложения нет и быть не может. Любая система налогообложения отражает характер общественного строя, состояние экономики страны, устойчивость социально-политической ситуации, степень доверия населения к правительству – и все это на момент ее введения в действие. По мере изменения указанных и иных условий налоговая система перестает отвечать предъявляемым к ней требованиям, вступает в противоречие с объективными условиями развития народного хозяйства. В связи с этим в налоговую систему в целом или отдельные ее элементы (ставки, льготы и т.п.) вносятся необходимые изменения.

Сочетание стабильности и динамичности, подвижности налоговой системы достигается тем, что в течение года никакие изменения (за исключением устранения очевидных ошибок) не вносятся; состав налоговой системы (перечень налогов и платежей) должен быть стабилен в течение нескольких лет.


Систему налогообложения можно считать стабильной и, соответственно, благоприятной для предпринимательской деятельности, если остаются неизменными основные принципы налогообложения, состав налоговой системы, наиболее значимые льготы и санкции (если, естественно, при этом ставки налогов не выходят за приделы экономической целесообразности).

Частые изменения могут вноситься ежегодно, но при этом желательно, чтобы они были установлены и были известны предпринимателям хотя бы за месяц до начала нового года. Например, состояние бюджета на очередной год, наличие бюджетного дефицита и его ожидаемые размеры могут определить целесообразность снижения на 2-3 пункта или необходимость повышения на 2-3 пункта ставок налога на прибыль или доход. Такие частые изменения не нарушают стабильности системы хозяйствования, а вместе с тем не препятствуют эффективной предпринимательской деятельности.

Стабильность налогов означает относительную неизменность в течение ряда лет основных принципов системы налогообложения, а также наиболее значимых налогов и ставок, определяющих взаимоотношения предпринимателей и предприятий с государственным бюджетом. Если иметь в виду сегодняшний день, то речь должна идти о налоге на добавленную стоимость, акцизах, налогах на прибыль и доходы. Многие же другие налоги и сам состав налоговой системы налогообложения могут и должны меняться вместе с изменением экономической ситуации в стране и в общественном производстве.