Основополагающими институтами международного валютного права являются. Международное валютное право как подотрасль международного финансового права

В национальном и международном праве, связанном с валютными отношениями, складывается комплекс норм, относящихся к различным отраслям права, но обладающих общей спецификой. Все они регулируют отношения с валютой. К валюте РФ относят денежные знаки в виде банкнот Центрального банка РФ, которые находятся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории России. Правовой режим валюты РФ определен ст. 75 Конституции РФ, ст. 140 ГК РФ, ст. 27-34 Закона о ЦБ РФ, согласно которым рубль является единственным законным платежным средством, обязательным к приему на всей территории России. В зависимости от способа расчетов валюта РФ подразделяется на наличную и безналичную (ст. 861 ГК РФ). Основополагающее значение при регулировании расчетов имеют нормы, содержащиеся в гл. 45 и 46 ГК РФ.

Термин «валюта» имеет два значения: во-первых, это денежная единица государства, во-вторых, это денежные знаки иностранных государств, а также кредитные и платежные документы, выраженные в иностранных денежных единицах и применяемые в международных расчетах (иностранная валюта).

Когда речь идет о финансовых правоотношениях, термин «валюта» наиболее часто используется во втором значении. Любое государство регулирует валютные отношения исходя из своих экономических задач и политических целей, которые на каждом этапе развития общества могут меняться. Для России с момента провозглашения ее суверенитета характерна политика либерализма, что нашло свое отражение и в законодательстве. С учетом отнесения валютного регулирования к исключительной компетенции РФ (п. «ж» ст. 71 Конституции РФ) систему валютного законодательства составляют Конституция РФ; международные договоры России: акты валютного законодательства и иные федеральные законы; подзаконные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, включая акты органов валютного регулирования и органов валютного контроля.

Валютное правовое регулирование осуществляется на двух уровнях: нормативном и индивидуальном.

Нормативно-правовое регулирование состоит в создании правовых норм, объектом которых являются общественные отношения, связанные с валютой.

Индивидуально-правовое регулирование - это применение правовых норм к конкретным жизненным обстоятельствам, что влечет за собой возникновение, изменение и прекращение конкретных валютных правоотношений.

Осуществление валютной деятельности государства требует правовой урегулированности отношений, возникающих в процессе ее осуществления, т.е. закрепления прав, обязанностей, ответственности субъектов валютных отношений. Именно в этом и заключается предназначение и роль валютного права.

Валютное право входит в систему финансового права как се подотрасль. Валютное право - это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, закрепляющих и регулирующих отношения, которые возникают в процессе организации внешнеэкономической деятельности государства и хозяйствующих субъектов различных форм собственности. Валютное право закрепляет структуру валютного рынка, распределение компетенции его участников в данной области и на основе исходных норм регулирует их правоотношения.

В валютном праве преобладают нормы, однозначно определяющие порядок осуществления тех или иных действий, конкретные права и обязанности лиц, их совершающих, правила об ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение юридических обязанностей.

Возможность выбора вариантов правомерных действий для участников соответствующих правоотношений сведена к минимуму. Диспозитивные правовые нормы здесь используются довольно редко.

Следовательно, предмет валютного права - отношения, возникающие в сфере осуществления государством или уполномоченными им органами валютного регулирования на территории РФ в целях реализации своих задач. Отношения в сфере осуществления валютного контроля - это деятельность органов валютного контроля и его агентов, которая признается и гарантируется Конституцией РФ и направлена в первую очередь на защиту государственных интересов. По своему содержанию эти отношения весьма разнообразны, что обусловлено многозвсностью валютного рынка, его структурой.

Предметом валютного регулирования в Российской Федерации являются:

зашита валюты РФ;

право собственности субъектов внешнеэкономической деятельности на валютные ценности;

порядок регулирования внутреннего валютного рынка РФ;

правовой режим счетов резидентов в иностранной валюте;

валютные операции, совершаемые резидентами в Российской Федерации;

правовой режим счетов нерезидентов в иностранной валюте и в валюте РФ;

валютные операции, совершаемые нерезидентами в Российской Федерации;

функции и полномочия органов валютного регулирования.

Регулируя эти отношения нормы валютного права закрепляют права и обязанности государственных органов, органов валютного контроля, резидентов и нерезидентов. Формирующееся валютное право отражает новые экономические и политические реалии пашей страны.

Именно таким образом в ст. 2 Закона о валютном регулировании говорится о сфере действия этого закона и характере отношений, регулируемых законом. Главное, на что направлен указанный закон - это установление правовых основ и принципов валютного регулирования и валютного контроля. Вторая группа задач связана с установлением объема прав и обязанностей органов власти и тех, на кого они воздействуют - резидентов и нерезидентов. В-третьих, закон определяет сферу регулирования, которая включает в себя отношения по поводу владения, пользования и распоряжения объектов валютного регулирования. В-чствсртых, указан вид самих объектов валютного регулирования. К ним отнесены валютные ценности и российская валюта и внутренние ценные бумаги.

Валютное регулирование направлено на упорядочение отношений между субъектами валютной деятельности. Причем одной стороной таких отношений всегда выступает субъект, наделенный власт-ными полномочиями.

В определенных ситуациях правом давать указания и проводить контролирующие действия наделены коммерческие банки. Они в этом случае имеют статус уполномоченных банков. Такое право делегировано государством уполномоченным банкам, подобно тому, как многие бюджетные учреждения наделяются государством полномочиями по осуществлению ряда публичных функций.

Валютное регулирование связано с определенным объектом, по поводу которого формируются, изменяются и прекращаются соответствующие правоотношения. Этот объект имеет определенный законодательством режим. Прежде всего, это касается валюты, под которой понимаются денежные знаки нашей страны или других государств, при условии, что они находятся на территории страны или у резидентов РФ за рубежом. Денежные знаки России подпадают под режим валютного регулирования только в ситуации, когда они находятся у нерезидентов или перемещаются через таможенную границу. Таким образом, отношения по поводу россий- ской денежной единицы регулируются нормами валютного права и нормами другого правового института - эмиссия денег и денежное обращение.

Метод валютного права - совокупность правовых норм, регулирующих отношения, составляющие предмет данной подотрасли как раздела системы финансового права. Основной метод валютного права - властно-стоимостный, он имеет императивный характер и включает предписания, дозволения, запреты, а также гарантии и обусловлен комплексным характером отношений, составляющих предмет финансового права.

Сегодня финансово-правовому регулированию в целом и валютному регулированию, в частности, свойственны и иные методы: ре-комендации, согласования и т.п. В настоящее время такие методы получают все более широкое применение.

Правовые институты в рамках валютного права включают:

совокупность норм права, регулирующих роль и место Центрального банка РФ как основы валютного контроля;

совокупность норм права, регулирующих валютные операции между резидентами и нерезидентами;

совокупность норм права, регулирующих права, обязанности и гарантии резидентов и нерезидентов;

совокупность норм права, регулирующих ответственность за нарушение валютного законодательства.

Валютное право воздействует на общественные отношения с помощью таких правовых приемов (способов), как предписание, до-зволение, запрет, сочетание которых и определяет характер правового регулирования. Комплексный характер предмета валютного права означает, что это вторичная отрасль, которая формируется и развивается во многом за счет других отраслей, заимствуя у них отдельные нормы и целые институты.

В зависимости от преобладания в системе юридических способов регулирования общественных отношений того или иного правового приема различают два основных метода правового регулирования - императивный (властный) и диспозитивный.

Дозволение, признающее равноправие сторон, лежит в основе диспозитивного регулирования. Диспозитивный метод регулирования присущ отраслям частного права: гражданскому, семейному и др.

О"1" имени муниципального образования могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности органы местного самоуправления (ст. 125 ГК РФ).

Валютное регулирование и валютный контроль в Российской Федерации осуществляются в соответствии с принципами:

Приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования. Этот принцип означает отказ от ранее использовавшегося разрешительного метода регулирования валютных операций и переход к преимущественному использованию экономических методов регулирования в от-ношении субъектов валютных правоотношений для их стимулирования или дестимулирования к совершению тех или иных валютных операций. Основным экономическим методом, закрепленным в Законе о валютном регулировании, можно признать обязательное резервирование.

В то же время все закрепленные в Законе о валютном регулировании меры по своей сути продолжают оставаться административными.

Так, к сожалению, данный закон не рассматривает в качестве мер валютного регулирования традиционно относимые к ним в экономической литературе действия Банка России на валютном рынке посредством валютных интервенций в соответствии со ст. 41 Закона о ЦБ РФ.

Исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов. Прежде всего, содержание принципа отражает конституционные гарантии на свободное перемещение финансовых средств и свободу экономической деятельности (ст. 8 Конституции РФ), владение, пользование и распоряжение собственностью (ст. 35 Конституции РФ), допустимость ограничения прав и свобод человека и гражданина только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и

законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства (ст. 55 Конституции РФ).

Принцип означает применение валютного регулирования (посредством валютных ограничений) исключительно для достижения общих (преамбула Закона о валютном регулировании) и специальных (ст. 6 Закона о валютном регулировании) целей.

Так, например, в отношении специальных целей регулирования операций между резидентами и нерезидентами (ст. 6 Закона о валютном регулировании) указано, что устанавливаемые для их достижения валютные ограничения должны носить недискриминационный характер и подлежат отмене органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление.

Следствием этого принципа также является отказ от модели общего валютного регулирования, при которой ограничения могли устанавливаться компетентными органами в отношении любой валютной операции.

Реализуется он и в сфере валютного контроля, хотя и не всегда последовательно. Так, Законом о валютном регулировании жестко регламентированы полномочия органов и агентов валютного контроля: закреплен исчерпывающий перечень документов, которые могут быть запрошены у субъектов валютной операции (ч. 4 ст. 23) и на предоставление которых должно быть отведено не менее семи рабочих дней (п. 3 ч. 1 ст. 23).

К сожалению, Закон о валютном регулировании не закрепил порядок и сроки проведения проверок органами и агентами валютного контроля. Отсутствие этих норм сохраняет возможность произвольно определить параметры проводимой проверки. Единственным регламентированным видом подобных проверок в настоящее время являются проверки Банка России в отношении уполномоченных банков (инструкции Банка России от 25 августа 2003 г. № 105-И «О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации», от 1 декабря 2003 г. № 108-И «Об организации инспек-

ционной деятельности Центрального банка Российской Федерации (Банка России)»1.

Кроме того, если для агентов валютного контроля предусмотрено, что они вправе требовать только те документы, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции, то в отношении органов валютного регулирования такое ограничение отсутствует. Действует более абстрактное правило о возможности запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.

Значение рассматриваемого принципа заключается также и в не-обходимости строгого соблюдения прав и интересов контролируемых субъектов при осуществлении валютного контроля, исключении или минимизации затрат (временных, трудовых, материальных) для контролируемых субъектов при осуществлении контрольных мероприятий.

Единство внешней и внутренней валютной политики РФ. Это

означает необходимость последовательного проведения внешней и внутренней валютной политики. Очевидно, что постановка и попытка решения взаимопротиворечащих задач при проведении внешней и внутренней политики чревато резким ослаблением устойчивости национальной валюты, дестабилизацией внутреннего валютного рынка и снижением инвестиционной привлекательности России для иностранных инвесторов.

Из принципа единства внешней и внутренней валютной политики РФ, закрепленного в комментируемой статье, следует, что органы валютного регулирования обязаны согласовывать между собой предложения об установлении требований по осуществлению валютных операций. Такие предложения не должны носить дискриминационный характер и могут вводиться только в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты РФ, а также поддержания устойчивости платежного баланса России.

Единство системы валютного регулирования и валютного контроля в РФ. Этот принцип вытекает из отнесенного к исключительной

компетенции РФ полномочия на осуществление валютного регулирования (п. «ж» ст. 71 Конституции РФ).

По мнению A.B. Емелина, не следует рассматривать как проявление этого принципа наделение Правительства РФ и Банка России одновременно функциями в сферах валютного регулирования и валютного контроля (ст. 5 и 22 Закона о валютном регулировании), поскольку их совмещение в рамках одного государственного органа противоречит основополагающему принципу разделения властей и резко снижает эффективность управления.

5. Обеспечение государством равной защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций. Согласно ч. 12 ст. 23 Закона о валютном регулировании органы и агенты валютного контроля и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ, за нарушение ими прав резидентов и нерезидентов. Обжалование неправомерных действий (бездействия) органов и агентов валютного контроля осуществляется в общеустановленном порядке.

Все названные принципы, по мнению A.B. Емелина, определяют высокий стандарт для дальнейшего развития валютного законодательства. В то же время очевидно, что их значение для правоприменительной практики было и остается минимальным. Кроме того, представляется весьма спорной реальная значимость установленных принципов существования и действия институтов, содержание которых в Законе о валютном регулировании четко не закреплено.

Валютные отношения также регулируются нормами конституционного, таможенного, гражданского, административного, уголовного и международного (частного и публичного) права.

Специфика валютного законодательства состоит в том, что общеправовые категории субъектов не совсем подходят к данному во-

просу. Валютное законодательство использует категории субъектов, не известные гражданскому праву в целом, а именно: резиденты и нерезиденты.

Резиденты:

а) физические лица, являющиеся гражданами РФ, за исключением граждан РФ, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;

б) постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством РФ, иностранные граждане и лица без гражданства;

в) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ;

г) находящиеся за пределами территории РФ филиалы, представительства и иные подразделения резидентов, указанных в пп. «в» п. 6 ч. 1. ст. 1;

д) дипломатические представительства, консульские учреждения РФ и иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами территории РФ, а также постоянные представительства РФ при межгосударственных или межправительственных организациях;

е) Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых Законом о валютном регулировании и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.

Нерезиденты:

а) физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с пп. «а» и «б» п. 6 ч. 1 ст. 1;

б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ;

в) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ;

г) аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;

д) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации; е) находящиеся на территории РФ филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов, указанных в пп. «б» и «в» п. 7. ч. 1 ст. 1.

Важность выделения этих категорий субъектов состоит в том, что в зависимости от вида правовой режим осуществления ими валютных операций различен.

Закон о валютном регулировании не раскрывает характеристики резидентов и нерезидентов, поэтому рассмотрим их более подробно. Ясно, что применительно к физическим лицам критерий гражданства не имеет никакого значения при определении их статуса резидента или нерезидента, однако закон не дает ответа на вопрос, что считать постоянным местом жительства физического лица.

Согласно п. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Из этой формулировки неясно, когда же физическое лицо считается постоянно проживающим в каком-либо мсстс. Нужен совершенно четкий и однозначный критерий, который можно отыскать лишь в налоговом, а не в общегражданском законодательстве. В соответствии с налоговым законодательством все плательщики налога независимо от того, являются ли они гражданами России, иностранными гражданами или лицами без гражданства, делятся на две категории: имеющие постоянное место жительство в РФ или не имеющие такового. К первой категории относятся те, кто проживает в РФ в общей слож-ности не менее 183 дней в году, хотя бы и с перерывами во времени. Такие лица в рамках налогового законодательства являются резиден-тами. Ко второй категории относятся те, кто проживает в России менее 183 дней в году, следовательно, они имеют статус нерезидента.

В силу того, что российское законодательство не содержит полного и общеотраслевого понятия постоянного местожительства, можно применять толкование, которому следуют налоговые органы всех государств в соответствии с рекомендациями Организации эко-номического сотрудничества и развития. Предполагается, что лицо имеет постоянное местожительство втом или ином государстве, если оно располагает в нем постоянным жилищем, имеет в этом государстве наиболее тесные личные и экономические связи и обычно проживает в том государстве. Пока же толкование понятия «постоянное местожительство» содержится в межгосударственных налоговых со-глашениях, заключенных Россией с другими государствами. Было бы целесообразно включить четкий критерий в Закон о валютном регу-лировании во избежание его неоднозначного толкования.

Что же касается юридических лиц, то в основе их отнесения к категории «резидентов» и «нерезидентов» лежит общепризнанный в международном частном праве критерий «оседлости». Резидентами РФ признаются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ и имеющие местонахождение в РФ. В между-народном частном праве под местонахождением юридического лица имеется в виду расположение его управленческих органов. Таким образом, при определении круга физических лиц - резидентов как субъектов валютных отношений, критерий гражданства не имеет ни-какого значения, а принимается во внимание критерий постоянного местожительства. В отношении юридических лиц при определении их статуса используется критерий «оседлости».

Рассмотрев специфику субъектов валютных отношений, рассмотрим характеристику их объекта. Именно объект определяет особенности тех отношений между субъектами, которые мы называем «валютными». В самой общей форме особенность состоит в том, что их объектом всегда являются валютные ценности.

Закон о валютном регулировании дает очень узкое определение валютных ценностей, в то время как в Положении о порядке ввоза в РФ и вывоза из РФ иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте уполномоченными банками (утвержденное приказом ГТК РФ от 19 мая 1993 г.) подробно раскрывалось его содержание. Анализируя эти два документа, можно сделать следующий вывод о содержании объекта валютных отношений - валютных ценностей. Валютные ценности включают в себя:

иностранную валюту, то есть денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки; средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах;

ценные бумаги в иностранной валюте. К ним относятся три группы: платежные документы (чеки, простые векселя, тратты, аккредитивы, описки с кредитных карт, платежные поручения, иные приказы об осуществлении платежа);

фондовые ценности (акции, облигации, сертификаты о заключении валютных сделок: «фьючерсы» и «опционы»);

другие долговые обязательства (депозитные и сберегательные сертификаты, гарантийные письма и др.);

драгоценные металлы - золото, серебро, платина и металлы платиновой группы в любом виде и состоянии, за исключением ювелир-ных и других бытовых изделий, а также лома;

природные драгоценные камни - алмазы, рубины, изумруды, сапфиры, александриты в сыром и обработанном виде, а также жемчуг, за исключением ювелирных и других бытовых изделий из этих камней и лома таких изделий.

Например, порядок совершения валютных операций с драгоценными металлами и камнями определяет Правительство РФ, в структуре которого Министерство финансов ведает исключительно вопросами обращения и использования этих категорий валютных ценностей на территории РФ и за ее пределами. Правовое регулирование порядка обращения и использования наличной иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте входит в компетенцию Центрального банка РФ. В этом вновь проявляется специфика правового регулирования.

Ввоз в Российскую Федерацию иностранной валюты и внешних ценных бумаг в документарной форме осуществляется резидентами и нерезидентами без ограничений при соблюдении требований таможенного законодательства.

В целом сохранен прежний порядок вывоза наличной иностранной валюты: свободный (до 3000 долл.) и декларационный (от 3000 до 10 000 долл. США). При этом не требуется представлять в таможенный орган документы, подтверждающие предшествующий ввоз, пересылку, перевод или приобретение валюты (ч. 3 ст. 15 Закона о валютном регулировании). Суммы свыше 10 000 долл. могут вывозиться единовременно, только если они были ранее ввезены, пересланы или переведены в Российскую Федерацию и при соблюдении требований таможенного законодательства в пределах, указанных в таможенной декларации или ином документе, подтверждающем их ввоз, пересылку или перевод в Российскую Федерацию (ч. 2 ст. 15 Закона о валютном регулировании).

Изменен порядок перевода иностранной валюты за рубеж. После июля 2006 г. резиденты получили право переводить средства на свои счета (во вклады), открытые в зарубежных банках, в порядке, устанавливаемом Банком России, который может предусматривать только установление требования о резервировании резидентом до 100% суммы операции на срок не более 60 календарных дней до дня осуществления валютной операции (ч. 4 ст. 12 Закона о валютном регулировании). С этого же времени средства на зарубежных счетах могут использоваться резидентами без ограничений, за исключением валютных операций между резидентами (для юридических лиц) и валютных операций, связанных с передачей имущества и оказанием услуг на территории РФ (для физических лиц) (ч. 6 ст. 12 Закона о валютном регулировании).

I МВП КАК ИНСТИТУТ МФП. ПОДИНСТИТУТЫ МВП.

Международная валютная системаодна из подсистем международной финансовой системы.

Международное валютное право «обслуживает» своим регу­лированием!отношения с участием субъектов международного права - государств и международных (межправительственных) организаций. (Отношения в валютной сфере, которые складыва­ются на частноправовом уровне, регулируются внутренним пра­вом соответствующих государств).

! Международные валютные правоотношения складываются по поводу статуса , обмена валют, правил функционирования валютных рынков . Между­народно-правовые нормы, которые регулируют эти аспекты образуют институт международного валютного права.

Основополагающими подинститутами международного валютного права, которые первыми сложились на многостороннем уровне, являются: а) институт поддержания валютных курсов; б) ин­ститут поддержания равновесия платежных балансов.(Шумилов)

(Регулирование: нормативное, принципы, правовые обычаи, неправовые формы.

(В силу международно-правового обычая гос-ва закрепили и расширили ряд прав: они имеют право на национальную валюту и вольны самостоятельно определять внешний вид, форму и на­звание денег - национальной валюты.

В международной валютной системе заметно использование неправовых норм, в том числе мягкого права (Шумилов)).)

    отношений, касающихся широкого круга участников , о них позже

    так и отношений, между двумя государствам .

2. Например, по двусторонним международным договорам одно государ­ство может, например, печатать национальные деньги другого государства по заказу этого другого государства. Например, в России печатаются бумажные деньги и чеканятся монеты для ряда государств СНГ.

1.Что касается главных договорных норм международного валютного права, установленных на многостороннем уровне, то, как отмечает Шумилов они со­стоят в том, что государства несут обязанность:

а) обеспечить конвертируемость своей национальной валюты;

б) устранить ограничения на международные платежи по текущим операциям (ст. VIII Договора о МВФ).

(Конвертируемость национальной валюты означает, что резиденты и нерезиденты свободно - без всяких ограничений - могут менять национальную валюту на иностранную, использовать иностранную валюту в сделках. Ко­нечно, из этих правил имеются разрешенные исключения, прежде всего связанные с состоянием платежного баланса страны.)

ОБ ОГРАНИЧЕНИЯХ: В рамках определенных исключений государства могут жестко фиксировать курс национальной валюты по отношению к иност­ранной, регулировать его прямыми ограничениями и запретами на использование иностранной валюты, однако именно такую практику вся стратегия МВФ и пытается изжить.

Принято различать валюты: обратимые (свободно конверти­руемые - полностью или частично); необратимые (замкнутые, неконвертируемые). Обратимыми называют валюты стран, в за­конодательстве которых отсутствуют ограничения на операции, связанные с обменом национальной валюты на любую другую валюту. К таким валютам относятся: доллар США, евро, канад- ский доллар, японская иена и др. Неконвертируемым пока явля­ется китайский юань.

Валютные ограничения могут касаться не только вопросов обратимости валют, но и отдельных лиц. Например, в некоторых государствах существуют ограничения на валютные операции только для резидентов.

Вот несколько примеров того, в какой форме могут быть ог­раничения конвертируемости валют по текущим операциям:

    ограничения на выплату командировочных в иностранной валюте (ограничение платежей за услуги);

    ограничения на перевод за границу зарплаты и дивидендов т.п .

II. I. МВФ (в продолжение подпункта)

Вообще договорные основы деятельности МВФ (правовая основа деятельности – Соглашение о создании МВФ, последние поправки – 1997г.). играют в рассматриваемом вопросе важную роль. Так, основными нормами валютного регулирования международного платежного баланса выступают нормы о квотах и взносах в МВФ :

Для каждого государства устанавливается квота, которая выражается в специальных правах заимствования.

Не реже раза в 5 лет - общий пересмотр квот Советом управляющих МВФ или по просьбе государства , если считает это целесообразным.

Для любого изменения квот необходимо большинство в 85% от общего числа голосов .

Устанавливается обязанность каждого государства:

- сотрудничать с МВФ и другими государствами и принимать правовые меры для обеспечения стабильности системы обменных курсов и валютных режимов

- избегать манипулирования обменными курсами для получения несправедливого преимущества в конкуренции с другими государствами-членами.

- стремиться содействовать стабильности

Значительное количество норм Соглашения об МВФ посвящено его депозитарной деятельности .

Каждое государство назначает свой цб депозитарием всех авуаров мвф в своей валюте. МВФ может хранить активы в депозитариях, назначаемых 5 государствами-членами, имеющими наибольшие квоты, и иных депозитариях по выбору МФП.

III АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МВП

Пробелом международного валютного нрава можно считать практическое отсутствие международно-правовых норм, касаю­щихся валютных резервов государств . Государства самостоятель­но определяют размеры, структуру валютных резервов, порядок и условия их использования. Многие параметры валютных резер­вов отдельных государств обладают экстерриториальным эффектом , т.е. способны воздействовать на валютные курсы, между­народную торговлю и международную финансовую систему в целом.

Так, по размеру валютных резервов Китай, например, нахо­дится на одном из первых мест в мире; значительная часть этих резервов состоит в долларах США. Этот факт налагает особую остроту на отношения между Китаем и США, а также на состо­яние всей международной финансовой системы. Юридических (международно-правовых норм), которые регулировали бы эту ситуацию, нет.

IV ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Международное валютное право активно воздействует на внутреннее право государств, унифицируя и гар­монизируя его. Международное валютное право в каком-то смыс­ле состыковывает национальные валютные системы для обеспе­чения платежных балансов государств мира и недопущения международных валютных кризисов.

Научный подход к характеристике международного валютного права отличается дискуссионностью. Существуют различные взгляды относительно предмета международного валютного права, субъектов международного валютного права и места международного валютного права в правовой системе. Обратимся к некоторым точкам зрения в определении содержания международного валютного права, что позволит более полно уяснить его многообразие. Во-первых, международное валютное право в условиях глобализации может рассматриваться как совокупность правовых норм, определяющих правовую основу функционирования мировой валютной системы. При этом надо учитывать, что такая система будет лишена какого-либо проявления национальных особенностей валютных отношений различных государств. В настоящее время существуют региональные валютные системы, объединяющие валютные отношения нескольких государств и подчиняющиеся единым валютно-правовым нормам. Стремительное развитие международно-правового сотрудничества в валютной сфере обусловливает проявление в международном валютном праве тенденции к глобализации. Во-вторых, международное валютное право определяется как система принципов и норм, регулирующих широкий комплекс отношений государств и других субъектов международного права по порядку совершения валютных операций резидентами и нерезидентами 27. В настоящее время большинство ученых признает существование международного финансового права, неотъемлемой частью предмета которого являются валютные правоотношения. Так, международное финансового право определяется как совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих межгосударственные валютно-финансовые отношения 28 или это совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих межгосударственные валютно-финансовые отношения, субъектами которых выступают государства и межправительственные организации 29 По мнению А.Б. Беляева «международное частное валютное право как право, регулирующее частные сделки, и международное (публичное) . Сторонники этой точки зрения в качестве участников международных валютных правоотношений признают исключительно публичных субъектов (государства, международные организации, органы государственной власти и т.д.). В-третьих, международное валютное право рассматривается в единстве частного международного валютного права и публичного международного валютного права. Такой взгляд на международное валютное право не является новым. В фундаментальном труде Вернера Ф. Эбке «Международное валютное право» указано, что основу международного финансового права составляют международное частное валютное право, регулирующее частные сделки, и международное (публичное) валютное право в качестве институционального права. При этом под международным частным валютным правом понимается совокупность коллизионных норм, определяющих наличие и характер ограничений для текущих международных расчетов и трансграничного движения капиталов, которые следует учитывать судье при рассмотрении судебных дел по применению валютного законодательства. 27 Волова Л.И. Соотношение международного валютного права с валютным правом Российской Федерации. Ростов-на-Дону: Эверест, 2002. С. 38-39. 28 Международное публичное право. Учебник / Под ред. К.А. Бекяшева. М., ООО ТК Велби, 2003. С. 393. 29 Международное право. Учебник / Отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. М., 2001. Межд. Отн. С. 649. валютное право в качестве институционного права составляют основу международного финансового права» 30 Некоторые авторы рассматривают международное валютное право как правовое образование в системе международного экономического права. Так, Волова Л.И. рассматривает международное финансовое право и международное валютное право как самостоятельные подотрасли международного экономического права. Основное различие между этими правовыми образованиями проводится по объекту правового регулирования, так как к сфере регулирования валютного права относятся только валютные ценности и валютные операции, а к сфере финансового – все иные расчеты и операции с финансовыми инструментами, денежными средствами. Следуя этой концепции и оценивая место международного валютного права в правовой системе получается, что международное финансовое право является комплексной, частно-публичной отраслью права. Однако в теории финансового права общепризнано, что это самостоятельная публично-правовая отрасль права. В научной литературе существуют и различные подходы в вопросе определения "внутриотраслевой" принадлежности международного валютного права, т.е. принадлежности к той или иной отрасли (подотрасли) права или отраслевой самостоятельности международного валютного права. 31 А.Б. Альтшулер сделал вывод, что международное валютное право является комплексной отраслью права и определил его следующим образом: «совокупность юридических норм (международно-правовых и национально-правовых), регулирующих специфический комплекс возникающих в международной жизни отношений различных по своей природе субъектов (государств, кредитных международных организаций, банков, других. 30 Беляев А.В. Международно-правовое регулирование Европейской валютной системы. М., 1998. С. 41. 31 Волова Л.И. Соотношение международного валютного права с валютным правом Российской Федерации. Ростов-на-Дону: Эверест, 2002. С. 38-39. юридических, а также физических лиц), предметом которых являются валюта и иные валютные ценности» 32 Определяя место международного валютного права в системе права необходимо рассматривать его в системе международного финансового права. В науке необходимость обособления международных финансовых норм признавалась учеными давно. Так, вопрос о целесообразности признания международного финансового права в качестве самостоятельной отрасли ставил Е.А. Ровинский. «Объединение совокупности однородных финансово-правовых норм в отрасль международного прав позволит классифицировать их по видовым признакам (нормы бюджетного права; нормы, регулирующие межгосударственные кредитные, расчетные и валютные отношения). Тем самым будет создана прочная основа для квалифицированного и эффективного применения этих норм в практике межгосударственных финансовых отношений. 33 Обоснованной является точка зрения В.М. Шумилова, что международное валютное право является институтом международного финансового права, предметом которого выступают две группы международных правоотношений: правоотношения между публичными лицами по поводу их поведения в международной валютной системе; правоотношения между публичными лицами по поводу внутренних правовых режимов, касающихся национальных и иностранных валют, прежде всего валютных курсов и условий конвертируемости национальных валют, а также правового положения участников международных валютных отношений. 34 Международное валютное право – это институт международного финансового права, объединяющий нормы, регулирующие валютные отношения международного характера, объектом которых выступает согласование внутренних и внешних валютно-правовых режимов. . 32 Альтшулер А.Б. Международное валютное право. М., ИМО. 1984. 33 Ровинский Е.А. Международные финансовые отношения и их правовое регулирование // Советское государство и право. 1965. № 2. С. 66. 34 Шумилов В.М. Международное финансовое право. Учебник. М., Межд. Отн. 2005. С. 220-221. Отношения, регулируемые в рамках международного валютного права обладают некоторыми особенностями. Международное валютное право регулирует отношения между публичными субъектами (межгосударственные валютные отношения). В качестве субъектов признаются государства и международные организации (публичные субъекты). Международное валютное право использует координационный метод, так как субъектами выступают государства, отношения между которыми строятся на принципах равенства и взаимного согласования интересов. Государство и его органы, а также международные организации являются основными субъектами, участвующими в реализации международных валютных отношений. Взаимодействуя с частными субъектами в международных финансовых отношениях публичные субъекты имеют при этом специфический статус, связанный с юрисдикционным иммунитетом при осуществлении операций в сфере публичных финансов. Субъекты международных публичных финансовых отношений посредством правового регулирования оказывают позитивное влияние на состояние национальных, региональных и международных валютных отношений. Опосредованно частные субъекты национального валютного права оказываются под воздействием международно-правового регулирования. Однако субъектами международного валютного права при этом они не становятся. Так, например, в 90-х годах 20 века в России действовал правовой режим лишь внутренней конвертируемости рубля (т.е. только для резидентов). С 1996 г. (когда Россия приняла на себя обязательства по ст. VIII Устава МВФ, требующей введения конвертируемости национальных валют) в стране был введен режим частичной конвертируемости рубля по международным текущим операциям с распространением сферы конвертируемости и на нерезидентов). Поставлена задача перевода российского рубля на режим полной конвертируемости.

10.3. Соотношение норм национального и международного валютного права . Нормы международного валютного права создаются государствами как основными субъектами в процессе сотрудничества в валютной сфере в соответствии с их внутренними и внешними потребностями посредством координации интересов, согласования воль и достижения взаимоприемлемого компромисса. Национальное валютное право является производным от единоличной воли государства, которое обладает всей полнотой власти в пределах собственной территории и юрисдикции. При рассмотрении соотношения норм национального и международного валютного права государств не следует ограничиваться выяснением преимущественной силы норм международного права над нормами национального валютного права или наоборот. Решение вопроса соотношения международного и национального права заключается в выяснении реальных связей между ними в процессе формирования норм международного права, с одной стороны, и в процессе применения норм международного и национального права - с другой. Следует учитывать, что международное право является особой системой права, принципиально отличающейся от внутригосударственного права. Такие отличия международного права от права внутригосударственного, определяемые "различиями между международной системой и внутригосударственными системами" 35 35 Ю.А. Баскин, Н.Б. Крылов, Д.Б. Левин и др. Курс международного права. В 7 т. Т. 1. Понятие, предмет и система международного права. М., 1989. С. 17. , состоят прежде всего в объекте международно-правового регулирования, субъектах международного права, процессе создания норм международного права. Понимание международного права и внутригосударственного права как двух различных систем права характерно для дуалистической теории соотношения международного и внутригосударственного права: "международное право и внутригосударственное право - различные правовые системы, не имеющие примата друг над другом, действующие в различных плоскостях, в различных юридических измерениях" 36. Впрочем, с точки зрения монистической теории соотношения международного и национального права международное и внутригосударственное право образуют одну (единую) правовую систему 37 Вывод о том, что отношения между национальным валютным правом и международным валютным правом характеризуются взаимодействием, . Каждое государство само устанавливает пределы и характер взаимодействия своего права с международным. Это реализуется через внутреннюю и внешнюю политику государства. Между национальным и международным правом может быть как простое соотношение, так и взаимодействие. Международное и внутригосударственное право - общественно - правовые явления, схожие по своей природе, а следовательно, изначально соотносимые. Взаимодействие предполагает не только определенную соотносимость сравниваемых объектов, но и их согласованность, взаимовлияние и наличие общих целей и задач. Взаимодействие национального валютного права и международного валютного права можно разделить на взаимодействие во внутригосударственной и в международной сферах. Взаимодействие во внутригосударственной валютной сфере проявляется в правоприменительной деятельности и в правотворческой деятельности. В правотворческом процессе оно происходит через согласование норм национального и международного права, а в правоприменительном - через совместное применение норм обеих систем либо через применение только норм международного права. 36 Черниченко С.В. Теория международного права. Т. 1. М., 1999. С. 131. 37 Подробнее об этом см.: Мюллерсон Р.А. Соотношение международного и национального права. М.: Международные отношения, 1982; Усенко Е.Т. Теоретические проблемы соотношения международного и внутригосударственного права // Советский ежегодник международного права. 1977. С. 57 - 86. можно сделать на основе анализа Конституции РФ (п. 4 ст. 15). Определяя порядок взаимодействия внутригосударственного и международного права, Конституция РФ устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Таким образом, конституционно признается возможность прямого действия общепризнанных принципов, норм международного права и международных договоров РФ во внутригосударственной сфере, непосредственного применения договорных положений для регулирования внутригосударственных валютных отношений. Взаимодействие международного и национального валютного права в правоприменительном процессе осуществляется через согласование их норм. Сущность этого - организационно - правовая практическая деятельность государств и других публичных субъектов права по выработке сходных или общих форм нормативных предписаний по их реализации в соответствии с нормами обеих правовых систем. Взаимодействие международного и национального валютного права в правоприменительном процессе выражается прежде всего в применении международных норм для урегулирования внутригосударственных отношений. В новых экономических и социальных условиях правовые системы различных государств должны быть совместимы и способны взаимодействовать друг с другом. Это достигается, во-первых, признанием приоритета международного права над внутренним, во-вторых, интенсивным изменением внутреннего права под влиянием международного. Дальнейшее углубление взаимодействия внутригосударственного и международного права требует и обусловливает гармонизацию российского законодательства с законодательством стран СНГ и Европы. Необходимость сближения валютного законодательства стран СНГ определяется расположением на едином экономическом пространстве, а также традиционными экономическими и иными связями.

Можно сделать вывод, что основополагающими институтами международного валютного права, которые первыми сложились на многостороннем уровне, являются: а) институт конвертируемости национальных валют, поддержания валютных курсов; б) институт поддержания равновесия платежных балансов.

В рамках международного валютного права государства в силу международно-правового обычая закрепили и расширили целый ряд суверенных прав. Они имеют право на национальную валюту и вольны самостоятельно определять внешний вид, форму и название денег - национальной валюты. Например, деньги могут быть бумажными и (или) в форме монет; они образуют наличные деньги. Наличные деньги - это исторически преходящая форма денег; постепенно она уступает место безналичным («невидимым») деньгам. К безналичным относятся деньги на банковских счетах, которые учитываются в виде записей на счетах и обращаются путем списания с одного счета и зачисления на другой счет.

Некоторые страны допускают, разрешают или юридически оформили свободное хождение на своей территории вместе с национальной валютой - или даже вместо нее - определенной иностранной валюты (например, доллара США). В рамках интеграционных объединений национальные валюты заменяются общей валютой. Общая - коллективная - денежная единица складывается, как правило, на основе «корзины» национальных валют.

По двусторонним международным договорам одно государство может печатать национальные деньги другого государства по заказу этого другого государства. Например, в России печатаются бумажные деньги и чеканятся монеты для ряда государств СНГ.

Главные договорные нормы, или принципы, международного валютного права, установленные на многостороннем уровне, состоят в том, что государства несут обязанность: а) обеспечить конвертируемость своей национальной валюты; б) устранить ограничения на международные платежи по текущим операциям (ст. VIII Договора о МВФ). Конвертируемость национальной валюты означает, что резиденты и нерезиденты свободно - без всяких ограничений - могут менять национальную валюту на иностранную, использовать иностранную валюту в сделках. Конечно, из этих правил имеются разрешенные исключения, прежде всего связанные с состоянием платежного баланса страны.

В рамках определенных исключений государства могут жестко фиксировать курс национальной валюты по отношению к иностранной, регулировать его прямыми ограничениями и запретами на использование иностранной валюты, однако именно такую практику вся стратегия МВФ и пытается изжить.

В идеале конвертируемость валют должна быть свободной, а регулирование курса должно достигаться гибкими, преимущественно рыночными, методами (включая регулирование денежной массы, валютных резервов и т.п.). От конвертируемости по текущим операциям можно переходить к конвертируемости по операциям с капиталом - с прямыми и портфельными инвестициями. Однако путь к полной конвертируемости зависит от состояния с платежным балансом, от качества валют.

Принято различать валюты: обратимые (свободно конвертируемые - полностью или частично); необратимые (замкнутые, неконвертируемые). Обратимыми называют валюты стран, в законодательстве которых отсутствуют ограничения на операции, связанные с обменом национальной валюты на любую другую валюту. К таким валютам относятся: доллар США, евро, канадский доллар, японская иена и др.

Валютные ограничения могут касаться не только вопросов обратимости валют, но и отдельных лиц. Например, в некоторых государствах (в том числе в России) существуют ограничения на валютные операции только между резидентами.

Вот несколько примеров того, в какой форме могут быть ограничения конвертируемости валют по текущим операциям:

  • требование к импортеру до заключения контракта депонировать в ЦБ или другом банке (обычно в национальной валюте) часть предстоящего платежа по импортной сделке для получения необходимой валюты, чтобы оплатить импорт;
  • прямое распределение правительством или ЦБ иностранной валюты между импортерами в форме индивидуальных или генеральных квот;
  • требование получать предварительное разрешение ЦБ на осуществление платежа по импорту или на открытие импортного аккредитива;
  • требование обязательной продажи ЦБ иностранной валюты, полученной от экспорта;
  • ограничения на выплату командировочных в иностранной валюте;
  • ограничения на перевод за границу зарплаты и дивидендов;
  • ограничения на платежи процентов по внешнему долгу и т.п.

Международное валютное право, как видим, также активно воздействует на внутреннее право государств, унифицируя и гармонизируя его. Международное валютное право в каком-то смысле состыковывает национальные валютные системы для обеспечения платежных балансов государств мира и недопущения международных валютных кризисов.

Пробелом международного валютного права можно считать практическое отсутствие международно-правовых норм, касающихся валютных резервов государств. Государства самостоятельно определяют размеры, структуру валютных резервов, порядок и условия их использования. Многие параметры валютных резервов отдельных государств обладают экстратерриториальным эффектом, т.е. способны воздействовать на валютные курсы, международную торговлю и международную финансовую систему в целом.

Так, по размеру валютных резервов Китай, например, находится на одном из первых мест в мире; значительная часть этих резервов состоит в долларах США. Этот факт налагает особую остроту на отношения между Китаем и США, а также на состояние всей международной финансовой системы. Юридических (международно-правовых, норм) которые регулировали бы эту ситуацию, нет.

Следует также обратить внимание на проблематику платежных балансов. С одной стороны, поддержание международно-правовыми средствами равновесия платежных балансов государств на двусторонней и многосторонней основе - предмет международного валютного права. С другой стороны, в явлении платежного баланса сходятся вопросы и проблемы правового обеспечения широкого комплекса международных финансовых отношений: платежно-расчетных, кредитных, долговых и т.п. В таком понимании международно-правовые нормы, касающиеся платежного баланса, предстают как комплексный институт, связывающий все прочие институты МФП.

Теория платежного баланса прошла длительную и сложную эволюцию. Первые попытки оценить международные экономические операции предпринимались еще в Великобритании в XIV в., когда был зафиксирован отток золота из страны. Само понятие платежного баланса впервые было введено в 1767 г. в экономическую теорию Джеймсом Стюартом. Первая официальная публикация платежного баланса была произведена в США в 1923 г. Большая работа по стандартизации методов составления платежных балансов была проделана Лигой Наций, которая в 1924 г. дала первую публикацию платежных балансов 13 стран за 1922 г. В 1927 году Лигой Наций были предложены рекомендации по международному сопоставлению внешнеэкономических показателей. За основу рекомендаций брались образцы платежных балансов США и Великобритании. В 1947 году в качестве документа ООН была опубликована схема составления платежных балансов. В последующем эта работа была продолжена МВФ.

Очень важно, чтобы государства вели платежный баланс максимально единообразно с тем, чтобы обеспечить сравнимость результатов. В этих целях МВФ разработал специальное Руководство по составлению платежного баланса в форме рекомендаций. В настоящее время действует Руководство МВФ по платежному балансу и международной инвестиционной позиции издания 2008 г. (6-е издание - РПБ 6). Государства - члены МВФ используют его в качестве основы для ведения своих платежных балансов (с некоторыми национальными особенностями счетоводства).

Можно предположить, что требования к содержанию и правилам ведения платежных балансов будут ужесточаться и унифицироваться. Россия после вступления в МВФ регулярно публикует свой платежный баланс. Платежный баланс ведется по принципу двойной записи, означающему, что каждая операция учитывается в балансе дважды: например, экспорт товара учитывается как уменьшение товарных активов взамен на возникновение задолженности покупателя. Платежный баланс представляет собой статистический документ - свод внешнеэкономических операций, которые резиденты государства в определенном году проводят с нерезидентами. Такие операции связаны с переходом права собственности на товары и услуги от резидентов к нерезидентам и обратно, выраженные в валюте. Таким образом, платежный баланс - это фактически валютный баланс государства, однако следует понимать, что в условиях отсутствия монополии внешней торговли платежный баланс отражает операции всех участников внешнеэкономических отношений.

В Российской Федерации составление платежного баланса возложено на ЦБ РФ (Банк России), который публикует этот документ на своем сайте, ежеквартально раскрывает информацию о динамике основных показателей (агрегатов) платежного баланса и раз в год до 15 мая представляет Государственной Думе в составе годового отчета валютное положение и платежный баланс РФ (ст. 25 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»).

10.1. Международные валютные отношения как объект государственного регулирования .

В конце XX века уровень глобализации достиг такого уровня, что возможности государств добиться экономического и социального подъема в одиночку резко сократились. Поэтому неотъемлемой чертой взаимоотношений государств современного периода является стремление к валютному сотрудничеству, интеграция в валютно-финансовой сфере. Этот процесс повлек стремительное развитие международных валютных отношений, выступающих специфическим объектом государственного регулирования. В литературе международные валютные отношения определяют как совокупность общественных экономико-правовых отношений, складывающихся в процессе обращения и функционирования валютных ценностей в мировом хозяйстве и опосредующих взаимный обмен результатами деятельности национальных хозяйств (товарами, работами, услугами, правами на результаты интеллектуальной деятельности), а также инвестиционную деятельность 24 Государственное регулирование международных валютных отношений осуществляется через валютную политику государств. Внутренняя политика конкретного государства направлена на создание собственного валютно-. Международные валютные отношения обслуживают международную торговлю и движение инвестиций. Они возникают при предоставлении и получении кредитов, совершении сделок купли-продажи валюты и др. Через платежные балансы, валютные курсы, расчетные операции международные валютные отношения оказывают активное воздействие на всю мировую экономику. 24 Тосунян Г.А., Емелин А.В. Валютное право Российской Федерации. Учебное пособие. М., Дело. 2002. С. 14. правового режима через установление экономических, юридических и административных мер регулирования. Государственное регулирование направлено на развитие и укрепление международных валютных отношений, защиту интересов публичных и частных субъектов в валютной сфере, предотвращения правонарушений в области международных валютных отношений. Государственное регулирование международных валютных отношений отличается двойственностью. С одной стороны, государство взаимодействует с иными публичными субъектами в международных валютных отношениях по поводу установления общих правил поведения как для публичных, так и для частных субъектов. Государства вступают в эти отношения на основании добровольности и свободы волеизъявления. Основным правовым средством реализации отношений в рамках международного валютного права выступает метод согласования правил в международных валютных отношениях, что способствует унификации международного валютно-правового режима. С другой стороны, государственное регулирование направлено на установление национального валютно-правового режима, представляющего собой установленный законом РФ специфический порядок функционирования валютных отношений. Национальный валютно-правовой режим не существует автономно, он подвержен изменениям, происходящим в рамках международных валютных отношений, поскольку взаимодействует с другими национальными валютными системами. Публичные субъекты взаимодействуют между собой по поводу валютных курсов, условий конвертируемости, правового статуса нерезидентов и т.д. Реальное воплощение результатов подобных взаимоотношений находит в принятии международных правовых норм, воздействующих на внутренние валютно-правовые режимы государств. В международных валютных отношениях международно-правовое регулирование очень сильно влияет на характер и содержание внутригосударственных правовых режимов. Внутригосударственные правовые режимы в валютной сфере унифицируются Сферой проявления международных валютных отношений выступает международная валютная система 25 Согласование национальной и международной валютной систем – задача публичных субъектов в процессе принятия и применения норм международного права в валютной сфере. . В международных валютных отношениях функционируют национальные и региональные валюты всех государств. С одной стороны, государства выступают по отношению друг к другу как равноправные партнеры в системе мировых хозяйственных отношений, реализуя свой экономический (валютный) суверенитет. С другой стороны, в международных валютных отношениях сталкиваются интересы различных государств. Развитые государства стремятся обеспечить в международной валютной системе преимущества своей национальной или коллективной валюте. 25 Исторически первой мировой валютной системой является Парижская валютная система. Юридически она была оформлена межгосударственным соглашением на Парижской конференции в 1867 г., которое признало единственной формой мировых денег золото. Для периода Парижской валютной системы в целом были характерны относительная политическая стабильность в мире и быстрый экономический рост государств. Второй валютной системой является Генуэзская валютная система, оформленная в 1922 г. на Генуэзской международной экономической конференции. Ее основой являлись золото и девизы (девизы – это иностранные валюты, предназначенные для международных расчетов и конвертируемые в золото). Третья мировая валютная система – Бреттон-Вудсская была оформлена соглашением стран (44 страны) на конференции по валютным и финансовым вопросам, которая состоялась в 1944 г. Основой этой системы были доллар США и золото. Ее характеризовали следующие основные черты – устанавливался паритет своих валют по отношению к доллару США; страны – члены имели право обменять принадлежащие им доллары на американское золото про официальной твердой цене (35 долл. за унцию золота (в унции 31, 1 г чистого золота)). В августе 1971 г., после того как на требование Великобритании конвертировать доллары в золото последовал отказ США, система золотодолларового стандарта перестала существовать. После 1971 г. появилась новая мировая валютная система (Смитсоновская) – долларового стандарта. Система долларового стандарта основывалась на привязке валют к доллару США. Основное отличие системы долларового стандарта от золотодолларового стандарта состояло в отказе США от размена доллара на золото. В этот период значительно увеличились долларовые резервы остальных стран мира, что в условиях фиксированных курсов приводило к росту инфляции. У стран возникало стремление отказаться от привязки к доллару и в 1973 г. система долларового стандарта была отменена и начался период свободного выбора валютных курсов. Элементами национальной валютной системы являются: субъекты валютных правоотношений; объекты валютных правоотношений; режим курса национальной валюты; валютное регулирование и валютный контроль. Одной из важнейших характеристик валютно-правового режима государства валютный курс, который представляет собой цену денежной единицы одной страны, выраженную в денежных единицах других стран или в международных валютных единицах (СДР, евро). Количество национальной и иностранной валюты в экономике государства должно быть сбалансированным. Это означает, что между национальной и иностранной валютами под влиянием рыночных и административных факторов складывается определенное соотношение – цена одной валюты в единицах другой валюты. Такое соотношение называют валютным курсом. Валютный курс может формироваться под влиянием преимущественно рыночных механизмов, а может жестко устанавливаться государством. В первом случае национальная валютная система характеризуется открытостью для международных валютных отношений. Во втором случае государство фиксированным валютным курсом ограждает национальную валютную систему от внешних валютных рынков. Воздействуя на валютный курс, государство тем самым управляет экспортно-импортными отношениями. Так, если национальная валюта слабее и колебание курса превышает определенные границы, государство (как правило, центральный банк) скупает национальную валюту в обмен на иностранную. Слабеющая национальная валюта делает более выгодным экспорт товаров, чем импорт. Усиление курса национальной валюты, наоборот, делает более выгодным импорт. Таким образом, если воздействовать на валютный курс в одностороннем порядке это неизбежно затронет государственные и частные интересы иных субъектов международных валютных отношений, что может вызвать конфликты в валютной и внешнеэкономической сферах. В соответствии со ст. 53 ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России устанавливает и публикует официальные котировки 26 Официальные курсы других валют к российскому рублю рассчитываются и устанавливаются Банком России на основе официального курса доллара США к российскому рублю, устанавливаемого в соответствии с Положением, и котировок данных валют к доллару США на международных валютных рынках текущего рабочего дня, на биржевом и внебиржевом сегментах внутреннего валютного рынка, а также официальных курсов доллара США к указанным иностранных валют по отношению к рублю. Порядок установления официальных курсов определяется Положением об установлении Центральным Банком Российской Федерации официальных курсов иностранных валют к российскому рублю. Курсы основных валют, используемых в Российской Федерации во внешнеэкономических расчетах, и курс СДР устанавливаются в следующем порядке. Банк России каждый рабочий день не позднее 13 часов по московскому времени устанавливает официальные курсы основных валют, используемых в Российской Федерации при осуществлении внешнеэкономических расчетов (за исключением курсов национальных валют стран - участниц Экономического и валютного союза), и СДР к российскому рублю. Официальный курс СДР к российскому рублю рассчитывается Банком России на основе официального курса доллара США к российскому рублю, устанавливаемого в соответствии с Положением, и курса доллара США к СДР, установленного Международным валютным фондом на предыдущий рабочий день. 26 Определение и установление курса иностранной валюты к национальной называется котировкой. Котировка осуществляется двумя методами – прямым и косвенным. При прямой котировке стоимость единицы иностранной валюты выражается в национальной денежной единице. Например, 1 долл. = 30, 45 руб. При косвенной котировке стоимость единицы национальной валюты выражается в определенном количестве иностранной валюты. Например, 1 руб. = 0,03 долл. валютам, устанавливаемых центральными (национальными) банками соответствующих государств. Информация об официальных курсах иностранных валют к российскому рублю направляется для распространения в средствах массовой информации. В частности, информация об утвержденных официальных курсах иностранных валют к российскому рублю публикуется в "Российской газете", "Вестнике Банка России". Эффективность государственного регулирования международных валютных отношений во-многом зависит от уровня интеграции в валютной сфере. Мировой опыт показывает, что существует несколько путей взаимодействия государств в валютной сфере. Необходимость европейской валютной интеграции объясняется многосторонностью экономических связей в Европе, что вызвало потребность обеспечения системы многосторонних расчетов. В 1950-1959 гг. действовал Европейский платежный союз. В 70-е годы с переходом к плавающим курсам европейским валютам стали характеризоваться индивидуальными курсами. В целях поддержания стабильности многосторонних расчетов страны Сообщества создали Европейскую валютную систему с собственной коллективной единицей ЭКЮ. Эта мера позволила удерживать в большинстве случаев национальные курсы в рамках единого коридора. Кризис Европейской валютной системы 1992-1993 гг. показал неэффективность коллективной привязки курсов, поскольку держать свыше десяти разных валют на одном уровне больше уже не получалось. Европейское Сообщество решило отказаться от собственных валют, создав единую валюту - евро. Таким образом, европейский вариант взаимодействия в валютной сфере заключается в создании валютного союза на базе экономического с единой валютой европейского происхождения. В Латинской Америке в 60-80 годы было создано несколько международных валютных организаций: Центральноамериканский валютный союз, Латиноамериканский экспортный банк, Карибский стабилизационный фонд. Идея создания общей расчетной единицы не была реализована и государствам-членам не удалось унифицировать национальные валютные системы. Созданная совместная валюта – центральноамериканский песо – использовалась лишь для взаимного зачета требований. В 90-е годы в Латинской Америке усиливается процесс долларизации, что было вызвано резким ухудшением экономического положения ряда стран латиноамериканского региона и усилением внешнеполитического влияния США. Так, в 2000 г. Эквадор отказался от национальной валюты – сукре, поменяв ее на доллар США, а Центральный банк Аргентины официально предложил создать в Латинской Америке валютный союз, предусматривающий замену национальных валют на доллар США и передачу США прав регулирования эмиссионной и бюджетной политики. Таким образом, латиноамериканский путь интеграции валютно-финансовой сферы основан на внешней валюте, которая сначала используется для внешних расчетов, а потом вытесняет национальные деньги из внутреннего денежного обращения. В Африке существует два валютных союза – Валютный союз Центральной Африки и Западно-африканский валютный союз, расчетной единицей которых является франк африканского сообщества – франк КФА, который привязан к французскому франку. В последние годы восемь государств Экономического сообщества государств Западной Африки (ЭКОВАС) разрабатывают программу введения коллективной денежной единицы – афро. Африканский вариант валютного пространства основан на привязке счетной единицы к иностранной валюте, которая используется для внешних расчетов, но не проникает во внутренние. Таким образом, существуют различные варианты валютной интеграции, а именно: валютный союз на базе экономического с единой валютой европейского происхождения; единое валютное пространство основано на внешней валюте, которая сначала используется для внешних расчетов, а потом вытесняет национальные деньги из внутреннего оборота; привязка счетной единицы к иностранной валюте, которая используется для внешних расчетов, но не проникает во внутренние.