Сколько типов оэз существует в настоящее время. Свободные экономические зоны: понятие, виды, страны

великий итальянский живописец, график и архитектор, представитель умбрийской школы

Краткая биография

Рафаэ́ль Са́нти (итал. Raffaello Santi, Raffaello Sanzio, Rafael, Raffael da Urbino, Rafaelo; 26 или 28 марта, или 6 апреля 1483, Урбино - 6 апреля 1520, Рим) - великий итальянский живописец, график и архитектор, представитель умбрийской школы.

Творческая биография

Урбино. Детство и юность

Рафаэль рано потерял родителей. Мать, Марджи Чарла, умерла в 1491, а отец, Джованни Санти, умер в 1494.Отец был художником и поэтом при дворе герцога Урбинского, и первый опыт художника Рафаэль получил в мастерской отца. Самая ранняя работа - фреска «Мадонна с младенцем», до сих пор находящаяся в доме-музее.

К числу первых работ относятся «Хоругвь с изображением Святой Троицы» (около 1499-1500) и алтарный образ «Коронование св. Николы из Толентино» (1500-1501) для церкви Сант-Агостино в Читта ди Кастелло.

Обучение

В 1501 году Рафаэль приходит в мастерскую Пьетро Перуджино в Перудже, поэтому ранние работы выполнены в стиле Перуджино.

В это время он часто уезжает из Перуджи домой в Урбино, в Читта ди Кастелло, совместно с Пинтуриккьо посещает Сиену, выполняет ряд работ по заказам из Читта ди Кастелло и Перуджи.

В 1502 году появляется первая рафаэлевская мадонна - «Мадонна Солли», мадонн Рафаэль будет писать всю жизнь.

Первые картины, написанные не на религиозную тематику - «Сон рыцаря» и «Три грации» (обе - около 1504).

Постепенно Рафаэль вырабатывает свой стиль и создаёт первые шедевры - «Обручение Девы Марии Иосифу» (1504), «Коронование Марии» (около 1504) для алтаря Одди.

Помимо крупных алтарных полотен пишет небольшие картины: «Мадонна Конестабиле» (1502-1504), «Святой Георгий, поражающий дракона» (около 1504-1505) и портреты - «Портрет Пьетро Бембо» (1504-1506).

В 1504 году в Урбино знакомится с Бальдассаром Кастильоне.

Флорентийский период. Мадонны

В конце 1504 года переезжает во Флоренцию. Здесь он знакомится с Леонардо да Винчи , Микеланджело, Бартоломео делла Порта и многими другими флорентийскими мастерами. Тщательно изучает технику живописи Леонардо да Винчи, Микеланджело. Сохранился рисунок Рафаэля с утраченной картины Леонардо да Винчи «Леда и лебедь» и рисунок со «Св. Матфеем» Микеланджело. «…те приемы, которые он увидел в работах Леонардо и Микеланджело, заставили его работать ещё упорнее, чтобы извлекать из них невиданную пользу для своего искусства и своей манеры.»

Первый заказ во Флоренции поступает от Аньоло Дони на портреты его и жены, последний написан Рафаэлем под явным впечатлением от «Джоконды». Именно для Аньоло Дони Микела́нджело Буонарро́ти в это время создаёт тондо «Мадонна Дони».

Рафаэль пишет алтарные полотна «Мадонна на троне с Иоанном Крестителем и Николаем из Бари» (около 1505), «Положение во гроб» (1507) и портреты - «Дама с единорогом» (около 1506-1507).

В 1507 году знакомится с Браманте.

Популярность Рафаэля постоянно растёт, он получает много заказов на образы святых - «Святое семейство со св. Елизаветой и Иоанном Крестителем» (около 1506-1507). «Святое Семейство (Мадонна с безбородым Иосифом)» (1505-1507), «Св. Екатерина Александрийская» (около 1507-1508).

Флорентийские мадонны

Во Флоренции Рафаэль создал около 20 Мадонн. Хотя сюжеты стандартны: Мадонна либо держит Младенца на руках, либо он играет рядом с Иоанном Крестителем, все мадонны индивидуальны и отличаются особой материнской прелестью (по-видимому, ранняя смерть матери оставила глубокий след в душе Рафаэля).

Растущая слава Рафаэля приводит к росту заказов на мадонн, он создаёт «Мадонну Грандука» (1505), «Мадонну с гвоздиками» (около 1506), «Мадонну под балдахином» (1506-1508). К лучшим произведениям этого периода относятся «Мадонна Террануова» (1504-1505), «Мадонна с щегленком» (1506), «Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем („Прекрасная садовница“)» (1507-1508).

Ватикан

Во второй половине 1508 года Рафаэль переезжает в Рим (там он проведёт всю оставшуюся жизнь) и становится при содействии Браманте официальным художником папского двора. Ему поручено расписать фресками Станцу делла Сеньятура. Для этой станцы Рафаэль пишет фрески, отражающие четыре вида интеллектуальной деятельности человека: богословие, юриспруденцию, поэзию и философию - «Диспута» (1508-1509), «Мудрость, Умеренность и Сила» (1511), и самые выдающиеся «Парнас» (1509-1510) и «Афинскую школу» (1510-1511).

На «Парнасе» изображён Аполлон с девятью музами в окружении восемнадцати знаменитых древнегреческих, древнеримских и итальянских поэтов. «Так, на стене, обращённой к Бельведеру, там, где Парнас и родник Геликона, он написал на вершине и склонах горы тенистую рощу лавровых деревьев, в зелени которых как бы чувствуется трепетание листьев, колеблемых под нежнейшим дуновением ветерков, в воздухе же - бесконечное множество обнажённых амуров, с прелестнейшим выражением на лицах, срывают лавровые ветви, заплетая их в венки, разбрасываемые ими по всему холму, где все овеяно поистине божественным дыханием - и красота фигур, и благородство самой живописи, глядя на которую всякий, кто внимательнейшим образом её рассматривает, диву даётся, как мог человеческий гений, при всем несовершенстве простой краски, добиться того, чтобы благодаря совершенству рисунка живописное изображение казалось живым.»

«Афинская школа» - блестяще выполненная многофигурная (около 50 персонажей) композиция, на которой представлены древние философы, многим из которых Рафаэль придал черты своих современников, например, Платон написан в образе Леонардо да Винчи, Гераклит в образе Микеланджело, а стоящий у правого края Птолемей очень похож на автора фрески. «На ней представлены мудрецы всего мира, спорящие друг с другом на все лады… Среди них есть и Диоген со своей миской, возлежащий на ступенях, фигура - очень обдуманная в своей отрешённости и достойная похвалы за красоту и за столь подходящую для неё одежду… Красота же упомянутых выше астрологов и геометров, вычерчивающих циркулем на табличках всякие фигуры и знаки, поистине невыразима.»

Папе Юлию II работа Рафаэля очень понравилась, даже когда она была ещё не закончена, и папа поручил живописцу расписать ещё три станцы, причём уже начавшие там росписи художники, включая Перуджино и Синьорелли, были отстранены от работ. Учитывая огромный объём предстоящей работы, Рафаэль набрал учеников, которые по его эскизам выполнили большую часть заказа, четвёртая станца Константина - полностью расписана учениками.

В станце Элиодоро были созданы «Изгнание Элиодора из храма» (1511-1512), «Месса в Больсене» (1512), «Аттила под стенами Рима» (1513-1514), но самой удачной стала фреска «Освобождение апостола Петра из темницы» (1513-1514). «Не менее искусства и таланта проявлено художником в той сцене, где св. Петр, освобождённый от своих цепей, выходит из тюрьмы в сопровождении ангела … А так как история эта изображена Рафаэлем над окном, вся стена оказывается более тёмной, поскольку свет ослепляет зрителя, смотрящего на фреску. Естественный же свет, падающий из окна, настолько удачно спорит с изображёнными ночными источниками света, что кажется, будто ты в самом деле видишь на фоне ночного мрака и дымящееся пламя факела, и сияние ангела, переданные столь натурально и столь правдиво, что никогда не скажешь, что это просто живопись, - такова убедительность, с какой художник воплотил труднейший замысел. Ведь на доспехах можно различить и собственные, и падающие тени, и отражения, и дымный жар пламени, выделяющиеся на фоне такой глубокой тени, что можно поистине считать Рафаэля учителем всех остальных художников, достигшим в изображении ночи такого сходства, которого живопись дотоле никогда не достигала.»

Сменивший в 1513 году Юлия II Лев X также высоко ценил Рафаэля.

В 1513-1516 годах Рафаэль по заказу папы занимался изготовлением картонов с сюжетами из Библии для десяти шпалер, которые предназначались для Сикстинской капеллы. Наиболее удачен картон «Чудесный улов» (всего до нашего времени дошло семь картонов).

Ещё одним заказом от папы были лоджии, выходящие во внутренний ватиканский двор. По проекту Рафаэля они были возведены в 1513-1518 годах в виде 13 аркад, в которых по эскизам Рафаэля были расписаны учениками 52 фрески на библейские сюжеты.

В 1514 умер Браманте, и Рафаэль стал главным архитектором строящегося в то время собора Святого Петра. В 1515 году он получает и должность главного хранителя древностей.

В 1515 году в Рим приезжает Дюрер и осматривает станцы. Рафаэль дарит ему свой рисунок, в ответ немецкий художник прислал Рафаэлю свой автопортрет, дальнейшая судьба которого неизвестна.

Алтарная живопись

Несмотря на загруженность работами в Ватикане, Рафаэль выполняет заказы церквей на создание алтарных образов: «Святая Цецилия» (1514-1515), «Несение креста» (1516-1517), «Видение Иезекииля» (около 1518).

Последним шедевром мастера является величественное «Преображение» (1516-1520), картина, в которой проглядывают черты барокко. В верхней части Рафаэлем в соответствии с Евангелием на горе Фавор изображено чудо преображения Христа перед Петром, Иаковом и Иоанном. Нижняя часть картины с апостолами и бесноватым отроком была завершена Джулио Романо по эскизам Рафаэля.

Римские мадонны

В Риме Рафаэль написал около десяти Мадонн. Выделяются своей величественностью «Мадонна Альба» (1510), «Мадонна Фолиньо» (1512), «Мадонна с рыбой» (1512-1514), «Мадонна в кресле» (около 1513-1514).

Самым совершенным творением Рафаэля стала знаменитая «Сикстинская мадонна» (1512-1513). Эту картину заказал Юлий II для алтаря церкви монастыря Святого Сикста в Пьяченце. «„Сикстинская Мадонна“ поистине симфонична. Переплетение и встреча линий и масс этого холста изумляют своим внутренним ритмом и гармонией. Но самое феноменальное в этом большом полотне - это таинственное умение живописца свести все линии, все формы, все цвета в такое дивное соответствие, что они служат лишь одному, главному желанию художника - заставить нас глядеть, глядеть неустанно в печальные глаза Марии.»

Портреты

Помимо большого количества картин на религиозные темы, Рафаэль создаёт и портреты. В 1512 году Рафаэль пишет «Портрет папы Юлия II». «В это же время, пользуясь уже величайшей известностью, он написал маслом портрет папы Юлия, настолько живой и похожий, что при одном виде портрета люди трепетали, как при живом папе.» По заказам папского окружения были написаны «Портрет кардинала Алессандро Фарнезе» (около 1512), «Портрет Льва X с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи Росси» (около 1517-1518).

Особо выделяется портрет Бальдассаре Кастильоне (1514-1515). Спустя много лет этот портрет будет копировать Рубенс, Рембрандт сначала зарисует его, а затем под впечатлением от этой картины создаст свой «Автопортрет». Отвлёкшись от работы в станцах, Рафаэль пишет «Портрет Биндо Альтовити» (около 1515).

Последний раз Рафаэль изобразил себя на «Автопортрете с другом» (1518-1520), хотя какому именно другу на картине Рафаэль положил руку на плечо, неизвестно, исследователи выдвинули множество малоубедительных версий.

Вилла Фарнезина

Банкир и покровитель искусств Агостино Киджи построил на берегу Тибра загородную виллу и пригласил Рафаэля для её украшения фресками на сюжеты из античной мифологии. Так в 1511 году появилась фреска «Триумф Галатеи» . «Рафаэль изобразил в этой фреске пророков и сивилл. Это по праву считается его лучшим произведением, прекраснейшим в числе стольких прекрасных. Действительно, женщины и дети, там изображённые, отличаются своей исключительной жизненностью и совершенством своего колорита. Эта вещь принесла ему широкое признание как при жизни, так и после смерти.»

Остальные фрески по эскизам Рафаэля расписали его ученики. Сохранился выдающийся эскиз «Свадьба Александра Македонского и Роксаны» (около 1517) (сама фреска была расписана Содомой).

Архитектура

«Исключительное значение имеет деятельность Рафаэля-архитектора, представляющая собой связующее звено между творчеством Браманте и Палладио. После смерти Браманте Рафаэль занял должность главного архитектора собора св. Петра (составив новый, базиликальный план) и достраивал начатый Браманте ватиканский двор с Лоджиями. В Риме им построена круглая в плане церковь Сант-Элиджо-дельи-Орефичи (с 1509) и изящная капелла Киджи церкви Санта-Мария-дель-Пополо (1512-1520). Рафаэль также построил палаццо: Видони-Каффарелли (с 1515) со сдвоенными полуколоннами 2-го этажа на рустованном 1-м этаже (надстроен), Бранконио дель Аквила (окончен в 1520, не сохранился) с богатейшей пластикой фасада (оба - в Риме), Пандольфини во Флоренции (строился с 1520 по проекту Рафаэль архитектора Дж. да Сангалло), отличающийся благородной сдержанностью форм и интимностью интерьеров. В этих произведениях Рафаэль неизменно связывал рисунок и рельеф фасадного декора с особенностями участка и соседней застройки, размерами и назначением здания, стараясь придать каждому дворцу как можно более нарядный и индивидуализированный облик. Интереснейшим, но лишь частично осуществленным архитектурным замыслом Рафаэля, является римская вилла Мадама (с 1517 строительство продолжил А. да Сангалло Младший, не окончено), органически связанная с окружающими дворами-садами и огромным террасным парком.»

Рисунки и гравюры

Сохранилось около 400 рисунков Рафаэля. Среди них есть подготовительные рисунки и наброски к картинам, имеются и самостоятельные произведения.

Сам Рафаэль гравюрами не занимался. Однако Маркантонио Раймонди создал большое количество гравюр по рисункам Рафаэля, благодаря чему до нас дошло несколько изображений утраченных картин Рафаэля. Художник сам передавал Маркантонио рисунки для их воспроизведения в гравюре. Маркантонио не копировал их, а создавал на их основе новые художественные произведения, он занимался этим и после смерти Рафаэля.

Гравюра «Суд Париса» вдохновит Мане на знаменитый «Завтрак на траве».

Стихи

Как и многие художники его времени, как например, Микеланджело, Рафаэль писал стихи. Сохранились его рисунки, сопровождаемые сонетами. Ниже в переводе А. Махова приведён сонет, посвящённый одной из возлюбленных живописца.

Амур, умерь слепящее сиянье

Двух дивных глаз, ниспосланных тобой.

Они сулят то хлад, то летний зной,

Но нет в них малой капли состраданья.

Едва познал я их очарованье,

Как потерял свободу и покой.

Ни ветер с гор и ни морской прибой

Не справятся с огнём мне в наказанье.

Готов безропотно сносить твой гнёт

И жить рабом, закованным цепями,

А их лишиться - равносильно смерти.

Мои страдания любой поймёт,

Кто был не в силах управлять страстями

И жертвой стал любовной круговерти.

Смерть

Вазари писал, что Рафаэль умер «после времяпрепровождения ещё более распутного, чем обычно», но современные исследователи полагают, что причиной смерти была римская лихорадка, которой заразился живописец во время посещения раскопок.Рафаэль умер в Риме, 6 апреля 1520 г. в возрасте 37 лет. Похоронен в Пантеоне.На его гробнице имеется эпитафия: «Здесь покоится великий Рафаэль, при жизни которого природа боялась быть побеждённой, а после его смерти она боялась умереть»(лат. Ille hic est Raffael, timuit quo sospite vinci, rerum magna parens et moriente mori).

Ученики

У Рафаэля были многочисленные ученики, хотя никто из них не вырос в выдающегося художника. Самым талантливым был Джулио Романо. После смерти Рафаэля он создал цикл порнографических рисунков, что вызвало скандал, из-за которого он был вынужден переехать в Мантую. Его произведения, выполненные в стиле учителя, а порой и по его эскизам, современники не оценили. Джованни Нанни вернулся в Удине, где создал ряд хороших картин. Франческо Пенни переехал в Неаполь, но умер молодым. Перин дель Вага стал художником, работал во Флоренции и Генуе.

Великий итальянский живописец родился в 1483 году в Урбино. Его отец также был живописцем и графиком, так что свое обучение будущий мастер начал именно в мастерской отца.

Родители Рафаэля умерли, когда мальчику едва исполнилось 11 лет. После их смерти он отправился в Перудже обучаться в мастерской Пьетро Перуджино. Он провёл в мастерской мастера около 4 лет и за это время обрёл свой собственный стиль.

Начало карьеры

Как гласит краткая биография Рафаэля Санти, после окончании обучения художник отправился жить и работать во Флоренцию. Здесь он познакомился с такими выдающимися мастерами, как Леонардо да Винчи , Микеланджело , Бартоломео делла Порта. Он учился у этих выдающихся мастеров секретам портретной живописи и скульптуры.

В 1508 году художник переехал в Рим и стал официальным живописцем папского двора. Он занимал эту должность и при папе Юлии II, и при папе Льве X. Именно для последнего Рафаэль расписывал Сикстинскую капеллу – величайший шедевр эпохи Возрождения.

В 1514 году Рафаэль стал главным архитектором собора Св. Петра. Также он много занимался раскопками в Риме, работал на заказ для многочисленных церквей, писал портреты (правда, в основном, портреты друзей), выполнял особо значимые частные заказы.

Ретроспектива творчества художника: флорентийский период

Первые свои работы художник выполнил еще в мастерской отца. Самый яркий пример творчества юного художника Хоругвь с изображением Св. Троицы. Эта работа до сих пор находится в доме-музее в Урбино.

В период обучения у Пьетро Перуджино Рафаэль начал работать над образами своих классических Мадонн. Самая яркая его работа периода с 1501 по 1504 год – «Мадонна Конестабиле».

Флорентийский период – самый насыщенный в жизни Рафаэля. Он создал в это время свои признанные шедевры, такие как: “Дама с единорогом”, “Святое семейство”, “Св. Екатерина Александрийская”.

Также в этот период он очень много рисовал Мадонн. Рафаэлевская Мадонна – это прежде всего мать (вероятнее всего, на художника очень сильно повлиял ранний уход его собственной матери). Самые лучшие Мадонны этого периода: “Мадонна с гвоздикой”, “Мадонна Грандука”, “Прекрасная садовница”.

Ретроспектива творчества художника: римский период

Римский период творчества – вершина карьеры художника. Он немного отошел от классических библейских сюжетов и обратился к Античности. Признанными мировыми шедеврами являются: “Афинская школа”, “Парнас”, “Сикстинская Мадонна” (роспись на стене Сикстинской капеллы – вершина мастерства Рафаэля), “Мадонна Альба”, “Мадонна с рыбой”.

Смерть художника

Рафаэль умер в 1520 году предположительно от римской лихорадки, которую «подхватил» на раскопках. Похоронен в Пантеоне.

Другие варианты биографии

  • Рафаэль был знаком с А. Дюрером . Известно, что последний подарил Рафаэлю свой автопортрет, но судьба его и по сей день неизвестна.
  • Вилла Фарнезина – особый этап в деятельности художника. Можно сказать, что он впервые обращается к античной мифологии и исторической живописи. Так появляются фрески «Триумф Галатеи» и «Свадьба Александра и Роксаны». Интересно, что Рафаэль писал и с обнаженной натуры. Самое лучшее его произведение в этом плане – «Форнарина» (считается, что большинство женских портретов, выполненных художником, были списаны с его натурщицы и возлюбленной Форнарины, о судьбе которой мало известно).
  • Рафаэль писал прекрасные сонеты, в основном посвященные любви к женщинам.
  • В 2002 году одна из графических работ Рафаэля была продана на аукционе Сотбис за рекордную для такого типа работ сумму – 30 миллионов фунтов стерлингов.

🙂 Приветствую, вас, дорогие читатели! Статья «Рафаэль: биография, факты и картины художника» посвящена жизни великого итальянского живописца.

Современники называли его «божественным». Он в довольно раннем возрасте заслужил славу и почитание. Его мнение внимательно выслушивали правители и папы. А он оставался скромным и немного застенчивым. Это гений живописи XVI столетия — Рафаэль Санти, который служил волшебной кистью Красоте.

Рафаэль Санти: биография

В 1508 г. в роскошном дворце Ватикана появился стройный молодой человек. Ему только 25 лет, но он известен и ему прислал приглашение папа Юлий II. Нужно сделать росписи нескольких покоев. Пригласить этого художника папе посоветовал архитектор Донато Браманте, его дальний родственник.

Рафаэль родился в Урбино в 1483 г. В восьмилетнем возрасте мальчик потерял мать. Воспитанием сына, по мере возможности, занимался отец, Джованни Санти, который был художником. Спустя всего три года умер и отец. Мальчик остался круглым сиротой.

Пьетро Перуджино (1446-1524), итальянский живописец эпохи Возрождения, представитель умбрийской школы. Учитель Рафаэля.

От отца он получил начальные уроки рисования. Затем он поступил учеником в мастерскую Пьетро Ваннуччи, который известен под прозвищем Перуджино. Мастер сразу определил в обаятельном мальчике внимательность и невероятную работоспособность. А еще новый ученик любил природу во всех ее проявлениях и живопись.

Юноша изучает работы своего учителя и других известных мастеров, много размышляет, все время сравнивает, что-то тщательно копирует, и все время посвящает учебе. Однако при всей занятости, он не замыкается в себе, не отгораживается от своих товарищей по мастерской. Он прост, дружелюбен и с радостью откликается на просьбы о помощи.

Взлет его происходит невероятно стремительно. Он словно соловей, который, только вылетев из гнезда, сразу берет нужные нотки для своих чарующих мелодий. Рафаэль Санти тоже нашел свою песню и весь мир замер, заслушавшись. Эта песня звучит и сейчас.

В 17 лет он создает неподражаемые в своей нежности образы Богоматери. Пройдет совсем немного времени и юноша будет знаменит.

«Мадонна Конестабиле», 1504, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Пинтуриккио учит Рафаэля, как правильно делать зарисовки для гигантских фресок, которые будут расположена в сиенской библиотеке. Юноша изучает новый для него стиль прославленных флорентийских художников, вникает в суть загадочной природы творений .

Но до сих пор не создано ничего прекраснее Мадонн, которых он писал в ранней юности. Их нежный, светлый облик — безупречное совершенство.

Приглашение в Рим

В Риме стройный скромный юноша с доверчивым взглядом смотрелся довольно странно среди различного рода льстецов, строгих служителей Церкви и разодетых по последней моде дам. Рафаэль всегда одевался в черное.

Пройдет 5 лет, и этот молодой человек будет назначен главой Римской школы живописи. Его фрески прославят дворцы Ватикана, будут непререкаемым каноном для многих поколений художников… Стены покоев папы постепенно покрываются изумительными фресками. Папа в восторге.

Сикстинская капелла

Здесь же, буквально через пять-десять метров работает Микеланджело, он расписывает плафон Сикстинской капеллы. Но мастер никому не разрешает, даже одним глазком, взглянуть на его творение. Рафаэлю очень хочется посмотреть, его буквально сжигает любопытство, но…

Рафаэль мечтает посмотреть росписи, но до окончания работ еще далеко. Он, конечно, не догадывается, что очень скоро все переменится.

Некоторые искусствоведы предполагают, что в облике мадонны художник запечатлел черноглазую дочь хлебопека, Форнарину. Полюбив, он просто не мог быть вдали от нее. Когда он расписывал фрески на вилле Фарнезина, то Форнарина находилась рядом.

Заказчик, узнав об этом, запретил приводить кого-либо в его дом. Рафаэль потерял аппетит, лишился сна и не мог работать без своей музы. Тогда банкир разрешил присутствие девушки.

Его муза была с ним до конца. Рафаэль Санти ушел из жизни в 37 лет. Рядом холст с незавершенным «Преображением». погрузился в глубокую печаль. Он завершил свой недолгий земной путь и ступил … в Вечность. Ему было всего 37 (1483-1520).

На его надгробии в римском Пантеоне можно прочесть: «Здесь упокоен Рафаэль. При его жизни Природа страшилась быть побежденной. После его смерти ей показалось, что умирает и она».

Видео

Здесь дополнительная информация «Рафаэль: биография и творчество»

Картины художника по теме «Рафаэль: биография и творчество»

Друзья, если вы считаете статью «Рафаэль: биография, факты» интересной, поделитесь в соц.сетях. 😉 Заходите за новыми историями! Подписывайтесь на рассылку статей к себе на эл. почту. Заполните форму вверху: имя и e-mail.

Президент России Владимир Путин . Все действующие ОЭЗ передаются регионам.

Причиной такого решения стал доклад главы контрольного управления Кремля Константина Чуйченко , согласно которому с 2006 года на 33 особые экономические зоны потратили 186 миллиардов рублей. При этом налоговые и таможенные платежи из самих зон составили лишь 40 миллиардов рублей. Кроме этого, вместо плановых 25 тысяч рабочих мест к 2016 году было создано 18 тысяч, при этом создание одного рабочего места в ОЭЗ обошлось бюджету в 10 миллионов рублей.

Что такое особая экономическая зона?

Особая экономическая зона (ОЭЗ) — территория, имеющая особый юридический статус по отношению к остальной территории и льготные экономические условия для предпринимателей. ОЭЗ стали создавать в России в 2005-2006 годах с целью:

— привлечения прямых иностранных инвестиций;
— создания новых рабочих мест для высококвалифицированного персонала;
— развития экспортной базы;
— минимизации затрат за счёт отсутствия экспортных и импортных таможенных пошлин;
— приближения производства к потребителю;
— использования более дешёвой рабочей силы;
— развития территории.

Согласно Федеральному закону «Об особых экономических зонах» инвесторам представлена система льгот и преференций, а именно:

— особый административный режим (минимизация бюрократических барьеров, принцип «одного окна»);
— готовая инфраструктура для развития бизнеса;
— выкуп земельных участков по льготной стоимости, льготная аренда офисов;
— особый налоговый режим (комплекс налоговых льгот);
— особый таможенный режим (процедура свободной таможенной зоны);
— возможность применения ускоренной амортизации (большая часть стоимости амортизируемого актива списывается на затраты уже в первые годы его эксплуатации);
— правовые гарантии защиты прав инвесторов (неизменность законодательства).

Какие особые экономические зоны уже существуют в России?

На 1 января 2016 года в 30 субъектах было 33 особых экономических зоны. По данным Министерства экономики, с 2006 по 2015 год в них пришли более 400 инвесторов, из них около 80 — из 29 зарубежных стран.

В зависимости от своих функций, степени интеграции в экономику и предоставляемых льгот ОЭЗ делятся на:

Логистические ОЭЗ — территории, находящиеся в непосредственной близости от основных транспортных путей. Созданы для предоставления логистических услуг.

ОЭЗ ПТ «Ульяновск», Ульяновская область.
ОЭЗ ПТ «Советская Гавань», Хабаровский край.

Промышленные ОЭЗ — территории, на которых налажено производство конкретной промышленной продукции, инвесторам предоставляются различные льготы.

ОЭЗ ППТ «Липецк», Липецкая область.
ОЭЗ ППТ «Алабуга», Республика Татарстан.
ОЭЗ ППТ «Моглино», Псковская область.
ОЭЗ ППТ «Тольятти», Самарская область.
ОЭЗ ППТ «Людиново», Калужская область.
ОЭЗ ППТ «Титановая долина», Свердловская область.

Технологические ОЭЗ — территории, где размещаются научно-исследовательские, проектные, конструкторские бюро и организации — технопарки, технополисы.

ОЭЗ ТВТ «Зеленоград», Москва.
ОЭЗ ТВТ «Дубна», Московская область.
ОЭЗ ТВТ «Санкт-Петербург», Санкт-Петербург.
ОЭЗ ТВТ «Томск», Томск.

Туристические ОЭЗ — территории, где идёт развитие объектов инфраструктуры туризма и отдыха, оказываются услуги в сфере туризма.

ОЭЗ ТРТ «Долина Алтая», Республика Алтай.
ОЭЗ ТРТ «Байкальская гавань», Республика Бурятия.
ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь», Алтайский край.
ОЭЗ ТРТ «Ворота Байкала», Иркутская область

Одной из важнейших форм экономических связей являют­ся особые экономические зоны (ОЭ3). Они представляют собой особый вид государственного регулирования экономической де­ятельности.

Особой экономической зоной является территория, на ко­торой законодательно устанавливается особый режим хозяй­ственной деятельности иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями, а также отечественных пред­приятий и граждан. ОЭЗ создаются для ускорения социально­ -экономического развития, комплексного освоения природных богатств страны, увеличения ее экспортных возможностей, pacширения производства высококачественной и импортозамеща­ющей продукции на основе развития торгово-экономического и научно-технического сотрудничества.

Особые экономические зоны создаются государством с уче­том его экономических задач и предлагаются в качестве перспек­тивной модели развития отдельных территорий, обладающих хорошими предпосылками для образования центров роста. До недавнего времени в российском законодательстве однозначного термина, характеризующего подобные территории, не существо­вало, хотя зоны оффшорного типа в России появились в середине1990-х гг. Основными в то время являлись учрежденные в 1994 г. зона экономического благоприятствования "Ингушетия" и зона льготного налогообложения в Республике Калмыкия. Позднее такие зоны были образованы в ряде других регионов. Большин­ство из них так и не стали функционировать в полной степени, их деятельность во многом нарушала федеральное законода­тельство, по причине чего они и были ликвидированы.

Ситуация изменилась с принятием Федерального закона от 22.07.2005 г. N2 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Рос­сийской Федерации", который закрепил их правовое определение. В соответствии с положениями закона особая, свободная или специальная экономическая зона - ограниченная территория с осо­бым юридическим статусом по отношению к остальной террито­рии и льготными экономическими условиями для национальных и (или) иностранных предпринимателей. Главная цель создания таких зон - решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории: внешнеторговых, общеэко­номических, социальных, региональных и научно-технических.

ОЭЗ классифицируются по выполняемым функциям, степе­ни интеграции в экономику и.системам предоставляемых льгот.

В зависимости от способа оформления зоны и режима их функционирования ОЭЗ делятся на два типа: анклавные (замкнутые) и интеграционные.

Анклавные зовы полностью ориентируются на экспорт всей производимой на ее территории продукции с целью получения выручки в свободно конвертируемой валюте. Они обычно созда­ются на территориях страны, естественным образом отделенных от нее (острова, полуострова, морские побережья и т. п.). Но мо­гут создаваться и внутри города.


Интеграционные зовы тесно связаны с национальной и ми­ровой экономикой, имеют более свободный режим функциониро­вания. Они наиболее характерны для стран с развитой рыночной экономикой, включенных в международное разделение труда.

По системам льгот выделяют:

налоговые: налоговые "каникулы" - частичное или полное освобождение инвесторов от уплаты налогов на собственность и имущество, НДС и т. п. (в соответствии с законом об ОЭЗ, вступившим в силу 1 января 2006 Г.: резиденты промышленно ­производственной зоны на пять лет освобождаются от уплаты земельного, имущественного и транспортного налогов, на 4% (до16%) снижается налог на прибыль. Для технико-внедренческих зон также предусматривается снижение ставки Единого соци­ального налога с 26% до 14%);

Таможенные (импорт) - частичное или полное освобож­дение от импортных пошлин на полуфабрикаты, сырье и т. п., ввозимых для использования внутри зоны;

Таможенные (экспорт) - частичное или полное освобож­дение от экспортных пошлин на изготовленную внутри зоны продукцию;

Финансовые - инвестиционные субсидии, государственные льготные кредиты, сниженные ставки на оплату коммунальных услуг и аренду производственных помещений;

Административные - упрощенный порядок регистрации предприятий, упрощенный порядок въезда-выезда иностран­ных граждан, беспрепятственный вывоз правомерно получен­ной прибыли иностранными гражданами за рубеж.

По функциям особые экономические зоны подразделяют:

. на зоны свободной торговли - территорий, выведенные за пределы национальной таможенной территории; внутри про­водятся операции по складированию товаров и их предпродаж­ной подготовке (упаковка, маркировка, контроль качества и т. п.);

. промышленно - производственные зоны - части нацио­нальной таможенной территории, внутри которых налажено производство конкретной промышленной продукции; при этом инвесторам предоставляются различные льготы;

. технико - внедренческие зоны - территории, выведенные за пределы национальной таможенной территории, внутри которых размещаются научно-исследовательские, проектные, конструкторские бюро и организации (примеры ТВ3: технопар­ки, технополисы);

. туристско-рекреационные зоны - территории, на ко­торых ведется туристско-рекреационная деятельность - соз­дание, реконструкция, развитие объектов инфраструктуры ту­ризма и отдыха, развитие и оказание услуг в сфере туризма;

. сервисные зоны - территории с льготным режимом для фирм, занятых оказанием финансовых и нефинансовых услуг (экспортно-импортными операциями, операциями с недвижи­мостью, перевозками);

. комплексные зоны - многопрофильны, формируются и на ограниченнои территории, и в границах областей и других территориальных образований; в них создаются условия для привлечения крупного капитала с обязательным развитием не­обходимой инфраструктуры.

Технико-внедренческие зоны способствуют ускорению научно-технического прогресса на основе активизации внешне­экономического сотрудничества, внедрению результатов отече­ственной науки, а также разработке наукоемких технологий, но­вых видов готовой продукции и расширению экспорта.

Технополис - одна из форм особой экономической зоны, . призванная активизировать инновационный" процесс с помо­щью региональных центров по разработке и производственно­му освоению продукции высокого технического уровня на базе интеграции высокоразвитого производства, науки и образова­ния. Многопрофильная деятельность технополисов основыва­ется на формировании и осуществлении с участием государ­ства проектов фундаментальных и прикладных исследований с их последующей промышленной утилизацией (с использова­нием научно-промышленного парка).

Идея технополисов возникла в Японии в начале 1980-х гг., там они получили широкое распространение. Интенсивное раз­витие технополисов связано с современным этапом научно - ­технической революции, когда осуществляется автоматизация и электронизация производства, внедряются новые материалы и технологии. Название "технополис" используется и как сино­ним наукограда, грань между ними очень тонкая: первые целе­направленно создаются при научно-промышленных центрах, вторые имеют более самостоятельное значение, хотя и тяготеют к крупнейшим городам; первые заняты более узкими техниче­скими и технологическими разработками, вторые имеют широ­кую специализацию, включая фундаментальные исследования.

Технополис представляет собой крупную зону экономиче­ской активности, состоящую из университетов, исследователь­ских центров, технопарков, промышленных и иных предприя­тий, которые осуществляют свою практическую деятельность, опираясь на результаты научных и технологических исследований, поддерживают тесные связи с аналогичными структура­ми на национальном и международном уровнях, являются не­отъемлемой частью системы международного разделения тру­да и имеют среду обитания, целенаправленно сформированную для ученых, специалистов, высококвалифицированной рабочей силы. В Японии и Франции модель технополиса распространя­ется на всю территорию города.

Технополисы пользуются разнообразными льготами и обе­спечивают разработку и внедрение современной технологии с помощью национальных и иностранных предприятий и органи­заций. Технополис - это город, в котором "критическая масса" образования и культуры, науки и техники, наукоемкого бизнеса и венчурного капитала порождает "цепную реакцию" научной и деловой активности международного, глобального масштаба. В России наукограды и Академгородки в перспективе могут слу­жить основой для формирования технополисов.

Наряду с собственно свободными экономическими зонами в мировой практике существуют оффшорные зоны. Они составляют особый класс среди ОЭ3. Их главное отличие состоит в том, что зарегистрированные в них предприятия не имеют права осу­ществлять никакую производственную деятельность. Основным признаком оффшорной юрисдикции является льготный характер налогообложения.

Снижение налогового бремени посредством льготных нало­говых юрисдикций - фактор, позволяющий наиболее эффек­тивно осуществлять национальную экономическую деятель­ность. Использование подобного правового средства позволяет государству привлекать инвестиции и поощрять международное сотрудничество, отвлекая минимум ресурсов на регулирование и вмешательство в экономику.

В России существуют особые экономические зоны четы­рех типов: технико-внедренческие, промышленно-производст­венные, портовые и туристско-рекреационные. Кроме того, в Калининградской области с 1991 г. действует ОЗ3 (СЗ3 "Янтарь", ОЗ3 в Калининградской области, условия на которой на настоящий момент оговорены в отдельном Федераль­ном законе от 10.01.2006 г. NQ 16-Ф3 "Об особой экономической зоне в Калининградской обл. и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".

В Ф3 от 22.07.2005 г. NQ 116-Ф3 "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" оговорено несколько условий создания ОЗ3 на территории РФ.

На территории государства могут создаваться только че­тыре типа ОЭ3: технико-внедренческие (площадью не более, 3 км2); промышленно-производственные (площадью не более 20 км2); туристско - рекреационные; портовые.

Никакая ОЭЗ, кроме зон туристско-рекреационного типа, не может находиться на территории нескольких муниципальных образований или включать полностью территорию администра­тивного образования.

На территории ОЭЗ не допускается: добыча и перера­ботка полезных ископаемых; производство и переработка под­акцизных товаров, за исключением легковых автомобилей и мо­тоциклов; ОЭ3, кроме ОЭ3 туристско-рекреационного типа, мо­гут создаваться только на земельных участках, находящихся в государственной собственности; решение о создании ОЭ3 при­нимается Правительством РФ по итогам проведения конкурса. Кроме того, для Калининградской области Федеральным законом от 10.01.2006 г. NQ 16-Ф3 предусмотрены особые условия функци­онирования ОЭ3 (распространение режима ОЗ3 на территорию всей области, значительные налоговые и таможенные льготы).

Для управления ОЭ3 создано ОАО "Особые экономиче­ские зоны" (ОАО "Оэ3") - управляющая компания, в веде­нии которой находятся 16 действующих и вновь создаваемые особые экономические зоны России. Из 16 действующих зон специализируются на развитии промышленного производ­ства, 4 ~ на технологических инновациях, 8 - на развитии туристско-рекреационного бизнеса, 2 - на развитии портово­ - логистических и транспортных узлов.

"ОАО «ОЭЗ» создано в 2006 г., его единственным акционером является государство. С момента принятия закона об ОЗ3 в 2005 г. и до 2010 г. компания действовала как заказчик строительства ин­фраструктуры, накопив уникальный для России опыт в этой сфере. С 2006 г. бюджетные вложения на развитие особых экономических зон России составили более 44 млрд. руб., или порядка 1,5 млрд. долл. С 2006 по 2010 г. в особые экономические зоны России при­шло 223 инвестора из 18 стран, и этот процесс набирает обо­роты. Среди них есть такие транснациональные гиганты, как Yokohama, Isuzu, Itochu, Sojitz, Air Liquide, Bekaert, Rockwool и др. Объем заявленных резидентами инвестиций ~ более 150 млрд. руб., или порядка 5 млрд. долл.

ОАО "0ЭЗ" привлекает инвесторов" из числа крупнейших международных и российских корпораций либо независимых специализированных компаний среднего размера и работает с ними, аккумулируя лучший мировой опыт в области развития и управления особыми экономическими зонами.

Цели создания с точки зрения государства: привлечение прямых иностранных инвестиций, передовых технологий хотя бы на ограниченную часть территории страны; создание новых рабочих мест для персонала высокой квалификации; развитие экспортной базы; импортозамещение; апробация новых методов менеджмента и организации труда.

Цели создания с точки зрения инвесторов: освоение но­вых рынков сбыта; приближение производства к потребителю; минимизация затрат, связанная с отсутствием экспортных и импортных таможенных пошлин; доступ к инфраструктуре; использование более дешевой рабочей силы; попытка снижения влияния бюрократии; развитие территории.

В перспективе благодаря отечественным и иностранным ин­вестициям 033 должны стать основным стимулом развития на­укоемких производств, внедрения передовых технологий и вы­_ пуска конкурентоспособных товаров.

22 декабря 2005 г. постановлением Правительства РФ в России организовано шесть особых экономических зон: четы­ре технико – внедренческие (инновационные) в городах: Дуб­на, Москва (3еленоград, ТВ3 "3еленоград", Сколково), Санкт-Петербург (поселок Стрельна, зона "Нойдорф"), Томск и две промышленно-производственные зоны в городах: Елабуга (ОЭЗ "Алабуга"), Липецк (ОЭЗ "Липецк").

3 февраля 2007 г. постановлениями Правительства РФ в России создано семь особых экономических зон туристско­ рекреационного типа:,

В Республике Алтай (постановление Правительства РФ № 67);

В Республике Бурятия (постановление Правительства РФ № 68);

В Алтайском крае (постановление Правительства РФ № 69);

В Краснодарском крае (постановление Правительства РФ № 70);

В Ставропольском крае (постановление Правительства РФ № 71);

В Иркутской области (постановление Правительства РФ № 72);

В Калининградской области (постановление Правительства РФ № 73).

На конец 2009 г. всего на территории ОЭЗ зарегистрировано 207 резидентов. Кроме того, на всей территории Калининград­ской области действует особая экономическая зона, созданная01.04.2006 г. в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2006 г. N 16-Ф3, которая имеет несколько особенностей: применение режима свободной таможенной зоны для большинства ввозимых на территорию области товаров, распространение ОЭЗ на всю территорию области и пр. По состоянию на 06.05.2008 г. данная 033 привлекла 56 официально зарегистрированных резидентов с общим объемом инвестиций 31,3 млрд. руб.

В г. Магадане действует торгово-производственная зона, созданная в соответствии с Федеральным законом от 31.65.1999 г. NQ 104-Ф3 "Об особой экономической зоне в Магаданской об­ласти». С помощью правового режима зоны предполагается решить основные задачи в экономике и социальной сфере области: развитие производительных сил, насыщение потребительского рынка всевозможными товарами, повышение уровня жизни на­селения. С 1 января 2006 г. до 31 декабря 2014 г. участники зоны при осуществлении ими хозяйственной деятельности на терри­тории зоны и в пределах Магаданской области освобождаются от уплаты налога на прибыль, инвестируемую в развитие про­изводства и социальной сферы.

30 декабря 2009 г. подписано постановление Правительства РФ NQ 1163 "О создании на территории Ульяновской области портовой особой экономической зоны". По информации специалистов областного департамента инвестиций, принципиальное отличие ульяновской портовой зоны от других в том, что она ба­зируется на имущественном комплексе, практически готовом для создания свободной экономической зоны. Портовая зона будет создана на базе международного аэропорта "."Ульяновск­ Восточный", построенного в 1980-е гг. Аэропорт обладает уни­кальной взлетно-посадочной полосой, которая способна прини­мать любые виды воздушные судов.

Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 г. N 1185 на территории Хабаровского края создана портовая особая эко­номическая зона, а на территории острова Русский Приморского края создана туристско-рекреационная особая экономическая зона (постановление Правительства РФ от 31.03.2010 г. NQ 201).

Также существует проект создания ОЭЗ в Красноярском крае. Основной проблемой организации особых экономических зон на территории Российской Федерации является отсутствие тео­ретических научно разработанных основ. Создание особых эко­номических зон - действенное направление развития экономи­ки отдельных территорий и регионов, ориентированное, как пра­вило, на решение конкретных приоритетных экономических за­дач, реализацию стратегических программ и проектов. Особые экономические зоны должны стать новым вектором развития российской экономики, однако не стоит забывать, что при суще­ствующих масштабах распространения свободных зон R миро­вом хозяйстве налоговые льготы - далеко не главный стимул для притока в российские особые зоны иностранного капитала. Большое влияние в этом отношении могут оказать политическая стабильность, инвестиционные гарантии, качество инфраструк­туры, упрощение административных процедур.