Налоговая нагрузка для оптовой торговли. Какой должна быть налоговая нагрузка по налогу на прибыль

- процентное соотношение суммы уплаченных налогов и доходов налогоплательщика.

Применяется и термин "Налоговое бремя" в близком значении.

Термин "Налоговая нагрузка", "Налоговое бремя" на английском языке - "Tax burden", "Incidence of taxation".

- величина, которая показывает уровень налогового бремени налогоплательщика.

определяется как сумма начисленных налогов за налоговый период, деленная какую-либо экономическую базу (доходы (выручка), прибыль, чистые активы и т.д.). В России принято считать налоговую нагрузку как процентное соотношение суммы уплаченных налогов и доходов налогоплательщика. Но это не единственный вариант расчета налоговой нагрузки.

Макроэкономический анализ налоговой нагрузки приводит Минфин в ежегодном докладе Основные направления налоговой политики на ближайшие три года (как правило, раздел I). Ссылка на текст доклада в разделе .

Анализ налоговой нагрузки входит в состав - сравнение налоговых показателей организации (налогоплательщика) с показателями других компаний отрасли или соответствующего рынка.

Комментарий

Налоговая нагрузка показывает уровень налогового бремени на налогоплательщика. Существует много способов расчета налоговой нагрузки. Так, сумму налогов, уплачиваемых налогоплательщиком можно соотносить с доходами, прибылью, чистыми активами и т.д.

С 2007 года уровень налоговой нагрузки стал одним из показателей, который анализирует налоговая служба. Так были утверждены Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных проверок.

Одним из обстоятельств, который может свидетельствовать об уклонении от уплаты налогов и, соответственно, о высокой вероятности назначения выездной налоговой проверки, налоговая служба считает - налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности). Для этой ситуации даже введен особый термин - - разница между сумой налогов, которые теоретически должны быть уплачены налогоплательщиком (налогоплательщиками), и суммой фактически уплаченных налогов.

Налоговая служба ежегодно (начиная с 2006 года) публикует налоговую нагрузку по основным видам экономической деятельности и приводит ее в Приложении № 3 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ (обратите внимание, что данные в Приказ обычно попадают со значительным опазданием. Свежие данные о величине налоговой нагрузки или рентабельности по отраслям публикуются на сайте ФНС до 5 мая следующего года (см. ссылки под таблицей ниже) ).

Указанные в приказе отрасли в целом соответствуют разделам классификатора .

Документ указывает, что налоговая нагрузка рассчитана как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата).

Так,

2015 2017 2018
9,7% 10,8% 11,0%

Примеры налоговой нагрузки по отраслям ():

2016 2017 2018
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 2,9% 3,4% 3,5% 3,5% 4,3% 4,1%

Добыча полезных ископаемых:

32,3% 38,7% 43,5%

Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых

35,6% 45,40% 52,5%

Добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических полезных ископаемых

11,9% 18,82% 17,9%
Обрабатывающие производства 7,2% 7,1% 7,1% 7,9% 8,18% 7,1%

Строительство

10,9 10,2% 10,4%

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

2,8 3,2% 2,9%
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 17,9% 17,5% 17,2% 15,4% 21,3% 20,5%

* Актуальные данные по налоговым нагрузкам и рентабельности по отраслям на сайте ФНС:

Порядок исчисления налоговой нагрузки

Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок" определяет:

Налоговая нагрузка рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата).

рассчитывается по формуле:

НН = Н: Д * 100%

Н - сумма налогов, начисленных за период расчета.

Д - Доходы в виде выручки от реализации по данным бухгалтерского учета без НДС и акцизов.

Пример

Доходы организации составили за год 100 млн. рублей. Совокупные налоговые платежи за год составили - 10 млн. рублей.

Налоговая нагрузка 10% (10 млн. : 100 млн. * 100).

Обратите внимание

1) Налоговая нагрузка рассчитывается без учета сумм налогов, удержанных организацией как налоговым агентом (так как налогоплательщиком этих налогов является другое лицо).

Пример

Организация арендует помещение у органа власти и, как налоговый агент, уплачивает с стоимости аренды НДС. Сумма такого НДС не включается в расчет налоговой нагрузки (указывается в Приложении 2 к Налоговой декларации по НДС).

Но НДФЛ, который уплачивается налогоплательщиком, как налоговым агентом, включается в расчет налоговой нагрузки (например, НДФЛ, уплачиваемый при выплате заработной платы работнику). Это связано с тем, что ФНС РФ включает такой НДФЛ в свой расчет налоговой нагрузки (см. далее).

2) Налоговая нагрузка рассчитывается с НДФЛ (налогом на доходы физических лиц)

НДФЛ с заработной платы сотрудников и подрядчиков уплачивается налогоплательщиками как налоговыми агентами и по логике этот налог в расчет включаться не должен.

Но, ФНС РФ включает НДФЛ в расчет налоговой нагрузки. В примечании к Приложению № 3 к Приказу ФНС России от 30.05.07 №ММ-3-06/333@, под знаком * указано - "Расчет произведен с учетом поступлений по налогу на доходы физических лиц."

3) В расчете налоговой нагрузки не участвуют суммы страховых взносов.

Страховые взносы не учитываются, так как приведенные в Приложении 3 данные налоговой нагрузки по отраслям приводятся без учета этих взносов (об этом указано в примечании к документу). Видимо это связано с тем, что формально страховые к налогам не относятся.

С 2017 года страховые взносы включены в НК РФ и администрируются ФНС РФ. Возможно, что из-за этого страховые взносы включат в расчет налоговой нагрузки. Но для этого должны быть изменения в Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@.

К примеру, до 2007 года, когда был аналогичный налог Единый социальный налог (ЕСН), сумма ЕСН включалась в расчет налоговой нагрузки. Но в связи с выделением страховых взносов из НК РФ (в период с 2007 по 2016 гг.) страховые взносы исключили из расчета налоговой нагрузки.

В то же время, для управленческих целей, страховые взносы можно включать в расчет налоговой нагрузки, рассчитывая налоговую нагрузку со страховыми взносами и без (налоговая нагрузка со страховыми взносами может быть полезна для мониторинга сумм налоговых выплат с оплаты труда).

4) Сумма доходов определяется по данным бухгалтерской отчетности как Выручка без НДС и акцизов.

Для определения суммы доходов удобнее всего использовать (Форма 2), где Выручка указывается в строке 2110.

5) Суммы налогов определяем за налоговый период по налоговым декларациям.

При этом в расчет включаем сумму налога, исчисленную к уплате.

То есть, в расчет включаем начисленные за налоговый период суммы налога (а не уплаченные в налоговом периоде). Если для расчета принимать суммы налога, которые были фактически уплачены в налоговом периоде, то налоговая нагрузка будет искажена за счет налоговых платежей за другой налоговый период. Так, к примеру, в текущем году уплачивается налог на прибыль за прошлый год.

6) Налоги и сборы, которые администрируются таможенной службой, в расчет налоговой нагрузки не включаются.

Так, Минфин РФ в своем письме от 11.01.2017 N 03-01-15/208 сообщил, что НДС на товары, ввозимые на территорию России и таможенные пошлины в состав расчета налоговой нагрузки не включаются. Видимо этот вывод касается и экспортных пошлин (но прямых разъяснений нет).

7) ФНС РФ публикует данные по налоговой нагрузке за каждый календарный год. Соответственно рекомендуется рассчитывать налоговую нагрузку за такой же период - календарный год.

Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ также утвержден публикуемый ежегодно показатель - Рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг и активов организаций по видам экономической деятельности.

Вместе с налоговой нагрузкий нередко расчитывают по каждому налогу так называемую . Анализ этих двух показателей дает много полезной информации.

Как налоговый орган определяет, к какому виду деятельности относится налогоплательщик?

При государственной регистрации налогоплательщик указывает основной и дополнительные виды деятельности, с указанием кодов . Эти сведения содержатся в или в . По коду основного вида деятельности налоговый орган и определяет вид деятельности налогоплательщика и сравнивает налоговую нагрузку соответствующей отрасли и налогоплательщика. В случае, если налоговая нагрузка налогоплательщика существенно меньше, то налоговые органы называют это как и требуют от налогоплательщиком соответствующих пояснений.

Если в сведениях о регистрации указан как основной вид деятельности, тот который уже не является для вас основным, то лучше внести изменения, чтобы не путать ни налоговую, ни себя.

Ниже приведено соответствие видов деятельности указанных налоговой службой в кодам ОКВЭД.

Виды деятельности по ОКВЭД

Вид деятельности

Код по ОКВЭД

Код по ОКВЭД-2

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

Рыболовство, рыбоводство

Добыча полезных ископаемых

В том числе:

Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых

Добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических

Обрабатывающие производства

В том числе:

Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака

Текстильное и швейное производство

Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви

Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели

Производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них

Издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации

Производство кокса и нефтепродуктов

Химическое производство

Производство резиновых и пластмассовых изделий

Производство прочих неметаллических минеральных продуктов

Металлургическое производство и производство готовых изделий

Производство машин и оборудования

Производство электрооборудования электронного и оборудования

Производство транспортных средств и оборудования

Прочие производства

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

В том числе:

Производство, передача и распределение электрической энергии

Производство и распределение газообразного топлива

Производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии)

Строительство

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

в том числе:

Торговля автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт

Оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами

Розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования

Гостиницы и рестораны

Транспорт и связь

В том числе:

Деятельность железнодорожного транспорта

Транспортирование по трубопроводам

Деятельность водного транспорта

Деятельность воздушного транспорта

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

В том числе:

Деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта

Как объяснить низкую налоговую нагрузку?

Так как низкая налоговая нагрузка, в сравнении с показателями ФНС России, является одним из признаков «подозрительности» в деятельности налогоплательщика, налогоплательщик должен иметь объяснение причины, как для себя, так и на случаи общения с налоговыми инспекторами.

Неправильной квалификацией вида экономической деятельности

В данных ФНС РФ налоговая нагрузка определяется по видам экономической деятельности. Но эти виды представлены в укрупненном разрезе и многие виды деятельности невозможно точно отнести к соответствующим видам, указанным ФНС РФ.

Финансово-экономической ситуацией налогоплательщика

Понятно, что одни компании более успешны, чем другие. Соответственно, причиной низкой налоговой нагрузки может быть низкая рентабельность бизнеса. В этом случае, обоснованием низкой налоговой нагрузкой могут быть: снижение объемов реализации (в сравнении с прошлыми годами); повышение закупочных цен на сырье; повышение уровня заработных плат и т.д.

Иногда причина низкой рентабельности связана с осуществляемыми инвестициями - на развитие сети продаж, на развитие производства, нового вида деятельности и т.д. В этом случае целесообразно составить расчет этих инвестиций, из которого будут видны суммы таких инвестиций и доходы, расходы, результат без их учета.

Налоговая нагрузка по отдельным налогам

Налоговики используют еще понятие Налоговая нагрузка по отдельным налогам. Так, Письмо ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12722 "О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы" 1 указывает, что отбору для рассмотрения на заседании комиссии подлежат Налогоплательщики, имеющие низкую налоговую нагрузку по налогу на прибыль организаций, акцизам, единому налогу, уплачиваемому при применении упрощенной системы налогообложения, единому сельскохозяйственному налогу, НДФЛ, уплачиваемому индивидуальными предпринимателями.

К примеру, налоговая нагрузка по налогу на прибыль организаций определяется как отношение суммы исчисленного налога на прибыль к общей сумме доходов от реализации и внереализационных доходов (строка 180 листа 02 декларации по налогу на прибыль к сумме строк 010 и 020 листа 02 декларации по налогу на прибыль) за соответствующий отчетный (налоговый) период.

Под низкой налоговой нагрузкой по налогу на прибыль для организаций, осуществляющих производство продукции (товаров, работ, услуг), понимается нагрузка, составляющая менее 3 процентов.

Для организаций, осуществляющих торговую деятельность, под низкой налоговой нагрузкой по налогу на прибыль понимается нагрузка, составляющая менее 1 процента.

1) Документ (Письмо ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12722) было отменено Письмом ФНС России от 21.03.2017 N ЕД-4-15/5183@ "О комиссии по легализации налоговой базы", но комиссии на практике продолжают работать.

Другие оценки налоговой нагрузки

Ежегодно Мировой банк (World Bank Group) и аудиторско-консалтинговая компания ПрайсуотерхаусКуперс (PricewaterhouseCoopers, PwC) проводят рэнкинг налоговых систем стран мира: Paying Taxes (). Рэнкинг проводится по трем показателям:

Налоговая нагрузка (Total tax rate) - исчисляется как доля налоговых платежей в прибыли до уплаты налогов;

Трудозатраты на ведение налогового учета - время в часах, требуемое для выполнения требований исчисления, подготовки отчетности по основным видам налогов;

Количество налоговых платежей.

При этом, для целей исследование принимается гипотетическая организация, с заданными в исследовании параметрами.

Нормативные акты, разъясняющие термин «налоговая нагрузка»

Чтобы разобраться в содержании понятия «налоговая нагрузка», в частности , надо обратиться к следующим законодательным актам:

    Приказу ФНС России «Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@. Документ содержит приложение 3, в котором дается расшифровка приемлемого размера налоговой нагрузки в зависимости от видов деятельности, осуществляемой компаниями за прошедший год. Согласно приказу ФНС России от 10.05.2012 № ММВ-7-2/297@ информация в указанном приложении обновляется ежегодно не позднее 5 мая. Указанные данные есть на интернет-ресурсе ФНС по адресу https://www.nalog.ru/rn77/taxation/reference_work/conception_vnp/ .

    Письму ФНС России «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722, в котором приведен алгоритм определения значения налоговой нагрузки в разрезе режимов налогообложения и видов налогов.

Знакомство с этими документами не оставляет сомнений в том, что описываемый в них показатель является одним из ключевых при утверждении плана проверок. В приказе № ММ-3-06/333@ налоговая нагрузка стоит на первой позиции, как основное условие для принятия решения об инспектировании предприятия. В письме № АС-4-2/12722 четко определяется уровень, при котором проверка общества или индивидуального предпринимателя крайне желательна и, скорее всего, будет проведена. Кроме того, документ содержит очень подробное описание сущности показателя налоговой нагрузки.

Определение налоговой нагрузки

При рассмотрении понятия налоговой нагрузки и последовательности ее расчета нетрудно прийти к выводу, что оно схоже с термином «налоговое бремя». Хотя в законодательстве последний никак не закреплен, в экономической литературе, в частности Современном экономическом словаре, выпущенном издательством «ИНФРА-М», приведены следующие определения. Налоговое бремя - это:

    уровень расходов компании на облуживание налоговых обязательств, определяемый в процентах или долях от выбранного для сравнения показателя;

    общая сумма взимаемых в бюджет государства обязательных налоговых платежей, рассчитанная в денежном выражении.

Налоговое ведомство использовало для работы первую трактовку понятия , и это нашло отражение в обоих документах. В них под понятием налоговой нагрузки подразумевается удельный вес налогов в соответствующей базе за определенный временной промежуток, отражающий их влияние на конечный финансовый результат работы компании.

В зависимости от экономической иерархии налоговая нагрузка рассчитывается:

    для страны или ее территориальных образований;

    отрасли народного хозяйства;

    объединения компаний с одним направлением деятельности;

    обособленного предприятия;

    конкретного гражданина или индивидуального предпринимателя без образования юридического лица.

В качестве сравнительной базы для расчета применяются следующие показатели:

    объем продаж (с НДС или без);

    налоговая база, с которой взимается тот или иной налог;

    добавленная стоимость;

    прогнозные показатели доходов и прибыли.

Как аналитический показатель налоговая нагрузка тесно связана с категорией «эффективная ставка налога», которая отражает фактический процентный уровень налога в составе налогооблагаемой базы. Обратившись к содержанию письма № АС-4-2/12722, несложно установить, что именно данная категория понимается под налоговой нагрузкой.

Пользователи информации о налоговой нагрузке

Показатель налоговой нагрузки может представлять интерес для различных субъектов экономики в зависимости от их роли в хозяйственном процессе и цели его применения:

    для государственных структур, регулирующих экономические процессы в стране, - с точки зрения построения экономических прогнозов и последующего анализа результатов, принятия стратегических решений;

    для налоговых структур нагрузка рассчитывается в интересах планирования проверок и улучшения системы администрирования, оптимизации фискальной политики;

    организации и предприниматели используют данные об уровне налогообложения для оценки результатов своей деятельности и определения вероятности проведения в их отношении процедур налогового контроля.

Налоговая служба России в приказе № ММ-3-06/333@ предложила компаниям неплохой стимул к тому, чтобы они сами определяли уровень налоговой нагрузки, указав на то, что для надзорных органов это один из базовых критериев.

Сохраняя размер налоговых отчислений в пределах средних значений по отрасли, организации смогут:

    повысить свои шансы избежать выездных проверок со стороны инспекции;

    построить конструктивные взаимоотношения с налоговыми органами, повысить лояльность их сотрудников.

Подобные выгоды должны побудить предпринимателей подробнее ознакомиться с текстами документов о порядке расчета налоговой нагрузки. В ходе анализа показателей собственной деятельности компании могут обнаружить некоторые выгодные для себя моменты:

    размер возможных резервов для оптимизации налогообложения, улучшения своих финансовых показателей;

    дополнительные аргументы для перехода на тот или иной налоговый режим, более выгодный с экономической точки зрения;

    дополнительную информацию для построения долгосрочных перспективных прогнозов.

Последовательность расчета

Методические указания по исчислению уровня налоговой нагрузки даны в приведенных ранее нормативных актах:

    В приказе № ММ-3-06/333@ авторы ограничились общей формулой определения комплексной налоговой нагрузки, которая, несмотря на свою универсальность, не всегда позволяет произвести доскональную оценку всех обязательств перед бюджетом.

    В письме № АС-4-2/12722 приведены детализированные алгоритмы расчета для нескольких видов налогов в зависимости от применяемой для сравнения базы.

В первом документе предлагается производить расчет по формуле:

Нн = Сн / Вг × 100%,

где: Нн - показатель общей налоговой нагрузки по итогам года;

Сн - сумма начисленных налогов по декларациям за год, не включающая социальные взносы;

Вг - выручка по строке 2110 отчета о финансовых результатах без НДС и акцизов.

Исключение из знаменателя формулы взносов во внебюджетные фонды законодатели объясняют тем, что они не входят в состав платежей, которые регламентируются НК РФ. В связи с чем, по мнению авторов документа, их можно не учитывать.

В письме № АС-4-2/12722 предлагается более широкий перечень инструментов для определения налоговой нагрузки в зависимости от вида налога:

НагП = НалП / (Вг + Вд),

где: НагП - показатель налоговой нагрузки по налогу на прибыль ;

Вг - выручка по данным декларации (строка 010 листа 02);

Вд - доходы от внереализационных операций по декларации (строка 020 листа 02).

    Для определения аналогичного показателя по НДС предлагаются 2 варианта, отличающиеся значением знаменателя формулы:

    • В первом случае:

НагНДС = НалНДС / Б1,

Б1 – база для налогообложения по разделу 3 налоговой декларации.

    Во втором случае:

НагНДС = НалНДС / (Б1 + Б2),

НалНДС - сумма НДС к оплате за год;

    Несколько отличается порядок расчетов для предпринимателей и организаций, находящихся на специальных налоговых режимах. В частности, для ИП существует следующий способ:

НагИП = ПН / Д,

ПН - сумма подоходного налога за период (НДФЛ);

Д - совокупный доход, определяемый по форме 3-НДФЛ.

    При упрощенке алгоритм примет другой вид:

НагУ = НалУ / Д,

где: НагУ - уровень нагрузки на организацию, применяющую УСН;

НалУ - общая сумма налога по декларации;

    Сельскохозяйственные предприятия на едином налоге рассчитают нагрузку следующим образом:

НагСН = НалСХ / Д,

НалСХ - размер единого сельскохозяйственного налога по декларации;

Д - итоговый доход по данным декларации.

    Для общего режима налогообложения применяется следующая последовательность вычислений:

НагОС = (НалП + НалНДС) / В,

где: НагОС - уровень сводной налоговой нагрузки для предприятий на общей системе налогообложения;

НалП - годовая сумма налога на прибыль по декларации (строка 180 листа 02);

НалНДС - сумма НДС к оплате за год;

В - выручка по строке 2110 отчета о финансовых результатах без НДС и акцизов.

Организациям следует учитывать, что при расчете нагрузки для различных режимов налогообложения в ситуации, когда помимо указанных налогов начисляются и уплачиваются другие их виды, суммы по ним также включаются в знаменатель формулы и участвуют в расчете. Исключение составляет только НДФЛ, который не включается в расчет, поскольку взимается с доходов работника. Напомним, что НДФЛ учитывается при расчете только совокупной налоговой нагрузки.

Внимательно изучив методику расчета для НДС, нужно обратить внимание на то, что в нем не участвует сумма НДС налогового агента, поскольку она не включается в итог, начисленный к уплате и отражаемый в декларации.

Результат всех расчетов получается в процентах, поэтому к каждой формуле необходимо добавить действие по умножению на 100%.

Приведенные варианты определения налоговой нагрузки хотя и отличаются в зависимости от вида налога и размера компании, тем не менее могут применяться на практике и в достаточной мере отражают экономическое содержание рассматриваемого понятия.

Критерии оценки налоговой нагрузки

Несмотря на то что приведенные выше алгоритмы действовали в 2015 году, они остаются актуальными и в 2016-м. Есть ряд моментов, на которые компаниям, принявшим решение самостоятельно рассчитывать налоговую нагрузку и оценивать потенциальную угрозу проведения выездной проверки, следует обращать пристальное внимание. Так, необходимо:

    в обязательном порядке сравнить полученный суммарный уровень изучаемого показателя со средним для аналогичной отрасли уровнем 2014 года, указанным в приложении 3 к приказу № ММ-3-06/333;

    при определении налоговой нагрузки по налогу на прибыль учитывать пороговые значения (для производственных предприятий - не ниже 3%, для компаний, занимающихся торговлей, - не ниже 1%);

    уделять большое внимание доле, которую занимает сумма НДС к уменьшению в объеме налоговой базы (желательно, чтобы она не превышала 89%).

В случае обнаружения значительного расхождения с приведенными соотношениями нужно обязательно перепроверить все вычисления. Устранив возможные неточности, перепроверить все еще раз. Убедившись, что расчеты верны, а полученный уровень налоговой нагрузки отклоняется от рекомендованных значений, руководителям финансовых служб стоит подумать над доводами, которые им придется приводить в инспекции для объяснения полученных результатов. В качестве таковых могут быть:

    спад объемов продаж в связи с временными трудностями в экономике;

    некорректно определенный ОКВЭД;

    рост цен на материалы и комплектующие, используемые при производстве и реализации товаров или оказании услуг;

    масштабные капитальные вложения или участие в инвестиционных проектах;

    увеличение объемов запаса товаров в связи с возможными перебоями в поставках или в результате падения спроса;

    существенный объем реализации за пределы России.

***

Проанализировав содержание документов о налоговой нагрузке, несложно заметить, что практически все формулы для расчета связаны с делением налога или нескольких на базу сравнения. В качестве нее может выступать налогооблагаемая база или выручка компании. При этом в ее состав могут входить поступления как от основной деятельности, так и от внереализационных операций. Налоги с оборотов (НДС, акцизы) при этом из выручки исключаются.

По результатам исследования уровня налоговой нагрузки компании могут прогнозировать возможность проведения выездной налоговой проверки в ближайшее время, а также использовать полученные пропорции при построении бюджетов.

ФНС рассчитывает и публикует безопасные показатели налоговой нагрузки и рентабельности по видам экономической деятельности на своем сайте www.nalog.ru. Если нагрузка и рентабельность компании меньше средних показателей по виду деятельности, возможна выездная проверка.

Вы можете прямо сейчас проверить, будут ли у инспекторов вопросы к вашей компании.

Налоговая нагрузка по виду экономической деятельности в 2018 году: как рассчитать

Налоговая нагрузка — показатель, рассчитываемый как отношение уплаченных налогов к выручке по бухгалтерской отчетности, умноженное на 100%.

Формула расчета налоговой нагрузки организации:

сумма налогов за календарный год по данным отчетности / сумма в строке 2110 «Выручка» годового отчета о финансовых результатах x 100%

Для расчета нагрузки в 2018 году надо учесть все налоги, которые платит компания, в том числе НДФЛ за сотрудников.

В2018 году страховые взносы в сумму уплаченных налогов не включают (письмо ФНС России от 22.03.2013 № ЕД-3-3/). Скорее всего, уже в следующем году налоговики включат взносы в расчет, так как теперь они сами администрируют эти платежи и у них появятся данные за текущий год. Поэтому компании при подготовке отчетности за 1 квартал 2018 года будут определять налоговую нагрузку, включающую взносы.

В2018 году налоговики вправе проверять 2014-2016 годы (п. 4 ст. 89 Налогового кодекса РФ). Сравните данные компании с показателями налоговой нагрузки ФНС России за эти годы. При отклонениях проверку сразу не назначат, но могут запросить причины.

Налоговая нагрузка по отраслям на2018 год

ФНС определяет коэффициент налоговой нагрузки по видам экономической деятельности, т.е. среднее значение для каждой отрасли (п. 1 критериев оценки рисков проверки, утв. приказом ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/).

Если уровень нагрузки в организации ниже, чем в среднем по отрасли, это может вызвать подозрение и организацию включат в план выездных проверок (п. 1 разд. 4 концепции планирования проверок, утв. приказом ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/ , письмо Минфина от 23.06.2016 № 03-02-08/36472).

Значения налоговой нагрузки по видам экономической деятельности находятся в свободном доступе. ФНС публикует их по окончании каждого года на своем сайте не позднее 5 мая следующего года.

Показатели налоговой нагрузки по отраслям на2018 год

Безопасная рентабельность по видам экономической деятельности 2017

Если у организации показатели хоть немного отличаются от средних, может прийти письмо или вызов в инспекцию.

Региональные показатели налоговики не афишируют. Калькуляторы для расчета региональной нагрузки есть в сервисах на сайтах УФНС по Петербургу nalog.ru/rn78/, по Кировской области nalog.ru/rn43/. Но это исключения.

Инспекторы могут ориентироваться не только на цифры ФНС. Например, ревизоры высчитывают среднюю нагрузку по отдельному налогу и по региону. С ними сравнивают данные компании.

При плохих показателях инспекторы вызывают руководителя и главбуха для пояснений (подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ). Еще налоговики требуют письменные пояснения на камералках на основании статьи 88 НК РФ. Инспекторы заявляют, что низкая нагрузка — это ошибка или противоречие в декларации. Также они могут прислать обычное письмо с предложением проанализировать показатели.

Калькулятор расчета налоговой нагрузки в 2018 году

Рассчитайте показатели своей компании по приведенной выше формуле или используйте наш Калькулятор расчета налоговой нагрузки taxcalc.gazeta-unp.ru. В нем вы можете отдельно рассчитать:

  • налоговую нагрузку компании;
  • рентабельность проданных товаров;
  • рентабельность активов компании.

Сервис доступен для всех подписчиков газеты.

Как работать с калькулятором расчета налоговой нагрузки

В сервисе укажите год, за который считаете налоговую нагрузку, и выберите вид экономической деятельности. Далее запишите суммы налогов, которые вы заплатили за год.

Строка 030 + 040 — 050 (сумма к уплате за вычетом возмещения).

Если результат отрицательный, ставьте сумму с минусом.

Строка 180 листа 02 + строка 040 листа 04. Положительное число.

Значение надо ввести с минусом. Напишите сумму переплаты, которую компания получила на расчетный счет или зачла в течение года (кроме возмещения НДС и акцизов).

  • выручки — из строки 2110
  • процентов к получению — из строки 2320 отчета о финансовых результатах;
  • прочих доходов — из строки 2340 отчета о финансовых результатах.

Пример объяснения низкой налоговой нагрузки

На любой запрос безопаснее ответить хотя бы формально. Иначе возможен штраф 200 рублей (ст. 126 НК РФ). К тому же скрытность вызовет подозрения у инспекторов, они могут начать предпроверочный анализ для выездной.

Есть два варианта. Первый вариант — составить простую отписку. Подробно отвечать нет смысла, если налоговики голословно заявляют о низкой нагрузке и не приводят никаких цифр. Попросите более четко сформулировать вопрос. Уточните у инспекторов, какие показатели они насчитали у компании и чему они должны соответствовать.

Если организация небольшая, то после письма с уточнением от нее скорее всего отстанут. Если налогоплательщик крупный и важный для инспекции, то она проведет анализ. Тогда станет ясно, на какие претензии компании отвечать.

Стоит расписать причины подробно, если компания рискует попасть на выездную. Расскажите, из-за чего сложились показатели, приведите расчеты и планы выхода из ситуации.

Плохие показатели могут быть временными, тогда подчеркните это и поясните, почему цифры должны улучшиться. Если спрашивают о рентабельности, проверьте показатель по основной деятельности. Если она прибыльная, объясните это инспекторам. Налоговики лояльнее относятся к убыткам, которые вызваны внереализационными расходами.

Вопросы о нагрузке и рентабельности не опасны. 90 % коллег из-за них ни разу не уточняли отчетность. Компания не обязана стремиться к средним цифрам по стране. Расскажите налоговикам, почему у вас сложились такие показатели, и ревизоры снимут претензии.

Риск выездной проверки невелик. В 2016 году налоговики проверили всего 0,64 % компаний, которые ведут деятельность, то есть одну из 155.

Нет таких показателей нагрузки и рентабельности, при которых проверка придет обязательно. Но если нагрузка 1 % и меньше, компанию станут анализировать на предмет проверки.

По итогам анализа ревизию могут назначить при двух условиях. Во-первых, у компании должны быть признаки схем, например однодневки в цепочках контрагентов. Во-вторых, у организации должны быть активы, за счет которых налоговики взыщут доначисления.

Если у компании нет имущества и денег для взыскания, инспекторам неинтересно ее проверять. Ведь потом миллионные доначисления зависнут и будут портить статистику налоговой. Но существует другой риск. Инспекторы могут передать информацию следователям, и они сами займутся проверкой. Тогда возможно уголовное дело против руководства организации.

В ваших интересах убедить налоговиков, что компания не занимается махинациями. Если сложилась запредельно низкая нагрузка, давайте подробные пояснения инспекторам.

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое

Налоговая нагрузка - один из оценочных критериев для ИФНС при принятии решения о проведении выездной налоговой проверки. Рассчитать этот показатель можно самостоятельно. Расскажем, что такое налоговая нагрузка, какими нормативными актами она регламентирована, кому может понадобиться данный показатель, а также рассмотрим порядок расчета и допустимый уровень нагрузки на налогоплательщика.

Смотрите наши видеоролики по расчету налоговой нагрузки:

Какие документы определяют понятие налоговой нагрузки

Основными документами, дающими определение понятия «налоговая нагрузка» применительно к взаимоотношениям между налогоплательщиком и налоговыми органами, являются:

  • Приказ ФНС России «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@. Согласно изменениям, внесенным в этот документ приказом ФНС России от 10.05.2012 № ММВ-7-2/297@, его приложение № 3, отражающее показатели совокупной налоговой нагрузки по отраслям народного хозяйства и стране в целом, ежегодно не позднее 5 мая пополняется данными за прошедший год. Эти данные можно также увидеть на сайте ФНС (https://www.nalog.ru/rn77/taxation/reference_work/conception_vnp/).
  • До 25.07.2017 - письмо ФНС России «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722, содержавшее формулы расчета налоговой нагрузки применительно к некоторым конкретным налогам и отдельным видам налоговых режимов. Его действие отменялось поэтапно (письмами ФНС от 21.03.2017 № ЕД-4-15/5183@ и от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@).
  • С 25.07.2017 - письмо ФНС России «О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам» от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@, регламентирующее порядок работы соответствующих комиссий, проводящих в ходе этой работы анализ динамики тех показателей хоздеятельности налогоплательщиков, от которой зависит уровень их налоговой нагрузки. Здесь же (в приложении 7) приводятся и формулы расчета налоговой нагрузки, аналогичные тем, которые имелись в письме № АС-4-2/12722. В сравнении с письмом № АС-4-2/12722 в письмо № ЕД-4-15/14490@ добавлены положения в части анализа данных, получаемых в связи с отчетностью по страховым взносам, с 2017 года сдаваемой в ИФНС.

Уже из самих названий этих документов вытекает высокая значимость рассматриваемого показателя не только для ИФНС, но и для налогоплательщиков. В приказе № ММ-3-06/333@ в перечне критериев, по которым производится отбор налогоплательщиков для проверки, налоговая нагрузка стоит на 1-м месте, а в письмах № АС-4-2/12722 и № ЕД-4-15/14490@ ей не только отводится значительная часть текста, но и приведены те ее значения (письмо № АС-4-2/12722) или сравнительные показатели (письмо № ЕД-4-15/14490@), которые могут стать причиной пристального внимания к деятельности юрлица или ИП.

Что такое налоговая нагрузка

Исходя из формул расчета, приведенных в вышеуказанных документах, налоговая нагрузка по смыслу ближе всего к понятию «налоговое бремя». Последнему «Современный экономический словарь» (Москва, «ИНФРА-М», 2011 год) придает 2 значения, определяя его как:

  • степень отвлечения средств на уплату налоговых платежей, т.е. как относительную величину;
  • обременение, возникающее вследствие обязанности платить налоги, т.е. как абсолютную величину.

1-е из этих значений более интересно для оценочного и сравнительного анализа, и оно-то и соответствует идее алгоритма расчета налоговой нагрузки, содержащейся в вышеперечисленных документах ФНС России. Таким образом, налоговая нагрузка — это доля суммы уплачиваемых за какой-то период налогов в какой-либо экономической базе за тот же период, позволяющая оценить влияние величины налоговых платежей на доходность и рентабельность оцениваемого субъекта.

Налоговая нагрузка может рассчитываться на разных экономических уровнях:

  • для государства в целом или по его регионам;
  • по отраслям хозяйства страны или регионов;
  • по группе сходных предприятий;
  • по отдельным хозяйствующим субъектам;
  • на конкретного человека.

В зависимости от экономического уровня и целей расчета этого показателя его базой может являться, например:

  • выручка (с НДС или без него);
  • доходы;
  • источник уплаты налога (прибыль или затраты);
  • вновь созданная стоимость;
  • ожидаемый доход или планируемая прибыль.

Как расчетный показатель налоговая нагрузка перекликается с понятием эффективной ставки налога, которая представляет собой процентное содержание фактически начисленного налога в налоговой базе по этому налогу. В письмах № АС-4-2/12722 и № ЕД-4-15/14490@ это понятие определяется как налоговая нагрузка по соответствующему налогу.

Кому нужно знать величину налоговой нагрузки

Налоговая нагрузка, рассчитываемая на разных экономических уровнях, представляет интерес для пользователей соответствующего уровня в отношении:

  • анализа, планирования и прогноза экономических ситуаций в стране или ее регионе — для Минфина России, госструктур, отвечающих за экономические вопросы в РФ и субъектах РФ;
  • планирования проверочных налоговых мероприятий и совершенствования системы налогового контроля — для Минфина России, ФНС России, ИФНС;
  • анализа результатов своей работы, оценки рисков проведения налоговых проверок и прогнозов дальнейшей деятельности — непосредственно для налогоплательщиков.

К самостоятельному расчету налогоплательщиками показателей, служащих для налоговых органов критерием для отбора кандидатов на выездную налоговую проверку, призывает ФНС России в приказе № ММ-3-06/333@, обещая им в случае поддержания этих показателей на уровне среднеотраслевых значений:

  • высокую вероятность невключения в план выездных проверок;
  • максимально возможное благоприятствование при взаимодействии.

Из этих соображений налогоплательщику целесообразно внимательно ознакомиться с содержанием основных документов, посвященных налоговой нагрузке.

Кроме того, анализ собственной деятельности позволяет обнаружить в ней моменты, изменение или оптимизация которых может:

  • привести к снижению налогового бремени;
  • помочь в выборе иного режима налогообложения или вида деятельности;
  • спрогнозировать результаты работы на перспективу.

Как рассчитать налоговую нагрузку

Все вышеуказанные документы содержат формулы расчета налоговой нагрузки:

  • приказ № ММ-3-06/333@ — одну, применяемую для определения совокупной налоговой нагрузки;
  • письма № АС-4-2/12722 и № ЕД-4-15/14490@ — несколько формул для расчета нагрузки по конкретным налогам и видам режимов.

В приказе № ММ-3-06/333@ приводится следующее определение: совокупная налоговая нагрузка — это отношение суммы начисленных по данным деклараций налогов к выручке, определенной по данным Госкомстата (т.е. по данным отчета о прибылях и убытках, без НДС). В примечаниях к таблице приложения отмечено, что в сумму налогов входит НДФЛ, но не включены взносы на ОПС. При этом в письме от 22.03.2013 № ЕД-3-3/1026@ ФНС России поясняет, что в расчете не участвуют взносы во все внебюджетные фонды, поскольку они не входят в перечень налогов, регламентируемых НК РФ. Каких-либо изменений в методике расчета налоговой нагрузки в связи с тем, что с 2017 года порядок уплаты страховых взносов регламентируется НК РФ, с началом 2017 года не произошло.

Письмо № АС-4-2/12722 содержит следующие принципы расчета нагрузки:

  • По налогу на прибыль:

ННп = Нп / (Др + Двн),

Нп — налог на прибыль, начисленный к уплате по декларации;

Др — доход от реализации, определенный по данным декларации по прибыли;

Двн — внереализационный доход, определенный по данным декларации по прибыли.

  • По НДС (1-й способ):

ННндс = Нндс / НБрф,

  • По НДС (2-й способ):

ННндс = Нндс / НБобщ,

Нндс — НДС, начисленный к уплате по декларации;

НБобщ — налоговая база, определенная как сумма налоговых баз, отраженных в разделах 3 и 4 декларации по НДС (рынок РФ плюс экспорт).

  • Для ИП:

ННндфл = Нндфл / Дндфл,

Нндфл — НДФЛ, начисленный к уплате по декларации;

Дндфл — доход по декларации 3-НДФЛ.

  • Для УСН:

ННусн = Нусн / Дусн,

Нусн — УСН-налог, начисленный к уплате по декларации;

Дусн — доход по УСН-декларации.

  • Для ЕСХН:

ННесхн = Несхн / Десхн,

Несхн — ЕСХН-налог, начисленный к уплате по декларации;

Десхн — доход по ЕСХН-декларации.

  • Для ОСНО:

ННосно = (Нндс + Нп) / В,

Нндс — НДС, начисленный к уплате по декларации по НДС;

Нп — налог на прибыль, начисленный к уплате по декларации по прибыли;

В — выручка, определенная по отчету о прибылях и убытках (т. е. без НДС).

К формулам расчета для ИП, УСН, ЕСХН и ОСНО есть примечание, что в случае, если налогоплательщик также платит иные налоги (на землю, воду, транспорт, имущество, НДПИ, акцизы, природные ресурсы), то начисления по этим налогам учитываются в расчете. НДФЛ в этом перечне отсутствует, а значит, в отличие от формулы, определенной для расчета совокупной налоговой нагрузки, не участвует в формировании аналогичного результата по отдельным налоговым режимам.

В письме № ЕД-4-15/14490@ в сравнении с текстом письма № АС-4-2/12722 отсутствуют первые 3 формулы (расчет по налогу на прибыль и 2 расчета по НДС). Остальные формулы расчета в этих письмах идентичны и имеют аналогичное по содержанию примечание об учете в расчетах сумм иных налогов, если такие налогоплательщиком уплачиваются.

Из анализа формул, относящихся к НДС, можно сделать вывод, что в расчете не учитывается НДС налогового агента, который по правилам заполнения декларации по этому налогу не входит в итоговую сумму, начисленную к уплате.

Цифра, рассчитанная по любой из формул, определяется в процентах, т.е. путем умножения на 100.

Все вышеприведенные формулы абсолютно разные, но все они отвечают экономическому смыслу показателя налоговой нагрузки и имеют право на существование.

Каков допустимый уровень налоговой нагрузки

Рассмотренные формулы применяются для расчета налоговой нагрузки в 2018-2019 годах.

Налогоплательщикам, которые намерены использовать этот показатель для самостоятельного установления величины риска выездной налоговой проверки, рекомендуется следующее:

  • Определить свою совокупную налоговую нагрузку и сравнить ее с аналогичным показателем за 2017-2018 годы по своему основному виду деятельности из приложения № 3 к приказу № ММ-3-06/333@.

С чем сравнивать свой показатель, если данных по вашей отрасли у ФНС нет, узнайте .

  • Рассчитать нагрузку по налогу на прибыль, имея в виду, что низким для предприятий производственной сферы будет показатель менее 3%, а для торговых организаций — менее 1% (письмо № АС-4-2/12722).
  • Проверить величину доли вычетов по НДС в сумме налога, рассчитанного от налоговой базы. Она не должна превышать 89% (письмо № АС-4-2/12722).
  • Проанализировать динамику изменения показателей налоговой нагрузки за предыдущие годы и сравнить данные по ней с соотношениями, приводимыми ФНС в письме № ЕД-4-15/14490@.

При наличии существенных отклонений от этих цифр в невыгодную для налогоплательщика сторону необходимо проверить данные, задействованные в расчете, на наличие ошибок и при их правильности подготовить для ИФНС аргументы, объясняющие причины низкой налоговой нагрузки. Это могут быть, например:

  • неверно определенный код вида деятельности;
  • временные проблемы с реализацией;
  • увеличение затрат, связанное с повышением цен поставщиками;
  • осуществление инвестиций;
  • создание запаса товара;
  • наличие экспортных операций.

Итоги

Налоговая нагрузка - показатель, имеющий достаточно важное значение не только для налоговых органов (для них он играет не последнюю роль при принятии решения о проведении выездной налоговой проверки), но и для самого налогоплательщика. Последний анализ этого показателя дает возможность сделать выбор в пользу применения той или иной системы налогообложения и оценить риски пристального внимания ИФНС к данным подаваемой отчетности. Формул расчета налоговой нагрузки существует несколько, но для целей налогового анализа наиболее часто из них применяется соотношение, представляющее собой долю начисленного к уплате налога (налогов) к величине полученного за соответствующий период дохода.

для организаций, работающих на общем режиме, занимает большую часть налогового бремени. Соответственно, и внимание к этой сфере со стороны ФНС повышенное. В материале пойдет речь о том, что собой представляет это понятие, можно ли его оценить с помощью числового показателя и как его рассчитать.

Налоговая нагрузка по НДС - критерий для назначения проверок

Оценка нагрузки по НДС нужна и налогоплательщику, и налоговой инспекции. Организация с помощью этого показателя определяет величину риска назначения налоговой проверки; ФНС через него удаленно анализирует по своему направлению работу компании и определяет, нужна ли проверка.

Подробнее этот аспект работы налоговиков раскрыт в письме ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12722@, в котором описывается, с помощью каких методик следует анализировать отчетность налогоплательщиков.

    Удельный вес, который занимают вычеты в общей сумме НДС. По регионам этот показатель колеблется в пределах от 80 до 100%, но в среднем по стране не должен быть больше 89%.

    Налоговая нагрузка по НДС. Данный показатель - это результат деления суммы налога, отраженной в декларации к уплате, на величину налоговой базы.

К этому письму есть приложение № 4, в котором содержатся расчетные формулы для обоих показателей.

Приведенные показатели в комплексе используются Федеральной налоговой службой в качестве критериев для отбора кандидатов для налоговой проверки. Сначала проводится предпроверочный анализ, где нагрузка по НДС вместе с размером удельного веса данного налога - это главные оценочные показатели. Если их размер не вписывается в рамки дозволенного, сначала непременно будет назначена камеральная проверка, затем от налогоплательщика затребуют пояснений, а напоследок, если оправдания не приняты, назначается выездная проверка.

При всей открытости ФНС для налогоплательщиков специалисты службы нигде не публикуют, какую нагрузку по НДС следует считать низкой, а какую - высокой. Однако можно ориентироваться по налогу на прибыль. Если действовать аналогично, то низкой нагрузкой следует считать показатель в 3% и менее, если это компании - производители товаров, и менее 1%, если это торговые компании.

Для того чтобы произвести расчет налоговой нагрузки, используются данные из декларации. Мы будем ориентироваться на форму декларации для 2015 года и показатели, взятые из этого отчета.

Для определения нагрузки применяются 2 вида формул:

    Первая показывает, сколько составляет НДС относительно налоговой базы по внутреннему рынку. Исчисление производится в процентах:

НУ / БВ × 100,

НУ - суммарный НДС, предназначенный к внесению в казну; в декларации это сумма данных в строке 040 раздела 1;

БВ - налоговая база, соответствующая внутреннему рынку; в декларации это сумма данных, содержащихся в следующих строках: 010, 020, 030, 040, 050, 060, 070 (все строки из 3-го раздела).

    Вторая формула тоже показывает, насколько велика сумма налога, но уже по отношению к сумме 2 налоговых баз - по внутреннему рынку и по тем операциям, у которых нулевая налоговая ставка.

НУ / (БЭ + БВ) × 100,

БЭ - налоговая база, формирующаяся для операций с нулевой ставкой НДС; в декларации это сумма 020-х строк 4-го раздела по всем кодам.

При рассмотрении этих формул становится понятно, что:

    если налог к уплате в декларации отсутствует (строка 040), то и нагрузка по НДС равна нулю;

    если во 2-й формуле БЭ равно нулю (налоговой базы для таких операций нет), то эта формула превращается в первую.

Для расчета нагрузки не критично, какой временной промежуток берется для подсчета показателя. Это может быть как 1 налоговый период, так и несколько (год). Просто в последнем случае складываются все декларационные показатели.

Что влияет на величину нагрузки по НДС?

Из этих формул видно, что оказывает влияние на величину нагрузки. Это 2 фактора: сама налоговая база и НДС в сумме, указанной в декларации.

Рассмотрим, какие факторы, в свою очередь, влияют на составляющие формул.

Итак, на налоговую нагрузку оказывают влияние:

    Реализационный оборот предприятия. Налоговая база здесь тем выше, чем больше оборот компании.

    Присутствие в общем объеме реализационных оборотов операций по реализации, на которые не начисляется НДС или освобожденных от этого налога. Список таких операций приведен в п. 2 ст. 146, ст. 147 и 148, а также ст. 149 и 150 НК РФ. Наличие данных операций снижает налоговую базу.

    Присутствие в обороте реализационных операций, облагаемых по нулевой ставке. Тогда налоговая база тоже меняется, но за счет другого фактора: образуется несоответствие отгрузочных периодов с необходимостью своевременно подтвердить право на нулевую ставку.

    Присутствие в обороте операций, связанных со строительством для своих нужд. Здесь налоговая база, наоборот, увеличивается.

    Присутствие операций, в ходе совершения которых приходят авансовые платежи. Средства, полученные в рамках таких транзакций, тоже увеличивают размер налоговой базы.

Что влияет на сумму НДС?

Размер НДС, который вводится в формулу для определения нагрузки, - это уже начисленная сумма, которая должна попасть в бюджет. Это число берется из строки 040 1-го раздела декларации и обозначает, сколько денег налогоплательщик должен внести в бюджет в качестве НДС.

На величину этой суммы могут оказать влияние следующие налоговые события:

    Размер налоговой базы, определяемый по отдельным налогооблагаемым объектам, увеличивает величину НДС к уплате.

    Размер НДС, который начислен на суммы налогооблагаемых объектов, также увеличивает размер налога к уплате.

    Налоговые вычеты, которые компания вправе оформить по документам, пришедшим от поставщика, снижают размер налога.

    Налог, внесенный в бюджет с авансовых платежей, отправленных поставщикам, снижает размер выплачиваемого налога. При оформлении вычета должны быть выполнены все условия, предусмотренные законом.

    Сумма налога, которая начислялась при выполнении строительных и монтажных работ для внутренних нужд, снижает размер НДС к уплате.

    Сумма НДС, который переведен таможенным органам при оформлении пересечения товаром таможенной территории РФ, способна снизить размер налога к уплате.

    Аналогично снижает размер налога к уплате и сумма НДС, которая перечислена налоговым органам при оформлении пересечения таможенной территории РФ товаром, проследовавшим из страны - члена ЕАЭС.

    НДС, который выплачен по авансам, закрытым в течение налогового периода, снижает размер НДС, предназначенного к уплате.

    НДС, который внесен в казну налоговым агентом, снижает величину налога к уплате.

Отдельно следует сказать, что на размер итогового НДС оказывает существенное влияние способ, который выберет налогоплательщик для распределения вычетов по операциям, подлежащим и не подлежащим налогообложению. Естественно, надо принять в расчет и различные ставки, и присутствие операций, освобожденных от НДС. Распределяются при этом не только суммы вычетов по рядовым операциям, но и те суммы, которые вносились в бюджет при пересечении товарами границы РФ.

Обычно компания создает алгоритм распределения, из которого непременно следует исключить налог со всех (перечисленных и поступивших) авансов; налог, уплаченный налоговым агентом; НДС на операции по проведению для себя строительно-монтажных работ. Причина исключения этих сумм из распределения проста - они принимаются к вычету исключительно в периоде образования права на вычет.

Помимо этого, распределение следует рассчитывать таким образом, чтобы учесть те остатки НДС, которые образовались в результате реализации с нулевой ставкой, но по которым право на применение такой ставки в начале расчетного периода еще не было получено. Остатки этого налога записываются в бухучете на отдельный субсчет 19-го счета. Полученный в результате расчета НДС, относящийся к операциям, освобожденным от этого налога, вносится в состав затрат. Правила для такого отнесения в расходы содержатся в ст. 179 НК РФ.

* * *

Механизм расчета налоговой нагрузки по НДС весьма сложен, и влияние на конечный результат оказывает множество факторов. Поэтому специалистам следует внимательно подходить к расчету и качественно обосновывать применение того или иного способа распределения вычетов. Это позволит избежать в дальнейшем претензий со стороны налоговых органов.