Полный перечень бесплатных медицинских услуг и помощи от государства. Полный перечень бесплатных медицинских услуг и помощи от государства Учет средств омс в частных клиниках

Доклад на конференции - Конкуренция в медицине - Латышевой Е.Ю., председателя правления Группы компаний «Эксперт» г.Липецк

О наличии проблем и высоком проценте негативного отношения к системе ОМС как со стороны производителей медицинских услуг, так и среди потребителей медицинских услуг уже несколько лет говорят не только на медицинских конференциях, но и на более высоких уровнях Минздрава и заседаниях Правительства.

Наша организация осуществляет медицинскую деятельность по предоставлению услуг МРТ диагностики в 36 регионах РФ и на практике, мы сталкиваемся с большим количеством сложностей и проблем, обусловленных региональными различиями существующей системы ОМС. С 2013 года все организации федеральной сети диагностических центров «МРТ Эксперт» включены в реестр юридических лиц, имеющих право работы в системе ОМС.

Аккумулируя опыт работы в большом количестве регионов, можно выделить следующие проблемы по работе в системе ОМС:

1. Отсутствие критериев и правил распределения объемов и порядка по срокам уведомления ТФМОС медицинских организаций о выделенных объемах.

При том, что порядок и механизм включения в реестр медицинских организаций, оказывающих медпомощь по системе госгарантий, очень прост — до 1 сентября подать уведомление в региональный ФОМС и заявить какие объемы вы хотите получить, и вас автоматически включат в реестр медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по ОМС. Дальше — Все очень непросто!

Например, по порядку и срокам информирования медицинской организации о выделении ей объемов предоставления медицинской помощи, нет понимания по форме и срокам такого уведомления.

И часто бывает так, что сроки официального информирования по распределению объемов и сроки начала оказания помощи имеют разрыв до нескольких месяцев.

Обычно организации получают информацию о выделенных ей объемах не ранее февраля, в практике были случаи получения информации об объемах и в марте месяце, тогда как начало предоставления услуг происходит уже с января и многие организации, начав прием пациентов по программе госгарантий не знают будут ли на них выделены объемы при том, что организация включена в реестр.

Совершено не понятно по какому принципу, по каким критериям распределяются объемы медицинской помощи.

Отсутствие правил и порядка создает благотворную почву для расцвета коррупции и субъективизма в вопросах распределения объемов ОМС.

2. Наличие региональных различий в классификации медицинских услуг и их тарификации.

Наши организации осуществляют медицинскую деятельность в 36 регионах Российской Федерации и на практике, мы сталкиваемся с ситуацией, когда в некоторых регионах (Владивосток, Майкоп, Томск) детализируют страховые случаи, которые определяются согласно Номенклатуре медицинских услуг, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 27.12.2011 №1664н. и для каждого страхового случая (медицинской услуги) рассчитывается и устанавливается свой тариф.

В иных регионах и таких большинство (Липецк, Хабаровск, Орел, Новосибирск, Петрозаводск, Южно-Сахалинск), приведенная детализация отсутствует. Предпочитают выделять только две медицинские услуги: МРТ и МРТ с контрастированием, без установления конкретной области исследования и, соответственно, тариф также разрабатывается только в отношении двух видов диагностики: МРТ и МРТ с контрастированием. При этом, при оказании такой услуги как «МРТ» фактически подлежит сканированию определенная область исследования, указанная в направлении врача. Однако оплата, неважно, что подлежало сканированию «головной мозг» или «молочные железы» - одинаковая. Тогда как услуга «МРТ молочных желез» более сложная, более дорогая чем услуга «МРТ головного мозга».

Понятно, что подобная ситуация мотивирует организации не брать тяжелые исследования, получая за эту работу ту же сумму, что и за гораздо более легкий случай.

Причинами региональных различий в классификации медицинских услуг и их тарификации, является то, что ФЗ №326 от 29.11.2010 «Об обязательном медицинском страховании», приказ Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 №158н «Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования» и приказ ФФОМС от 18.11.2014г. №200 «Об установлении Требований к структуре и содержанию тарифного соглашения», наделяют субъекты РФ правом самостоятельного определения объемов (видов) оказания медицинской помощи при разработке тарифного соглашения.

3. Отсутствие единых правил расчета тарифов на виды медицинских услуг.

Правилами обязательного медицинского страхования утверждена «Методика расчета тарифа на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию». Приказ ФФОМС «Об установлении Требований к структуре и содержанию тарифного соглашения» также закрепляет правила по установлению размера и структуры тарифа на оплату медпомощи.

Но несмотря на наличие документов, регламентирующих вопрос тарификации, указанные выше федеральные нормативные акты, наделяют правом каждый регион самостоятельно формировать тарифы ОМС.

А из-за отсутствия единых правил расчета тарифов в разных субъектах России наблюдается существенная разница в установленных тарифах на одни и те же медицинские услуги.

Могу привести пример, услуга МРТ (без конкретизации области сканирования) в Калининграде стоит 540 рублей. Такая же услуга в Орле стоит 1 300 рублей, в Майкопе средняя цена на МРТ - 3 400 рублей. Как видите, разница в разы.

Многие компании, работающие в ОМС в разных регионах РФ, не могут понять, как складывается тариф на МРТ по программе государственных гарантий оказания мед.помощи.

4. Требование ведения раздельного учета.

В соответствии со ст.20 ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.

Тарифы на медицинскую помощь в системе ОМС представляют отдельную группу ценовых показателей в денежном выражении, определяющих уровень возмещения и состав компенсируемых расходов медицинской организации за счет средств ОМС. К статьям расходов, включенным в базовую часть тарифа, отнесены расходы медицинской организации и по «Заработной плате».

В соответствии с установленными требованиями Федерального закона №326-ФЗ от 29.11.2010 и территориальными программами государственных гарантий бесплатного оказания мед.помощи, организации, которые работают по системе ОМС обязаны открыть отдельные банковские счета и осуществлять расчеты только с этих счетов.

Вместе с тем, медицинская организация, оказывая услуги в системе ОМС в одном отчетном периоде, денежные средства за услугу получает в ином отчетном периоде. При этом в целях обеспечения текущей производственной и хозяйственной деятельности предприятиям необходимо своевременно перечислять денежные средства на оплату: арендных и коммунальных платежей, ФОТ и налогов с ФОТ, закупку расходных материалов, прочих расходов, непосредственно связанных с хозяйственной и производственной деятельностью предприятия.

Несвоевременная оплата вышеперечисленных расходов влечет за собой отсутствие материалов для проведения услуг по ОМС и коммерческих услуг, а также нарушение гражданского, налогового и трудового законодательств, что может привести к убыткам и судебным издержкам.

Для выполнения обязательств, организация перечисляет денежные средства с основного (коммерческого) расчетного счета. Но, в дальнейшем на практике мы сталкиваемся с вопросом о возможности возмещения понесенных расходов денежными средствами, полученными от страховой медицинской организации за услугу, оказанную по ОМС.

Выделение отдельного расчетного счета для получения денег от страховых мед.организаций за услуги, оказанные по ОМС и оплаты с него части обязательств перед контрагентами коммерческой организации, усложняет учет и взаимоотношения с подрядчиками и поставщиками.

5. Целевое использование денег за оказанную услугу.

Об этой проблеме говорят все коммерческие организации. Действующим законодательством предписано строго целевое использование денежных средств за оказанную медицинскую помощь.

В ряде регионов структура тарифов представлена постатейно (статьи затрат) в процентном отношении от тарифа.

При этом во всех регионах структура себестоимости различается. В некоторых регионах по статье ФОТ мы не имеем право платить окладную часть, только начисление премий например: Тверь, Калининград.

НО, есть регионы, в которых нет структуры тарифов (Южно Сахалинск, Хабаровск)!!! Есть статьи затрат, на которые мы можем расходовать целевые средства, но нет требований в каком соотношении.

Кроме этого, структура тарифа не содержит в себе ряда статей расходов (например, как инвестиционная составляющая), которые несет коммерческая организация.

ОМС по своей сути нацелено на доступность получения гражданами РФ медицинской помощи, а не прокачку и последующее контролирование расходования денежных средств.

Договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (ст. 39 закона № 326-ФЗ) является разновидностью договора возмездного оказания услуг (ст. 779 ГК РФ). По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (ч. 1 ст. 779 ГК РФ). Денежные средства, поступившие в оплату услуг, являются собственностью исполнителя. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону (ч. 2 ст. 209 ГК РФ).

В целом гражданско-правовые отношения основаны на принципе эквивалентного обмена. И в силу данного принципа медицинские организации должны, по меньшей мере, возмещать свои затраты, связанные с оказанием медицинской помощи в системе ОМС

Регулирование государством использование коммерческим центром денежных средств, полученных от оказания услуги и неважно, как это услуга оказана по программе государственных гарантий либо на платной основе путем заключения договора, является вмешательством в хозяйственную деятельность субъекта, что противоречит и нормам Конституции РФ, и нормам Гражданского законодательства.

Медицинские организации оказывают медицинскую помощь в рамках гражданско-правовых договоров, в рамках которых они должны обеспечить необходимые объемы и качество оказания медицинской помощи. Именно это и является предметом договора, именно это и должно контролироваться. А как и куда использовать средства - это дело самой медицинской организации.

В сложившейся ситуации, полагаем, вполне уместна аналогия с федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в рамках которого государство не ставит перед собой вопрос: как поставщик (подрядчик, исполнитель) распорядится полученными в рамках государственного (муниципального) контракта (гражданско-правового договора) средствами.

В связи с вышеизложенным, предлагаем Министерству здравоохранения РФ

1. Разработать правила и прозрачные критерии распределения объемов.

2. Определить и внедрить единый подход к формированию нормативов и понятную систему расчета тарифов.

3. Подготовить проект изменений в ФЗ №326, исключив норму о нецелевом использовании средств обязательного медицинского страхования. Это решение законодателя положит начало процессу формирования по настоящему конкурентной среды в сфере здравоохранения и значительному притоку частных инвестиций в отрасль. В конечном итоге от этого выиграет государство и общество.

4. Отменить раздельный учет и контроль за расходованием средств, т.к. медицинская организация является коммерческой структурой и может расходовать средства по своему усмотрению.

Согласно действующему законодательству, пациенты имеют право на равный доступ и получение медпомощи за счет средств ОМС. Хотя обычно, говоря об обслуживании по ОМС, имеются в виду госклиники, получить дорогостоящие процедуры по ОМС возможно и в частных клиниках. Включение частных клиник в систему ОМС стало реально благодаря изменениям в ФЗ о медстраховании в 2010 году - они получили возможность получать возмещение расходов на обслуживание пациентов из фонда.

Какие услуги доступны в частных клиниках, работающих в системе ОМС

Задача частных клиник, осуществляющих прием по системе ОМС, - помощь госбюджетному здравоохранению. Благодаря работе частных клиник решается проблема наличия узких специалистов либо пациентам предоставляется возможность прохождения технологически сложных процедуры, которое государственные клиники не всегда способны обеспечить. Направление на получение такой помощи выписывает участковый врач (терапевт) территориальной поликлиники. Для получения бесплатной услуги в частной клинике (оплачиваемой за счет средств фонда ОМС) пациентам нужно предъявить направление от своего терапевта и страховой полис.

Для того, чтобы клиника смогла получить допуски к работе по ОМС, нужно отправлять в региональный фонд заявку-уведомление, необходимое для занесения ее в реестр.

ВАЖНО!
Отправить заявку нужно до 1 сентября, предшествующего началу года ведения будущих работ в сфере ОМС. При этом регфонд не может отказывать медучреждениям и не включать их в реестр медучреждений.

После того как частная клиника войдет в список коммерческих медорганизаций, сотрудничающих с системой ОМС, она может предоставлять медуслуги всем гражданам, заключившим договоры ОМС в том объеме, который определен территориальной программой ОМС.

ВАЖНО!
Если ваша частная клиника сотрудничает с системой ОМС, она обязана информировать пациентов о полном перечне видов медпомощи, оказываемой на бесплатной основе. Этот перечень должен находиться в максимальной доступности – быть на видном месте у регистратуры клиники, находиться на на видном месте на сайте клиники. При нарушении этого принципа на клинику могут пожаловаться в Росздравнадзор, поскольку отсутствие такой информации в доступности - административное правонарушение.

Какие проверки ждут клиники, работающие с ОМС

Если частные клиники собираются сотрудничать с ОМС, то они должны быть готовы к достаточно строгому контролю качества оказываемых этими клиниками медицинских услуг. Контролируются следующие моменты:

  • проверяются реестры для оплаты оказанных клиникой услуг;
  • проводится экономическая и медэкспертиза;
  • проверяется качество оказываемой клиникой медпомощи среди пациентов, обратившихся за помощью. Проверяться может до 8% пациентов от всего числа получивших помощь.

При обнаружении у клиники нарушений законов возможны штрафные санкции.

О финансировании частных клиник, работающих по ОМС

Частные клиники, работающие по ОМС , получают из федерального фонда медицинской страховой компании средства на покрытие госзаказа ОМС (числа тех больных, которые получили медпомощь по программе). Страховая компания в рамках установленных программой тарифов из фондов ОМС возмещает:

  • оплату труда медсотрудников клиники;
  • затраченные клиникой лекарственные препараты и материалы, в том числе перевязочные и расходные материалы;
  • затраты на коммунальные платежи клиники;
  • средства, затраченные на медоборудование.

Какие документы должен предоставлять в частную клинику пациент для оказания ему медицинской помощи в рамках ОМС

Екатерина Тюлькина, директор медицинской службы клиники ОАО «Медицина» , д.м.н.

О компании. Клиника ОАО «Медицина» - медицинский центр, оказывающий пациентам комплексную высокотехнологичную медицинскую помощь.

Возможность частных клиник участвовать в программе предоставления госгарантий в РФ, в частности, в программах в рамках ОМС, появилась с выхода ФЗ No 326 от 29.11.2010 «Об обязательном медстраховании в РФ». Порядок подачи медорганизацией, в том числе частной, заявки или уведомления на участие в программе подробно представлен на сайтах территориальных фондов ОМС (ФОМС). В частности, для частых клиник, расположенных в Москве - на сайте Московского городского ФОМС.

Частная медорганизация, как и государственная, вправе сама выбрать услуги из перечня видов медпомощи, в которых она хочет участвовать.

Наша клиника уже не первый год участвует в программе сотрудничества с ОМС. Хотя здесь правильнее было бы говорить не о дорогостоящих услугах, а об оказании высокотехнологичной медпомощи.

Например, сейчас мы в рамках ОМС оказываем высокотехнологичную медпомощь по следующим направлениям:

  • Позитронно-эмиссионная компьютерная томография (ПЭТ/КТ). Такие исследования выполняются семь дней в неделю, практически в двухсменном режиме, с 9.00 до 20.00. Результаты будут выданы пациентам, проходившим исследование, на руки в течение двух часов после его проведения;
  • Однофотонная эмиссионная компьютерная томография (ОФЭКТ) – процедура ядерной медицины, позволяющая диагностировать функциональное состояние различных органов и их патологию путем получения трехмерных изображений, исследования в клинике проводятся 7 дней в неделю;
  • Усиленная наружная контрпульсация (УНКП) – для пациентов с определенными показаниями. Программы очень интересны, выполняют их специально подготовленные кардиологи;
  • Программы экстракорпорального оплодотворения (ЭКО).

Хирургическая помощь оказывается по следующим направлениям:

  • заболевания мочевого пузыря - трансуретральная резекция мочевого пузыря при опухолях мочевого пузыря;
  • резекция почки – нефрэктомия при новообразованиях почки;
  • оперативное лечение осложненной катаракты;
  • оперативное лечение меланомы. В клинике работают уникальные специалисты, прошедшие специализацию по данным видам оперативного лечения в зарубежных клиниках, в частности в Израиле;
  • оперативное лечение щитовидной железы – резекция щитовидной железы при опухолях щитовидной железы;
  • лапароскопическая холецистэктомия, грыжесечение и пластика;
  • радиочастотная абляция варикозно-расширенных вен.

Операции проводятся в многопрофильном стационаре клиники, располагающем 4-мя smart-операционными, блоком интенсивной терапии и платным отделением. Это такие фаст-треки – быстрое дообследование (если необходимо), оперативное лечение и выписка пациента. В послеоперационном периоде мы предлагаем пациентам возможности реабилитации, восстановления, но уже по индивидуальным программам.

Все вышеперечисленные программы медицинской помощи распространяются на всех жителей Российской Федерации, т.е., может быть направление из любого региона России.

Еще один вид высокотехнологичной помощи, которую мы оказываем пациентам, – это лучевая терапия. Пока она оказывается только московским онкологическим больным и включается Московским правительством в программу оказываемой высокотехнологичной медпомощи, предлагаемой сверх базовой программы по списку услуг ОМС.

Порядок направления на получение медпомощи в рамках ОМС в частной клинике определен документами Минздрава РФ и Департамента здравоохранения г. Москва.

Например, москвичам, для того, чтобы пройти исследование ПЭТ/КТ, потребуется иметь на руках следующий список оригиналов документов:

  • документ, удостоверяющий личность пациента;
  • действующий полис ОМС, оформленный на пациента;
  • СНИЛС.

Кроме документов, направленному на прохождение этой процедуры пациенту нужно иметь при себе такие оригиналы результатов своих анализов:

  • направление на ПЭТ/КТ с ФДГ по форме Приказа No 477 от 13.07.2018 и перечня нозологий, указанных в приложении к приказу No 477 от 13.07.2018г.;
  • результат анализа крови на эндогенный креатинин (срок проведения анализа должен быть не позднее 21 суток на момент исследования);
  • кроме оригиналов, пациенту потребуется следующий перечень копий результатов анализов и выписок, которые помогут создать и оценить полную картину заболевания пациента и полученного им лечения:
  1. выписки с места последнего лечения в стационаре (если пациент находился на стационарном лечении);
  2. данные анализов исследований гистологии (в том случае, если они имеются);
  3. данные КТ и МРТ исследований, проводившихся пациентом ранее;
  4. данные ПЭТ/КТ исследований, сделанных ранее. Нужно также предоставить диск с исследованием (в том случае, если он имеется).

А чтобы принять участие в программе ЭКО, нужно:

  • направление лечащего акушера (гинеколога) по форме No 57;
  • паспорт, СНИЛС, полис ОМС (оригиналы и копии этих документов);
  • выписка из медкарты пациента, оформленная акушером (гинекологом), работающим по его месту жительства. Затем понадобится выписка из меддокументации, которая должна быть оформлена лечащим врачом. В ней должны содержаться: сведения о диагнозе заболевания, данные о состоянии здоровья пациента, информация об использованных методах диагностики и лечения. В ней также должны быть рекомендации о том, необходимо и возможно ли в данном случае проведение процедуры ЭКО.

Помогите с поиском материала по вопросам: 1- бухгалтерский учет в частных (коммерческих) мед.учреждениях, получающих финансирование и из ОМС, 2-Раздельный учет платных услуг и услуг за счет ОМС.

Ответ

Отдельного материала о ведении бухгалтерского учета в коммерческих медицинских учреждениях по ОМС Система Главбух не содержит. Также отсутствуют методические рекомендации контролирующих ведомств по ведению бухучета в коммерческих медицинских учреждениях. В связи с этим следует руководствоваться общим порядком ведения бухгалтерского учета в организациях, оказывающих услуги.

Учитывая то, что коммерческая медицинская организация может финансируется из 4-х основных источников: бюджетные средства, средства ОМС, средства ДМС, средства от оказания платных медицинских услуг на основании договоров с пациентами, рассмотрим бухучет каждого варианта:

1. Бюджетные средства.

Если медицинская организация получает средства из бюджета, то речь идет о государственном целевом финансировании.

В этом случае используйте счет 86 «Целевое финансирование»

В этом случае для расчетов используйте счет 76 субсчет «Расчеты по целевому финансированию»

Об этом говорится в пункте 7 ПБУ 13/2000. Подробнее о вариантах бухгалтерского учета рассмотрено в материалах ниже.

2. Средства ОМС.

Если медицинская организация получает средства ОМС в т.ч. через страховые медицинские организации, то данные средства с одной стороны являются источником негосударственного целевого финансирования, а с другой стороны – расчетом за оказание медицинских услуг застрахованным лицам. Поэтому в данном случае целесообразно использовать счет 86, но с некоторыми особенностями.

Дебет 62 Кредит 90-1

Дебет 90-2 Кредит 20

Дебет 86 Кредит 62

Отнесена задолженность пациентов за оказанные медицинские услуги на расчеты по ОМС

Дебет 76 Кредит 86

Предъявлены страховой организации требования по возмещению стоимости медицинских услуг.

3. Средства ДМС

О том, как отражать в бухгалтерском учете оказание услуг в рамках ДМС, рассмотрено в материалах ниже.

4. Оказание платных услуг на основании отдельного договора с пациентом.

В данном случае бухгалтерский учет осуществляется в общем порядке для оказания платны медицинских услуг:

Дебет 50 Кредит 62

Поступили денежные средства от пациента

Дебет 62 Кредит 90-1

Оказана медицинская услуга застрахованному лицу

Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»

Начислен НДС (если согласно НК РФ организация должна начислять налог)

Дебет 90-2 Кредит 20

Списана себестоимость медицинских услуг.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух vip - версия

1. Рекомендация: Как отразить в бухучете и при налогообложении государственную помощь (субсидии, бюджетные кредиты и др.)

целевого финансирования в виде:

  • имущества (в т. ч. денежных средств) от других организаций или граждан (негосударственное целевое финансирование) ;
  • финансовой помощи от государства (государственной помощи).*

Государственная помощь

Государственная помощь может быть предоставлена в виде:

  • субсидий ;
  • бюджетных кредитов ;
  • прочих форм государственной помощи. К ним, в частности, можно отнести имущественную поддержку малого и среднего бизнеса, когда организациям предоставляется имущество, например, оборудование, материалы, на возмездной, безвозмездной основе или на льготных условиях (ч. 1 ст. 18 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ ).*

Ситуация: относится ли к средствам государственной помощи имущество (в т. ч. денежные средства), которое организация получила в рамках целевых программ из государственных внебюджетных фондов

Да, относится.

Средства государственных внебюджетных фондов являются составной частью бюджетной системы РФ (ст. 10 Бюджетного кодекса РФ ). Поэтому средства, полученные на финансирование целевых мероприятий из внебюджетного фонда (например, из Фонда занятости населения), относятся к государственной помощи. Подтверждает такую позицию и Минфин России в письме от 3 января 2002 г. № 04-02-05/1/223 .*

Бухучет

Для целей бухучета государственная помощь подразделяется на средства, связанные с финансированием:

В первом случае предоставление государственной помощи может сопровождаться дополнительными условиями, такими как:

  • ограничение приобретения определенных видов активов;
  • конкретное местонахождение приобретаемых активов;
  • установленные сроки приобретения и владения активами.

К финансированию текущих расходов относятся все другие виды государственной помощи, отличные от приобретения (создания) внеоборотных активов. При этом для целей бухучета не признаются государственной помощью средства (экономическая выгода), полученные в рамках:

  • государственного регулирования цен и тарифов;
  • применения соответствующих правил налогообложения прибыли (например, предоставление налоговых льгот, отсрочки или рассрочки по уплате налогов и сборов, инвестиционных налоговых кредитов);
  • полученных бюджетных инвестиций (в частности, участие государства в формировании уставного капитала организации, например, унитарных).

Государственная помощь может быть предоставлена организации в виде:

  • денежных средств;
  • другого имущества (например, основных средств, материалов).

Об этом говорится в пунктах 3 и 4 ПБУ 13/2000.*

При отражении в бухучете государственной помощи (кроме бюджетных кредитов) возникают три группы операций:

  • поступление государственной помощи ;
  • использование государственной помощи ;
  • возврат государственной помощи .*

Бюджетные кредиты, предоставленные организации, отражайте в бухучете в порядке, предусмотренном для учета заемных средств (п. 16 ПБУ 13/2000 ). Исключением из этого правила является случай, когда организация получает такие кредиты на безвозвратной основе. Тогда получение средств отражайте в учете в общем порядке, предусмотренном для государственной помощи (п. 17 ПБУ 13/2000 ).

Отражение в бухучете иных форм государственной помощи зависит от того, какое имущество получает организация и на каких условиях. Так, например, если в рамках имущественной поддержки от государства организация получает оборудование, то порядок отражения его получения в бухучете будет соответствовать порядку , предусмотренному для основных средств, приобретенных за счет государственной помощи.

Информацию о средствах, полученных из бюджета, организация должна раскрыть в бухгалтерской отчетности (Бухгалтерском балансе). Порядок раскрытия такой информации прописан в разделе IV ПБУ 13/2000. Данные о характере использования целевых средств коммерческие организации должны отразить в Отчете о целевом использовании средств и Пояснениях к Бухгалтерскому балансу и Отчету о прибылях и убытках . Подробнее о составе бухгалтерской отчетности см. Какие документы нужно сдавать в составе бухгалтерской отчетности .*

Поступление государственной помощи

В зависимости от выполнения условий предоставления бюджетных средств организация может отражать средства государственной помощи:

  • по мере возникновения целевого финансирования и задолженности по этим средствам;
  • по мере фактического получения ресурсов .

Об этом говорится в пункте 7 ПБУ 13/2000.*

В первом случае организация отражает государственную помощь в учете при наличии следующих условий:

  • имеется уверенность, что условия предоставления таких средств организацией будут выполнены. Подтверждением могут быть, например, заключенные организацией договоры, принятые и публично объявленные решения, технико-экономические обоснования, утвержденная проектно-сметная документация;
  • имеется уверенность, что указанные средства будут получены. Подтверждением могут быть, например, утвержденная бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, акты приемки-передачи ресурсов и иные соответствующие документы.

Такой порядок предусмотрен пунктом 5 ПБУ 13/2000.

При возникновении целевого финансирования (задолженности по предоставлению средств) в учете сделайте проводки:

Дебет 76 Кредит 86
– отражена задолженность бюджета по предоставлению государственной помощи.

По мере фактического получения средств соответствующие суммы уменьшают задолженность и увеличивают счета учета поступившего имущества (например, денежных средств, капитальных вложений):

Об этом говорится в абзаце 1 пункта 7 ПБУ 13/2000 и Инструкции к плану счетов .

Во втором случае (если организация фактически получила средства государственной помощи, но достаточная уверенность в том, что она выполнит условия их предоставления отсутствует) при их получении в учете сделайте проводку:

Дебет 51 (08, 10...) Кредит 86
– отражено поступление имущества (в т. ч. денежных средств) в рамках государственной помощи.

Полученные средства учитывайте на счете 86 вплоть до того момента, пока у организации не появится уверенность в том, что условия получения целевых средств будут выполнены.

Например, такая ситуация может возникнуть, если организация получила средства на строительство производственного цеха, однако есть сомнения в том, что строительство будет окончено в установленный срок.

Об этом говорится в пункте 12 , абзаце 2 пункта 7 ПБУ 13/2000 и Инструкции к плану счетов .

Если государственная помощь предоставлена на финансирование расходов, которые возникли у организации в прошлых отчетных периодах, то в бухучете сделайте проводки:

Дебет 76 Кредит 91-1
– отражена задолженность бюджета по предоставлению государственной помощи;

Дебет 51 Кредит 76
– отражено поступление средств государственной помощи на финансирование расходов, которые возникли у организации в прошлых отчетных периодах.

Об этом говорится в пункте 10 ПБУ 13/2000.*

Субсидии, полученные в связи с реализацией товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам или предоставлением потребителям льгот в соответствии с законодательством, НДС не облагаются (п. 2 ст. 154 НК РФ ). Подробнее об этом см. Как начислить НДС при реализации товаров (работ, услуг)

Использование государственной помощи

Использовать средства государственной помощи организация обязана строго по целевому назначению и с соблюдением всех условий их предоставления. В противном случае полученные средства нужно вернуть бюджету. Такой вывод позволяют сделать положения статьи 38 и пункта 3 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ.

Использование государственной помощи в бухучете отражайте в зависимости от направлений их расходования.*

Средства государственной помощи, направленные на финансирование капитальных расходов, списывайте в таком порядке:

  • если актив подлежит амортизации то на протяжении срока полезного использования внеоборотных активов;
  • если актив не амортизируется (например, земельный участок) то в течение периода признания расходов, связанных с выполнением условий предоставления бюджетных средств на приобретение внеоборотных активов .

В первом случае целевое финансирование учитывается в качестве доходов будущих периодов при вводе объектов внеоборотных активов в эксплуатацию. Впоследствии, в течение срока полезного использования объекта, суммы доходов будущих периодов списываются на прочие доходы в размере начисленной амортизации.

В частности, при приобретении за счет государственной помощи основных средств, подлежащих амортизации (после отражения на счете 01 в общем порядке), в учете сделайте проводку:

Дебет 86 Кредит 98-2
– отражены средства государственной помощи в составе доходов будущих периодов (на стоимость приобретенного основного средства).

Дебет 20 (23, 25, 26...) Кредит 02
– начислена амортизация по основным средствам, приобретенным за счет государственной помощи;

Дебет 98-2 Кредит 91-1
– учтена в составе прочих доходов сумма амортизации, начисленная по основным средствам, приобретенным за счет государственной помощи.

Такие правила предусмотрены пунктом 9 ПБУ 13/2000.

Ситуация: как в бухучете отразить средства государственной помощи, истраченные на приобретение (создание) неамортизируемых внеоборотных активов

Средства госпомощи отразите в составе расходов будущих периодов с последующим списанием на прочие расходы.

Так, если актив не амортизируется, целевое финансирование учитывается в качестве доходов будущих периодов при вводе объекта в эксплуатацию (принятии к учету). Впоследствии, в течение срока признания расходов, связанных с выполнением условий предоставления бюджетных средств, указанные суммы относятся в состав прочих доходов.

Такой вывод позволяет сделать пункт 9 ПБУ 13/2000.

Например, если организации выделены средства на покупку земельного участка для строительства производственного цеха, то расходы на строительство признаются в течение всего периода строительства. Следовательно, в течение такого же периода будут списываться со счета учета доходов будущих периодов в состав прочих доходов и средства государственной помощи. При этом порядок отнесения целевых средств в состав прочих доходов законодательно не установлен. Поэтому организация вправе самостоятельно разработать его и закрепить в учетной политике для целей бухучета . Например, организация может установить, что средства государственной помощи признаются в составе прочих доходов равномерно в течение планового периода строительства.

Пример отражения в бухучете поступления и использования государственной помощи на финансирование капитальных расходов, связанных с приобретением неамортизируемых основных средств

ЗАО «Альфа» получило из бюджета субсидию на финансирование капитальных расходов (приобретение земельного участка). Субсидия предоставлена с условием строительства на данном участке производственного цеха. Сроки строительства установлены в период с 1 января по 31 декабря текущего года.

«Альфа» утвердила проектно-сметную документацию на строительство, а также получила уведомление о выделении средств из бюджета на финансирование строительства. Поэтому средства государственной помощи отражаются в учете по мере возникновения целевого финансирования и задолженности по этим средствам.

В учетной политике организации для целей бухучета прописано, что при покупке за счет бюджетных средств земельных участков (для целей строительства) средства государственной помощи списываются со счета учета доходов будущих периодов в состав прочих доходов равномерно в течение планового периода строительства начиная с месяца, следующего за месяцем принятия земельного участка к учету.

Стоимость земельного участка на основании договора купли-продажи составила 4 720 000 руб. Средства из бюджета были перечислены на счет «Альфы» 11 января.

В январе:

Дебет 76 Кредит 86
– 4 720 000 руб. – отражена задолженность бюджета по предоставлению государственной помощи (на основании договора).

Дебет 51 Кредит 76
– 4 720 000 руб. – поступили денежные средства в рамках государственной помощи;

Дебет 08 Кредит 60
– 4 720 000 руб. – отражена стоимость земельного участка, приобретенного за счет средств государственной помощи;

Дебет 01 Кредит 08
– 4 720 000 руб. – принят к учету земельный участок;

Дебет 86 Кредит 98-2
– 4 720 000 руб. – отражены средства государственной помощи в составе доходов будущих периодов.

Ежемесячно с февраля по декабрь:

Дебет 98-2 Кредит 91-1
– 429 091 руб. (4 720 000 руб. : 11 мес.) – учтены в составе прочих доходов средства государственной помощи, направленные на приобретение земельного участка.

Использование государственной помощи на финансирование текущих расходов (например, приобретение материалов, выплата зарплаты) отражайте в периодах признания указанных затрат.

При финансировании за счет средств государственной помощи текущих расходов в учете делайте следующие проводки.

При использовании государственной помощи на приобретение материалов:

Дебет 10 Кредит 60
– оприходованы материалы;

Дебет 86 Кредит 98-2
– отнесена на доходы будущих периодов сумма государственной помощи, израсходованная на приобретение материалов;

Дебет 20 (23, 25, 44…) Кредит 10
– списаны в производство материалы;

Дебет 98-2 Кредит 91-1
– учтена в составе прочих доходов сумма государственной помощи, израсходованная на приобретение материалов.*

Дебет 86 Кредит 98-2
– отнесена на доходы будущих периодов сумма государственной помощи, которая является источником финансирования выплат в пользу сотрудников (источником уплаты зарплатных взносов);

Дебет 20 (23, 26, 44…) Кредит 70 (69, 73, ...)
– начислены выплаты в пользу сотрудников (зарплатные взносы);

Дебет 98-2 Кредит 91-1
– учтена в составе прочих доходов сумма государственной помощи, которая является источником финансирования выплат сотрудникам (зарплатных взносов).

Об этом говорится в абзаце 2 пункта 9 ПБУ 13/2000.

Исключением из всего вышеизложенного порядка отражения в бухучете использования государственной помощи является случай, когда выделение бюджетных средств связано с выполнением определенных условий. В этом случае период, в течение которого средства будут списываться со счета 86 , нужно определить исходя из времени признания тех расходов, финансирование которых осуществлено. Такой порядок предусмотрен в абзаце 4 пункта 9 ПБУ 13/2000.

Пример отражения в бухучете поступления и использования государственной помощи на финансирование работы по содержанию и ремонту имущества в многоквартирных домах

Управляющая организация в январе получила средства из бюджета на финансирование работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в размере 3 520 000 руб.

Капитальный ремонт проведен в шестимесячный срок.

Затраты на капитальный ремонт за весь срок его проведения составили:
– 1 720 000 руб. – стоимость материалов;
– 1 800 000 руб. – зарплата работников (иные расходы аналогичного характера).

Операции по получению и использованию средств государственной помощи бухгалтер отразил следующим образом.

В январе:

Дебет 51 Кредит 86
– 3 520 000 руб. – поступили денежные средства в рамках государственной помощи.

В течение всего срока капитального ремонта по мере приобретения и расходования материалов:

Дебет 10 Кредит 60
– 1 720 000 руб. – оприходованы материалы;

Дебет 86 Кредит 98-2
– 1 720 000 руб. – отнесена на доходы будущих периодов сумма государственной помощи, израсходованная на приобретение материалов;

Дебет 20 Кредит 10
– 1 720 000 руб. – списаны в производство материалы;

Дебет 98-2 Кредит 90-1
– 1 720 000 руб. – учтена в составе выручки сумма государственной помощи, израсходованная на приобретение материалов.

При начислении зарплаты (иных расходов аналогичного характера), источником финансирования которой является государственная помощь:

Дебет 20 Кредит 70 (69)
– 1 800 000 руб. – начислены выплаты в пользу работников (зарплатные взносы);

Дебет 86 Кредит 98-2
– 1 800 000 руб. – отнесена на доходы будущих периодов сумма государственной помощи, которая является источником финансирования выплат в пользу работников (источником уплаты зарплатных сборов);

Дебет 98-2 Кредит 90-1
– 1 800 000 руб. – учтена в составе выручки сумма государственной помощи, которая является источником финансирования выплат работникам (зарплатных взносов).

Возврат государственной помощи

Отражение в бухучете операций по возврату средств государственной помощи зависит от:

  • момента, когда возникли обстоятельства, при которых организация должна возвратить полученные ресурсы ;
  • метода отражения в бухучете поступления государственной помощи .

На дату возникновения задолженности перед бюджетом по возврату государственной помощи в бухучете сделайте исправительные записи (сторно) при одновременном соблюдении двух условий:

  • организация отражала поступление государственной помощи по мере возникновения целевого финансирования (задолженности по этим средствам);
  • обстоятельства, повлекшие возврат средств, возникли в том же году, когда была получена государственная помощь.

В этом случае организация должна сторнировать все проводки, связанные с поступлением и использованием бюджетных средств. За исключением проводки по фактическому получению государственной помощи (Дебет 51 (08, 10...) Кредит 76 ). В данном случае счет 76 закроется, когда организация возвратит полученные средства в бюджет. При этом необходимо будет сделать проводку:

Дебет 76 Кредит 51 (08, 10...)
– отражен возврат государственной помощи, ранее полученной из бюджета.

Такой вывод позволяет сделать пункт 13 ПБУ 13/2000.

Если в отчетном году возникают обстоятельства, в связи с которыми организация должна возвратить средства, полученные в качестве государственной помощи в предыдущие годы, то предусмотрен иной порядок отражения исправительных записей.

В части средств, предоставленных на финансирование капитальных вложений:

Дебет 86 Кредит 76

Дебет 91-2 Кредит 86
– восстановлены средства целевого финансирования в размере начисленной амортизации;

Дебет 98-2 Кредит 86
– восстановлено целевое финансирование на несписанную сумму доходов будущих периодов.

В части средств, полученных на финансирование текущих расходов:

Дебет 86 Кредит 76
– отражена задолженность организации, связанная с возвратом ранее полученных средств государственной помощи;

Дебет 91-2 Кредит 86
– восстановлены средства целевого финансирования в размере фактически понесенных текущих расходов.

Об этом говорится в пункте 14 ПБУ 13/2000.

Олег Хороший,

государственный советник налоговой службы РФ III ранга

2. Рекомендация: Как отразить в бухучете и при налогообложении негосударственное целевое финансирование

Организация может получить средства целевого финансирования в виде:

  • финансовой помощи от государства (государственная помощь) ;
  • имущества (в т. ч. денежных средств) от других организаций или граждан (негосударственное целевое финансирование).

Негосударственное целевое финансирование

К негосударственному целевому финансированию относятся, например:

  • гранты (на осуществление деятельности в области образования, искусства, научных исследований, культуры, охраны окружающей среды и т. д.);
  • инвестиции, полученные при проведении инвестиционных конкурсов;
  • инвестиции, поступившие от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений;
  • средства дольщиков и инвесторов, аккумулированные на счетах организации-застройщика;
  • средства, полученные от учредителей на финансирование определенных мероприятий и оплаты отдельных нужд (например, выплату премий, финансирование участия в выставке и т. д.).

Основными признаками, позволяющими определить характер поступивших средств как целевое финансирование, являются:

1. Наличие условий предоставления средств. В некоторых случаях для привлечения негосударственного целевого финансирования организация должна выполнить определенные требования. Например, для получения гранта организация должна представить проект исследований.

2. Направленность использования средств. Чтобы имущество (в т. ч. денежные средства) было признано полученным в рамках целевого финансирования, о его назначении должно быть прямо сказано в договоре с инвестором (см., например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 8 ноября 2005 г. № Ф04-7853/2005(16557-А46-3) ).

Гражданский кодекс РФ не содержит понятия «договор о целевом финансировании». Поэтому получение средств негосударственного целевого финансирования может быть оформлено договором, составленным в произвольной (п. 2 и 4 ст. 421 ГК РФ). Например, если организация получает целевые средства от учредителя, возможно заключение договора о целевом финансировании (см., например, письмо УФНС России по г. Москве от 19 октября 2005 г. № 20-12/75307 ).*

Бухучет

В бухучете средства целевого финансирования отражайте на счете 86 «Целевое финансирование». Какое именно имущество предоставляет инвестор, определяется договором (ст. 421 ГК РФ ). Это могут быть как деньги, так и материальные ценности (например, основные средства, МПЗ).*

Получение средств

В бухучете получение средств целевого финансирования отразите проводками:

Дебет 76 Кредит 86
– отражена задолженность источника финансирования (инвестора) по предоставлению средств в рамках целевого финансирования (на основании договора);

Дебет 51 (50, 08, 10...) Кредит 76
– отражено поступление имущества в рамках целевого финансирования от источника финансирования (инвестора) (на основании документов, связанных с передачей средств, например, при перечислении средств на счет организации – банковская выписка).

Такой порядок предусмотрен Инструкцией к плану счетов .

Использование средств

Использование средств целевого финансирования в бухучете отражайте в зависимости от направлений их расходования.

Если за счет средств негосударственного целевого финансирования организация осуществляет затраты капитального характера (например, приобретает основные средства), отражайте это так:

Дебет 08 Кредит 60
– отражена стоимость имущества, приобретенного за плату, которое будет учтено в составе основных средств;

Дебет 01 Кредит 08
– принято к учету и введено в эксплуатацию основное средство по первоначальной стоимости;

Дебет 86 Кредит 98-2
– отражены средства целевого финансирования в составе доходов будущих периодов (на стоимость приобретенного основного средства).

Затем ежемесячно (по мере начисления амортизации):

Дебет 20 (23, 25, 26, 44...) Кредит 02
– начислена амортизация по основным средствам, приобретенным за счет негосударственного целевого финансирования;

Дебет 98-2 Кредит 91-1
– учтена в составе прочих доходов сумма амортизации, начисленная по основным средствам, приобретенным за счет негосударственного целевого финансирования.

Если за счет средств негосударственного целевого финансирования организация осуществляет текущие расходы (например, выплату премий сотрудникам), отражайте это следующим образом:

Дебет 20 (23, 26, 44…) Кредит 70 (69, 73, 76…)
– отражены текущие расходы, источником финансирования которых являются средства негосударственного целевого финансирования;

Дебет 86 Кредит 98-2
– отнесена на доходы будущих периодов сумма средств негосударственного целевого финансирования, направленная на покрытие текущих расходов;

Дебет 98-2 Кредит 91-1
– учтена в составе прочих доходов сумма средств негосударственного целевого финансирования, направленная на покрытие текущих расходов.

Такая корреспонденция счетов следует из Инструкции к плану счетов (счета 98 , 91 ).

Особый порядок отражения в бухучете использования средств целевого финансирования предусмотрен в отношении договоров участия в долевом строительстве. Организация-застройщик может получить целевые средства от дольщиков на финансирование строительства. Такая сделка предполагает в конечном итоге передачу инвесторам объекта строительства или выплату им дохода от инвестиционной деятельности. Поэтому бухучет организуйте следующим образом.

Средства на финансирование строительства учитывайте на отдельном субсчете к счету 76 , например «Расчеты с инвесторами». В момент их получения делайте проводку:

Дебет 51 Кредит 76 субсчет «Расчеты с инвесторами»
– получены средства дольщиков на строительство объекта.

Все затраты, связанные со строительством объекта (стоимость работ подрядчика, израсходованных материалов, оборудования, переданного для установки на объекте, и т. д.), отражайте на счете 08-3 «Строительство объектов основных средств» в общем порядке:

Дебет 08-3 Кредит 60 (10, 07, …)
– отражена стоимость работ подрядчика, израсходованных материалов, оборудования, переданного для установки на объекте, и т. д.;

После того как готовый объект будет передан инвесторам, в бухучете сделайте проводку:

Дебет 76 Кредит 08-3
– отражена передача инвесторам построенного объекта.

Экономия средств

В рамках получения и расходования средств негосударственного целевого финансирования возможна и такая ситуация, когда получатель средств тратит на целевые мероприятия меньшую сумму, чем была выделена инвестором. Если на основании договора эта сумма остается у получателя средств, то в бухучете сделайте записи:

Дебет 86 Кредит 90-1 (91-1)
– отражена экономия получателя средств целевого финансирования (застройщика при передаче объекта инвестору).

Такой порядок предусмотрен Инструкцией к плану счетов , пунктом 7 ПБУ 9/99, пунктом 3.1.1 Положения, утвержденного письмом Минфина России от 30 декабря 1993 г. № 160 , и рекомендован Минфином России в письме от 9 октября 2006 г. № 07-05-06/245 .

Если же договор предусматривает окончательный расчет между инвестором и получателем средств на основании фактических затрат, то в этом случае сумма экономии возвращается инвестору:

Дебет 86 Кредит 51 (50, 52)
– перечислена инвестору сумма экономии средств целевого финансирования.

Использование средств

Средства целевого финансирования организация должна использовать строго по целевому назначению (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ ). При нарушении этого условия полученное имущество нужно включить в состав внереализационных доходов (п. 14 ст. 250 НК РФ ). Если организация применяет метод начисления, то сделать это нужно на одну из следующих дат:

  • когда получатель средств целевого финансирования использовал указанные средства не по целевому назначению;
  • когда были нарушены условия предоставления средств целевого финансирования.
    Об этом говорится в подпункте 9 пункта 4 статьи 271 Налогового кодекса РФ.*

Организации, применяющие кассовый метод, могут отразить доходы в виде средств, использованных не по целевому назначению, в тот же момент, что и организации, применяющие метод начисления. Это связано с тем, что в данном случае доход (экономическая выгода) возникает именно в момент, когда организация использовала целевые средства не по целевому назначению (нарушила условия их предоставления) (ст. 247 , 41 НК РФ).

На средства целевого финансирования, которые не перечислены в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, льгота, предусмотренная данным подпунктом, не распространяется. А значит, такое имущество (в т. ч. денежные средства) нужно учесть в доходах при расчете налога на прибыль (при отсутствии других льгот, освобождающих указанные суммы от налогообложения)