В настоящее время условиях экономической нестабильности. Экономическая нестабильность и безработица

В словаре иностранных слов, кризис (от гр. krisis - переломный момент, решительный исход) определяется как: обостренное неустойчивое положение; относительное (по сравнению с платежеспособным спросом) перепроизводство товаров, неизбежно повторяющееся в условиях рыночной экономики и приводящее к упадку производства, росту безработицы и т.д.; резкое изменение, перелом.

Экономическая теория трактует понятие "экономический кризис" следующим образом: "нарушение равновесия между предложением и спросом на товары и услуги, порождающее депрессивный процесс в экономической конъюнктуре". В широком значении - всеобщее, либо свойственное отдельной отрасли или региону состояние угнетенной конъюнктуры. В строгом смысле слова кризис соответствует процессу резкого поворота конъюнктуры в экономическом цикле от фазы депрессии к фазе быстрого подъема.

И действительно, многими учеными отмечается завидное постоянство в развитии экономических кризисов - все они приводят в итоге к резкому изменению отношения между государством, населением и экономикой в различных странах, а в последнее время - во всем мире. Вероятно, это происходит по причине того, что в эпоху кризисов государственные структуры оказываются более конкурентоспособными на рынке труда.

Джей Лейбовиц отмечает, что секрет их успеха крайне прост: государство, в отличие от коммерческих структур, всегда имеет в своем распоряжении финансовые ресурсы и может гарантировать чиновникам постоянную оплату и социальные льготы. Даже если государственная зарплата ниже "коммерческой", многие профессионалы делают выбор в пользу государства, поскольку оно обещает большую стабильность (известно, что госструктуры проводят сокращения штатов намного реже частных компаний). В силу этого, популярность государственной работы значительно возрастает в периоды кризисов.

Роберт Хиггс заметил, что результатом этих процессов, как правило, становится улучшение качества бюрократии, что иногда приводит к позитивным изменениям в деятельности всего государственного аппарата и вооруженных сил.

Однако эти изменения минимальны, и за них общество вынуждено дорого расплачиваться. Дело в том, что, по мнению Хиггса, в кризисные времена люди склонны больше доверять власти и предполагать, что чиновники действуют более эффективно, чем происходит на самом деле.

При этом талантливые чиновники успешно решают, прежде всего, чисто бюрократические задачи: во времена кризисов размеры властных структур постоянно растут (еще никогда в истории США их размеры не возвращались к докризисными значениям), так же, как их полномочия. Таким образом, парадоксально, но в долгосрочной перспективе приток талантов во власть способствует лишь деградации власти.

В условиях экономического кризиса государственные институты часто становятся более коррумпированными. Это становится естественным последствием роста их влияния на экономику. Именно от чиновников часто зависит будущее коммерческих структур: например, распределение государственных заказов или выделение финансовой помощи. Это создает питательную среду для коррупции. Первые тревожные звонки уже прозвучали: в начале 2009 года влиятельная общественная организация Transparency International предупредила о возможном росте коррупции по всему миру.

Еще одним проявлением экономического кризиса является рост популярности военной службы в государствах, где армия переведена на профессиональные рельсы. Молодые люди, у которых оказывается меньше шансов найти себя в гражданской жизни, с большей охотой подписывают контракты с армией. К примеру, в последние три месяца 2008-го года Армия США впервые за 5 лет перевыполнила план по набору рекрутов.

Но, как показала многовековая практика, каждый кризис заканчивается рано или поздно. Подобно тому, как в природе после холодной зимы наступает пора цветения, затем сбора урожая и последующего похолодания, наступает время экономической стабильности, затем подъёма и так до следующего спада. Экономика развивается циклично.

Наша страна относительно недавно перешла в рыночную экономику, и многим до сих пор кажется, что череда экономических кризисов, этому сопутствовавшая, вызвана исключительно ошибками государственного управления, происками иностранных врагов, издержками переходного периода и т.п. Всё это может иметь место, но правда и в том, что рыночная экономика нестабильна сама по себе , даже в отсутствие всех этих факторов. Как, кстати, и плановая экономика, или любое их сочетание. Этим текстом собираюсь открыть серию постов для обсуждения внутренних экономических факторов, определяющих эту нестабильность. В ней я с вами также поделюсь недавно озарившим меня решением того, что же нужно для того, чтобы обеспечить экономическую стабильность.

Экономика во многом определяется тем, на основе каких форм собственности она построена. В современной российской экономике основными формами собственности являются частная и государственная. Приглядимся к ним повнимательней.

Частная собственность принадлежит одному человеку, который принимает все решения относительно неё - о купле и продаже, обмене, дарении, использовании и даже уничтожении. Экономика, построенная ТОЛЬКО на частной собственности, НИКОГДА не сможет быть устойчивой и прогнозируемой. Поведение множества людей, каждый из которых сам по себе принимает решения, априори непредсказуемо. Да, изменяться такая экономика будет быстрей всех прочих возможных, но нельзя это отождествлять с развитием, поскольку не всякое изменение есть развитие. Чистая рыночная экономика - это скорее экономика броуновского движения, а не развития. Некоторые её сторонники именно это её свойство выдают за стабильность, потому что так она может выглядеть на обобщённых графиках, но это некорректно. Есть ли разница человеку, потерявшему дом, потерял ли он дом из-за того, что рухнул его личный бизнес, или из-за того, что рухнула вся экономика страны? Могут быть разные нюансы в обоих случаях, но в целом это одна и та же ситуация: потерянный дом. В чистой рыночной экономике постоянно часть людей выигрывает, а часть проигрывает, причём вероятность того, что взятый наугад (или каждый!) индивид однажды понесёт крупные для него экономические потери, стремится к единице (т.е. практически наверняка). По сути, это можно рассматривать как непрерывный кризис, растянувшийся во времени.

Поскольку люди в своей массе предпочитают развитие, а не топтание на месте, то чистой рыночной экономики нигде нет, а частная собственность во многих случаях регулируется и защищается государством. При этом полномочия о принятии решений относительно объекта собственности частично переходят государству. Если все такие полномочия переданы государству, то собственность становится государственной . Решения относительно такой собственности принимаются коллегиально - всеобщим голосованием или хотя бы голосованием полномочных представителей, за которых все голосовали. В этом случае решения принимаются так, чтобы улучшить «среднюю температуру по больнице», т.е. развитие поначалу имеется, но одновременно и одинаково для всех, что означает, что все движутся вперёд со скоростью самых медленных, тогда как те, кто развивает экономику быстрее других, могут подвергаться либо искусственному замедлению, либо коллективной эксплуатации, т.е. весь «избыточный» прирост перераспределяется отстающим. Это снижает их мотивацию к эффективности и стимулы к труду. Такое развитие имеет тенденцию замедляться вплоть до застоя, после которого со временем всё равно наступает кризис - даже более концентрированный во времени и пространстве, более массовый и явный, чем рыночный. Собственно, те кризисы, про которые обычно говорят, имеют такую природу, т.е. так или иначе являются следствием государственного вмешательства, но чаще всего это вмешательство осуществлялось для борьбы с мелкими локальными кризисами, возникающими из-за частного управления, так что государство просто оказывается крайним виноватым. Важно отметить, что застой - это не есть стабильность, а ситуация, когда некоторые отслеживаемые статистические параметры удерживаются на приемлемом уровне ценой спада других, столь же важных и значимых, но официально не отслеживаемых статистически. Т.е. красивая картинка при плохом состоянии дел. Решения, принимаемые неквалифицированным большинством почти так же непредсказуемы, как и решения индивидуумов, и сильно зависят от качества поставляемой статистической информации, от честности СМИ.

Основная польза от такой формы собственности - выравнивание имущественных различий для достижения социальной стабильности , даже ценой снижения экономической эффективности и повышения риска экономической нестабильности. Снижение экономической эффективности происходит, во-первых, потому что максимизация этой эффективности и не является основной целью, коль скоро на решения сильно влияют социальные факторы, а во-вторых, поскольку решения очень масштабные, а при этом невозможна тонкая регулировка. Выравнивание неизбежно означает, что кто-то получит больше поддержки, чем ему на самом деле нужно (но он, конечно, не признается, ведь частник стремится максимизировать индивидуальную полезность, для него нет понятия «слишком много»), а кто-то получит слишком мало. Выдавать ли материнский капитал обеспеченным семьям? Да, всем поровну! Платить ли пенсии работающим и обеспеченным пенсионерам? Да, всем поровну! «Ручное управление» может позволить решить часть наиболее острых вопросов, но всегда ценой социальной стабильности, т.к. приносятся в жертву коллегиальность и равенство.

На практике эти формы собственности часто бывают смешанными или юридически модифицированными. Например, государственные средства могут распределяться коллегиально только на этапе формирования годового бюджета, а далее решения принимаются единолично, например министрами. Эта двойственность - собственность государственная, а решения по ней принимаются единолично, словно она частная - и порождает возможности для коррупции . Уже получил распространение, казалось бы нелепый, термин «частно-государственная» собственность в применении к государственным корпорациям. Они государственные по способу приобретения и де-юре, но по способу управления и де-факто они частные. По сути, практически вся государственная недвижимость является именно такой «частно-государственной», что позволяет единоличными решениями проводить её приватизацию и превращать её в полностью частную. Проблема в том, что причина не только в юридических законах, как это, похоже, видится Навальному, но и экономическая. Это становится возможным потому, что на самом деле государственная форма собственности действительно мало пригодна для управления такими объектами в нынешних условиях. Чтобы быть де-факто государственной, она должна управляться всеобщими решениями, а это самый медленный и неквалифицированный способ принимать решения. Таким способом можно принимать правила, например: в каждом городе должно быть столько-то фонарей на кв. км., дающих такую-то степень освещённости в такое-то время суток. Один раз решили, а потом только смотрим статистику выполнения. Такой метод применим для управления плановым массовым производством однотипных стандартизированных товаров гарантированного спроса: «...столько-то тонн чугуна и стали на душу населения в год...», качество прописано в таком-то ГОСТе. Но если разновидностей товаров какой-то категории нужно населению больше, то для такой отрасли государственное управление не будет эффективным, т.к. либо утонет в огромном числе ГОСТов, либо не будет производить достаточный ассортимент товаров. Также этот метод слаб при торговле в рыночных условиях. Частник может гибко менять цены, тогда как государство их устанавливает централизованно раз в год или в другой период, что означает, что оно почти всегда будет проигрывать. Собственно, именно это обстоятельство, скорее всего, является глубинной экономической причиной превращения государственной собственности в «частно-государственную». Государственное управление может обеспечить производство нефти и газа по ГОСТам, но для установления цен на них в рыночных условиях нужны единоличные решения. А если собственность управляется единоличными решениями, то это уже де-факто не государственная собственность.

Для решения этой дилеммы выработан механизм, при котором государство получает фиксированные выплаты, а корпорация - всё остальное, если оно будет, т.е. частник берёт на себя риски. Есть механизм государственных контрактов, могущих работать по принципу аукциона: кто предложит цену лучше. Возможно, коррупцию можно было бы побороть, сделав корпорацию полностью государственной, управляемой только открытыми коллегиальными решениями и продающей продукцию по фиксированной цене, устанавливаемой на год, тогда как частные посредники перепродавали бы на свой страх и риск по рыночным ценам, что позволило бы избежать чрезмерного воздействия на государственную корпорацию единоличных решений. Но при этом, разумеется, государству пришлось бы смириться с тем, что такие частники работали бы с прибылью, т.е. перепродавали бы его продукцию дороже, чем купили. Сейчас это для государства выглядит преступлением, хотя фактически это, вероятно, единственное устойчивое решение задачи.

Государство никогда не сможет торговать в рыночной экономике так же эффективно, как частник, хотя бы из-за меньшей скорости принятия решений. Оговорка про рыночную экономику здесь сделана, чтобы отсеять случаи вроде войн, когда частник не может торговать потому, что это опасно для жизни, а государство имеет армию и может торговать, т.е. присутствует мощный фактор влияния неэкономической природы. Государственное управление - самое низкоприбыльное из всех экономически возможных, в противном случае все другие просто не понадобились бы и не возникли бы. Невозможно придумать какие-то такие волшебные правила, чтобы все могли одинаково действовать и при этом одновременно и равномерно богатеть быстрее, чем если бы они объединялись в группы профессионалов, используя эффекты командной синергии, или работали бы каждый на себя в максимум своих усилий в той области, где имеют наилучшие способности. Для разных типов задач лучше подходят различные формы собственности. Там, где нужна локальная максимизация прибыли, лучше подойдёт частная собственность. Государственная собственность лучше работает там, где нужно перераспределение между многими, для имущественного выравнивания, а не обмен между двумя сторонами для максимизации взаимной выгоды. Бытует мнение, что государственное экономическое управление может быть более эффективным за счёт масштаба, что верно вовсе не для всех отраслей, в силу того, что говорилось выше про неэффективность из-за выравнивания и малого ассортимента.

Это не единственный механизм превращения государственной собственности в де-факто частную. Подтасовки на выборах, политические блоки, взятки, лоббирование и т.п. также являются формами частного влияния на государственные решения в лично-корыстных целях. В последние годы общественность стала больше обращать на это внимание и контролировать соблюдение законов, что очень полезно для страны. Насколько можно судить, эти явления, в основном, не экономической природы, а политической, поэтому здесь их не рассматриваем, хотя, конечно, важно их тоже иметь в виду.

Целью курсовой работы является рассмотрение сущности, структуры, видов и форм таких экономических явлений как безработица, инфляция, экономический цикл. Будет сделана попытка исследования методологических основ регулирования отношений занятости и инфляции, а также проведён анализ проблемы занятости, безработицы и инфляции в Российской Федерации. То есть проблема макроэкономической нестабильности будет раскрыта на примере двух проявлений: безработицы и инфляции, т.к. большинством экономистов эти показатели признаются наиболее яркой формой проявления макроэкономической нестабильности.

Введение 3
1. Что такое макроэкономическая нестабильность и как она проявляется? 5
1.1. Сущность понятия макроэкономической нестабильности 5
1.2. Основные формы проявления макроэкономической нестабильности 6
1.3 Экономический цикл: основные макроэкономические показатели и 8
потенциальный ВНП
2. Безработица 12
2.1. Сущность безработицы 12
2.2. Виды безработицы 14
2.3. Безработица в России и динамика ее уровня 17
3. Инфляция 20
3.1 Причины возникновения инфляции 20
3.2. Измерение и показатели инфляции 24
3.3 Виды инфляции 25
3.4. Механизм влияния инфляции на экономику 27
3.5. Инфляция в России 29
4. Взаимосвязь инфляции и безработицы: общая постановка проблемы 31
Заключение 33
Список литературы 36

Работа содержит 1 файл

АОНО ВПО «Институт менеджмента, маркетинга и финансов»

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Экономическая теория»

Тема 44: Макроэкономическая нестабильность и особенности ее проявления в экономике РФ

Выполнил: студент гр. МА-114 Т.Н. Мещерякова

Руководитель: Е.А. Святодух

Оценка:

Дата:

ВОРОНЕЖ 2012

Введение 3

1. Что такое макроэкономическая нестабильность и как она проявляется? 5

1.1. Сущность понятия макроэкономической нестабильности 5

1.2. Основные формы проявления макроэкономической нестабильности 6

1.3 Экономический цикл: основные макроэкономические показатели и 8

Потенциальный ВНП

2. Безработица 12

2.1. Сущность безработицы 12

2.2. Виды безработицы 14

2.3. Безработица в России и динамика ее уровня 17

3. Инфляция 20

3.1 Причины возникновения инфляции 20

3.2. Измерение и показатели инфляции 24

3.3 Виды инфляции 25

3.4. Механизм влияния инфляции на экономику 27

3.5. Инфляция в России 29

4. Взаимосвязь инфляции и безработицы: общая постановка проблемы 31

Заключение 33

Список литературы 36

Введение

Известно, что любое общество развивается неравномерно. Каждой ступени развития свойственны прогресс - процветание или регресс - кризис. В экономической жизни общества эти понятия можно сравнить с явлением макроэкономического равновесия или макроэкономической нестабильности.

В идеальной экономике реальный ВНП рос бы быстрыми устойчивыми темпами. Кроме того, уровень цен, измеренный с помощью дефлятора цен или индекса потребительских цен, оставался бы неизменным или повышался весьма медленно. В результате безработица и инфляция были бы незначительными. Но опыт наглядно показывает, что полная занятость и стабильный уровень цен не достигаются автоматически.

Наше общество стремится к экономическому росту, а также к полной занятости и устойчивому уровню цен наряду с другими, менее поддающимися расчётам целями.

К сожалению, для Российской Федерации характерны проявления форм макроэкономической нестабильности в очень выраженном виде. Кроме того, в России в настоящее время многие проблемы занятости носят завуалированный, скрытый характер. Наряду с обеспечением полной занятости поддержание стабильности цен принадлежит к числу важнейших целей национальной экономики. Инфляция, также как и безработица, имеет серьёзные негативные экономические и социальные последствия.

Безработица и инфляция (как основные показатели макроэкономической нестабильности) существовали, существуют и будут существовать, так как экономическая система любого государства не может всегда функционировать безупречно. Всегда будет существовать жёсткость заработной платы, мешающая понизить уровень заработной платы до точки равновесия и тем самым порождающая безработицу ожидания, время от времени для государств будет характерно нарушение равновесия между денежной массой и товарным покрытием и т.д. Таким образом, очевидно, что актуальность темы исследования продиктована теоретическими и практическими обстоятельствами.

Целью курсовой работы является рассмотрение сущности, структуры, видов и форм таких экономических явлений как безработица, инфляция, экономический цикл. Будет сделана попытка исследования методологических основ регулирования отношений занятости и инфляции, а также проведён анализ проблемы занятости, безработицы и инфляции в Российской Федерации. То есть проблема макроэкономической нестабильности будет раскрыта на примере двух проявлений: безработицы и инфляции, т.к. большинством экономистов эти показатели признаются наиболее яркой формой проявления макроэкономической нестабильности.

1. Что такое макроэкономическая нестабильность и как она проявляется?

1.1. Сущность понятие макроэкономической нестабильности.

Для раскрытия сущности понятия «макроэкономическая нестабильность», на мой взгляд, необходимо иметь чёткое представление о состоянии макроэкономического равновесия.

Макроэкономическое равновесие означает такой вариант выбора в экономике, который бы устраивал всех субъектов экономической деятельности. Оптимальный выбор в экономике предлагает сбалансированность способа использования ограниченных производственных ресурсов и их распределение между членами общества, то есть сбалансированность производства, потребления и использования ресурсов, спроса и предложения, факторов производства и его результатов, материально-вещественных потоков.

Идеальным равновесием будет стабильное использование экономического потенциала трудовых ресурсов при оптимальной реализации их интересов во всех структурных элементах народного хозяйства. Выявление нарушений и отклонений от идеальной модели даёт возможность находить пути и способы их устранения. Кроме идеального и фактического равновесия различают частичное равновесие, то есть равновесие на отдельных рынках товаров, и общее, представляющее собой единую взаимосвязанную систему частичных равновесий.

Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод, что теория общего экономического равновесия объясняет процесс согласования планов хозяйствующих субъектов при определённых производственных возможностях и потребительских предпочтениях. Указанная теория является статической, так как её цель – определение условий, обеспечивающих равенство спроса и предложения одновременно на всех рынках.

Для раскрытия понятия « макроэкономическая нестабильность» необходимо ознакомиться с основными формами её проявления.

1.2. Основные формы проявления макроэкономической нестабильности.

Основными формами проявления макроэкономической нестабильности являются:

Цикличность макроэкономического развития, которая представляет собой периодическую нестабильность в тенденции долговременного экономического роста;

Инфляция, которая тормозит научно-технический прогресс, дезориентирует вложение капитала, сдерживает инвестиционные процессы;

Несовершенство системы налогообложения, в результате чего наступает сокращение совокупных доходов;

Недальновидные действия государства в области социальной политики, необоснованное расширение социальных программ;

Безработица, в результате которой снижаются доходы населения, что, в свою очередь, сокращает сбережения и т.д.

Рассмотрим вышеперечисленные формы макроэкономической нестабильности.

Цикличность макроэкономического развития.

Вообще, кризис представляет собой резкое сокращение объёмов производства, частичное разрушение производительных сил, перепроизводство товаров, банкротство многих предприятий, рост безработицы, падение заработной платы, резкое удорожание кредита и падение его объёмов.

Как уже было сказано, общество развивается неравномерно, через спады и подъёмы. Колебательная экономическая динамика наблюдается уже в течение 170 лет. Первые экономические кризисы датируются 1821 годом в Англии и 1840 годом в Германии. С тех пор они повторялись каждые 7–12 лет. Кризис 1873 года явился первым в истории циклов мировым экономическим кризисом. Причинами цикличности являются периодические истощения автономных инвестиций, ослабление эффекта мультипликации, колебания объёмов денежной массы, обновление «основных капитальных благ» и т.д.

Инфляция.

Инфляция – это повышение общего уровня цен. Это, конечно, не означает, что повышаются обязательно все цены. Даже в периоды довольно быстрого роста инфляции, некоторые цены могут оставаться относительно стабильными, а другие падать. Одно из главных больных мест инфляции – это то, что цены имеют тенденцию подниматься очень неравномерно. Одни подскакивают, другие поднимаются более умеренно, а третьи вовсе не поднимаются.

Налогообложение.

Государство не может существовать без налогов. Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц с целью удовлетворения общественных потребностей. Закреплённая законодательно совокупность налогов, платежей, принципов их построения и способов взимания образует налоговую систему.

Налоги служат не только главным источником пополнения государственных доходов, но и одним из основных рычагов воздействия государства на рыночную экономику. Поэтому создание эффективной системы налогообложения является одной из важнейших задач любой страны.

Безработица.

Безработица – весьма распространённое явление не только в странах, вступивших на путь рыночных реформ, но и во многих странах с рыночной экономикой, особенно в Западной Европе, где она довольно высока и превышает 10% трудоспособного населения.

Явление безработицы в стране характеризует степень эффективности занятости населения, поскольку свидетельствует о наличии части трудовых ресурсов – желающих, активно ищущих место приложения своих способностей, но на определённом этапе безрезультатно. Безработица, как официальное явление, была признана в Российской Федерации в 1991 году, после принятия Федерального Закона № 1032-1 от 19 апреля 1991 года «О занятости населения в РФ», где были определены категории граждан, которые признаются безработными.

Таким образом, можно сделать вывод, что все вышеперечисленные формы проявления макроэкономической нестабильности являются очень важным фактором, влияющим на экономический климат государства, поэтому каждая из этих форм проявления макроэкономической нестабильности нуждается в более подробном описании, изучении. Но, исходя из того, что самыми важными формами проявления макроэкономической нестабильности являются инфляция и безработица (о чём уже было упомянуто), в дальнейшем будет более подробно исследованы только эти формы проявления макроэкономической нестабильности, однако сначала уделим внимание такому понятию, как цикличность развития макроэкономики страны.

Рынок не всегда стабилен. Периоды нестабильности чреваты инфляцией, безработицей, другими тяжелыми социальными последствиями. В то же время нестабильность может быть на руку части компаний. Сам рынок, конечно, постепенно стабилизируется, но на это может уйти довольно много времени. Государство не может полностью устранить рыночные колебания, но в состоянии их сгладить, снизить социальную напряженность.

В развитии экономики государство призвано корректировать те недостатки, которые присущи рыночному механизму.

III. Незаинтересованность рынка в решении социальных и глобальных проблем .

Рынок не станет заниматься социальными проблемами, так как это не приносит никакой выгоды. Только государство может за счет налогов выплачивать пособия, пенсии и т.д.

Рынок не способствует сохранению не воспроизводимых ресурсов, защиты окружающей среды, не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству (рыбные богатства океана). Рынок всегда был ориентирован на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги.

Всегда существовали такие виды производства, которые «отторгает» рыночный механизм. Прежде всего это производство с длительным сроком окупаемости капитала, без которых общество не может обойтись, а результаты которых нельзя соизмерить в денежной форме: фундаментальная наука, поддержание обороноспособности страны, охрана правопорядка, поддержание занятости населения на необходимом уровне, содержание нетрудоспособных, организация образования, здравоохранение, создание и поддержание нормального функционирования общеэкономической структуры (денежное обращение, таможенный контроль и др.).

Неравенство доходов и богатства порождается рыночным механиз­мом повсеместно и ежечасно. Сам этот механизм совершенно не наце­лен на преодоление слишком больших различий в благосостоянии граж­дан.

Изменить ситуацию можно лишь путем регулирования доходов и бо­гатства. Решить столь сложную задачу под силу только государству. Ведь это требует создания мощных систем перераспределения доходов и ре­ализации иных форм социальной политики в масштабах всей страны.

Таким образом, в условиях смешанной экономической системы государство берет на себя решение нескольких задач (рис. 1):

1) устранение последствий, порождаемых слабостями (несовершенством) рынка;

2) смягчение неравенства доходов и богатства за счет их частичного перераспределения.

Кроме того, необходимость государственного регулирования экономики обусловливается:

Обеспечением целостности территориального пространства хозяйствования;

Наличием естественных монополий;

Ограниченностью определенных ресурсов;

Созданием и поддержанием развитой инфраструктуры, особенно в условиях России;

Рисунок 1. Экономические функции государства

Обеспечением достоверности информации;

Обеспечением баланса экономических интересов субъектов хозяйствования;

§ правовым обеспечением функционирования рыночного механизма. Правовая защита производителей и потребителей является важнейшей функцией государства.

Прежде всего, должно быть обеспечено право собственности. Собственник, не уверенный в неприкосновенности своей собственности, будет опасаться ее отчуждения и не сможет использовать в полную силу творческий и материальный потенциал. Большое внимание обычно уделяется антимонопольному регулированию. Высчитывается возможность отдельных фирм диктовать свои цены на рынке и навязывать другие условия сделок, и определяются меры борьбы с этими явлениями.

В случае с естественными монополиями государство может прибегнуть к установлению/фиксированию цен на товары такого монополиста.

Государство также стремится предотвратить нечестные методы ведения конкурентной борьбы, так называемую разрушительную или деструктивную конкуренцию . Например, может быть введен запрет на демпинг , то есть продажу товара по бросовым ценам обычно с целью вытеснения соперников с рынка. После ухода с рынка конкурентов фирма, занимающаяся демпингом, увеличивает свою рыночную долю и поднимает цены для получения сверхприбыли.

Практически во всех государствах мира существуют законы, защищающие исключительные права (авторские, изобретательские), что тоже можно отнести к мерам обеспечения честной конкуренции. Доходы от произведений, изобретений должны получать их создатели. В России пока процветает нарушение авторских прав.

Очень важное значение имеют и законы, посвященные защите прав потребителей, так как их интересы и интересы предпринимателей далеко не всегда совпадают. Актуален вопрос защиты потребителей и в России.

Качество многих товаров, а также уровень обслуживания не всегда находится на высоком уровне;

§ тем, что не все отношения между людьми находятся в пределах рынка. Так, освоения дальнего космоса, мирового океана требуют очень больших затрат, но они находятся за пределами рынка и регулируются государствами.

Государственное регулирование экономики представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государ­ственными учреждениями с целью приспособления существующей со­циально-экономической системы к изменяющимся условиям хозяйство­вания.

Другими словами государственное регулиро­вание экономики – это целенаправленный координирующий про­цесс управленческого воздействия правительства на отдельные сег­менты внутренних и внешнего рынков посредством микро- и мак­роэкономических регуляторов в целях достижения экономического роста и стабильности экономической системы.

К объектам регулирования относятся национальная и международная экономика, отдельные сектора, отрасли и регионы, где возникают проблемы, не разрешаемые посредством рыночных регуляторов.

Субъектами регулирования выступают центральные (федеральные), региональные и муниципальные органы управления.

В условиях рыночной экономики цикличность развития характеризуется экономической нестабильностью, которая проявляется в росте безработицы

Безработица как экономическое явление возникает вследствие саморегулирования рыночной экономики, охватывает определенную часть трудоспособного населения, временно не имеет возможности працюватиЗакон Украины"О зайнятис во населения"от 1 марта 1991 года признает безработными трудоспособных граждан в трудоспособном возрасте по причинам, не зависящим от них самих, не имеют заработка или трудового дохода, зарегистрированы в государственной службе занятости как лица, ищущие работу. Они способны к труду и готовы работать, но эта служба не обеспечивает надлежащей работой, то есть таким рабочим местом, которому соответствуют пр офесийна подготовка гражданина, его стаж и опыт, возраст и транспортная доступностьть.

Статус безработного гражданин Украины получает в случае, если с ним прекращено трудовой договор в связи с производственными изменениями и он в течение ближайших 10 дней зарегистрировался в службе занятости. На пер рши три месяца за рабочим сохраняется среднемесячная заработная плата, чтобы он мог заниматься поиском нового рабочего места. Если рабочий не нашел этот срок надлежащей работы, а служб а занятости также ничего ему не предложила, он получает статус безработного. В Украине помощь по безработице выплачивают с одиннадцатого дня после регистрации гражданина в государственной службе занятости и, но не более 12 месяцев в течение следующих трех лет, а для лиц предпенсионного возраста - 18 месяцев. Размер пособия гарантируется не менее 50% средней заработной платы по предыдущему месту рабо ты, но не ниже установленной законодательством минимальной заработной платы. Граждане, которые ищут работу впервые или после перерыва более одного года, получают пособие в размере не ниже 75% минимального ной заработной платплати.

Причинами безработицы могут быть следующие явления:

1) темпы роста народонаселения превосходят темпы роста производства (Т. Мальтус, XVIII в);

2) относительное отставание спроса на труд от темпов накопления капитала, роста технической и органической построения капитала (К. Маркс, XIX в);

3) в условиях несовершенной конкуренции на рынке труда происходит повышение цены и сокращение спроса на труд (А. Пигу, 1923);

4) с ростом доходов люди склонны увеличивать свое потребление, но не в той мере, в какой растет доход; склонность населения к потреблению снижается, а к сбережению растет (Дж. Кейнс, 1936);

5) циклическое развитие экономики на стадии экономического кризиса, спада производства приводит к уменьшению совокупного спроса на товары и услуги, к снижению уровня занятости трудоспособного населения;

6) развитие научно-технического прогресса предопределяет структурные сдвиги в экономике, возникновение новых отраслей, требующих квалифицированных рабочих и больше времени на профессиональную подготовку и переподъема дготовку работников старых отраслей народного хозяйства

7) сезонные изменения в уровнях производства снижают спрос на труд в сельском хозяйстве, строительстве и др.;

8) рост населения трудоспособного возраста, молодежи, увеличивает предложение труда;

9) экономическая политика правительства по увеличению минимального размера заработной платы приводит к росту издержек производства и снижение спроса на работников

Специалисты классифицируют безработицы по причинам его существования:

1. Фрикционная безработица связана с постоянным движением, поисками или ожиданием работы населением в результате смены места жительства, профессии, из-за рождения ребенка и уход за ним. Такая безработица имеет п естественный характер и не должно быть слишком продолжалисьим.

2 структурных безработица возникает под влиянием научно-технического прогресса и охватывает тех работников, чей труд не может быть использована на новых рабочих местах и??требующие определенного времени для дополнительной ного обучения и переподготовкии.

3. Циклическая безработица обусловлено дефицитом спроса в период экономического кризиса, спада производства и стагнации

4. СЕЗОННЫЕ безработицы касается работников, занятых только в определенные времена года

5. Институциональное безработица возникает как следствие низкой эффективности работы организационных структур рынка труда, государственных служб занятости (отсутствие информации о свободных рабочих местах, условия труда т т.д.).

6. Скрытая безработица существует в условиях неполного использования ресурсов предприятия, при этом работники вынуждены работать сокращенный рабочий день, переходить на временную работу или идти в дополнительную нео оплачиваемый отпуску.

7. Добровольное безработицы создают отдельные люди, которые не хотят работать и за длительный чает потеряли эту возможность и связи с трудовой жизнью

8. Естественная безработица постоянно имеет место в условиях экономического равновесия между спросом на труд и предложением рабочих мест. Оно равно сумме уровней фрикционной и структурной безработицы. Уровень естественно ого безработицы не должен превышать 4-5% занятого населения. Содержание и значение естественной безработицы в современных условиях развитых стран определили представители монетаристской модели рынка труда - ам ериканськи экономисты, лауреаты. Нобелевской премии. М. Фридмен (1976 г),. ФА. Хайек (1974) и и4) та ін.

Безработица как фактор экономической нестабильности вызывает определенные негативные последствия, которые следует учитывать, чтобы выработать эффективную систему мер по регулированию развития этого явления. Государство примут ать мероприятий по снижению уровня негативных последствий безработицыя.

Безработица порождает убытки в производстве. А. Оукен открыл математическую зависимость между уровнем безработицы и объемом. ВНП: если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на 1%, отставание обся ягу. ВНП составляет 2-2,55%.

Безработица снижает покупательский спрос, сбережения населения, инвестиционный спрос, количество рабочих мест и значительно уменьшает объем производства. Безработные теряют свои профессиональные навыки к труду, не егативно сказывается на спросе. Безработица снижает жизненный уровень населения, является фактором, способствующим росту социального напряжения в обществе, увеличению преступленииів.

Государство и правительство регулируют уровень безработицы, разрабатывают программы обеспечения эффективной занятости трудоспособного населения, устраняют причины существования этого явления

примеру, государство принимает следующие меры: ограничивает рождаемость, уровень заработной платы, расходы на социальные нужды населения, дефицит бюджета, уменьшает продолжительность рабочего времени, т.е. использует п политику неполной занятости, увеличивает учетную процентную ставку; организует систему учреждений, в которых проходят переподготовку и повышение квалификации рабочие, которые временно не работают, разрабатывает программы борьбы с маргинализма и преступностью и и.

Безработица имеет взаимосвязь с инфляцией. Английский экономист. О. Филипс (50-е годы XX века) обнаружил нелинейную зависимость между динамикой номинальной заработной платы и уровнем безработицы: увеличение уровня безработицы сопровождается уменьшением уровня инфляции и наоборот. Осведомленность относительно этой зависимости позволяет государству выбрать определенную экономическую политику: либо увеличивать заработную плату и безработицы или стабильные цены и заработную плату в условиях стабилизации уровня безработицыіття.

Динамика уровня безработицы в современных условиях развития экономики в Украине имеет специфические особенности: во-первых, среди форм безработицы преобладает скрытая безработица, во-вторых, в экономике одновременно возр тает безработицы и уровень цен, происходит спад производства, то есть имеет место стагфляция, в-третьих, наблюдаются сдвиги в социально-профессиональной и половозрастной структуре безработных (специалисты управленцы, молодежь.

Экономическая нестабильность также сопровождается инфляционными процессами