Государственный долг. Управление внешним и внутренним долгом

Государственный долг - это обязательства страны перед кредиторами. Ими могут выступать юридические лица и граждане, зарубежные державы, международные организации.

Структура государственного долга

Обязательства страны могут возникать из правоотношений с организациями и лицами, осуществляющими деятельность в пределах ее территории. Такой государственный долг считается внутренним. Он представлен в виде рублевых обязательств перед резидентами. Внешний государственный долг - займы в иностранной валюте у нерезидентов.

Формы обязательств

Российский государственный долг представлен в виде:

  1. Кредитных договоров с финансовыми (в том числе международными) организациями, зарубежными державами. Они заключаются от имени РФ.
  2. Ценных бумаг. Они также выпускаются от имени РФ.
  3. Переоформления кредитных обязательств, принятых третьими лицами.
  4. Договоров о предоставлении госгарантий.

Внутренние займы могут быть в виде:


Государственный долг России может быть:

  • Долгосрочным - на 5-30 лет.
  • Среднесрочным - на 1-5 л.
  • Краткосрочным - до года.

Погашение обязательств осуществляются в срок, установленный условиями займа. Однако этот период не должен быть больше 30 лет. Государственный долг России обеспечивается федеральной собственностью.

Управление обязательствами

РФ не отвечает по долгам субъектов и муниципальных образований страны, если они не были обеспечены гарантиями от федерального правительства. Максимальные объемы займов устанавливаются в соответствии с Законом о бюджете на предстоящий год. По ст. 106 БК, внешний государственный долг не может превышать предел объема платежей в год по его обслуживанию и погашению. В Законе о бюджете на предстоящий период утверждается программа по заимствованиям. В ней представлен перечень внешних кредитов с указанием источников, цели, срока погашения и общего их объема. В этой программе оговариваются все госгарантии и займы, размер которых больше суммы, эквивалентной 10 млн долл. Порядок, условия выдачи (выпуска) и размещения обязательств устанавливаются правительством.

Решение об эмиссии

Этот акт принимается правительством в соответствии с максимальными объемами бюджетного дефицита и госдолга, которые установлены в Программе по внутренним заимствованиям и Законе о бюджете. В решении об эмиссии бумаг отражаются данные об эмитенте, объемах и условиях процедуры.

Гарантии

Такой государственный долг - это способ обеспечения, предполагающий письменное обязательство. В рамках него гарант отвечает за исполнение лицом, получившим заем, условий его договора с третьими лицами. В Законе о бюджете на следующий период устанавливается предельная величина суммы гарантий. Если она выражена в рублях, то включается во внутренний государственный долг. Сумма может быть и в инвалюте. В этом случае она относится к внешнему долгу.

Важный момент

Согласно ст. 118 БК, бюджетные учреждения не наделены правом брать займы у кредитных институтов. Однако они могут получать ссуды. В качестве источников таких займов выступают внебюджетные (государственные) фонды и бюджеты. Казначейство ответственно за ведение реестра ссуд унитарных предприятий.

Документирование

В административном аппарате предусмотрен институт, который контролирует государственный долг, - это Минфин. В соответствующие книги вносится информация об объеме обязательств. Документируется региональный, муниципальный и государственный долг РФ по эмитированным бумагам. Необходимые сведения вносятся в Книгу займов в срок, который не больше трех дней с даты появления обязательства.

Основные инструменты

Существует несколько способов изменить условия, по которым выплачивается государственный долг. Это:


Предпосылки возникновения

Государственный долг - это последствие объективной необходимости привлечь дополнительные источники финансирования расходов в стране и бюджетного дефицита. Для этого в первую очередь мобилизуются собственные средства. Если эти источники исчерпаны, появляется необходимость заимствования у международных организаций и других стран. Внешний долг может предоставляться в виде безвозмездного финансирования либо в качестве возвратного кредитования. Привлечение средств осуществляется в двух направлениях: частном и государственном в зависимости от источников.

Система обслуживания

Она предполагает определенную схему, по которой погашается государственный долг. Это осуществляется в несколько этапов:

  • Выплата процентов.
  • Погашение основной суммы.
  • Рефинансирование при необходимости.

К примеру, условный государственный долг РФ - 100 тыс. ед. При ставке в 20% и сроком выплаты на 4 года при однолетнем льготном периоде (когда погашаются только проценты) к указанной сумме следует прибавить 80 тыс. Даже при такой простой схеме непосредственное управление госдолгом представляет определенную сложность. В этой связи в систему обслуживания включаются:


Обслуживание внутренних государственных займов РФ осуществляется Центробанком и его подразделениями, если другое не установлено Постановлением Правительства. Оно выполняется посредством операций, направленных на размещение обязательств, их погашение и выплату доходов по ним в форме процентов либо в ином виде. Контроль над состоянием госдолга осуществляется исполнительными и законодательными органами власти.

Заключение

В 1985 году внешний долг Советского Союза был 22.5 млрд долл. К 1991-му он увеличился до 65 млрд. На 1 января 2003-го внешний госдолг РФ (вместе с займами СССР) составил 124.5 млрд долл. По расчетам, для полного его погашения в течение тридцати лет требовалось выплатить не меньше 300 млрд долл. Для обеспечения собственных внешнеэкономических и внешнеполитических интересов в России предусмотрено предоставление займов зарубежным государствам. Программа такого кредитования утверждается в Законе о федеральном бюджете на будущий финансовый период. В ней присутствует перечень займов, указываются цели их предоставления, суммы и получатели средств. Все договоры, которые касаются реструктуризации кредитов либо списания задолженности зарубежных стран перед РФ должны ратифицироваться в Госдуме.

В научной литературе государственный долг определяется сложившейся к данной дате суммой дефицита федерального бюджета за вычетом положительного сальдо (профицита) этого бюджета. На практике, госдолгом считаются долговые обязательства России перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ .

В Бюджетном кодексе даны следующие определения: внешний долг - обязательства, возникающие в иностранной валюте; внутренний долг - обязательства, возникающие в валюте России. Следующая формулировка в большей степени соответствует принятым в международной практике определениям внешнего долга: "Государственными внешними заимствованиями Российской Федерации являются привлекаемые из иностранных источников (иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций) кредиты (займы), по которым возникают государственные финансовые обязательства Российской Федерации как заемщика финансовых средств или гаранта погашения таких кредитов (займов) другими заемщиками. Государственные внешние заимствования Российской Федерации формируют государственный внешний долг РФ".

Внешний долг возникает и при переливе капитала из одной страны в другую. Капитал стремится туда, где устойчивы прибыли, ниже риски инвестиций. Речь идет о выпусках внешних ценных бумаг государства для нерезидентов. Для иностранных инвесторов такие вложения менее рискованны, чем приобретение корпоративных ценных бумаг. Но риск присутствует всегда. Так, в 1917г. в России были аннулированы долговые обязательства царского правительства.

При определении всего (внутреннего и внешнего) госдолга используется следующая терминология. Капитальный долг - это сумма выпущенных и непогашенных государством долговых обязательств и гарантированных им обязательств других лиц, включая начисленные проценты по этим обязательствам. Основной долг - это номинальная стоимость всех долговых обязательств государства и гарантированных им заимствований.

Согласно действующему законодательству, следует выделять государственный и общегосударственный долг. Последнее понятие более широкое и включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления республиками, входящими в состав Российской Федерации, местных органов власти.

Государственный долг РФ представляет собой долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и другими субъектами международного права.

Государственный долг РФ обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.

Долговые обязательства РФ подразделяются на краткосрочные (до одного года), среднесрочные (от одного года до пяти лет) и долгосрочные (от пяти до 30 лет). Они погашаются в сроки, определяемые конкретными условиями займа, и не могут превышать 30 лет.

Изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.

Государственный долг субъекта РФ -- это совокупность долговых обязательств субъекта РФ, обеспечиваемая всем находящимся в собственности субъекта РФ имуществом, составляющим его казну.

Структура современного внутреннего долга РФ состоит из:

  • · Облигаций федеральных займов с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД). Они имеют срок обращения 3 года и нулевой купон; могут быть в установленном порядке использованы на операции по погашению просроченной задолженности по налогам в федеральный бюджет, включая штрафы и пени, образовавшейся по состоянию на 1 июля 1998г. а также в целях оплаты участия в уставном капитале кредитных организаций;
  • · Облигаций федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФД) со сроками обращения 4 и 5 лет выпускаются двенадцатью равными траншами с начислением процентного дохода начиная с 19 августа 1998 г. Купонным доход по данным облигациям начисляется начиная с 19 августа 1998 г. Размер купонного дохода составил 30% годовых в первый год после 19 августа 1998 г., 25% годовых - во второй, 20% - в третий, 15% - в четвертый, далее - 10 % годовых. Начиная со второго купона, выплаты купонных доходов производятся каждые три месяца.
  • · Государственных краткосрочных облигаций (ГКО) со сроками обращения 3, 6 и 12 месяцев. Выпускаются на безбумажной основе в виде записей на счетах «депо». Облигации не имеют купонов. Размешаются на аукционах с дисконтом от номинала. Первый аукцион по размещению трехмесячных ГКО прошел в мае 1993 г. на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ);
  • · Облигаций государственного сберегательного займи (ОГСЗ) сроком обращения 1 год. Объем выпуска - 10 трлн. руб. - разбит на транши по 1 трлн. руб. Номинал - 100 и 500 тыс. рублей. Выпускаются в бланковом виде на предъявителя с набором из четырех купонов, выплачиваемых ежеквартально. Размер купона определяется по последней официально объявленной ставке купонного дохода по ОФЗ-ПК плюс премия, устанавливаемая Министерством финансов РФ;
  • · Облигаций государственного нерыночного займи (ОГНЗ); выпускаются в бездокументарной форме; доход выплачивается в виде процента от номинальной стоимости, которую устанавливает Министерство финансов РФ при выпуске облигаций, но не реже одного раза в год;
  • · Облигаций внутреннего валютного займа (ОВВЗ). Выпущены в 1993 г. в счет погашения задолженности Банка внешнеэкономической деятельности СССР перед юридическими лицами. Валюта займа - доллары США. Номинал облигации - 1, 10 и 100 тыс. долл. США. Первоначальный объем выпуска - 7885 млн. долл. Пятью сериями со сроками погашения 1 год, 3 года, 6, 10 и 15 лет. В 1996 г. были сделаны дополнительные эмиссии на 1550 млн. долл. и на 3500 млн. долл. Выпускаются в бланковом виде с набором купонов; купонная ставка - 3% годовых выплачивается один раз в год .

Экономическую ситуацию РФ серьезно осложнила проводившаяся в 1996-1998 гг. политика российских властей по управлению государственным долгом, направленная на замещение долговых инструментов, номинированных в рублях, внешними заимствованиями, потому что они были значительно дешевле внутренних. В результате внешний долг России вырос более чем вдвое.

Постоянный рост государственного долга неизбежно приводил к увеличению абсолютных и относительных расходов на его обслуживание. Процентные расходы возросли с менее чем 2% совокупных расходов федерального бюджета в 1992 г. до почти 35% в январе - июле 1998 г.

Таким образом, кризис конца XX века достаточно сильно повлиял на структуру государственного долга современной России.

Долговые обязательства субъекта РФ погашаются в сроки, которые определяются условиями заимствований и не могут превышать 30 лет.

В объем государственного долга субъектов РФ включаются:

  • 1) основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам субъектов РФ;
  • 2) объем основного долга по кредитам, полученным субъектом РФ;
  • 3) объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным субъектом РФ от бюджетов других уровней;
  • 4) объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным субъектом РФ (п. 4 ст. 99 БК РФ).

Государственный долг субъекта РФ должен погашаться в сроки, которые определяются условиями предоставления заимствований. Предельный срок погашения долговых обязательств субъекта РФ составляет 30 лет.

Муниципальный долг -- это совокупность долговых обязательств муниципального образования. Он полностью и без условий обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну.

В общий объем муниципального долга включаются:

  • 1) основная номинальная сумма долга по муниципальным ценным бумагам;
  • 2) объем основного долга по кредитам, полученным муниципальным образованием;
  • 3) объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным муниципальным образованием от бюджетов других уровней;
  • 4) объем обязательств по муниципальным гарантиям, предоставленным муниципальным образованием.

Долговые обязательства муниципального образования погашаются в сроки, которые определяются условиями заимствований. Предельный срок погашения долговых обязательств муниципального образования составляет 10 лет.

При возникновении финансового кризиса появляется необходимость реструктуризации долга.

Реструктуризация -- это погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований или принятием других долговых обязательств в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением других условий обслуживания и сроков погашения. Реструктуризация долга может осуществляться с частичным списанием или сокращением суммы основного долга.

Размеры и структура государственного внутреннего долга представлены в программе государственных внутренних заимствований Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований. Программа входит в число документов, представляемых одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год.


Внутренний долг - долг в национальной волюте. Предельный объем внутреннего долга утверждается законом о бюджете на соответствующий год.
Предельный объём может быть превышен, если это снижает расходы по обслуживанию госдолга.
В Законе О бюджете утверждается предельный объём заёмных средств, направленный Российской Федерацией субъектам РФ или муниципальном образовании на финансирование бюджета соответствующего уровня.
Для субъектов РФ этот предел не должен превышать 30% дохода бюджета на текущий, финансовый год без учёта финансовой помощи из бюджета, а для муниципальных образований он не должен превышать 15% доходов местного бюджета.
Предельный размер расходов на обслуживание госдолга не должен превышать 15% расхода бюджета соответствующего уровня, если эти расходы > 15%, то могут быть применены следующие санкции:
- ревизия бюджета,
- передача исполнения бюджета под контроль Министерства Финансов,
- иные меры.
Предельный объём внешнего государственного долга утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
Внешние долги включают четыре категории:
1 категория - долги перед банками западных стран под гарантии правительства или при условии их страхования в государственных структурах (Парижского круга).
2 категория долгов - долги Лондонского клуба, куда входят банкиры - кредиторы на неофициальной основе (долги частным банкам). Эти долги предоставлены без государственных гарантий.
3 категория - задолженность различным коммерческим структурам по фирменным кредитам связанным с поставкой товара и оплатой услуг.
4 категория - долги международным финансово-кредитным организациям: МВФ, МБРР, (международный банк реконструкции развития), ЕБРР (Европейский банк реконструкции и развития).
Кроме того, в структуру внешнего долга РФ включены долги бывшей Российской империи, принятые на себя Российской Федерацией.
Управление госдолгом - совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашения её займов, изменение условий уже выпущенных займов и определение условий выпуска новых государственных бумаг.
Управление государственным долгом осуществляется:
1. Изменением доходности займов,
2. Увеличение срока действия и изменения других условий выпуска займов,
3. Объединение нескольких займов в один,
4. Обмен облигаций по регрессивному соотношению, когда несколько старых обмениваются на одну новую,
5. Отсрочка погашения займа,
6. Аннулирование государственного долга (когда происходит смена государственной власти, или государство объявляет себя банкнотом),
7. Реструктуризация задолженности т.е. изменения структуры долга.
Эти формы относятся и к внутреннему и внешнему долгу.
Управление использованием внешнего долга осуществляется в трёх формах:
- финансовое размещение - финансирования инвестиционных проектов и развитие экономики.
- бюджетное использование, когда происходит финансирование текущих бюджетных расходов и дефицита гос. бюджета, в т.ч. обслуживания внешнего долга;
- смешанное бюджетно – финансовое размещение.
Управление погашением внешнего долга предусматривает использование различных источников погашения: бюджетных средств, золотовалютных ресурсов, новых заимствований и конвертации задолженности в акции предприятий.
В РФ в качестве источника погашения внешнего долга используются новые заимствования.
При управлении внешним долгом необходимо: а) оптимизировать его структуру по срокам, видам долга, по доходности; б) использовать проекты, финансируемые за счёт связанных кредитов; в) осуществлять конверсию долга: обмен на национальную валюту, выкуп долга с дисконтом, обмен на экспорт, обмен на собственность, обмен долга на долг;
г) управление внешними финансовыми активами: инвентаризация имущества РФ за рубежом, возврат долгов России и российского золота, создание АО на основе российского имущества, находящегося на территории иностранных государств с передачей контрольных пакетов федеральным государственным унитарным предприятиям для эффективного управления капиталом.

Еще по теме Государственный внутренний и внешний долг, управление государственным долгом.:

  1. 2. Внутренние и внешние государственные займы и особенности их правового регулирования Управление государственным долгом
  2. 3. Государственный долг РФ. Управление государственным долгом
  3. 12.4. Государственный долг (внутренний и внешний). Социально-экономические последствия бюджетногодефицита и государственного долга.Проблемы бюджетного дефицита и государственногодолга в Республике Беларусь

Если смотреть на эту тему с экономической стороны, то государства все разные, политика управления опять же у всех разная, где то встречается индивидуальные особенности. Это и понятно, потому что начиная от разниц с территориями стран, численностью населения и географического местоположение, экономическими отношениями с другими странами и размеры ежегодных бюджетов политический строй у всех разный.

Однако, несмотря на это финансовые системы отдельных стран имеют похожие черты существование, которые обобщают их. Одна вот такая основная типичная характеристика многих стран это наличие финансово-хозяйственной системы и присутствие внутренней государственной задолженности. Абсолютно во всех станах, где есть внутренняя государственная задолженность - это огромный ежегодный расходы, которые не могут быть тысячными миллионными, потому что финансовая политика всегда сталкивается с тем, что берет в , чтобы погасить этот внутренний долг с целью мобилизации денег. Внутренний государственный долг почти всегда заставляет государство братья кредит. Речь сейчас идет не только о нашей стране, государственный долг бюджетов многих государств ведут кредитную политику и это неизбежность. Такую картину можно было наблюдать даже из истории мирового финансового хозяйства. Многочисленные исторические факты свидетельствует, что государство уже с очень древних времен прибегает к помощи кредита, который является единственно правильным выходом из положения, чтобы стабилизировать ситуацию внутри страны.

Сущность государственного внутреннего долга

Сущность государственного внутреннего долга - это совокупность кредитно-финансовых отношений. Они возникают в связи с перемещением капитала из народа в и обратно. Благодаря государственному долгу ограничиваются налоговые поступления в государственный бюджет, растет наличности в обращении, как следствие государственное кредитования - это неизбежность которое оказывает благоприятное влияние на бюджетное равновесие.

РЕФЕРАТ

Государственный долг (внутренний и внешний) и пути его покрытия


1. Государственный долг, его виды


Государственный бюджет - ежегодная смета доходов и расходов государства, утверждаемая в форме государственного закона.

Расходная часть госбюджета включает:

.Расходы на содержание вооруженных сил и государственного аппарата (государственное управление, судебная власть, национальная оборона, обеспечение внутреннего правопорядка, международная деятельность);

.Финансирование хозяйства (промышленность, энергетика, транспорт, связь и т.д.) и социальной инфраструктуры (здравоохранения, образование, наука, культура, СМИ т.д.);

.Обслуживание задолженности (выплата процентов и основной суммы государственного долга);

.Пополнение государственных запасов и резервов.

Государственный долг - сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это время бюджетных излишков. Размер государственного долга выражается в национальной валюте или её эквиваленте в любой другой валюте.

Оценить бремя долга можно по следующим показателям:

·Долг/ВВП;

·Долг / Экспорт товаров и услуг;

·Сумма обслуживания долга/ВВП;

·Сумма обслуживания долга / Экспорт товаров и услуг;

·Долг / Численность населения страны.

Для более объективного сравнения государственная задолженность указывается в процентах от валового внутреннего продукта (ВВП).

Различают два вида долга:

Внутренний долг - долг государства своему населению - предприятиям и гражданам, владеющим ценными бумагами, выпущенными правительством.

В Российской Федерации включает в себя долговые обязательства Правительства РФ, выраженные в валюте РФ, перед юридическими и физическими лицами, если иное не установлено законодательными актами, обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ. Внутренний долг охватывает задолженности прошлых лет, вновь возникшие задолженности и долговые обязательства бывшего СССР в части, принятой на себя РФ.

Может иметь форму кредитов, государственных займов, осуществленных посредством выпуска ценных бумаг, других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ.

Внешний долг - долг иностранным государствам, организациям и отдельным лицам.

Может взиматься:

·правительством страны и субъектами федерации (руководством областей и городов);

·кредитно-финансовыми организациями (банками, фондами и т.п.);

·напрямую крупными предприятиями страны;

·у кредитно-финансовых организаций других стран.

В современной редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации, под внешним долгом понимаются все долги в иностранной валюте. Однако следует особо отметить, что зачастую такие долги могут передаваться регионам, в том числе в виде государственных программ. В данном случае долг подсчитывается при первичной передаче, чтобы избежать учёта одного заимствования повторно.


2. Пути покрытия государственного долга и его влияние на экономику

экономика государственный долг бюджет

Увеличение государственного долга имеет ряд отрицательных последствий. Этот долг составляет возрастающую часть ВНП, что уменьшает долю дохода, идущую на потребление и накопление. В бюджете выделяется все увеличивающаяся часть расходов для погашения процентов по внутреннему долгу (10-20% всех бюджетный затрат).

Широкая продажа государственных ценных бумаг предприятиям и населению неизбежно ведет к повышению процентных ставок и к увеличению удельного веса государства на рынке ссудных капиталов. В итоге возникает так называемый «эффект вытеснения». С рынка ценных бумаг уходят иные продавцы, которые не могут дать покупателям ценных бумаг более надежные инвестиции.

Государство не может безгранично увеличивать свой долг, так как при достижении определённого уровня, инвесторы и кредиторы начинают сомневаться в платежеспособности государства (пониженный бонитет). Оценка платежеспособности в свою очередь зависит от ставки рефинансирования и темпа экономического роста страны. То есть если ставка рефинансирования значительно ниже темпа роста ВВП, то возможны долгосрочные заимствования государства.

Для стран с высоким уровнем госдолга при новых заимствованиях повышаются не только процентные ставки по кредитам, но также уменьшается количество самих инвесторов, готовых предоставить свой капитал. Существует реальная опасность для страны с высокой задолженностью, попасть в замкнутый круг: с одной стороны - всё время растущие проценты по погашению существующей задолженности, а с другой стороны - всё более ограниченный доступ к финансовому рынку. Это может привести к потере платежеспособности и даже банкротству, особенно если долг в иностранной валюте.

Если государство имеет свою собственную национальную валюту, и его центральный банк в какой-то степени зависим от государства, то у правительства данного государства может возникнуть соблазн просто напечатать побольше денег и тем самым способствовать погашению своих долгов. Тем не менее, эти действия приводят к дальнейшей потере доверия и кредитоспособности и (за счет инфляции) к девальвации всех финансовых активов в этой валюте.

Значение государственного долга в экономике противоречиво: от «одно из самых страшных бедствий, которое когда-либо было изобретено человечеством» по мнению известного английского экономиста Давида Рикардо до оправдательного «повышенная задолженность стимулирует экономический рост» с точки зрения кейнсианства.

Мировая практика выработала следующие механизмы сокращения внешней задолженности:

.Выкуп долга - т.е. предоставление стране-должнику возможности выкупить свои долговые обязательства на вторичном рынке ценных бумаг причем по более низкой цене;

.Обмен долга на акционерный капитал(своп) - предоставление иностранным банкам возможности обменивать долговые обязательства данной страны на акции ее промышленных корпораций. Приэтом иностранный капитал получает долю в капитале данной страны, а ее внешняя задолженность уменьшается;

.Замена существующих долговых обязательств новыми обязательствами, возможно по более низкой ставке процента.

Беднейшим странам-должникам со стороны официальных кредиторов (членов Парижского клуба) предоставляются еще некоторые дополнительные льготы:

·Частичное аннулирование долга;

·Снижение ставок процента по обслуживанию долга;

·Продление сроков долговых обязательств.

3. Россия


Пик Российского государственного долга пришёлся на 1998 г. (146,4% ВВП). На 1 января 2000 г. внешний долг достиг 146 млрд долларов (а суммарный внешний и внутренний государственный долг составлял 84% ВВП). На начало 2007 государственный внешний долг был снижен до 52 млрд долларов (5% ВВП).

По данным Министерства финансов РФ внутренний долг составлял:


Использованные источники


1.Борисов Е.Ф. «Экономическая теория», 2-е издание, переработанное и дополненное. Москва, 2008 г.;

2.Максимова Е.В. «Макроэкономика». Москва, 2008;

.Максимова Е.В. Лекции по курсу «Экономическая теория». 2014 г.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.