Налоговая нагрузка по прибыли в. Формула расчёта налоговой нагрузки

Любой предприниматель, стремясь к увеличению своей прибыли, ощущает неизбежное налоговое бремя. Естественно стремление снизить расходы на уплату налогов, при этом важно не переходить грань, определенную законом. Тем не менее, и слишком низкой налоговая нагрузка быть не может, потому что в таком случае практически наверняка налицо нарушения налогового законодательства, на выявление которых может быть направлена плановая либо внеплановая .

Из каких компонентов состоит налоговая нагрузка, какова ее роль в предпринимательской деятельности, как вычислить ее на разных экономических уровнях, под силу ли предпринимателю сделать это самостоятельно – все эти вопросы обсуждаем ниже. Присоединяйтесь!

Абсолютная и относительная налоговая нагрузка

Понятие налоговой нагрузки используется для установления финансовых обязательств предпринимателя перед государством. Можно рассматривать ее как относительную или абсолютную величину.

Сумма, обременяющая предпринимателя из-за его обязанностей налогоплательщика, выраженная определенной цифрой, составляет абсолютную величину налоговой нагрузки.

Эту цифру необходимо знать предпринимателям, чтобы планировать соотношение расходов и доходов, оптимизировать бизнес, оценивать его прибыльность.

Налоговые органы трактуют налоговую нагрузку как меру, характеризующую средства, которые предприниматель выделяет из бизнеса на свои налоговые траты. Такой подход относителен, так как включает многие параметры, учитываемые ФНС.

Именно поэтому относительное обозначение налоговой нагрузки лучше позволяет проанализировать влияние налогового бремени на финансовое состояние предпринимателя и рентабельность его бизнеса.

Иногда налоговую нагрузку отождествляют с эффективной ставкой налога – процентом от фактической уплаты того или иного налога в общей налоговой базе. Когда речь идет о налоговой нагрузке по какому-то определенному налогу, допустимо применять это определение, что и делается в некоторых нормативных актах.

Государственные документы

Поскольку налоговая нагрузка занимает первое место среди критериев выбора «счастливчиков» для выездной налоговой проверки, документальное ее регламентирование относится прежде всего к документам, изданным ФНС. Отношения между плательщиками налогов и контролирующими органами регламентируют такие акты:

  • Приказ федеральной налоговой службы Российской Федерации «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 и его приложение № 3 – информационные данные, ежегодно пополняющиеся и обновляющиеся;
  • Письмо ФНС РФ «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 содержит формулу расчета налоговой нагрузки по различным видам налогов и особых налоговых режимов.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Вся эта информация содержится и на официальном сайте ФНС.

Кому и зачем это нужно

Определение, сколько денег уходит на налоги, является важным моментом, определяющим деятельность экономических субъектов на различных уровнях:

  • сами налогоплательщики – могут оценить эффективность своей деятельности, определить, насколько велик риск налоговой проверки, принять решение об оптимальном налоговом режиме, прогнозировать дальнейшие действия;
  • федеральная налоговая служба с помощью данных цифр проектирует свою контролирующую деятельность, а также имеет возможность влияния на модернизацию налоговой системы в целом;
  • Министерство финансов и другие экономические государственные структуры на основе показателей налоговой нагрузки изучают экономическую ситуацию на региональном и государственном уровнях, планируя и прогнозируя дальнейшую финансовую политику страны.

Какую именно нагрузку будем считать?

Упомянутые документы, помимо информационных сведений, могут дать предпринимателям возможность самостоятельного расчета налоговой нагрузки по специально разработанным формулам.

В первом документе (приказе ФНС) приведена общая формула, которая поможет в расчете совокупной налоговой нагрузки , то есть той доли средств, которые начислялись к уплате на основе налоговых деклараций, по отношению к сумме выручки, зафиксированной Госкомстатом (в отчете о доходах и прибылях).

ВАЖНО! В расчет такой нагрузки включается НДФЛ, а НДС – нет. При этом исключены из расчетов взносы во внебюджетные фонды, так как не все их курирует ФНС.

Второй документ (письмо ФНС) содержит несколько расчетных формул для разных налогов и тех или иных спецрежимов налогообложения.

Формула расчёта налоговой нагрузки

Совокупная нагрузка

вычисляется очень усреднено. Формула ее крайне проста: это частное налоговых отчислений и выручки. В уточненном варианте она может выглядеть так:

НН = СнОг х 100% / СВг – НДС,

– сумма налогов, уплаченная по данным отчета в налоговом году;
СВг – сумма выручки по бухгалтерским документам, соответствующих налоговому годичному периоду; в нее не включаются НДС и акцизы.
Данная методика разработана и рекомендована к применению Минфином РФ.

Нагрузка будет признана низкой и вызовет пристальное внимание налоговых органов, если вычисленный показатель будет меньше среднеотраслевых значений, ежегодно обновляемых на сайте ФНС.

К СВЕДЕНИЮ! Существуют и другие методики расчета налоговой нагрузки в совокупности, предложенные в различных экономических изданиях.

ПРИМЕР. Рассчитаем нагрузку условного ООО «Долгождан», занимающегося гостиничным бизнесом.

ФНС определил средний уровень нагрузки для такого вида бизнеса как 9%.

Выручка предприятия по данным финансового отчета за 2015 год составила 40 млн. руб. Налоговые декларации, поданные фирмой в этом году, показали следующие суммы налоговых отчислений:

  • НДС – 1, 1 млн. руб.;
  • налог на прибыль – 1,2 млн. руб.;
  • налог на имущество организаций – 520 тыс. руб.;
  • транспортный налог – 250 тыс. руб.

С заработных плат сотрудников был удержан НДФЛ на 750 тыс. руб. Страховые взносы, а также перечисления в Пенсионный фонд, для данного расчета значений не имеют.

: 1 100 000 + 1 200 000 + 520 000 + 250 000 + 750 000 = 2 625 000 руб. Делим на показатель прибыли: 2 625 000 / 40 000 000 = 0,065. Умножаем на 100%, получаем 6,5 %.

Вычисленный результат меньше среднего (9%), определенного ФНС для этой отрасли бизнеса. Поэтому ООО «Долгождан» будет включено в план выездных налоговых проверок, либо его сотрудники будут вызваны в налоговую для дачи пояснений.

Нагрузка по конкретному налогу

Чаще всего налоговую нагрузку вычисляют по НДС и налогу на прибыль.

Уровень нагрузки по налогу на прибыль

Органы ФНС насторожит, если он окажется ниже таких показателей:

  • для торговых предприятий – менее 1%;
  • для других организаций, в том числе занимающихся производством и подрядами – менее 3 %.

Ее вычисляют по такой формуле:

ННп = Нп / (Др + Двн),

где:
ННп ­ ­– налоговая нагрузка по налогу на прибыль;
Нп ­– налог на прибыль по итогам годовой декларации;
Др – доход от реализации, определенный по данным декларации по прибыли;
Двн – иные (внереализационные) доходы организации по данным той же декларации.
Полученный результат умножается на 100%.

Уровень налоговой нагрузки по НДС

ФНС признает низким уровень налоговой нагрузки по НДС, если за все четыре квартала отчетного года суммы налоговых вычетов по НДС составят 89% и более от полной суммы данного налога.

  1. Разделить сумму уплаченного НДС (ННДС) на показатели налоговой базы в соответствии с 3 разделом соответствующей декларации, ориентирующейся на состояние рынка РФ (НБрф):

    НН по НДС = ННДС / Нбрф

  2. Найти отношение суммы НДС по декларации (ННДС)к общей налоговой базе, включающей в себя как показатели рынка РФ, так и экспортного рынка (НБобщ):

    НН по НДС = ННДС / Нбобщ.

Нюансы налоговой нагрузки для разных типов предпринимателей

  1. ИП . Индивидуальный предприниматель должен рассчитать налоговую нагрузку по НДФЛ. Для этого нужно разделить показатель своей декларации на приведенный в декларации 3-НДФЛ.
  2. Плательщики УСН должны взять уровень своей нагрузки, начисленный в соответствии с декларацией, и разделить его на доход в соответствии с 3-НДФЛ.
  3. Предприниматели на ЕСХН делят,соответственно, показатели своего налога на сумму дохода по 3-НДФЛ–декларации.
  4. Те, кто выбрал ОСНО , суммируют НДС и налог на прибыль и находят отношение полученной суммы к общей выручке, отраженной в отчете о прибылях и убытках.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Если бизнесмен, кроме перечисленных, платит и другие налоги, например, земельный, на воду, имущество и т.д. (кроме НДФЛ), то все эти налоги будут участвовать в расчете совокупной нагрузки.

Если уровень налоговой нагрузки оказался низким, это еще не значит обязательных штрафных санкций: они могут быть назначены только по результатам проверки, риск которой в такой ситуации, естественно, возрастает.

Налоговая нагрузка – один из основных критериев, влияющий на решение налоговых органов о проведении выездной проверки . Чем ниже налоговая нагрузка, тем больше риск, что налогоплательщик будет включен налоговиками в план проверок . Более подробно о том, как рассчитать налоговую нагрузку предприятия самостоятельно, расскажем в нашей статье.

Налоговая нагрузка

В целом определить налоговую нагрузку можно, как процентное соотношение налогов, уплачиваемых налогоплательщиком, и его дохода. Налоговая нагрузка может рассчитываться для конкретной организации, ИП или физлица, для группы предприятий, для отрасли в целом и т.д.

На сегодня существуют разные методики расчета налоговой нагрузки, отличающиеся перечнем налогов, включаемых в расчет, и показателями, с которыми эти налоги сравнивают. ФНС в рамках налогового контроля применяет официальную методику расчета величины налоговой нагрузки, приведенную в Концепции системы планирования выездных проверок (утв. приказом ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 в ред. от 10.05.2012).

Сделав предварительный расчет налоговой нагрузки, налогоплательщик может сам определить, какому уровню она соответствует, т.е. не является ли более низкой, чем требуется для конкретной предпринимательской отрасли. Для этого ФНС ежегодно публикует на своем официальном сайте средние отраслевые показатели налоговой нагрузки, также они приведены в приложении № 3 к приказу ФНС РФ № ММ-3-06/333. Если полученный показатель ниже среднеотраслевого, то организацию, скорее всего, отметят как кандидата на включение в план выездных проверок.

Чтобы оценить свои шансы на посещение инспекторами ФНС, нужно разобраться с тем, как рассчитать налоговую нагрузку. Сделать расчет можно самостоятельно, воспользовавшись уже названной выше Концепцией, а также письмом ФНС РФ от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 (с изм. от 21.03.2017). Эти документы содержат критерии и формулы, по которым налоговики определяют уровень налоговой нагрузки, рассмотрим их подробнее.

Совокупная налоговая нагрузка: формула расчета

В совокупный расчет входят все налоги, уплачиваемые налогоплательщиком, в т.ч. и в качестве налогового агента. Исключаются из расчета: страховые взносы , НДС на ввозимые в РФ товары, таможенные пошлины (письма ФНС РФ от 22.03.2013 № ЕД-3-3/1026 и от 11.01.2017 № 03-01-15/208).

Приведем пример расчета налоговой нагрузки:

ООО «Актив» работает на «упрощенке », занимаясь производством текстильной и швейной продукции. Показатели деятельности компании и исчисленные к уплате налоги в 2016 г., по данным представленных в ИФНС налоговых деклараций и расчетов, были следующими:

  • Выручка 45 млн руб.,
  • Налог, уплачиваемый в связи с применением УСН «доходы минус расходы» - 2,15 млн руб.,
  • Земельный налог – 100 тыс. руб.,
  • Транспортный налог – 150 тыс. руб.,
  • НДФЛ с выплат персоналу – 850 тыс. руб.,
  • Страховые взносы в ПФР, ФОМС, ФСС – 1,7 млн руб.

ООО «Актив» расчет налоговой нагрузки в 2017 году производит, основываясь на собственных показателях за прошедший календарный год (2016), а также с учетом среднеотраслевых показателей, опубликованных на сайте ФНС за 2016 год.

В данном случае в расчет налоговой нагрузки предприятия не включается лишь сумма страховых взносов (1,7 млн руб.), а налоговые начисления по УСН, НДФЛ, земельному и транспортному налогам учесть необходимо:

Для текстильного и швейного производства 2016 г. среднеотраслевой показатель налоговой нагрузки составляет 7,7% (приложение № 3 к приказу ФНС РФ № ММ-3-06/333). В случае «Актива» совокупная нагрузка ниже, чем в среднем по отрасли, а значит, велика вероятность включения компании в план ближайших выездных проверок.

Как посчитать налоговую нагрузку по налогу

Низкой нагрузкой по налогу на прибыль ФНС считает нагрузку менее 3%, а для торговой деятельности – менее 1% (письмо ФНС РФ № АС-4-2/12722 с изм. от 21.03.2017).

По НДС уровень налоговой нагрузки признается низким, когда вычеты по налогу за определенный период составляют более 89% по отношению к начисленному НДС (п. 2 приложения № 2 к приказу ФНС РФ № ММ-3-06/333). Но это усредненный показатель по стране в целом, а в субъектах РФ, на местных сайтах ФНС, регулярно обновляется информация о допустимом уровне вычетов по НДС, рассчитанная по региональным данным. Перед тем, как посчитать налоговую нагрузку предприятия, нужно учесть, что эти показатели могут быть как выше, так и ниже общероссийского уровня. Например, на 01.05.2017 г. «безопасная» доля вычетов по НДС в Дагестане составляла 86,1%, в Приморском крае – 92,7%, а в Московской области – 90,4%.

Если налоговая нагрузка низкая

Как видим, в интересах налогоплательщика знать, как считать налоговую нагрузку. Обнаружив при самостоятельном расчете отклонения от общепринятых показателей нагрузки в сторону занижения, лучше заранее подготовиться к объяснениям с налоговой инспекцией.

Далеко не всегда низкий уровень налогового бремени указывает на «уход» компании от налогов и наличие нарушений налогового законодательства. Если при расчете налоговой нагрузки формула использована правильно и отсутствуют иные ошибки, то причины могут быть вполне объективными, например, увеличение расходов в связи с ростом цен поставщиков.

Налоговая инспекция не может проводить сплошные проверки всех организаций, у нее просто нет таких ресурсов. Поэтому проверяют тех, у кого больше вероятность найти нарушения, доначислить налоги и оштрафовать. Для этого на основе предпроверочного анализа налоговики каждый год составляют план выездных проверок.

Один из критериев анализа – налоговая нагрузка. Если она отличается от средней по отрасли, компания становится кандидатом на проверку . Этот критерий прописан в Концепции системы планирования выездных налоговых проверок (утв. приказом ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333).

Оценивать могут как налоговую нагрузку в целом, так и по отдельным налогам. «Плохой», по мнению чиновников, показатель налоговой нагрузки – это повод назначить выездную проверку, «копнуть» глубже при камеральной проверке, запросить пояснения, вызвать руководителя для беседы и т.д.

Расскажем, как считают нагрузку по НДС и как избежать проблем, если показатель отличается от безопасного.

Как рассчитать налоговую нагрузку по НДС

Методика анализа и формула расчета налоговой нагрузки на добавленную стоимость была прописана в приложении 4 к Письму ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы», но сейчас это письмо не действует.

В приложении 2 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ налоговая нагрузка определяется как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности и оборота (выручки) организации. Но этот приказ не предусматривает расчет нагрузки отдельно по налогам.

Подсчитать свою нагрузку и сравнить ее со среднеотраслевыми показателями можно на сайте ФНС с помощью сервиса «Налоговый калькулятор по расчету налоговой нагрузки» . Он подходит только для компаний на общей системе налогообложения. Нужно указать интересующий год, вид экономической деятельности и субъект РФ, и система покажет среднеотраслевые показатели по НДС, налогу на прибыль и совокупной налоговой нагрузке. Введя свои показатели, вы сможете сравнить свою нагрузку со среднеотраслевой.

Отраслевые показатели по годам также есть в Приложении 3 к приказу ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@, но по совокупной налоговой нагрузке, а не отдельно по налогам.

1C-WiseAdvice применяет риск-ориентированный подход. Мы постоянно следим за тем, чтобы налоговая нагрузка не отклонялась от референтных значений больше, чем на 10%. Это снижает риск выездной налоговой проверки практически до нуля.

Налоговые органы куда больше интересует не процент налоговой нагрузки по НДС, а такой показатель, как удельный вес вычетов. Его считают по формуле:

Сумма вычетов / Общая сумма начисленного НДС х 100%

Согласно Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, если доля вычетов за 12 месяцев больше 89%, налогоплательщик попадает в группу риска и становится кандидатом на выездную проверку.

Пример

По данным четырех квартальных деклараций компании сумма исчисленного НДС – 3 млн руб., а сумма вычетов – 2,9 млн руб.
Удельный вес вычетов:
2,9 / 3 х 100 = 96,67%

Это очень большая доля, она превышает безопасный порог, и компании нужно приготовиться к вопросам и проверкам.

Безопасная доля вычетов в 89% – это общероссийский критерий. В регионах России показатель безопасной доли может отличаться.

ФНС на своем сайте регулярно публикует данные отчета 1-НДС по регионам. Для того, чтобы вычислить среднюю долю вычетов по региону, нужно взять показатель строки 210 (сумма вычетов по НДС), разделить на показатель строки 110 (налог к начислению) и умножить на 100.

#Совет от 1C-WiseAdvice

Перед тем, как сдать очередную декларацию по НДС, посчитайте долю вычетов в этой декларации и сравните ее с долей по вашему региону из отчета 1-НДС. Если ваша доля вычетов превышает средний уровень, подумайте, как вы это объясните налоговым инспекторам. Если не хотите привлекать внимания, перенесите часть вычетов на более поздний период.

Пояснение низкой налоговой нагрузки по НДС для ИФНС

Если у вас высокая доля вычетов по НДС – это еще не нарушение, не повод доначислять налоги и штрафовать компанию. Но это сигнал для налоговиков обратить внимание на компанию и выяснить, не применяет ли она агрессивные и незаконные способы оптимизации НДС, не является ли она звеном в цепочке отмывания денег. Скорее всего, у вас запросят пояснения или вызовут на комиссию в инспекцию.

Если вы ведете реальную хозяйственную деятельность и вам нечего скрывать, ваша задача – доказать налоговикам, что ничего противозаконного вы не делаете, а большие вычеты по НДС имеют обоснованные причины.

Причины низкой налоговой нагрузки по НДС могут быть такими:

  1. В конце квартала организация закупила большую партию товара, а продажи этого товара ожидаются в следующем квартале и позже.
  2. Фирма закупила дорогостоящее оборудование и вычет с его стоимости перекрыл «исходящий» НДС.
  3. Продажи упали в связи с сезонностью бизнеса, но расходы на ведение бизнеса остались прежними.
  4. Поставщики подняли цены на сырье, а в связи со спадом продаж отпускные цены на продукцию пришлось снизить.
  5. Компания только начинает свою деятельность, сбыт продукции еще не налажен, а расходов по покупке оборудования, сырья и т.д. – много.

Объяснение низкой налоговой нагрузки по НДС может выглядеть так:

На ваш запрос № 2147 от 04.11.2019 г. о пояснениях по поводу высокой доли вычетов по НДС в декларации за III квартал 2019 года ООО «Успех» сообщает следующее.

В июле 2019 года компания закупила новое оборудование на сумму 1 560 000 руб., в т.ч. НДС 260 000 руб. Вычет по этому оборудованию заявлен в декларации за соответствующий период. В то же время, в связи с периодом летних отпусков продажи в III квартале 2019 года упали по сравнению с предыдущим кварталом на 43%.

Все это привело к тому, что удельный вес вычетов по НДС составил 93%. В IV квартале 2019 года мы ожидаем увеличение продаж в среднем на 50%, что вкупе с отсутствием крупных покупок приведет к уменьшению доли вычетов и увеличению НДС к уплате.

Приложения:

  • договор с поставщиком оборудования №____ от ____________;
  • копия приказа о вводе оборудования в эксплуатацию №_____ от _____________;
  • копии счетов-фактур от поставщиков; отчет об объемах реализации за III квартал 2019 года.

В части налоговой нагрузки бизнесмены находятся меж двух огней. С одной стороны, естественное желание оптимизировать платежи и иметь минимальную налоговую нагрузку. С другой, как только компании удается сэкономить побольше, даже законными способами, она тут же попадает под пристальное внимание налоговиков. Получается, что выбиваться из средних показателей рискованно и нужно быть «как все».

В процессе бухгалтерского обслуживания мы постоянно следим за тем, чтобы у наших клиентов налоговая нагрузка всегда оставалась в безопасной зоне, не привлекающей внимание налоговиков.

Кроме того, специалисты 1C-WiseAdvice знают, как эффективно и безопасно снизить налоговую нагрузку. Наши налоговые юристы имеют многолетний опыт работы в ФНС, поэтому способны взглянуть на проблему глазами налоговика и предложить решение, которое не привлечет внимания фискалов.

Мы проработаем методы оптимизации с учетом специфики вашего бизнеса и предложим безопасные варианты. А если у налоговиков все-таки появятся вопросы, мы знаем, как грамотно отбиться от подозрений.

Заказать услугу

Так называемая Концепция системы планирования выездных налоговых проверок утверждена приказом ФНС России от 30.05.07 № ММ-3-06/333. Она позволяет понять, насколько ваш бизнес рискует попасть под выездную ревизию налоговиков. Один из основных критериев при этом – налоговая нагрузка по видам экономической деятельности. В середине мая 2018 года Налоговая служба России опубликовала обновлённые показатели налоговой нагрузки по виду экономической деятельности за 2017 год. Приводим их полный перечень в данном обзоре (можно скачать), чтобы каждая фирма (ИП) могла сравнить их со своим значением.

Состав видов деятельности

Традиционно показатели налоговой нагрузки по видам экономической деятельности закреплены Приложением № 3 к упомянутому приказу. Теперь уже – за 2017 год (ФНС обновляет их ежегодно). В документе речь идёт об укрупненных направлениях деятельности согласно классификатору ОКВЭД-2. Ищите тот который наиболее соответствует вашей сфере.

Виды показателей

Отметим, что коэффициенты налоговой нагрузки по видам экономической деятельности в Концепции выездных проверок ФНС всегда представлены в табличном виде. И их 2 вида:

Обращаем внимание, что значения налоговой нагрузки по видам экономической деятельности за 2017 год показаны в процентах.

Налоговая нагрузка – это отношение налогов (в т. ч. НДФЛ) и сборов по данным официальной статотчетности ФНС России к обороту организаций по данным Росстата, умноженное на 100%.

Вид экономической деятельности (по ОКВЭД-2) Период 2017 года
ВСЕГО 10,8 3,6
Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство, рыбоводство – всего 4,3 5,5
растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях 3,5 5,4
лесоводство и лесозаготовки 7,5 6,8
рыболовство, рыбоводство 7,9 5,5
Добыча полезных ископаемых – всего 36,7 1,8
добыча топливно-энергетических полезных ископаемых -всего 45,4 1,0
добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических 18,8 4,1
Обрабатывающие производства – всего 8,2 2,2
производство пищевых продуктов, напитков, табачных изделий 28,2 2,4
производство текстильных изделий, одежды 8,1 4,2
производство кожи и изделий из кожи 7,9 4,7
обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения 2,0 3,6
производство бумаги и бумажных изделий 4,4 1,8
деятельность полиграфическая и копирование носителей информации 9,2 4,3
производство кокса и нефтепродуктов 5,1 0,2
производство химических веществ и химических продуктов 1,9 2,4
производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях 6,9 3,0
производство резиновых и пластмассовых изделий 6,3 2,6
производство прочей неметаллической минеральной продукции 8,9 3,5
производство металлургическое и производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования 4,4 2,4
производство машин и оборудования, не включенные в другие группировки 8,8 3,9
производство электрического оборудования, производство компьютеров, электронных и оптических изделий 9,9 4,3
производство компьютеров, электронных и оптических изделий 12,5 5,3
производство электрического оборудования 6,7 3,0
производство прочих транспортных средств и оборудования 4,7 4,8
производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов 5,1 1,7
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха – всего 6,8 2,4
производство, передача и распределение электроэнергии 8,1 2,2
производство и распределение газообразного топлива 1,3 1,4
производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха 6,5 4,5
Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность и ликвидация загрязнений – всего 8,4 4,8
Строительство 10,2 4,3
Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов – всего 3,2 1,2
торговля оптовая и розничная автотранспортными средствами и мотоциклами и их ремонт 2,7 1,1
торговля оптовая, кроме оптовой торговли автотранспортными средствами и мотоциклами 3,1 0,9
торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами 3,6 2,2
Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания – всего 9,5 5,7
Транспортировка и хранение – всего 6,8 4,8
деятельность железнодорожного транспорта: междугородные и международные пассажирские и грузовые перевозки 8,5 6,8
деятельность трубопроводного транспорта 4,5 2,1
деятельность водного транспорта 9,3 4,1
деятельность воздушного и космического транспорта отр. 3,0
деятельность почтовой связи и курьерская деятельность 14,4 11,6
Деятельность в области информации и связи – всего 16,4 5,2
Деятельность по операциям с недвижимым имуществом 21,3 6,3
Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги 15,4 9,2

Расчет налоговой нагрузки в 2020 году - это специальная процедура, которая позволяет налогоплательщику самостоятельно контролировать уровень фискального обременения в рамках действующего законодательства. Напомним, что даже незначительное изменение данного показателя может вызвать особый интерес со стороны работников Федеральной инспекции. В статье расскажем, как посчитать налоговую нагрузку предприятия.

Общие положения

Размер фискального обременения экономических субъектов — это не «призрачный» показатель или абстрактное плановое значение. Нет, налоговая нагрузка — это величина налогов, сборов и взносов, которая определяется для экономического субъекта в зависимости от его вида деятельности, масштабов производства и штатной численности.

Иными словами, объем фискальных платежей в бюджет практически для каждого субъекта определен. Точнее, чиновники определили лишь пограничные значения. Отклонение от данных показателей говорит о существенных изменениях в финансово-хозяйственной жизни предпринимателя или организации, что вызывает пристальный интерес со стороны ФНС.

Подробнее о том, какие установлены значения на 2020 год, мы рассказали в статье «Налоговая нагрузка по видам деятельности: к нам едет ФНС» . Далее определим, как рассчитать налоговую нагрузку предприятия на конкретном примере.

Налоговая нагрузка: формула расчета

Итак, размер фискального обременения — это отношение суммы фискальных платежей экономического субъекта, исчисленного в процентном выражении, к сумме полученной выручки, определенной по данным бухгалтерского учета за отчетный период.

Исчислять показатель нужно по формуле:

Для верного подсчета столь важного показателя учитывайте следующие рекомендации:

  1. В расчет включайте все суммы фискальных платежей, которые были начислены налогоплательщиком в отчетном периоде.
  2. Учтите платежи, которые компания уплачивает в качестве налогового агента. Например, НДФЛ по работникам также включайте в расчетные данные.
  3. Исключите суммы ввозного НДС.
  4. Не учитывайте таможенные пошлины, уплачиваемые по действующему законодательству.
  5. Суммы начисленных страховых взносов тоже не включайте в расчет.

Другие методики расчета

Налогоплательщики вправе применять иные методики расчета налоговой нагрузки для проведения самостоятельной проверки. Так, чиновники предусмотрели два способа.

Способ № 1. Исчисление по налогу на прибыль.

  • лист 02, строка 180;
  • лист 02, сумма строк 010 и 020.

В настоящее время значения, по которым ФНС инициирует выездную проверку, не установлены. Показатели прошлых лет были следующими: не менее 1 % — для торговой фирмы, и не менее 3 % — для других организаций, в том числе и для подрядных компаний и производственных предприятий.

Способ № 2. Расчет по налогу на добавленную стоимость.

При таком способе исчисления фискального обременения рассчитывается отношение суммы вычетов НДС к сумме начисленного налога. Если полученное значение равно 89 % и более, то это заинтересует ФНС.

Низкие значения сумм НДС к уплате не могут свидетельствовать о том, что налогоплательщик отклоняется от уплаты налогов и сборов. Такой вывод можно сделать только по результатам проведенной проверки.

Расчет налоговой нагрузки предприятия на примере 2020

Условия для расчетов:

ООО «ВЕСНА» занимается деятельностью в сфере гостиничного и ресторанного бизнеса. Компания применяет ОСНО. По данным бухгалтерской отчетности, выручка за 2017 год (строка 2110 отчета о финансовых результатах) — 65 миллионов рублей.

Данные налоговой отчетности за 2017 год:

  • декларация по налогу на прибыль — 1 750 000 рублей;
  • НДС — 1 670 000 рублей;
  • транспортный налог — 450 000 рублей;
  • налог на имущество — 780 000 рублей;
  • НДФЛ — 1 200 000 рублей.

Суммы уплаченных страховых взносов в расчете не учитываются.

Пример расчета налоговой нагрузки:

Нал. нагрузка = 65 000 000 / (1 750 000 + 1 670 000 + 450 000 + 780 000 + 1 200 000) × 100 % = 65 000 000 / 5850 × 100 % = 11,11 %.

По данным ФНС: минимальное значение нал. нагрузки для гостиниц и ресторанов в 2017 г. — 9,5 %. 11,11 % по ООО «Весна» больше минимального значения, определенного ФНС (9,5 %).

Снижение показателя: что будет

Если значение показателя ниже среднего по конкретному виду деятельности, то ФНС вправе:

  1. Вызвать руководителя предприятия для личной беседы. Встречу будет проводить начальник ИФНС по месту регистрации либо его заместители. В ходе беседы представитель ФНС будет выяснять, в чем причина снижения фискального обременения. Основная цель встречи: выявить фирмы-однодневки, недобросовестных налогоплательщиков, незаконные сделки и операции.
  2. Инициировать выездную проверку. Инспекция включит «проблемного» налогоплательщика в план контрольно-ревизионных мероприятий, при которой будет: проведена тщательная проверка данных бухгалтерского и налогового учетов, изучены первичные и учетные документы, подтверждающие факты хозяйственной деятельности.

Если компания уклоняется от выполнения предписаний ФНС, инспекторы вправе применить более эффективные методы воздействия. Причем такие методы могут иметь отрицательное влияние на деятельность субъекта. Например, в исключительных случаях ИФНС может заморозить счета предприятия. То есть любые финансовые операции будут невозможны. Также чиновники могут обратиться в судебные инстанции, чтобы начать административное или даже уголовное преследование по фактам уклонения от уплаты налогов и прочих фискальных платежей.