Краткая характеристика современного состояния экономики автономного округ. Экономика хмао-югры Экономические особенности организаций в хмао

Приоритеты государственной политики в сфере экономики региона: внедрение проектной методологии, использование технологии бережливого производства в реальном секторе экономики, формирование новой промышленной политики, реализация национальной предпринимательской и технологической инициатив, программ импорт замещения и развития конкуренции.

валовой региональный продукт (ВРП) представляет собой стоимость товаров и услуг, произведенных для конечного использования

*По оценке Депэкономики Югры

Положительная динамика валового регионального продукта Югры способствует не только стимулированию экономического роста региона, но и созданию условий, повышающих качество жизни населения автономного округа – росту доходов и снижению уровня безработицы

Тенденции роста экономики поддерживаются открытостью регионального рынка товаров и факторов производства. Определенные усилия Правительства Югры формируют экономически открытый регион, не замкнутый в рамках национальной экономики. Выход на рынки сбыта других стран является одним из факторов стабильного роста ВРП.

объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по полному кругу производителей (млрд. рублей)

Югра на страже энергетической безопасности России

индекс физического объема инвестиций в основной капитал, %

Доля в общероссийском объеме инвестиций – 5,2% (922,1 млрд. рублей)

Правительством автономного округа разработаны программные меры, направленные на улучшение инвестиционного климата, созданы необходимые институциональные инструменты, содействующие привлечению финансовых вложений, обеспечивающие создание новых рабочих мест, в том числе высокотехнологичных и инновационных, рост производства товаров, работ, услуг и достижение на этой основе устойчивого социально-экономического развития.

Региональные инвестиции эффективно поддерживают экономический рост

Привлечение инвесторов в условиях моносырьевой модели экономики возможно только при развитии современных технологий, направленных на снижение издержек бизнеса. Развитая инфраструктура повышает возможности бизнеса и стимулирует инвесторов. Немаловажные факторы – наличие высококвалифицированных кадров и увеличение производительности труда.

индексы потребительских цен на товары и услуги, к предыдущему периоду %

Инфляционные ожидания стимулируют экономику

В России на инфляцию влияет высокая волатильность цен на нефть и сезонные изменения стоимости плодоовощной и мясной продукции, внешнеполитическая ситуация. Снижение коэффициента вариации свидетельствует о стабилизации ценовых колебаний с пиковых значений 2015 года.

Снижение потребительского спроса препятствует экономическому росту

Точки роста

Новые подходы к управлению

В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре успешно внедряются методы управленческого проектирования и бережливого производства , способствующие оптимизации ресурсов, снижению издержек и повышению производительности труда при реализации новой промышленной политики автономного округа. Например, на каждый рубль внедрения бережливых технологий планируется получить до 200 рублей отдачи, минимум в 1,5 раза повысить производительность труда. В целях внедрения идеологии бережливого производства в сознание участников экономических отношений, в Югре используются все доступные общественные площадки.

Человеческий потенциал как ресурс модернизации

Современные инструменты проектной деятельности, основанные на лучшем российском и зарубежном опыте, позволяют гибко организовать межведомственное взаимодействие, планирование, управление, осуществлять эффективный экспертный и общественный контроль по ключевым (приоритетным) проектам социально-экономического развития региона. Повышение производительности труда, конкуренции – источник скрытых возможностей устойчивости бизнеса, снижения себестоимости товаров и услуг.

Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 25.12.2015 № 485-п
Распоряжение Правительства автономного округа от 19.08.2016 № 455-рп «О Концепции «Бережливый регион» в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»

Экономика города Ханты-Мансийска носит социально-ориентированный характер, обслуживая потребности населения и хозяйствующих субъектов. Вместе с тем в городе создается благоприятная среда для модернизации предприятий коммунального сектора и создания небольших обрабатывающих производств.

В городе наблюдается рост объемов производства по виду деятельности «производство и распределение электроэнергии, газа и воды», что объясняется увеличением численности населения, вводом дополнительных помещений жилых домов и объектов социальной сферы.

Среди обрабатывающих производств растут показатели по отрасли обработки древесины и производства изделий из дерева.

Наращивает свою деятельность рыбокомбинат. Увеличивается площадь фирменных магазинов комбината, строится тепличное хозяйство.

Большой вклад в реализацию экономического потенциала территории вносит строительная отрасль, о чем говорит систематическое увеличение объемов выполненных работ и услуг на протяжении последних лет. Ввод в эксплуатацию больших объемов жилья (1,45 кв. м на человека) позволяет строительным организациям создавать большие объемы добавленной стоимости и реинвестировать часть выручки в новые строительные проекты.

В Ханты-Мансийске создана благоприятная инвестиционная среда. В рейтинге инвестиционной привлекательности город занимает лидирующие позиции среди муниципальных образований автономного округа. В инвестиционный портфель города Ханты-Мансийска включает 92 инвестиционных проекта совокупной инвестиционной емкостью 67 млрд. рублей.

Значимым фактором развития экономического потенциала является транспортная система города. Предпринятое строительство автомобильной дороги в восточном направлении от Ханты-Мансийска, а также строительство моста через реку Иртыш в западной части города позволило обеспечить регулярное транспортное сообщение между окружной столицей и другими территориями Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, а также городами Урала и Сибири. Дальнейшее расширение транспортной сети и строительство логистических центров может дать городу определенный потенциал развития, однако в части планируемых объемов грузоперевозок следует устанавливать пределы роста, чтобы не нарушить благоприятную экологическую обстановку и комфортность проживания в городе. В Ханты-Мансийске предполагается развивать водную логистику, учитывая имеющиеся мощности речного порта и слабую конкуренцию в этом отношении со стороны других городов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

В целом реализация экономического потенциала города Ханты-Мансийска создает условия для роста доходов местного бюджета. Сбалансированность бюджета позволяет городу не просто реализовывать полномочия по решению вопросов местного значения, но и обеспечивать развитие всех ключевых сфер жизнедеятельности.

Показатели экономической и инвестиционной деятельности города Ханты-Мансийска

В 2015 году в городе Ханты-Мансийске осуществлялась реализация 13 государственных программ Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и 26 муниципальных программ города Ханты-Мансийска.

В рамках реализации 26 муниципальных программ на 2015 год было предусмотрено достижение 292 показателей. По 246 показателям перевыполнены плановые значения. Средний процент достижения значений показателей по всем муниципальным программам составляет 100%.

Муниципальная программа «Развитие отдельных секторов экономики города Ханты-Мансийска на 2016-2020 годы» разработана в 2015 году для достижения стратегических целей города Ханты-Мансийска, таких как: повышение роли предпринимательства в экономике города Ханты-Мансийска, обеспечение продовольственной безопасности; повышение инвестиционной активности на территории города Ханты-Мансийска; создание условий труда, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Промышленная продукция города представлена четырьмя разделами экономической классификации основных отраслей деятельности:

производство и распределение электроэнергии, газа и воды;

обрабатывающие производства;

рыболовство, рыбоводство;

предоставление прочих услуг.

Наибольшую долю в промышленном производстве занимают предприятия по производству, передаче и распределению электроэнергии, газа и воды – 93,1%.

Обрабатывающие производства включают: производство пищевых продуктов; целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность; производство прочих неметаллических минеральных продуктов (производство бетона, плитки тротуарной и кирпича); текстильное и швейное производство (ремонт и пошив изделий по индивидуальным заказам, и оказание услуг по ремонту бытовой техники). Объем отгруженных товаров, выполненных работ и услуг в этой сфере за 2015 год составил 501,1 млн. руб.,за год увеличился на 22,9%

Объемы производства и оказанных услуг по виду деятельности «рыболовство, рыбоводство» за 2015 составили 96,5 млн. руб., что выше 2014 года почти в 3 раза. Представителем отрасли «Рыболовство, рыбоводство» среди крупных и средних предприятий является ОАО «Рыбокомбинат «Ханты-Мансийский». Объемы производства и оказанных услуг этого предприятия составляет 30,8 млн. руб.

Вылов рыбы увеличился на 29,4% и составил 549,4 тонны, произведено 1008,9 тонны рыбопродукции, что превышает показатели аналогичного периода 2014 года на 32,0%.

Демография.

На 1 января 2016 года в Реестре муниципального имущества города Ханты-Мансийска учитывается 73 муниципальные организации, в том числе:

46 бюджетных учреждений;

9 казенных учреждений;

5 муниципальных предприятий;

3 автономных учреждения;

10 органов местного самоуправления и органов Администрации города.

В 2015 году сохранилась тенденция увеличения стоимости муниципального имущества в связи с приобретением, строительством объектов, а также перераспределением полномочий между уровнями властиРестр муниципального имущества включено 458,3 тыс. единиц общей стоимостью 68 188 млн. руб. (на 01.01.2015 общая стоимость – 67 195 млн. руб.), стоимость имущества увеличилась на 1,5%.

Объекты муниципальной собственности, включенные в реестр муниципального имущества, закреплены за муниципальными предприятиями на праве хозяйственного ведения (11,09%), муниципальными учреждениями на праве оперативного управления (18,38%), а также составляют казну города (70,53%).

Общая площадь недвижимого имущества, находящегося в реестре муниципального имущества (за исключением земельных участков), составляет 464,8 тыс. кв.м, в том числе: в хозяйственном ведении – 55,1 тыс. кв.м, в оперативном управлении – 201,5 тыс. кв.м, в муниципальной казне –208,2 тыс. кв.м.

В 2015 году в аренду передана 721 единица имущества, по сравнению с 2014 годом количество имущества, переданного в аренду увеличилось на 48 единиц (в 2014 году – 673 единицы), в том числе:

685 единиц движимого имущества;

19 единиц сетей теплоснабжения;

15 нежилых помещений, общей площадью 2,3 тыс. кв.м, включая 14 единиц котельных.

В 2015 году в безвозмездное пользование передано 6 нежилых помещений, общей площадью 9,1 тыс. кв.м.

В течение 2016 года планируется:

Проведение контрольных мероприятий целевого использования объектов муниципального имущества, переданного в аренду, в безвозмездное пользование, в хозяйственное ведение и оперативное управление;

Проведение мероприятий по снижению размера льготного коэффициента с 0,8 до 0,5, в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства при расчете арендной платы за использование нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности и переданных в аренду.

Трудовой потенциал

Важным фактором, определяющим трудовой потенциал города, является высокая доля населения трудоспособного возраста.

Благодаря интенсивному развитию малого и среднего предпринимательства ежегодно в Ханты-Мансийске создается по нескольку сотен новых рабочих мест. Набольшее увеличение среднесписочной численности работников наблюдается в сельском хозяйстве, рыболовстве и рыбоводстве, гостиничном и ресторанном бизнесе.

Предложение рабочих мест зачастую опережает спрос на рабочую силу, что предопределяет низкие значения коэффициента напряженности на рынке труда.

Город имеет возможность создавать временные рабочие места для трудоустройства молодых людей. Формируются трудовые отряды, в том числе городской молодежный сервисный отряд, функция которого – обеспечивать проведение массовых мероприятий на территории города.

Особую часть трудового потенциала города составляют мигранты. Среди мигрантов немалую долю составляют лица с высшим и средним специальным образованием, что усиливает трудовой потенциал территории.

Уровень жизни населения

Одним из основных макроэкономических показателей уровня жизни являются доходы населения. По итогам 2015 года среднедушевой доход составил 47 590,44 руб.

Достигнутый уровень денежных доходов населения позволяет обеспечивать более трех бюджетов прожиточного минимума, который составляет 14 350,0 руб.

В 2015 году среднемесячная заработная плата одного работающего в организациях города составила 67 300,4 руб.


Среднемесячный размер пенсии одного пенсионера по данным государственного учреждения Отделение Пенсионного Фонда РФ по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре в городе Ханты-Мансийске в 2015 году составил 19 605,89 руб.

Бюджет города

В целях обеспечения сбалансированности бюджета, своевременного исполнения принятых расходных обязательств в муниципальном образовании был разработан план мероприятий по росту доходов и оптимизации расходов бюджета города Ханты-Мансийска, предусматривающий достижение бюджетного эффекта в 2015 году сумме 185,5 млн. рублей.

Бюджет города Ханты-Мансийска в 2015 году сохранил социальную направленность, 52% расходов бюджета направлено на функционирование социальной сферы: образования, культуры, физической культуры и спорта, социальной политики.


Доля расходов бюджета города, формируемых на основе муниципальных программ, с 25% в 2011 году возросла до 98,4% в 2015 году.

Муниципальный заказ

В настоящее время в городе реализуется план мероприятий по переходу к контрактной системе муниципального образования город Ханты-Мансийск, направленных на повышение эффективности использования бюджетных средств, на обеспечение исполнения требований законодательства Российской Федерации в сфере закупок.

В 2015 году реализованы такие элементы, как введение в эксплуатацию муниципальной информационной системы города Ханты-Мансийска, интегрированной с автоматизированной информационной системой «Бюджет» и единой информационной системой в сфере закупок, обеспечившие оперативный контроль за планированием и осуществлением закупок и возможность размещения планов-графиков в структурированном виде уже в 2015 году.

Одним из основных инструментов повышения эффективности использования бюджетных средств является планирование закупок. План муниципальных закупок города Ханты-Мансийска за 2015 год составил 2 672 048,7 тыс. руб.

Структура Плана на 2015 год по способам осуществления закупок следующая:


В соответствии с данным планом на 2015 год, осуществлено закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд на сумму 2 479 778,4 тыс. руб.

В общем объеме осуществленных закупок, доля закупок, осуществленных конкурентными способами, составляет 77,5%, аукционов в электронной форме – 68,6%.

В целях дополнительной поддержки субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее – СМП, СОНКО), осуществлено закупок у таких организаций в размере 36,1% от совокупного годового объема закупок при норме 25%, рекомендованной распоряжением Правительства автономного округа от 12 декабря 2014 года
№ 671-рп «О плане мероприятий (дорожной карте) по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в Ханты- Мансийском автономном округе-Югре».

Информация о доле закупок в %%, осуществленных у субъектов малого предпринимательства, социального ориентированных некоммерческих организациях за 2011-2015 года представлена на диаграмме.


Система стратегического планирования города представляет собой согласованное взаимодействие участников стратегического планирования при осуществлении разработки и реализации документов стратегического планирования.

С целью обеспечения согласованности приоритетов социально-экономического развития и намеченных целей развития муниципального образования и Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2015 году актуализирован основной документ стратегического планирования на долгосрочный период - Стратегия социально-экономического развития города Ханты-Мансийска до 2020 года и на период до 2030 года (Решение Думы города Ханты-Мансийска от 30.03.2015 № 633 - V РД).

Стратегия социально-экономического развития города Ханты-Мансийска до 2020 года и на период до 2030 года (далее – Стратегия) определяет систему долгосрочных целей, важнейшие направления деятельности, приоритеты социально-экономического развития и механизмы достижения намеченных целей.

Основываясь на выявленных ресурсах развития и конкурентных преимуществах города, Стратегия направлена на повышение инвестиционной привлекательности территории, задает старт новому витку развития сфер образования, культуры, туризма, позволит обеспечить более комфортные условия жизнедеятельности горожан.

Актуализированный вариант Стратегии находится в определенной взаимосвязи с изначально утвержденным вариантом и находит отражение в Комплексной программе социально-экономического развития города Ханты-Мансийска до 2020 года, являющейся основным механизмом её реализации посредством исполнения мероприятий государственных и муниципальных программ.

Негосударственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Экономический факультет

Кафедра экономики и информационных технологий

Контрольная работа

По дисциплине: Экономика ХМАО

Вариант 1

Выполнил :

Группа :

Проверил : ____________

Нижневартовск


Введение……………………………………………………………..…………. 3

1. Основание и развитие ХМАО…………………………………….………… 4

Заключение………………………………………………………………….….. 12

Список использованной литературы…………………………………………. 13
Введение

Расположенный в центральной части Западно-Сибирской низменности Ханты-Мансийский автономный округ в настоящее время представляет крупное административно-территориальное образование, являющееся субъектом Федерации и важнейшим по многим демографическим и экономическим параметрам регионом Российского Севера.

Ханты-Мансийский автономный округ занимает в стране первое место по добыче нефти, второе - по выработке электроэнергии, по душевому производству промышленной продукции, по инвестициям в основной капитал, третье - по добыче газа и т.д. На долю Ханты-Мансийского автономного округа приходится примерно десятая часть налоговых поступлений в общероссийский бюджет.

Не случайно в представлении многих россиян понятия "Ханты-Мансийский автономный округ" и "нефть" – синонимы. Но у такого представления есть и отрицательная сторона – создается впечатление, что в ХМАО "жизнь зародилась" только после открытия нефтяных кладовых и, соответственно, после их опустошения все станет никому не нужной, безлюдной, болотистой территорией. Такой односторонний взгляд не просто ошибочен, даже опасен, заставляя людей хищнически относится ко всему, что попадет в поле зрения.

А ведь первые следы пребывания человека относятся к средне-каменному веку, люди здесь жили, вели хозяйство, вкладывая в освоение этих земель огромный труд.

Чтобы понять зачем мы тут, почему всё это у нас есть и как нам распорядиться этим богатством, неплохо бы оглянуться назад по времени, ибо кто не знает свою историю, у того нет будущего.

Основание и развитие ХМАО

Историческое название Ханты-Мансийского автономного округа - Югра.

Первое письменное сообщение о народе, обитающем "на полунощных странах", было записано в "Повести временных лет" в 1096 году. Летопись рассказывает о неизвестном народе угры - (остяки (ханты) , вогулы (манси) - с которым столкнулись русские первопроходцы. В рассказе впервые упоминаются и соседи югричей – самоядь (ненцы). XII – XIII века отмечены в летописях достаточно частыми походами новгородцев в Югру для сбора дани – меха соболей, горностаев, песцов и белок. Спрос на дорогие меха на Руси не иссякал.

Окончательно Сибирь была присоединена к Московскому государству после легендарного похода Ермака Тимофеевича. Разбив осенью 1582 года хана Кучума и заняв столицу Сибирского ханства Искер, Ермак в конце зимы 1583 года отправляет небольшой отряд казаков вниз по Иртышу. Отряд, возглавляемый пятидесятником Богданом Брязгой (по другим сведениям - атаманом Никитой Паном), пройдя через земли кондинско-пелымских вогулов, подошел к "стенам" Самарова городка. Застигнутые внезапным нападением казаков, остяки отступили. Был убит и князь Белогорского княжества - Самар.

Чуть позже, уже после смерти Ермака, осенью 1585 года казаки под руководством воеводы Ивана Мансурова основали в устье Иртыша на правом берегу Оби первое русское укрепленное поселение - Обской городок. Таким образом, мансийские и хантыйские земли оказались в составе Российского государства, что было окончательно закреплено в 1592 году основанием городов Пелыма, Березова, а в 1594 году - Сургута.

Появившиеся на Обском Севере городки стали служить местом торговли. На наиболее оживленных направлениях возникли особые станции для перемены лошадей – "ямы". В 1637 году были устроены два яма – Демьянский и Самаровский (ныне г.Ханты-Мансийск).

В целях установления новых порядков и хозяйственного освоения богатейшего по природным ресурсам края указом Петра I в 1708 году была учреждена Сибирская губерния (в нее вошли города Березов, Сургут). В 1775 г. указом Екатерины II создана Тобольская губерния.

За историей края закрепилась слава места ссылки государственных преступников. В Березовском районе отбывали наказание князь Дмитрий Ромодановский, в 1742 году – граф Андрей Остерман, в 1798 году - многочисленное семейство князей Долгоруковых. В земле Березовской покоится прах сосланного в эти места князя Меншикова и его дочери Марии. После событий на Сенатской площади здесь отбывали ссылку декабристы.

Административное управление и выполнение судебных функций у народностей Севера осуществлялось на основе устава Сперанского "Об управлении инородцев Сибири", утвержденного в 1822 году.

Характер экономики Обь-Иртышского Севера на рубеже XIX-XX вв. определялся как особенностями природно-климатических условий, так и относительно низкой плотностью населения. Основным средством сообщения служил речной транспорт. Начавшееся в середине XIX в. движение пароходов становилось все более интенсивным. В 1859 году по Оби и Иртышу ходило 7 пароходов, в 1904 году – 107, а в 1913 году – уже 220.

В 1909 году в Самарово была проложена телеграфная линия, в 1913 году она достигла Березова и Сургута.

Промышленность Обь-Иртышского Севера была представлена несколькими полукустарными рыбоконсервными заведениями. Сельскохозяйственное производство в северных условиях сводилось к овощеводству и животноводству. Главным занятием северян были рыбная ловля, охота на зверей и птиц, сбор кедровых орехов, грибов и ягод.

В 1918 г. Тобольская губерния переименована в Тюменскую, губернский центр перенесен в г.Тюмень. В 1923 г. упразднены губернии, уезды, волости. Образована Уральская область, Тобольский округ и районы: Березовский, Сургутский, Самаровский, Кондинский.

10 декабря 1930 года Президиум ВЦИК принял постановление "Об организации национальных объединений в районах расселения малых народностей Севера". Постановлением предусматривалось создание 8 национальных округов, в том числе и Остяко-Вогульского (Ханты-Мансийского).

В связи с упразднением Тобольского округа произошло уточнение в составе и границах Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого национальных округов. В составе Ханты-Мансийского округа образованы районы: Березовский (центр р.п. Берёзово), Микояновский (центр Кондинское), Кондинский (центр Нахрачи), Самаровский (центр Самарово), Сургутский (центр р.п. Сургут), Ларьякский (центр Ларьяк).

Ханты-Мансийский национальный округ получил статус автономного в 1977 г.

В 1993 г. Ханты-Мансийский автономный округ получил статус полноправного субъекта Российской Федерации согласно ст.65 Конституции РФ.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2003 года № 841 Ханты-Мансийский автономный округ переименован в Ханты-Мансийский автономный округ - Югра.

21 сентября 1953 г. Березовская опорная скважина (Березово - поселок на севере Ханты-Мансийского автономного округа) дала мощный фонтан природного газа. С этого времени ведется отсчет освоения великой Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции.

Это событие коренным образом изменило лицо Югры - территории, где рождаются нефтяные реки России.

Историю развития Югры после открытия большой нефти можно разделить на три неравных по продолжительности этапа.

Первый - период первичного освоения и наращивания добычи углеводородного сырья. Период амбициозных проектов, аналогов которым в мире не было, рекордов, поражающих воображение - открытие Самотлора, выход на уровень добычи 1 млн. т нефти в сутки, прокладка нефтепроводов и дорог по непроходимым болотам, возведение городов там, где их никогда не было, и т. д.

В эти годы в Югре хозяйствовали десятки отраслей и министерств страны, все усилия которых были направлены на то, чтобы найти и добыть больше нефти, проложить больше трубопроводов и т. д. и т. п. При этом вопросы сохранения экологического равновесия в хрупкой природной среде Севера Сибири в расчет, как правило, не принимались. "Отрасли, как волки, разрывают единую ткань Сибири", - писал в то время журнал "ЭКО" о ситуации на Севере Западной Сибири.

Это был сложный период в жизни коренного населения Югры, особенно аборигенов - малочисленных народов Севера, проживающих на этой территории.

В начале 90-х годов начался второй период развития округа. Он стал самостоятельным субъектом Российской Федерации - в составе Тюменской области. Изменения в российском законодательстве дали возможность аккумулировать значительные финансовые ресурсы в округе и направлять их на реализацию разработанных правительством и принятых Думой автономного округа проектов и программ. Социально-экономическая сфера Югры начала бурно развиваться, наверстывая упущенные за многие десятилетия возможности.

Ханты-Мансийский автономный округ -- Югра, отпраздновавший в сентябре 2004 г. добычу восьмимиллиардной тонны нефти, вступил в третий период развития, связанный с перераспределением части финансовых средств в федеральный и областной бюджеты и части полномочий - на уровень Тюменской области.

Принципиальной задачей для региональной власти стала правильная расстановка приоритетов. Главной задачей своей деятельности власть определила повышение уровня жизни населения, создание таких условий, чтобы люди не чувствовали себя ущербными.

Суть (и сложность) проблемы заключается в том, что наши люди долгое время вынуждены были ущемлять себя во всем - в плане жилья, социально-бытовых условий. Между тем за годы освоения территории автономного округа количество проживающих здесь людей увеличилось в десять раз, возросли их потребности.

Учитывая все это, сформулированы основные направления социального развития территории, которые реализуются до сих пор.

В округе развита целая сеть спортивных сооружений, реализуется ряд программ по работе с коренными малочисленными народами

Большой особенностью Ханты-Мансийского автономного округа является:

· устойчивое положение отраслей социальной сферы жизни, в особенности социальной защиты населения, его медицинского обслуживания, а так же - строительства объектов социальной сферы и обеспечения жильем населения округа.

Проблемы и перспективы

ХМАО - моноотраслевой регион, где добывается более 57% российской нефти, поэтому в отраслевой структуре экономики доминирует именно топливная промышленность (почти 90% ВРП). Но такая ситуация совсем не радует руководство округа. Признавая чрезвычайную зависимость от нефти, власти ХМАО стремятся к диверсификации своей экономики. В связи с этим сейчас активно прорабатываются инвестиционные проекты в других отраслях. Согласно поставленной задаче, к 2025 году доля нефти в ВРП должна сократиться до 50%.

В настоящий момент к проблеме зависимости доходов округа от мировых цен на нефть прибавляются и многочисленные социальные проблемы. Основные из них: огромное неравенство по доходам, проблемы трудоустройства молодежи после завершения образования, проблемы низкокачественного жилфонда, а также дефицита мест в дошкольных учреждениях и перегруженности школ из-за смещения приоритетов инвестиционной политики властей в сторону более престижно-статусных объектов.

Наиболее остро стоит жилищная проблема. Доля ветхого жилья достаточно высока (8%) и находится на уровне самых слаборазвитых автономных округов и республик страны, не решена проблема фенольного жилья (построенного из недоброкачественных строительных материалов). Обеспеченность жильем в ХМАО на 20% ниже средней по стране и составляет только 16,7 кв. м на человека, а в более молодых городах (Нягань, Лангепас, Пыть-Ях), Белоярском и Нижневартовском районе - 12–14 кв. м на человека. При этом, как отмечено выше, большие средства расходуются на статусные сооружения, особенно в Ханты-Мансийске – культурные, спортивные центры, аэропорт – которые даже в отдаленной перспективе не будут использоваться на плановую мощность.

Тем не менее, как говорится, «не всё так плохо». ХМАО – единственный в России пример автономного округа, экономически более развитого и имеющего большую численность населения по сравнению со своей «материнской» территорией (Тюменской областью) – 1,5 млн. человек в ХМАО против 1,3 млн. человек в Тюменской области (на начало 2006 года). Такое положение сложилось только в 1990-е годы, когда нефтедобывающий округ смог использовать преимущества самостоятельного распоряжения финансовыми ресурсами. Объем ВРП ХМАО в 8 раз больше, чем Тюменской области (без автономных округов), в 1,5 раза превышает ВРП всего Дальнего Востока и практически равен Южному федеральному округу. Но большая часть произведенного продукта перераспределяется федеральным центром, поэтому фактическое конечное потребление домохозяйств ХМАО составляет только 15% ВРП (в среднем по субъектам РФ – 61%). При этом инвестиции в развитие экономики округа очень велики: по объему инвестиций в основной капитал ХМАО уступает только столице страны, причем почти 70% инвестиций приходится на частных собственников. В отраслевом разрезе доминируют инвестиции в промышленность, так как крупные нефтяные компании вкладывают значительные средства для обеспечения роста нефтедобычи.

Как и во всех северных регионах, уровень экономической активности населения округа значительно выше среднего по стране. Тем не менее, из-за монопрофильности экономики рынок труда ХМАО более сильно реагирует на любые изменения, как негативные, так и позитивные. Поскольку ХМАО уже стал обжитой территорией, в которой жизнь серьёзно обустраивается, ему крайне необходимо наращивать постиндустриальные функции для стабилизации развития. Структура занятости должна меняться в сторону сервисной экономики, развития деловых и потребительских услуг, иначе при новых потрясениях на мировом рынке нефти социальные проблемы в ХМАО будут намного более острыми, чем в стране в целом .

Прежде всего, в проектах диверсификации экономики округа предполагается развивать горнорудный кластер, так как помимо нефти недра округа крайне богаты разнообразными твёрдыми полезными ископаемыми. Так, на территории ХМАО находятся залежи сверхчистого кварцевого песка (служащего сырьём для производства полупроводников), также здесь подтверждены крупнейшие промышленные запасы угля (650 млн. тонн), железной руды (550 млн. тонн), хромовых руд (15 млн. тонн), медных руд (20 млн. тонн), есть значительные объёмы бокситов, марганца, золота, урана и других ископаемых.

Следующим перспективным направлением в диверсификации экономики ХМАО является нефтехимическая промышленность – ведь в области добываются большие объёмы нефти, и будет логичным перерабатывать хотя бы часть сырья в регионе. На настоящий момент имеется два проекта – строительство завода по выпуску высококачественного дорожного битума (мощность более 100 тыс. тонн битума в год) на базе Ваньеганского месторождения тяжёлой нефти, а также строительство ГПЗ (в районе г. Сургут) по переработке попутного газа в метанол. Ещё одним направлением диверсификации экономики ХМАО является лесопромышленный комплекс – в регионе планируется строительство крупного ЦБК, кроме этого развиваются и более мелкие предприятия по переработке древесины. И, наконец, ещё одно важное направление развития экономики ХМАО – инновации и, в частности, разработка информационно-космических технологий. В этой области наиболее активно работает Югорский НИИ информационных технологий.

Что же касается проектов непосредственно в сфере нефтедобычи, то, следуя оптимистичным прогнозам правительства ХМАО, в ближайшие годы добыча в регионе будет расти. Это, конечно, обнадёживает, но существуют и нерешённые вопросы. Например, как при существующих условиях (когда все серьёзные рычаги влияния на формирование дальнейшей динамики нефтедобычи в округе к настоящему времени в значительной степени исчерпаны) добиться спрогнозированных результатов? Ведь для этого нужно, во-первых, сохранить достигнутые в 2006 году объемы эксплуатационного бурения в целом по ХМАО, значительно увеличив их по новым крупнейшим месторождениям (Приобское, Южно-Приобское, Тайлаковское, Приразломное, Салымская группа и другие). Во-вторых, улучшить использование пробуренного фонда скважин. Поскольку если, к примеру, в ОАО «Сургутнефтегаз» в конце 2006 года на одну неработающую скважину приходилось более 12 работающих, то в ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» – 6,5, а в «ТНК-ВР Менеджмент» (в ХМАО) – всего лишь 1,4 скважины. В целом доля неработающего фонда скважин по округу должна быть доведена до 10% (сейчас, например, по месторождениям ТНК-ВР Менеджмент она превышает 40%.). Также важно запустить механизм передачи месторождений из нераспределенного фонда недр на территории ХМАО недропользователям. Это позволит ввести в оборот около 800 млн. тонн запасов нефти. Также важно внести в налоговое законодательство России поправки, реально стимулирующие ввод в промышленную эксплуатацию новых, неразбуренных запасов в старых освоенных нефтедобывающих районах страны, к которым как раз относится ХМАО.

Экспорт жидких углеводородов останется в ближайшем будущем основным источником внешнеторговых валютных поступлений и, следовательно, основным источником финансирования ХМАО.

С одной стороны, это источник экономического лидерства территории, а с другой стороны, концентрирует подавляющую часть всех доступных материальных, финансовых, трудовых ресурсов, деформирует экономическую систему региона и испытывает неуправляемое влияние конъюнктуры мировых рынков. Несомненной угрозой является увеличение доли топливно-сырьевого сектора, формирование экономической модели, основанной на экспорте топлива и сырья и импорте оборудования, продовольствия и предметов потребления, что может привести к завоеванию внутреннего рынка России иностранными фирмами .

Прочие отрасли специализации представлены преимущественно предприятиями начальной стадии технологического цикла, занимают незначительное место в структуре экономики округа. Противоречивость текущего положения и неопределенность перспектив развития основных отраслей хозяйственной специализации существенно ограничивает возможности развития округа


Заключение

Таким образом, у Ханты-Мансийского автономного округа существуют практически все условия для дальнейшего развития – и сырьё (причём разнообразное), и проекты по добыче и переработке этого сырья, и, главное, желание руководства округа наконец-то выйти из «нефтегазовой колеи» путём диверсификации своей экономики. Так что теперь, как говорится, «осталось дело за малым» – осуществить задуманное, то есть всё-таки превратить экономику региона в многопрофильную и таким образом менее зависящую от мировых цен на нефть.


Список использованной литературы .

1. Всероссийский экономический журнал "ЭКО" № 12, 2004 г.

2. «Концепция национальной безопасности Российской Федерации», утвержденная Указами Президента РФ от 17 декабря 1997 г. №1300 и от 10 января 2000 г. № 24

3. Крючина Л.И. Тенденции, проблемы и перспективы развития

1. Состав народнохозяйственного комплекса России. Основные направления развития народнохозяйственного комплекса ХМАО-Югры

Экономика представляет собой единый комплекс отрасли, он состоит из сфер отраслей и секторов экономики. Сфера экономики материальное производства и не материальное производство.

Отрасли экономики это группы предприятия, которое характеризует однородной продукции и т.д.

Межотраслевые комплексы

Сектора экономики 4‑и сектора;

1. сектор домашнего хозяйства

2. сектор промышленного предприятий; финансовые п/п банки; не финансовые п/п оказывают услуги

3. сектор государственных учреждений судебные, законодательные

4. внешний сектор п/п не резиденты, военные базы, консульства.

ХМАО – Югра, нефтегазовый комплекс, строительная индустрия, лесная, связи, торговая, ЖКХА.

Народное хозяйство состоит из элементов сфер, сфер и отраслей и секторов экономки.

Сфера – сточки зрения участие национального дохода общественного производства подразделяется на две крупные сферы материальное производства и нематериально производства

– Материальное производство – относит к промышленности, торговле, С/Х, транспорта, связи (Не все) обслуживающие производства сферу.

– Нематериальное производство – сфера относит жилищно – коммунальное хоз., образование, культура, искусство, наука, опара-то организованное управление.

Сферой экономики подразделяется на специализированные отрасли.

Отрасль – это группа качественно однородно хоз. оценку характеризует особыми условиями…. в системе общественного труда однородной продукции выполняющую общую функцию национального хозяйства.

Для удовлетворения растущих потребностей возникает объединение различных п/п как внутри отрасли так п/п в других отраслях что приводит к меж отраслевым комплексам.

Меж отраслевой комплекс – характеризуется взаимодействий в различных отраслях и их элементов различной стадии производства и его продукта.

Сектора экономки – составные элементы народного хозяйства, комплекса могут быть с группированы по различным признака экономического сектора.

Под сектором понимаются совокупность инструкции единицы имеющие исходные экономические цели, функции поведения.

1) сектор домашних хозяйств – включает потребляющие единицы т.е.……

2) сектор промышленного п/п – финансовые п/п, и нефинансовые п/п.

3) сектор финансовых п/п – охватывает п/п занятые финансовым посредничеством

4) сектор нефинансовые п/п – объединяет п/п занимающиеся производством товаров и услуг с целью прибыли.

5) Государственные учреждения – это совокупность органов законодательной, исполнительной и судебной области фондов социальной обеспеченности.

6) Внешний сектор – это совокупность …….

2. Предпринимательская деятельность предприятия. Поддержка предпринимательства и развитие конкуренции в ХМАО – Югра

Предприниматели – это хоз. субъекты функции которые являются реализаторами нового ведения осуществление новых комбинаций.

Под предпринимательством понимается деятельность осуществляется частными лицами предприятиями или частным лицом по производству оказание услуг.

– самостоятельность и неизвестность

– экономическая заинтересованность

– хоз. риск и ответственность

Условия функции предпринимательства;

– экономические условия – для нормальной деятельности предпринимательства формируется рыночная инфраструктура

– инфраструктура – это множество организаций с помощью которого предприниматели могут участвовать взаимно отношения и приводит коммерческие операции.

– социальные условия – стремление покупателей приобретать товары отвечающим вкусам и моде.

– правовая среда – наличие законов регулирующих предпринимательскую деятельность создающие блага приятные условия для её развития.

1. Необходимость защитить фирмы друг от друга, для предотвращения не добросовестной конкуренции.

2. Необходимость защита потребителей от недобросовестных производителей.

3. Необходимость защиты высших интересов общества от разнусталости предпринимателей.

Предпринимательская деятельность образуется идеи развиваются без юридического лица.

Предприниматели без образования юридического лица – осуществляется частными предпринимателями прошедшими государственную регистрацию.

Юридическое лицо – это организация которая имеет собственность хозяйственной ведении или оперативном управлении обособленное имущество, отвечает по обязательством может быть истцом и отвечает в суде.

Юридические лица характеризуется признаками;

1. имущество обособлено самостоятельно баланса у коммерческом предприятия или самостоятельной сметы у не коммерческих п/п.

2. самостоятельная имущественная ответственность.

3. самостоятельное выступление в гражданском обороте.

4. организационное единство наличие устойчивой структуры закрепленный в учредительных документов.

5. наличие счета в банке.

6. наличие печати.

Поддержка предпринимательской деятельности ХМАО – Югра

Фонд развития предпринимательской деятельности

Торговая политика отстаивает интересы бизнеса, налаживает взаимно отношения.

3. Имущество и капитал предприятия

Имущество п/п – это материальные и не материальные элементы используемые п/п в производственной деятельности.

Имущество п/п – обособленности имущества его учредители и участников и работников

В состав имущества определят материальное имущество и не материальные элементы.

Материальные вещества – здания, машины, готовые изделия, денежные средства, земельные участки.

Не материальные элементы – они создаются в процессии жизни деятельности репутация фирмы, круг постоянных клиентов, название фирмы и использование товарных знаков, квалификация персонала, патентованные способы производства, ноу – хау, контракты.

Капитал предприятия

Различают капитал реальный – существует форме средств…

Денежный форме денег.

Средства обеспечив деятельности п/п – обычно делятся на собственные и заемные. Собственный капитал – стоимость имущества п/п находящегося в его собственности.

Заемный капитал – привлекается п/п состираны в виде кредитов финансовой помощи, сумм полученных под залог и др., внешних источников на конкретный срок, на определенный срок, под какие-то.

Минимальный размер – установленного капитала ЗАО составляет 100 минимальных размеров оплаты труда а у ОАО 1000 минимальных размеров оплаты.

Капитал – это деньги пущенные в оборот и приносящие доход от этого оборота.

Оборот денег – осуществляется путем вложения в предпринимательских передачу в суду, передачей в наем.

Предпринимательский капитал – вложения в различные п/п в прямом и портфельном инвестиций.

Судный капитал – это денежный капитал представленный в суду на условиях срочности, и платности и возвратности.

Структурный капитал состоит из денежных средств которая направляется на формирование основных фондов, нематериальных активов оборотных фондов, фондов обращения.

4. Экономическая сущность и классификация основных фондов

Основные производственные фонды п/п – это стоимостное выражение средств труда главными определенными признаками выступает срок использования (длительный период) и способ перенесения стоимости на создаваемый продукт (по частям, по мерам).

Износ учитывает установленную норму сумм которых включает в себестоимость продукции.

Экономическая сущность основных фондов заключается в том что едино – временно сбалансируется стоимость, переходя из денежной формы в натуральную товарную и снова денежную.

Основные производственные фонды п/п – это часть средств труда участвующая во многих производственных циклах сохраняющая свою натуральную форму и переносящая стоимость продукт частями по мере износа.

Закон воспроизводства основного капитала выражается в том что в нормальной экономики условие его стоимости в веденное производства полностью восстанавливает, обеспечивает возможность для постоянного технического обоснования средств труда.

Важнейшим показателем воспроизводства и оборота основных фондов прироста обновления и убытия.

Коэффициент прироста;

К при = ОПФ введ

ОФ н.г.

Коэффициент прироста отражает увеличение основного капитала да рассматривает период и исчисляемого как вновь веденных основных фондов к их стоимости на начала года.

Коэффициент обновления он характеризует степень обновление средств производств и рассчитывается как отношение средне годового в новь веденных их стоимости на конец года.

К об. = ОПФввед

Коэффициент выбытия – отношение стоимость выбывшие основного фонда к отношению их стоимости начала года.

К выбы = ОПФ введ

1. Классификация основных фондов по сфере деятельности.

2. По секторам и отраслям на родного хозяйства.

3. Функционально видовая классифицирована позволяет получить информацию о важнейшем качестве изменений происходя в экономическом плане п/п.

Действующая классификация 10 групп;

1. Здания (жилые здания)

2. Сооружения (нефтегазовые скважины, мосты, гидра технические сооружения)

3. Передаточные устройства (все труба проводы, лини электра передач)

4. Машины и оборудования

5. Транспортные средства

6. Инструменты, производственный и хозяйственный инвентарь.

7. Продуктивный стол.

8. Многолетние растения.

9. Другие виды основных фондов.

Структура основных производственных фондов;

Структурно – удельный вес от дельных видов обще совокупность рассчитывается %.

В зависимости от степени участи создании продукта основные фонды деятельности на активную и пассивную часть, к активной части относятся те основные фонды которые непосредственно задействованы в производстве; Пассивные – обеспечивают нормальное функционирование активных элементов основных средств фондов.

5. Виды оценки, методы переоценки основных фондов

Учет и планирование основных фондов – ведутся в натуральной и денежной форме при оценки основных фондов в натуральной формы учитывает их количество размер производство площадей и др., количественных показателей, с этой целью производят инвентаризацию и паспортизацию оборудования.

Денежная или стоимостная оценка – для планиров. Расширенного воспроизводства основных фондов степени износа и размера амортизации отчислений.

Базовыми видами оценок основных фондов яв. первоначальная, восстановительная, и остаточная, стоимости.

Полная первоначальная стоимость представляет собственную сумму фактических затрат в действующих ценах на приобретения или создание средств труда на транспортировку, установления и монтаж машины и оборудования. По первоначальной стоимости основных фондов стабилизируются на балансе п/п по ней же начисляется амортизация.

Восстановительная стоимость выражает оценку воспроизводства основных фондов в современных условиях на момент переоценки.

Остаточная стоимость – это полная первоначальная стоимость или полная восстановительная стоимость за минусом начального износа.

Ликвидная стоимость – это возможная выручка от реализации ликвидируемого имущества.

Балансовая стоимость – это стоимость по которой основной фонд учитывается в балансе п/п по данным б/у от их начисления и движения.

Переоценка основных средств может производится двумя методами; экспертными и с помощью системы индексных цен. При экспертном методом на п/п создаются комиссии из числа наиболее опытных специалистов; которые производят переоценку.

При индексной переоценки балансовая стоимость умноженная на индекс цены, установленный для данной группы основных фондов.

6. Износ и амортизация основных фондов

Амортизация начисляется по готовым нормам в % от первоначальной стоимости.

1. Пропорциональные – они характеризуется тем что ежегодно всего срока функционирует амортизационные отчисления рассчитываются по одной и той же норме в% первоначальной стоимости.

2. Методы ускоренной амортизации – во основном часть начислений …….

А) Равномерно прямолинейный

Н амар = ГВ * 100%

НВ

Н амор – Норма амортизации

ГВ – Годовая Выработка

НВ – Норма Выработки

Пропорциональные методы начисление амортизации?

Пропорциональным методом относится

А) Равномерно прямолинейный

Б) Начисление износа в зависимости от установленного срока службы средств труда.

В) Начисление амортизационной в зависимости от объема производства работы.

Н амар = ГВ * 100%

Н амор – Норма амортизации

ГВ – Годовая выработка

НВ – Норма выработки

Ускоренные методы начисление амортизации?

Метод исчисления ускоренной амортизации;

1. твердо фиксированный службы труда

Н амар = 1 *100%

n – количество лет

2. Метод уменьшающейся остатка при удвоенной норме, амортизации начисляется по удвоенной норме в% остаточной стоимости

Примет стоимость оборотов составила 24 мили. Годовая норма амортизации 5% рассчитать сумму амортизации сумму за 3 года.

2) 216 – 10 = 2,2

3) 194 – 10 = 1,9

3. Метод аккумуляционный (метод суммы чисел) сочетает в себя первых методах в нем нормируется срок службы…. норма износа первые годы эксплуатации

Пр: срок службы основных фондов 6 лет, не обходимо рассчитать годовые нормы.

Срок службы

Количество лет записана в обратную сторону

Норма амортизации

7. Показатели использования основных фондов

Все показатели использования ОФ могут быть объединены в три группы:

1) показатели экстенсивного использования ОФ, отражающие уровень использования их по времени;

2) показатели интенсивного использования ОФ, отражающие уровень их использования по мощности (производительности);

3) показатели интегрального использования, учитывающие совокупное влияние всех факторов.

К первой группе показателей относятся: коэффициент экстенсивного использования оборудования, коэффициент сменности оборудования, коэффициент загрузки оборудования, коэффициент сменного режима времени работы оборудования.

Коэффициент экстенсивного использования оборудования (КЭКС) рассчитывается по формуле:

Где Т ОБОР.Ф фактическое время работы оборудования, ч;

Т ОБОР.ПЛ – время работы оборудования по норме, ч.

Экстенсивное использование оборудования характеризуется коэффициентом сменности его работы, который определяется как отношение общего количества отработанных оборудованием данного вида в течение дня станко – смен к количеству станков, работавших в наибольшую смену.

Исчисленный таким образом коэффициент сменности показывает, во сколько смен в среднем ежегодно работает каждая единица оборудования.

Основные направления повышения сменности работы оборудования: повышение уровня специализации рабочих мест; повышение ритмичности работы; снижение простоев, связанных с недостатками в организации обслуживания рабочих мест; лучшая организация ремонтного дела; механизация и автоматизация труда.

Коэффициент загрузки оборудования также характеризует использование оборудования во времени. Рассчитывается он как отношение трудоемкости изготовления всех изделий на данном виде оборудования к фонду времени его работы.

На основе показателя сменности работы оборудования рассчитывается коэффициент использования сменного режима времени работы оборудования.

Он определяется делением достигнутого в данном периоде коэффициента сменности работы оборудования на установленную на предприятии продолжительность смены.

Коэффициент интенсивного использования оборудования определяется отношением фактической производительности основного технологического оборудования к его нормативной производительности. Для расчета показателя используют формулу:


где В ф – фактическая выработка оборудованием продукции в единицу времени;

В н – технически обоснованная выработка оборудованием продукции в единицу времени.

Коэффициент интегрального использования оборудования определяется как произведение коэффициентов интенсивного и экстенсивного использования оборудования и комплексно характеризует эксплуатацию его по времени и производительности:

Результатом лучшего использования основных фондов является прежде всего увеличение объема производства.

Поэтому обобщающий показатель эффективности основных производственных фондов должен строиться на принципе соизмерения произведенной продукции со всей совокупностью примененных при ее производстве основных фондов.

Это будет показатель выпуска продукции, приходящийся на 1 руб. стоимости основных фондов, – фондоотдача. Для ее расчета используется формула:

где Т – объем товарной или реализованной продукции, руб.;

Ф – среднегодовая стоимость основных производственных фондов.

Среднегодовая стоимость основных производственных фондов определяется так:

где Ф 1 – стоимость основных производственных фондов предприятия на начало года, руб.;

Ф ввод; Ф выб. – стоимость вводимых (выбывающих) в течение года основных производственных фондов;

п 1 п 2 – количество полных месяцев с момента ввода (выбытия).

Фондоемкость продукции – величина, обратная фондоотдаче. Она показывает долю стоимости основных фондов, приходящуюся на каждый рубль выпускаемой продукции. Если фондоотдача должна иметь тенденцию к увеличению, то фондоемкость – к снижению.

Эффективность работы предприятия во многом определяется уровнем фондовооруженности труда, определяемой стоимостью основных производственных фондов к числу рабочих предприятия.

Эта величина должна непрерывно увеличиваться, т. к. от нее зависит техническая вооруженность, а следовательно, и производительность труда.

Другим важнейшим показателем эффективности работы основных фондов является фондорентабельность, которая представляет собой общий уровень рентабельности фондов, характеризующей, сколько прибыли получено на 1 руб. основных фондов. Она определяется по формуле:


где П – прибыль от реализации, руб.

ОПФ – среднегодовая стоимость основных производственных фондов, руб.

8. Состав и классификация оборотных средств

Оборотные средства – это денежные средства авансированные в оборотные и производственные фонды и фонды обращение.

Оборотные фонды – это часть средств производства которое расходуют в каждом производственном цикле и их стоимость переносится на производстве продукции целиком и сразу оборотные фонды теряют свою потребительскую стоимость по мере их производства потребители.

Новая потребительская стоимость возникает виде выработанной из них продукции.

Оборотные фонды

1. производят запасы – сырье, материалы, топливо, горючие, покупные полу фабрикаты и др.

2. Незавершенное производство и полуфабрикаты собственного производства. Предметы труда вступившие в процесс незаконченные производствам в одних цехах и подлежащие дальнейшей обработки в других цехах.

3. Расходы будущих периодов – это затраты которые производят в данном периоде но относят продукцию выпускаемою в будущем периоде.

Фонды обращения

Обсуживающую сферу обращения и включая в свой состав готовую продукцию к реализации но не реализов. продукцию денежные средства и средства в расчетах.

Обычно выделяют 2 группы средств отличающихся по степени планирования – это нормируемые и не нормируемые.

– Нормирования – установление экономически обоснованных норм запасов необходимы для нормы п/п. К числу нормируемым относится оборотные производственные фонды готовую продукцию.

Фонды обращения не нормируемые.

Источники формируется оборотных средств.

Собственные, заемные, и привлеченные.

– Собственные – прибыл, и устойчивые пассивы

Устойчивыми называются пассивы которые постоянно используют обороте хотя не принадлежат ему.

– Переходящая задолженность по заработной плате (устойчивы пассив)

– залог за возвратную карту

– заемные средства основной источник кратко срочный кредит

– Привлеченные средства – это кредиторская задолженность всех видов а так же средства целевого финансирования по их назначению.

9. Определение потребности предприятия в оборотных средствах

Целью нормирования является определение рациональных распределений оборотных средств вовлекаемых в определенный срок.

– нормирования оборотных средств осуществляется в натуральных и денежном выражении

Этапы нормирования

1. Разрабатываются нормы запасов по каждому нормированию оборотных средств.

2. Норма – это относительная величина соответствующего объёма запасов каждого элементов, срока установленного в днях…… и означает длительность периода обеспеченности данными и материальными ценностями

3. Рассчитывается однодневный расход материальных ценностей

Методы нормирования.

1. методы прямого счета аналитический, коэффициентный.

Метод прямого счета – предусматривает расчет запасов по каждому элементу оборотных средств с учетом всех изменений уровня организационно технического.

Аналитический – применяется в случае когда не предусматривает суметь изменить в условиях работы п/п по сравнению предшествующим периодом.

Коэффициентным – норматив определяется на базе норматива, предшествующего норматива при внешнем изменении, учета снабжение.

Нормирование материалов – норматив оборотных средств по запасам сырья основных материалов и покупных полуфабрикатов исчисляя на основании среднего ежедневного расхода и средней нормы запасов дня.

Норма запасов оборотных средств по каждому виду или одни ……… материалов время пребывание текущей (t) Страховом (с) транспортном, технологическом, подготовительным запасам.

Н = Р * (Т + С + Т Р + Т ст + П)

(Т) текущий запас – основной вид запаса необходим между двумя очередными поставками.

(С) страховой запас – 50% текущего запаса

(Т р) транспортны запас – создается сроков груза оборота в сравнение со сроком документооборота.

(Т ст) технологические запасы – создается в тех случаях когда данный вид сырья создается….

(П) подготовительный запас – связан с необходимостью приемки разгрузки сортировки и складировки производственных запасов.

(Р) норма запасов

Нормирования не завершенного производства

От объема и сосав производства продукции, длительно производственного цикла себестоимости продукции и характерно нарастание затрат в процессе производства.

Все затраты в процесс производстве подразделяется на едино временного и нарастающего.

К единовременному – относятся затраты производимые в самом начале, все остальные затраты считаются на нарастающие.

Н = S * q * T ну * K нз

S – нормирование оборотных средств не завершенном производстве.

S – себестоимости ед. продукции.

q – объем выпуска продукции

Т ну – длительность производственного цикла

К нз – коэффициент нарастание затрат

Т н – число дней в периоде.

10. Показатели эффективности использования оборотных средств

Оборотные средства находятся в постоянном движении совершают круга оборот.

Круга оборот денежных средств начиная с момента оплаты материального ресурса и заканчивается возвратом этих затрат в виде выручки реализации время в течении которые происходит полный круга оборот оборота средств называется периодом оборотных средств.

Данный показатель характеризует среднюю скорость оборотных средств.

3 – и основных показателя

1. Коэффициент оборачиваемости

К о = Рн

Р н –

СО – средний остаток оборотных средств

Характеризует число круга оборотов совершаемых оборотных средств п/п за определенный период или показывает объем реализованной продукции приходящиеся на 1 рубль оборотных средств.

2. Коэффициент загрузки оборотных средств его величина оборота коэффициент оборачиваемости характеризует сумму оборотных средств затрачены на 1 рубль.

К 3 = СО

3. Длительность одного оборота в днях определенного деления количества дней в периоде на коэффициент оборачиваемости.

Т = Д

Пути ускорения оборачиваемости, оборотных средств

1. на стадии создания производственных запасов это внешние обоснованные нормы запаса.

Приближение поставки сырья потребителям развитие длительных прямых связей. Комплексная механизация и автоматизация, складского хозяйства.

2. на стадии не завершенного производства ускорение и внедрение достижений научно – технического процесса. Развитие стандартизации унификации. Совершенствования форм организации производства применение более дешевых конструктивных материалов.

Совершенствование системы экономического стимулирования, экономического использования сырьевых и топливно экономических ресурсов.

3. на стадии обращения – приближение потребителя к продукции его из уготовления и совершенствования системы расчетов увеличение объема продукции по прямым связям

Тщательным и свое временным подборка отгружаемая продукция по партиям, транзитной норме и отгрузка в соответствии с заключенными договорами.

11. Понятие и виды затрат предприятия

Понятия затрат п/п существует различается в зависимости от их экономических назначений.

По воспроизводственному признаку затраты п/п подразделено на 3 группы

1. затраты на производство и реализацию продукции образует себестоимость

2. затраты на расширение и на обновление производства, крупные едино временные вложения капитального характера.

3. затраты на социально культурные жилищно – бытовые и иные аналогичные нужды п/п

Издержки производства – это стоимость использования факторов производства, величина издержки от объема затраченных ресурсов и цены. Различают издержки внешние и внутренние. Внешние издержки (денежные или явные) – это альтернативные издержки принимающие формы денежных платежей сделанные фирмы поставщика фактором производства. Внутренние издержки (не явные или ликвидные) они отражают использование производственных ресурсов принадлежащие владельцам предпринимательские земли труда, не материальные активы.

Экономические издержки – внешние и внутренние издержки. Бухгалтерские издержки – это внешние издержки п/п. затраты на производство и реализацию продукции классифицируются

1. по роли в процессе производства делятся на основные и накладные. Основные затраты непосредственно формируют создаваемый продукт составляет его физическую основу. Накладные затраты с обслуживающим процессом производства.

2. по способу включения себестоимости продукции. Затраты делятся на прямые и косвенные.

3. по зависимости затраты от изменения объема выпускаемой продукции.

4. по способам учета затраты подразделяются на простые и комплексные – собираемые группы по функциональной роли в процессе производства либо по месту осуществления затрат.

5. по срокам использования в производстве различают каждодневный или текущие затраты и единовременные затраты.

12. Себестоимость продукции

Себестоимость продукции – один из важнейших экономических показателей деятельности промышленных предприятий и объединений, выражающий в денежной форме все затраты предприятия, связанные с производством и реализацией продукции. Себестоимость показывает, во что обходится предприятию выпускаемая им продукция.

В себестоимость включаются перенесенные на продукцию затраты прошлого труда (амортизация основных фондов, стоимость сырья, материалов, топлива и других материальных ресурсов) и расходы на оплату труда работников предприятия (заработная плата).

В соответствии с определением издержек (себестоимости) производства следует различать себестоимость производства и реализации, выпуска продукции и продаж. Себестоимость выпуска (производства) продукции характеризует в денежном измерении все материальные затраты и затраты на оплату труда, которые в том или ином производстве падают на единицу и на весь объем выпускаемой продукции.

В себестоимости как в обобщающем экономическом показателе находят свое отражение все стороны деятельности предприятия: степень технологического оснащения производства и освоения технологических процессов; уровень организации производства и труда, степень использования производственных мощностей; экономичность использования материальных и трудовых ресурсов и другие условия и факторы, характеризующие производственно-хозяйственную деятельность.

Приступая к рассмотрению сложных вопросов формирования себестоимости по производству и реализации продукции (работ, услуг), необходимо рассмотреть основные положения себестоимости как экономико-правовой категории.

Хозяйственно-производственная деятельность на любом предприятии связана с потреблением сырья, материалов, топлива, энергии, с выплатой заработной платы, отчислением платежей на социальное и пенсионное страхование работников, начислением амортизации, а также с рядом других необходимых затрат.

Посредством процесса обращения эти затраты постоянно возмещаются из выручки предприятия от реализации продукции (работ, услуг), что обеспечивает непрерывность производственного процесса.

Для подсчета суммы всех расходов предприятия их приводят к единому показателю, представляя для этого в денежном выражении. Таким показателем и является себестоимость.

Себестоимость продукции (работ, услуг) является одним из важных обобщающих показателей деятельности фирмы (предприятия), отражающих эффективность использования ресурсов, результаты внедрения новой техники и прогрессивной Технологии; совершенствование организации труда, производства и управления.

Фирмы, занимающиеся производственной деятельностью, определяют издержки производства, а фирмы, осуществляющие сбытовую, снабженческую, торгово-посредническую деятельность, – издержки обращения.

Конкретный состав затрат, которые могут быть отнесены на издержки производства и обращения, регулируются законодательно практически во всех странах. Это связано с особенностями налоговой системы и необходимостью различать затраты фирмы по источникам их возмещения (включаемые в себестоимость продукции и, следовательно, возмещаемые за счет цен на нее и возмещаемые из прибыли, остающейся в распоряжении фирмы после уплаты налогов и других обязательных платежей).

В соответствии с п. 1 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость, и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. №661 (Положение о составе затрат), себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

Но, помимо затрат, прямо или косвенно обусловленных процессом производства, предприятие несет и непосредственные затраты, которые не связаны с выпуском продукции (работ, услуг) и в себестоимость, как правило, не включаются.

Виды себестоимости

Предприятие в процессе своей деятельности совершает материальные и денежные затраты на простое и расширенное воспроизводство основных фондов и оборотных средств, производство идеализацию продукции, социальное развитие своих коллективов и др.

По объему учитываемых затрат различаются три вида себестоимости:

1) цеховая себестоимость, включающая в себя затраты на производство продукции в пределах цеха, в частности прямые материальные затраты на производство продукции, амортизация цехового оборудования, заработная плата основных производственных рабочих цеха, социальные отчисления, расходы по содержанию и эксплуатация цехового оборудования, общецеховые расходы;

2) производственная себестоимость (себестоимость готовой продукции), кроме цеховой себестоимости, включает в себя общезаводские расходы (административно-управленческие и общехозяйственные затраты) и затраты вспомогательного производства;

3) полная себестоимость, или себестоимость реализованной (отгруженной) продукции, – показатель, объединяющий производственную себестоимость продукции (работ, услуг) и расходы по ее реализации (коммерческие затраты, внепроизводственные затраты). Ее реальное определение на предприятии необходимо для:

1) маркетинговых исследований и принятия на их основе решений о начале производства нового изделия (оказания нового вида услуг) с наименьшими затратами;

2) определения степени влияния отдельных статей затрат на себестоимость продукции (работ, услуг);

3) ценообразования;

4) правильного определения финансовых результатов работы, а соответственно, и налогообложения прибыли. Так, у предприятий, определяющих выручку по реализации продукции по оплаченным счетам, полная себестоимость представляла собой производственную себестоимость плюс некоторые коммерческие расходы, включаемые в себестоимость конкретных видов продукции (работ, услуг) прямым путем: транспортные расходы и расходы на упаковку.

В то же время на себестоимость реализованной продукции относились все остальные коммерческие расходы, которые подлежали отнесению на себестоимость продукции только в момент ее реализации, т.е. оплаты. Однако, после того как было установлено, что для всех целей бухгалтерской отчетности возникает в момент ее отгрузки (выполнения работ, оказания услуг), специальное выделение этих видов себестоимости потеряло смысл, поскольку понятия отгруженной и реализованной продукции стали совпадать.

Кроме того, различают плановую и фактическую себестоимость. Плановая себестоимость определяется в начале планируемого года исходя из плановых норм расходов и иных плановых показателей на этот период. Фактическая себестоимость определяется в конце отчетного периода на основании данных бухгалтерского учета о фактических затратах на производство.

Плановая себестоимость и фактическая себестоимость определяются по одной методике и по одним и тем же калькуляционным статьям, что необходимо для сравнения и анализа показателей себестоимости.

13. Трудовые ресурсы предприятия

К трудовым ресурсам относится та часть населения, которая обладает необходимыми физическими данными, знаниями и навыками труда в соответствующей отрасли. Достаточная обеспеченность предприятий нужными трудовыми ресурсами, их рациональное использование, высокий уровень производительности труда имеют большое значение для увеличения объемов продукции и повышения эффективности производства.

Кадры, или трудовые ресурсы предприятия, – это совокупность работников различных профессионально-квалификационных групп, занятых на предприятии и входящих в его списочный состав. В списочный состав включаются все работники, принятые на работу, связанную как с основной, так и не с основной его деятельностью.

Трудовые ресурсы классифицируются по участию в производственной деятельности:

1) группа промышленно-производственного персонала (ППП);

2) персонал непроизводственной сферы организаций, которые входят в состав данного предприятия.

К 1‑й группе относят работников, которые непосредственно заняты в производственных процессах, работают в цехах, отделах, лабораториях, НИИ.

Ко 2‑й группе относят тех, кто обслуживает инфраструктуру предприятия: складское, подсобное хозяйства, спортивные, медицинские учреждения.

Классификация ППП производится по характеру выполнения операций.

1. Рабочие.

1.1. Основные.

1.2. Вспомогательные.

Основные рабочие – работники предприятия, принимающие непосредственное участие в процессе изготовления продукции. Степень участия всех работников различна. Часть рабочих непосредственно занята в технологических процессах изготовления продукции, которые протекают в основных цехах предприятия.

Вспомогательные рабочие – работники, занятые обслуживанием технологических процессов: транспортировкой предметов труда, выполнением ремонтных работ, работ по подготовке производства, наладке оборудования и т.д.

Помимо нефтегазовой отрасли немаловажную роль для обеспечения экономически сбалансированного ведения хозяйства в округе развиваются и другие отрасли производства. За последние пять лет в округе значительно улучшилось положение с развитием ряда жизненно важных отраслей экономики. Так, по итогам 2006 года увеличение темпов производства к уровню 2005 года отмечается по следующим видам деятельности:

· добыча топливно-энергетических полезных ископаемых - 103,2%;

· добыча гравия, песка и глины - 175,7%;

· производство и распределение электроэнергии - 105,2%;

· обработка древесины и производство изделий из дерева - 117,4%;

· производство металлических изделий - 125,2%;

· издательская и полиграфическая деятельность - 117,1%;

· по выпуску химических продуктов - 102,4%;

· по производству резиновых и пластмассовых изделий - 109,6%

Одним из основных показателей финансово-хозяйственной деятельности региона являются отчисления налоговых сборов. Они весьма значительны. По объемам поступления в бюджет налоговых платежей ХМАО занимает второе после Москвы место.

Основные показатели работы промышленного сектора экономики округа за 2006 год

Таблица 2

Наименование показателя

Объем производства

Добыча полезных ископаемых

1499,9 млрд. руб.

Обрабатывающее производство

37,3 млрд. руб.

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

76,2 млрд. руб.

Производство электроэнергии

69,7 млрд. кВт. ч.

Добыча нефти

275,3 млн. тонн

Добыча газа

29,0 млрд. м 3

Производство пиломатериалов

397,2 тыс. м 3

Строительство жилых домов

620,4 тыс. м 2

Оборот розничной торговли

172,4 млрд. руб.

Электроэнергетика

В Ханты-Мансийском автономном округе создан один из крупнейших в стране электроэнергетических комплексов. Сургутские ГРЭС-1 и ГРЭС-2 являются крупнейшими в Европе производителями электроэнергии. Нижневартовская ГРЭС и Сургутские ГРЭС работают на попутном газе. Энергосистема округа отдает электроэнергию на федеральный оптовый рынок в 57 энергосистем России и экспортирует в 5 государств (Латвия, Украина, Молдавия, Казахстан, Белоруссия). Протяженность ВЛ 35-500 кВ, проходящих по территории округа, составляет более 12 тыс. км по трассе. Трансформаторных подстанций напряжением от 110 до 500 кВ - 381 шт., напряжением от 10 до 35 кВ-2000 шт.

Лесопромышленный комплекс

Традиционной статьей экспорта округа является продукция лесной и деревообрабатывающей промышленности. По совокупности предпосылок лесной комплекс округа имеет хорошие перспективы развития, что определяется географическим положением округа, сырьевой базой, высокой обеспеченностью топливно-энергетическими ресурсами. Основные районы-экспортеры продукции лесной промышленности - Советский, Кондинский и Октябрьский.

Лесопромышленный комплекс Ханты-Мансийского автономного округа представлен лесозаготовительной и деревообрабатывающей промышленностью. В округе налажено производство строительных материалов (оконные и дверные блоки, перила, лестничные марши), производство строганного погонажа (половая рейка, доска обшивная, наличники, плинтус, фигурная рейка), мебельное производство. Лесозаготовками в округе занимаются более тридцати крупных и средних лесозаготовительных предприятий. С начала 90-х годов XX века объем заготовки древесины ежегодно снижался. Произошел разрыв существующих экономических связей, традиционные рынки сбыта были потеряны. В настоящее время налажен выпуск более качественной, конкурентоспособной продукции. Предприятия, сумевшие приспособиться к новым рыночным условиям, проводят замену старого изношенного оборудования новым на базе прогрессивных технологий. Но в то же время медленнее идет техническое переоснащение лесозаготовительных предприятий, что в дальнейшем может послужить одним из ограничивающих факторов увеличения объемов производства в деревообработке. Нехватка сырья для деревообрабатывающей промышленности уже ощущается в Сургутском и Нефтеюганском районах. Из-за удаленности региона от потребителей древесного сырья заготовка и поставка его по причине высоких транспортных расходов стала нерентабельной. Поэтому вопросы увеличения в округе объемов переработки древесины за счет строительства новых предприятий имеют для лесопромышленного комплекса округа первостепенное значение. Ханты-Мансийский автономный округ - Югра занимает лидирующие позиции среди регионов Российской Федерации:

Сельское хозяйство.

Перестройка общественно-экономических отношений в аграрном секторе привела в последние годы к ухудшению положения в отрасли. Сократилось число предприятий, занятых производством сельскохозяйственной продукции. Не получило должного развития и фермерское хозяйство. В период 90 - 97 годов XX века, положение сельского хозяйства в округе постоянно ухудшалось. Основные показатели и объемы производства снижались, а плачевное положение отрасли усугублялось постоянным недофинансированием. Но на фоне общего, катастрофического по масштабу кризиса сельского хозяйства страны, состояние предприятий аграрного сектора округа выглядело относительно удовлетворительно. Это объясняется хорошим положением округа в целом, северной спецификой деятельности, а так же тем, что сельское хозяйство никогда не занимало ведущих позиций в экономике округа.

В настоящее время аграрный сектор округа из года в год наращивает объемы производства продукции. Он включает 117 предприятий и 720 крестьянских (фермерских) хозяйств.

Посевные площади округа занимают 11,3 тыс. га. Основные отрасли растениеводства в округе - картофелеводство и овощеводство. Валовой сбор картофеля - 22692 центнера, овощей - 140000 центнеров. Большая часть картофеля и овощей выращивается в личных подсобных и фермерских хозяйствах. Производством овощей в закрытом грунте занимаются в подсобных хозяйствах Сургута, Урая, Югорска и Сургутского района. Картофель выращивают АО" Крестьянский двор", совхоз "Реполовский" Ханты-Мансийского района.

Преобладает на селе частная форма собственности. Добычей и переработкой рыбы занимаются более 60 предприятий. Около 20 видов пищевой рыбопродукции выпускают рыбокомбинаты и рыбозаводы. Наиболее крупные из них: ОАО "Сибирская рыба", МУП "Октябрьский рыбозавод", ОАО "Сургутский рыбокомбинат", ПК "Березовская рыболовецкая артель". Площадь водоемов, в которых ведется промышленный вылов рыбы в регионе, составляет 5,8 млн. га. Основа улова - щука, карповые, окуневые породы рыб. Вылов ценных сиговых пород рыб составляет 10 % от общего улова. Ханты-Мансийский автономный округ занимает лидирующее положение среди северных автономных округов России по клеточному звероводству. В двадцати хозяйствах выращивают серебристо-черных и рыжих лис, песцов, норку, ежегодно реализуют более 30 тысяч шкурок. Ведущие звероводческие хозяйства: совхоз "Казымский", национальная компания "Велпас", совхоз "Карымский", АО " Кондинский КЗПХ".

Животноводством занимаются более 60 предприятий. До 70% молока производится муниципальными и подсобными сельскохозяйственными предприятиями. Построены и действуют цеха по переработке продукции животноводства в МУП "Агроника", МУП "Совхоз Северный", АО "Совхоз Кондинский".

Основа птицеводства округа - это 6 птицефабрик с общим поголовьем 30000 кур-несушек. Население округа ежегодно получает более 40 млн. штук яиц.

Область распространения того или иного вида хозяйствования зависит от климатической зоны и привязана к природным ресурсам. Оленеводством занимаются в двух совхозах - "Саранпаульском" и "Казымском". Наибольшее развитие оно получило в Березовском и Белоярском районах. Именно в этих районах находятся два крупнейших оленеводческих хозяйства - Саранпаульское и Казымское. Кроме того, небольшие стада оленей имеются в Сургутском, Нижневартовском и Ханты-Мансийском районах. Снижение поголовья оленей характерно для общественного сектора производства. В частном секторе, в отличие от общественного, отмечается рост численности поголовья. Причем тенденция роста поголовья оленей в частном секторе сохраняется. В оленеводстве заняты преимущественно представители коренных малочисленных народов Севера. Само сохранение и развитие оленеводства рассматривается в настоящее время с точки зрения сохранения коренных малочисленных народов Севера. В оленеводческих хозяйствах на 01 января 2006 года насчитывается 27,5 тыс. голов оленей, из них в частных хозяйствах - 13,6 тыс.

Динамика поголовья оленей в Ханты-Мансийском автономном округе -Югре (тыс. гол.)

Рис. А

Динамика развития форм оленеводства в Ханты-Мансийском автономном округе -Югре (тыс. гол.)


Рис. Б

Как показано в таблице 3 в настоящее время в автономном округе оленеводством занимаются 2 государственных унитарных предприятия и 556 семей: ОАО “Казымская оленеводческая компания” муниципального образования г. Белоярский и ГУП “Саранпаульский” муниципального образования Березовский район.

Муниципальные и частные субъекты хозяйствования в сфере оленеводства

Таблица 3

Муниципальное образование

Количество родовых угодий по состоянию на 2001 г.

Количество семей осуществляющих оленеводство

МО г.Белоярский

Березовский район

Кондинский район

Нефтеюганский район

Нижневартовский район

Октябрьский район

Советский район

Сургутский район

Ханты-Мансийский район

Развитие частного оленеводства дает возможность, в отличие от общественного, получать продукцию для нужд владельцев оленей, что стимулирует его развитие. В округе имеются возможности для повышения продуктивности оленеводства, реализации многих, до настоящего времени невостребованных резервов его развития.

У жителей бассейна Оби и низовий, ее притоков основным занятием является рыболовство, а в верховьях рек занимаются главным образом охотой. Практикуется сезонная рыбная ловля на Оби. Наиболее древним традиционным способом является лов рыбы с использованием заграждений из кольев и прутьев (запоры), с давних пор известны также уды и сетные ловушки.

В настоящее время в автономном округе осуществляют деятельность в области традиционного природопользования (охотничий промысел, рыболовство, сбор дикоросов и др.) - 29 национальных предприятий с различной формой собственности и 52 общины (формы самоорганизации лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера и объединяемых по кровно - родственному (семья, род) или территориально-соседскому признакам), из них 57 входят в Реестр предприятий, заготавливающих и принимающих продукцию охотопромысла, дикорастущих и лекарственно-технического сырья, утвержденный постановлением Правительства автономного округа от 29 июня 2004 года № 294-п.

В начале XX-го века наиболее развиты были кедровый промысел и сбор ягод. Так, в Сургутском районе заготовлялось 190-240 тонн кедровых орехов и 60-70 тонн брусники. В настоящее время в округе заготавливается до 870 тонн ягод и до 240 тонн орехов.

Агропромышленный комплекс (АПК) в целом специализируется на выращивании и переработке зерна. В небольших размерах в местах выращивания технических культур - льна, конопли, подсолнечника - имеются первичная переработка льна - кудряша и конопли, маслобойное производство. Животноводческая ветвь АПК включает масломолочные, молочно-консервные заводы и производства по переработке мяса, кожи, шерсти, овчины.

Рыбопромышленный комплекс - добыча рыбы в реках и озерах, морской промысел в Обской губе, переработка рыбы и консервирование. Этот комплекс обслуживают сетевязальная фабрика в Тюмени и судоверфь в Тобольске, базы приемно-транспортного флота. Тарное и жестяно-баночное производство размещено на рыбокомбинатах.

В отдаленных и труднодоступных районах округа сегодня насчитывается около 5,5 тысячи сельскохозяйственных объектов. Располагаются они по территории огромного края неравномерно: так, если в Белоярском районе насчитывается 103 хозяйства, то в Березовском только одно - Саранпаульский совхоз, самое крупное оленеводческое хозяйство в округе.

Итоги июльской переписи 2006 года в Ханты-Мансийском автономном округе показали, что крупные и средние предприятия владеют 98% сельскохозяйственных земель Югры, фермерские хозяйства - 0,9%, личные подсобные хозяйства - 0,8%, а садами и огородами занято 0,4% земель. Всего же летом 2006 года было переписано свыше 61 тысячи сельхозобъектов. По оценкам специалистов «Хантымансийскстата» в настоящее время имеются все возможности для эффективного развития земледелия.

Производство строительных материалов

Для более полного обеспечения потребностей строительного комплекса и повышения конкурентоспособности продукции на предприятиях стройиндустрии постоянно ведется работа по улучшению технологий производства стройматериалов, расширению ассортимента комплектующих изделий собственного производства и повышению качества выпускаемой продукции.

В ОАО “Завод железобетонных изделий” (г. Сургут) в 2006 году был освоен выпуск новых стеновых материалов (блоки “РИФЕЙ” размеры: 390х190х188) в количестве 255 тыс. штук.

ООО “Производство строительных конструкций” (Сургутский район) внедрило новое производство плит перекрытия и готово к выпуску высококачественных конструкций для строительства жилых домов. В 2006 году предприятием также было освоена унифицированная система по производству сборного монолитного безригельного каркаса для строительства жилых домов.

В рамках реализации приоритетного национального проекта “Доступное и комфортное жилье” в Правительстве автономного округа осуществляется работа по разработке Концепции развития строительного комплекса Югры.