Характеристика основных налогов и сборов в рф. Понятие налога и сбора Краткая характеристика налогов и сборов

Система налогов и сборов - определенная совокупность налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей, действующих в данном государстве. В системе налогов и сборов, как правило, отражаются особенности государственно-территориального устройства страны. Одним из важнейших принципов налогообложения является принцип единства системы налогов и сборов, вытекающий из Конституции РФ (ст. 8, 71, 72). Гарантии единства экономического пространства нашли отражение в НК РФ: не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

Принцип единства системы налогов и сборов означает действие на всей территории страны одних и тех же налогов и сборов, что обусловлено задачей государства в области налоговой политики унифицировать обязательные платежи. Цель подобной унификации состоит в достижении равновесия между правом субъектов РФ и муниципальных образований устанавливать налоги и соблюдением основных прав человека и гражданина, закрепленных в Конституции России (ст. 34, 35), а также конституционного принципа единства экономического пространства. Данной цели служит и установление исчерпывающего по своему характеру перечня региональных и местных налогов.

Таким образом, система налогов и сборов России представляет собой совокупность налогов, пошлин и сборов, отражающих федеративное устройство России, установленных на основе принципов и в порядке, предусмотренных федеральными законами, взимаемых на территории РФ с физических и юридических лиц и поступающих в бюджетную систему РФ и внебюджетные фонды.

Современная система налогов и сборов России определяется Налоговым кодексом. В Российской Федерации устанавливаются и взимаются следующие виды налогов и сборов:

Федеральные налоги и сборы;

Региональные налоги;

Местные налоги.

Такая трехуровневая система присуща многим государствам, имеющим федеративное устройство. Федеральными признаются налоги и сборы, установленные Налоговым кодексом РФ и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.

Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов Российской Федерации.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются и вводятся в действие НК РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации.



В России установлены и действуют следующие федеральные налоги:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) налог на прибыль организаций;

5) налог на добычу полезных ископаемых;

6) водный налог;

7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

8) государственная пошлина.

В перечень региональных налогов входят:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог

К местным налогам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

Классификация налогов можно провести по различным основаниям
:

8. Специальные налоговые режимы: понятие, виды и значение

Налоговый кодекс РФ использует понятие «правовой режим» в целях установления особого порядка правового регулирования налоговых отношений. В теории права правовой режим определен как определяемая законодательством совокупность приемов и методов, используемых органами государственной власти в процессе регулирования общественных отношений для достижения поставленных целей.

В ст. 18 НК РФ говорится, что специальные налоговые режимы устанавливаются настоящим Кодексом и применяются в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, а также дается перечень специальных налоговых режимов. Там же установлено, что специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанностей по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных ст. 13-15 НК РФ.

Специальный налоговоправовой режим - это особый порядок правового регулирования налоговых отношений, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий определенную степень благоприятности для удовлетворения интересов субъектов налогового права.

Специальные налоговоправовые режимы по отношению к общему налоговоправовому режиму имеют отличия.

Во-первых, конкретный специальный налоговоправовой режим затрагивает определенную, более узкую область налоговых отношений. Во-вторых, установление специальных налогово-правовых режимов основывается на специальных налогово-правовых нормах, отличающихся от правовых норм, регулирующих общий режим налоговых отношений. При этом приоритетом в отношениях между общими и специальными налоговоправовыми нормами обладают специальные нормы налогового права.

В соответствии с п. 1 ст. 18 НК РФ основаниями применения специальных налогово-правовых режимов являются положения НК РФ и иных актов законодательства о налогах и сборах.

Пункт 2 ст. 18 НК РФ содержит закрытый перечень специальных налоговых режимов, к которым относятся:

1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

2) упрощенная система налогообложения;

3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;

5) патентная система налогообложения.

Часть вторая НК РФ посвящает им отдельный раздел VIII1: глава 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)»; глава 26.2 «Упрощенная система налогообложения»; глава 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности»; глава 26.4 «Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции» и глава 26.5 «Патентная система налогообложения».

Неотъемлемым элементом каждого специального налогового режима выступает непосредственный носитель конкретного специального налоговоправового режима.

Носителем режима могут выступать определенные территории, например особые экономические зоны, а также закрытые административно-территориальные образования. Носителями налоговоправового режима могут быть отдельные категории налогоплательщиков, например субъекты малого предпринимательства при упрощенной системе налогообложения, налогоплательщики, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями. Носителей специальных налогово-правовых режимов отличает обладание необходимым статусом, с которым связывается право применять особую систему налогообложения. В связи с этим Налоговый кодекс РФ и федеральные законы должны определять четкие критерии, позволяющие относить определенную категорию налогоплательщиков или территорий к носителям режима. Например, для применения упрощенной системы налогообложения субъектов малого предпринимательства необходимо определить круг налогоплательщиков, имеющих статус «субъект малого предпринимательства». Данное понятие раскрывает Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88ФЗ.

Специальные налоговые режимы направлены на создание более благоприятных экономических и финансовых условий деятельности организаций, индивидуальных предпринимателей, относящихся к сфере малого предпринимательства, сельскохозяйственных товаропроизводителей, участников выполнения соглашений о разделе продукции.

9 . Понятие и система НП

Налоговое право в российской правовой системе занимает ведущее место, ведь оно регулирует важнейшие для государства и общества правоотношения - общественные отношения в сфере налогообложения, которые возникают между государством, налогоплательщиками и иными обязанными лицами.

Термин "налоговое право" может быть рассмотрен и истолкован с различным содержанием:

1) налоговое право как учебная дисциплина;

2) налоговое право как отрасль юридической науки (система категорий, суждений и выводов о налогово-правовых отношениях);

3) налоговое право как часть отрасли (подотрасль) российского права.

Необходимо помнить, что налоговое право как учебная дисциплина и налоговое право как научные знания базируются на отрасли права, так как они изучают нормы и институты конкретной отрасли (подотрасли) права.

Как учебная дисциплина налоговое право представляет собой систему сведений, знаний и информации об основных положениях налогового права. В рамках учебной дисциплины рассматриваются такие вопросы, как предмет, метод налогового права, история налогового законодательства, различные теоретические проблемы.

Наука налогового права - система знаний о нормах соответствующей отрасли права, теории, практике, о порядке, формах и способах применения норм той или иной отрасли права. Как наука налоговое право изучает общественные проблемы и процессы, возникающие при регулировании налоговых правоотношений.

Налоговое право - совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению, введению и взиманию налога путем императивного метода воздействия на соответствующих субъектов.

Подобно любой правовой общности, налоговое право представляет собой совокупность взаимосвязанных правовых норм, закрепляющих и регулирующих особый круг общественных отношений. Налоговое право является подотраслью финансового права, но вместе с тем имеет свою систему. В системе налогового права выделяются комплексы однородных налогово-правовых норм, регулирующих определенные группы общественных отношений, входящих в его предмет. Система налогового права основывается на логическом, последовательном разделении налогово-правовых норм и их объединении в однородные правовые комплексы (институты и субинституты) с учетом содержания и характера регулируемых ими отношений в сфере налоговой деятельности государства и органов местного самоуправления.

Налоговое право представляет собой совокупность создаваемых и охраняемых государством норм. Все налоговоправовые нормы согласованы между собой, в результате чего образуется их взаимозависимая целостная система с определенными внутренними согласованием и строением. Следовательно, система налогового права - это определенная внутренняя его структура (строение, организация), которая складывается объективно как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений налоговой сферы.

Система налогового права позволяет выявить, из каких институтов и субинститутов состоит данная подотрасль права и как эти составные элементы взаимодействуют между собой. Системе налогового права свойственны такие характерные черты, как единство, различие, взаимодействие, способность к делению, объективность, согласованность, материальная обусловленность, процессуальная реализация.

Единство юридических норм, образующих налоговое право, определяется, во-первых, единством выраженной в них государственной воли; во-вторых, единством принципов, а также конечных целей и задач налогового законодательства; в-третьих, единством механизма правового регулирования налоговых отношений.

В то же время нормы налогового права различаются по своему конкретному содержанию, характеру предписаний, сферам действия, формам выражения, санкциям и т.д. В основе такого деления лежат разнообразие и специфика налоговых отношений, присущий им имущественный характер. Поэтому налоговое право подразделяется на две части - Общую и Особенную.

В Общую часть включаются нормы налогового права, которые закрепляют основные принципы, правовые формы и методы правового регулирования налоговых отношений, состав системы налогов и сборов, общие условия установления и введения налогов и сборов, систему государственных органов, осуществляющих налоговую деятельность, разграничение их полномочий в данной сфере, основы налоговоправового статуса других субъектов, формы и методы налогового контроля и т.д. Нормы Общей части применяются ко всем налоговоправовым отношениям и действуют относительно всех иных институтов, субинститутов и норм налогового права.

Конкретизируются положения Общей части налогового права в его Особенной части, которую образуют нормы, детально регламентирующие виды налогов и сборов.

Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК и обязательны к уплате на всей территории РФ.

НДС. облагается реализация товаров, работ и услуг, в том числе реализация предметов залога, передача товаров для собственных нужд, ввоз товаров на территорию РФ, выполнение работ для собственного потребления. Налоговой базой является стоимость этих товаров (работ, услуг). Налоговые ставки - 0% для: товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта; - работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой или транспортировкой товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита;- услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории Российской Федерации; прочих операций, предусмотренных международными соглашениями по устранению двойного налогообложения. . 10% для: - продовольственных товаров по перечню, - товаров для детей по перечню, - периодических печатных изданий и книжной продукции, за исключением изданий рекламного или эротического характера;- медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню. 18%(остальные операции). Налоговый период - квартал. Налоговые вычеты предусмотрены в размере сумм налога, предъявленного налогоплательщику поставщиком и в суммах, уплаченных при ввозе товаров на таможенную территорию РФ. Плательщиками налога являются организации, ИП, лица, признаваемые плательщиками НДС в связи с перемещением товаров за границу.

Налог на прибыль организаций. Налогоплательщиками являются российские организации, иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ или получающие доходы от источников в РФ. Объектом налогообложения признается прибыль, которая определяется как разность между полученными доходами и произведенными расходами. Налоговые ставка - 20% , 2% зачисляется в федеральный бюджет, 18% - в бюджеты субъектов РФ, ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков не ниже 13,5 процента.

В отношении доходов, полученных в виде дивидендов российских организаций российским - 9%. Налоговый период - один год. 10 % - от использования, содержания или сдачи в аренду (фрахта) судов, самолетов или других подвижных транспортных средств или контейнеров (включая трейлеры и вспомогательное оборудование, необходимое для транспортировки) в связи с осуществлением международных перевозок.

Акцизы. Налогоплательщики: организации; ИП, лица, признаваемые плательщиками НДС в связи с перемещением товаров за границу. Подакцизные товары: спирт, спиртосодержащая, алкогольная продукция, пиво, табачная продукция, автомобили, мотоциклы с мощностью двигателя свыше 150 л.с., бензин и его продукты, дизельное топливо. Объектом налогообложения признается реализация произведенных товаров и ввоз их на территорию РФ. Налоговая база определяется как объем реализации этих товаров в натуральном выражении, их стоимость или средняя стоимость за предыдущий налоговый период. Налоговый период - один месяц. Налоговые ставки зависят от вида подакцизного товара.

НДФЛ Налогоплательщиками являются налоговые резиденты - со всех своих доходов и нерезиденты - с доходов на территории РФ. Налоговые ставки - 13% (остальные), 35% (подарки и призы более 4000 руб., мат. выгода), 30% (неналоговые резиденты), 9% (дивиденды). Предусмотрены стандартные (доход до 40 000 руб. в год - 400 руб. на себя и 1000 руб. на ребенка - доход до 280 000 руб), социальные (с сумм, потраченных на обучение, лечение, благотворительные цели не более 50 000 руб.), имущественные (при продаже имущества или при покупке жилья) вычеты. А также профессиональные вычеты для ИП (не более 20% от полученных доходов). Налоговый период - 1 год. Работодатели самостоятельно производят начисление налога и уплачивают его не позднее дня фактического получения средств в банке на оплату труда. По окончании года не позднее 30.03 работодатели должны представить сведения по каждому работнику о полученных им доходов, удержанных и перечисленных сумм налогов.

Налог на добычу полезных ископаемых; Водный налог; Сбор за право пользования объектами животного мира и водно-биологическими ресурсами; Гос пошлина

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. Законы субъектов РФ вводят в действие региональный налог и определяют следующие его элементы: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, могут устанавливать налоговые льготы. Иные элементы определяются НК.

Налог на имущество организаций. Объектом налогообложения признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе налогоплательщика в качестве объектов основных средств. Налоговая база рассчитывается как среднегодовая стоимость имущества. Налоговая ставка максимальная по НК - 2,2%, в Свердловской области - в общем случае 2,2%, предусмотрены пониженные ставки для отдельных категорий. Авансовые платежи до 5.05, 5.08, 5.11, по итогам налогового периода - 10.04. Декларация по итогам налогового периода до 30 марта. Налоговый период - год. Отчетные - квартал, полугодие, 9 мес.

Транспортный налог. Объектом налогообложения являются транспортные средства, находящие в собственности налогоплательщика. Налоговая база определяется как мощность двигателя в лошадиных силах, валовая вместимость в регистровых тоннах или как единица транспортного средства. Налоговым периодом признается календарный год. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации на основании налоговых ставок, предусмотренных НК РФ. По решению региональных органов власти ставки могут быть увеличены (уменьшены), но не более чем в 5 раз. Ставки установлены в рублях за единицу налоговой базы. Для физических лиц расчет налога производят налоговые органы. Срок уплаты 1 апреля года, следующего за отчетным. Организации уплачивают налог на основании собственного расчета по сроку 1 марта. (50% пенс и инвал. за 1 тр.ср до 100 л.с, 40% - орг-и и ИП, осущ. м/нар перевоз.).

Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Местные органы власти вводят в действие местный налог и определяют следующие его элементы: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, могут устанавливать налоговые льготы. Иные элементы определяются НК.

Налог на имущество физических лиц. Объектом налогообложения являются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения. Исчисление налогов производится налоговыми органами на основании данных об их инвентаризационной стоимости объектов. Установлена прогрессивная шкала налогообложения. Налог уплачивается ежегодно равными долями в 2 срока не позднее 15.09 и 15.11.на основе налогового уведомления.

Ставки налога: Стоимость имущества До 300 тыс. руб. 0,1%, От 300-500 тыс. руб. 0,1 - 0,3% Свыше 500 тыс. руб. 0,3 -2%. Освобождены: Герои, Инвалиды, подвергшиеся радиации, члены семей военнослужащих, погибших при исполнении, пенсионеры.

Земельный налог. Налогоплательщики - лица, являющиеся собственниками земельных участков, или обладающие правом бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения. Налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Ставки налога не могут превышать 0,3% по землям с/х назначения и по жилищному строительству и земельных участков для личного подсобного хозяйства и 1,5% по прочим. Налоговый период - год., отчетные - квартал, полугодие, 9 месяцев.

В РФ введена 3-хуровневая система налогообложения предприятий, организаций и физических лиц. Первый уровень – федеральные налоги. Они действуют на всей территории РФ и регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные источники, за счёт них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

Федеральные налоги взимаются по всей территории России. Это:

налог на добавленную стоимость;

акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

налог на прибыль (доход) организаций;

налог на доходы от капитала;

подоходный налог с физических лиц;

взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

государственная пошлина;

таможенная пошлина и таможенные сборы;

налог на пользование недрами;

налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

сбор за право пользоваться объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

лесной налог;

водный налог;

экологический налог;

федеральные лицензионные сборы.

Важнейшим элементом налоговой системы является налог на добавленную стоимость (НДС) , который представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения и определяемой как разница между стоимостью реализованной продукции (товаров), работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесённых на издержки производства и обращения.

НДС занимает 2-е место среди источников формирования бюджета. НДС в настоящее время – основной и наиболее стабильный источник налоговых поступлений федерального бюджета.

НДС – косвенный налог на потребление. Налог взимается в тот момент, когда совершается акт купли-продажи, и до тех пор, пока продукция (работы, услуги) не дойдет до конечного потребителя. В результате достигается сочетание обложения на всех стадиях производства и обращения с реальным участием каждого из звеньев в уплате налога. Технически механизм взимания НДС удобен и обеспечивает быстрое поступление налога в бюджет.

Показатель добавленной стоимости объективно характеризует результат собственной деятельности предприятия, результат труда, затраченного работниками данного предприятия. Этот показатель отличается от показателей валовой, товарной и реализованной продукции, которые отражают результаты труда, затраченного не только на данном предприятии, но и на предприятиях – поставщиках сырья, материалов, топлива и др. используемых в процессе производства материальных ресурсов.


Плательщики НДС (статья 143 НК):

организации;

индивидуальные предприниматели;

лица, признаваемые плательщиками налога (налогоплательщиками) в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ.

Плательщики налога подлежат обязательной постановке на учёт в налоговом органе в качестве налогоплательщика: организации – по месту нахождения организации и по месту нахождения каждого её обособленного подразделения; индивидуальные предприниматели – по месту жительства; иностранные организации – по месту нахождения своих постоянных представительств.

Организации и индивидуальные предприниматели могут быть освобождены от исчисления и уплаты НДС, если в течение предшествующих 3-х последовательных налоговых периодов налоговая база, исчисленная по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 – 3 Налогового Кодекса (НК), без учёта НДС и налога с продаж не превысила 1 млн. руб.

В случае превышения суммы фактической выручки от реализации товаров (работ, услуг), полученной налогоплательщиками за период, в течение которого они были освобождены от обязанностей налогоплательщика, а также в случае непредставления налогоплательщиками необходимых документов, сумма НДС подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм штрафов и пени.

Объектом налогообложения (статья 146 НК) признаются операции:

реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в т. ч. реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации;

передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на доходы организаций, в т. ч. через амортизационные отчисления;

выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

Перечень товаров (работ, услуг) не признающихся реализацией и перечень операций, не подлежащих налогообложению, перечень товаров, ввозимых на территорию РФ, не подлежащих налогообложению, подробно описаны во 2-й части НК.

Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в зависимости от особенностей реализации произведённых им или приобретённых на стороне товаров (работ, услуг) в соответствии с главой 21 НК.

Налоговый период устанавливается как календарный месяц.

Ставки НДС:

· 0% – по перечню, установленному статьёй 164 НК;

· 10% – по продовольственным товарам и товарам для детей (по перечню, утвержденному Правительством РФ);

· 20% – по остальным товарам (работам, услугам);

· 13,79% (расчётная налоговая ставка без учёта налога с продаж) – при приобретении ГСМ, подлежащих налогообложению налогом на реализацию ГСМ, через заправочные станции;

· 9,09% и 16,67% (расчётные налоговые ставки) – при получении денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), при удержании налога из доходов иностранных налогоплательщиков налоговыми агентами, при реализации товаров, приобретённых на стороне.

Для исчисления НДС следовало бы из выручки от реализации продукции предприятия вычесть все его материальные затраты, нашедшие отражение в себестоимости реализованной продукции, и на полученную разность начислять налог.

Такой метод правилен, но при этом обеспечить достоверность учёта материальных затрат сложно. Поэтому принят иной, упрощённый порядок расчёта налога, который позволяет определить сумму налога без предварительного определения величины самой добавленной стоимости: сумма НДС, подлежащая взносу в бюджет, определяется как разность между суммой налога, полученной от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммой налога, уплаченной поставщиком за материальные ресурсы, топливо, энергию, стоимость которых относится на издержки производства и обращения. Плательщики налога ничего не теряют, сумма налога при любом методе расчёта одинакова.

При реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить покупателю соответствующую сумму налога, которая исчислена по каждому виду этих товаров (работ, услуг) как соответствующая налоговой ставке процентная доля этой цены. Документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению является счёт-фактура. Налогоплательщик обязан выставить покупателю соответствующий счёт-фактуру не позднее 5-ти дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг). В расчётных документах соответствующая сумма налога выделяется отдельной строкой.

Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на установленные НК налоговые вычеты, которые производятся на основании счетов-фактур или др. документов.

Уплата НДС при реализации (передаче) товаров (выполнении в т. ч. для собственных нужд, услуг) на территории РФ производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в т. ч. для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено законодательством. Если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму НДС, исчисленного по товарам (работам, услугам), реализованным (переданным, выполненным, оказанным) в отчётном налоговом периоде, то полученная разница подлежит возмещению (зачёту, возврату) налогоплательщику.

НДС имеет очень устойчивую базу обложения, которая не зависит от текущих материальных затрат. В бюджет начинают поступать средства задолго до того, как произойдет окончательная реализация готовой продукции (работ, услуг). Они продолжают поступать и при любой перепродаже готового изделия. Уклониться от уплаты налога довольно сложно, хотя это и случается. Плательщик налога не несёт на себе тяжесть налогового бремени, связанного с взиманием НДС при покупке сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, поскольку компенсирует свои затраты, перекладывая их на покупателя. Лишь на последнем потребителе продукции процесс переложения налога заканчивается.

НДС имеет свои достоинства и недостатки, но западная практика использования НДС показывает, что налог обеспечивает устойчивую и широкую базу формирования бюджета благодаря своей универсальности. НДС выполняет важную роль выравнивателя стоимостных колебаний в экономике при условии равновесия между денежным спросом и товарным предложением, сложившимся естественным рыночным способом, а также при насыщенности товарных рынков и относительно стабильной межотраслевой норме прибыли, свободном переливе капиталов.

Налог на прибыль (доход) организаций – один из главных доходных источников федерального бюджета, а также региональных и местных бюджетов. Налог на прибыль занимает центральное место в системе налогообложения предприятия, организаций.

Налог на прибыль – федеральный налог, распределяемый в пропорции. Он является регулирующим налогом. Налог на прибыль как прямой налог должен выполнять своё функциональное предназначение – обеспечивать стабильность инвестиционных процессов в сфере производства продукции (товаров и услуг), а также законное наращивание капитала. Фискальная функция налога на прибыль вторична.

Плательщиками налога являются :

предприятия и организации (в т. ч. бюджетные), являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ, включая созданные на территории РФ предприятия с иностранными инвестициями, а также международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность;

коммерческие банки различных видов, включая банки с участием иностранного капитала;

филиалы иностранных банков – нерезидентов;

предприятия, организации, учреждения, являющиеся юридическими лицами, занимающиеся страховой деятельностью;

малые предприятия.

Не являются плательщиками налога на прибыль :

ЦБ РФ и его учреждения по прибыли, полученной от деятельности, связанной с регулированием денежного обращения;

организации, применяющие упрощённую систему налогообложения;

организации, по прибыли, полученной от предпринимательской деятельности в области игорного бизнеса;

предприятия по прибыли от реализации произведённой ими сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции, произведённой и переработанной на данных предприятиях собственной сельскохозяйственной продукции, за исключением сельскохозяйственных предприятий индивидуального типа.

Объект обложения налога на прибыль – конечный стоимостной результат деятельности хозяйствующего субъекта. Таким результатом считается скорректированная сумма выручки от производства товаров (работ, услуг). В бухгалтерском учёте понятия «валовая прибыль» не существует, а в расчёт налога принимается балансовая прибыль, скорректированная на указанные в налоговом законодательстве величины. В расчёте финансового результата деятельности фирмы учитывается множество данных о прибылях и убытках, фиксируемых в многочисленных бухгалтерских реквизитах, отражающих специфику финансово-хозяйственных операций и особенности расчёта этих сумм. Сумма налога зависит от конечного финансового результата предприятия-налогоплательщика.

Порядок формирования состава затрат, относимых к издержкам производства и обращения, определяет также и объём налогооблагаемой прибыли. Этот порядок регламентируется специальными нормативными актами. 3

Методика исчисления налога подробно изложена в Инструкции ГНС РФ 4 .

Ставканалога на прибыль состоит из 2-х частей:

твёрдая ставка налога, зачисляемая в федеральный бюджет, – 11%;

ставка налога, зачисляемая в бюджеты субъектов РФ (определяется ими самими самостоятельно), – не выше 19% для предприятий и организаций, для предприятий по прибыли, полученной от посреднических операций и сделок, страховщиков, бирж, брокерских контор, баков, др. кредитных организаций, – не выше 27%.

При характеристике такого реквизита налога на прибыль как сроки платежа , следует различать авансовые платежи и платежи по фактически полученной прибыли.

Авансовые платежи налога на прибыль производятся до 28-го числа каждого месяца в размере ⅓ квартальной суммы налога, исчисленного из предполагаемой прибыли на квартал, указанный в справке об авансовых взносах налога на прибыль в бюджет на квартал.

Окончательный расчёт налога на прибыль производится по данным о фактически облагаемой прибыли за квартал в 5-тидневный срок со дня, установленного для представления квартальных расчётов, а в целом за год – в 10-тидневный срок со дня, установленного для предоставления бухгалтерского отчёта и баланса за год. Если фактическая прибыль больше указанной в справке и, следовательно, авансовые платежи были занижены, то предприятия производит дополнительные платежи; подлежащая доплате сумма налога корректируется (увеличивается) на процентную ставку ЦБ РФ за пользование банковским кредитом. Доплаты производятся по фактическим данным за квартал и в целом за год.

Все предприятия, кроме бюджетных организаций и малых предприятий могут перейти на ежемесячную уплату в бюджет налога на исходя из фактически полученной прибыли за предшествующий месяц и ставки налога. Расчёт производится ежемесячно нарастающим итогом с начала года. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учётом (т. е. с вычетом) ранее начисленных сумм платежей. Указанные расчёты предоставляются предприятиями в налоговые органы не позднее 20 числа месяца, следующего за отчётным.

Малые предприятия и бюджетные организации, имеющие прибыль от предпринимательской деятельности, уплату в бюджет налога на прибыль производят ежеквартально исходя из фактически полученной прибыли за предшествующий отчётный период.

Порядок уплаты в бюджет налога на прибыль определяется предприятием и действует без изменения до конца года, о чём до начала года уведомляется налоговый орган по месту его нахождения.

Правовая база (основа) налоговой системы включает (рис. 12.1): правовую систему налогообложения (рис. 12.3), систему налогов и сборов, специальные налоговые режимы.

Общая характеристика системы налогов и сборов

В Российской Федерации устанавливаются следующие налоги и сборы: федеральные, региональные и местные. Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом и обязательные к уплате на всей территории РФ. Региональными и местными признаются налоги, устанавливаемые НК РФ и соответственно законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Региональные налоги обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ, а местные налоги – на территориях соответствующих муниципальных образований. При установлении каждого регионального и местного налога определяются налоговые ставки (в пределах, установленных НК РФ), порядок и сроки уплаты налога, формы отчетности по данному налогу. Законодательные (представительные) органы субъектов РФ и местного самоуправления могут также предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Другие элементы налогообложения устанавливаются НК РФ.

Рис. 12.4.

1, 2, 3, …, 27 – примерная (возможная) последовательность действий; КГН – консолидированная группа налогоплательщиков

По уровням бюджетов налоги и сборы распределяются следующим образом.

I. Федеральные налоги и сборы:

  • 1) налог на добавленную стоимость;
  • 2) акцизы;
  • 3) налог на прибыль организаций;
  • 4) налог на доходы физических лиц;
  • 5) государственная пошлина;
  • 6) налог добычу полезных ископаемых;
  • 7) сборы за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
  • 8) водный налог.

II. Региональные налоги:

  • 1) налог на имущество организаций;
  • 2) транспортный налог;
  • 3) налог на игорный бизнес.

III. Местные налоги:

  • 1) земельный налог;
  • 2) налог на имущество физических лиц.

Следует отметить, что налоги за пользование природными ресурсами относятся как к числу федеральных (налог на добычу полезных ископаемых, водный налог), так и к числу местных (земельный налог). Распределяются по уровням и налоги на имущество: налог на имущество организаций отнесен к региональным налогам, а налог на имущество физических лиц – к местным. По-видимому, при распределении налогов по уровням бюджетов законодатель исходил из возможности обеспечения финансирования бюджета и собираемости налогов. Очевидно, например, что земельный налог и налог па имущество физических лиц будут в большей степени собираемы, когда они относятся к местным налогам, так как в этом случае обеспечивается наиболее полный учет объектов налогообложения, сокращаются расходы на сбор налогов и повышается заинтересованность органов местного самоуправления в сборе налогов.

Общие условия установления налогов и сборов

Налог как комплексное экономико-правовое явление включает в себя совокупность определенных взаимодействующих составляющих (элементов), каждая из которых имеет самостоятельное юридическое значение. НК РФ введено правило, согласно которому налог считается установленным лишь в том случае, когда соответствующим законодательством определены налогоплательщики и все следующие существенные элементы налогообложения: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. Пока остается не определенным хотя бы один из указанных элементов, налог не может считаться установленным и не может взиматься. При установлении сборов их плательщики и элементы обложения определяются применительно к конкретным сборам. В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Специальным налоговым режимом признается особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных НК РФ и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами. К специальным налоговым режимам относятся: упрощенная система налогообложения, система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которые в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.

Объектами налогообложения являются реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй ПК РФ.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Налоговая ставка – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам и размеры сборов по федеральным сборам устанавливаются НК РФ.

Налоговая база и порядок ее определения но региональным и местным налогам устанавливаются НК РФ, а налоговые ставки по региональным и местным налогам – соответственно законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в пределах, установленных кодексом.

Налоговую базу по итогам каждого налогового периода исчисляют:

  • организации – на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением;
  • индивидуальные предприниматели – на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций;
  • остальные налогоплательщики – физические лица – на основе получаемых в установленных случаях от организаций и (или) физических лиц сведений о суммах выплаченных им доходов, об объектах налогообложения, а также данных собственного учета полученных доходов, объектов налогообложения, осуществляемого по произвольным формам.

Правила определения налоговой базы, предусмотренные для организаций и индивидуальных предпринимателей, распространяются также на налоговых агентов.

Для организаций установлено особое правило по внесению исправлений в налоговую базу. Так, при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым периодам, все исправления касаются только периода совершения ошибки и не относятся к налоговой базе текущего периода.

Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов , по итогам которых уплачиваются авансовые платежи. Налоговый период организаций, существующих неполный календарный год (созданных, реорганизованных или ликвидированных в течение года), определяется по правилам, рассмотренным в табл. 12.2.

Порядок исчисления налога

Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Однако обязанность по исчисле-

Таблица 12.2

Правила определения налогового периода (ст. 55 НК РФ)

Ситуация

Налоговый период

Организация была создана после начала календарного года

Со дня создания до конца года

Со дня создания до конца календарного года, следующего за годом создания

Организация была ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года

От начала этого года до дня завершения ликвидации (реорганизации)

Организация, созданная после начала календарного года, ликвидирована (реорганизована) до конца этого года

Организация создана в период с 1 по 31 декабря текущего года и ликвидирована (реорганизована) в следующем году

Со дня создания до дня ликвидации (реорганизации)

нию суммы налога в случаях, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, может быть возложена на налоговой орган или налогового агента. В этих случаях налогоплательщику направляется налоговое уведомление, в котором указываются размер налога, расчет налоговой базы и срок уплаты налога.

Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору и определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Уплата налога производится разовой уплатой в наличной или безналичной форме всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах. Для каждого налога устанавливается конкретный порядок его уплаты: по федеральным налогам – Налоговым кодексом РФ; по региональным налогам – законами субъектов РФ; по местным налогам – нормативными правовыми актами органов муниципальных образований.

Общим требованием законодательства является самостоятельная уплата налога налогоплательщиком. Однако действующее законодательство предусматривает возможность уплаты налога путем удержания его налоговым агентом у источника выплаты, а также посредством использования института налогового представительства.

Для гос-в с федеративным устройством характерна проблема соотношения полномочий по установлению налогов применительно к федеральному центру и субъектам федерации. Суть проблемы сводится к тому, что, с одной стороны, самостоятельное установление налогов свидетельствует о независимости того или иного уровня власти, с другой стороны, чрезмерная свобода в этом вопросе приводит к искусственному дроблению гос-ва, к росту сепаратизма между регионами. При избрании баланса полномочий могут применяться след модели распределения полномочий по установлению налогов между федеральным центром и субъектами федерации:

    «разные налоги». Суть модели сводится к тому, что каждый уровень власти вводит свои собственные налоги, соответственно на каждом уровне власти образуется своя собственная система. Подвиды:

    1. Каждый уровень полностью самостоятелен при установлении своей системы налогов.

      Неполная самостоятельность каждого из уровней федерации при установлении налогов. Федеральный центр вводит общефедеральные налоги и устанавливает обязательный перечень налогов для субъектов. При установлении перечня для субъектов учитывается ряд факторов (исторические, социальные, организационно-технические). Примеры:

      1. налог на добавленную стоимость. С т.зр. своего содержания не может вводится на уровне субъекта федерации, только на федеральном уровне, т.к. этот налог относится к числу территориальных налогов, как следствие при его взимании всегда важно определить, в каком месте гос-ва возник объект налогообложения. При введении такого территориального налога на уровне субъекта федерации неизбежны постоянные конфликты между субъектами, спорящими о принадлежности им объекта налогообложения.

        НДФЛ. Целесообразно вводить только на федеральном уровне, т.к. при его введении на уровне субъектов те или иные субъекты становятся более привлекательными по причине низких ставок этого налога, в связи с предоставлением дополнительных льгот и т.д.

    «разные ставки». Содержанием этой модели является то, что федеральный центр определяет все основные, базовые условия взимания конкретных видов налогов, а субъекты федерации имеют право только на установление ставок налога в пределах определенной шкалы, заданной центром. При этом на каждом уровне устанавливается единообразная система налогов, изменяются только виды ставок.

    «разные доходы». При этой системе,как федеральные налоги, так и налоги субъектов закрепляются федеральным центром. Финансовая самостоятельность субъектов проявляется в том, что от всего объема собираемых налогов они получают определенные отчисления по заранее установленным ставкам. Эти ставки могут устанавливаться ежегодно либо вводиться на длительный период.

Из трех представленных систем наибольшую самостоятельность представляет первая, а две последующие дают возможность субъектам федерации участвовать в регулировании налоговых отношений только частично. При построении конкретных национальных налоговых систем всегда используется взаимосвязь приведенных вариантов.

Примеры: США и Германия. Для Германии характерно жестко централизованная налоговая система, которая предоставляет субъектам федерации минимум полномочий при установлении налогов на своей территории. Для США характерна полностью обратная модель: штаты имеют широкие полномочия по установления налогов на своей территории с некоторыми конституционными ограничениями.

Характеристика системы налогов и сборов РФ.

Система налогов и сборов РФ включает два блока:

    Непосредственно налоги и сборы. Налоги и сборы РФ делятся на три группы:

    1. Федеральные : НДС, налог на прибыль организаций, акцизы, налог на доходы ФЛ, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных и биологических ресурсов, государственная пошлина.

      Региональные : налог на игорный бизнес, транспортный налог, налог на имущество организаций. Ключевые элементы налогообложения устанавливаются федеральным центром – объект, налоговая база, налоговые период, порядок исчисления, минимальная и максимальная ставка налога. При этом субъектам РФ предоставляется право устанавливать след элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах шкалы, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты. Для введения региональных налогов требуется принятие регионального закона. Введение региональных налогов – это право субъектов.

      Местные : налог на имущество ФЛ, земельный налог. Применительно к местным налогам процедура установления и введения в действие схожа с региональным уровнем. В данном случае также представительные ОМСУ устанавливают три элемента налогообложения.

Ошибочно утверждение о том, что группы налогов делятся в зависимости от бюджета, куда поступают эти платежи. Действительно региональные и местные налоги полностью зачисляются в соответствующие бюджеты. Однако федеральные платежи делятся между федеральным центром и нижестоящими уровнями. Основное различие между группами налогов состоит в порядке их установления и введения в действие. Установить налог – закрепить все элементы. Для группы федеральных налогов и сборов и установление, и введение в действие осуществляется исключительно федеральным центром.

    Специальные налоговые режимы. Действуют 4 специальных налоговых режимов:

    1. упрощенная система налогообложения,

      единый с/х налог,

      система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности,

      система налогообложения при выполнении соглашений при разделе продукции.

Конституционно-правовые основы налогообложения устанавливаются ст.ст.71, 72, 75 Конституции РФ. Согласно Конституции РФ устанавливаются общефедеральные налоги, общие принципы налогообложения в РФ.

Поскольку любой налог представляет из себя ограничение права собственности, соответственно, в силу ст.55 Конституции РФ, любой налог может следовать только из ФЗ.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ).

НДФЛ является прямым, личным, федеральным налогом.

Налогоплательщики НДФЛ : ФЛ. Они подразделяются на две группы:

    резиденты РФ. Налоговыми резидентами признаются лица, фактически пребывающие на территории РФ не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения лица в РФ не прерывается на время его выезда за рубеж для краткосрочного (менее 6 месяцев) лечения либо обучения. При этом не имеет значения вид учебного/лечебного заведения, возраст выезжающего, программа обучения и пр. Независимо от времени фактического пребывания на территории РФ налоговыми резидентами признаются: российские военнослужащие, проходящие службу за границей, сотрудники ОГВ и ОМСУ, командированные на работу за рубеж.Гражданство не имеет значения. Не принимается во внимание место рождения гражданина, иные социальные факторы. Учитываем только фактическое нахождение на территории РФ. По прежней редакции гл.23 НК РФ исчисление 183 дня требовалось в рамках календарного года (с 31 декабря по 1 января), что приводило к парадоксальным ситуациям. Пример: 90 дней налогоплательщик находился в РФ в 2005 году, а 93 дня в 2006 году. По той норме, которая действует сейчас, 12 месяцев берутся последовательно, не в рамках календарного года. В течение 12 месяцев, когда мы исчисляем 183 дня, месяцы идут непрерывно, а дни, когда мы пребываем на территории РФ могут идти с разрывами.

    нерезиденты РФ. Это те лица, которые не пребывают требуемое число дней на территории РФ.

Правовые последствия признания лица резидентом либо нерезидентом.

    В отношении резидентов применяется полная налоговая обязанность, которая означает, что РФ по общему правилу претендует на налогообложение НДФЛ в отношении всех доходов лица, которые получены как от источников на территории РФ, так и от источников за ее пределами.В отношении нерезидентов действует ограниченная налоговая обязанность, уплачивают налог только с доходов, полученных на территории РФ.

    В отношении резидентов и нерезидентов применяются разные налоговые ставки. В отношении резидентов общая ставка – 13%, а в отношении нерезидентов – 30%.

    Гл.23 НК предусматривает возможность налоговых вычетов. Есть вычеты, которые являются налоговыми льготами и предусматривают освобождение от налогообложения части доходов лица. По законодательству РФ право на вычеты имеют только лица, чьи доходы облагаются по ставке 13%.