Закон 395 1 от 02.12 1990. Закон о банковской деятельности в рф


Кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Небанковская кредитная организация:

1) кредитная организация, имеющая право осуществлять исключительно банковские операции, указанные в пунктах 3 и 4 (только в части банковских счетов юридических лиц в связи с осуществлением переводов денежных средств без открытия банковских счетов), а также в пункте 5 (только в связи с осуществлением переводов денежных средств без открытия банковских счетов) и пункте 9 части первой статьи 5 настоящего Федерального закона (далее - небанковская кредитная организация, имеющая право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций);

2) кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Допустимые сочетания банковских операций для такой небанковской кредитной организации устанавливаются Банком России. (часть третья в ред. Федерального закона от 27.06.2011 № 162-ФЗ)

Иностранный банк - банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован.


Банковская система Российской Федерации включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.
Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", другими федеральными законами, нормативными актами Банка России.


Кредитные организации могут создавать союзы и ассоциации, не преследующие цели извлечения прибыли, для защиты и представления интересов своих членов, координации их деятельности, развития межрегиональных и международных связей, удовлетворения научных, информационных и профессиональных интересов, выработки рекомендаций по осуществлению банковской деятельности и решению иных совместных задач кредитных организаций. Союзам и ассоциациям кредитных организаций запрещается осуществление банковских операций.

Союзы и ассоциации кредитных организаций создаются и регистрируются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций.

Союзы и ассоциации кредитных организаций уведомляют Банк России о своем создании в месячный срок после регистрации.

Банковской группой признается не являющееся юридическим лицом объединение кредитных организаций, в котором одна (головная) кредитная организация оказывает прямо или косвенно (через третье лицо) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления другой (других) кредитной организации (кредитных организаций).

Банковским холдингом признается не являющееся юридическим лицом объединение юридических лиц с участием кредитной организации (кредитных организаций), в котором юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией (головная организация банковского холдинга), имеет возможность прямо или косвенно (через третье лицо) оказывать существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации (кредитных организаций).

Под существенным влиянием в целях настоящего Федерального закона понимаются возможность определять решения, принимаемые органами управления юридического лица, условия ведения им предпринимательской деятельности по причине участия в его уставном капитале и (или) в соответствии с условиями договора, заключаемого между юридическими лицами, входящими в состав банковской группы и (или) в состав банковского холдинга, назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа юридического лица, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета) юридического лица.

Головная кредитная организация банковской группы, головная организация банковского холдинга обязаны уведомить Банк России в 5 порядке, им установленном, об образовании банковской группы, банковского холдинга.

Коммерческая организация, которая в соответствии с настоящим Федеральным законом может быть признана головной организацией банковского холдинга, в целях управления деятельностью всех кредитных организаций, входящих в банковский холдинг, вправе создать управляющую компанию банковского холдинга. В этом случае управляющая компания банковского холдинга исполняет обязанности, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагаются на головную организацию банковского холдинга.

Управляющей компанией банковского холдинга в целях настоящего Федерального закона признается хозяйственное общество, основной деятельностью которого является управление деятельностью кредитных организаций, входящих в банковский холдинг. Управляющая компания банковского холдинга не вправе заниматься страховой, банковской, производственной и торговой деятельностью. Коммерческая организация, которая в соответствии с настоящим Федеральным законом может быть признана головной организацией банковского холдинга, обязана иметь возможность определять решения управляющей компании банковского холдинга по вопросам, отнесенным к компетенции собрания ее учредителей (участников), в том числе о ее реорганизации и ликвидации.


К банковским операциям относятся:

1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);

2) размещение указанных в пункте 1 части первой настоящей статьи привлеченных средств от своего имени и за свой счет;

3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

4) осуществление переводов денежных средств по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам; (п.4 в ред. Федерального закона от 27.06.2011 № 162-ФЗ)

5) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

6) купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

7) привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

8) выдача банковских гарантий;

9) осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе электронных денежных средств (за исключением почтовых переводов). (п. 9 в ред. Федерального закона от 27.06.2011 № 162-ФЗ)

Открытие кредитными организациями банковских счетов индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, осуществляется на основании свидетельств о государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, свидетельств о государственной регистрации юридических лиц, а также свидетельств о постановке на учет в налоговом органе. (часть вторая введена Федеральным законом от 23.12.2003 № 185-ФЗ)
Кредитная организация помимо перечисленных в части первой настоящей статьи банковских операций вправе осуществлять следующие сделки:

1) выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;

2) приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;

3) доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;

4) осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;

6) лизинговые операции;

7) оказание консультационных и информационных услуг.

Кредитная организация вправе осуществлять иные сделки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Все банковские операции и другие сделки осуществляются в рублях, а при наличии соответствующей лицензии Банка России - и в иностранной валюте. Правила осуществления банковских операций, в том числе правила их материально-технического обеспечения, устанавливаются Банком России в соответствии с федеральными законами.

Кредитной организации запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью. Указанные ограничения не распространяются на заключение договоров, являющихся производными финансовыми инструментами и предусматривающих либо обязанность одной стороны договора передать другой стороне товар, либо обязанность одной стороны на условиях, определенных при заключении договора, в случае предъявления требования другой стороной купить или продать товар, если обязательство по поставке будет прекращено без исполнения в натуре, а также на заключение договоров в целях выполнения функций центрального контрагента в соответствии с Федеральным законом "О клиринге и клиринговой деятельности". (часть шестая в ред. Федеральных законов от 25.11.2009 № 281-ФЗ, от 07.02.2011 № 8-ФЗ)

Переводы денежных средств без открытия банковских счетов, за исключением переводов электронных денежных средств, осуществляются по поручению физических лиц. (часть седьмая введена Федеральным законом от 27.06.2011 № 162-ФЗ)


В соответствии с лицензией Банка России на осуществление банковских операций банк вправе осуществлять выпуск, покупку, продажу, учет, хранение и иные операции с ценными бумагами, выполняющими функции платежного документа, с ценными бумагами, подтверждающими привлечение денежных средств во вклады и на банковские счета, с иными ценными бумагами, осуществление операций с которыми не требует получения специальной лицензии в соответствии с федеральными законами, а также вправе осуществлять доверительное управление указанными ценными бумагами по договору с физическими и юридическими лицами.

Кредитная организация имеет право осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг в соответствии с федеральными законами.

(в ред. Федерального закона от 18.12.2006 № 231-ФЗ)

Кредитная организация должна иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Кредитная организация вправе иметь также полное фирменное наименование и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.

Фирменное наименование кредитной организации на русском языке и языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму кредитной организации.

Фирменное наименование кредитной организации должно содержать указание на характер ее деятельности путем использования слов "банк" или "небанковская кредитная организация".

Иные требования к фирменному наименованию кредитной организации устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации.

Банк России при рассмотрении заявления о государственной регистрации кредитной организации обязан запретить использование фирменного наименования кредитной организации, если предполагаемое фирменное наименование уже содержится в Книге государственной регистрации кредитных организаций. Использование в фирменном наименовании кредитной организации слов "Россия", "Российская Федерация", "государственный", "федеральный" и "центральный", а также образованных на их основе слов и словосочетаний допускается в порядке, установленном федеральными законами.

Ни одно юридическое лицо в Российской Федерации, за исключением юридического лица, получившего от Банка России лицензию на осуществление банковских операций, не может использовать в своем фирменном наименовании слова "банк", "кредитная организация" или иным образом указывать на то, что данное юридическое лицо имеет право на осуществление банковских операций.

(в ред. Федерального закона от 19.06.2001 № 82-ФЗ)

Кредитная организация обязана публиковать по формам и в сроки, которые устанавливаются Банком России, следующую информацию о своей деятельности:

ежеквартально - бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, информацию об уровне достаточности капитала, о величине резервов на покрытие сомнительных ссуд и иных активов;

ежегодно - бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках с заключением аудиторской фирмы (аудитора) об их достоверности.

Кредитная организация обязана по требованию физического лица или юридического лица предоставить ему копию лицензии на осуществление банковских операций, копии иных выданных ей разрешений (лицензий), если необходимость получения указанных документов предусмотрена федеральными законами, а также ежемесячные бухгалтерские балансы за текущий год.

За введение физических лиц и юридических лиц в заблуждение путем непредоставления информации либо путем предоставления недостоверной или неполной информации кредитная организация несет ответственность в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Головная кредитная организация банковской группы, головная организация банковского холдинга (управляющая компания банковского холдинга) ежегодно публикуют свои консолидированные бухгалтерские отчеты и консолидированные отчеты о прибылях и убытках в форме, порядке и сроки, которые устанавливаются Банком России, после подтверждения их достоверности заключением аудиторской фирмы (аудитора).

Кредитная организация, имеющая лицензию Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц, обязана раскрывать информацию о процентных ставках по договорам банковского вклада с физическими лицами (в целом по кредитной организации без раскрытия информации по отдельным физическим лицам) и информацию о задолженности кредитной организации по вкладам физических лиц. Порядок раскрытия такой информации устанавливается Банком России. (часть пятая введена Федеральным законом от 29.07.2004 № 97-ФЗ)


Кредитная организация не отвечает по обязательствам государства. Государство не отвечает по обязательствам кредитной организации, за исключением случаев, когда государство само приняло на себя такие обязательства.

Кредитная организация не отвечает по обязательствам Банка России. Банк России не отвечает по обязательствам кредитной организации, за исключением случаев, когда Банк России принял на себя такие обязательства.

Органы законодательной и исполнительной власти и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Кредитная организация на основе государственного или муниципального контракта на оказание услуг для государственных или муниципальных нужд может выполнять отдельные поручения Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществлять операции со средствами федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и расчеты с ними, обеспечивать целевое использование бюджетных средств, выделяемых для осуществления федеральных и региональных программ. Такой контракт должен содержать взаимные обязательства сторон и предусматривать их ответственность, условия и формы контроля за использованием бюджетных средств. (часть четвертая в ред. Федерального закона от 02.02.2006 № 19-ФЗ)
Кредитная организация не может быть обязана к осуществлению деятельности, не предусмотренной ее учредительными документами, за исключением случаев, когда кредитная организация приняла на себя соответствующие обязательства, или случаев, предусмотренных федеральными законами.

(в ред. Федерального закона от 21.03.2002 № 31-ФЗ)

Кредитная организация имеет учредительные документы, предусмотренные федеральными законами для юридического лица соответствующей организационно-правовой формы.

Устав кредитной организации должен содержать:

1) фирменное наименование; (п. 1 в ред. Федерального закона от 18.12.2006 № 231-ФЗ)

2) указание на организационно-правовую форму;

3) сведения об адресе (месте нахождения) органов управления и обособленных подразделений;

4) перечень осуществляемых банковских операций и сделок в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона;

5) сведения о размере уставного капитала;

6) сведения о системе органов управления, в том числе исполнительных органов, и органов внутреннего контроля, о порядке их образования и об их полномочиях;

7) иные сведения, предусмотренные федеральными законами для уставов юридических лиц указанной организационно-правовой формы.

Кредитная организация обязана регистрировать все изменения, вносимые в ее учредительные документы. Документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 17 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", нормативными актами Банка России, представляются кредитной организацией в Банк России в установленном им порядке. Банк России в месячный срок со дня подачи всех надлежащим образом оформленных документов принимает решение о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы кредитной организации, и направляет в уполномоченный в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" федеральный орган исполнительной власти (далее - уполномоченный регистрирующий орган) сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц. (часть третья в ред. Федерального закона от 08.12.2003 № 169-ФЗ)

На основании указанного решения, принятого Банком России, и представленных им необходимых сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом в Банк России. Взаимодействие Банка России с уполномоченным регистрирующим органом по вопросу государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы кредитной организации, осуществляется в порядке, согласованном Банком России с уполномоченным регистрирующим органом.


Уставный капитал кредитной организации составляется из величины вкладов ее участников и определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы ее кредиторов.

Минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемого банка на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в сумме 300 миллионов рублей. Минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемой небанковской кредитной организации, ходатайствующей о получении лицензии, предусматривающей право на осуществление расчетов по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам, на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в сумме 90 миллионов рублей. Минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемой небанковской кредитной организации, ходатайствующей о получении лицензии для небанковских кредитных организаций, имеющих право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций, на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в сумме 18 миллионов рублей. Минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемой небанковской кредитной организации, не ходатайствующей о получении указанных лицензий, на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в сумме 18 миллионов рублей.
(часть вторая в ред. Федеральных законов от 03.05.2006 № 60-ФЗ, от 28.02.2009 № 28-ФЗ, от 27.06.2011 № 162-ФЗ, от 03.12.2011 № 391-ФЗ)
Часть третья утратила силу - Федеральный закон от 28.02.2009 № 28-ФЗ.

Банк России устанавливает предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации, а также перечень видов имущества в неденежной форме, которое может быть внесено в оплату уставного капитала. (часть четвертая в ред. Федерального закона от 03.05.2006 № 60-ФЗ)
Не могут быть использованы для формирования уставного капитала кредитной организации привлеченные денежные средства.

Оплата уставного капитала кредитной организации при увеличении ее уставного капитала путем зачета требований к кредитной организации не допускается. Банк России вправе установить порядок и критерии оценки финансового положения учредителей (участников) кредитной организации. (часть пятая в ред. Федерального закона от 27.12.2009 № 352-ФЗ)

Средства федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, свободные денежные средства и иные объекты собственности, находящиеся в ведении федеральных органов государственной власти, не могут быть использованы для формирования уставного капитала кредитной организации, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Средства бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, свободные денежные средства и иные объекты собственности, находящиеся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, могут быть использованы для формирования уставного капитала кредитной организации на основании соответственно законодательного акта субъекта Российской Федерации или решения органа местного самоуправления в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Приобретение и (или) получение в доверительное управление (далее - приобретение) в результате одной или нескольких сделок одним юридическим или физическим лицом либо группой юридических и (или) физических лиц, связанных между собой соглашением, либо группой юридических лиц, являющихся дочерними или зависимыми по отношению друг к другу, свыше 1 процента акций (долей) кредитной организации требует уведомления Банка России, более 20 процентов - предварительного согласия Банка России. Банк России не позднее 30 дней с момента получения ходатайства сообщает заявителю в письменной форме о своем решении - согласии или отказе. Отказ должен быть мотивирован. В случае, если Банк России не сообщил о принятом решении в течение указанного срока, приобретение акций (долей) кредитной организации считается разрешенным. Порядок получения согласия Банка России на приобретение более 20 процентов акций (долей) кредитной организации и порядок уведомления Банка России о приобретении свыше 1 процента акций (долей) кредитной организации устанавливаются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России. (часть восьмая в ред. Федеральных законов от 19.06.2001 № 82-ФЗ, от 29.12.2006 № 246-ФЗ)

Банк России имеет право отказать в даче согласия на приобретение более 20 процентов акций (долей) кредитной организации при установлении неудовлетворительного финансового положения приобретателей акций (долей), нарушении антимонопольных правил, а также в случаях, когда в отношении лица, приобретающего акции (доли) кредитной организации, имеются вступившие в силу судебные решения, установившие факты совершения указанным лицом неправомерных действий при банкротстве, преднамеренного и (или) фиктивного банкротства, и в других случаях, предусмотренных федеральными законами. (часть девятая в ред. Федерального закона от 19.06.2001 № 82-ФЗ)

Банк России отказывает в даче согласия на приобретение более 20 процентов акций (долей) кредитной организации, если ранее судом была установлена вина лица, приобретающего акции (доли) кредитной организации, в причинении убытков какой-либо кредитной организации при исполнении им обязанностей члена совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации, единоличного исполнительного органа, его заместителя и (или) члена коллегиального исполнительного органа (правления, дирекции). (часть десятая введена Федеральным законом от 19.06.2001 № 82-ФЗ)

Учредители банка не имеют права выходить из состава участников банка в течение первых трех лет со дня его регистрации.

(введена Федеральным законом от 19.06.2001 № 82-ФЗ)

Органами управления кредитной организации наряду с общим собранием ее учредителей (участников) являются совет директоров (наблюдательный совет), единоличный исполнительный орган и коллегиальный исполнительный орган.

Текущее руководство деятельностью кредитной организации осуществляется единоличным исполнительным органом и коллегиальным исполнительным органом.
Единоличный исполнительный орган, его заместители, члены коллегиального исполнительного органа (далее - руководитель кредитной организации), главный бухгалтер кредитной организации, руководитель ее филиала не вправе занимать должности в других организациях, являющихся кредитными или страховыми организациями, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также в организациях, занимающихся лизинговой деятельностью или являющихся аффилированными лицами по отношению к кредитной организации, в которой работают ее руководитель, главный бухгалтер, руководитель ее филиала, за исключением случая, предусмотренного настоящей частью. В случае, если кредитные организации являются по отношению друг к другу основным и дочерним хозяйственными обществами, единоличный исполнительный орган дочерней кредитной организации имеет право занимать должности (за исключением 19 должности председателя) в коллегиальном исполнительном органе кредитной организации - основного общества. (часть третья в ред. Федерального закона от 23.07.2010 № 181-ФЗ)
Кандидаты на должности членов совета директоров (наблюдательного совета), руководителя кредитной организации, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, а также на должности руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации должны соответствовать квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.

Кредитная организация обязана в письменной форме уведомить Банк России обо всех предполагаемых назначениях на должности руководителя кредитной организации, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, а также на должности руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации. Уведомление должно содержать сведения, предусмотренные подпунктом 8 статьи 14 настоящего Федерального закона. Банк России в месячный срок со дня получения указанного уведомления дает согласие на указанные назначения или представляет мотивированный отказ в письменной форме на основаниях, предусмотренных статьей 16 настоящего Федерального закона.

Кредитная организация обязана в письменной форме уведомить Банк России об освобождении от должностей руководителя кредитной организации, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, а также руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия такого решения.

Кредитная организация обязана в письменной форме уведомить Банк России об избрании (освобождении) члена совета директоров (наблюдательного совета) в трехдневный срок со дня принятия такого решения.

(в ред. Федерального закона от 03.12.2011 № 391-ФЗ)

Минимальный размер собственных средств (капитала) устанавливается для банка в сумме 300 миллионов рублей, за исключением случаев, предусмотренных частями четвертой - седьмой настоящей статьи.

Размер собственных средств (капитала) небанковской кредитной организации, ходатайствующей о получении статуса банка, на 1-е число месяца, в котором было подано в Банк России соответствующее ходатайство, должен быть не менее 300 миллионов рублей.

Лицензия на осуществление банковских операций, предоставляющая кредитной организации право осуществлять банковские операции со средствами в рублях и иностранной валюте, привлекать во вклады денежные средства физических и юридических лиц в рублях и иностранной валюте (далее - генеральная лицензия), может быть выдана кредитной организации, имеющей собственные средства (капитал) не менее 900 миллионов рублей по состоянию на 1-е число месяца, в котором было подано в Банк России ходатайство о получении генеральной лицензии.

Банк, имевший на 1 января 2007 года собственные средства (капитал) менее 180 миллионов рублей, вправе продолжать свою деятельность при условии, если размер его собственных средств (капитала) не будет уменьшаться по сравнению с уровнем, достигнутым на 1 января 2007 года.

Размер собственных средств (капитала) банка, отвечающего требованиям, установленным частью четвертой настоящей статьи, с 1 января 2010 года должен быть не менее 90 миллионов рублей.

Размер собственных средств (капитала) банка, отвечающего требованиям, установленным частями четвертой и пятой настоящей статьи, а также банка, созданного после 1 января 2007 года, с 1 января 2012 года должен быть не менее 180 миллионов рублей.

Размер собственных средств (капитала) банка, отвечающего требованиям, установленным частями четвертой - шестой настоящей статьи, а также банка, созданного после 1 января 2007 года, с 1 января 2015 года должен быть не менее 300 миллионов рублей.

При снижении размера собственных средств (капитала) банка вследствие изменения Банком России методики определения размера собственных средств (капитала) банка банк, имевший на 1 января 2007 года собственные средства (капитал) в размере 180 миллионов рублей и более, а также банк, созданный после 1 января 2007 года, в течение 12 месяцев должны достичь величины собственных средств (капитала) в размере 180 миллионов рублей, а с 1 января 2015 года - 300 миллионов рублей, рассчитанной по новой методике определения размера собственных средств (капитала) банка, определенной Банком России, а банк, имевший на 1 января 2007 года собственные средства (капитал) в размере менее 180 миллионов рублей, - большей из двух величин: размера собственных средств (капитала), имевшихся у него на 1 января 2007 года, рассчитанного по новой методике определения размера собственных средств (капитала) банка, определенной Банком России, либо размера собственных средств (капитала), установленного частями пятой - седьмой настоящей статьи, на соответствующую дату.

Банковская деятельность на территории Российской Федерации регулируется рядом федеральных законов и большим количеством правовых актов, которые направлены на отдельные узкие банковские специальности и специфические операции. Основным законом в банковской сфере является ФЗ-395-1.

Общие положения 395-1 ФЗ

Перечень законодательных актов, являющихся основными в сфере регулирования банковской деятельности:

  • ФЗ-351-1 — О банках и банковской деятельности — является основополагающим законом в области регулирования работы банков. Он определяет базовые понятия и термины, классифицирует банковские организации и документы, определяет отношения между государством, банками и клиентами, а также устанавливает порядок регистрации кредитных учреждений и их деятельность.
  • — регулирует деятельность главной финансовой организации страны, а также её филиалов. Банк России устанавливает национальную валюту, следит за её стабильностью и контролирует работу всех кредитных организаций.
  • — устанавливает порядок осуществления денежных переводов и правила предоставления платёжных услуг на территории РФ.
  • И-153 — Инструкция ЦБ РФ об открытии и закрытии банковских счетов — предусматривает необходимые документы для создания банковского счёта, а также правила его использования.
  • И-139 — Инструкция ЦБ РФ об обязательных нормативах банков — устанавливает правила расчёта обязательных банковских нормативов.

Также необходимо обратить внимание на Конституцию РФ, а именно на статьи 71, 74, 75, 83, 103, 106, которые разрешают и ограничивают работу банков, а также статья 857 ГК РФ, которая определяет понятие банковской тайны и предусматривает правила её соблюдения.

Кроме вышеперечисленных законодательных актов, являющихся краеугольным камнем в банковской системе Российской Федерации, существует большое количество узконаправленных документов, которые регулируют отдельные виды деятельности банковских и кредитных учреждений. Все нормативные акты постоянно редактируются и совершенствуются с целью улучшения работы финансовой сферы государства.

ФЗ о судебной системе с актуальными изменениями на 2018 год. Ссылка

О последних нововведениях в ФЗ №116 читайте

Краткое содержание ФЗ-351-1 по главам:

  • Глава 1 предусматривает общие положения закона: определяет основные термины, используемые в банковской сфере, устанавливает виды финансовых и кредитных организаций, а также предусматривает основные правила их функционирования;
  • Глава 2 регулирует порядок регистрации кредитных и банковских учреждений, правила получения соответствующей лицензии для осуществления деятельности и особенности ликвидации указанных организаций;
  • Глава 3 перечисляет требования для обеспечения стабильной работы банковской системы, а также для защиты прав и интересов вкладчиков;
  • Глава 4 устанавливает правила межбанковских отношений и порядок обслуживания клиентов;
  • Глава 5 предусматривает особенности открытия и функционирования филиалов кредитных организаций на территории иностранных государств;
  • Глава 6 определяет особенности осуществления банковских вкладов физическими лицами и правила их обязательного страхования;
  • Глава 7 устанавливает требования к ведению бухгалтерского учёта в банковских организациях и порядок надзора за деятельностью кредитных учреждений.

Закон о банковской деятельности вступил в силу 2 декабря 1990 года. С момента принятия он неоднократно дополнялся и редактировался. Последние изменения ФЗ-351-1 произошли 31 декабря 2017 года.

Какие были внесены изменения?

В ходе последнего изменения законодательства о банках Российской Федерации, которое было внесено 12 декабря 2017 года законом № 482-ФЗ, были дополнены следующие статьи:

  • В статью 8 , предусматривающую правила раскрытия банковской тайны, было внесено положение, которое даёт право Правительству РФ устанавливать особые случаи для кредитных организаций, когда предназначенная для раскрытия информация может не оглашаться или оглашаться частично;
  • Статья 30 , определяющая взаимоотношения банков и клиентов, была дополнена положением, которое предусматривает заключение электронных соглашений, подписанных цифровыми подписями. Электронные документы являются равносильными бумажным, а цифровые подписи будут использоваться для идентификации клиентов. Данная поправка вступит в силу 30.06.2018.

Статья 20 , предусматривающая основания для прекращения действия лицензии на осуществление банковской деятельности, состоит из следующих положений:

  • Центральный банк России вправе отозвать лицензию у кредитной организации в перечисленных далее случаях:
    • информация, на основании которой была выдана лицензия, является недостоверной;
    • банковские операции, предусмотренные лицензией, не производятся в течении года с момента её выдачи;
    • существенная недостоверность отчётных данных;
    • ежемесячная отчётность задерживается более 15 дней;
    • осуществление банковских операций, которые не предусмотрены лицензией;
    • несоблюдение требований нормативных актов о банковской деятельности;
    • многократное нарушение в течение одного года требований нормативных документов банка России;
    • неисполнение требований судебных организаций о взыскании денег со счетов клиентов;
    • ходатайства о банкротстве от временной администрации (ФЗ о банкротстве );
    • многократная задержка предоставления обновленной информации в Банк России;
    • не устранены нарушения в установленный срок;
    • нарушение законодательства о противодействии незаконному использованию инсайдерской информации.
  • Центральный банк обязан отозвать лицензию у кредитной организации в следующих случаях :
    • если показатель собственного капитала кредитного учреждения ниже двух процентов;
    • если собственный капитал организации ниже минимального показателя уставного капитала;
    • если кредитная компания не приводит собственный капитал в положенную норму в соответствии с постановлением банка России;
    • если организация не может удовлетворить запросы кредиторов;
    • если банк, обладающий универсальной лицензией, допустил снижение собственного капитала ниже допустимой минимальной нормы;
    • если банк с универсальной лицензией при снижении собственного капитала, не достиг нужной суммы в установленный срок и не сменил свой статус в соответствии с положением настоящего закона;
  • Решение об отзыве лицензии принимается в течении 15 дней после получения достоверных сведений о соответствующих основаниях. Решение вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение 30 дней после его оглашения.

После отзыва лицензии в кредитную или банковскую организацию назначается временная администрация, задача которой заключается в исполнении оставшихся обязательств компании перед кредиторами и подготовка организации к ликвидации.

Статья 27 , предусматривающая порядок наложения ареста и направления взыскания на денежные и имущественные средства, которые находятся в кредитной организации, состоит из следующих положений:

  • Наложение ареста на финансовые средства или другие ценности, находящиеся в залоге или на хранении в кредитной компании, осуществляется только с соответствующего постановления судебных инстанций в результате судебного решения;
  • Если на деньги, находящиеся на счету или во вкладе, накладывается арест, тогда компания, по получению соответствующего решения, незамедлительно прекращает любые операции с указанным счетом;
  • Взыскать денежные средства или другие ценности, которые находятся на счету или во вкладе в кредитной компании, можно только при наличии соответствующего исполнительного документа;
  • Кредитная организация и Центральный банк России не отвечают за повреждение имущества в результате ареста или взыскания;

Денежные средства или ценности конфискуются только при вступлении в силу соответствующего решения суда.

Поправки, которые касаются деятельности коммерческих банков

С целью урегулирования финансового рынка в течение последних 10 лет сократилось количество коммерческих банков. Преимущества уменьшения числа банковских организаций заключаются в следующем:

  • в качественном улучшении предоставляемых услуг;
  • в повышении надёжности вкладов и активов;
  • в повышении конкуренции.

Однако не обходится и без отрицательных последствий , среди которых:

  • затраты на компенсацию убытков юридических лиц;
  • потери юридических лиц, которые вкладывают в развитие коммерческих организаций;
  • нестабильность в банковской сфере из-за частых поправок законодательства.

Закон о банковской деятельности регулярно редактируется в целях улучшения услуг и создания здоровой финансовой среды. Поэтому в текущем году ожидается новая волна сокращения коммерческих банков. Эксперты прогнозируют уменьшения количества банков до 500 единиц.

Скачать текст действующей редакции закона

Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 “О банках и банковской деятельности” можно скачать Текст предоставлен в действующей редакции с последними изменениями от 31.12.2017.

Федеральный закон № 395-1 «О банках и банковской деятельности»

Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 года № 395-1 – основной документ, регулирующий создание и деятельность кредитных организаций на территории России.

Глава 1 закона посвящена общим положениям банковской деятельности, описана ее структура. Определен круг операций, которыми могут заниматься исключительно кредитные организации. Дано определение союзов, ассоциаций, групп и холдингов, создаваемых банками. Заложены основы взаимоотношений банков и государства. Кроме того, в разделе прописаны базовые понятия, необходимые для создания банка: , минимальный , органы управления.

Глава 2 регламентирует регистрацию кредитных организаций и лицензирование банковских операций, процедуру создания филиалов и представительств. В ней приведен список необходимых документов, описаны основания для отказа. Здесь же указаны особенности создания на территории России кредитной организации с иностранным участием, а также рассмотрены вопросы, в какой ситуации лицензия может быть отозвана, и порядок ликвидации банка.

Глава 3 – о банковской стабильности и надежности, а также о защите прав вкладчиков и кредиторов. Здесь же возлагается на Центральный банк установление нормативов, которыми должны руководствоваться банки. Вводится понятие банковских резервов, дается определение банковской тайны, а также описаны процедура наложения ареста и обращение взыскания на денежные средства, находящиеся в кредитной организации.

В главе 4 говорится о банковской практике: установление межбанковских отношений, процентные ставки, комиссионное вознаграждение банков. В последней редакции закона в отдельной главе вводится такое понятие, как бюро кредитных историй. Рассмотрены вопросы обеспечения возвратности кредитов, банкротства клиентов. Есть раздел, посвященный антимонопольным правилам.

Глава 5 - о создании банком представительств и дочерних организаций за рубежом.

Глава 6 полностью посвящена сберегательному делу - вкладам физических лиц, системе обязательного и добровольного страхования.

В последней главе 7 речь идет о бухгалтерском учете в кредитных организациях, а также о надзоре за деятельностью банков, об обязательной отчетности и аудиторских проверках. Кроме того, описаны особенности бухгалтерского учета в банковских группах и холдингах.


Смотреть что такое "Федеральный закон № 395-1 «О банках и банковской деятельности»" в других словарях:

    Квота участия иностранного капитала в банковской системе - Размер (квота) участия иностранного капитала в банковской системе Российской Федерации устанавливается федеральным законом по предложению Правительства Российской Федерации, согласованному с Банком России. Указанная квота рассчитывается как… … Официальная терминология

    - (Deposit Insurance Agency) Агентство по страхованию вкладов это государственная корпорация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов Агентство по страхованию вкладов является государственной корпорацией, которая осуществляет… … Энциклопедия инвестора

    Банковское право - Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов … Википедия

    Судимость - Судимость правовое состояние гражданина, который был признан судом виновным в совершении преступления и к которому было применено наказание и иные меры уголовно правового характера. Судимость входит в содержание уголовной ответственности и… … Википедия

    Агентство по страхованию вкладов - Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия

    Коммерческий банк - Коммерческий банк негосударственное кредитное учреждение, осуществляющее универсальные банковские операции для юридических и физических лиц (расчётные, платёжные операции, привлечение вкладов, предоставление ссуд, а также операции на рынке… … Википедия

    - (НКО) – та, которая имеет право осуществлять отдельные банковские операции. Определение НКО дает федеральный закон от 2 декабря 1990 года № 395 1 «О банках и банковской деятельности». Допустимые сочетания банковских операций для НКО… … Банковская энциклопедия

    Кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции,… … Бухгалтерская энциклопедия

    Банковская группа - Банковской группой признается не являющееся юридическим лицом объединение кредитных организаций, в котором одна (головная) кредитная организация оказывает прямо или косвенно (через третье лицо) существенное влияние на решения, принимаемые… … Официальная терминология

    Банковская система - (Banking System) Банковская система это совокупность действующих в стране банков, кредитных учреждений и отдельных экономических организаций, которые действуют по единым правилам денежно кредитной политики страны Определение банковской системы,… … Энциклопедия инвестора

Банковскую деятельность на территории Российской Федерации регламентируют несколько правовых актов. Основным из них является Федеральный закон “О банках и банковской деятельности” под номером 395-1. Вместе с ним функции финансовых учреждений регулируются сопутствующими положениями, федеральными законами, а также отдельными инструкциями.

Перечень основных законодательных актов , регулирующих деятельность финансовых учреждений, выглядит следующим образом:

  • ФЗ 395-1 “О банках и банковской деятельности” — принят в декабре 1990 года, является основным регулирующим документом, определяет главные понятия и термины, уставной капитал, порядок регистрации и лицензирования;
  • ФЗ 86 “О Центральном банке Российской Федерации” — принят в 2002 году, регламентирует деятельность главного финансового учреждения страны, определяет денежную единицу России, предписывает контролирующие функции, инструменты и методы;
  • И-153 — инструкция ЦБ РФ об открытии и закрытии банковских счетов , утверждена в 2014, закон предписывает порядок действий и список необходимых документов;
  • — принят в 2011, определяет правовую основу для осуществления платежных услуг и переводов, на его основании в 2012 разработано Положение 383 о правилах перевода денежных средств;
  • И-139 — инструкция ЦБ РФ “Об обязательных нормативах банков” , утверждена в 2012, регулирует методику расчета обязательных банковских нормативов.

Кроме указанных положений действуют и узконаправленные законы и правовые акты, регулирующие отдельные аспекты банковской деятельности. Все документы активно дорабатываются в соответствии с актуальными нормами законодательства.

Дальнейшее рассмотрение статьи коснется ФЗ 395-1. Краткое содержание Федерального закона “О банках и банковской деятельности” можно рассмотреть по главам:

  • общие положения, регулирующие основные понятия, определения, главные аспекты деятельности финансовых учреждений;
  • порядок регистрации и лицензирования финансовых учреждений;
  • меры по обеспечению стабильности банковской системы, защита прав вкладчиков и кредиторов;
  • регулирование законом отношений между кредитными организациями и процедура обслуживания клиентов;
  • регламент сберегательного дела;
  • бухгалтерский учет, система отчетности.

Последние изменения в Федеральный закон 395-1 “О банках и банковской деятельности” были внесены рядом поправок в 2017 году.

Скачать

Скачать Федеральный закон 395-1 “О банках и банковской деятельности” можно по . Текст представлен в последней редакции закона, с последними изменениями за 18 июня 2017. Приведенный для скачивания закон будет полезен как для работников финансового учреждения и его клиентов, так и для юристов, изучающих данную область законодательства.

Последние изменения в 395-1-ФЗ

Последние изменения в Федеральный закон 395-1 “О банках и банковской деятельности” были введены 18 июня 2017. Кроме них поправки в этом же году были внесены 28 марта и 1 мая. Все они затронули следующие статьи закона:

  • ст 1 ФЗ 395-1 дополнилась частями 3 и 4 об универсальной и базовой лицензии, существующую уже третью и четвертую часть предписывается считать соответственно пятой и шестой;
  • была введена статья 5.1 об особенностях осуществления сделок при базовой лицензии;
  • в статье 8 Закона о деятельности кредитных организаций была изменена формулировка пунктов 1 и 2 первой части и часть 13, также были добавлены части 14 и 15 о базовой лицензии кредитной организации и особенности раскрытия информации;
  • во второй части ст 10 ФЗ 395-1 изменена редакция пунктов 1 и 3, второй пункт утратил силу;
  • изменилась редакция части 2 статьи 11 ;
  • статья 11.1 Закона о деятельности финансовых учреждений была дополнена частью 11 о полномочиях единоличного исполнительного органа банка, а также о возможности неприменения частей 6 и 7;
  • ст 11.1-2 Федерального закона 395-1 была дополнена пятой частью о возможности не назначать руководителя службы внутреннего контроля при базовой лицензии;
  • была полностью изменена редакция статьи 11.2 о минимальном размере капитала финансовой организации;
  • введена статья 11.4 о порядке смены типа лицензии с универсальной на базовую и обратно;
  • в статью 13 Федерального закона “О банках и банковской деятельности” введена часть 2 об установлении Банком России формы лицензий, части 2-10 теперь считаются частями 3-11, добавлена часть 12 о возможности перейти обратно на универсальную лицензию после ее смены на базовую;
  • в шестом абзаце пункта 1 части 1 статьи 16 были исключены слова «от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ» и «(далее — «)»;
  • в ст 20 ФЗ “О банках и банковской деятельности” внесены коррективы в формулировку, полностью изменена редакция пунктов 5-12, пункт 13 утратил силу;
  • пятая часть статьи 22 Федерального закона “О банках и банковской деятельности” была дополнена предложением о публикации сведений о местонахождении главного офиса и филиалов на официальных сайтах;
  • в ст 23 ФЗ 395-1 были добавлены части 9-12 о получении кредитной организацией статуса микрофинансовой компании, части 9-13 считаются частями 13-17;
  • в статье 23 Закона “О банках и банковской деятельности” часть 16 полностью изменила свою редакцию;
  • введена статья 23.6 о получении микрофинансовой компанией статуса кредитной организации с базовой лицензией или небанковской кредитной организации;
  • статья 24 Федерального закона 395-1 дополнилась частью 5 о деятельности учреждения с базовой лицензией на рынке ценных бумаг, части 5-15 считаются теперь частями 6-16;
  • в четвертой и пятой частях статьи 25.1 были скорректированы формулировки согласно общим изменениям законодательства;
  • статья 26 ФЗ 395-1 дополнилась частями 41 и 42 о разглашении ООО «Управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора» банковской тайны третьим лицам;
  • изменена редакция части 1 и 2 статьи 35 ;
  • в ст 36 Федерального закона 395-1 скорректированы формулировки некоторых положений.

Отдельно следует учитывать ст 27 Федерального закона “О банках и банковской деятельности”. Ее положения регламентируют наложение ареста и взыскания на средства кредитной организации. Последние изменения статьи 27 производились в 2011 году — были скорректированы формулировки отдельных частей.

Изменения для коммерческих банков

При анализе банковской деятельности нельзя не затронуть вопрос о сокращении количества банков за последние 10 лет. Такие изменения призваны урегулировать рынок финансовых услуг. Преимуществами сокращения количества коммерческих организаций можно выделить следующие аспекты:

  • качественное улучшение активов компаний и оказываемых услуг;
  • повышение надежности вкладов;
  • усиление конкуренции.

Основным отрицательным аспектом сокращения выделяют затраты на возмещение убытков вкладчикам. Учитываются также и потери юридических лиц, вкладывающих средства в развитие коммерческих учреждений. Немаловажным аспектом является и создание нестабильности в банковской среде для юридических и физических лиц.

Закон “О банках и банковской деятельности” редактируется в соответствии с текущими изменениями. Приоритет ставится именно на повышение качества услуг и создании стабильной финансовой системы.

Эксперты ожидают сокращение количества коммерческих банков до 500. Указывается при этом, что наиболее оптимальный для страны вариант — не больше ста банковских учреждений. На начало 2017 года действующих банков насчитывалось 623.

Банковская система РФ состоит из Банка России, представительств иностранных банков, а также кредитных организаций вместе с филиалами. Правовое регулирование этих организаций закреплено в Конституции РФ, ФЗ «О банковской деятельности» и «О центральном банке», а также некоторыми другими законами и подзаконными актами.

Закон о банках

Основной документ, который регулирует деятельность банков, а также создание и функционирование кредитных организаций РФ - Федеральный закон о банковской деятельности и банках, который больше известен под названием ФЗ о банках. Принятие документа состоялось еще в далеком 1990 году, под номером 395-1. В составе документа 7 глав, 43 статьи, в которых сформулирован перечень ключевых моментов деятельности кредитных организаций всех форм организационно-правовой собственности.

Федеральные законы о банках

Помимо ФЗ О банках деятельность кредитных организаций регламентируется перечнем других нормативно-правовых актов, среди которых законы о Центральном банке Российской Федерации, о национальной платежной системе, о страховании , закон о кредитной истории и валютном регулировании. Примечательно, что в законе о кредитной истории можно найти даже информацию о банках, у которых есть проблемы с кредитной историей. В эту же категорию относятся ФЗ о залоге недвижимости, а также закон, направленный на борьбу с отмыванием доходов и противодействию терроризму.

Закон о банках и банковской деятельности

Среди основных положений закона о банковской деятельности особое внимание рекомендуется обратить на процедуру лицензирования и регистрации банков, а также их филиалов и представительств, положения о банкротстве банков и порядке отзыва лицензии.

В законе также освящены ключевые моменты, которые касаются стабильности и надежности работы банковских структур, затрагиваются вопросы по защите прав вкладчиков, сформулировано понятие банковской тайны, а также нормативы банковской деятельности, которые определяются по инициативе ЦБ РФ.

В законе приведена информация о принципах обслуживания банковских клиентов, проведении типовых операций, принципах формирования размерах комиссионных выплат, а также формирования ставок по и депозитам.

Страхование в банках закон

Кредитные организации не имеют права заниматься страховой, а также торговой и производственной деятельностью. Действующие ограничения не касаются договоров, которые используются в качестве производных финансовых инструментов. Как правило, такие документы предусматривают обязанность передачи, продажи или покупки товара на предварительно оговоренных условиях в случае прекращения обязательства на поставку без исполнения в натуре.

Федеральные законы центрального банка

Федеральным законом «О Центральном банке» определяется в первую очередь понятие организации как юридического лица, которое самостоятельно осуществляет профессиональную деятельность, имеет уставной капитал и находится в федеральной собственности. При этом ЦБ РФ не несет ответственности за долги государства. Среди основных профессиональных задач главного банка страны - работа над развитием, укреплением, повышением эффективности и бесперебойным функционированием банковской и платежной системы страны, а также сохранение устойчивости национальной валюты государства. ЦБ РФ также отвечает за эмиссию денежных средств и организацию их обращения.

Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1

Основной закон, определяющий структуру финансовой системы и устанавливающий нормы банковской деятельности - это Федеральный закон от 02.12. 1990 № 395-1. В этом документе дается понятие "банку", "банковской группе", "кредитной организации", "банковским операциям", "вкладам и вкладчикам" и другой финансовой терминологии и образованиям.

Также в законе прописаны правовые нормы и порядки регистрации, получение разрешительной документации различных финансовых структур, определены статусы вкладчиков, способы обеспечения надежности, а также формы страхования вкладов.

Исчерпывающую информацию относительно квалификационных требований к руководителям финансовых организаций, условия реорганизации и отзыв лицензий могут найти в этом документе каждый интересующийся.

Принципы банковского законодательства

Правовые нормы банковской деятельности основаны на двух группах принципов.

1. Общие принципы банкоского законодательства, определяющие правовой статус банковских организаций и устанавливающие нормы экономической модели РФ.

Сюда относятся такие принципы:

  • свободы экономической деятельности;
  • неприкосновенности собственности;
  • необходимости конкуренции и запрещения монополии;
  • осуществления банковской деятельности на едином экономическом пространстве.

2. Специфические принципы банковского законодательства, регламентирующие порядок организации, развития и функционирования банковской системы.

В эту группу включены принципы:

  • организационно-правового построения финансовой системы;
  • определяющие порядок осуществления банковской деятельности;
  • независимости Центробанка;
  • банковской тайны.

Комплексное описание норм и принципов можно найти в оригинале документа.

Направления эволюции банковского законодательства

Банковское законодательство, конечно занимает ключевую позицию в регулировании финансовой и банковской системы в стране, определяя форму деятельности и правовой регламент тех или иных банковских структур. Но это не означает, что оно не совершенствуется и не эволюционирует.

По мере формирования и развития банковской системы, законы становились более определенными и жесткими, в целях предотвращения банкротства банков, мошеннических действий и спекуляций.

Направления эволюции банковского законодательства заключается, в большинстве случаев, во внесении поправок и дополнений к главам и пунктам документа, в связи с конъюнктурой, меняющимися условиями и динамикой экономической жизни страны. Эти необходимые коррективы расширяют правовое поле действия законодательства, повышают эффективность и оптимизируют в целом банковскую систему государства.

Нормативно-правовые акты

Пакет нормативно-правовых актов, регламентирующих взаимоотношения в банковской сфере - это Банковское законодательство. Оно определяется правовым режимом, который транслирует порядок управления и регулирования банковской деятельностью. Основные цели правового режима заключаются в препятствовании неправомерному банкротству, мошенническим действиям, недобросовестной конкуренции, спекуляции, а также в повышении доверия к банкам.

Помимо этого, нормативно-правовые акты прописывают виды и типы банковских организаций, форму их собственности, функции и статус центрального банка страны. В этих документах определена модель деятельности на рынке ценных бумаг и лицензирование банковско-кредитного сервиса, а также форма взаимоотношений центрального банка с финансовыми учреждениями.

Все эти задачи имеют государственное значение и влияют на экономическую мощь государства и уровень жизни его населения.

Совет от Сравни.ру: Федеральный закон о банковской деятельности, который регулирует работу кредитных организаций - один из основополагающих нормативных документов для организации работы финансового сектора экономики страны. Периодически к положениям документа обращаются сотрудники банков, экономисты, юристы, судьи, бухгалтера, адвокаты и заемщики, которым необходимо как минимум знакомство с этим нормативно-правовым документом.